Синдром дефицита внимания Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка. Первые симптомы начинают беспокоить с трех лет: малыш не может усидеть на месте и всячески пытается привлечь к себе внимание нарочитым непослушанием.
- Многие родители не считают необходимостью бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст.
- Однако в дальнейшем болезнь оборачивается серьезными проблемами у школьника: неумением концентрировать внимание, неуспеваемостью, частой критикой со стороны учителей и друзей, социальной изоляцией, нервными срывами.
Гиперактивность является дисфункцией центральной нервной системы. Если ее не лечить в детстве, расстройство может сильно повлиять на качество жизни взрослого человека. Потому и провести комплексную корректирующую терапию, если подозреваете у ребенка СДВГ.
Полный ответ
Как проявляется синдром дефицита внимания?
СДВГ – это неврологическое поведенческое расстройство, начинающееся в детском возрасте, проявляющееся трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью).
Полный ответ
Как ведут себя дети с дефицитом внимания?
Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такие дети бывают неловки в своих движениях, у них плохая координация, слабый мышечный контроль, поэтому они все роняют, ломают, часто спотыкаются и падают.
Полный ответ
В каком возрасте проявляется синдром дефицита внимания?
Симптомы и признаки СДВГ — Заболевание часто начинается до 4 лет и неизменно до 12 лет. Пиковый возраст постановки диагноза – 8–10 лет, однако у пациентов с преимущественно невнимательным типом синдром может быть диагностирован только в подростковом возрасте. Основные симптомы и признаки СДВГ:
Невнимательность Импульсивность Гиперактивность
Невнимательность, как правило, проявляется, когда ребенок выполняет задачи, требующие бдительности, быстрой реакции, визуального восприятия и устойчивой концентрации внимания, а также длительного и целенаправленного восприятия вербальной информации.
Импульсивность относится к поспешным действиям с отрицательным потенциалом (например, у детей, которые перебегают улицу, не глядя, у подростков и взрослых, которые внезапно бросили школу или работу, не задумываясь о последствиях). Гиперактивность включает в себя излишнюю двигательную активность. Дети, особенно младшего возраста, могут иметь проблемы с усидчивостью в ситуациях, когда это ожидаемо (например, в школе или в церкви).
Пожилые пациенты могут быть просто суетливыми, беспокойными, или разговорчивыми — иногда до такой степени, что другие чувствуют себя изнуренными, глядя на них. Органическая природа нарушения препятствует развитию мышления, учебных навыков, умения рассуждать и излагать последовательно свои мысли, мотивации к школе и адаптации к социальным требованиям.
- Дети с преимущественно невнимательным СДВГ, как правило, воспринимают практическое обучение и испытывают трудности в ситуациях пассивного обучения, которые требуют непрерывной работы и завершения задачи.
- В целом около 20–60% детей с СДВГ имеют расстройства обучения, но у большинства детей с СДВГ некоторые школьные проблемы возникают из-за невнимательности (в результате пропуска деталей) и импульсивности (как результат ответа на вопрос без обдумывыания).
Для детей с СДВГ характерны следующие психологические особенности: низкое качество социальных навыков и взаимоотношений со сверстниками, нарушения сна, беспокойство, дисфория, депрессия и перепады настроения. Хотя специфического физического обследования или лабораторных исследований, связанных с СДВГ нет, признаки могут включать:
Несогласованность движений или неуклюжесть нелокализованные, невыраженные неврологические симптомы; Перцептивно-двигательные дисфункции
Клинические критерии базируются на руководстве DSM-5
Диагноз СДВГ является клиническим и базируется на всестороннем медицинском, экспериментальном, образовательном и психологическом оценивании (см. Практическое клиническое руководство по диагностике, оценке и лечению синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей и подростков Американской академии педиатрии ).
Часто проявляться в течение ≥ 6 месяцев Более выражены, чем ожидалось с учетом уровня развития ребенка Возникновение минимум в 2 ситуациях (например, дома и в школе) Присутствовать в возрасте до 12 лет (по крайней мере, некоторые симптомы) Мешать функционированию дома, в школе или на работе
Симптомы невнимательности:
Не обращает внимание на детали или делает небрежные ошибки в школьных работах или при другой деятельности Испытывает трудности концентрации внимания на уроках в школе или в течение игры Складывается впечатление, что ребенок не слушает, когда к нему непосредственно обращаются Не следует инструкциям или конечным задачам Имеет трудность в организации задач и мероприятий Избегает, не любит или не хочет заниматься активностью, которая требует постоянных умственных усилий в течение долгого периода времени Часто теряет вещи, необходимые для школьных уроков или деятельности Легко отвлекаем Забывчив в повседневной деятельности
Симптомы гиперактивности и импульсивности:
Часто двигает руками или ногами или ерзает Часто оставляет свое место в классе или в другой ситуации Часто бегает взад-вперед или чрезмерно поднимается вверх, когда такая активность нецелесообразна Не способен играть спокойно Часто при ходьбе действует, как будто управляется вдигателем Часто говорит чрезмерно Часто выпаливает ответы, прежде чем вопросы будут завершены Часто испытывает трудности с ожиданием своей очереди Часто прерывает или вмешивается к другим
Диагностика преимущественно невнимательного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков невнимательности. Диагностика гиперактивного/импульсивного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков гиперактивности и импульсивности. Диагностика комбинированного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков каждого из типов – невнимательности и гиперактивности/импульсивности.
Дифференциация между СДВГ и другими состояниями может быть трудной. Необходимо избегать гипердиагностики, и остальные условия должны быть точно определены. Многие признаки СДВГ выражены в дошкольном возрасте и могут также указывать на проблемы с общением, которые могут возникнуть при других нарушениях неврологического развития (например, расстройства аутического спектра Расстройства аутистического спектра Расстройства аутистического спектра – психическое расстройство детского возраста, характеризующееся нарушением социального взаимодействия и общения, повторяющимися и стереотипными моделями поведения.
Прочитайте дополнительные сведения ) или при некоторых расстройствах обучения Обзор нарушений способности к обучению (Overview of Learning Disorders) Нарушение обучаемости является предпосылкой, обуславливающей разницу между потенциальным и актуальным уровнями академической успеваемости, прогнозированной персональными интеллектуальными способностями.
Прочитайте дополнительные сведения, тревоге Обзор тревожных расстройств у детей и подростков (Overview of Anxiety Disorders in Children and Adolescents) Тревожные расстройства характеризуются страхом, беспокойством или ужасом, который значительно ухудшает способность нормально функционировать и является несоразмерным обстоятельствам.
Тревога. Прочитайте дополнительные сведения, депрессии Депрессивные расстройства у детей и подростков Депрессивные расстройства характеризуются унынием или раздражительностью, которые являются в достаточной степени серьезными или стойкими, чтобы мешать жизнедеятельности или вызывать значительные.
Прочитайте дополнительные сведения или поведенческих расстройствах Обзор поведенческих нарушений у Overview of Behavioral Problems in Childrenдетей () Многое в поведении дети или подростки заимствуют у родителей или других взрослых. Поведение или его особенности становятся клинически значимы, если они часто повторяются или постоянны и неадекватны.
Прочитайте дополнительные сведения (например, кондуктивном расстройстве Расстройства поведения Расстройства поведения (РП) являются постоянным или систематическим поведением, которое нарушает права других лиц или основные свойственные данному возрасту социальные нормы и правила.
- Диагноз.
- Прочитайте дополнительные сведения ).
