РАЗВИТИЕ СЕТИ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОДЕЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В.И. Снегурова Кафедра методики обучения математики Российский государственный педагогический университет им.А.И. Герцена наб.р. Мойки, 48, Санкт-Петербург, Россия, 191186 В статье обобщаются результаты теоретического анализа проблемы выделения моделей дистанционного обучения.
- Автор делает попытку формулирования оснований для классификации моделей дистанционного обучения на ступени среднего образования и построения своей классификации.
- Ключевые слова: дистанционное обучение, Интернет, образование, информатизация образования.
- Анализ литературы по проблемам дистанционного обучения позволяет сделать вывод о том, что, говоря о моделях дистанционного обучения, авторы выбирают разные основания для их классификации.
Существует несколько разных подходов к выделению моделей дистанционного обучения. В основном выделение авторами моделей дистанционного обучения происходит не на основании теоретического анализа, а на основе практики. Отдельные авторы, трактуя дистанционное обучение достаточно широко и не предполагая обязательного использования Интернета в качестве основного средства связи, выделяются следующие формы дистанционного обучения: 1) традиционная (заочная): ориентированная только на самостоятельную работу и не предполагающая наличия взаимодействия преподавателя и учащегося, предполагающая проведение установочных лекций, а затем продолжение самостоятельной работы по выданным комплектам методического обеспечения; 2) фрагментарное использование информационно-коммуникационных технологий.
- В этом случае учащийся самостоятельно работает с комплектом учебнометодического обеспечения, которое частично представлено в электронном виде.
- Взаимодействие педагога и обучающегося осуществляется с помощью различных видов связи.
- Предлагаемые выше модели дистанционного обучения практически не отличаются от заочного обучения; 3) электронная — получение по электронной почте учебно-методического обеспечения и самостоятельное его изучение.
Заметим, что и в этой модели специфика дистанционного обучения, которое предполагает осуществление систематического взаимодействия учащегося и обучающего посредством специально созданной среды, отсутствует; 4) комбинированная. Отметим, что все четыре модели дистанционного обучения ориентированы в основном на студентов высших учебных заведений.А.В.
- Хуторской выделяет пять типов (моделей) дистанционного обучения, имея в виду образовательные взаимодействия между учениками, учителями и образовательными информационными объектами, например, веб-материалами.
- Каждый последующий тип дистанционного обучения отличается от предыдущего смещением центра тяжести образовательного процесса в сторону его дистанционного компонента.
Автор отмечает, что перечисленные типы дистанционного обучения не исключают других их возможных комбинаций и могут представлять собой как отдельные образовательные направления, так и динамически развивающуюся совокупность очных и дистантных образовательных процессов.1-я модель.
- Школа — Интернет.
- В рамках этой модели основной учебный процесс происходит в очной школе.
- Доступ в Интернет используется в качестве дополнительного источника информации.
- Ученики вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, со специалистами в изучаемых областях.
Дистанционное обучение является в этом случае дополнительным средством решения традиционных общеобразовательных задач. Сеть расширяет возможности доступа к массивам информации, увеличивает количество и качество коммуникаций. Критерии оценки результатов дистанционного обучения такого типа сохраняются теми же, что и при очном обучении.2-я модель.
- Школа — Интернет — Школа.
- Охватывает учеников и педагогов двух и более очных школ, которые участвуют в общих дистанционных образовательных проектах.
- Данный тип образования — дополнительный к базовому, но иногда проект позволяет изучить отдельные темы или разделы, но это исключение.
- Коммуникации с удаленными учениками носят организованный, но не систематический характер.3-я модель.
Ученик — Интернет — Учитель. Дистанционное обучение частично заменяет очное. С учеником непрерывно или эпизодически работает удаленный от него учитель. В процессе обучения используются различные формы занятий — дистанционные курсы, семинары, консультации.
Количество сеансов взаимодействия ученика и удаленного педагога увеличивается, вслед за этим повышается и качество дистанционного взаимодействия. Учебный класс состоит из очных и дистанционных учеников. Занятия проводятся дистанционно, обычно в режиме дополнительного образования и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т.п.
В редких случаях (например, в очной школе нет необходимого педагога) дистанционный учитель ведет у учеников учебный предмет, который входит в базовый компонент школьного образования. Дистанционное обучение данного типа носит характер дополнительного к очному обучению.
- Расширяется круг педагогов и специалистов, доступные массивы информации, количество и качество коммуникаций.
- Вариант данного типа дистанционного обучения: очный педагог ведет занятия как с учениками своей школы, так и с удаленными от него учащимися из других школ и городов.
- Результаты дистанционного дополнительного обучения определяются по специфическим для каждого курса задачам, имеют незначительное пересечение с очными общеобразовательными результатами, в основном лишь дополняя их.
Заметим, что в рассмотренных трех моделях речь идет о получении дополнительного образования в дистанционной форме.4-я модель. Ученик — Интернет — Центр. Дистанционное обучение сопоставимо с очным обучением и является средством индивидуализации обучения.
Ученики обучаются в дистанционном центре, имеющем дополнительные возможности для раскрытия творческого потенциала учеников. Вариант — полностью дистанционное обучение. Ученики (один или несколько), не обязательно из одной очной школы, обучаются в дистанционной школе, колледже или Центре в режиме основного образования или существенной его части.
Обучение в данном случае происходит в значительной степени дистанционно. Работа учеников в виртуальных классах происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов образования. Дистанционное обучение выступает здесь в качестве отдельного типа образования — основного или по крайней мере сопоставимого по объему с очным.
Меняется роль и место всех основных образовательных компонентов традиционного образования: целей, содержания, форм, критериев оценки обучения.5-я модель. Ученик — Интернет —, Дистанционное обучение выполняет функцию распределенного в пространстве и во времени образования. Ученик обучается не в одной очной или дистанционной школе, а одновременно в нескольких.
Комплексная образовательная программа ученика составлена таким образом, что разные образовательные предметы изучаются им в различных учреждениях или у разных педагогов. Координирующую роль играет очное или дистанционное учреждение или родители. Школа трансформируется в персональный образовательный центр.
Данная модель дистанционного обучения позволяет гибко учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию. Но чтобы реализовать эти возможности, требуется высокопрофессиональная координация обучения со стороны тьютора или другого педагога-наставника, работающего в определенной и отлаженной педагогической системе.
Соответственно типам дистанционного обучения устанавливаются цели, содержание, организационная структура, формы и методы обучения, система диагностики и оценки результатов, то есть строится дидактическая система. Кроме того, в каждом случае выстраивается своя система дистанционной деятельности учебного учреждения.
Выбираемый тип дистанционного обучения позволяет организаторам учебного процесса планировать соотношение между очным и дистанционным обучением, который назван автором степенью дистанционности, в динамике его развития. Однако заметим, что в рассмотренных выше моделях никак не конкретизируются такие характеристики дистанционного обучения как тип коммуникации, синхронность взаимодействия и его периодичность, возможности информационно-образовательной среды, посредством которой осуществляется взаимодействие и т.д.
Не выделив эти условия, в соответствии только с выделенными выше моделями, неправомерно говорить о возможности построения дидактической, а тем более методической системы.Е.С. Полат предлагает шесть моделей дистанционного обучения,1-я модель. Обучение по типу экстерната.
Ориентировано на получение образования в соответствии с экзаменационными требованиями, предназначено как для учащихся средних школ, так и для студентов, которые не могут посещать очные учебные заведения.2-я модель. Университетское обучение на базе одного университета. Ориентировано на студентов, которые обучаются не очно, а на расстоянии (заочно или дистанционно), на основе новых информационных технологий.3-я модель.
Университетское обучение, основанное на сотрудничестве нескольких вузов. Предполагает реализацию сотрудничества нескольких образовательных организаций в подготовке учебных программ заочного/дистанционного обучения, что позволяет сделать их более качественными и менее дорогостоящими.4-я модель.
Обучение в специализированном образовательном учреждении. В этой модели обучение предполагается в специально созданных для целей заочного/дистанционного обучения образовательных учреждениях, которые ориентированы на разработку мультимедийных курсов.5-я модель. Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подсистем ведется целиком посредством телевидения или радиопрограмм, цифровых ресурсов на CD, а также дополнительных печатных пособий.6-я модель.
