Образец схемы анализа урока по ФГОС — Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.
Этапы анализа | Количество баллов | |
1 | Основные цели Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? | |
2 | Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. | |
3 | Какие способы мотивации применяет педагог? | |
4 | Насколько урок соответствует требованиям ФГОС ?
Ориентированность на стандарты нового поколения. Развитие УУД (универсальных учебных действий). Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др. |
|
5 | Содержание урока
Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся. Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы. Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики). Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей. |
|
6 | Методика проведения урока
Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов. Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных ( чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.) Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер? Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)? Использование диалога в качестве формы общения, Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний. Наличие обратной связи между учеником и учителем. Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной. Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности. Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока. Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия? Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся. |
|
7 | Психологические моменты в организации урока
Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению? Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания? Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности? Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся? Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению? |
На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде. Примечание В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.
Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы. Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др. Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству. Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.
Представленный пример схемы анализа учебного занятия может служить рабочей картой эксперта. Он достаточно подробен, позволяет отразить наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС. Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Полный ответ
Что представляет собой анализ урока?
Анализ и самоанализ урока — Институт развития образования Еврейской автономной области Автор: Валентина Егоровна Цыплухина, мастер производственного обучения ОГПОБУ «Многопрофильный лицей» Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и обучающийся. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Как для обучающихся, так и для педагога, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени.
А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий.
На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат, его анализ и самоанализ, его степень усвоения материала студентами.
АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Для того чтобы педагогическая деятельность осуществлялась успешно, а работа педагога была результативной, необходимо эту работу контролировать целенаправленно и систематически.
Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для преподавателя.как человека творческого. Педагог должен уметь анализировать свою деятельность, в первую очередь урок — как основную её форму.
- Каждому преподавателю хочется получить удовлетворение от проведенного урока, а обучающимся — удовлетворение от полученных знаний.
- Более детально наблюдение за уроком должно охватывать:
- 1) Организационную сторону урока. В данный момент устанавливается, своевременно ли приходит педагог в класс, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к уроку, санитарное состояние класса, дежурство и общий порядок;
2) Содержание урока, Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели.
- Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки; 3) Воспитывающую роль урока,
- Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система требований педагога.
- Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения.
Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;
- 4) Методическую сторону урока :
- а) обращается внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;
- б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;
- в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;
- г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных работ;
- д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;
- е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы;
5) Особенности поведения педагога на уроке, Не меньший интерес представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учениками. Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы.
- Урок нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений.
- Анализируя уроки, нужно учитывать по крайней мере такие конкретные обстоятельства:
- а) особенности темы, Могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;
- б) наличие технических средств, наглядных пособий, нужных книг, Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;
- в) индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы,
Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для преподавателя.как человека творческого. Педагог должен уметь анализировать свою деятельность, в первую очередь урок — как основную её форму. Общие требования к анализу урока.1,
Научный подход к анализу урока, опора на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Глубина и всесторонность анализа; оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов и их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи. Рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы.
Акцент при анализе на наиболее существенных сторонах урока, в решающей мере определяющих степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся. Объективность оценок. Научная обоснованность оценок, характеристик и выводов; их конкретность, доказательность и убедительность.
- Учет специфики данного учебного предмета.2,Виды и планирование посещений уроков.
- Посещение и анализ уроков как метод внутри образовательного учреждения.
- Виды посещения уроков: выборочное, тематическое, параллельное, целевое.
- Комплексное изучение преподавания в отдельной группе в течение полного учебного дня.3,Планирование посещений уроков: перспективное (на год и полугодие), текущее (на месяц и неделю), календарное и графическое.4.
Подготовка к посещению урока, Определение цели посещения урока. Знакомство с учебной программой, с фактическим материалом данного урока и методикой ее проведения (по учебнику, методическим пособиям, инструктивным указаниям органов народного образования, ИУУ и др.).
- Знакомство с наличием учебно-наглядных пособий по предмету.
- Установление состояния выполнения государственных программ, накопления оценок и текущей успеваемости обучающихся, сроков и количества проведенных контрольных работ, предусмотренных программой по предмету, выполнения практической части программ (практических и лабораторных работ, экскурсии) объема домашних заданий.
Просмотр выводов, предложений и заданий (они даются педагогу после посещения урока в ходе его анализа). Знакомство с работами обучающихся. Определение форм личной проверки качества знаний учащихся и отбор необходимых для этого материалов. Решение вопроса о приглашении на урок других педагогов.
Определение цели такого приглашения. Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения обучающихся.
К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности образовательного учреждения, утвержденных Министерством просвещения. Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать:
- само построение учебного процесса на уроке,
- выявить оптимальность задач,
- рациональность избранного педагогом содержания урока, форм и методов обучения.
Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать педагог, а тем, что получили студенты во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития обучающихся.
- Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.
- Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности педагога и обучающихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам.
Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы педагога и обучающихся.
- Виды анализа урока.