- Клиницисты должны оценить, отвлекается ли ребенок на внешние факторы (например, на воздействие окружающей среды) или внутренние (т.е.
- Мысли, тревоги, заботы).
- В более позднем детстве признаки СДВГ становятся более выраженными; дети с гиперактивно-импульсивным типом или комбинированным типом часто демонстрируют длительные непроизвольные движение нижних конечностей, двигательное возбуждение (например, бесцельные движения, суетливость рук), импульсивное общение и кажущуюся дезориентированность в окружающем мире.
У детей с преимущественно невнимательным типом физические симптомы могут отсутствовать. Медицинская оценка сосредоточена на выявлении потенциально излечимых заболеваний, которые могут способствовать или усугублять симптомы и признаки. Оценка должна включать в себя поиск анамнеза пренатального воздействия (например, наркотики, алкоголь, табак), перинатальных осложнений или инфекций, инфекций центральной нервной системы, черепно-мозговой травмы, заболеваний сердца, нарушений дыхания во время сна, плохого аппетита и/или разборчивости в еде, и наличие СДВГ в семейном анамнезе.
- Оценка развития фокусируется на выявлении начала и течения симптомов и признаков.
- Оценка включает в себя проверку этапов развития, в частности, речевых, и использование специфичных для СДВГ оценочных шкал (например, Оценочная шкала по Вандербильту, Всесторонняя поведенческая оценочная шкала по Коннеру, СДВГ-оценочная шкала V ).
Версии таких шкал доступны как для семьи, так и для персонала школы, что позволяет проводить оценку в различных ситуациях, как того требуют критерии Диагностико-статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5). Обратите внимание, что для постановки диагноза применение только одних шкал является недостаточным.
- Оценка образования направлена на фиксацию основных симптомов и признаков, она может включать изучение образовательных документов и использование оценочных психологических шкал или контрольных тестов.
- Тем не менее, рейтинговые шкалы и тесты сами по себе часто не могут отличить СДВГ от других расстройств развития или поведенческих расстройств.
Традиционные классы и учебная деятельность часто усугубляют симптомы и признаки у детей, не получающих лечения или с недостаточно корригированным состоянием СДВГ. Специальное фармакологическое и педагогическое воздействие может быть постоянным. Плохое принятие сверстниками и одиночество увеличиваются с возрастом и связаны с очевидным нарастанием симптомов.
Если СДВГ вовремя не диагностировать и не провести адекватное лечение, то у многих подростков и взрослых с СДВГ впоследствии может развиться токсикомания и алкоголизм вследствие самолечения лекарственными препаратами (например, кофеином) и запрещенными наркотическими средствами (например, кокаином, амфетаминами).
Хотя симптомы и признаки гиперактивности, как правило, с возрастом уменьшаются, у подростков и взрослых могут быть выражены остаточные трудности. Предикторы неблагоприятных исходов у подростков и взрослых включают:
Низкий уровень интеллекта Агрессивность Социальные и межличностные проблемы родительскую психопатологию
Проблемы в подростковом и взрослом возрасте проявляются преимущественно в виде неуспеваемости, низкой самооценки, трудностей в обучении соответствующему социальному поведению. Подростки и взрослые, которые имеют преимущественно импульсивный СДВГ, могут иметь повышенную частоту расстройств личности и социального поведения, многие продолжают проявлять импульсивность, беспокойство и бедные социальные навыки.
Поведенческая терапия Медикаментозная терапия, как правило, с использованием стимуляторов, таких как метилфенидат или декстроамфетамин (препаратами быстрого и пролонгированного действия)
Рандомизированные контролируемые исследования продемонстрировали, что у детей школьного возраста поведенческая терапия является менее эффективной, чем терапия стимулирующими препаратами, а детям дошкольного возраста лучше рекомендовать поведенческую или комбинированную терапию.
- Хотя коррекция базовых нейрофизиологических различий у пациентов с СДВГ при лекарственной терапии не происходит, препараты эффективны для облегчения симптомов СДВГ и позволяют пациентам участвовать в деятельности, ранее недоступной им из-за плохого внимания и импульсивности.
- Препараты часто прерывают цикл неадекватного поведения, повышая поведенческую и учебную активность, мотивацию и самооценку.
Лечение СДВГ у взрослых реализуют подобным образом, но выбор препарата и дозировки определяется на индивидуальной основе, в зависимости от наличия других заболеваний. Наиболее широко используют стимулирующие препараты, которые включают метилфенидат или соли амфетамина.
- Ответ сильно варьируется, и доза зависит от тяжести нарушения и ответа организма ребенка на введение препарата.
- Дозировка регулируется по частоте и количеству до тех пор, пока не будет достигнут оптимальный баланс между реакцией и побочными эффектами.
- Прием метилфенидата обычно начинают с 0,3 мг/кг перорально 1 раз в день (в форме с немедленным высвобождением) и увеличивают частоту приема еженедельно, как правило, до 2–3 раз в день или каждые 4 часа в часы бодрствования; многие врачи стараются предписывать прием препарата утром и днем.
Если ответ на терапию является неадекватным, но препарат хорошо переносится пациентом, доза может быть увеличена. У большинства детей оптимальный баланс между выгодами и побочными эффектами достигается при дозах 0,3–0,6 мг/кг. Правовращающий изомер метилфенидата является активным фрагментом и назначается в половиной дозе.
Прием декстроамфетамина обычно начинают (часто в комбинации с рацемическим амфетамином) с дозы 0,15–0,2 мг/кг перорально 1 раз в день, которую затем увеличивают до 2–3 раз в день или каждые 4 часа в часы бодрствования. Индивидуальные дозы в диапазоне 0,15–0,4 мг/кг, как правило, эффективны. Титрование дозы должно помочь соблюсти баланс между эффективностью и побочными эффектами; размеры фактических доз значительно варьируют среди отдельных пациентов, но, как правило, более высокие дозы увеличивают вероятность нежелательных побочных эффектов.
В целом декстроамфетамин применяют в дозах, составляющих две трети от доз метилфенидата. Когда оптимальная дозировка для метилфенидата или декстроамфетамина будет достигнута, переходят на применение эквивалентных доз того же препарата в формах с замедленным высвобождением, чтобы избежать необходимости введения препарата в школе.
Препараты пролонгированного действия включают таблетки с восковой матрицей с замедленным высвобождением, двухфазные капсулы, содержащие эквивалент 2 доз, таблетки с осмотическим высвобождением и трансдермальные пластыри, которые обеспечивают действие до 12 часов. Сейчас оба препарата, короткого и длинного, действия, применяются в жидкой форме.
Чистые декстро препараты (например, дексамфетамин) часто используются, чтобы минимизировать побочные эффекты, такие, как тревога; дозы, как правило, вдвое меньше, чем при применении смешанных препаратов. Пролекарства также иногда используются из-за их более плавного высвобождения, более длительного срока действия, меньшего количества побочных эффектов, и более низкой вероятности злоупотребления.
- Способность к обучению все чаще повышается при приеме низких доз, но улучшение в поведении часто требует применения более высоких доз.
- Дозирование стимуляторов может быть скорректировано, чтобы охватить определенные дни и время (например, во время школьных занятий, во время домашнего задания).
- Отдых от лекарств может проводиться по выходным, по праздникам или во время летних каникул.
