Какие Качества Должны Быть У Учителя?

Какие Качества Должны Быть У Учителя
Профессиональные качества педагога Важные профессиональные качества педагога:

  • трудолюбие;
  • работоспособность;
  • дисциплинированность;
  • ответственность;
  • умение поставить цель;
  • избрать пути ее достижения, организованность;
  • настойчивость;
  • систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня;
  • стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. Обязательные профессиональные качества педагога Обязательное для учителя качество — гуманизм, т.е.

  • Учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.
  • Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание,
  • Душевная чуткость в — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справедливость, Кроме того, воспитатель обязан быть требовательным, Идеальный педагог — образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.
Полный ответ

Что относится к личностным качествам учителя?

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Автор: Толкын Сламбекова, Гулим Агзамова (Семей, Казахстан) К настоящему времени наука накопила богатый опыт в определении требований к личности педагога, на основе которого можно выделить два основных компонента — личностные и профессиональные качества педагога.

При формировании личности педагога в вузе появляется необходимость исследований будущего профессионала с точки зрения тех качеств, свойств, особенностей, которые обеспечивают его успешную профессиональную деятельность. Выявление и уточнение структуры профессионально важных личностных качеств, способствующих активному профессиональному становлению, во-первых, дает возможность сформировать целостное представление о профессии; во-вторых, позволяет строить учебные планы и программы в соответствии с требованиями, предъявляемыми выпускнику вуза профессиональной деятельностью; в-третьих, вуз при подготовке специалистов к самостоятельной работе по выбранной профессии получает научно обоснованные данные по развитию у студентов качеств, необходимых им для эффективной профессиональной деятельности.

В своих исследованиях ученые Н.В. Кузьмина, Н.Е. Мажар, Л.М. Митина, В.П. Симонов, В.А. Сластенин и др. установили, что далеко не каждый человек может стать учителем. Для овладения этой профессией необходима прежде всего довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, а также определенная психологическая предрасположенность к педагогической деятельности.

Но на сегодняшний день основным критерием оценки выпускника педагогического ВУЗа являются в основном знания, тогда как определенным фактором успешности его профессиональной деятельности оказывается целостность его личности, духовное богатство, нравственный и эстетический облик. Педагогическая профессия относится к типу «Человек-Человек».

Согласно Е.А.Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать в уме знания о личных качествах многих и разных людей и т.д.

Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая культура; «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»; «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может, стать лучше»; способность сопереживания; наблюдательность; «глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; решение нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции,

В конце XIX в.П.Ф. Каптеревым отмечено, что одним из важных фак­торов успешности педагогической деятельности являются «лич­ностные качества» учителя. Отмечается обязательность таких ка­честв, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.

  • Специально подчеркивается не­обходимость остроумия, а также ораторских способностей, арти­стичности натуры.
  • Особенно важна готовность к эмпатии, т.е.
  • По­ниманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии,Л.М.
  • Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик): вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, критичность, логичность, любовь к детям, наблюдательность, настойчивость, ответственность, отзывчивость, организованность, общи­тельность, политическая сознательность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность.

Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого портрета являются собственно личностные качества: направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я»,Н.И.Болдырев выделил приоритетные качества личности педагога-организатора: идейность, нравственную и гражданскую зрелость, общественную активность, увлеченность профессией, любовь к детям, гуманное, заботливое отношение к ним, высокую требовательность к себе и ученикам, коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении, психологическую совместимость с другими членами педагогического коллектива и другие, необходимые идеальному специалисту.

  1. Немаловажную роль Н.И.Болдырев отводил качествам личности, которые помимо приоритетных неплохо было бы иметь учителю: такт, выдержка, самообладание, наблюдательность, искренность, находчивость, твердость, последовательность в словах и действиях, аккуратность, внешняя опрятность,
  2. Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных т.е.

приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них И.П.Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества,

  • Проблеме профессионально значимых качеств учителя посвящают свои исследования большое количество ученых.
  • Среди них Ф.Н.Гоноболин, Б.Р.
  • Елканов, В.А.Сухомлинский, В.И.Журавлёва, И.А.Зимняя, И.А.Зязюн, А.В.Мудрик, Т.С.Полякова, В.П.Симонов, В.А.Сластёнин и др.
  • По мнению многих ученых профессионально важными качествами понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения.

По мнению Е.Ю.Самарцевой: «Профессионально значимые личностные качества учителя — это характеристики умственной, эмоционально-волевой, нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль»,

  1. Профессиональные качества педагога играют важную роль, так как являются основным показателем уровня педагогического мастерства.
  2. Педагог, в первую очередь должен владеть знаниями и умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.
  3. Его профессиональные качества должны отвечать требованиям и стандартам, общепринятыми для его области знаний.

Несмотря на то, что относительно набора профессионально значимых качеств и их классификации у исследователей наблюдаются различные точки зрения и подходы, они все же имеют практически одинаковое мнение по поводу значимости этих качеств, считая их фундаментальным компонентом личности учителя, наряду с профессионально-педагогической направленностью и педагогическим мастерством.

  • — направленности личности педагога;
  • — педагогические способности учителя;
  • — профессиональная компетентность педагога,

К важным профессиональным качествам по А.К.Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия,

  1. 1) Проектировочно-гностические способности:
  2. · педагогическое целеполагание;
  3. · педагогическое мышление.
  4. 2) Рефлексивно-перцептивные способности:
  5. · педагогическая рефлексия;

· педагогический такт,В.А.Сластенин выделил следующие профессиональные качества педагога: интерес и любовь к ребенку, справедливость, педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, общительность, требовательность, целеустремленность, организаторские способности, уравновененность, выдержка, профессиональная работоспособность,

По В.П.Симонову профессиональные значимые качества личности учителя: 1. Психологические черты личности как индивидуальности – сильный, уровновешанный тип нервной системы; тенденции к лидерству; уверенность в себе; требовательность; добросердечность и отзывчивость; гипертимность.2. Педагог в структуре межличностных отношений – преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами; незначительные конфликты только по принципиальным вопросам; нормальная самооценка; стремление к сотрудничеству с коллегами; уровень изоляции в коллективе равен нулю.3.

