Битва за домашку: 6 способов научить ребенка делать уроки самостоятельно Выполнение домашней работы — одинаково сложная интеллектуальная задача как для первоклассника, так и для старшеклассника. В этом уверена психофизиолог, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких.
Для этого детям необходима мотивация и умение сконцентрироваться на заданиях. Как добиться первого и второго, а также как сформировать навык самостоятельного выполнения ребенком домашнего задания, Марьяна Михайловна Безруких рассказала на лекции «И вечный бой. Битва за домашку» в рамках курса для Family Tree «Учить Учиться».
Мы послушали лекцию и законспектировали отрывок, в котором Марьяна Михайловна делится советами, как помочь школьнику делать домашнее задание с удовольствием и без помощи взрослых. Формируйте позитивный настрой Нередкая ситуация, когда ребенок оттягивает выполнение задания.
И родители, вместо того, чтобы разобраться в причине такого поведения, начинают задавать ему вопросы: «Садишься?», «Сколько можно тянуть?», «Когда приступишь?». Если ребенок не хочет делать задание, значит, у него есть какие-то трудности. Родителю надо разобраться, какие именно. Часто школьник просто не понимает причину своих неудач, и задача взрослого (в идеале, педагога) — понять, где ребенку сложно, что нужно подсказать и каким образом это сделать.
Формировать позитивный настрой у ребенка, значит, давать ему понять: «Ко мне всегда можно обратиться за помощью» и быть готовым действительно помочь. Помочь — не значит делать домашнее задание за ребенка, а разобрать непонятную ему тему столько раз, сколько необходимо.
- Разобрать и уйти по своим делам, а не сидеть за спиной ребенка и контролировать каждое движение его ручки.
- Важно сказать школьнику: «Я рядом.
- Я готова объяснить».
- И он будет звать вас много раз, и это не должно раздражать, и это будет продолжаться какое-то время, пока ребенок не привыкнет выполнять задание самостоятельно.
Чередуйте работу и отдых Не надо настаивать, чтобы школьник выполнял уроки за один присест. Многие родители говорят: «Пока не закончишь, не встанешь». Это неправильно. Оптимальное и рациональное время, которое дети могут непрерывно готовить домашнее задание — 20–30 минут (у некоторых и того меньше — 10 минут).
- После этого надо сделать небольшую паузу, за которую ребенок успеет снять напряжение.
- Можно предложить ему сделать пару физических упражнений, съесть четвертинку яблока, выпить полстакана сока.
- Исключите ситуации ограничения во времени Как только взрослые говорят: «Ты должен быстрее сесть за уроки, потому что нам надо бежать на музыку/ к бабушке/ в бассейн (нужное подчеркнуть)», они создают ситуацию стресса и разрушают позитивный настрой.
Ограничение во времени — одна из самых сильных стрессовых ситуаций. Детям требуется время, чтобы просто включиться в процесс приготовления домашней работы. Кто-то сначала расставляет книги, точит карандаши, раскладывает ручки, кто-то разбирается в ящиках — это своеобразный ритуал, который помогает настроиться на дело.
А вот если у ребенка будет задание, которое он сможет выполнить быстро и с удовольствием, это станет стартовым толчком, который поможет включиться в процесс и постепенно перейти от простых упражнений к сложным. Обращайтесь за помощью к педагогу Родители стараются справиться с выполнением домашнего задания своими силами и не учитывают требования учителя.Это может привести к недопониманию и конфликтам, если ребенок придет на урок и будет решать примеры, используя методы, которым в школе его не учили.
Если вы не знаете требования педагога (а ребенок не всегда может их четко сформулировать и даже просто обратить на них внимание), ваша задача — спросить у учителя, как лучше объяснять ту или иную тему, как лучше выполнять задания. Так вы сбережете свои нервы и нервы ребенка, предупредите возникновение неловких ситуаций.
Полный ответ
Как помогать ребенку делать уроки?
В младших классах — Здесь самое сложное — сладить с гиперактивными детьми, которым пока еще трудно сосредоточиться. Первоклассник привыкает к режиму в течение полугода, и все это время нужно контролировать и побуждать к учебе даже после школы. Выдерживаем четкий ритм: делаем уроки в одно и то же время с перерывами каждые 25-30 минут.
Полный ответ
Нужно ли помогать ребенку делать уроки?