Периоды плацебо (5–10 учебных дней для обеспечения надежности наблюдений) рекомендуются для того, чтобы установить, нужны ли по-прежнему медицинские препараты. Распространенные побочные эффекты стимуляторов включают:
Нарушения сна (например, бессонница) Головную боль Боль в желудке Подавление аппетита Повышение частоты сердечных сокращений и уровня кровяного давления
Исследования показали в течение 2 лет на фоне приема стимулирующих препаратов, замедляется рост, и по-видимому, замедление сохраняется во взрослом возрасте при продолжающемся длительном употреблении стимулирующих препаратов. Также используется атомоксетин – селективный ингибитор обратного захвата норепинефрина,
- Препарат эффективен, но данные разнородные, принимая во внимание его действенность в сравнении со стимулирующими препаратами.
- У некоторых детей присутствуют тошнота, седативный эффект, раздражительность, приступы гнева, реже у них возникает токсичное поражение печени и суицидальные мысли.
- Типичная начальная доза составляет 0,5 мг/кг перорально 1 раз в день, ее титруют еженедельно от 1,2 до 1,4 мг/кг 1 раз в день.
Длительный период полувыведения позволяет дозирование 1 раз в день, но требует постоянного использования препарата для поддержания его эффективности. Максимальная рекомендованная суточная доза составляет 100 мг. При неэффективности стимуляторов или неприемлемости их побочных эффектов иногда используют антидепрессанты класса селективных ингибиторов обратного захвата норадреналина, такие как бупропион и венлафаксин, α-2 агонисты, такие как клонидин и гуанфацин, и другие психотропные препараты, однако они менее эффективны и не рекомендуются в качестве препаратов первой линии.
- Иногда эти препараты используют в комбинации со стимуляторами для достижения синергетического эффекта; важен тщательный мониторинг вредного воздействия препарата.
- Нежелательные лекарственные взаимодействия являются проблемой при лечении СДВГ.
- Препараты, которые ингибируют метаболический фермент CYP2D6, в том числе некоторые селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), которые иногда используются у пациентов с СДВГ, могут усиливать действие препаратов-стимуляторов.
Анализ потенциальных взаимодействий лекарственных средств (как правило, с использованием компьютерной программы) является важной частью фармакологического лечения пациентов с СДВГ. Психологическое консультирование, включая когнитивно-поведенческую терапию (например, целеполагание, самоконтроль, моделирование, ролевые игры), часто является эффективным и помогает социализации детей с СДВГ, а также как с ним справиться.
Структура и процедуры имеют большое значение. Поведение в классе часто нормализуется при контроле окружающего шума и визуальной стимуляции, при соответствующей длительности задания, новизне, занятиях с репетитором и близости учителя. Если у вас возникли сложности на дому, следует искать дополнительную профессиональную помощь и обучаться поведенческим методам управления.
Добавление фишек стимулов и вознаграждений усиливает поведенческое управление и часто является эффективным. Детям с СДВГ, у которых гиперактивность и плохой контроль импульсов преобладают, часто можно помочь дома при установлении структуры, соответствующей методам воспитания детей, и четких ограничений.
СДВГ проявляется невнимательностью, гиперактивностью/импульсивностью или их сочетанием; обычно проявляется в возрасте до 12 лет, в том числе у дошкольников. Причина неизвестна, но определены многочисленные предполагаемые факторы риска. При диагностике используются клинические критерии, но следует проявлять настороженность в отношении других расстройств, которые могут первоначально проявляться таким же образом (например, расстройства аутистического спектра, определенные расстройства, поведения и обучения, тревожное расстройство, депрессии). Проявления как правило, с возрастом уменьшаются, но у подростков и взрослых могут сохраняться некоторые проблемы. Лечение обычно включает стимулирующие препараты и когнитивно-поведенческую терапию; у детей дошкольного возраста применяется только поведенческая терапия.
Ниже следуют англоязычные ресурсы, которые могут быть информативными. Обратите внимание, что The manual не несет ответственности за содержание этих ресурсов.
Американская ассоциация лиц с нарушениями обучаемости ( Learning Disabilities Association of America ) (LDA): организация, предоставляющая образовательные, поддерживающие и учебно-просветительные ресурсы для людей с нарушениями обучаемости
Чем опасен синдром дефицита внимания?
Чем опасен СДВГ? — Нарушение внимания и гиперактивность у детей приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых.
- Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).
- Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления.
В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок с дефицитом внимания также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам.
Полный ответ
Как лечить дефицит внимания у детей?
СДВГ и лечение | Энциклопедия раннего детского развития Меган Миллер, магистр, Стивен П. Хиншо, PhD Университет Калифорнии, Беркли, США февраль 2012 r. (Английский язык). Перевод: Ноябрь 2015 Введение Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это широко распространенное расстройство неврологического развития, наносящее вред здоровью.
- Оно возникает в детстве и имеет тенденцию сохраняться на протяжении всей жизни.
- СДВГ имеет в высокой степени наследственный характер, поражает приблизительно 5-8% молодых людей и встречается чаще у лиц мужского пола.
- Согласно описанию, данному в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств – издание четвертое (The Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders – Fourth Edition), 1 СДВГ представляет собой набор симптомов, которые выходят за пределы возрастных норм, наносят значительный вред здоровью и проявляются в различных ситуациях.
Данные симптомы распределяются на две категории: (а) невнимательность/неорганизованность и (б) гиперактивность/импульсивность. Считается, что лица, которые обнаруживают значительно выраженные симптомы невнимательности/неорганизованности, относятся к подтипу с преобладанием дефицита внимания; те, у кого определяются значительно выраженные симптомы гиперактивности/импульсивности, относятся к подтипу с преобладанием гиперактивности/импульсивности.
Самая распространенная клиническая форма проявления СДВГ – это смешанный тип, при котором личность обладает значительно выраженными симптомами из обоих классов. Текущие научно-обоснованные формы коррекционного вмешательства для СДВГ включают применение психотропных препаратов и проведение бихевиоральной терапии.2,3,4,5 Предмет Крайне важно определить наиболее эффективные стратегии коррекции для СДВГ.
Критически необходимо установить, какие компоненты научно-обоснованного лечения являются самыми эффективными (включая стратегии оценки для установления этого), определить, каким образом оптимально комбинировать стратегии лечения, установить лучшие методы, направленные на обобщение и поддержание достигнутых результатов лечения, а также определить факторы, способствующие достижению идеальных результатов лечения.
- Проблематика Годы исследований коррективных вмешательств определили и усовершенствовали методы научно-обоснованного лечения СДВГ, включая мероприятия по коррекции поведения и медикаментозное лечение.
- Тем не менее, подобные способы лечения хоть и основаны на экспериментальных данных, не излечивают расстройство и не ведут к значительным улучшениям состояния всех пациентов.
В дополнение к этому, эффект от использующихся в настоящий момент программ научно-обоснованного лечения, как правило, недолговечен, а результаты их применения имеют тенденцию не обобщаться на другие ситуации. Научный контекст Обширные исследования факторов риска, коррелятов, долгосрочных результатов, относящихся к СДВГ, и лежащих в его основе процессов, до сих пор не в полном объеме внедряются в коррекционные программы, направленные на конкретные механизмы.
- Тем не менее, ряд отчетов о строго контролируемых отдельных случаях и исследований с применением двойного слепого метода подтверждают жизнеспособность бихевиоральной терапии и программ медикаментозного лечения СДВГ.
- Ключевые вопросы Ключевой вопрос исследований касается оценки эффективности коррекционных мероприятий СДВГ, состоящих из бихевиоральной терапии, медикаментозного лечения, а также смешанного лечения, включающего в себя коррекцию поведения и назначение препаратов.