Профессиональные черты личности учителя – широкая эрудиция и свободное изложение материала; умение учитывать психологические возможности учащихся; темп речи 120-130 слов в минуту, четкая дидукция, общая и специальная грамотность; элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты; обращение к учащимся по именам; мгновенная реакция на ситуацию, находчивость; умение четко сформулировать конкретные цели; умение организовать всех учащихся сразу; проверяет степень понимания учебного материала.Т.А.Шингерей моделирует основные качества будущего учителя в рамках его пригодности к профессиональной деятельности: – будущий учитель должен обладать задатками к избранной деятельности (здоровьем, психофизическим равновесием, определенными внешними данными и т.д.); – нужно предусматривать его интеллектуальные возможности и способности («интеллектуальные способности человека, который решил стать педагогом, должны обеспечивать ему возможность усвоения определенного объема знаний, как общего характера, так и специальных.»).

– необходимо учитывать уровень нравственного развития будущего педагога; – важны такие психологические качества, которые позволяют успешно взаимодействовать с другими людьми («оптимизм и эмпативность, умение владеть собой, уверенность в себе, ровную доброжелательность к людям, развитое чувство юмора, быстроту реакции, способность ориентироваться в сложной ситуации.»),

Тем не менее очень сложно отделить профессиональные качества от нравственных и других свойств личности учителя, определяющих успех его педагогической деятельности. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что качество профессиональной подготовленности учителя зависит не столько от количества знаний, которыми он обладает, сколько от развитости у него эмоционально-волевой сферы, процессов творческого педагогического мышления, от сформированности профессионально значимых личностных качеств, педагогических способностей и педагогического мастерства.

  1. Таким образом, личность педагога — это сложное сочетание не только знаний своего предмета, но и общечеловеческих качеств и умений.
  2. Литература: 1.
  3. Климов Е.А.
  4. Образ мира в разнотипных профессиях.М., 1995.2.
  5. Каптерев П.Ф. Избр.
  6. Пед.соч.М., 1982 3.
  7. Митина Л.М.
  8. Психология профессионального развития учителя.М., 1998.4.

Болдырев Н.И. Классный руководитель.М., 1978 5. Подласый И.П. Педагогика. В-2кн. Книга 1.М., ВЛАДОС, 2000 6. Самарцева Е.Ю. Профессионально значимые личностные качества учителя элитарной школы. //Вестник Томского государственного педагогического университета.2011.

  • 11.7. Кузьмина Н.В.
  • Формирование педагогических способностей.
  • Л., 1961. – 98 с.8.
  • Маркова А.К.
  • Психология труда учителя.М., 1993 9.
  • Сластенин В.А., И.Ф.Исаев., Е.Н. Шиянов.
  • Педагогика.
  • Под.ред.В.А.Сластенина.М., Издательский центр «Академия», 2004.
  • 576с.10.
  • Шынгерэй Т.А.
  • Каму быць педагогам? // Народная асвета.

– 1994. – № 4. Читать подробнее: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Полный ответ

Какие личностные и профессиональные качества должны быть у современного педагога?

Личностные качества педагога, необходимые для успешной работы в учреждениях интернатного типа Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения, является общепризнанным во всех педагогических науках. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии; в его работе необходимы такие качества личности как – объективность, внимательность, контактность, чуткость, добросовестность, адекватность самооценки, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.

Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний детей и к сопереживанию. Большое значение придаётся исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Но во всех этих «должностных» словах есть, я уверена в этом, и «Ахиллесова пята». Это – не умение увидеть себя глазами ребёнка, не умение ставить себя на место ребёнка или желание сберечь свои нервные клетки! Наши дети – это рентген! Они просвечивают нас так, что мало не покажется.

Мне иногда кажется, что это они нас не воспитывают, нет, проверяют на прочность. Вопрос в том – только ли на прочность? На что ещё? И в этом, уважаемые коллеги, мы выглядим не с лучше стороны. Я лично иду на работу и не знаю, экзамен на что мне предстоит сдавать, какие качества человека и педагога мне предстоит проявить.

Вообще-то не работа, а постоянный экстрим. В правильных текстах написано, что «дети видят в педагоге не только положительное, но выделяют и то, что они ХОТЯТ пересмотреть в себе»! Чушь. Это нам надо «прислушиваться» к ним постоянно. В педагогической науке есть такой термин – «эмпатия», т.е.

быть требовательным, но при этом не вызывать у обучаемых отчуждённость; уметь поощрять (хвалить) обучаемых, но при этом не быть приторным; быть добрым, но без слабости (не добреньким); быть строгим, но без придирчивости; владеть чувством причастности, но не подменять обязанности обучаемого; уметь прогнозировать эмоциональный отклик у обучаемых.»

Но мне кажется, что это – мозги, а душа – это ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ! Мы можем сколько угодно планировать, предполагать и т.д., но переступаешь и и всё, что планировал, летит сами знаете куда. Интуиция сама по себе, без базы определённых знаний – ноль! Воспитатель должен ЗНАТЬ группу, уровень её знаний, её сильные и слабые стороны, её настроения, должен знать КАЖДОГО воспитанника, его слабые и сильные стороны, должен уметь индивидуализировать в зависимости от этого и подход к нему.

Воспитатель обязан пользоваться их доверием и уважением, избегать в своей работе обезлички. Я позволю себе остановиться, буквально на чуть-чуть, на «должном» выполнении домашних заданий. В процессе приготовления домашних заданий мы, воспитатели таких учреждений, выполняем ещё и функцию учителя, а значит мы должны владеть методикой обучения: уметь просто и образно, иллюстративно рассказывать, объяснять, делиться своим опытом, уметь задавать вопросы, выясняющие степень понимания и степень усвоения ребятами заданий, будить в них самостоятельность.

Сложность, вернее, специфика наших детей в том, что они не все находятся на уровне задаваемого. И в этой ситуации важны методы обучения, к которым обращаются вопитатели-педагоги: метод, обеспечивающий первичное восприятие знаний и умений детьми (рассказ, объяснение, толкование различных понятий) и метод осмысливания, развития и углубления знаний (объяснение фактов и явлений природы, труда в общественной жизни).

Наша задача состоит не только в том, чтобы исподволь готовить ребёнка к серьёзному, настойчивому, усидчивому труду, который не возможен без напряжения мысли, но и в том, чтобы утвердить в КАЖДОМ чувство собственного достоинства, научиться уважать себя, открыть доверие к себе и веру в себя и, главное, научить чуткости, сопереживанию к другим.

Другими словами – чтобы ребёнок чувствовал сердцем другого человека. И если этого нет в нас самих, то это не сможет родиться и в наших воспитанниках. Эти дети самого главного – родных людей. Мы для них ТРИЕДИНЫ: и мама, и папа, и учитель не только в учёбе, но и по жизни.