Неформальное, интегрированное образование на основе мультимедийных программ. Процесс ориентирован на обучение взрослых, которые по каким-то причинам не смогли закончить образование. Так же как и в рассмотренной выше классификации, в выделяемых моделях не выделяются его характеристики, учет которых является принципиальным для проектирования методической системы.
Некоторые авторы рассматривают модели дистанционного обучения, основанные на использовании Интернета, не только в качестве транспортного средства, но и как образовательной среды и гиперучителя.А.А. Калмыков рассматривает только две модели дистанционного обучения считая их наиболее перспективными,1-я модель.
Создана по образу и подобию Открытого университета Великобритании. Она основана на использовании специально разработанных комплектов учебных пособий и педагогического консалтинга, осуществляемом тьюторами. Эта модель распространена в Европе, ЮАР, Индии, Канаде, Австралии.2-я модель.
- Основана на использовании коммуникаций в качестве инструмента включения обучающегося в учебный процесс в реальном времени.
- Ос- новной идеей, на которой строится эта модель, является идея расширения аудиторных рамок за счет технических средств коммуникаций (телевидения, радио, Интернета).
- Данная модель распространена в США, Китае и др.
В России она реализуется в Современном гуманитарном университете. Мы видим, что, рассматривая эти две модели дистанционного обучения, автор фактически рассматривает модели организации деятельности образовательного учреждения (или сети образовательных учреждений), реализующего процесс дистанционного обучения.
- Кроме того, некоторыми авторами две модели дистанционного обучения выделяются уже на другом основании.1-я модель.
- Полное дистанционное обучение.
- В этой модели действует учитель, обучающий на расстоянии.
- Ученики выполняют в определенной последовательности следующие действия: получение учебного материала — изучение — решение задач — отправка результатов — проверка и оценивание.
Взаимодействие между педагогом и учеником, учеником и другим учеником, педагогом и учебным содержанием, учеником и содержанием, по мнению автора, является минимизированным и ущемленным. В условиях использования Интернета данная модель приобретает следующий вид: педагог — Интернет — ученик.2-я модель.
- Частичное дистанционное обучение в соединении с традиционными формами обучения.
- В рамках этой модели предполагается разное использование элементов дистанционного обучения в учебном процессе.
- Во-первых, использование содержания курсов дистанционного обучения для прямого обучения в обычной классной комнате (педагог и Интернет — ученик).
Во-вторых, обучение учеников учиться дистанционно (педагог — Интернет и ученик) По мнению специалистов, рациональная пропорция включения ДО в традиционное обучение составляет 70—80% учебного плана, в зависимости от специализированной темы каждого курс.
Кроме того, на основе анализа литературы и обобщения практики выделяются пять типов организации процесса получения образования в дистанционной форме. За существенный признак, на основе которого происходит выделение этих моделей, взяты превалирующие средства доставки и предоставления учебных материалов.
Сформированные модели условно названы как модель КТ (бумажные учебные пособия); модель КО (традиционная почта); модель РТ (радио и телевидение); модель СО (Интернет); модель МТ (мобильные информационные технологии). По распространенности в России в настоящее время на первом месте стоит модель КТ (часто называемая «кейс-технология») и модель КО.
- Начинает активно внедряться модель сетевого обучения — модель СО.
- Модель МТ, по мнению авторов, является наиболее перспективной.
- В рамках проекта ИСО «Обучение с использованием Интернет на профильном уровне» предлагается шесть моделей Интернет-обучения (http://school.iot.ru/): 1) классическая модель обучения; 2) модель проектного обучения; 3) модель дифференцированного обучения; 4) модель обучения в режиме «лекция-семинар»; 5) экстернат; 6) смешанная модель обучения.
Все шесть моделей основаны на работе учащихся с так называемыми интернет-пакетами. В общем виде интернет-пакет состоит из описания, содержательной части, задания, средств обучения и контроля, рекомендации для педагогов-кураторов. Интернет-пакет может формироваться в произвольной форме, удобной для сетевого преподавателя.
- Основным требованием, предъявляемым к форме организации интернет-пакета, является требование возможности его пересылки с использованием сервисов сети Интернет.
- В рамках классической модели работа школьников с одним интернет-пакетом осуществляется в ходе одного сеанса обучения.
- Оптимальным, по мнению разработчиков, является режим обучения, при котором изучение содержательного материала и выполнение заданий, предусмотренных в пакете для изучения и выполнения в урочное время под присмотром педагога-куратора, осуществляется в течение 40—45 минут.
Остальная работа по изучению содержательного материала и выполнению заданий должна осуществляться в самостоятельном режиме. Количество рекомендованных сеансов обучения в неделю не должно превышать трех. На основании результатов промежуточного контроля возможна корректировка содержания и методов обучения сетевым преподавателем.
- В рамках модели проектного обучения учащиеся выполняют один или несколько проектов.
- Сетевые преподаватели оказывают консультативную помощь.
- Распределение учебного времени внутри выполнения проекта не регламентируется.
- Основным требованием, предъявляемым к форме представления результатов выполнения проекта, является требование возможности его пересылки с использованием сервисов сети Интернет.
В рамках модели дифференцированного обучения сетевой преподаватель работает с учащимися в индивидуальном режиме, используя для каждого из них разные методы и разный учебный материал в зависимости от процесса и результата выполнения учеником заданий и результатов личного взаимодействия посредством Интернет.
- Допускается варьирование содержание и методики обучения для отдельных обучаемых путем рассылки им различных интернет-пакетов.
- В рамках модели обучения в режиме «лекция—семинар» все занятия, организуемые и проводимые сетевым преподавателем, подразделяются на лекции и семинары.
- Кроме этого, предусматривается самостоятельное выполнение школьниками домашних заданий.
Лекционные занятия проводятся сетевым преподавателем очно либо дистанционно с использованием интернет-технологий. Семинарские занятия проводятся в группах под руководством педагога-куратора. Тематика и методика проведения семинарских занятий определяются сетевым преподавателем.
- Работа школьников на семинарском занятии осуществляется в урочное время под присмотром педагога-куратора в течение 40—45 минут.
- Остальная работа по изучению содержательного материала и выполнению заданий должна осуществляться самостоятельно.
- Количество семинарских занятий в неделю не должно превышать трех.
Во всех рассмотренных моделях возможно индивидуальное или коллективное взаимодействие школьников друг с другом, с сетевым преподавателем и пе-дагогом-куратором — во время проведения занятия, выполнения проекта, в процессе самостоятельной работы с учебным содержанием.
Модель обучения «экстернат» предполагает, что ученик изучает содержание профильного курса самостоятельно, без общения с сетевым преподавателем и пе-дагогом-куратором. В рамках этой модели проводится только итоговый контроль знаний школьников. Для организации взаимодействия субъектов процесса обучения — учащихся, сетевых учителей, педагогов-кураторов — в тех моделях, которые предполагают возможность осуществления такого взаимодействия, могут использоваться электронная почта, телеконференции, чат или форум.
При реализации смешанной модели обучения используются подходы и принципы, характерные сразу для нескольких описанных моделей. С позиций нашего исследования нас будут интересовать прежде всего те модели, которые практически или теоретически могут быть реализованы на уровне среднего образования.
Заметим, что в действительности моделей дистанционного обучения может быть выделено намного больше, чем это было предложено в рамках рассмотренных выше оснований. Для каждой из выделенных моделей или групп моделей могут быть спроектированы разные модели методической системы дистанционного обучения. Это обусловлено различиями прежде всего в свойствах информационно-технологической среды.
Это порождает, в свою очередь, различия в целях, которые могут быть достигнуты в процессе осуществления дистанционного обучения. Например, формирование навыков устного счета вряд ли возможно при условии отсутствия системы синхронного взаимодействия учителя и учащегося, да еще и в режиме видеоконференции.
- Другое дело, что встает вопрос о целесообразности постановки такой цели обучения в дистанционном режиме.
- С другой стороны, этот навык является базовым и его формирование предусмотрено стандартом.
- Приведем еще один пример.
- Для формирования коммуникативных навыков и грамотной математической речи в процессе обучения математике необходимо создать условия для взаимодействия не только учителя и учащегося, но и учащихся между собой, причем в зависимости от имеющихся возможностей, технических прежде всего, устная и письменная речь могут быть сформированы с различной степенью успешности.
