Как Повысить Мотивацию К Учебе У Подростка?

Как Повысить Мотивацию К Учебе У Подростка
Как повысить мотивацию подростка — В заключение приведём несколько советов, справедливых для всех мотивационных типов: ‍

Поощряйте самостоятельность подростка. Ему важно, чтобы старшие воспринимали его как равного. Покажите своему ребёнку, что верите в его собственные силы. Помогайте ему, только если он просит, и даже тогда не предлагайте готовых решений.‍Сравнивайте достижения подростка только с его собственными. Сравнения с более успешными сверстниками вызовет лишь ревность и понизит самооценку.‍Не критикуйте подростка в присутствии третьих лиц. Свои претензии высказывайте наедине и конструктивно. Фразы вроде «ты никогда ничего не добьёшься» никак не способствуют учебной мотивации.‍Подавайте пример. Представление о том, что такое «быть взрослым», подросток получает прежде всего от вас. Если вы хотите, чтобы он стремился к знаниям, регулярно уделяйте внимание собственному развитию.‍

Бывают случаи, когда проблемы с мотивацией подростка трудно решить каким-либо из вышеописанных методов. В таком случае может потребоваться помощь со стороны. В Домашней школе «Фоксфорда» эту задачу выполняют — они могут помочь исследовать особенности и интересы подростка и создать для него индивидуальный образовательный маршрут, расставить приоритеты в учёбе, найти собственные стимулы развития и эффективно, Как Повысить Мотивацию К Учебе У Подростка Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз Читать подробнее: Как повысить учебную мотивацию подростка: особенности формирования мотивации к учебе у старшеклассников | Сила Лиса
Полный ответ

Как убедить подростка в необходимости учиться?

Советы компьютера: — 1. Выполнение обещания, данные ребёнку.2. Присматривается к ожидаемому плану.3. Грамотно организовать досуг.4. Хранить вещи на своих местах. От подростка для развития способностей к самоорганизации в учёбе должно быть много терпения и желания меняться.

  • Он и его родители сразу увидят результаты.
  • Учебная деятельность станет эффективней.
  • Ваш инфицированный-подросток не хочет учиться? Помогите ему.
  • Попробуйте найти причину нежелания, помогите болезни навыки самоорганизации в учёбе, мотивируйте.
  • Главный совет подростка – будьте рядом, поддерживайте, интересуйтесь успехами в школе.

Ребёнку важно чувствовать, что вам действительно интересна его жизнь, и вы хотите принять в ней участие. Поддерживайте желание познать себя и общаться со сверстниками. Ему это сейчас нужно больше, чем учёба. Как помочь? Посоветуйте современные книги о подростках, расскажите о собственном подростковом опыте, каково вам было в это время.
Полный ответ

Чем можно мотивировать подростка?

Мотивация подростка — Психологос 01 октября 2022 г., 21:36 Как Повысить Мотивацию К Учебе У Подростка Мотивация подростка — то, что побуждает подростка двигаться в том или ином направлении. Например: учиться, развиваться, приобретать, добиваться, проявлять инициативу, делиться с другими и т.д.
Полный ответ

Как разговаривать с подростком который не хочет учиться?

Что делать родителю — Поговорить. И для этого необязательно ждать «сигнала» из школы, Можно предупредить трудности с учебой, если вы уже заметили, что подросток стал слишком рассеянным, что он поздно засыпает, не выполняет домашние задания. Самое главное в разговоре — быть на равных.

  • Вы не можете требовать, чтобы подросток рассказал вам о своих проблемах: он может это сделать, только если будет доверять вам.
  • Расскажите о том, что вы видите, о своих переживаниях и о том, что хотите помочь.
  • Если ребенок откажется от разговора, лучше уступить и отложить его на пару недель.
  • Если подросток видит проблемы в учебе, но отказывается разговаривать и принимать помощь, можно договориться о формальностях.

«Да, ты не хочешь учиться, но я обязан проследить, чтобы ты получил аттестат об основном общем образовании (а это минимум — закончить 9 классов ). Такова моя родительская обязанность». Если подросток поставил себе четкую цель, которая не имеет ничего общего со школой и ЕГЭ, он скорее всего согласится соблюсти формальности, чтобы его интересы и потребности уважали.