В нашей работе учебно-воспитательный процесс – это многогранная духовная жизнь всего коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством ниточек, которые мы не можем себе позволить порвать. Главная причина недопустимых отношений между воспитателем и воспитанником – это взаимное недоверие и подозрительность, не переживание детских радостей и горестей, не стремление мысленно ставить себя на место ребёнка.

Мне кажется, что иногда, в силу нашего жизненного опыта (я узнала ого-го), возрастного (я прожила ого-го), мы очень часто говорим и воспринимаем их как ДРУГИХ! Говорят – по-другому, музыка – другая, одежда – другая. Но они – это мы, только другие. Можно очень много говорить о разных инновационных технологиях и т.д.

  1. И т.п., но есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем.
  2. И одно из них – это умение проникнуть в духовный мир ребёнка, не забывать, что он – это живой, неповторимый мир, который стоит на пороге в другой мир – мир познания, мир творчества и мир ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ отношений.
  3. И только от нас с вами, в силу опять-таки специфики нашей работы, зависит – в какой мир он выйдет, потому что мы, пока с ним, мы – это ЕГО глаза на наш мир.
Читайте также:  Нужно Ли Присутствие Родителей При Получении Молодежной Карты?

Не идеализируя ребёнка, не приписывая ему каких-то чудодейственных свойств, подлинный воспитатель не может не учитывать того, что детское восприятие мира, детская эмоциональная и нравственная реакция на окружающую действительность отличается своеобразной ясностью, тонкостью, непосредственностью(какими бы кошмарами они не казались).

И, наверное, самое главное наше качество – это оставаться в душе РЕБЁНКОМ, несмотря на возраст и жизненный опыт. И призыв выдающегося польского педагога Януша Корчака возвыситься к духовному миру ребёнка, а не снисходить к нему. Надо понимать как тончайшее понимание и чувствование ДЕТСКОГО познания мира – познания УМОМ и СЕРДЦЕМ.

Используемая литература:

«В поисках решения» Святослав Довбня, Татьяна Морозова, изд-во Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства, 2007г. «Воспитание школьников», научно-методический журнал, 2002г.№2. «Воспитание школьников», научно-методический журнал,2009г.№9 «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёв, изда-во «Детская литература»,1985г.

5.04.2013 Читать подробнее: Личностные качества педагога, необходимые для успешной работы в учреждениях интернатного типа
Полный ответ

Какие качества не должны быть у учителя?

Качества плохого педагога назвали российские учителя 16 июля 2020 года, 07:14 Самое плохое — это безответственность и безразличие к своему предмету и детям. Какие Качества Должны Быть У Учителя Безответственность и безразличие к своему предмету и детям характеризуют плохого педагога. Так считают 20% учителей-участников опроса, проведенного онлайн-школой Skysmart. Об этом сообщает,16% назвали плохим качеством лень, отсутствие желания к развитию.

Педагогический талант называют главным признаком хорошего учителя 10% опрошенных, гибкость и мобильность педагога — 9%.Еще 8% участников опроса считают необходимым качеством доброжелательность и чувство юмора.Ранее сообщалось, что нижегородец Дмитрий Доронин победил в этапе конкурса «».

Закон дает право участникам специальной военной операции приостановить платежи по кредитам на весь срок службы плюс 30 дней. ИА «Время Н» узнало, как торговые сети привлекают клиентов. Во Всемирный день борьбы с раком груди, который отмечался 15 октября, корреспондент ИА «Время Н» пообщался с кандидатом медицинских наук, врачом-онкологом отделения хирургии опухолей молочной железы ГБУЗ НО «Нижегородский областной клинический онкологический диспансер» Натальей Гутаковской.
Полный ответ

Каким должен быть современный учитель?

Какой он, современный учитель? Рочев Денис Игоревич Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России 2014», Председатель Ассоциации молодых учителей России. Изменения, происходящие в стране, в обществе, предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос.Это человек, способный создавать условия для развития способностей обучающихся, повышать мотивацию к изучению предметов.Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.Современный учитель – это профессионал, мастерство которого определяется его профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е.

Целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.Современный учитель должен стремиться к успеху. А успешный учитель воспитает успешного ученика. Как же сделать так, чтобы в школах появились успешные учителя? Над этим вопросом я размышлял в самолете Санкт-Петербург – Симферополь.

Я никогда не был в Крыму и поэтому с нетерпением ждал встречи с крымскими коллегами. Какие они, новые российские учителя? Я ехал с ощущением того, что нам обязательно будет интересно вместе, и я не ошибся. Это учителя, которым сейчас вдвойне сложнее работать – привыкать к новым требованиям и новым стандартам, но вместе с тем я увидел, что им вдвойне интереснее работать.

  • Они молоды, активны и открыты для всего нового.
  • Сама тема Всероссийского форума молодых учителей в республике Крым — «Молодой учитель в социальном векторе региона» — обещала интересные дискуссии и общение с коллегами.
  • В региональном институте повышения квалификации собрались педагоги из всех уголков полуострова.

Я был приглашен модерировать дискуссионную площадку по теме «ИНТЕГРАЦИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ: ВЗГЛЯД МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА». Мне было важно услышать молодое поколение учителей Крыма и обсудить с ними следующие вопросы:- Как привлечь в школы потенциально успешных учителей – способы повышения социальной привлекательности педагога- как воспитать успешного учителя – процесс профессионального роста в социально-педагогическое пространство- как помочь профессионалу совершенствовать профессиональные компетенции в контексте внедрения новых ФГОС.Меня очень порадовало, что ребята прибыли на Форум с интересными идеями и выступлениями.

Приехали не просто формально выступить, как это часто бывает, а с желанием включиться в работу Всероссийского педагогического собрания и Ассоциации молодых учителей России. На пленарном заседании Валентина Николаевна Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания, попросила еще раз задуматься, насколько важна роль учителя именно сегодня, когда необходимо воспитать образованного и сильного гражданина России.

Чтобы воспитать такого ученика, молодому учителю необходимо самому овладеть современными образовательными технологиями. Лучший способ сделать это – профессиональное общение и обмен опытом в рамках Ассоциации молодых учителей России. Для успешной интеграции молодых учителей Крыма в российское образовательное поле было предложено создать Ассоциацию молодых учителей Севастополя под руководством Ермолаева Дмитрия Николаевича и Ассоциацию молодых учителей республики Крым под руководством Пшеничной Галины Игоревны.
Полный ответ

Каковы коммуникативные навыки учителя?

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т.5. №12.2019 https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49 УДК 377.031 https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/54 КОММУНИКАТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ФЕНОМЕН ©Бектуров Т.М., канд.