Младшим надо помогать — Часть психологов и педагогов советуют помогать младшеклашке с уроками, но не делать задания за него. Помощь родителей создает для малыша ощущение уюта, он чувствует поддержку и понимает, что не брошен, если он что-то не поймет — мама объяснит. Он продолжит ощущать себя ребенком и не потеряет радость детства слишком рано.
- Задача родителей в это время действовать в игровой форме, предлагать вопросы для размышления и подталкивать ребенка к решению задачи самостоятельно.
- Помочь ему сконцентрироваться и организовать комфортную обстановку для занятий.
- А еще, учитывая современные реалии, задачи даже у первоклашек бывают такие, что и родители не разберутся.
Ну или как он сам сделает поделку из желудей, если их надо протыкать шилом? УРОКИ ИЛИ МУЛЬТИКИ — С ЧЕГО НАЧАТЬ? «Начальная школа — время помощи и контроля со стороны родителей. Нужно помогать, наставлять и проверять, что наваял. Дальше — обязательно следить за подготовкой к урокам.
Ведь школа — плацдарм для дальнейшей жизни. Далее, есть ряд заданий, направленных на выявление того, есть ли контакт у ребенка с родителями, не заброшен ли он? И эти задания, нужно делать с ним. Это — своеобразная проверка, все ли в семье нормально?!». «До четвертого класса с ребенком нужно делать уроки, и делать по одному режиму, далее ребенок будет делать абсолютно самостоятельно, без „иди делай уроки»».
«Конечно же помогать. Не все дети Ломоносовы, тем более задания такие дикие бывают, что взрослые люди с ВО не могут решить задачки для третьеклашек. Была как-то задача по математике, никто не решил в классе, родители перезванивались, пытались решить, но нет.
Полный ответ
Почему ребенок плачет во время уроков?
Почему ребёнок плачет, когда делает уроки? Современным школьникам иногда задают столько домашней работы, что без помощи взрослых не справиться (особенно если нужно склеить бумажную трёхмерную модель компьютера!). Но не всегда стоит предлагать детям подумать и повырезать вместе. Клинический психолог объясняет, почему ребёнку важно справляться самому. Вопрос, Ребёнок отказывается делать уроки. Если ему трудно, он не принимает помощь и объяснения. На слова «Ладно, не делай» или «Давай попробуем ещё раз вместе» реагирует одинаково — плачет. На любую трудность с домашним заданием реагирует истерикой. Почему так происходит? Ответ,
- Есть такой поведенческий феномен — выученная беспомощность.
- Он возникает, когда за человека постоянно что-то делают, всё время помогают.
- Ему кажется, что он сам уже ни на что не способен (хотя на самом деле всё может быть и не так).
- Когда ребёнок так экспрессивно реагирует, скорее всего, у него закрепилось ощущение неуспеха, необходимости преодолевать трудности.
Что формирует навык беспомощности? Возможно, вы чрезмерно опекаете ребёнка, но сами этого не замечаете. Вместо родителей на этом месте может быть педагог в школе, воспитатель в детском саду, бабушки или дедушки. Ребёнку в такой ситуации не нужно ни к чему прикладывать усилий и к чему-то стремиться.
Бывает наоборот: ребёнку в голову вкладывают мысль, что он ничего не может достичь. Если педагог в детском году постоянно говорит родителям, что их ребёнок с чем-то не справился, то его ближайшее окружение начинает неосознанно транслировать ему эту мысль. Если ребёнку ставят задачу, которая заведомо ему не под силу, это может сформировать как стойкость, так и пассивность.
В таком случае ребёнок будет думать: «Зачем прикладывать усилия, если я всё равно облажаюсь?» В такой ситуации я бы однозначно предложила родителям проконсультироваться с психологом, чтобы он дал конкретные рекомендации, как избавиться от этого поведенческого феномена.
Полный ответ
Нужно ли контролировать уроки ребенка?
Почему нельзя делать школьные уроки вместе с ребенком Чтобы выполнение домашнего задания не становилось катализатором семейных скандалов и нервных расстройств родителей, следует научить ребенка правильно его выполнять. Для большинства родителей школьников вечер – самое страшное время.
Когда вместо того чтобы прийти с работы и отдыхать, надо делать домашнее задание, которое любимый ребенок принес из школы. По мнению психологов, в этом и заключается главная сложность: родители берут на себя ответственность за то, что должен делать только ребенок. Причем многие мамы и папы считают, что их роль в этом лишь корректирующая, а все делает только сам школьник.