  1. Построить учебу вокруг интересов.
  2. Если подросток видит проблемы с учебой и принимает вашу помощь, обсудите его круг интересов.
  3. Скорее всего вы и так в курсе, но что-то могло измениться.
  4. Попробуйте поставить интересы в центр всего, а учебу построить вокруг них.
  5. Например, подросток увлекается автомобилями: найдите ему кружок или секцию, связанную с автоспортом или автомоделированием, расскажите об интересе учителям и обсудите, как можно использовать это при изучении конкретных предметов, договаривайтесь о еще больших возможностях для развития интереса в обмен на учебу.

Помочь в решении других проблем. Но делать это можно только с разрешения подростка. Если он выбирает вас поверенным в своих личных делах, примите это с уважением — не нужно нарушать границы и спрашивать о лишнем, не нужно дать советов без спроса, иногда достаточно просто выслушать с искренним интересом.

  1. Если подросток честно рассказывает об интересах и целях и говорит, что хочет для этого заработать, попробуйте ему помочь с работой.
  2. До 14 лет ему можно неофициально помогать за деньги соседям или знакомым, а с 14 лет можно трудоустроиться официально, но с вашего согласия.
  3. Уважать выбор и поддерживать.

Это самое сложное для родителей — принимать выбор ребенка, каким бы он ни был. Это не значит, что нужно спокойно смотреть, как ребенок принимает ПАВ или наркотики. Но если его выбор безопасен, то стоит с ним смириться: ваша задача — помогать подростку в его пути и подсказать, чтобы он избежал трагичных ошибок.
Полный ответ

Почему подросток не учится?

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах — «До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица.

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Полный ответ

В чем главные причины снижения мотивации у подростков?

Причины снижения внутренней мотивации у подростков : «гормональный взрыв», нечетко сформировано чувство будущего, отношение ученика к учителю, отношение учителя к ученику; у девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания;
Полный ответ

Что снижает мотивацию?

Частые причины демотивации: найти и устранить — Причин снижения мотивации множество. Они не всегда лежат в зоне ответственности работодателя – расхождение внутренних убеждений сотрудника с ценностями организации, недостаток квалификации, низкая самооценка, особенности личности, негативные события в личной жизни и мн.

  1. Др. Но в большинстве своём причины всё же зависят от организационной политики.
  2. Рассмотрим наиболее частые из них.
  3. Одной из причин демотивации сотрудников может быть неправильная мотивационная система компании.
  4. Например, отсутствие инклюзивного подхода или использование неподходящих инструментов.
  5. «Я долго жил и работал в США.

На Западе люди хотят больше работать и получать большие деньги. За полгода моей работы в России я заметил, что люди действительно готовы получать меньше, чтобы меньше трудиться», – подмечает особенности менталитета Илья Лоевский, генеральный директор компании Alpha Integrator 4,

Илья называет таких людей « пассивными », Как правило, это возрастные сотрудники, которые находятся на уровне третьего управленческого звена и ниже или неквалифицированные работники. С ними он рекомендует использовать смешанную мотивацию – на 70 % финансовую и на 30 % идейную. Уравниловка в СССР сделала своё дело.

Поколение советских и постсоветских людей привыкли довольствоваться малым и жить верой в « лучшее будущее ». Для них более характерен патриотический тип мотивации по Герчикову. Важны вера в компанию, начальника, коллектив, причастность к общему делу и т.п. Как Повысить Мотивацию К Учебе У Подростка Причина #1 У сотрудника на протяжении нескольких лет не менялась зарплата В то же время на рынке труда появляются новые предложения с более высокой оплатой для его квалификации. Компания, у которой нет финансовой возможности повысить оплату, может столкнуться с тем, что ценные работники приступят к поискам более высокооплачиваемой работы.

«Я мать-одиночка. Воспитываю сына сама. Никаких бабушек-дедушек, которые могли бы посидеть с ребёнком, когда он болеет или забрать из садика, у нас нет. На прошлом месте работы начальство шло навстречу, когда надо было уйти пораньше или к врачу отпроситься. Коллектив дружный. Работа в двух шагах от дома.

Меня всё устраивало, кроме моей зарплаты», – делится менеджер по закупкам Ольга. Зарплату Ольги за шесть лет так ни разу и не подняли. За это время она заметно выросла в профессиональном плане. На рынке труда на специалистов её уровня уже были совсем другие расценки.