  1. Пед. наук, Киргизский государственный университет им.И.
  2. Арабаева, г.
  3. Бишкек, Кыргызстан, tuigun_bm@bk.ru ©Назарматова Г.А., Бишкекский государственный университет им.К.
  4. Карасаева, г.
  5. Бишкек, Кыргызстан ©Иманкулова С.Э., канд. пед.
  6. Наук, Киргизский государственный университет им.И.
  7. Арабаева, г.
  8. Бишкек, Кыргызстан COMMUNICATIVE ABILITY OF A TEACHER AS A PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PHENOMENON ©Bekturov T., Ph.D., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan, tuigun_bm@mail.ru ©Nazarmatova G., Karasaev Bishkek State University, Bishkek, Kyrgyzstan ©Imankulova S., Ph.D., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan Аннотация.

Рассматривается роль коммуникативной способности педагога в педагогической деятельности. Установлено, что развитие коммуникативной способности влияет не только на успешность молодого педагога в общении, но и на успешность реализации целей и задач преподавания.

  • Показана эффективность формирования коммуникативной способности молодых педагогов в условиях современной профессиональной подготовки, которая во многом зависит от знания норм, ценностей и установок, реализуемых в общении; отношения к человеку как субъекту общения; знания психологии общения.
  • В заключении делается вывод, что коммуникативная способность является основой педагогической деятельности и определяет его успешность.

Abstract. Role of the communicative ability of the teacher in pedagogical activity is considered. It is established that the development of communicative ability affects not only the success of a young teacher in communication but also the success of the implementation of the goals and objectives of teaching.

The effectiveness of the formation of the communicative ability of young teachers in the conditions of modern professional training, which largely depends on knowledge of norms, values and attitudes implemented in communication, is shown; attitude to a person as a subject of communication; knowledge of the psychology of communication.

In conclusion, it is concluded that communicative ability is the basis of pedagogical activity and determines its success. Ключевые слова: коммуникативная способность, педагог, студент, педагогическая деятельность, общение. Keywords: communication skills, teacher, student, teaching activities, communication.

Профессия педагог — одна из весьма сложных профессий. Веками накопленная педагогическая теория, содержащая положения, идеи o том, как должно совершаться воспитание, зачастую не дает конкретных ответов на вопросы повседневной практики. Поэтому будущему учителю нужно учиться самостоятельно находить решения в различных педагогических ситуациях, формировать профессиональную компетентность,

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т.5. №12.2019 https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49 Характер коммуникативной направленности педагога в известной мере определяет его профессиональную состоятельность и компетентность, общий стиль и уровень, на котором осуществляется педагогическое общение, результаты общения, понимаемые как степень достижения поставленных целей.

Многочисленные исследователи проблем профессионального педагогического труда отдают приоритет его коммуникативному компоненту, а эффективность педагогического общения в взаимоотношении связывают с определенными свойствами, мотивами, позициями, направленностью личности педагога. В учебно-исследовательском процессе педагог передает студентам имеющиеся у него знания, организует учебно-исследовательскую деятельность студентов.

Эта формализованная, унифицированная часть профессионального труда осуществляется на фоне и в пространстве эмоционально-ценностных переживаний и отношений педагога. Именно они продуцируют у студентов соответствующее отношение к фактам действительности, отношение к миру, к другим людям, к себе, формируют системы ценностей и личностные смыслы студентов, делают (или не делают) процесс познания личностно значимым,

  • Большинство педагогов предпочитают авторитарный стиль общения, который в наиболее негативных формах может проявиться в склонности к навязыванию своих мыслей и воли другим, в агрессивности, принципиальной неспособности к диалогу.
  • И наоборот, социально-коммуникативная способность педагога позволяет оптимально реализовать возможности и способности, помогает пережить радость от контактов, уверенность в собственных силах,

Поэтому, проблема интенсификации развития коммуникативной способности молодых педагогов как гармонического соединения теоретических и практических знаний в области коммуникации в контексте профессиональной подготовки является актуальной для высшей школы.

  1. Коммуникативный аспект занимает в деятельности педагога значительное место, но коммуникативная способность — это не только и не сколько успешность молодого педагога в общении, сколько успешность реализации целей и задач преподавания,
  2. Проблема заключается в том, что многие молодые педагоги вузов хорошо владеют методикой преподавания, но они слабы в сфере установления и поддержания отношений со студентами и другими участниками педагогического взаимодействия.

Причин тому много, главная состоит в том, что в педагогическом учебном заведении учат методике преподавания, и мало внимания уделяется психологии общения, развитию коммуникативных способностей молодых педагогов, Следующим не менее важным аспектом деятельности преподавателя является вопрос о педагогических способностях и личных качествах.

Педагогические способности определяют как свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности. От природы человеку даются задатки — его личностные, характерологические, психофизиологические и другие индивидуальные особенности, которые при наличии соответствующих условий могут развиться в способности к той или иной деятельности.

Черты характера, такие, как тактичность, требовательность, справедливость, понимание другого человека, многосторонность интересов, целеустремленность, отзывчивость, наблюдательность, можно отнести к предпосылкам, которые являются условиями для развития педагогических способностей.

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом. Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т.5. №12.2019 https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49 Коммуникативная способность педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и навыками.

К коммуникативным умениям педагога можно отнести: -умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении; -умения управлять своими эмоциями; -наблюдательность и переключаемость внимания; -социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния студента по внешним признакам; -умение «подавать себя» в общении со студентами; -речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.

  1. В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.
  2. Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы: -умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения; -умения правильно планировать свою речь, т.е.

содержание акта общения; -умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.); -умения обеспечивать обратную связь. Высокий уровень развития коммуникативной способности педагога предполагает наличие у него: 1.

  1. Экспрессивных умений и способностей: -выразительность речи; -выразительность жестов; -выразительность мимики; -выразительность внешнего облика.2.
  2. Персептивных умений и способностей: -умение понять студента; -умение установить контакт со студентом; -умение и способность составить адекватный образ студента и т.д.

Существуют различные стили общения, применение которых существенно повышает коммуникативную компетентность педагога. В профессиональном речевом общении используются, как правило, следующие стили коммуникативного взаимодействия: официально-деловой, научный, публицистический, бытовой (разговорный).

Педагог, как специалист системы «человек-человек», должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений, способностей, развивающих важные психологические качества, являющиеся составляющими компетентности педагога. Выделение качественной характеристики профессионального педагогического общения позволяет рассматривать профессиональную культуру общения преподавателя как социально значимый показатель его способностей, умений осуществлять свои взаимоотношения с другими людьми, способность и умение воспринимать, понимать, усваивать, передавать Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т.5.