Различия в целях ведет к изменениям во всех компонентах методической системы. Условиями проектирования модели методической системы будут исходные характеристики соответствующей модели (групп моделей) дистанционного обучения. Заметим, что модель дистанционного обучения может быть порождением информационно-технологической образовательной среды, в которой осуществляется процесс.
Но возможен и обратный процесс: заявленные характеристики мо- дели дистанционного обучения влекут за собой создание информационно-технологической среды, удовлетворяющей выделенным (желательным) характеристикам. Для того чтобы обобщить и систематизировать свои представления о дистанционном обучении, попытаемся выделить основания для классификации (типизации) возможных моделей дистанционного обучения.
Эти основания можно сопоставить с характеристиками дистанционного обучения: 1) синхронность взаимодействия; 2) категория получаемого образования; 3) форма обучения в соответствии с количеством обучающихся; 4) тип (вид) используемых в процессе обучения учебных материалов; 5) использование дополнительных каналов связи; 6) тип коммуникации; 7) наличие традиционных форм взаимодействия в очной форме; 8) периодичность (частота) взаимодействия между субъектами процесса обучения; 9) уровень (степень) адаптации системы индивидуальным особенностям обучаемого.
В соответствии с первым основанием можно выделить следующие модели дистанционного обучения: 1.1. экстернат. Характеризуется почти полным отсутствием взаимодействия между учащимися и учителем и учащимися в процессе обучения между экзаменами. Фактически самообучение; 1.2. обучение на основе взаимодействия субъектов процесса обучения в полностью асинхронном режиме; 1.3.
обучение на основе синхронных индивидуальных консультаций учащегося и учителя; 1.4. обучение с частичной организацией учебной деятельности в синхронном режиме; 1.5. обучение на основе взаимодействия в полностью синхронном режиме; 1.6. обучение в псевдосинхронном режиме (телеобучение, радиообучение).
Обучение на основе взаимодействия учащихся и учителя в полностью асинхронном режиме предполагает реализацию различных форм и методов при проведении учебных занятий, дополнительных занятий в режиме телеконференций и не предполагает осуществление какого-либо взаимодействия в режиме реального времени. Учебный материал осваивается учащимися преимущественно самостоятельно.
В асинхронном режиме организуются обсуждения проблемных вопросов, дискуссий. Кроме этого может быть организовано проведение семинаров или учебных конференций, а также консультирование учащихся по вопросам, возникающим у них в процессе освоения учебного содержания.
Следует признать, однако, что работа только в асинхронном режиме на ступенях школьного образования не позволяет в ряде случаев решить целую совокупность методических задач: формировать ряд умений, связанных с применением полученных теоретических знаний; оценить оперативность знаний учащихся; проверить уровень знаний и умений учащихся в условиях ограниченного времени и т.д.
Вторая и третья модель могут быть названы моделями со смешанным типом взаимодействия. Вторая модель предполагает организацию в синхронном режиме только индивидуального консультирования. Все остальное обучение осуществляется так же, как и в первой модели.
Взаимодействие между учащимися осуществляется посредством телеконференций. Обучение на основе синхронных консультаций предполагает, что никаких учебных занятий, предполагающих обязательное коллективное взаимодействие обучающихся под руководством сетевого учителя в режиме реального времени, не предусмотрено.
В этом режиме организуются только индивидуальные консультации, участие в которых может быть определено как обязательное, либо по желанию учащихся. Третья модель предполагает организацию определенной части занятий в режиме реального времени, в процессе которых осуществляется взаимодействие учителя с учащимися и учащихся между собой.
- В этом случае часть учебных занятий и консультаций организуется в режиме реального времени, а часть — в асинхронном режиме.
- Соотношение этих занятий может быть различным.
- Однако чем чаще планируется проведение синхронных занятий, тем сложнее становится организация процесса обучения.
- Обучение на основе взаимодействия в полностью синхронном режиме предполагает организацию основных учебных занятий (уроков), а также проведение всех дополнительных видов занятий (консультаций и др.) только в режиме реального времени, имитирующих традиционный учебный процесс.
Заметим, однако, что в реальной ситуации такая реализация дистанционного обучения очень сложна, практически невозможна. Это связано с тем, что существует ряд обстоятельств, препятствующих реализации этой модели, во-первых, организационно (все в одно и то же время); во-вторых, технически (наличие веб-камер, низкая скорость Интернета); в-третьих, технологически (низкая эффективность проведения занятий в условиях отсутствия веб-камер).
- Второе основание дает возможность выделения следующих моделей дистанционного обучения: 2.1.
- Полностью дистанционное обучение, когда все школьные предметы осваиваются в дистанционном режиме; 2.2.
- Частично дистанционное обучение, когда часть общеобразовательных предметов осваивается в традиционном очном режиме, часть — в дистанционном режиме; 2.3.
Дополнительное дистанционное обучение, когда дистанционно учащийся получает только дополнительное образование. Первые два основания для типизации моделей являются, на наш взгляд, полностью независимыми, что позволяет говорить о 15 моделях дистанционного обучения, представленных в табл.1.
- Таблица 1 1.1.1.2.1.3.1.4.1.5 2.1.
- ДО всем предметам школьного цикла без взаимодействия ДО всем предметам школьного цикла в режиме асинхронного взаимодействия ДО всем предметам школьного цикла на основе синхронных индивидуальных консультаций ДО всем предметам школьного цикла в режиме смешанного синхронноасинхронного взаимодействия ДО всем предметам школьного цикла в режиме синхронного взаимодействия i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы,2.2.
ДО отдельным предметам школьного цикла без взаимодействия ДО отдельным предметам школьного цикла в режиме асинхронного взаимодействия ДО отдельным предметам школьного цикла на основе синхронных индивидуальных консультаций ДО отдельным предметам школьного цикла в режиме смешанного синхронноасинхронного взаимодействия ДО отдельным предметам школьного цикла в режиме синхронного взаимодействия 2.3.
Получение дополнительного образования дистанционно без взаимодействия Получение дополнительного образования дистанционно в режиме асинхронного взаимодействия Получение дополнительного образования в дистанционном режиме на основе синхронных индивидуальных консультаций Получение дополнительного образования дистанционно в режиме смешанного син-хронно-асин-хронного взаимодействия Получение дополнительного образования дистанционно в режиме синхронного взаимодействия В соответствии с нашим исследованием нас будут интересовать только те модели, которые предполагают, полностью или частично, обучение основным предметам школьного цикла, поскольку математика и является таковым предметом и не относится к области дополнительного образования на школьном уровне.
Кроме того, признавая, что обучение школьников предполагает регулярное взаимодействие не только с учителем, но и со своими сверстниками, необходимое для эффективной социализации каждого учащегося и формирование навыков коммуникации, целесообразно рассмотрение только тех моделей, которые предполагают организацию такого взаимодействия, по крайней мере частично, в синхронном режиме.
- Учитывая все вышесказанное, а также тот факт, что организация полностью синхронного взаимодействия практически неосуществимо и малоэффективно, мы будем рассматривать шесть моделей: 2.1—1.2, 2.1—1.3, 2.1—1.4, 2.2—1.2, 2.2— 1.3, 2.2—1.4.
- Поскольку нас будет интересовать дистанционное обучение математике, мы не будем в этом смысле различать модели 2.1 и 2.2, т.е.
в соответствии с этими двумя основаниями мы получаем в соответствии с нашими интересами три модели. В соответствии с третьим основанием можно выделить: 3.1. индивидуальное дистанционное обучение; 3.2. коллективное дистанционное обучение (в условиях виртуального классного коллектива).
- Комбинация выделенных ними трех моделей дистанционного обучения и выделенных форм позволяет получить соответственно 6 моделей, однако мы будем рассматривать только те из них, которые предполагаю осуществление коллективного обучения.
- Использование различных учебных материалов позволяет говорить: 4.1.
- О дистанционном обучении, осуществляемом при отсутствии специально созданного сетевого ресурса; 4.2.
об интернет-обучении, когда обучение осуществляется только на основе специально созданного сетевого ресурса; 4.3. о дистанционном обучении, когда наряду с сетевым ресурсом и Интернет-взаимодействием используются дополнительные учебные материалы (Интернет-ресурсы, печатные и/или цифровые материалы).
- В своем исследовании мы будем рассматривать модели, предполагающие реализацию дистанционного обучения на основе специально созданного сетевого ресурса как с использованием дополнительных учебных материалов, так и без него.