  • Как сказал американский литератор, журналист и критик Эдмунд Уилсон: «Нет ничего более деморализующего, чем маленький, но стабильный доход»,
  • Ольга пробовала несколько раз разговаривать с начальством, но ей ясно дали понять, что повышать зарплату не собираются.
  • Сослались на кризис.
  • Да ещё и «припугнули», чтобы не ушла – не каждый работодатель готов взять в штат молодую маму.
Читайте также:  Когда В Школу В Украине 2022 Война?

Но Ольга оказалась не из трусливых. Разослала резюме в несколько перспективных компаний и успешно прошла собеседование. К счастью, не все работодатели подвержены предрассудкам. Вскоре Ольга уже работала на новой работе с окладом в 2,5 раза превышающим предыдущий.

«Новый начальник мной доволен. Я свою работу делаю качественно, всё успеваю. Отпрашиваться мне никуда не нужно – у нас теперь есть няня. Жалею, что не приняла такое решение раньше», – рассказывает Ольга. Что делать работодателю в подобной ситуации? Если сотрудник ценный и бюджет всё-таки позволяет пересмотреть заработную плату в сторону повышения.

А если компания по ряду причин не готова на такой шаг? Попробуйте остановить демотивацию в рабочем коллективе и удержать ключевых специалистов с помощью немонетарных методов, Это могут быть:

введение гибкого графика, предоставление дополнительного выходного дня или возможности иногда работать из дома;

обучение за счёт компании, направление на курсы повышения квалификации, семинары;

проведение корпоративных вечеринок и других развлекательных мероприятий;

предоставление скидок на продукцию или услуги компании / партнёров;

поощрение увлечений и интересов сотрудников вне работы, например, проведение мастер-классов по танцам или иностранному языку.

В качестве положительного примера мотивационной системы можно привести компанию Леруа Мерлен (Россия). Среднерыночная зарплата, широкий социальный пакет, который растёт в зависимости от срока работы в компании – это ещё не всё. В компании развито наставничество.

Они предлагают своим сотрудникам возможности для обучения и развития 5, Отличительной особенностью Леруа Мерлен является политика партнёрства и развитая культура общения. «Каждый сотрудник Леруа Мерлен имеет право высказать свои пожелания, идеи и предложения не только своему подчинённому, но и старшему коллеге и, если необходимо, директору.

Мы все взаимодействуем полностью вне иерархии», – рассказывает HR-директор компании Леруа Мерлен Восток Вера Бояркова 6, Корпоративную культуру Леруа Мерлен не «спустили сверху». Её формировали сами сотрудники. Ценности и традиции компании, модели поведения, этический кодекс, то, какой она должна быть – коллективное творчество персонала.

Такой подход закладывает высокую лояльность сотрудника к работодателю и корпоративную идентичность. В компании Facebook раз в неделю проходит корпоративная премия с единственной номинацией «Починка недели». Марк Цукерберг, руководитель компании, лично зачитывает имена отличившихся сотрудников. Торжественное мероприятие проходит на мосту, (мини-копия Golden Gate Bridge, Сан-Франциско) который соединяет левое и правое крыло офиса Facebook.

Победителей награждают билетами на бейсбол или на концерт музыкальной группы. Территория Facebook – целый городок для сотрудников, их друзей и родственников с бесплатными ресторанами и кафешками, зонами отдыха, велодорожками, уличными акробатами, приглашёнными артистами и дикими лисами 7, Как Повысить Мотивацию К Учебе У Подростка Причина #2 Талантливый, амбициозный специалист не видит перспектив Когда сотруднику некуда расти, он может потерять интерес к работе. Его ответственность по отношению к обязанностям – снизиться. Это не в лучшую сторону отразится на сроках и качестве выполняемой работы.

Если сотруднику важен карьерный или профессиональный рост, предложите ему заняться новыми задачами. Например, возглавить направление или внутреннюю лабораторию, для которой вы давно искали руководителя. Если причина снижения мотивации в этом, сотрудник согласится. «Я был серьёзно настроен на увольнение.

Рабочие задачи стали настолько простыми для меня, что вызывали тоску и апатию. Я давно перерос эту должность. На меня давила энергия накопленного опыта и не растраченного потенциала. Перспектив в этой организации для себя я уже не видел», – вспоминает Игорь Олегович, коммерческий директор автомобильного концерна.

  1. Игорь уже активно мониторил вакансии и даже сходил на несколько собеседований.
  2. Но руководство неожиданно сделало ему интересное предложение, от которого он не смог отказаться.
  3. Игорю доверили возглавить новое перспективное направление.
  4. Так компания сохранила ценного специалиста и обрела в его лице лояльного сотрудника и талантливого руководителя.