№12.2019 https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49 содержание мыслей, чувств, стремлений в процессе решения поставленных педагогической деятельностью конкретных задач обучения и воспитания. Говоря о речевом поведении, нельзя не коснуться такого понятия, как учебная речь.

Цель учебной речи — передать знания, выработать навыки и умения. Деловая речь решает производственные вопросы, разговорно-бытовая речь организует нашу повседневную жизнь, научная речь дает принципиально новые сведения для узкого круга специалистов, совещательная ораторская речь склоняет к определенному решению — передача знания не является здесь основным фактором.

В учебной речи происходит не только передача знаний, но и их проверка. Таким образом, учебный материал продумывается и проговаривается в повторении много раз. Оптимальное ведение учебной речи предполагает решение многих вопросов, в частности: 1. Каким быть преподавателю.2.

  • Каким быть студенту.3.
  • Какова подготовка к занятиям.4.
  • Каково содержание обучения.5.
  • Какова эмоциональная сторона занятий.6.
  • Каковы ведение и построение речи преподавателя.
  • Преподаватель должен заботиться о том, чтобы найти и воплотить наиболее целесообразный и уместный образ оратора (говорящего), то есть, основываясь на определенных внешних и внутренних качествах своей личности, представить себя, как писали древние, «человеком определенного склада».

Иными словами, каждый преподаватель должен сформировать свой стиль, как необходимый компонент педагогического мастерства любого преподавателя. Именно стиль преподавания позволяет вызвать у обучающихся неравнодушное отношение к преподавателю как партнеру педагогического общения и через преподавателя соотносится с собственно учебным предметом, который ярче закрепляется в сознании обучающихся.

Проблема формирования коммуникативной способности молодого преподавателя является важной частью широкой и сложной проблемы формирования его профессионально значимых качеств. Особенность коммуникативной способности личности преподавателя составляет его теоретическая подготовка в области межличностного познания, межличностных отношений; законов логики и аргументации; профессионального, в том числе речевого этикета; коммуникативных технологий.

Коммуникативная способность преподавателя понимается как совокупность достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю, эмпатии, культуры вербального и невербального взаимодействия.

  1. Коммуникативные способности в педагогической деятельности должны быть направлены на установление взаимопонимания и благоприятной атмосферы совместной деятельности.
  2. Слабое развитие коммуникативных способностей или их отсутствие приводит человека, занимающегося педагогической деятельностью, к тяжелым ошибкам, к конфликтам, которые трудно преодолеть, к профессиональным поражениям и несостоятельности.

Как правило, педагог, обладающий коммуникативной способностью, — признанные лидеры коллектива, имеющие способность организовывать и умеющие разрешать конфликтные ситуации. Список литературы: 1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика.2003.

№10.С.51-55.2. Поливанова К.Н., Рубцов В.В., Марголис А.А. Первый научно-экспертный семинар «Новое детство» // Психологическая наука и образование.2019.Т.24. №2. Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т.5. №12.2019 https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49 3. Лузянина Л.Л.

Ценностное отношение к обучаемому как компонент коммуникативной культуры учителя // Вестник Омского университета.1999. №4.С.116-118.4. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика.2003. №10.С.51-55.5. Чанышева Г.Г. Формирование и развитие коммуникативных способностей будущих юристов: дисс.

  1. Д-ра пед. наук.
  2. Казань, 2005.522 с.6.
  3. Кан-Калик В.А.
  4. Учителю о педагогическом общении: кн.
  5. Для учителя.М.: Просвещение, 1987.245 с.
  6. References: 1.
  7. Vvedenskii, V.N. (2003).
  8. Modelirovanie professional’noi kompetentnosti pedagoga.
  9. Pedagogika, (10), 51-55.
  10. In Russian).2.
  11. Polivanova, K.N., Rubtsov, V.V., & Margolis, A.A.
Читайте также:  Какие Пункты Включают В Себя Анализ Урока?

(2019). Pervyi nauchno-ekspertnyi seminar «Novoe detstvo». Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 24(2). (in Russian).3. Luzyanina, L.L. (1999). Tsennostnoe otnoshenie k obuchaemomu kak komponent kommunikativnoi kul’tury uchitelya. Vestnik Omskogo universiteta, 4, 116-118.

  • In Russian).4.
  • Vvedenskii, V.N. (2003).
  • Modelirovanie professional’noi kompetentnosti pedagoga.
  • Pedagogika, (10), 51-55.
  • In Russian).5.
  • Chanysheva, G.G.
  • 2005) Formirovanie i razvitie kommunikativnykh sposobnostei budushchikh yuristov: Dr. diss. Kazan.
  • In Russian).6.
  • An-Kalik, V.A. (1987).
  • Uchitelyu o pedagogicheskom obshchenii: kn.

dlya uchitelya. Moscow, Prosveshcheniye, 235. (in Russian). Работа поступила Принята к публикации в редакцию 14.11.2019 г.19.11.2019 г. Ссылка для цитирования: Бектуров Т.М., Назарматова Г.А., Иманкулова С.Э. Коммуникативная способность педагога как профессионально значимый феномен // Бюллетень науки и практики.2019.Т.5.
Полный ответ

Что такое профессиональные качества?

Профессиональные качества для резюме — Профессиональные качества – так можно охарактеризовать совокупность личностных качеств, а также всех навыков, которые человек успел приобрести на протяжении своей профессиональной деятельности. Они могут помочь в будущем совершенствоваться и приносить своей компании ощутимую пользу.
Полный ответ

Какие качества и особенности личности являются профессионально важными для учителя начальных классов?

3. Любовь к профессии — Должен ли учитель любить детей или это обязанность родителей — вопрос спорный, но педагогу точно следует любить своё дело. Когда учитель горит на работе, он вовлекает детей в проектную деятельность, готовит их к олимпиадам, школьным и районным конкурсам. Какие Качества Должны Быть У Учителя Три качества современного учителя начальных классов: умение поддерживать порядок, профессионализм и любовь к своему делу — должны быть видны родителям.
Полный ответ

Какие качества должны быть у учителя начальных классов?

Презентация профессии — Учитель начальных классов – это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Поэтому каждый из нас помнит знаменательный день в своей жизни: первый раз в первый класс.

  1. А первые цветы своей первой учительнице? Это она берет на себя огромную ответственность ввести маленького человека в новый мир — мир знаний.
  2. Это ее, самую добрую, самую умную, самую красивую, заслуживающую доверия и уважения, всю свою жизнь вспоминают потом благодарные ученики.
  3. Учитель начальных классов – это педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель в одном лице.