- Таким образом, количество рассматриваемых нами моделей удваивается и их становится 6.
В соответствии с пятым основанием выделяем: 5.1. интернет-обучение. В процессе дистанционного обучения в качестве канала связи используется только Интернет; 5.2. в качестве каналов связи наряду с Интернет используются другие средства; 5.3. интернет не используется для организации взаимодействия учителя и обучающихся.
- В первом случае все взаимодействие между учащимися и учителем осуществляется только с помощью средств Интернет: e-mail, чат, форумы и т.д.
- Во втором случае наряду со средствами Интернета используются другие средства связи: обычная почта, телефон, телевидение, радио, которые имеют то же значение, что и средства Интернета.
В последнем случае Интернет не используется, все взаимодействие между учителем и учащимися осуществляется посредством традиционной связи: телефона или обычной почты; радио и/или телевидения. В нашей работе мы будем рассматривать только модели с первым типом связи, а именно модели интернет-обучения, когда вся связь между субъектами обучения: обучающихся, преподавателей, кураторов, психологов — осуществляется только посредством Интернета.
- Все рассматриваемые нами модели приобретают характеристику интернет-обучения.
- Тип коммуникации позволяет говорить о двух моделях.6.1.
- Дистанционное обучение с односторонней коммуникацией.
- В этом случае у учащегося практически отсутствует возможность взаимодействия со своим учителем.
- Примерами таких моделей являются радио- и телеобучение.
В этом случае деятельность учащихся сводится к восприятию информации и самостоятельной деятельности по его усвоению. Кроме того, можно рассматривать заоч- ное обучение как дистанционное обучение с ограниченной возможностью двусторонней коммуникации, когда большую часть времени учащийся самостоятельно осваивает предлагаемое ему содержание, а функция учителя заключается в проверке присылаемых работ.6.2.
Дистанционное обучение с двусторонней коммуникацией. В этом случае учащийся имеет возможность взаимодействия с учителем: задать вопросы, обсудить появляющиеся у него проблемы, участвовать в дискуссиях, семинарах и т.д. как с учителем, так и с другими учащимися с помощью различных средств связи. Поскольку мы уже договорились рассматривать только те модели, которые предусматривают осуществление взаимодействия между учащимися процесса дистанционного обучения, в своем исследовании мы будем обращаться только к тем моделям дистанционного обучения, которые предполагают возможность осуществления двусторонней коммуникации.
Седьмое основание дает возможность говорить о следующих моделях обучения: 7.1. полностью дистанционном обучении, без взаимодействия субъектов обучения в очной форме; 7.2. дистанционном обучении, изредка сопровождающемся очными встречами; 7.3. дистанционном обучении, предполагающем систематическое проведение очных встреч.
Мы будем рассматривать в своей работе только такие модели дистанционного обучения, которые не предполагают проведения встреч субъектов процесса обучения в очной форме. Предполагается, что все виды взаимодействия осуществляются только опосредованно, в условиях специально созданной информационнотехнологической образовательной среды.
В соответствии с периодичностью (частотой) взаимодействия между субъектами процесса обучения выделим следующие модели: 8.1. дистанционное обучение, в процессе которого взаимодействие между учителем и обучающимися осуществляется по заранее определенному расписанию; 8.2.
Дистанционное обучение, в процессе которого периодичность сеансов взаимодействия между субъектами обучения заранее не определена, однако взаимодействие осуществляется систематически. Мы будем рассматривать в своей работе возможность организации совместной деятельности и в той, и в другой форме. Однако этот аспект не будет оказывать влияния на структуру и специфику компонентов методической системы, за исключением, пожалуй, некоторых компонентов подсистемы сопровождения учителя.
Поэтому мы не будем его учитывать. Девятое основание: уровень (степень) адаптации системы индивидуальным особенностям индивидуума. Под адаптацией мы понимаем возможность изменения как системы в целом, так и отдельных ее компонентов или их характеристик в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося.
Например, в выделяются следующие уровни адаптируемости электронных курсов: 1) возможность выбора индивидуального темпа; 2) на основе диагностики предлагается та или иная ветка обучения; 3) базируется на открытом подходе, который не предполагает классификации возможных пользователей и заключается в том, что авторы программы стремятся разработать как можно больше путей ее прохождения.
Авторы могут дополнительно наращивать и расширять программу; 4) интеллектуализация — применение методов искусственного интеллекта. В соответствии с этим основанием могут быть выделены следующие модели дистанционного обучения: 9.1. неадаптируемая система; 9.2.
- Система с адаптацией на входе; 9.3.
- Частично адаптируемая система (система с рубежной адаптацией); 9.4.
- Гибко адаптируемая система.
- Модель 9.1 предполагает, что система разрабатывается без ориентации на возможность адаптации ее содержания, методов, средств и форм обучения в соответствии с индивидуальными свойствами каждого отдельного индивидуума.
Модель 9.2 предполагает, что адаптация возможна, но только на начальном этапе. По результатам диагностики, осуществляемой при первом взаимодействии учащегося с системой для него определяется индивидуальный образовательный маршрут, который впоследствии не корректируется.
- Модель 9.3 ориентирована на адаптацию в соответствии с результатами диагностики на каждом рубеже.
- После выполнения каждого контрольного задания индивидуальный образовательный маршрут учащегося корректируется.
- Наконец, Модель 9.4 предполагает возможность осуществления пошаговой адаптации, когда каждое действие учащегося может послужить поводом, для дальнейшей коррекции как индивидуального образовательного маршрута в целом, так и следующего шага.
Заметим, что различение этих моделей мы будем осуществлять на уровне проектирования сетевого ресурса, а в дальнейшем за счет возможности выбора средств обучения и взаимодействия учащегося с другими субъектами учебного процесса, методов обучения и форм организации деятельности, как индивидуальной, так и совместной.
- Будем предполагать, что мы проектируем методическую систему, способную гибко адаптироваться.
- Поэтому не будем выделять на основе этой характеристики дополнительных моделей.
- Итак, опишем модели, принятые нами в качестве базовых для проектирования методической системы дистанционного обучения математике.
Модель 1. Полностью дистанционное интернет-обучение математике с двусторонней коммуникацией в режиме асинхронного взаимодействия только на основе специально созданного сетевого ресурса, предполагающее обеспечение возможности гибкой адаптации. Модель 2.
- Полностью дистанционное интернет-обучение математике с двусторонней коммуникацией на основе синхронных индивидуальных консультаций только на основе специально созданного сетевого ресурса, предполагающее обеспечение возможности гибкой адаптации. Модель 3.
- Полностью дистанционное интернет-обучение математике с двусторонней коммуникацией в режиме смешанного синхронно-асинхронного взаимодействия только на основе специально созданного сетевого ресурса, предполагающее обеспечение возможности гибкой адаптации.
Модель 4. Полностью дистанционное интернет-обучение математике с двусторонней коммуникацией в режиме асинхронного взаимодействия, предполагающее наряду с сетевым ресурсом использование дополнительных учебных материалов, предполагающее обеспечение возможности гибкой адаптации.
- Модель 5. Полностью дистанционное интернет-обучение математике с двусторонней коммуникацией на основе синхронных индивидуальных консультаций предполагающее наряду с сетевым ресурсом использование дополнительных учебных материалов, предполагающее обеспечение возможности гибкой адаптации. Модель 6.
- Полностью дистанционное интернет-обучение математике с двусторонней коммуникацией в режиме смешанного синхронно-асинхронного взаимодействия предполагающее наряду с сетевым ресурсом использование дополнительных учебных материалов, предполагающее обеспечение возможности гибкой адаптации.
Существенными характеристиками рассматриваемых нами моделей дистанционного обучения математике будут следующие: — двусторонний тип коммуникации; — взаимодействие посредством сети Интернет; — отсутствие очных встреч между участниками процесса обучения; — использованием в качестве основы обучения сетевого ресурса.
Отличия в рассматриваемых моделях будут определяться синхронностью взаимодействия; использованием наряду с сетевым ресурсом других учебных материалов: ресурсов Интернета, материалов на бумажной основе, цифровых ресурсов и т.д.; сервисами информационно-технологической среды, посредством которой осуществляется взаимодействие между всеми участниками процесса обучения.
Последнее отличие будет существенным образом влиять на организацию процесса обучения: на выбор форм проведения учебных занятий, консультаций; на определение наиболее эффективных методов обучения и т.д. Таким образом, необходимо проектирование методической системы дистанционного обучения математике, на основе которой могут быть реализованы все шесть перечисленных выше моделей.