На сегодняшний день Игорь является коммерческим директором известного автомобильного концерна. Чтобы этой проблемы не возникло, можно предложить сотрудникам самостоятельно разработать план своего развития, Такую практику активно используют в компаниях Google, Twitter, Zappos, Facebook и Starbucks 8,

  1. Причина #3 Неоправдавшиеся карьерные ожидания Это нередкое явление.
  2. При приёме на работу высококвалифицированный сотрудник согласился на более низкую должность с перспективой роста.
  3. Однако, его ожидания не оправдались.
  4. Что делать, если вы пока не можете предложить ценному сотруднику желаемое повышение? Специалист должен понять, что руководство знает о его талантах и умениях.

Поднять мотивацию могут даже краткосрочные интересные проекты, Например, если работник хорошо знает английский язык, ему можно поручить перевод иностранных документов или презентаций, создание обзора зарубежной прессы на тему, связанную со сферой деятельности компании.

Сотрудник с развитыми процессными навыками может участвовать в разработке должностных инструкций, схем взаимодействия между подразделениями. Отличным решением станет горизонтальное перемещение, Такой рост может сопровождаться повышением заработной платы и дать сотруднику новый профессиональный опыт. «Вертикальный рост сегодня – лишь один из основных методов мотивации сотрудников, однако отнюдь не самый эффективный.

Его весьма уверенно потеснит возможность горизонтального развития – именно так можно и даже нужно удерживать сотрудника, если по тем или иным причинам нет возможности повысить его в должности» – комментирует Серафим Серегин, старший рекрутёр Лизинговой компании АНКОР 9,

Причина #4 Напряжённый рабочий график вызывает стресс Сотрудник недоволен тем, что часто получает важные задания по вечерам – со сроками исполнения к утру следующего дня? Ему приходится часто работать сверхурочно? Трудиться по выходным? Он вынужден находиться на связи 24/7? Подобные ситуации вызывают стресс.

Особенно, если для выполнения задачи сотрудник должен взаимодействовать с другими подразделениями (например, нужно запрашивать данные у филиалов). Если своевременно не принять меры, это приведёт к негативным последствиям. Как они могут проявляться?

  • Высокий уровень стресса и тревожности
  • Производственные травмы
  • Увеличение количества ошибок (брака)
  • Снижение продуктивности
  • Утрата доверия к руководству и лояльности к компании
  • Развитие психосоматических заболеваний
  • Э моциональное выгорание

Эти последствия ведут к демотивации сотрудника, и он полностью утрачивает интерес и способность к работе. Для того, чтобы подобных ситуаций не происходило, HR-менеджеры могут запланировать тренинги по управленческой культуре и планированию для руководителей разного уровня.

Ещё один совет – разработка памяток «Соблюдение режима работы и отдыха», «Как не привести компанию к трудовым спорам», «Управленческие ошибки, приводящие к нервным перегрузкам у персонала, и как их избежать». Сотрудникам нужно дать возможность восстановить силы после напряжённой деятельности. Можно провести антистрессовый тренинг, включить в соцпакет абонемент в фитнес-клуб, тренажёрный зал или бассейн.

Не всегда подобная проблема возникает по инициативе работодателя. Трудоголизм может происходить от чрезмерной амбициозности и перфекционизма самого сотрудника. Проблемы возникают у тех, кто не умеет адекватно распределять нагрузку и вовремя восстанавливать потраченные ресурсы.

PricewaterhouseCoopers придумали интересный способ борьбы с таким трудоголизмом. Они обязались 4 раза в год доплачивать $250 сотрудникам, которые проведут в отпуске целую неделю без перерывов. А Boston Consulting Group разрешают своим сотрудникам брать до 2 месяцев отпуска или сокращать количество рабочих часов.

Условием является определённое количество времени, отработанное на одной должности 10, Причина #5 Руководство игнорирует рационализаторские предложения и инициативы Есть категория сотрудников, у которых всегда изобилие идей. Когда они сталкиваются с проблемой, то сразу же начинают искать решения и предлагать их коллегам и руководителям.

Но, если руководитель придерживается консервативных взглядов или не имеет достаточно времени проанализировать идею, инициативы остаются без внимания. В результате у работника снижается мотивация, и он переходит в режим работы «с девяти до шести». Примечательно, что данный фактор снижения мотивации типичен для сотрудников с выраженным стилем лидерства «Инноватор».

Подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Генераторы идей»: как эффективно управлять инноваторами компании?», Чтобы сотрудники, которым важно реализовывать идеи, не теряли мотивации, в компании нужна система фиксирования, тестирования и реализации инициатив.

Например, чтобы стимулировать работников предлагать идеи, можно запустить конкурс инноваций с подведением итогов раз в месяц или квартал. Лучшие предложения должны быть реализованы, а их авторы – награждены. Это могут быть не только внутренние, но и внешние проекты – научные конференции, международные гранты, конкурсы, фестивали и т.п.

Так сотрудники Mary Kay принимают участие в различных мероприятиях. Среди наиболее известных – ежегодная конференция Общества исследовательской дерматологии. Конференция даёт участникам возможность обмениваться инновационными идеями и разработками 11,

  1. Jony Ive Is Leaving Apple, but His Departure Started Long Ago // WSJ. Трипп Микл.2019.
  2. Почему Джони Айв покинул Apple? // Wylsacom Media.2019.
  3. Как понять, что мотивация сотрудника снижается – 12 признаков // Про бизнес.2018.
  4. Мотивация бесполезна // Ведомости. Фёдор Сваровский.2002.
  5. Леруа Мерлен Россия // Официальная страница в Вконтакте.
  6. Как создать Dream Team: секреты от «Леруа Мерлен» // New Retail. Анна Петрошай.2014.
  7. Фейсбук // Teletype.in. Илья Варламов.
  8. Современная мотивация персонала: 12 идей, которые вы точно оцените // ТопФактор. Марина Швоева.2017.
  9. Как удержать сотрудника, которого пока не получается повысить // RUSBASE. Ксения Дементьева.2013.
  10. Почему отказаться от переработок так сложно // RUSBASE. Евгения Лиханова.2021.
  11. Mary Kay Unveils Skin Health Grants, Breakthrough Retinol Research at 2021 Society for Investigative Dermatology Conference // Businesswire.com.
Читайте также:  Как Вести Себя С Учителем Который Гнобит Ребенка?

Полный ответ

Почему у ребенка нет желания учиться в школе?

У сына нет желания учиться Возраст ребёнка: 10лет У сына нет желания учиться Моему ребенку 10лет. Не усидчивый, не внимательный, но добрый и заботливый мальчик, С учебой очень большая проблема, меняли даже учителя и школу. Бабушка считала что проблема в учителе, она не может найти к нему подход.

  • Не помогло! В другой школе его вообще за человека не считали, ни учитель ни одноклассники.
  • Вернулись обратно, но в другой класс( в нашем уже мест не было),
  • У него нет желания учиться.
  • Он ходит в школу потому что мама заставляет.
  • Как подойти к ребенку, криков он просто не слышит, а применять силу это уже крайние меры.

Запреты (телевизор, комп., телефон) тоже особо не влияют на его. Он не единственный ребенок,есть дочь 8лет и малыш 1год, я стараюсь уделять время каждому, но в данный момент нахожусь в положении на 7м месяце, Как не упустить ребенка? Как найти к нему подход ? Светлана Владимировна Здравствуйте, Светлана! К сожалению, по тому короткому рассказу, что вы привели, диагностику проблемы провести нельзя.

плохие отношения в коллективе (совместная деятельность помогла бы найти друзей среди одноклассников) плохие отношения с учителями (тут надо вовремя отреагировать на проявления агрессии или невнимания со стороны педагога: не стесняться отстоять своего ребенка) возможные медицинские заболевания, которые мешают сосредоточиться на учебе

В любом случае, Вам необходимо прислушаться к своему ребенку. Что он рассказывает о школе, учителях, одноклассниках? Уделите ему минуту после того, как придет с занятий, расспросив,, чем порадовал, а чем огорчил. Анна Зубкова, специалист Читать подробнее: У сына нет желания учиться
Полный ответ

Сколько должен отдыхать подросток?

Главный специалист отдела лечебно-профилактической помощи детям и матерям Управления здравоохранения Администрации г. Екатеринбурга, кандидат медицинских наук, врач-педиатр высшей категории Когда ребенок становится старше, многие родители перестают уделять внимание соблюдению режима дня.

Поэтому ребенок либо крайне занят, занимаясь с репетиторами и в кружках, либо ничего не делает, предоставленный сам себе. Обе этих ситуации не хороши – в обоих случаях нагрузка неравномерная. Важно помнить, что в распорядке дня ребенка должны присутствовать и умственная деятельность, и физическая активность, и отдых.

