6 способов, как оживить уроки литературы Вокруг школьной программы по литературе без конца кипят споры и страсти. Про то, какие произведения стоит изъять из курса, а какие добавить, не пора ли перейти к единому учебнику и так далее. При этом гораздо актуальнее стоит вопрос о том, как добиться от школьников если не прочтения целиком «Преступления и наказания», то хотя бы чёткого представления об основном посыле автора.
Полный ответ
Каким должен быть современный урок литературы?
Современный урок литературы: методические формы и приёмы Что такое современный урок? Каким он должен быть? По мнению обучающихся, современный урок должен давать современный учитель: увлечённый, грамотный, развивающийся. С таким преподавателем интересно, его увлечённость развивает познавательную активность.
Современный урок – это интеграция традиционных методов и современных педагогических технологий. Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Многие современные студенты вряд ли назовут чтение своим любимым занятием. Можно ли сделать урок литературы увлекательным? Можно, если рассматривать художественное произведение не как набор фактов и явлений, происходящих в определённую эпоху, а как многогранный мир, живущий по своим законам, где за каждым словом, мыслью, жестом закреплена определённая знаковость.
Каким должен быть урок литературы? Многие учителя ответят: « Современный урок – это урок с применением ИКТ». Мультимедийные уроки всё больше привлекают преподавателей. Бесспорно, использование ИКТ экономит время, наполняет урок новым содержанием, развивает творческий подход к окружающему миру, формирует элементы информационной культуры обучающихся, позволяет преподавателю идти в ногу со временем.
Но мы, учителя литературы, должны особенно осторожно относиться к применению ИКТ на своих уроках. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей. По большому счёту наша главная задача – это душа молодого поколения, это проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки обучающегося как « языковой» личности.
ИКТ должны быть хорошими помощниками преподавателю литературы, а не подменять его. Какие бы новации не вводились на занятиях, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик. Понятна увлечённость преподавателя « нетрадиционными формами урока», появление уроков – мастерских, уроков – конференций, уроков – презентаций, уроков в форме творческой лаборатории, уроков – концертов и др.
- Несомненно большой плюс в работе педагога.
- Независимо от того в какой парадигме работает учитель (традиционной, развивающей, личностно – ориентированной), он обязательно начинает урок.
- На уроке литературы потенциально важным является и выбор определённой темы – заголовка урока,
- Это может быть: заголовок – метафора, заголовок – вопрос.
Всё большую популярность приобретают активные методы и приёмы обучения: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, игровые моменты, интригующее анонсирование темы, сравнение и аналогия, использование музыки и другие эстетические средства художественного воздействия.
- Хотелось бы подробнее остановиться на игровом аспекте урока.
- Игровые моменты на уроке литературы пробуждают, поддерживают, развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету.
- На уроках литературы используются и технологии развития критического мышления: инсерт, кластер, синквейн, фишбоун, ключевые слова, ассоциативные ряды, перекрёстная дискуссия, письменная рефлексия, трёхчастный дневник.
Кластер- это приём, в котором информация располагается в виде «гроздей винограда». При этом между всеми «гроздьями» должна быть четкая логическая связь. В любом кластере есть отправная точка, вокруг которой мы будем разветвлять «гроздь». Синквейн (от англ.
Существительное. Прилагательных два (допускаются причастия). Глаголов три (допускаются пояснения). Предложения из четырёх слов. Существительное (вывод, обобщение)
Стратегия «фишбоун»позволяет обучающимся выявить причинно – следственные связи и мотивы поступков героев произведения. Кейс – метод, обеспечивающий максимальную мыслительную деятельность. Кейс – метод – техника обучения, использующая анализ реальных ситуаций. Технология метода:
Знакомство с материалом. Выделение нужной информации. Обсуждение в группах возможных альтернативных решений. Презентация решений группами Сравнение и анализ принятых решений, подведение итогов.
В основе метода проектов лежит: развитие познавательных навыков обучающихся, развитие критического и творческого мышления, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, формирование ориентироваться в информационном пространстве. Читательские конференции, интеллектуальные игры тоже, безусловно способствуют развитию творческих способностей и нестандартному мышлению студентов.
Полный ответ
Что говорить в конце урока?