ЛИТЕРАТУРА Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред.Е.С. Полат. — М.: ВЛАДОС, 1998. Зайнутдинова Л.Х. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам (на примере общетехнических дисциплин). — Астрахань: Изд-во АГТУ, 1999. Калмыков А.А. и др. Дистанционное обучение. Введение в педагогическую технологию.
— М., 2005. Скибицкий Э.Г., Холина Л.И. Теоретические основы дистанционного обучения: Монография. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. MODELS OF DISTANT TRAINING IN THE SYSTEM OF SECONDARY EDUCATION V.I.
Snegurova Chair of a technique of training of mathematics Russian State pedagogical University of name A.I. Herzen r. Moika, 48, St.-Petersburg, Russia, 191186 In this article results of the theoretical analysis of a problem of allocation of models of remote training are generalized. The author does attempt of a formulation of the bases for classification of models of remote training at a step of secondary education and construction of the classification.
Key words: distant of education, Internet, education, informatization of education.
Полный ответ
Что такое методы дистанционного обучения?
ДИСТАНЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ФИНАНСОВОМ ОБРАЗОВАНИИ — Успехи современного естествознания (научный журнал) 1 Формирование концепции использования дистанционных методов обучения и методов активизации учебного процесса в преподавании экономических дисциплин требует постановки целей обучения, выявления его принципов, определения основных направлений использования этих методов в учебном процессе, специфики их применения, определения критериев оценки качества обучения.
Современные технологии в образовании можно укрупненно разделить на 3 основных направления: информационные технологии (информационно-компьютерные, коммуникационно-информационные); активные методы обучения; дистанционное обучение (последнее может рассматриваться и как технология и как организационная инновация).
С некоторой долей условности в настоящее время к нетрадиционным можно отнести методы обучения с использованием телекоммуникационных и сетевых технологий, а также имитационные активные методы. Использование мультимедиа-технологий эффективно в тех случаях, когда содержание учебного материала: имеет преимущественно информативный характер; описывает способы практических действий; поддается делению на логически завершенный объем информации.
- Достоинства применения мультимедиа-технологий в обучении: повышение мотивации и качества обучения за счет новизны деятельности; обеспечение поэлементного контроля степени усвоения материала; учет индивидуального темпа овладения знаниями.
- Другая форма (метод) коммуникационно-информационных технологий обучения — электронные учебники — позволяют сочетать преимущества мультимедийных технологий и системы компьютерного тестирования и самоконтроля, а также расширить прикладные аспекты обучения: электронные приложения дают возможность разрабатывать практические приложения, например, для бизнес-планов предприятий или управления финансами предприятия, оценки инвестиционных проектов и др.
Электронные учебники и тесты легко модифицируются и наращиваются, могут передаваться по электронной почте, на компакт-дисках, что позволяет широко использовать их в системе дистанционного обучения, в отличие от традиционных учебных пособий. Индивидуальный игровой тренинг с использованием вычислительной техники и профессионального специализированного программного обеспечения в рамках дистанционного метода в отличие от коллективных форм обучения позволяет ставить и достигать специфические цели образования по экономическим дисциплинам.
Основное достоинство этого метода — развитие способности к самообучению студентов. Постановка проблемы; выбор метода решения задачи, его реализация; оценка эффективности решения проблемы и качества принятия решения — весь цикл достижения цели исследования в его многовариантности оказывается в поле ответственности обучаемого, что повышает уровень творческой самореализации, а обратная связь (через оценку и возможность изменения варианта решения) формирует контур самообучения в учебном процессе.
Использование этого метода особенно эффективно в курсах специализации и специальных дисциплинах, формирующих навыки менеджера в различных областях и на рынках с высоким уровнем неопределенности: «Управление портфелем активов», «Финансовый менеджмент», «Принятие решений в условиях риска».
Контроль качества обучения в результате использования современных технологий в учебном процессе возможен на основе роста доли лучших оценок знаний, умений и навыков. Можно сформулировать принципы дистанционного обучения с использованием нетрадиционных и активных методов: активности обучаемого в учебном процессе; новизны деятельности; мотивации и ответственности обучаемого за результаты обучения; самостоятельности обучения как ведущего элемента учебного процесса.
Организационные инновации в сфере образования развиваются в двух основных направлениях: виртуальные университеты и классы; дистанционное образование на основе новых технологий. Эти направления взаимосвязаны. Телеобразование — модель дистанционного образования на базе телекоммуникаций как главной формы взаимодействия между учителем и обучающимся.
Это ярко проявляется в том, что на его базе стала развиваться новая организационная форма — виртуальные классы и виртуальные университеты. Дистанционное обучение (ДО) — это гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых педагогических и информационных технологий на основе технических средств, которые применяются для самостоятельного изучения учебного материала и организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимся.
Методологическими основами организации СДО являются: открытость и индивидуальный подход в процессе организации проведения учебного процесса; централизованная структура системы ДО, состоящая из Центра на базе ведущего вуза и территориально удаленных учебно-консультационных пунктов; организация процесса дистанционного обучения как чередующихся интервалов контактного и неконтактного периодов обучения, последний из которых преобладает; прикрепление к слушателю преподавателя-консультанта (тьютора), соединяющего в себе качества преподавателя, консультанта и менеджера; организация общения слушателей между собой и с преподавателем как очно, так и дистанционно с помощью современных технических средств информационных технологий в зависимости от технического обеспечения процесса ДО и возможностей слушателей.
П роцесс ДО имеет ряд особенностей : гибкость; модульность; параллельность; дальнодействие. Эффективность ДО складывается из трех показателей: расширение доступа к образовательным услугам для всех граждан, желающих получить образование; признание дипломов ДО; экономическая эффективность (образовательные услуги ДО в два с лишним раза дешевле традиционных форм образования).
В настоящее время в Ростовском государственном экономическом университете «РИНХ» накоплен определенный опыт по разработке и применению дистанционного обучения. Финансовый факультет РГЭУ «РИНХ» динамично развивается и адаптируется к современным требованиям образования.
Сотрудники финансового факультета РГЭУ «РИНХ» использовали международный опыт внедрения нетрадиционных методов обучения в активизацию учебного процесса в рамках программ TAСIS, TEMPUS, World Bank, Баренц Групп (США) совместно с НФПК: 1996 г.- «Рыночная экономика в условиях переходного периода»; 1997-1998 гг.
— «Совершенствование банковской системы Юга России»; 1999 г. — «Управление государственным бюджетом»; 2000-2001 гг. — «Развитие филиальной сети РГЭУ на основе использования дистанционных методов обучения (бюджет проекта, финансируемого за счет средств ЕС, составил 300 тыс.
- Евро) на примере специальности «Финансы и кредит»».
- Помимо этого РГЭУ «РИНХ» совместно с обществом международного развития Дежарден (Квебек, Канада) реализует проект по подготовке и переподготовке специалистов для кредитных кооперативов.
- Основной задачей проекта является укрепление системы кредитных союзов РФ и распространение накопленного мирового опыта во всех субъектах РФ с использованием дистанционных и активных форм и методов обучения.
В настоящее время при финансовой поддержке Citigroup Foundation РГЭУ «РИНХ» реализует программу повышения финансовой грамотности в Ростовской области. Основной его целью является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в повышении финансовой грамотности путем обновления структуры и содержания финансового образования с учетом сегментирования потребителей образовательных услуг, развития практической направленности образовательных программ по повышению финансовой грамотности, формирования системы непрерывного финансового образования на основе: использования новых институциональных механизмов; сетевого подхода; дистанционных методов обучения.
Полный ответ
Какие модели обучения с применением Всероссийских дистанционных мероприятий существуют Выберите три ответа?
Дистанционных образовательных технологий На практике наиболее распространены три вида систем дистанционного обучения : синхронные, асинхронные и смешанные.
Полный ответ
Как называется модель дистанционного обучения базирующаяся на использовании сети Интернет?
Факультет последипломного образования Пятигорского медико-фармацевтического института — филиала ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России
- Статьи о дистанционном обучении
- Термины Дистанционного обучения
- Дистанционное обучение (ДО) – обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.
- Дистанционное образование – образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.
- Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) — совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
- Кейс-технология – вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов традиционным или дистанционным способом.