Именно режим дня поможет вам определить, правильно ли развивается подросток. Для детей разных возрастов существуют разные режимы дня

Режимные моменты Возраст (класс)
10-12 лет (5-7 класс) 13-14 лет (8-9 класс) 15-16 лет (10-11 класс)
Подъем 7.00 7.00 7.00
Утренняя гимнастика, умывание, одевание, уборка постели 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-7.30
Завтрак 7.30-7.50 7.30-7.50 7.30-7.50
Дорога в школу 7.50-8.20 7.50-8.20 7.50-8.20
Занятия в школе 8.30-13.30 8.30-14.00 8.30-14.30
Дорога из школы 13.30-14.00 14.00-14.30 14.30-15.00
Обед 14.00-14.30 14.03-15.00 15.00-15.30
Прогулка на воздухе 14.30-16.30 15.00-16.00 15.30-16.30
Домашнее задание 16.30-18.30 16.00-18.30 16.30-19.00
Прогулка на воздухе 18.30-19.30 18.30-19.30 19.00-20.00
Ужин, свободное время 19.30-20.30 19.30-20.30 20.00-21.30
Вечерний туалет 20.30-21.00 20.30-21.00 21.30-22.00
Сон 21.00 21.00 22.00

Это обобщенный пример того, как составляется режим дня. Конечно, время можно незначительно сдвинуть, в зависимости, например, от того, во сколько начинаются и заканчиваются уроки. Если ребенок посещает секцию или репетитора, это время нужно включить в график, но не забывайте о том, что ребенок должен отдыхать. Важные правила:

Сон. Ребенок должен спать не менее 9 часов. Это очень важно, потому что во сне организм восстанавливается. Если подросток не высыпается, он становится менее активным, невнимательным. Приемы пищи. Правильное питание – залог настоящего и будущего здоровья ребенка. Конечно, чем старше становятся дети, тем сложнее уследить за тем, как они питаются. Уважаемые родители, запомните: школьникам необходимо горячее питание! Это правило относится и к завтраку, и к обеду, и к ужину. Есть необходимо в одно и то же время, а совместные трапезы, как известно, укрепляют семейные отношения. Физическая активность. Подросток не должен проводить все свободное время за компьютером или над учебниками. Недостаток физической активности может привести к избыточному весу, проблемам с опорно-двигательный аппаратом, сердечно-сосудистой системой и т.д. Даже если подросток усиленно готовится к экзаменам, устраивайте с ним активные выходные: прогулки на велосипеде, походы в парк с друзьями, катание на коньках и т.д.

В период подростковой перестройки организма соблюдение режима дня очень важно. Сбалансированные умственная, физическая активность, отдых и питание способствуют правильному и всестороннему развитию школьника и, что немаловажно, делают его дисциплинированным. Хочу еще почитать
Полный ответ

Как донести до ребенка что надо учиться?