Другие важные исследовательские вопросы охватывают выявление факторов, объясняющих, как и насколько хорошо работает лечение, и для какой конкретно группы лиц оно является эффективным.6 Данные факторы могут включать пол, тип СДВГ, уровень развития, сопутствующие заболевания, родительские факторы, дозировку лекарственных препаратов, когнитивные изменения и особенности дисциплины, присущие определенной семье.6,7,8,9,10 Результаты последних исследований Текущие научно-обоснованные методы лечения СДВГ включают медикаментозную терапию и поведенческое вмешательство.
- Медикаментозные методы лечения СДВГ обычно состоят из применения психостимуляторов, хотя зачастую одновременно с ними прописывают и другие типы препаратов с целью лечения сопутствующих расстройств.
- Психостимуляторы, используемые с целью лечения симптомов СДВГ, включают метилфенидат, декстроамфетамин и смешанные соли амфетамина – данные препараты улучшают передачу допамина.
Атомоксетин, являясь ингибитором обратного захвата норэпинефрина, также доказал свою эффективность. И дофамин, и норэпинефрин являются нейромедиаторами (переносчиками информации в мозге), которые участвуют во многих мозговых процессах. Тогда как доказано, что эти лекарства уменьшают проявления симптомов СДВГ и корректируют функциональные нарушения в различных условиях, 4 эффект от их применения обычно сохраняется только в течение активного действия препарата в организме и мозге.
- Как следствие, и с целью стимулировать активную выработку определенных навыков, обычно также рекомендуются немедикаментозные методы лечения.
- Бихевиоральная терапия является единственным научно-обоснованным мероприятием для коррекции СДВГ помимо введения препаратов.
- Бихевиоральная терапия обычно включает в себя проведение мероприятий с родителями, педагогами и самим ребенком.2,11 Специфические компоненты бихевиоральных коррекционных мероприятий при СДВГ включают в себя прямое ситуационное воздействие (contingency management) и клиническую бихевиоральную терапию.
Прямое ситуационное воздействие состоит в том, что педагоги или консультанты непосредственно поощряют нужные навыки и используют эффект последствий, проявляющихся при возникновении проблем. Более распространенные процедуры клинической бихевиоральной терапии включают (1) обучение родителей по ряду тем, включающих управление поведением (например, позитивное внимание родителей, поощрение подобающего поведения, негативные последствия плохого поведения) и (2) обучение педагогов по темам, таким как использование подсказок и поощрений в классе.
Как показывают результаты наиболее релевантных исследований, вероятность нормализации симптомов наиболее высока при сочетании медикаментозного лечения и коррекции поведения, особенно в отношении показателей функционирования.12,13,14 Хотя эффективность методов коррекции СДВГ уже установлена в научных исследованиях, экспериментов на основе двойного слепого метода, направленных на выявление конкретных индивидуальных факторов лечения, пока проведено очень немного.
Ключевые факторы, выявленные в Исследовании мультимодального лечения детей с СДВГ (Multimodal Treatment of children with ADHD Study, MTA), включают в себя: наличие сопутствующего тревожного расстройства, социальная поддержка семей, этническая/расовая принадлежность, тяжесть СДВГ, симптоматика депрессии у родителей, коэффициент умственного развития детей, посещаемость, использование медикаментов среди населения и негативная/неэффективная родительская дисциплина.6 Наконец, можно считать жизнеспособными специальные формы ситуационного воздействия, усовершенствованные с упором на когнитивную сферу (например, родительские тренинги по развитию социальных навыков), а также тренинг когнитивных функций, направленный на восполнение нейрофизиологических дефицитов, обычно ассоциированных с СДВГ (например, нарушения управляющих функций, включающие проблемы планирования, поддержания организованности, торможения неадекватных реакций, постановки и достижения целей), однако данные на настоящий момент ограничены.
Критически важный вопрос, касающийся существующих на данный момент научно-обоснованных мероприятий по коррекции СДВГ – включая ряд комбинированных методов лечения с применением медикаментов и поведенческих вмешательств – заключается в том, что улучшения, достигнутые в ходе лечения, зачастую не только недолговременны, но и не обобщаются на поведение в иных условиях.3 Неисследованные области Крупная проблема, связанная с текущими научно-обоснованными методиками лечения СДВГ, касается генерализации результатов.16 А именно, лица с СДВГ обнаруживают тенденцию не переносить улучшения, достигнутые в ходе лечения, в другие сферы жизни.
Таким образом, будущие усилия по разработке лечения должны быть сосредоточены на определении компонентов коррекционных мероприятий, стимулирующих долговременное поддержание результатов лечения в различных ситуациях. Еще один вопрос исследований включает разработку методов коррекции функциональных нарушений, часто сопровождающих СДВГ (например, социальные сложности, академические трудности, дефицит организационных навыков).
Успешное проведение коррекционных мероприятий в этих областях может иметь стойкий долговременный эффект и способствовать достижению ускользающей цели поддержания достигнутых в ходе лечения результатов. Наконец, существует серьезный пробел в публикациях по ранним профилактическим мероприятиям. Подобные мероприятия в случае успеха могли бы изменить траекторию СДВГ с самого начала, предотвращая тем самым проблемы в будущем.
Хотя данный подход используется в изучении других связанных с развитием мозга расстройств (например, расстройства аутического спектра), подобная методология довольно редко применялась в процессе изучения СДВГ.17 Проблема «ложных тревог» в диагностике является одной из ключевых: сколько детей дошкольного возраста, находящихся в группе риска возникновения СДВГ, на самом деле будут страдать от данного расстройства? Выводы СДВГ – распространенное расстройство, связанное с неврологическим развитием, которое наносит ущерб здоровью и требует интенсивного коррекционного вмешательства.
- Значительная часть исследований посвящены выявлению научно-обоснованных корректирующих мероприятий.
- Существующие на данный момент варианты научно-обоснованных подходов включают коррекцию поведения и медикаментозное лечение (по большей части при помощи психостимуляторов); существуют данные о том, что наиболее эффективное снижение интенсивности симптомов происходит, когда комбинируются медикаментозное лечение и поведенческая коррекция.
Хотя данные варианты лечения и подходят для снижения остроты основной симптоматики (например, невнимательность/неорганизованность, гиперактивность/импульсивность), они не показывают действенных улучшений в восполнении основного дефицита, связанного с СДВГ, а их результаты скорее кратковременны и ситуативны.
Важным шагом станет стимулирование прикладных исследований, в рамках которых на основе знания биологических и контекстуальных факторов риска разрабатываются более совершенные стратегии лечения. Важные области будущих исследований включают: выявление конкретных факторов, влияющих на исход лечения; разработку коррекционных мероприятий, результаты которых имеют долгосрочный характер, а выработанные в процессе навыки хорошо генерализуются; определение способов лечения функциональных расстройств, обычно присутствующих у лиц с СДВГ; выяснение потенциальной пользы профилактических мер.
Рекомендации для родителей, служб и административной политики Профессиональные организации (например, Американская ассоциация детской и подростковой психиатрии и Американская академия педиатрии) 18,19 опубликовали нормативы по оценке и лечению СДВГ, но подобные профессиональные руководства не находят должного применения; кроме того, четко не оговорено, будут ли расходы на внедрение подобных стандартов возмещаться всегда или хотя бы регулярно.