Но это не так. Привыкнув к постоянному контролю и подсказкам родителей, которые мечтают поскорее избавиться от неприятной обязанности, и, наконец, отдохнуть, дети теряют способность самостоятельно справляться со своими обязанностями. Без помощи и контроля взрослых они не способные не только решать задачи и делать переводы, но и правильно организовать свое личное время.
- Психологи уверены, что никакого контроля быть не должно и домашнее задание ребенок должен делать исключительно сам с первого класса.
- Его ошибки – будут только его ошибки.
- И только видя их, анализируя, он сможет понять, в чем проблема, и решить ее.
- В противном случае, даже став взрослыми, дети будут постоянно перекладывать ответственность за свои поступки на родителей.
Не смогут принять ни одного важного решение без совета с ними. Так быть не должно. В итоге такие дети могут стать управляемыми другими людьми. Нельзя узнавать за ребенка у других родителей, что было задано в школе. Пусть невнимательный школьник сам спрашивает у одноклассников.
Так он научится коммуникациям и поймет, что проще сразу записывать задание в дневник, чем после тратить время на его уточнение. Дайте понять ребенку, что его жизнь в школе – его личная ответственность. Договоритесь, что на выполнение домашнего задания по каждому предмету должно уходить 30-40 минут. Чтобы ребенку было понятнее – заведите будильник.
По его звонку стоит сделать переменку и садиться за «домашку» по другому уроку. Видя, что времени немного, ученик, в итоге научится контролировать его и не отвлекаться на другие дела. Не стоит ругать ребенка за двойки и тройки, не грозитесь отнять у него за это телефон и другие гаджеты.
Полный ответ
Можно ли кричать на ребенка?
71263 7 минут Опубликовано: 16 марта 2021 Все родители согласятся, что кричать на ребенка нельзя, но бывают случаи, когда сложно сдержать эмоции. Тем не менее, родителям следует запастись терпением и научиться брать себя в руки в момент, когда ребенок не слушается. Ваш крик не принесет ему пользы, только вызовет негативную реакцию и последствия.
- Поэтому лучше сделайте глубокий вдох — выдох, вспомните, что испытает ребенок, если вы на него накричите, а затем объясните ему спокойным тоном, почему так делать нельзя.
- В нашей статье мы расскажем о вреде крика для психики ребенка.
- А кандидат педагогических наук, учитель – логопед высшей категории Ольга Николаевна Грачева даст несколько важных советов, как найти подход к ребенку.
Как ребенок реагирует на крик? Последствия крика родителей очень опасны для детей: Крик родителей заставляет ребенка уйти в себя, закрыться, стать глухим к любому обращению взрослых. Крик мамы или папы только усиливает гнев и раздражительность ребенка.
И он, и родители начинают злиться, в итоге всем сложно остановиться. А результатом может стать сломленная психика ребенка, неуравновешенность, и в дальнейшем ему будет очень сложно находить общий язык со взрослыми. Крик может настолько испугать ребенка, что он начнет заикаться. Повышение голоса действует на ребенка иначе, чем на взрослого.
Крики родителей, вызывающий у ребенка чувство страха, заставляет его прятать проявление эмоций. В результате чего во взрослой жизни это может спровоцировать резкую агрессию и неоправданную жестокость. Если родители будут кричать на ребенка, то он перестанет им доверять, особенно это страшно в подростковом возрасте.
- Криком ребенок будет выброшен из семьи, его поведение станет девиантным.
- Он начнет искать выход из проблем на «улице», его будут подстерегать опасности – алкоголь, наркомания, дурные компании.
- У ребенка будет сломлена воля, он уже не сможет противостоять агрессии внешнего мира.
- Психологи в таком случае констатируют, что эмоционально-волевое состояние ребенка неадекватно.
Это очень серьезное психическое отклонение. Родителям нельзя кричать на детей и в их присутствии, поскольку они впитывают их манеру поведения. Ребенок, когда вырастет, будет также вести себя с родителями и другими людьми. Физиологическая реакция организма на крик Во время крика вы и ребенок сердитесь, у вас повышается уровень гемоглобина и адреналина. Затем вы вместе испытываете расстройство и усталость. В этом момент у вас резко понижается гемоглобин и адреналин, желудок вырабатывает разъедающий сок, происходит спазм капилляров, нарушаются обменные процессы.