Наверное, так было во все времена: учёба далеко не для каждого ребёнка была любимым делом Но понятно, что современным родителям от этого не легче, и им важно понять, почему именно их дети не хотят ходить в школу, кто в этом виноват и, главное, как заставить ребёнка учиться ? Скажу сразу честно и по существу: просто заставить его уделять больше внимания и старания учёбе не получится, как бы мы ни бились. Вернее, может получиться (если запугать чем-то ужасным или пообещать в награду что-то уж очень привлекательное и, как правило, дорогое), но эффект будет весьма непродолжительным: на день или, самое большее, на неделю-другую. А потом начнётся всё с начала, и снова нужно будет что-то придумывать. Потому что в данном случае мы с вами будем пытаться исправить симптом, не обращая внимания на причину отказа от учёбы, а это принесёт столько же результатов, как если бы мы рубили головы чудищу, у которого на месте одной срубленной вырастают две новые. Поэтому предлагаю другой путь: разобраться, из-за чего же возникло нежелание учиться, и, исходя из этого, что можно сделать для исправления ситуации. Кстати, обычно ребёнок не виноват в том, что желание заниматься у него отсутствует. На то всегда есть очень веские причины, которые от него лично почти или совсем не зависят. Зависят они от взрослых (родителей, педагогов). Так что, если вы читаете эту статью в надежде, что я посоветую вам сделать что-то с ребёнком, и всё быстренько наладится, то вы ошибаетесь («волшебных пилюль» не бывает). Также должна предупредить, что не существует методов, подходящих для всех детей, поэтому вам всё равно придётся пробовать несколько и искать тот, который лучше подходит именно вам и вашему ребёнку. Если вы не согласны с этим, то можете прямо сейчас закрыть эту статью – она вам всё равно не поможет. А вот если готовы приложить усилия, чтобы помочь ребёнку – тогда вперёд! Самая простая причина, из-за которой дети могут не хотеть учиться, заключается в том, что учёба даётся слишком легко, А то, что чересчур легко – неинтересно. А раз неинтересно, то и желание заниматься этим пропадает. Так бывает в первом классе у детей, которые были очень хорошо подготовлены к школе, и в более старшем возрасте у одарённых детей, для которых школьная программа узка и недостаточно сложна. Ну, здесь всё довольно просто: чтобы «заставить» ребёнка учиться, нужно выходить за рамки программы, пробуждать уснувший интерес к процессу учения. Желательно, конечно, делать это с помощью педагогов школы и по согласованию с ними, но если не получается договориться, то самостоятельно. Пусть ребёнок не ограничивается тем, что задают учителя, а ищет дополнительную информацию по изучаемым темам, пробует придумать новые способы решения задач, формулирует определения и правила по-своему, предлагает гипотезу и проводит эксперименты, подтверждающие или опровергающие её, выполняет творческие или исследовательские проекты и т.п. Иногда бывает так, что у ребёнка ещё до поступления в школу отбили интерес к учёбе и желание узнавать новое, и он поэтому не хочет учиться, хотя у него в общем-то неплохие интеллектуальные способности. Чаще всего это происходит в первом классе. Кто в этом виноват? Как правило, ответственность за сложившееся положение дел лежит на взрослых, которые, пытаясь подготовить ребёнка к школе, силой заставляли учить буквы, цифры, писать, считать и читать, а он всячески этому сопротивлялся, ему было трудно, непонятно и неинтересно и, по сути, пока не нужно. Вообще, надо сказать, что подготовка к первому классу заключается совсем не в этом, и если форсировать события и преждевременно нагружать дошкольника тем, чему должны учить в школе, то скорее всего результат будет совсем не таким, как вы ждёте, а как раз наоборот. Но перейдём к вопросу: а что же теперь делать? Чтобы исправить то, что получилось, и всё же привлечь ребёнка к учению, необходимо показать ему, что учиться не так трудно, как ему кажется, и даже очень увлекательно. Таким образом, его нужно не заставлять, а заинтересовывать,Т.е. выбирать (а может, и придумывать) такие задания, которые будут вызывать у него положительные эмоции, любопытство и интерес. Например, ученик любит играть с роботами-трансформерами. Значит, можно именно про них решать задачки или примеры, сочинять и читать короткие истории и т.д. Или, если ребёнок – хохотунчик и хорошо понимает юмор, то тренировать навыки чтения можно на детских анекдотах, навыки письма – придумывая и прописывая смешные слова, а навыки счёта – с помощью «Задачника» Григория Остера. Это я сказала к примеру, а вы на самом деле ориентируйтесь на своего малыша, его особенности и пристрастия. Кроме этого, предлагайте ребёнку сначала наиболее лёгкий материал и простые задания, чтобы не «спугнуть» его и не вызвать отказ. Обязательно поддерживайте его, если возникли трудности, и помогайте с ними справиться (только не делайте всё за него!). Непременно хвалите, в том числе и «авансом», чтобы у ребёнка появлялась уверенность в своих силах. Часто бывает так, что дети не хотят учиться из-за того, что у них конфликт в школе, который они не могут сами разрешить (с учителем, с одноклассниками). Заставить ребёнка учиться в этом случае тоже не получится – будет только хуже. Если ребёнок ещё достаточно мал (в начальных классах), то ваша задача – помочь ему преодолеть эту ситуацию, поговорив с его сверстниками или педагогами и постаравшись найти выход. Только важно соблюдать одно правило: не обвинять, не предъявлять претензии и не ругаться, а вместе искать пути примирения. Если ребёнок против того, чтобы вы вмешивались, и если ему уже больше 12 лет, тогда вам нужно помогать ему советом – как найти взаимопонимание, и поддерживать эмоционально. Ну, а в том случае, когда ничего не помогает, лучше перевести вашего сына или дочь в другой класс или школу. Отказ от учёбы может быть и в том случае, когда взрослые (родители) требуют от ребёнка слишком многого (например, только «5» и «4» по всем предметам, и т.