Семьям необходимо понимать, что им нужны соответствующие специалисты в сфере здравоохранения, которые продемонстрировали свою квалификацию в лечении СДВГ и распространенных сопутствующих заболеваний и нарушений; директивные органы должны обеспечить адекватные стандарты оценки и лечения. Более того, частота постановки диагноза и направлений на лечение СДВГ заметно варьирует на территории США 20 и по всему миру.21 С этой вариацией могу быть связаны все факторы, имеющие отношение к директивной политике, такие как профессиональные тексты и экзамены, влияющие на дальнейшую карьеру, обучение профессионалов, выплата страховок и реклама лечения (в особенности, реклама медикаментов).
В целом, осведомленность о СДВГ, сокращение уровня социального отторжения с учетом его идентификации и адекватного лечения, научно-обоснованная социальная политика, обеспечивающая бюджет для оказания социальных услуг с учетом результатов исследований, и соответствующие средства оценки результатов, достигнутых в ходе лечения, – всё это важнейшие цели в контексте обеспечения молодежи и семей оптимальными услугами,
American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders,4th ed., text rev. Washington, DC: Author; 2000. Hinshaw, S.P., Klein, R.G., & Abikoff, H. Childhood attention-deficit hyperactivity disorder: Nonpharmacologic treatments and their combination with medication. In: Nathan, P.E. & Gorman, J.M. eds. A guide to treatments that work, 3rd ed. New York: Oxford University Press; 2007:3-27. Miller, M. & Hinshaw, S.P. Treatment for children and adolescents with ADHD. In Kendall, P.C. ed. Child and Adolescent Therapy, 4th Edition: Cognitive-Behavioral Procedures. New York: Guilford Press; 2011:61-91. Paykina, N., & Greenhill, L.L. (2007). Pharmacological treatments for attention-deficit/ hyperactivity disorder. In Nathan.P.E. & Gorman, J.M. eds. A guide to treatments that work, 3rd ed. New York: Oxford University Press; 2007:29-70. Evans, S.W., & Hoza, B. (Eds.) Treating attention deficit hyperactivity disorder: Assessment and intervention in developmental context, Kingston, NJ: Civic Research Institute; 2011. Hinshaw, S.P. Moderators and mediators of treatment outcome for youth with ADHD: Understanding for whom and how interventions work. Journal of Pediatric Psychology,2007;32(6):664-675. Jensen, P.S., Hinshaw, S.P., Kraemer, H.C., Lenora, N., Abikoff, H.B., Conners, C.K. et al. ADHD comorbidity findings from the MTA study: Comparing comorbid subgroups. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry,2001;40(2):147–158. MTA Cooperative Group. Moderators and mediators of treatment response for children with ADHD: The MTA Study. Archives of General Psychiatry,1999a;56(12):1088-1096. Owens, E.B., Hinshaw, S.P., Kraemer, H.C., Arnold, L.E., Abikoff, H.B., Cantwell, D.P. et al. Which treatment for whom for ADHD? Moderators of treatment response in the MTA. Journal of Consulting and Clinical Psychology,2003;71(3):540-552. Kazdin, A.E., & Weisz, J.R. Identifying and developing empirically supported child and adolescent treatments. Journal of Consulting and Clinical Psychology,1998;66(1):19–36. Pelham, W.E., & Fabiano, G.A. Evidence-based psychosocial treatments for attention-deficit/ hyperactivity disorder. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology,2008;37(1):184-214. Conners C.K., Epstein J.N., March, J.S., Angold, A., Wells, K.C., Klaric, J. et al. Multimodal treatment of ADHD in the MTA: An alternative outcome analysis. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry,2001;40(2):159–167. Swanson, J.M., Kraemer, H.C., Hinshaw, S.P., Arnold, L.E., Conners, C.K., Abikoff, H.B. et al. Clinical relevance of the primary findings of the MTA: Success rates based on severity of ADHD and ODD symptoms at the end of treatment. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry,2001;40(2):168–179. MTA Cooperative Group. A 14-month randomized clinical trial of treatment strategies for attention-deficit/hyperactivity disorder. Archives of General Psychiatry,1999b;56(12):1073-1086. Hinshaw, S.P., Owens, E.B., Wells, K.C., Kraemer, H.C., Abikoff, H.B., Arnold, L.E., et al. Family processes and treatment outcome in the MTA: Negative/ineffective parenting practices in relation to multimodal treatment. Journal of Abnormal Child Psychology,2000;28:555-568. Abikoff, H. ADHD psychosocial treatments: Generalization reconsidered. Journal of Attention Disorders,2009;13(3):207-210. Sonuga-Barke, E.J.S. & Halperin, J.M. Developmental phenotypes and causal pathways in attention deficit/hyperactivity disorder: Potential targets for early intervention? Journal of Child Psychology and Psychiatry,2010;51(4):368-389. American Association of Child and Adolescent Psychiatry. Practice parameter for the assessment and treatment of children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry,2007;46(7):894-921. American Academy of Pediatrics. ADHD: Clinical practice guidelines for the diagnosis, evaluation, and treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder in children and adolescents. Pediatrics,2011;128(5):1007-1022. Fulton, B.D., Scheffler, R.M., Hinshaw, S.P., Levine, P., Stone, S., Brown, T.T., et al. National variation of ADHD diagnostic prevalence and medication use: Health care providers and educational policies. Psychiatric Services,2009;60(8):1075-1083. Hinshaw, S.P., Scheffler, R.M., Fulton, B.D., Aase, H., Banaschewski, T., Cheng, W., et al. International variation in treatment procedures for ADHD: Social contexts and recent trends. Psychiatric Services,2011;62(5):459-464.
Читать подробнее: СДВГ и лечение | Энциклопедия раннего детского развития
Полный ответ
Можно ли вылечить СДВГ у детей?
СДВГ излечим. Важно научить ребенка самодисциплине и соблюдению правил, это позволит быстрее адаптироваться в жизни и стать лидером в коллективе. Только комплексный подход к лечения СДВГ может помочь навсегда избавиться от последствий.
Полный ответ
Чем отличается СДВГ от аутизма?
СДВГ и аутизм (РАС) — У этих двух расстройств много похожих симптомов, но важно помнить, что они разные., но СДВГ — это физиологическое расстройство, а аутизм — это вариации неврологических расстройств. В зависимости от диагноза СДВГ, аутизм или и то и другое, вы получите разные рекомендации по лечению. Ниже перечислены симптомы для каждого из расстройств, а также схожие,
Полный ответ
Что чувствуют дети с СДВГ?
ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ? Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справляться с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений.
Полный ответ
Почему появляется дефицит внимания?
Причины развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности — Развитие СДВГ скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся: генетическая предрасположенность; патологическое влияние. Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного.
- Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т.е.
- Заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки).
- Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка приводят заботливых родителей к лечебному заведению, где выясняется, что предрасположенность к заболеванию у малыша связана именно с генами.
После обследования родителей часто становится понятным, откуда возник этот синдром у ребёнка, так как в 50% случаев это именно так. На сегодня известно, что учёные работают над выделением генов, которые и отвечают за эту предрасположенность. Среди этих генов важная роль уделяется участкам ДНК, которые осуществляют контроль регулирования уровня дофамина.
Дофамин же является основным веществом, отвечающим за правильность работы ЦНС. Нарушение регулирования дофамина по причине генетической предрасположенности приводит к заболеванию синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Патологическое влияние занимает немалое значение в ответе на вопрос о причинах проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Патологическими факторами могут послужить: отрицательное влияние наркотических веществ; влияние табачных и алкогольных изделий; преждевременные или затяжные роды; угрозы прерывания. Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом.