The bell hasn’t gone yet.Звонка пока не было. Hang on a moment.Задержитесь на минуточку. We seem to have finished early.Кажется, мы закончили раньше времени. Just a moment, please.Одну минутку, пожалуйста. Just a second!Секундочку! There are still three minutes to go.У нас есть ещё три минуты.
Just hold on a moment.Задержитесь на минутку. One more thing before you go.И ещё кое-что, прежде чем вы уйдёте. We still have a couple (of) minutes left.У нас есть ещё пара минут. Your watch must be fast.Ваши часы, похоже, спешат. We have an extra five minutes.У нас ещё есть дополнительно 5 минут. Sit quietly until the bell goes.Сидите тихо пока не прозвенит звонок.
Paul, you have to stay five extra minutes as I told you before.Пол, ты должен остаться ещё на пять минут, как я говорил(а) тебе до этого. Back to your places.Вернитесь на свои места. Stay where you are for a moment.Оставайтесь на местах ещё один момент.
- Let’s stop now.Давайте закончим.
- It’s time to finish now.Пора заканчивать.
- It’s almost time to stop.Уже почти время заканчивать.
- I’m afraid it’s time to finish now.Боюсь, что пора закругляться.
- We’ve run out of time.Мы не уложились по времени.
- We’ll have to stop here.На этом надо закончить.
- There’s the bell.
It’s time to stop.А вот и звонок. Пора закончить. That’s all for today. You can go now.На сегодня всё. Вы свободны (можете идти). Have you finished?Вы закончили? Stop now.Теперь стоп. Any questions?Вопросы есть? Collect your work please.Соберите свои работы, пожалуйста.
Pack up your books.Собери(те) свои книги. One minute to finish that activity. It’s nearly time to go.Одна минута до окончания этого задания. Время почти истекло. Are your desks tidy?Ваши парты (столы) чистые? Don’t forget to bring your crayons tomorrow.Не забудьте завтра принести ваши цветные карандаши.
The next class is waiting (outside/ to come in)Следующий класс ждёт за дверью (чтобы войти). You’ll be late for your next class (if you don’t stop now).Вы опоздаете на следующий урок (если сейчас не закончите). We’ll have to finish this tomorrow / in the next lesson.Мы должны закончить это завтра (на следующем уроке).
Полный ответ
Как приветствовать учеников на уроке?
Психологические приёмы начала урока | Начальная школа | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
- Автор: Тамара Сергеевна Раенко
- Организация: МБОУ СОШ №23
- Населенный пункт: Ростовская область, п. Красногорняцкий
Учитель – профессия особая, даже в чём-то уникальная. Каждый из вас талантлив, каждый из вас – волшебник. Вы отдаёте своим ученикам всё самое лучшее: свои знания, свой опыт, частичку своего сердца. Благодаря вам мир сверкает яркими красками. Пусть любимая работа приносит вам удовлетворение, а мой мастер-класс и мастер-классы моих коллег пополнят вашу методическую копилку.
Приём какого этапа урока я использовала, начав своё выступление? (Эмоциональный настрой) Я не зря начала выступление с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта в дальнейшей работе. Давайте ещё раз проверим.
Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня.
Как театр начинается с вешалки, так урок начинается с организационного этапа. Это самый короткий этап урока, но важный. Длительность его 1-2 минуты. Но именно от этого этапа зачастую зависит эффективность всего учебного процесса на уроке: он создает определенный настрой, выполняет мотивирующую функцию.
« Начало больше половины целого », — утверждал Аристотель. Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности. Как же интересно начать урок? Вот несколько моих проверенных и эффективных способов проведения начала урока.
- Итак, 1. «Приветствие» Взаимное приветствие – элементарный акт вежливости.
- С него и должна начинаться встреча учителя с учениками на уроке.
- Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра.
- Например: *** — Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! *** — Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами.
И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в наш Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед! *** — Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.
Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. *** — Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Можно написать на доске слово «здравствуйте» и предложить детям пожелать друг другу что-то хорошее на каждую букву данного приветствия. После этого дети зарядятся положительной энергией и будут готовы усваивать материал.2. Рефлексия начала урока.
- «Шкала настроения».
- У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик
- отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать
- общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в
- начале урока, вторая – в конце.
- «Цветные карандаши».