- ТВ-технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов.
- Сетевая технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым.
Система ДО – образовательная система, обеспечивающая получение образования с помощью дистанционных технологий обучения. Включает в себя: кадровый состав администрации и технических специалистов, профессорско-преподавательский состав, учебные материалы и продукты, методики обучения и средства доставки знаний обучающимся (соответствующие одному или нескольким видам дистанционных технологий обучения), объединенные организационно, методически и технически с целью проведения дистанционного обучения.
- доставка обучаемым основного объема изучаемого материала с помощью информационных технологий;
- интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения предоставление обучаемым возможности cамостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала оценка знаний и навыков обучаемых в процессе обучения.
Создание системы дистанционного образования сводится к организации специфической педагогической системы, элементами которой являются подсистемы:
- целей обучения;
- содержания обучения;
- методов обучения;
- средств обучения;
- организационных форм обучения;
- идентификационно-контрольная;
- учебно-материальная;
- финансово-экономическая;
- нормативно-правовая;
- маркетинговая.
Необходимость и возможность организации СДО обусловлена следующими факторами:
- Ограничения по получению профессионального образования (в частности, ограниченная доступность, высокая стоимость обучения, ограничения по времени обучения и др.);
- Ограничения по пропускной способности вузов, факультетов повышения квалификации и образовательных учреждений других типов;
- Увеличение количества желающих получить профессиональное образование из-за повышения престижа образования и необходимости переподготовки специалистов в связи с внедрением на сетях современного телекоммуникационного оборудования;
- Появление и развитие качественно новых средств информационных технологий и ярко выраженный процесс информатизации телекоммуникационных технологий.
- Учреждение системы ДО — образовательное учреждение или объединение образовательных учреждений, обеспечивающее функционирование системы ДО.
- Центр дистанционного обучения (центр ДО), Центр дистанционного образования — отдельное подразделение, представительство или филиал учреждения системы ДО, осуществляющее административную, учебно-методическую, информационную и техническую поддержку образовательного процесса.
- Ресурсный центр ДО – образовательная организация или ее подразделение, которое создает собственные, а также распространяет заимствованные учебные материалы для ДО.
- Полномасштабное дистанционное образование — дистанционное образование, основанное на прохождении полного цикла обучения соответствующего уровня и профиля с выдачей учащемуся соответствующего документа об образовании (диплома).
- Информационно-образовательная среда ДО (ИОС ДО) – совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, используемая в дистанционных технологиях обучения.
- Виртуальная аудитория – множество удаленных друг от друга рабочих мест, объединенных каналами передачи данных и используемых в рамках технологии дистанционного обучения обучаемыми для выполнения одинаковых в содержательном отношении учебных процедур при возможности интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем.
- Лаборатория удаленного доступа — подразделение учебной организации, оснащенное реальным учебно-исследовательским оборудованием с дистанционным доступом к нему по телекоммуникационным каналам связи.
- Виртуальная лаборатория ДО — лаборатория удаленного доступа, в которой реальное учебно-исследовательское оборудование заменено средствами математического моделирования.
- Инструментальные средства ДО – программное и информационное обеспечение, используемое для представления учебных материалов в информационно-образовательной среде ДО.
- Учебно-методическое обеспечение ДО – база учебных материалов, система управления этой базой, методики ДО, тесты, рекомендации по технологии дистанционного обучения с учетом дидактических и психологических аспектов.
- Программное обеспечение ДО — системные и прикладные программы и программные комплексы, используемые в том или ином виде дистанционного обучения, включая инструментальные среды для создания обучающих программ и программных комплексов.
- Техническое обеспечение ДО – используемое в информационно-образовательной среде ДО вычислительное, телекоммуникационное, cпутниковое, телевизионное, периферийное, множительное, оффисное и другое оборудование, а также каналы передачи данных.
- Организационное обеспечение ДО – соответствующие местному и федеральному законодательству формы организации учебного процесса с использованием технологии ДО, а также рекомендации по их использованию.
Нормативно-правовое обеспечение ДО – нормативно-правовые документы Министерства образования РФ (лицензионные, аттестационные и аккредитационные нормы и правила, законодательные акты, стандарты, приказы, распоряжения и др.), а также внутренние нормативные документы организаций, осуществляющих ДО, регламентирующие подготовку и проведение учебного процесса на основе дистанционных технологий обучения.
- Кадровое обеспечение ДО – штатные расписания, должностные инструкции, профессорско-преподавательский состав, привлекаемый к проведению ДО и к разработке и пополнению базы учебных материалов в образовательном учреждении дистанционного типа,
- Экстерриториальный профессорско-преподавательский состав — профессора и преподаватели учреждения системы ДО, проживающие в различных местах, объединенные организационно и методически средствами телекоммуникации и ведущие учебный процесс в учебных центрах этой организации на основании заключенных с ними договоров.
- Тьютор – методист, преподаватель или консультант-наставник, входящий в профессорско-преподавательский состав системы ДО, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы дистанционного обучения.
- Принципы дистанционного образования.
Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в СДО. Суть названного принципа состоит в том, что проектирование СДО необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать.
- Опыт компьютеризации позволяет утверждать, что когда приоритетной является педагогическая сторона, система получается более эффективной.
- Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий.
- Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО.
Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг. Принцип выбора содержания образования. Содержание учебных курсов и дисциплин системы дистанционного образования должно соответствовать нормативным требованиям (государственного образовательного стандарта).
- Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО.
- Необходимо предусматривать при необходимости организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения ее безопасности при хранении, передачи и использовании.
- Принцип стартового уровня образования.
Эффективное обучение в СДО требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.
- Принцип соответствия технологий обучения.
- Технологии обучения должны быть адекватны моделям дистанционного образования.
- Так, в традиционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий) используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний.
В процессе становления СДО могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть включены в нее. Примером таких новых моделей могут служить объектноориентированные или проектно-информационные модели. В числе организационных форм обучения в этих моделях могут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, информационные сеансы, телеконсультации, проектные работы и пр.
- Принцип мобильности обучения.
- Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для дистанционного образования, позволяющих обучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении.
- При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода к другим направлениям образования.
Принцип неантогонистичности дистанционного образования существующим формам образования. Проектируемая СДО сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе профессионального образования, а будут естественным образом интегрированы в него.
Особенности дистанционного образования. Гибкость, Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности. Модульность. В основу программ дистанционного образования закладывается модульный принцип.
Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства». Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
Асинхронность. Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе. Охват. Эту особенность иногда называют «массовостью».
Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств информационных технологий. Рентабельность.
Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного образования. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных СДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств информационных технологий, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий СДО на большое количество обучающихся и других факторов.
- печатные издания;
- электронные издания;
- компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
- учебноинформационные аудиоматериалы;
- учебноинформационные видеоматериалы;
- лабораторные дистанционные практикумы;
- тренажеры;
- базы данных и знаний с удаленным доступом;
- электронные библиотеки с удаленным доступом;
- дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем;
- дидактические материалы на основе геоинформационных систем;
- компьютерные сети.
По технологии передачи данных на расстояние можно выделить следующие формы дистанционного обучения :
- рассылка печатных материалов по почте (характерное для традиционного заочного обучения);
- рассылка аудио- видео- кассет и СD-ROM;
- через интерактивное ТВ и видеоконференции;
- через телеконференции, IRC, MOO, MUD (на базе сети Internet);
- через электронную почту и листы рассылки (на базе сети Internet);
- через WWW,
В последнее время технология Internet вытесняет другие формы. Это связано с тремя обстоятельствами: техническое развитие Internet — технологий, позволяющих более дешевыми и удобными средствами имитировать любую учебную модель; простота подключения к сети Internet; низкая стоимость подключения.
- интерактивное телевидение,
- видеоконференции,
- компьютерные телеконференции,
- IRC,
- MUD,
- MOO.
Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/ видео кассетах, электронной почте, WWW, FTP.
Технологии дистанционного образования. Телеконференции — это процесс использования электронных каналов связи для организации общения между двумя и более группами участников. В процессе телеконференции передается звук, изображение или компьютерные данные. Сообщение, посылаемое в телеконференцию, становится доступно всем ее участникам, тем самым, процесс напоминает общение за круглым столом.