Полный ответ
Почему появляется синдром дефицита внимания?
Причины возникновения СДВГ у детей — Пациентов с СДВГ часто обвиняют в отсутствии дисциплины, хотя причинами такого поведения являются не особенности характера, а нарушение развития нервной системы. Изучение развития мозга ребенка позволяет связывать появление таких нарушений с относительно негрубыми и трудно локализуемыми отклонениями в развитии центральной нервной системы на самых ранних этапах развития.
По современным данным, причинами нарушений внимания и контроля своего поведения у детей, сталкивающихся с проблемами невнимательности и синдромом гиперактивности, являются отставание или искажение развития управляющих функций мозга. Известно, что большую, но не единственную роль в возникновении СДВГ играет наследственность.
К развитию синдрома может также приводить сочетание таких факторов, как повреждение головного мозга, неблагополучная окружающая среда, неадекватный стиль воспитания. Доказано, что изменение социально-бытовых условий меняет поведение ребенка.
Полный ответ
Что может быть причиной СДВГ?
СДВГ является синдромом невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Выделяют 3 типа СДВГ: преимущественно невнимательный, преимущественно гиперактивный/импульсивный и комбинированный. Диагноз ставят на основании клинических критериев. Лечение обычно включает лекарственную терапию стимулирующими препаратами, поведенческую терапию и образовательные мероприятия.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) относится к расстройствам нервной системы.
- Неврологические расстройства базируются на предпосылках неврологического характера, появляющихся в раннем детстве, как правило, до поступления в школу, и причиняющим ущерб личному, социальному, академическому и/или профессиональному росту.
Они, как правило, связаны с трудностями приобретения, сохранения, или применения специальных навыков или сетов информации. Нарушения нервно-психического развития могут включать в себя одно или более из следующих расстройств: снижение внимания, памяти, восприятия, речи, неспособность решать проблемы или нарушения социального взаимодействия.
Другие общие расстройства развития нервной системы включают в себя расстройства аутистического спектра Расстройства аутистического спектра Расстройства аутистического спектра – психическое расстройство детского возраста, характеризующееся нарушением социального взаимодействия и общения, повторяющимися и стереотипными моделями поведения.
Прочитайте дополнительные сведения, расстройства обучения Обзор нарушений способности к обучению (Overview of Learning Disorders) Нарушение обучаемости является предпосылкой, обуславливающей разницу между потенциальным и актуальным уровнями академической успеваемости, прогнозированной персональными интеллектуальными способностями.
- Прочитайте дополнительные сведения (например, дислексию Дислексия Дислексия является общим термином для первичного расстройства чтения.
- Диагноз ставится на основании оценки интеллектуальной деятельности, образовательной среды, речи и языка, медицинских и психологических.
- Прочитайте дополнительные сведения ), а также умственную отсталость Умственная отсталость Умственная отсталость характеризуется значительным недоразвитием интеллектуальной функции (часто выражающимся коэффициентом интеллектуальности 70–75) в сочетании с ограничением адаптивных функций.
Прочитайте дополнительные сведения, Ранее некоторые эксперты считали СДВГ расстройством поведения, вероятно потому, что дети обычно проявляют невнимательное, импульсивное и чрезмерно активное поведение, а также потому, что коморбидные расстройства поведения, в частности, широко распространены оппозиционно-вызывающее расстройство Оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) Вызывающее оппозиционное расстройство – повторяющаяся или постоянная модель отрицательного, вызывающего или даже враждебного поведения по отношению к старшим.
- Диагноз ставят на основании анамнеза.
- Прочитайте дополнительные сведения и кондуктивное расстройство Расстройства поведения Расстройства поведения (РП) являются постоянным или систематическим поведением, которое нарушает права других лиц или основные свойственные данному возрасту социальные нормы и правила.
Диагноз. Прочитайте дополнительные сведения, Тем не менее, СДВГ имеет хорошо обоснованную неврологическую подоплеку и не является просто «неправильным поведением».
Преимущественно невнимательный преимущественно гиперактивный/импульсивный; Комбинированный
В целом СДВГ встречается примерно в два раза чаще у мальчиков, хотя норма варьируется в зависимости от типа. Преимущественно гиперактивный-импульсивный тип возникает в 2–9 раз чаще у мальчиков; преимущественно невнимательный тип выявляют с частотой, примерно равной у обоих полов. СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству. СДВГ не имеет известных специфичных причин. Возможные причины СДВГ включают генетические, биохимические, сенсомоторные, физиологические и поведенческие факторы. В число факторов риска входят масса тела при рождении < 1500 г, травма головы, дефицит железа Дефицит железа Железо (Fe) представляет собой компонент гемоглобина, миоглобина и многих ферментов в организме. Гемовое железо в основном содержится в продуктах животного происхождения. Оно всасывается гораздо. Прочитайте дополнительные сведения, обструктивное апноэ сна Обструктивное апноэ сна у детей Обструктивное апноэ сна (ОАС) характеризуется эпизодами частичного или полного перекрытия верхних дыхательных путей во сне, что приводит к остановке дыхания. К симптомам заболевания относится. Прочитайте дополнительные сведения и воздействие свинца, а также пренатальное воздействие алкоголя, табака и кокаина Бытовые и запрещенные наркотические вещества во время беременности Лекарственные препараты применяются более чем в половине всех случаев беременности, и распространенность их применения растет. Наиболее часто применяемыми лекарствами являются противорвотные. Прочитайте дополнительные сведения, СДВГ также ассоциируется с неблагоприятным детским опытом (АПФ; 2 2 Общие справочные материалы СДВГ является синдромом невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Выделяют 3 типа СДВГ: преимущественно невнимательный, преимущественно гиперактивный/импульсивный и комбинированный. Прочитайте дополнительные сведения ). Менее 5% детей с СДВГ имеют признаки неврологических повреждений. Увеличение числа доказательств подразумевает различия в дофаминергической и норадренергической системах со снижением активности или стимуляцию верхних отделов ствола мозга и передне-среднемозговых трактов.
1. Boznovik K, McLamb F, O’Connell K, et al : U.S. national, regional, and state‑specific socioeconomic factors correlate with child and adolescent ADHD diagnoses. Sci Rep 11:22008, 2021. doi: 10.1038/s41598-021-01233-2 2. Brown N, Brown S, Briggs R, et al : Associations between adverse childhood experiences and ADHD diagnosis and severity. Acad Pediatr 17(4):349–355, 2017. doi: 10.1016/j.acap.2016.08.013
Не смотря на то, что СДВГ считается расстройством детского возраста и всегда начинается в детстве, лежащие в основе нейрофизиологические различия сохраняются во взрослой жизни, а поведенческие симптомы примерно в половине случаев продолжают проявляться во взрослой жизни.
трудности с концентрацией внимания; перепады настроения; нетерпение Трудности в поддержании отношений
Гиперактивность у взрослых обычно проявляется как беспокойство и суетливость, а не как двигательная гиперактивность, имеющая место у детей раннего возраста. Взрослые с СДВГ, как правило, подвержены более высокому риску безработицы, у них низкий образовательный уровень, а также выше показатели наркомании и преступности.
Более распространенными являются дорожно-транспортные происшествия и нарушения. Во взрослом возрасте СДВГ диагностировать более трудно. Симптомы могут быть аналогичны таким, как при расстройствах настроения Обзор аффективных расстройств (Overview of Mood Disorders) Аффективные расстройства – это эмоциональные нарушения, проявляющиеся продолжительными периодами чрезмерной грусти, или избыточного веселья, или их комбинации.