Учащимся предлагается показать своё настроение в начале урока по типу «светофор». Они показывают карандаш в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.3. Релаксация. ( Включаю релаксационную музыку)
- Под звуки морского прибоя и крики чаек:( для того чтобы успокоить детей после активно проведенной перемены.)
- Упражнение «Игра с песком», проводится под звуки морского прибоя и крики чаек.
- Учитель предлагает детям закрыть глаза: «Представьте, что вы на берегу моря.
- Теплое ласковое солнышко согревает и ласкает вас, ветер теребит ваши волосы.
Представьте, как на солнце сверкает песок, возьмите песок в руки (вдох)., сильно сожмите пальцы в кулак ( задержите дыхание). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы ( выдох). Уроните обессилено руки вдоль тела, расслабьтесь. Откройте глаза — Какой прием начало урока я использовала? (релаксация) В переводе с медицинского языка латыни этот термин обозначает дословно «ослабление».
- 4. Начало урока с элементами театрализации
- Это приглашение на урок сказочного персонажа (игрушка, ученик в костюме сказочного героя, коллега)
- Прозвенел уже звонок!
- К нам пришел в класс Бегемот. (Серый кот)
Бегемотик-бегемот (Котик-котенька-коток) Посидит у нас урок. Очень милый он на вид. И на нас всегда глядит. Хоть и очень он устал, Телеграмму нам прислал. (В телеграмме тема урока.) 5. «Интрига» — Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое? — Клад — это богатство, деньги, золото.
- Правильно.
- Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег.
- Их нельзя потратить, с годами их становится все больше.
- Это знания.
- Именно за таким кладом мы сегодня отправимся.
- Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся.
- Итак, в путь! 6.
- Рифмованное начало урока.
- Философы утверждают, что все во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа существования материи и т.д.
— ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифма и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В начальной школе можно предложить рифмованное начало урока:
- 1) Ребята, послушайте, какая тишина!
- Это в школе начались уроки.
- Мы не будем тратить время зря,
- И приступим все к работе.
2) Отбросим в сторону переживания и неудачи. Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг, И на уроке этом мы опять Все поработаем на пять.3) Прозвенел звонок, Начинается урок! Встаньте прямо, Распрямитесь. Удивитесь. Рассердитесь. Улыбнитесь. Тихо за парты садитесь.4) Ниточку души от каждого из вас В руки бережно возьму сейчас.
- Мы соткём из ниточек урок, Он знакомства нашего исток.
- А исток начало многих дел.
- Я хочу, чтоб каждый захотел Прямо здесь и слушать, и читать, Думать, говорить, мечтать.5) Ну-ка, юный мой дружок, Ты готов начать урок? Всё в порядке на столе? Есть порядок в голове? Чтоб иметь хорошие знания Понадобятся терпение и старание.6) Посмотрите все на меня! Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки, Приглашаю вас я в путь! Взять все знания в дорогу! И улыбку не забудь! 7) Или, например, урок русского языка можно начать со стихотворного приветствия. Послушайте и попробуйте определить тему нашего урока. В этот тёплый.(прекрасный и т.д.) день Заниматься нам не лень.
- Такое начало урока способствует:
- — позитивному настрою учащихся — формированию непроизвольного внимания, памяти, мышления, — формулировка темы урока учащимися, — постановка учебных задач, — повторение теоретического материала.
7. Грамматические сказки, В качестве приема, организующего проблемно-диалогическое обучение, использую грамматические сказки, Предлагаю вашему вниманию сказку «Две сестры». (Распечатать и дать прочитать одному члену жюри). — Прослушайте внимательно и попробуйте сформулировать тему урока.
Две сестры В одном из городов страны Грамматики на улице Словообразования жили приставки. Это были приставки-сёстры ПРИ- и ПРЕ-. Приставка ПРИ- была добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра Приставка ПРЕ- была совсем другого характера. Она всех преследовала, хотела превратить в своих рабов.
И когда на первом же совещании приставок стали обсуждать поведение приставки ПРЕ-. Приставка РАЗ- сказала: «А твоя мама приставка ПЕРЕ- не была такой злой, как ты. Почему ты слово «передать» переделала в слово «предать»? Как тебе не стыдно?» Приставка ПРЕ- осознала свою вину и стала образовывать новые слова, такие, как «прекрасный», «прелестный».