У каждой конференции есть координатор, который следит за тем, чтобы не нарушалась тематика конференции, этикет и т.п. Телеконференции — это общий термин, относящийся к различным технологиям, включая: аудиоконференции (audioconferencing), видеоконференции (videoconferencing) и компьютерные конференции(computerconferencing).
- Аудиоконференции — это разновидность телеконференций, при которых происходит голосовая коммутация участников конференции.
- Аудио конференции можно организовать как на цифровых, так и на аналоговых линиях связи.
- Аудио конференции широко используются в комбинации с односторонним видео (oneway video), спутниковым ТВ, а также для проведения селекторных совещаний.
Данный вид телеконференций имеет ограниченное применение для целей дистанционного образования. Видеоконференция — это способ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя или более точками, оборудованными соответствующими аппаратно-программными комплексами.
- Ее участники могут видеть и слышать друг друга в реальном времени, а также обмениваться данными и совместно их обрабатывать.
- Подобная система способна значительно повысить продуктивность работы обучаемых, обеспечивая им такие возможности, как личное общение с преподавателем без затрат на переезды, своевременный обмен необходимой информацией и совместная работа над какой-либо задачей удаленных друг от друга участников учебного процесса.
Видеоконференцсвязь объединяет прямой диалог, доступ к базам данных, передачу голоса и видео, а также функцию «белой доски». С помощью такой «доски» пользователи могут делать на документе свои пометки и знакомиться с комментариями и поправками других участников конференции.
- Учитывая возможность передачи практически любых видов информации, простоту и быстроту общения, естественность процесса общения видеоконференции можно считать наиболее эффективной технологией организации системы дистанционного образования.
- Компьютерные телеконференции.
- В компьютерных телеконференциях могут участвовать сотни и тысячи пользователей Internet.
Принять участие в конференции очень просто. Надо подключиться к конференции, набрав ее адрес. На экране компьютеров участников отображаются высказывания и отклики всех участников конференции. Хотя сообщения и отклики появляются очень быстро, телеконференции не вполне можно отнести к синхронным средствам.
- Скорее, они напоминают гигантские доски объявлений, на которых пишут все участники.
- Как и на досках объявлений, в компьютерных телеконференциях информация сохраняется некоторое время.
- Так что, можно вернуться и просмотреть ее, даже когда участники физически не участвуют.
- Таким образом, возможен просмотр информации, прошедшей в телеконференции за некоторый отрезок времени.
Технологии, основанные на использовании сервиса сети Internet. Технология MOO — это сокращение от Multi-user Object Oriented — многопользовательский объектно-ориентированный. MOO — это среда, обеспечивающая контакт через Internet в реальном времени. С помощью MOO пользовательский компьютер превращается в терминал удаленной головной (host) машины, на которой имитируются так называемые виртуальные комнаты (virtual rooms).
В виртуальных комнатах вы, как бы, встречаетесь с людьми, которые подключились к той же головной машине и в то же время, что и вы. Характерной особенностью MOO является возможность создания виртуальных объектов. Другой инструмент — это виртуальный видеомагнитофон, позволяющий записывать все происходящее в комнате.
Также возможно использование виртуальных досок, на которых можно записывать вопросы для обсуждения. MOO представляет собой удобный сервис для организации занятий в единое время. Многие дистанционные курсы включают в себя сеансы МОО. О времени проведения сеансов обучаемых оповещают по электронной почте.
- Расписание сеансов также вывешивается на страницах WWW курса.
- Технология MUD (Multi User Domain — «многопользовательский домен») очень похожа на технологию MOO.
- С помощью технологии MUD можно создавать как частные встречи, так и групповые.
- Окружение MUD обеспечивает MUD-почту — небольшие сообщения между отдельными участниками и бюллетень сообщений для публичных обсуждений.
MUD также позволяет создавать ситуационные модели. Использование данной технологии целесообразно для крупных распределенных систем дистанционного образования. Технология IRC (Interactive Relay Chat — интерактивно передаваемый разговор) — это программное обеспечение, позволяющее сотням пользователей посылать и просматривать короткие текстовые сообщения в реальном времени.
Все сообщения и координаты их авторов отображаются на экране. IRC предоставляет пользователям различные каналы для каждого отдельного «разговора». Каждый канал отображает свой «разговор». У каждого канала есть свой оператор, который целиком контролирует канал, может сделать его частным (для ограниченного числа участников), может удалить отдельных собеседников, может закрыть канал.
Оператор — это тот, кто открыл канал. Можно записать разговор на свой диск, с тем, чтобы его просмотреть впоследствии. Лучшее, что можно извлечь из технологии IRC для дистанционного образования — это создать свой канал и использовать его для проведения консультаций, тестов, зачетов, экзаменов.
Именно такой подход и реализуется в ряде дистанционных курсов. При этом объявления о дате и времени вывешивается на WWW страницах курса. Прямой диалог (chat) дает пользователям возможность обмениваться текстовыми сообщениями практически мгновенно, моделируя диалог, происходящий при реальной встрече лицом к лицу.
Эту функцию, основанную на открытом протоколе Internet Relay Chat, часто называют «моментальной почтой». Единственный недостаток применения функции прямого диалога в интрасети заключается в том, что подобные онлайновые действия должны планироваться заранее, поскольку иначе практически невозможно узнать, кто в данный момент подключен к сети и кому можно задать вопрос, получив на него комментарий.
Облегчить подобную задачу призваны специализированные программные продукты. Благодаря им в интрасетях можно использовать концепцию «списка приятелей». Технология WWW. В основе технологии WWW (World Wide Web — «всемирная паутина») лежит сетевой протокол http и язык написания гипертекстов HTML. Следует отметить, что в совокупности с протоколом CGI, языками Java, Java Script, Active X, мультимедийными технологиями Macromedia, передачей звука в реальном времени Real Audio, Real Video, MPEG и рядом других технологий сервис WWW предоставляет поистине неограниченные возможности для создания дистанционных учебных курсов.
Важной особенностью является то, что для создания курсов не требуется сверхдорогого оборудования, как, например, для телевизионных систем. Более того, современное программное обеспечение позволяет преподавателям создавать дистанционные курсы практически без участия программистов.
- Проведение самого курса может быть максимально автоматизировано.
- Воспроизведение курса производится на персональном компьютере, подключенном к Internet, с помощью популярных программ-броузеров MS Internet Explorer и Netscape Navigator.
- Жела-тельно, чтобы компьютер был оборудован звуковой картой и акустической системой, микрофоном и, в некоторых случаях, недорогой видеокамерой.
Следует отметить, что WWW позволяет: воспроизводить текстовую и графическую информацию, передавать звук (включая музыкальные файлы в формате MPEG, по качеству сопоставимые с аудио CD), видео изображения, воспроизводить имитационные модели, проводить тестирование в автоматическом режиме, обеспечивать голосовую и видео связь (Internet телефония).
Технология FTP (File Transfer Protocol — протокол передачи файлов) в образовательных системах носит вспомогательных характер. На FTP серверах располагают большие файлы, содержащие наглядные пособия: видео фильмы, графические изображения высокого разрешения, программные модели, документацию (обычно в формате PDF) и другие.
Плюсы и минусы дистанционного образования
Для загрузки этих файлов учащемуся не требуется специального программного обеспечения — все броузеры имеют в своем составе FTP — клиенты, которые запускаются автоматически. Однако у штатных FTP — клиентов есть одна неприятная осо-бенность: если во время загрузки файла связь с провайдером прервется (что часто происходит) загрузку надо начинать с самого начала.
Для избежания таких ситуаций надо пользоваться специальными FTP броузерами. После восстановления связи эти программы продолжают загрузку с прерванного места. Отметим, что на FTP серверах лежит гигантское количество информации, которую можно использовать в качестве учебных пособий. Электронная почта, или E-mail, наиболее популярный и важный сервис сети Internet.
Практически каждый пользователь Internet имеет адрес электронной почты. По электронной почте можно передавать тексты, графику, программы, мультимедийные файлы. Самые простые дистанционные курсы могут быть целиком построены на передаче материалов и заданий по Е-mail.
- Обучаемый, выполнив задания, отсылает результаты преподавателю опять же по E-mail, что в точности соответствует использованию традиционной почты при обмене информацией в заочном образовании — однако в случае электронной почты обмен происходит несравнимо быстрее.
- Однако сегодня практически нет дистанционных обучающих курсов, построенных исключительно на электронной почте, хотя она и остается важнейшим вспомогательным сервисом.