Он проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг. Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.

Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут и должны заниматься только люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить сам процесс передачи знаний, процесс обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми.

Работа с детьми требует от учителя высокой концентрации внимания, хорошо сформированной оперативной и долговременной памяти. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении.

  • Педагогическая деятельность требует от человека определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания.
  • Он обязан контролировать свое поведение, управлять им.
  • Очень важны в профессии учителя: развитые коммуникативные качества, хорошая дикция, четкая грамотная речь, громкий голос, умение увлечь своим предметом, эрудиция.

Речь учителя должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Также учителю начальных классов важно обладать музыкальными и художественными способностями. Очень важно, что учителю начальных классов должны быть присущи такие личностные качества, как любовь к детям, доброжелательность и чуткость. Какие Качества Должны Быть У Учителя Профессия «Учитель начальных классов» относится к типу «Человек-человек». Основное содержание профессии составляют взаимоотношения, как с учащимися младшего школьного возраста, так и с их родителями, направленные на то, чтобы наилучшим образом организовать учебный и воспитательный процесс в начальной школе. Какие Качества Должны Быть У Учителя У учащихся начальных классов обычно один учитель. Он играет главную роль в преодолении детьми первых и очень трудных в их жизни шагов в школьной жизни. Работа начинается со знакомства с родителями будущих учеников. При этом важно сориентировать родителей на активную помощь школе и своему ребенку, установить с ними доброжелательные и доверительные отношения.

  1. Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учеников, реализует образовательные программы, проводит определенное количество контрольных работ, обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного стандарта.
  2. Также ведет всю учебную документацию, заменяет уроки отсутствующих учителей, соблюдает права и свободы обучающихся, согласно Закону РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, принимает участие в деятельности методических объединений и обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Учитель стремиться развить в детях любознательность, привычку преодолевать трудности. Формирует у них потребность в знаниях. Выступает для малышей в роли воспитателя, прививая им навыки общения и поведения в социальной среде. В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и учатся учиться и от того, насколько успешным будет этот процесс, зависят их дальнейшие успехи в школе.

предметы школьной программы, методику их преподавания; педагогику; педагогическую, возрастную и социальную психологию; формы и методы обучения, развития и воспитания учащихся; основы гигиены и педиатрии, этики и эстетики; должен быть эрудирован по широкому кругу вопросов,

Учитель начальных классов должен уметь:

проводить обучение учащихся в школах, лицеях и гимназиях по общеобразовательным предметам; планировать учебный материал по всем предметам; обеспечивать выполнение учебной программы; участвовать в методической работе; использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения$ анализировать успеваемость учащихся; обеспечивать соблюдение учебной дисциплины; формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся; стимулировать познавательную деятельность и учебную мотивацию; добиваться прочного и глубокого усвоения знаний, умения применять знания на практике; проводить дополнительные факультативные занятия; руководить предметными кружками; оснащать и оформлять учебный кабинет; изучать и учитывать индивидуальные особенности учащихся; участвовать в работе с родителями; консультировать родителей с целью совместного воспитания, развития и обучения ребенка

В свете требований ФГОС-3 учитель начальных классов должен обладать следующими компетенциями: а) общекультурными:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования; готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья; умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного; владеет основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества; способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

б) профессиональными:

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; владеет основами речевой профессиональной культуры; способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения; способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

— в области педагогической деятельности:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения; способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии; способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса; способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников.

Область применения Учителя начальных классов востребованы в школах, лицеях и гимназиях. Они могут работать в детских садах, осуществляя подготовку детей к школе.
Полный ответ

Каким должен быть учитель в 21 веке?

Авторы Резюме Файлы Ключевые слова Литература

Черкесов Б.А.1 Лобода О.Б.2 1 Ставропольский государственный педагогический институт 2 МОУ СОШ № 2 В статье поднимаются проблемы становления личности учителя в условиях современных требований, какими профессиональными качествами он должен обладать. Подчеркивается, что личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных.

  • Особое внимание уделяется такому важному документу, как Концепция поддержки развития педагогического образования и профессионального стандарта педагога.
  • Учитель педагог гуманизм профессиональные качества личность мастерство концепция стандарт педагога 1.
  • Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г.

Педагогическое наследие. – М., 1988.2. Редько Л.Л., Джегутанова Н.И. Развитие духовно-нравственного потенциала будущего учителя: Монография. – Ставрополь, 2010.3. Сериков В.В. Образование и личность. – М., 1999.4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, т.8. – М.: Изд-во АПН, 1952.5.

Черкесов Б.А., Лобода О.Б. Новый подход к подготовке современного учителя // Международный журнал экспериментального образования. – № 11, – 2014.6. Антропологические особенности педагогической профессии как основа стандартов подготовки педагога для новой школы: Материалы X Международной научно-практической конференции.

– Ставрополь, 2013. Люди всегда предъявляли к учителю повышенный спрос, хотели видеть свободным от всех недостатков. В уставе львовской братской школы 1586 г. было записано: «Дидаскал или учитель сея школы мает быти благочестив, разумен, смиренно мудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не чародей, не басносказитель, не пособитель ересям, но благочестиво поспешитель, образ благий во всем себе представляющий не в ситцевых добродетелях, да будут и ученицы, яко учитель их».

  1. Еще в начале XVII в.
  2. Выдающийся основатель мировой педагогической мысли Я.А.
  3. Коменский рассуждал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учеников и личным примером воспитывать у них человечность.

Учить детей нужно легко и радостно, писал он, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно», «Плодотворным лучом солнца для молодой души» назвал учителя К.Д. Ушинский. Учитель русских учителей предъявлял к наставникам исключительно высокие требования.

Он не мыслил себе учителя без глубоких и разносторонних знаний. Но одних знаний мало; «главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением». Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности.

В ряду требований к современному педагогу на ведущее место возвращается духовность. Своим личным поведением, отношением к жизни наставник обязан подавать пример духовной жизни, воспитывать учеников на высоких идеалах человеческих добродетелей, истины и добра.

Важное требование к современному педагогу – наличие педагогических способностей – качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учениками, любви к детям, получению удовольствия от общения с ними. К ведущим способностям, по результатам многочисленных опросов, относятся педагогическая зоркость (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные.

Многие специалисты склоняются к выводу, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсировано развитием других профессиональных качеств – трудолюбия, честного отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой. Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны признать важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством.