- Фактически, вас избили, поскольку в кровь поступили точно такие же вещества, как при избиении.
- Как правильно родителям общаться с ребенком? «Крик родителей на детей, конечно, недопустим, — рассказывает кандидат педагогических наук Ольга Николаевна Грачева.
- Крик – это состояние отчаяния, безысходности, скорее это мольба о помощи.
В праве ли мы направлять ее в адрес ребенка? Мы должны сами справляться с ситуацией, а не ребенок. Ребенка не нужно воспитывать. Ему будет достаточно, если взрослый будет делиться с ним опытом своего сердца, если мы говорим о человеке в возрасте. Или передавать ему свои положительные эмоции, заряжать позитивом, если мы говорим о человеке активного возраста.
- Психологи и педагоги не призывают принуждать ребенка к чему-то, они призывают родителей проживать интересные часы жизни вместе с детьми, забывая о своем возрасте, общаясь и выстраивая отношения в совместной деятельности и общении.
- Тогда взаимопонимание будет найдено.
- У родителей и детей должны с детства складываться доверительные отношения, чтобы ребенок не боялся поделиться с ними любой своей проблемой.
Часто дети этого не делают, поскольку боятся, что родители их не поймут и будут ругать. С детьми надо разговаривать простым, понятным языком, без иронии и подтекста. Если вы не можете справиться с ситуацией, то лучше обратиться к специалистам. Иногда несколько занятий с невропатологом, логопедом, дефектологом, психологом помогут решить проблему, или хотя бы изменить ваше отношение к ней». Роль спорта в становлении характера ребенка Занятия спортом очень хорошо влияют на становление характера ребенка. Спорт с самого детства формирует положительный настрой, интерес и мотивацию, воспитывает волю и целеустремленность. Моторика – это базовый компонент, на котором строится личность, ее умственное, психологическое, эмоциональное развитие.
- Занятость ребенка в спортивной секции часто помогает родителям избежать серьезных конфликтов с детьми, особенно по мере их взросления.
- Это связано с тем, что спорт формирует у детей правильные убеждения и ценности, помогает сгладить кризисы возраста, направляет по верному пути развития и не позволяет поддаваться негативному влиянию окружающей среды.
Ответственность за благополучное психологическое развитие детей берет на себя тренер, который должен выбирать правильный педагогический подход. К сожалению, в профессиональном спорте дети нередко сталкиваются с тем, что тренер на них кричит. Безусловно, такой подход не улучшает результаты спортсменов, наоборот, травмирует их психику, пугает и отбивает любовь к спорту.
- Ребенок становится нервозным, неуверенным в себе, боится допустить ошибку.
- Это состояние, наоборот, приводит к нервным срывам и поражениям.
- Кроме того, испытав в детстве такие методы воспитания на себе, во взрослом состоянии человек невольно будет также общаться с другими людьми и, даже, с детьми.
- Но спорт, в первую очередь, должен приносить детям радость и удовольствие от занятий, позитивно влиять на становление личности.
Именно такой метод преподавания используют тренеры Европейского Гимнастического Центра, Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие, Все статьи
Полный ответ
Что делать чтобы не кричать на ребенка?
Как перестать кричать на ребёнка? Когда родители кричат, дети пугаются. Они воспринимают крик как нападение, поэтому либо бросаются в бой (огрызаются и кричат на нас), либо убегают, стараясь физически либо эмоционально уйти подальше от крика. Дети учатся коммуникации, имитируя нашу манеру общения.
Если мы намеренно кричим на ребенка, чтобы заставить его делать то, что нам нужно, это называется запугиванием. И дети учатся кричать на других, чтобы принуждать их делать требуемое. Если взрослые кричат на ребенка ненамеренно, значит, они потеряли контроль над собой. И малыш понимает, что кричать на других — это вполне приемлемый способ справиться со своим плохим настроением.
Проблему крика можно устранить и снизить причиняемый им эмоциональный вред. Новые навыки: Скажите ребенку, что вы постараетесь справиться с собой, чтобы перестать кричать на него, и попросите помочь вам в этом. Дайте ему разрешение прерывать вас, когда вы начинаете кричать.