п.), того, что ему не под силу. В этом случае родителям нужно, в первую очередь, пересмотреть свои требования и снизить их до разумных и достаточных (скажем, пусть «5» и «4» будут по тем предметам, к которым есть способности, а по остальным – как получается). Также для ребёнка очень важна похвала – за то, что он делает хорошо, и за то, что он старается. И ещё очень важный момент – давайте детям право на ошибку (и на не очень хорошую отметку)! Все ошибаются, и вы в том числе, в этом нет ничего ужасного и стыдного. А уж детям ошибаться сам Бог велел, потому что так они приобретают свой собственный опыт. Ещё одна причина, которая мешает детям с желанием учиться, заключается в том, что никто их не приучил к преодолению препятствий, причём не обязательно в учении, а во всём. Возможно, родители ограждали ребёнка от самых разных трудностей, делали многое за него (мы часто встречаемся с тем, что родители и домашнюю работу за ребёнка в тетрадках пишут), не привлекали малыша к помощи, не давали умственных заданий, и поэтому он не привык к нагрузке – интеллектуальной в том числе. И теперь, когда хочешь-не хочешь, а учиться (читайте – трудиться умственно) надо, он просто не готов к этому и не знает, как это делать. Чем тут можно помочь? Во-первых, не торопитесь и приучайте преодолевать трудности постепенно – начиная с лёгких заданий. Потихоньку уменьшайте объём своей помощи ребёнку (например, если вы раньше от начала до конца выполняли с ребёнком домашние задания, то теперь только половину; потом помогите разобрать лишь то, то совсем непонятно; через какое-то время ограничьте свою помощь лишь подготовкой рабочего места и проверкой). Предлагайте интересные задания, которые увлекут вашего ученика. Горячо и искренне хвалите и поощряйте за самостоятельность и за результат, даже маленький. И последняя причина, о которой хочу сказать: ребёнку учиться трудно, у него не получается, И вот с этого места давайте опять разберём поподробнее. Тут дело может быть в том, что большое количество уже пройденного учебного материала усвоено плохо и образовалось много пробелов в знаниях. А раз так, то всем последующим знаниям не на что опереться (не знаешь таблицу умножения =>не можешь решать задачи, примеры, уравнения, выполнять действия с квадратными корнями и степенями и т.д.; путаешь право-лево =>трудности в понимании геометрии). Значит, наша помощь в такой ситуации будет состоять в том, чтобы выучить то, что было упущено (самостоятельно или с помощью репетиторов – это зависит от глубины проблемы и от особенностей самого ребёнка). Или же суть проблемы в том, что программа, по которой обучают ребёнка, не соответствует его интеллектуальным возможностям и особенностям (к примеру, ребёнок, имеющий сложные речевые проблемы, не сможет успешно учиться по программе обычной школы – ему нужна программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи; или ребёнку, имеющему умственную отсталость, не под силу освоить то, что учат дети с нормой интеллекта, как он ни старайся). И тут выход тоже есть – нужно лишь пройти обследование на ПМПК и перевести ребёнка на обучение по адекватной для него программе. Надо сказать, что в последнем случае, в отличие от всех предыдущих, в появлении такой проблемы не виноват никто: ни родители, ни учителя, ни, тем более, сам ребёнок. Как правило, здесь преобладают физиологические факторы: трудности при вынашивании матерью беременности, патология при родах, болезни ребёнка в первый год жизни, наследственность, генетические аномалии и многое другое. Например, если ребёнок родился, обвитый пуповиной, значит, у него было кислородное голодание, и поэтому какая-то часть клеток коры головного мозга погибла. И с учёбой у него трудности именно по этой причине. Естественно, что погибшие клетки полностью не восстановятся уже никогда, даже если ребёнка беспрестанно ругать, заставлять заниматься, обзывать лентяем и тупицей, бить и унижать, или уговаривать, увещевать, просить учиться лучше п т.д. Просто позаботьтесь о том, чтобы его обучали по той программе, которую он сможет освоить, и желание учиться постепенно появится. А сейчас – последнее замечание. Даже если вы в точности последуете моим советам и выполните все рекомендации, быстрых результатов не ждите, Даже первые, самые маленькие изменения к лучшему могут появиться лишь через несколько недель, а уж значительные и устойчивые – через нескольких месяцев! Так что наберитесь терпения, а я желаю вам успехов. Педагог-психолог Елена Михайловна Белоусова
Полный ответ