- — Какие приставки мы будем изучать на уроке?
- — К какой приставке она близка по значению?
- — Какое ещё имеет значение?
- 8. Загадка
- Ребятам нравятся и лингвистические загадки по теме урока.
Предлагаю и вам отгадать несколько загадок и выполнить одно из главных требований к современному уроку: самостоятельно назвать тему. Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счёте их знает. На два вопроса ответит вам только, Это вопросы Который? и Сколько? Цифры частенько его заменяют, Люди его в устной речи склоняют, Часто при этом они ошибаются, Как его звать, кто скорей догадается?
- — Как вы думаете, какую часть речи мы сегодня будем изучать?
- — По каким признакам определяем числительное?
- Это проблемный вопрос, а значит в начале урока применялась технология проблемного обучения.
- 9. Способ «Медиа
Начало урока можно сделать для детей особенно интересным, если провести его в современном формате. Многие преподаватели прибегают к использованию видеоматериалов. Экран однозначно привлечёт больше взглядов и внимания, чем привычная доска и слово учителя.
Достаточно лишь показать небольшой видео-сюжет, который будет настраивать детей на успех (фрагмент мультфильма и т.д.) Учитель – мастер и виртуоз, как по нотам играет свой урок. Мастеров не так много. Но есть профессионалы, которые имеют свои хитрости, приемы, делающие каждый урок уникальным, не похожим на предыдущие и последующие.
Этим хитростям и приемам можно научиться, если подходить к работе творчески. Методов для создания продуктивного настроя много, и каждый учитель формирует сам свою «копилку». Важно работать над их разнообразием, видоизменять и понимать, что выбор средств должен зависеть от настроения класса и каждого ребенка в отдельности.
Удачное начало урока – это уже половина успеха. А закончить свое выступление я хотела бы на позитивной ноте. Я предлагаю вам посмотреть мультфильм о том, что никогда не надо отчаиваться. Главное верить, что у вас всё получится и я желаю найти вам свои приёмы и секреты начала урока и от души вам этого желаю! Завершить своё выступление хотелось бы словами писателя, педагога Любови Рафаиловны Кабо «От писателя остаются книги, от художника — картины.
От каждого яркого, думающего учителя остается его неповторимый опыт » Приложение Две сестры В одном из городов страны Грамматики на улице Словообразования жили приставки. Это были приставки-сёстры ПРИ- и ПРЕ-. Приставка ПРИ- была добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить.
Её сестра Приставка ПРЕ- была совсем другого характера. Она всех преследовала, хотела превратить в своих рабов. И когда на первом же совещании приставок стали обсуждать поведение приставки ПРЕ-. Приставка РАЗ- сказала: «А твоя мама приставка ПЕРЕ- не была такой злой, как ты. Почему ты слово «передать» переделала в слово «предать»? Как тебе не стыдно?» Приставка ПРЕ- осознала свою вину и стала образовывать новые слова, такие, как «прекрасный», «прелестный».
Приставка ПРЕ- подобрела. Она образует много слов с разными значениями, а «злых» слов всё меньше и меньше. Приложения:
Читать подробнее: Психологические приёмы начала урока | Начальная школа | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
Полный ответ
Что такое мотивация на уроке?
Старшая и средняя школа — «Отсроченная отгадка», Метод был разработан и описан Александром Гином. В начале урока учитель рассказывает или демонстрирует с помощью фото или видео удивительный факт, загадочное явление. Например, фото мостов, разрушенных шаговым резонансом.
Детям предлагается возможность объяснить это с помощью знаний, которые у них есть. Выслушав все предположения, педагог приступает к новой теме, которая поможет ученикам дать правильный ответ. В некоторых случаях загадку можно задать в конце урока для «закладывания» мотивации для следующего занятия. Не стоит допускать распространенную ошибку и предлагать учащимся прочесть учебник, чтобы отыскать ответ самостоятельно.
Это снизит интерес. «Да — нет», Учитель загадывает некоторое число, явление, предмет или литературного героя и предлагает ученикам отгадать, что это. Учащиеся должны задавать вопросы, на которые можно дать только утвердительные или отрицательные ответы, или же что утверждение верно и неверно одновременно.