Предложите своего рода пантомиму — зажимать ладонями уши. Кроме того, крик можно прервать словами: «Ты кричишь на меня, а это мне неприятно» или «Пожалуйста, поговори со мной спокойно, ведь ты любишь меня». Отреагируйте на это напоминание, прибегнув к «перемотке, наладке и повторному запуску». Пример: -«Перемотка»,
«Спасибо за напоминание, я забыла об этом, поскольку была расстроена. — «Наладка», «Прости, ты не заслужил, чтобы на тебя кричали. То, что ты сделал, нехорошо, но и кричать на тебя тоже не следует». -« Повторный запуск», «Давай начнем все сначала. Я огорчена, потому что ты не соглашаешься со мной».
— дает им силу, чтобы защититься от крика, не вступая в борьбу (не спасаясь бегством); — оберегает их чувство собственного достоинства, потому что дает им понять, что они не заслуживают такого обращения; — укрепляет взаимосвязь, так как мы выказываем уважение к их потребностям и чувствам. Источник: Пэм Лео «Как создать теплые отношения с детьми». Советы от родителей:
1. «По возможности уделять себе хотя бы час в день: побаловаться в это время маской для лица, чтением, любимым хобби. В общем, уделить внимание себе любимой, это успокаивает и возвращает радость.» 2. «Один мой знакомый вместо того, чтобы кричать или ругаться говорит нараспев: «Ну, что-о это такое?» Без всякого повышения голоса.
- И выговаривается, и не шумит « 3.
- «Если вы не можете сдержаться, чтобы не обозвать ребенка, то хотя бы оставьте при себе всякие «дурак» и «бестолочь».
- Придумайте свое ругательство.
- Например, скажите ему: «Ух ты, барабулька конопулька!».
- Еще можно, вместо того чтобы повышать голос на ребенка, скорчить рожицу или разыграть пантомиму.
Можно, разозлившись, зарычать или захрюкать Вообще, лучшее средство от гнева — юмор!» 4. «Все дело в мамином самочувствии. Счастливая мама — хорошая мама. Иногда и надо строгим голосом говорить. Но главное чтобы ребенок знал, что мама его любит. Каждый вечер перед сном говорить ему это, гладить, обнимать, целовать.
Тогда и строгие ситуации, когда, например, крутит ручки конфорок на печке или что-то подобное, воспринимаются только как отдельные ситуации когда мама строгая, а не тенденция поведения. Это у меня так».5. «Я сама подглядела у другой мамы, как она, разозлившись на нашалившую дочку, вместо того, чтобы накричать на нее, с преувеличенно свирепым видом погналась за ней со словами «Вот догоню тебя!» Дочка побежала, мама за ней, и сложная ситуация как-то незаметно превратилась в игру».
Возможно вы все это умеете надо только открыть « волшебный ларец». Читать подробнее: Как перестать кричать на ребёнка?
Полный ответ
Когда лучше делать домашнее задание утром или вечером?
Если после школы у ребенка кружок или секция, лучше делать уроки утром на следующий день — Очень часто дети параллельно со школой занимаются различными видами спорта. Я, например, когда был школьником, ходил в секции волейбола и баскетбола. После них возвращался домой в 10 вечера, сил на уроки совсем не было.
- Спасибо моим родителям, которые относились ко мне с пониманием и интуитивно приняли верное решение.
- Так как на работу они уезжали очень рано, они поднимали меня в пять утра, в школу я приезжал к семи.
- У меня было ровно полтора часа, чтобы сделать домашку.
- И я отлично справлялся.
- На свежую голову думать очень хорошо.
Конечно, делать уроки утром сложнее, чем сразу после занятий, но намного лучше, чем вечером, когда клонит в сон.10 гениальных цитат Януша Корчака о том, как правильно воспитывать ребенка
Полный ответ
Когда лучше всего делать домашнее задание?
Как делать домашнее задание быстрее и эффективнее, быстро выучить уроки Министерство образования (сейчас — Министерство просвещения) установило правила, сколько времени школьники разных возрастов должны тратить на домашние задания:
1 класс — домашки отсутствуют;2–3 классы — не более 1,5 часов;4–5 классы — 2 часа в день;6–8 классы — не более 2,5 часов;9–11 классы — максимум 3,5 часа в день.
Эти правила содержатся в СанПиНе 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и письме Министерства образования РФ от 22 февраля 1999 г. №220/11-12. Рекомендуется выполнять домашние задания с 15–16 часов — это время считается наиболее продуктивным.
Полный ответ