Аффективные расстройства могут. Прочитайте дополнительные сведения, тревожных расстройствах Обзор тревожных расстройств (Overview of Anxiety Disorders) Каждый человек периодически испытывает страх и тревогу. Страх является эмоциональным, физическим и поведенческим ответом на сразу узнаваемую внешнюю угрозу (например, вторжение злоумышленника.
Прочитайте дополнительные сведения, а также расстройствах при употреблении психоактивных веществ Расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ Расстройства, вызванные употреблением психоактивного вещества, представляют собой тип расстройств, индуцированных употреблением психоактивных веществ, которые включают патологическую модель.
Прочитайте дополнительные сведения, Так как персональный рассказ о симптомах в детстве может быть ненадежным, врачам может понадобиться просмотреть школьные записи или проинтервьюировать членов семьи, чтобы подтвердить наличие проявлений в возрасте до 12 лет.
Полный ответ
Как вести себя с ребенком с СДВГ?
Что делать, если началась истерика? — Даже если вы все делаете правильно, малыш не всегда будет находиться в спокойном состоянии. Он может сорваться, начать кричать, истерить и агрессивничать. Помните о том, что это не его прихоть и не проявление дурного характера.
Действуйте в таких ситуациях разумно. Если вы находитесь в комнате, и ребенок начинает плакать, то просто выйдите с помещения. Это лишит его зрительного контакта с вами, и его эмоциональное напряжение может несколько снизиться. Кричать при этом не рекомендуется, так как это приведет к еще более бурной реакции.
Тактика родителей с ребенком с СДВГ при нахождении на улице должна быть следующей:
- не пытайтесь одернуть, заставить ребенка замолчать;
- примените прием переключения внимания. Дайте ему конфету, покажите что-то на телефоне, отвлеките игрушкой.
Что такое СДВГ простыми словами?
ADHD) — психоневрологическое поведенческое расстройство, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Детям, страдающим СДВГ, сложнее сосредотачиваться на школьных занятиях и завершать начатое.
Полный ответ
Как ведут себя люди с СДВГ?
Особенности СДВГ у взрослых — Недостаток сосредоточенности и концентрации является неврологическим состоянием. Исследования сканирования мозга показывают, что люди с этой патологией имеют нейронные цепи, которые немного другие, чем у обычных людей. Физические и химические различия в мозге влияют на исполнительное функционирование.
трудности с заинтересованностью (например, на работе во время разговоров или личных отношений); гиперактивность (например, ерзание или неспособность сидеть неподвижно, много говорить, чересчур активно жестикулировать); импульсивность (например, прерывание разговора, неспособность ждать в очереди).
Чем отличается СДВГ от аутизма?
СДВГ и аутизм (РАС) — У этих двух расстройств много похожих симптомов, но важно помнить, что они разные., но СДВГ — это физиологическое расстройство, а аутизм — это вариации неврологических расстройств. В зависимости от диагноза СДВГ, аутизм или и то и другое, вы получите разные рекомендации по лечению. Ниже перечислены симптомы для каждого из расстройств, а также схожие,
Полный ответ
Как проявляется синдром дефицита внимания у подростков?
Импульсивность у подростков с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Есть данные о том, что страдающие СДВГ подростки входят в группу риска по развитию аддиктивных расстройств — алкоголизма и наркоманий, Поэтому столь важен вопрос о диагностике, клинической дифференциации и лечении СДВГ в этой возрастной группе, чему посвящено настоящее исследование.
- Клинические проявления СДВГ определяются тремя основными симптомами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.
- Описывая СДВГ, исследователи чаще всего имеют в виду невнимательность (повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания) и гиперактивность (повышенную двигательную активность).
При этом значительно меньшая роль отводится проявлениям импульсивности. Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Выделяют когнитивную импульсивность (отражающую поспешное мышление) и поведенческую импульсивность (отражающую трудности контроля и подавления поведенческих реакций),
Импульсивные дети не могут дождаться своей очереди при игре, в учебной ситуации у них наблюдается «импульсивный стиль работы»: они выкрикивают ответы на уроке, не отвечая на них полностью, прерывают других учеников или учителя, Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях.
Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев. Импульсивность часто сочетается с агрессивным и оппозиционным поведением. Выделяются формы СДВГ с преобладанием невнимательности (СДВГ-Н), СДВГ с преобладанием гиперактивности (СДВГ-Г) и комбинированный тип заболевания (СДВГ-К),П.
- Уэндер и Р.
- Шейдер наблюдали снижение гиперактивности с возрастом и смену повышенной двигательной активности ощущением беспокойства.M.
- Fisher и соавт.
- Также отмечали регрессию проявлений гиперактивности по мере приближения подросткового возраста.
- Исследования, проведенные нами ранее, показали, что в старшем школьном (подростковом) возрасте отмечалась трансформация проявлений гиперактивности в значительное увеличение импульсивности.A.
Zuddas и соавт. отмечали, что иногда увеличение импульсивности сочетается с повышением агрессивности. Вместе с тем A. Clarke и соавт. установили, что гиперактивность и импульсивность по сравнению с невнимательностью являются более стабильными клиническими компонентами заболевания и реже проходят в подростковом возрасте.
Цель данного исследования — изучение импульсивности у подростков с СДВГ и оценка эффективности влияния препарата ноофен в лечении данной патологии. Ноофен — γ-амино-β-фенилмасляной кислоты гидрохлорид. Он выпускается в капсулах по 250 мг. Особенностью препарата является комбинация свойств ноотропного и транквилизирующего препарата.
Результаты исследования, проведенного Н.Н. Заваденко и Н.Ю. Сувориновой, доказали эффективность ноофена в лечении СДВГ. Они установили позитивное влияние ноофена на когнитивную сферу, в том числе на показатели внимания и слухоречевой памяти. Под наблюдением находились 64 страдающих СДВГ подростка, 44 мальчика и 20 девочек, в возрасте от 12 до 15 лет (средний 13,5±1,4 года).
- Диагностика клинических проявлений СДВГ проводилась в соответствии с критериями МКБ-10 и DSM-5, согласно которым состояние подростков определялось как комбинированный тип СДВГ.
- Больные были разделены на две группы: 1-я состояла из 38 подростков с комбинированной формой СДВГ (далее СДВГ-К), 2-я — из 26 подростков с СДВГ-Г, т.е.
с преобладанием гиперактивности. Критериями включенияв исследование являлись: возраст от 12 до 15 лет; соответствие клинических проявлений заболевания диагностическим критериям СДВГ по DSM-5; стабильность симптомов заболевания на протяжении как минимум 6 мес в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка; отсутствие умственной отсталости; согласие родителей и самого ребенка на участие в исследовании.
Критерии исключения были следующие: возраст пациентов младше 12 и старше 15 лет; наличие выраженных очаговых неврологических симптомов; значительное снижение зрения и слуха; возникновение клинических проявлений заболевания после черепно-мозговой травмы или нейроинфекции; наличие в анамнезе повторных эпилептических приступов; наличие симптомов хронических соматических заболеваний; умственная отсталость; применение на протяжении 3 мес, предшествовавших настоящему исследованию, каких-либо ноотропных и психотропных препаратов (транквилизаторов, антидепрессантов, седативных и психостимулирующих средств).