Такая методика помогает развить познавательные и личностные УУД: систематизировать имеющиеся знания, учит связывать отдельные факты в единую картину и просто развивает умение слушать товарищей. «Удивляй!» Этот метод заключается в том, что учитель демонстирует ученикам известные факты под другим углом.
Простой пример: правило экологической пирамиды. Все знают, что синицу называют санитаром леса. Учитель задает вопрос: сколько, по мнению учеников, вредных насекомых, может уничтожить эта маленькая птичка за свою жизнь? За день синица съедает столько насекомых, сколько весит сама, а это около 12 грамм.
Средняя продолжительность жизни птицы — 2 года. За всю жизнь синица уничтожит около 9 килограмм насекомых! «Лови ошибку», Учеников предупреждают, что сегодня учитель будет специально допускать ошибки при объяснении темы. Потому они должны быть предельно внимательными, чтобы заметить их. Это позволяет развить регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД в классе: анализ информации, умение слушать и слышать, умение формировать план действий.
«Парадокс» или методы проблемного обучения, Эту методику разработал американец Джон Дьюи. Проблемная ситуация создается с помощью преднамеренных ошибок. Задача учащихся — доказать учителю, что он не прав. Пример: доказательство того, что 2*2=5. Используем чистовое тождество 4:4=5:5, выносим за скобки общий множитель: 4*(1:1)=5*(1:1).
В скобках числа равны, их можно сократить. Следовательно, 4=5, что является парадоксом. Кроссворды, ребусы, творческие сочинения, Ребятам предлагается самостоятельно составить кроссворд или ребус по теме, написать фантастическое сочинение, например о путешествии к Сатурну или внутрь клетки человека. Мотивация — главная движущая сила в развитии ребенка.
Именно она помогает ему концентрироваться и максимально включаться в работу. Поэтому такие методики нужны преподавателю. Они помогают акцентировать интерес ученика, завладеть его вниманием и вовлечь в работу на уроке. Участвуйте в олимпиадах и конкурсах Страны и получайте печатные дипломы, грамоты и ценные призы! Основной целью проведения олимпиады является выявление обучающихся, обладающих наиболее широкими познаниями в области определенного предмета программы Основной целью конкурса является расширение исторических знаний и представлений о Великой Отечественной Войне
Полный ответ
Какие есть приемы обучения?
Классификация методов обучения словесные методы (источником является устное или печатное слово); наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);
Полный ответ
Каким должен быть хороший урок?
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, наука. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз. Отсюда же и уроки – это болезни, в особенности – детские. Такому смысловому повороту и сегодня вряд ли стоит изумляться. За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5 – 2 раза. Тем не менее, каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности: 1. Появились новые образовательные стандарты и на их основе — обновленные программы и учебники. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.2. Переход на предпрофильное и профильное обучение. Этот вектор развития ставит перед современным уроком новые задачи.3. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы района поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.4. Организация Единого государственного экзамена предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников. Поэтому никто не будет отрицать, что урок должен быть современным, в самом широком понимании этого слова. Что значит современный? По — моему мнению, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни в меняющемся обществе. Готовясь к сегодняшней научной конференции, я попросила учителей своей школы также ответить на вопрос: «Современный урок — какой он?» Вот, что пишут учителя: «Современный урок — какой он? Демократичный. Где дети не боятся высказывать свое мнение, не боятся новшеств, урок на котором учителю и ученику комфортно». «На мой взгляд, современный урок должен быть, прежде всего, актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать». «Урок должен быть творческим, способствовать самореализации школьников, востребованности их творческого потенциала. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном уроке. Современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля!» Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей. Современный урок должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволить ребенку активно войти во взрослую жизнь. Сегодня наиболее существенное влияние на урок оказывает новое содержание образования: вариативные образовательные программы, новое поколение учебников, рабочие тетради, разнообразные дидактические материалы позволяют делать урок более интересным, ярким, насыщенным. Другая важная тенденция – становление различных моделей дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков. Первую модель современного урока можно назвать традиционной – классно-урочной, и она эффективно действует в нашей стране многие десятилетия. В этой модели сложился свой понятийный аппарат, культура отношений педагогов, которые используют такие термины, как: — триединая цель урока; — план-конспект; — формы обучения; — методы и приемы обучения; — типы уроков и другие. При этом все же отметим, что модель традиционного обучения является приоритетной, основополагающей в организации и проведении современного урока. Она существенно меняется, но в основе остается классическая педагогика и методика. Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя- практики. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно. Так может и не стоит ничего менять? Чтобы этот вопрос не остался риторическим, давайте задумаемся над строками стихотворения: Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников. Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается. Вторая модель современного урока связана с технологизацией образования. Педагогические технологии как новый феномен пришли в наше образование в начале 90-ых годов и позволили сформировать свой понятийный аппарат: — технологическая карта тематического и поурочного планирования; — технологический прием; — этап технологии; — задача этапа и диагностика его эффективности. Благодаря становлению этой модели изменились формы и методы обучения школьников, они стали более активными, и самое главное, взаимосвязанными; — появилась культура проектирования урока с учетом его этапов, постановки задач этих этапов и отслеживания промежуточных результатов; — изменилась система оценивания учебных достижений школьников, разработаны новые способы измерений; — мы стали говорить о возможностях тиражирования эффективного опыта проведения урока не только в виде различных методических описаний, но и универсальных моделей (например, технологических карт). Но время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о третьей модели реализации современного урока – компетентностном подходе, который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура и свой понятийный аппарат: — ключевые и базовые компетентности; — опыт ребенка; — умение решать жизненные ситуации; — психолого-педагогическая ситуация и другие. Сформировано научно-теоретическое понимание компетентности как способности ребенка использовать свой опыт для решения жизненных проблем и ситуаций. Разработаны новые стандарты с ориентацией на компетентности, предприняты попытки создания некоторых образовательных программ и учебников с позиций компетентностного подхода. Утвержден новый базисный учебный план, где показана возможность исследовательской работы школьников, выполнения ими проектов, практикумов. Разработаны способы формирования и оценки компетентностей – «Портфолио», проекты, дневники достижений и другие. Критерии эффективности современного урока: • Обучение через открытие • Развитие личности • Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом • Демократичность, открытость • Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. • Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию • Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или — выведенное самостоятельно понятие. • Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. Так, что же такое современный урок — это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность. Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя. <<Перейти на страницу обсуждения <<Перейти на страницу обсуждения
Полный ответКакой урок можно назвать современным?
Современный урок
МБОУ «Ахаликская ООШ» Доклад на тему: « Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС » Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.Джон Дьюн
Что же для нас современный урок? Каждый учитель имеет на этот счет свое совершенно твердое мнение. Полностью я согласна с обоснованием понятия СОВРЕМЕННОГО УРОКА Сониной М.Н. и считаю полезным процитировать её взгляд на эту тему. Сонина М.Н. пишет: « Урок можно назвать современным, если он:- рассматривает ученика и его личностное развитие как главную цель; — учит анализировать, рефлексировать, обобщать личный социальный опыт учащихся;-учит работать не только с адаптированными текстами, а с разнородной, разноплановой информацией, учит структурировать и критически оценивать её; — учит самостоятельно ставить цели и задачи, оказывает помощь и поддержку в саморазвитии, в формировании личностной троектории; — учит ставить, задавать вопросы, стимулирует поиск ответов на них (именно с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия обычно начинается мышление);- учит использовать теоретические знания для решения задач практической деятельности, действовать по образцу и в измененной ситуации;-учит формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию, одновременно прививая толерантность к иному мнению;-готовит к непрерывному продолжению образования, поиску новой информации; учит различным социальным ролям, прививает нормы и ценности различных ролевых наборов;- стимулирует обучающегося стремиться к объективному контролю, не скрывая своего незнания».
- Современный урок — прежде всего, общение учителя с каждым ребенком в отдельности и со всеми вместе.
- Психологами давно замечено, что знания, не имеющие эмоционально-духовной нагрузки, ребенком не усваиваются.
- Современный урок-это определенная атмосфера совместной деятельности,
- «Расскажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму»,- гласит древняя китайская мудрость.
Психологи считают, что больше информации усваивается из практических действий и деятельности. С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:- резко возросла информированность;- современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу; — не сформировано произвольное поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;- ограниченность общения со сверстниками.
И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос : «Как обучать в новых условиях?» Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает.