Сколько кандидатов в учителя, имея блестящие задатки, так и не состоялись как педагоги, и сколько поначалу малоспособных студентов вознеслись к вершинам педагогического мастерства. Педагог – это всегда труженик. Поэтому важными профессиональными качествами его мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

На наших глазах происходит заметная трансформация учебных заведений в производственные учреждения, предоставляющие образовательные услуги населению, где действуют планы, контракты, развивается конкуренция – неизбежный спутник рыночных отношений. В этих условиях особую важность приобретают те качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками для создания благоприятных отношений в учебно–воспитательном процессе.

В ряду их человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, принципиальность отзывчивость, эмоциональная культура и др.

Обязательное для учителя качество – гуманизм, т.е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманность слагается из интереса к личности, сочувствия ей, помощи, уважения ее мнения, знания особенностей развития, высокой требовательности к учебной деятельности и озабоченности ее развитием.

Ученики видят эти проявления, следуют им сперва неосознанно, приобретая со временем опыт гуманного отношения к людям. Учитель – это всегда творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учеников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место.

Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог – образец для подражания, побуждающий детей следовать за ним.

  • Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание.
  • Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранять за собой ведущее положение в учебно–воспитательном процессе.
  • Никаких срывов, растерянности, беспомощности воспитателя ученики не должны чувствовать и видеть.А.С.
Читайте также:  Каким Словом Можно Заменить Слово Невнимательность?

Макаренко указывал, что учитель без тормозов – испорченная, неуправляемая машина. Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обиды на детей, не нервничать по пустякам. Душевная чуткость в характере учителя – своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учеников, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.

Естественное состояние педагога – профессиональное беспокойство и личная ответственность за настоящее и будущее своих питомцев. Неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость. По роду своей деятельности он вынужден систематически оценивать знания, умения и поступки учеников. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников.

По ним они судят об объективности воспитателя. Ничто так не укрепляет нравственного авторитета педагога, как умение быть объективным. Предубежденность, предвзятость, субъективизм очень вредят делу воспитания. Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы.

Высокие требования учитель прежде всего предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной, с учетом возможностей развивающейся личности. Нейтрализовать напряжение в ходе педагогического процесса помогает воспитателю чувство юмора: веселый педагог обучает лучше угрюмого.

В его арсенале шутка, пословица, афоризм, дружеская подковырка, улыбка – все, что позволяет создать положительный эмоциональный фон, заставляет школьников посмотреть на себя и на ситуацию с комической стороны. Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога- – соблюдении чувства меры в общении с учениками.

  • Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя.
  • Сердцевиной его выступает уважение к личности воспитанника.
  • Это предостерегает учителя от бестактности, подсказывает ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.
  • Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных.

Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и др.

Любовь к своему труду – качество, без которого невозможна деятельность педагога. Слагаемые его – добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей квалификации. Личность современного учителя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры.

Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Учитель являет собой наглядный образец для подражания, своеобразный эталон того, как следует вести себя. Когда анализируют работу учителя, на первый план выдвигается интегральное качество – учительское мастерство.

Его определений много. В самом общем значении – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения. В основе мастерства – сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя с педагогической техникой и передовым опытом. Чтобы овладеть мастерством, нужно знать теорию, пользоваться эффективными технологиями учебно–воспитательного процесса, правильно выбирая их для конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать, проектировать процесс заданного уровня и качества, организовать его так, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях, добиться желаемого уровня воспитанности, развития и знаний учеников.

Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по–особому подойти к школьнику, зажечь в нем любопытство, взволновать его. Такой учитель глубоко знает предмет, владеет умением донести свои знания до учеников, в совершенстве владеет современными методами преподавания.

  1. Можно ли этому научиться? Опыт мастеров показывает, что можно.
  2. Большинство учителей при желании способны овладеть современными приемами работы.
  3. Путь к этому нелегок, требует напряжения, наблюдения за работой мастеров, постоянного самообразования, изучения специальной литературы, внедрения новых методов преподавания, самоанализа.

Искусство педагога особо проявляется в умении учить именно на уроке, для него домашнее задание – только способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытных учителей – в умении управлять деятельностью учащихся, они как бы дирижируют процессом образования их знания, направляя внимание на самые важные и трудные узлы содержания.

Еще один важный показатель мастерства – умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять их думать на уроке, использовать разнообразные методы для активизации процесса обучения. Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность – еще один элемент педагогического мастерства.

Учитель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, а владеющий – умеет сделать корень познания сладким, найдет положительное в процессе обучения, будет чередовать методы работы, приводить интересные примеры, находить оригинальные способы передачи знаний.

Важный элемент педагогического мастерства – высокий уровень педагогической техники. Педагогическая техника – это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых для того, чтобы эффективно применять на практике методы педагогического сотрудничества. Это также требует глубоких знаний по педагогике и психологии, особой практической подготовки.

Прежде всего педагог овладевает искусством общения с детьми, умением выбирать нужный тон и стиль, простоту и естественность. Мастер не станет разговаривать с ними искусственным, назидательным или панибратским тоном. Составной элемент педагогической техники – умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием детей.

  • В больших группах детей со значительным количеством выполняемых ими операций ничего не должно уходить из–под контроля.
  • Важным для педагога является умение по внешним признакам поведения ученика определять его душевное состояние.
  • Этого нельзя не учитывать при выборе педагогических действий.
  • Учет состояния воспитанника в каждый момент составляет основу педагогического такта, занимает важнейшее место в работе.

Чувство темпа также присуще педагогу. Одна из причин многих ошибок состоит в том, что педагоги плохо соразмеряют темп своих действий: или спешат, или опаздывают, а это снижает эффективность педагогического воздействия. Большую группу умений и навыков составляют приемы выразительного показа воспитателем своего субъективного отношения к тем или иным действиям учеников, проявлению моральных качеств.

Он радуется хорошим поступкам своих воспитанников, огорчается плохим, а его переживания воспринимаются детьми как реальная оценка их действий. В этом смысле мастерство педагога в какой–то мере сродни мастерству актера. Обращение педагога может быть просьбой, осуждением, одобрением, приказом. Педагог «играет» всегда одну и ту же роль – самого себя и преследует этим только одну цель – правильно повлиять на воспитанников.

Педагогическое общение – установление контакта педагога с детьми. Его можно определить и как профессиональное взаимодействие педагога с учениками, направленное на установление доверительных отношений. Здесь играют роль культура речи, правильное дыхание, постановка голоса.