Если необходимо просматривать почту с различных компьютеров, можно открыть так называемый Web почтовый ящик. Просмотреть почту в таком ящике можно с любого компьютера, подключенного к Internet. Список рассылки (listserv) — это пакет для управления обменом электронными письмами внутри некоторой группы или объединения по интересам.
- Каждый участник группы может послать в адрес списка рассылки сообщение, которое будет разослано всем участникам.
- Список рассылки имеет тему или предмет, вокруг которого разворачивается дискуссия.
- Чтобы стать участником списка, достаточно иметь электронный адрес в Internet.
- Учебный сайт в сети Internet, как правило, содержит учебно-методические материалы в текстовой, графической, мультимедийной формах.
Индивидуальные задания рассылаются преподавателем по электронной почте. Тесты проводятся автоматически или высылаются по электронной почте. Периодически проводятся собрания в виртуальных комнатах в реальном режиме. Некоторые термины можно найти на сайте Читать подробнее: Факультет последипломного образования
Полный ответ
Как называется программа для онлайн обучения?
Система дистанционного обучения (СДО, LMS) является важным инструментом в работе специалистов электронного обучения. СДО может оказаться главной статьей расходов, если вы ищите надежную, универсальную систему дистанционного обучения, которая удовлетворит все ваши потребности в области развития электронного обучения персонала. В блоге iSpring можно найти обзор популярных платформ для решения различных задач: от корпоративного онлайн-обучения до организации инфобизнеса. Ознакомиться с Топ-20 систем управления обучением (LMS) на основе отзывов пользователей систем можно здесь >>>, К счастью, существует достаточно СДО с открытым исходным кодом, то есть распространяемых бесплатно. Вы сможете выбрать динамичную, гибкую систему, которая будет отвечать всем вашим требованиям, в рамках выделенного бюджета. Следующие 15 систем дистанционного обучения распространяются бесплатно и могут показаться вам интересными.
Полный ответ
Что такое LMS?
Система управления обучением – Словарь-справочник по корпоративному обучению — СберУниверситет
Система управления обучением ( learning management system, LMS ) — платформа или программное приложение, предназначенные для интеграции инструментов обучения, а также администрирования, управления и распространения образовательных и информационных материалов, формирования аналитики и отчетности. Основная задача — замена изолированных и разрозненных учебных программ на систематизированные методики по оценке и улучшению компетентности и уровня производительности в масштабах организации. Нередко встречается и термин « система дистанционного обучения (СДО)», так как система управления обучением используется в первую очередь для дистанционного обучения или дистанционной поддержки учебного процесса. Тем не менее функциональность системы позволяет эффективно администрировать программы, реализуемые как в дистанционном формате, так и в смешанном 1, Кроме того, современные системы управления обучением могут дополняться другими технологиями, такими как система управления профессиональной подготовкой ( training management system, TMS ), когда управление обучением осуществляется под руководством преподавателя, и хранилище учебных записей ( learning record store, LRS ) — система, которая отслеживает все действия пользователей: открыл видеофайл, поставил на паузу, перемотал видео до конца, повторно просмотрел видеофрагмент, открыл тест, правильно или неправильно ответил на тестовый вопрос и т.д. В зависимости от размещения данных платформы делятся на стационарные, которые устанавливаются на серверы организации, и онлайн, которые хранят информацию в облаке. Онлайн-платформа позволяет быстро запускать курсы, экономя время и деньги: не нужно иметь сервер для установки ПО, платить специалистам за его настройку и ждать, когда все заработает. Платформа с установкой на сервер требует немалых ресурсов для обслуживания, но зато данные компании не выходят за ее пределы. В зависимости от решаемых задач платформы могут быть универсальными или узкоспециализированными. Универсальные предлагают стандартный набор инструментов для бизнеса в любой отрасли, специализированные позволяют делать более тонкую настройку.
- ► размещение электронного учебного контента, разработанного в различных форматах;
- ► регистрация обучающихся, сбор данных и отслеживание хода обучения;
- ► разграничение уровней доступа к учебным материалам;
- ► контроль процесса обучения, в том числе хронология действий слушателя и контроль выполнения заданий;
- ► взаимодействие и коммуникация участников процесса обучения;
- ► создание нового электронного учебного контента, а также оценка эффективности обучения.
- Виртуальная школа Корпоративного университета Сбербанка — инновационная digital-платформа, которая использует современные инструменты и сервисы, например:
- ► персонализированные рекомендации по развитию компетенций, основанные на истории обучения пользователей и ранее изученных материалах;
- ► автоматическое назначение сотрудникам динамической траектории обучения с первого дня приема на работу, виртуальный алгоритм сопровождения новичка на всех этапах первичного обучения;
- ► конструктор Small Private Online Courses (SPOC), который позволяет методологам программ формировать образовательные траектории из материалов разного формата с возможностью последующего анализа поведения пользователей;
- Платформа разработана на открытом программном коде, поддерживает современный стек технологий, позволяет получить максимально гибкое решение.
В 2017 году Корпоративный университет Сбербанка перешел на централизованную систему управления HR-циклом и обучением SuccessFactors. Виртуальная школа позволяет осуществлять одно- или двусторонний обмен информацией о процессе и результатах обучения слушателей. TALENTLMS Облачная платформа с возможностью брендирования и персонализации, интеграция с доменом компании. Интуитивно понятный интерфейс как для создателей и редакторов учебного контента, так и для пользователей. Редкое решение корпоративной LMS, которое подойдет и самозанятым, и огромной корпорации. Основные функции:
► полнофункциональная отчетность с возможностью создания собственных отчетов; |
ul>
Облачная платформа с возможностью поддержки нескольких каналов для разных видов пользователей: реселлеров, дилеров, внутренних сотрудников и внешних студентов и т.д. Поддержка нескольких учебных порталов, видов авторизаций, развернутая сеть администрирования, интеграция с CRM (система автоматизированного управления процессов взаимодействия с клиентами). Основные функции:
|
|
SAP LITMOS Сильная сторона этого решения — широкий спектр инструментов для быстрого создания геймифицированного контента, а также сквозная система организации файлов и модулей. Безопасность и доступность контента обеспечивается стандартами SCORM и xAPI. Еще одно преимущество — глубоко настраиваемая аналитика, Основные функции:
|
|
ISPRING LEARN Коробочное решение для организаций с понятным интерфейсом и возможностью персонализации и брендирования. Удобный календарь для составления расписаний, простая система загрузки курсов, поддержка множества форматов (включая Flash/ HTML5, аудио/видео, документы).
|
|
LEARNUPON Мощное, практичное, настраиваемое решение, удобное и для создателей контента, и для его администраторов. Поддержка большого количества форматов и способов проверки и оценивания знаний. Расширенная аналитика и система прав доступа пользователей. Основные функции:
|
|
AICC ( Aviation Industry CBT Committee ) — самый первый стандарт электронного обучения. Более современной его версией является стандарт SCORM. ► SCORM ( Sharable Content Object Reference Model ) — сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения.
Содержит требования к организации учебного материала и всей системе дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные программы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы.
► xAPI ( tin can API, experience API ) — стандарт нового поколения, представляющий собой спецификацию программ в сфере дистанционного обучения, которая позволяет обучающим системам общаться между собой путем отслеживания и записи учебных занятий всех видов.
Информация об учебной деятельности сохраняется в специальной базе — хранилище учебных записей LRS ( learning record store ). ► LTI ( learning tools interoperability ) позволяет встроить удаленный сервис непосредственно в электронный курс на стороне системы управления обучением, что устраняет необходимость множественных авторизаций и работы в различных интерфейсах.
Система управления учебным контентом ( learning content management system, LCMS ) — программа, управляющая созданием, хранением, первичным и повторным использованием учебных материалов. Основная направленность LCMS — учебный контент. LCMS предоставляет авторам, дизайнерам и экспертам инструменты для более эффективного создания учебных материалов.
Полный ответ
Чем отличается дистанционное обучение от онлайн?
Сходства и различия онлайн-обучения и дистанционного обучения — Главное сходство онлайн-обучения и дистанционного — процесс получения новых знаний и навыков вне аудиторий и без непосредственного контакта с преподавателями. Понятие «дистанционное обучение» указывает на то, что между студентом и преподавателем существует расстояние.
Полный ответ