- В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.
- Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться.
- Учитель не проводник знаний, а личность, которая обучает способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Урок должен отражать владение классической структурой на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи, тренинга.
- Урок — главная составная часть учебного процесса.
- Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.
- Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства, сделать так, чтобы урок вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить.
Всё, что происходит на уроке, вызывало бы у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало бы их творческое сознание. Урок — целостная система. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели- чего учитель хочет добиться; затем установления средства –что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа- как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Сергей Волков: Как построить интересный урок литературы. Минск, январь 2019
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств её достижения и её переводом в конкретные дидактические задачи. Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.
- Особенности современного урока ( Слайд 2 ) Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.Современный урок-урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества и государства.Три постулата заложены в основание новой технологии урока.
- Слайд 3)- Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.- Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Ресурсы современного урока ( Слайд 4 ) Человеческие, методические и технологические ресурсы.Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители (Слайд 5). Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приемы, методы обучения (Слайд 6).
- Технологические ресурсы — это технологии обучения; проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии (Слайд 7).
- Модели современного урока: традиционная и инновационная ( Слайд8 ).
- Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков.
Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.Для более ясной картины остановимся на различиях традиционной педагогики, которая продолжает иметь место в современном образовательном процессе и инновационной педагогике (Слайд 9-13).
Тенденции развития современного урока включают в себя формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ), применение новейших информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения, применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения, свобода в выборе структуры урока.
(Слайд 14) Характеристика современного урока. Современный урок включает в себя компоненты содержания : знания, умения, навыки, творческую деятельность, эмоционально-ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельную работу ученика, а не учителя, практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий (Слайд 15).
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа,чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребенка, т.е. личностные результаты, межпредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е.
результат изучения данной теме урока. Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в начальной школе: личностные, познавательные, коммуникативные ( Слайд16 ) Личностные : — обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные: — обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности;- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;- планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
- Познавательные: — включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
- Структура урока в начальных классах ( Слайд 17 ) I этап,
- Организация класса (оргмомент) II этап.
- Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)III этап.
Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач) V этап. Рефлексия. Итог урока Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения. (Слайд18)1. Урок изучения нового — традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа и трудовой практикум.
Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.2. Урок закрепления знаний – практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.3. Урок комплексного применения знаний – практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.4.
Урок обобщения и систематизация знаний- семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний- контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока? (слайд 19) Цель – готовность к саморазвитию. Она включает в себя:- умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям; — умение ставить перед собой цель, принимать решения;- умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;- умение проконтролировать себя, свои собственные действия;- умение адекватно оценить свои действия, выявить недочеты скорректировать дальнейшую работу;- умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
Другими словами, если раньше ребенок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет добывать знания, работая в группе с другими детьми самостоятельно. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно — воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Слайд 20) Многое зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начнет делать первые уверенные шаги в новых условиях, он сможет добиться желаемых результатов в более сжатые сроки. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.
Профессия учителя одна из самых важных и сложных, ведь учитель не только даёт знания. Огромных душевных сил стоит разглядеть в каждом своём ученике «золотое зёрнышко» и помочь ему прорасти. Пусть каждый учитель получает отдачу от своих учеников! Пусть всегда будут силы и желание заходить в класс с улыбкой! Желаю хорошего здоровья, душевного равновесия и педагогических побед! Читать подробнее: Современный урок
Полный ответ
Что такое хороший урок?
Доклад на тему «Хороший урок»
- ДОКЛАД
- Тема:
- «Хороший урок – современный урок»
- « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке.
- Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.
- Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь.
- Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
- Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач.
Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Хороший урок — это современный урок, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым урок, одним словом – актуальный.
- Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
- Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
- Как подготовить хороший урок:
Урок — главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
- Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
- Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? По образному выражению Н.М.
Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
- Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
- Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
- Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
- Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в
- данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
- Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
- Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
- Продумать форму подведения итогов урока.
- Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
- Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
- — применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
- -создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
- В настоящее время школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех урока обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого.
- Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.
- Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
- Время «готовых» уроков постепенно отходит.
- Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо учить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов, и тогда, современный урок будет хорошим уроком.
Читать подробнее: Доклад на тему «Хороший урок»
Полный ответ