Педагог должен учиться управлять своим голосом, лицом, держать паузу, позу, мимику, жест. «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15–20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса», – говорил А.С. Макаренко. Проблемы педагогического общения активно исследуются в мировой педагогике.

В вышедшей недавно книге американских педагогов Дж. Брофи и Т. Гудда «Отношения учителя и ученика» анализируются особенности «субъективного» общения учителя, проявляющиеся в избирательном отношении к ученикам. Например, установлено, что педагоги чаще обращаются к школьникам, вызывающим у них симпатии.

  1. Безразличные им ученики оказываются обойденными учительским вниманием.
  2. Учителя лучше относятся к «интеллектуалам», более дисциплинированным, исполнительным ученикам.
  3. Пассивные и «растяпы» идут на втором месте.
  4. А независимые, активные и самоуверенные школьники совсем не пользуются учительским расположением.

Существенное влияние на эффективность общения оказывает внешняя привлекательность школьника. Дж. Брофи и Т. Гудд выяснили также, что учителя: – непроизвольно стремятся больше обращаться к тем ученикам, которые сидят за первыми партами; – оценивают их достижения более высокими баллами; – предпочитают учеников, у которых красивый почерк; – выделяют и тех, кто опрятнее одет; – учителя–женщины более высокие оценки ставят мальчикам; – учителя–мужчины несколько завышают оценки симпатичным ученицам и т.д.

  1. Кроме главного оружия педагога – слова, в его арсенале есть целый набор неречевых средств общения: поза, мимика, жест, взгляд.
  2. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до 10–15 % информации.
  3. Дети очень чувствительны к взгляду учителя.
  4. Когда лицо его становится неприветливым, ученики чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается.

«Закрытые» позы учителя (когда он как–то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как недоверие, несогласие, противодействие.

«Открытые» позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как доверие, согласие, доброжелательность. Все это учениками воспринимается на бессознательном уровне. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев, страх – довольно высоким, горе, печаль, усталость – мягким и приглушенным голосом.

Вспомните, как раздражали вас в школе визгливые или скрипучие голоса некоторых наставников и вы поймете, что и голос может стать препятствием для занятия педагогикой. Многое можно изменить самовоспитанием, постоянными тренировками по самоусовершенствованию.

  1. Скорость речи также отражает учительские чувства: быстрая речь – взволнованность или обеспокоенность; медленная – свидетельство угнетенного состояния, высокомерия или усталости.
  2. Доказано, что поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания являются биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог нередко замещает недостающего родителя.

Погладив по голове шалуна или обиженного, вы иногда достигаете большего, чем другими средствами, вместе взятыми. В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя.

Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е.

необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени. Так, например, всего 10-15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю. Эти вопросы актуальны и для педагогического образования: «Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?», и для директоров школ: «Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой учитель необходим современному ученику?» и для родителей, которые сейчас имеют неограниченные возможности выбирать учебное заведение для своего ребенка, а главное, этот вопрос важен для учеников: «У какого учителя они с удовольствием будут учиться?» Как известно, в различный период исторического времени рядовой представитель общества, будь то ученик или его родитель, или представитель управленческой структуры, или сам учитель – каждый из них в силу различных социальных и экономических позиций вкладывает свое особое содержание в понятие «личности учителя».

Поэтому интересно узнать, каково представление современного школьника об учителе, для этого было проведено исследование «Учитель глазами современного школьника». Анализируя полученные результаты, были сделаны следующие выводы. Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.

Интересно отметить, что в различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль учителя, ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый», «современно одет», «улыбчивый, обаятельный», «крутой», «стильно одевающийся».

  1. Можно сделать вывод, что ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя.
  2. Любопытно также, что в параллели 10-х классов 21 % учеников предложили вместо учителя компьютер, в то время как 5-классники и 11-классники, наоборот, не хотят видеть вместо учителя компьютер.
  3. Интересы детей в стадии их формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих условий.

Важно, что именно младшие школьники и будущие выпускники школы настаивают на том, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой. Следовательно, можно сделать вывод, что именно в процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс обучения и научения, и не менее важно ученикам, чтобы и их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, ибо особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель.

Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество, как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? Каким образом? Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога.

Акценты в образовании будущего учителя должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе именно его творческой основы. Педагогика должна сформировать структуру личности, которая понимает эти правила.

  1. Такой подход подразумевает не отказ от развития научных взглядов, а их последовательное движение к целостности.
  2. Только благодаря пониманию норм и правил игры природы человек может действительно стать свободным и сознательным.
  3. А это открывает пути к формированию нового целостного мышления.
  4. Педагогика ХХI в.

концентрирует свое внимание на высококачественном образовании и воспитании подрастающего поколения, своевременном выявлении и умножении природно-генетических задатков, рано проявившейся одаренности, чтобы затем «вписать» развивающийся талант в функционально-действующий социальный институт.

  1. Поэтому для педагогики важно формировать в развивающемся человеке способности активного творчества, социально новые качества, отвечающие динамичным и устремленным в завтрашний день переменам социума.
  2. Интенсификация образования и формирование личностных качеств все больше сливается с насущной общечеловеческой потребностью – гуманистической социализацией личности.

Сегодня вся педагогическая общественность обсуждает содержание инновационной Концепции поддержки развития педагогического образования и недавно принятого профессионального стандарта педагога, а также механизмов их апробации и внедрения в систему работы всех педагогических вузов,

В Концепции обозначены задачи как приоритетные: создание в вузах информационной образовательной среды для подготовки будущих учителей с гуманитарным мышлением, готовностью к личностной самореализации и саморазвитию, проявлению творчества в профессионально-педагогической, научно-исследовательской и социально культурной деятельности, личной гражданской ответственности за результаты своего труда, востребованных в конкурентно-способных в экономическом и образовательном поле.

В Концепции модернизации педагогического образования предложены такие новации, как создание вузами экспериментальных площадок и «полевых» кафедр в разных образовательных учреждениях, в том числе в школах и детских садах, изменение пропорций практического и теоретического обучения студентов в педвузах в сторону увеличения практической составляющей, оплата практик студентам; новые подходы к оценке профессиональной деятельности учителя, привлечение к участию в ней педагогического сообщества, вариативные возможности повышения квалификации педагогов.
Полный ответ

Какие качества должен иметь человек?

Важны личные качества : Требуется точность, определенность действий, высокая исполнительская дисциплина, аккуратность, ответственность, практическое мышление, техническая фантазия. Высокие требования предъявляются к зрению, слуху, мышечной чувствительности, вниманию, к самым разнообразным видам памяти.
Полный ответ