Оценка степени тяжести заболевания и эффективности терапии производилась с помощью шкалы SNAP-IV, которая представляет собой опросник для родителей, состоящий из 43 вопросов, позволяющих в баллах оценить степень невнимательности, гиперактивности и импульсивности детей,
Данная шкала, название которой состоит из первых букв фамилий авторов (J. Swanson, E. Nolan, W. Palham), была разработана в 1992 г. При заполнении опросника родители должны отметить частоту каждого симптома, используя 4 варианта ответа: «Никогда», «Нечасто», «Довольно часто», «Очень часто», которым присваивались соответственно 0, 1, 2 и 3 балла.
На основании ответов родителей вычисляются индексы невнимательности, гиперактивности и импульсивности (на основе средней суммы баллов по каждому из разделов). Эти индексы затем сравниваются с нормативными данными. Обследование больных проводилось до начала лечения (день 0) и после лечения.
- Оценка уровня тревожности проводилась с помощью теста Спилбергера—Ханина.
- Количественная оценка нарушений внимания и импульсивности проводилась с помощью психофизиологического теста TOVA (The Test of Variables of Attention) — теста непрерывной деятельности, представляющего собой вариант теста GO/NOGO, позволяющего оценить количество пропусков значимых стимулов (ошибки невнимательности) и количество ложных нажатий (ошибки импульсивности) по отношению к нормативным данным.
Тест основан на предъявлении испытуемому значимых и незначимых стимулов в виде геометрических фигур. Тест делится на две условные части, не разделенные перерывом. В первой части значимый стимул предъявляется в 22,5% случаев, во второй части значимый стимул предъявляется в 77,5%.
- Тест имеет нормативную базу данных.
- Данные TOVA включают оценку невнимательности (ошибки пропуска значимых стимулов), импульсивности (количество ложных тревог), времени реакции и стандартного отклонения времени реакции.
- Данные сравнивались до и после курса лечения с помощью непараметрического знакового критерия Фишера.
На следующем этапе исследования 30 пациентов из исследуемой группы (19 пациентов с СДВГ-К и 11 подростков с СДВГ-Г) получали ноофен в дозе 500 мг в сутки (по 250 мг 2 раза в день — днем и вечером) в течение 45 сут. Оценка эффективности терапии в данной группе проводилась через 15 сут после окончания лечения (60-й день с начала лечения).
- Контрольную группу составили 30 практически здоровых подростков.
- В табл.1 представлены значения показателей шкалы SNAP-IV в исследуемых группах, свидетельствующие о том, что уровень невнимательности в исследуемых группах был примерно одинаковый, в то время как уровень гиперактивности и импульсивности у подростков с СДВГ-Г был достоверно выше.
Особенно часто родители отмечали следующие пункты шкалы: «начинает действовать не подумав», «испытывает трудности в групповых играх при необходимости дожидаться своей очереди», «начинает отвечать на вопросы, не дослушав их до конца». Таблица 1. Средние клинико-психологические показатели в исследуемых группах больных Примечание. * — р По сравнению с контрольной группой, у детей с СДВГ регистрировалось значительное повышение среднего уровня тревожности (как реактивной, так и личностной), при этом у подростков с СДВГ-Г данные показатели оказались достоверно выше, чем у пациентов с СДВГ-К (см.
Таблица 2. Показатели теста TOVA в исследуемых группах больных Примечание. * — р После лечения улучшение отмечалось у 19 (63,3%) подростков. В числе их были 12 подростков с СДВГ-К и 7 подростков с СДВГ-Г. Положительной динамики не было отмечено у 11 (36,7%) пациентов.
Таблица 3. Средние клинические показатели и результаты теста Спилбергера—Ханина до и после лечения, n=30 Примечание. * — р Повторное обследование больных по тесту Спилбергера—Ханина после лечения ноофеном показало достоверное снижение показателей реактивной тревожности, в то время как показатели личностной тревожности не изменились (см.
Таблица 4. Показатели теста TOVA до и после лечения, n=30 Примечание. * — р Переносимость терапии можно охарактеризовать, как хорошую. Побочное действие в виде преходящей дневной сонливости отмечалось у 2 (6,7%) подростков, еще в 1 случае родители отметили повышение двигательной активности.
- Эти нежелательные симптомы появились в начале лечения и прошли в ходе лечения через 2 нед, не приведя к прерыванию терапии.
- Нарушение системы эмоционального и двигательного контроля у больных с СДВГ необходимо рассматривать как одно из проявлений исполнительской дисфункции (executive dysfunction),M.
Lezak и соавт. выделили четыре основных компонента исполнительских функций: способность к формированию цели, планирование, целенаправленные действия и эффективное исполнение, Cогласно модели К. Cicerone и соавт., в составе управляющих функций выделяют четыре сферы: 1) управляющие когнитивные функции, связанные с контролем и планированием, целенаправленностью деятельности; 2) функции поведенческой саморегуляции, связанные с эмоциональным подкреплением; 3) функции, регулирующие активацию, т.е.
обеспечивающие инициативу и активацию поведения; 4) метакогнитивные процессы. В исследованиях T. Robbins и соавт., A. Aron и соавт. была показана существенная роль префронтальной коры в процессе контроля над импульсивностью.P. Petrovic и F. Castellanos выделяют «холодные» (не связанные с эмоциями) и «горячие» (связанные с эмоциями) исполнительские функции.
По мнению R. Barkley, исполнительская дисфункция отмечается при комбинированном типе СДВГ (СДВГ-К) и не встречается при СДВГ-Н. Проведенное нами исследование показало наличие импульсивности как при СДВГ-К, так и СДВГ-Г. У последних импульсивность особенно выражена.
- Ее степень достоверно выше, как по данным клинических, так и психофизиологических исследований.
- Следует отметить, что импульсивность у подростков с СДВГ сочетается с повышенным уровнем тревожности.
- Установлена высокая терапевтическая эффективность ноофена при СДВГ.
- После лечения отмечается выраженное снижение импульсивности, гиперактивности и тревожности.
Данные изменения можно объяснить транквилизирующим действием ноофена, связанным с его способностью усиливать контролирующую функцию корковых структур над подкорковыми, в том числе и лимбическими, за счет патогенетического воздействия: улучшения ГАМК-ергической нейромедиаторной передачи,
Уменьшение невнимательностиможно объяснить ноотропным эффектом ноофена. Ноофену (как производному фенилэтиламина) присущи дофамин-положительные свойства, которые усиливают его антиастеническое действие. Важной особенностью препарата является редкость возникновения побочных эффектов. В заключение подчеркнем, что лечение детей с СДВГ имеет важное социальное значение, так как является средством профилактики аддиктивных расстройств.
Конфликт интересов отсутствует. Читать подробнее: Импульсивность у подростков с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Полный ответ
Что такое СДВГ простыми словами?
Синдром дефицита внимания Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка. Первые симптомы начинают беспокоить с трех лет: малыш не может усидеть на месте и всячески пытается привлечь к себе внимание нарочитым непослушанием.
Многие родители не считают необходимостью бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается серьезными проблемами у школьника: неумением концентрировать внимание, неуспеваемостью, частой критикой со стороны учителей и друзей, социальной изоляцией, нервными срывами.
Гиперактивность является дисфункцией центральной нервной системы. Если ее не лечить в детстве, расстройство может сильно повлиять на качество жизни взрослого человека. Потому и провести комплексную корректирующую терапию, если подозреваете у ребенка СДВГ.
Полный ответ