- 1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач;
- 2 – структурный ( поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся;
- 3 – системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов обучения;
- 4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;
- 5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;
- 6 – комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
- 7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа);
8 – дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.);
- 9 – аспектный анализ – это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся;
- 10 — комплексный анализ — в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.
- Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.
- Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены разнообразные основные положения.
- При анализе этапа самооценки необходимо обратить внимание на следующие особенности:
1. Какую структуру урока определил педагог для себя для оптимальной работы над действием оценки уобучающихся? Ее обоснованность.2. Испытывают ли обучающиеся потребность в оценке своих действий? 3. Опираются дети при работе на свою собственную оценку или прибегают к оценке педагога? Определяется уровень (этап) этого состояния.4.
При действии оценки на уроке учитывается содержание выполненного действия детьми или случайные признаки? 5. Каков уровень возможностей детей на данном этапе обучения по оценке своих способностей относительно решения предстоящей задачи? 6. Прослеживается ли в уроке цикличность в действии оценки (т.е. оценка выносится детьми только перед решением задачи, которая позволяет им адекватно определить свои возможности, в ее решении и в соответствии с этим в дальнейшем спланировать свою деятельность или производится только итоговая оценка как санкция (факт) освоенности данного способа (понятия)? 7.
Какой арсенал средств и форм использует педагог для освоения этого действия с детьми?
- Основные требования к анализу урока педагогом :
- • цель и задача анализа темы;
- • знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
- • умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
- • характеристика особенностей обучающихся и их учет в работе на уроке;
- • обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
- • обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
- • психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых обучающимися на уроке;
- • оценка развития самостоятельности мышления обучающихся на различных этапах урока;
- • выполнение намеченных задач урока;
- • оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
- • умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
- • удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
- • намечаемые меры по устранению недостатков.
Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками.
Это-рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства педагога позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать педагогу помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.
Общая оценка степени достижения учебной и воспитательной цели урока, Общая мотивированная оценка результатов урока: оптимальность обучающих действий педагога; качество знаний, умений и навыков обучающихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности.
- Аргументированная характеристика достоинств урока.
- Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы педагогов образовательных учреждений, недостатки урока, диагностика причин и тенденций в их развитии, предложения по их устранению.
- Научная обоснованность выводов и оценок, опора на достижения психологии педагогической науки и передовой педагогический опыт.
Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.
- Поможет в этом самоанализ урока.
- Самоанализ урока — это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникнов ением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения обучающихся.
- Самоанализ урока дает возможность:
- — правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельностиобучающихся на уроке;
- — развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
- — формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
- — формировать самосознание обучающегося, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
- Можно выделить четыре уровня самоанализа урока:
1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда педагог чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.2. Оценочный — когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.3. Методический — когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.4.
- Рефлексивный — когда определяются причины и вытекающие из них последствия.
- Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
- Самоанализ проведённого урока — это настроение педагога после урока.
- Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чём причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошёл, целесообразно было изменить в нём? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы? Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением обучающихся после предыдущего урока.
Поэтому нужно постараться узнать о проблемах обучающихся ещё до своего урока. Они живые люди и от их настроения и желания работать на уроке могут оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться.
- Самоанализ урока — это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения обучающихся.
- Без самоанализа невозможно:
- • построить целостную систему обучения;
- • повысить мастерство, развить творческие способности;
- • обобщить передовой педагогический опыт;
- • обеспечить психологический комфорт и самозащиту педагога.
- Самоанализ урока, как один из инструментов самосовершенствования педагога, формирования и развития его профессиональных качеств дает возможность:
- *формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности обучающихся;
- *развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
- *формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
- *формировать педагогическое самосознание педагога, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.
От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на обучающегося, результаты своего труда во многом зависит умение педагога спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.
- При самоанализе урока преподаватель дает:
- • краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;
- • информацию об объеме материала и качестве его усвоения обучающимися;
- • характеристику применяемых методов работы с обучающимися и оценивает их;
- • оценку активности обучающихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;
- • самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с обучающимися).
- В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.
- Среди основных недостатков анализа уроков педагогами являются: бессистемный характер анализа, слишком общие замечания по уроку, стремление пересказать урок, выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков, нерешительный характер анализа и др.
- При самоанализе многие педагоги затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки обучающихся.
- Самоанализ урока (дидактический аспект):
1. Общая структура урока. К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока? 2. Реализация основной дидактической цели урока.
Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были обучающиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных «блоков» нового материала? Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему? Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков обучающихся (каким был охват обучающихся, принцип вызова и т.п.)? 3.
Осуществление развития обучающихся в процессе обучения. Имело ли место вовлечение обучающихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие обучающихся? 4.
Воспитание в процессе урока. Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого педагога? 5.
Соблюдение основных принципов дидактики. Правильно ли была организована деятельность педагога и деятельность обучающихся с позиции реализации принципов обучения? 6. Выбор методов обучения. Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей обучающихся и т.п.)? 7.
Работа педагога на уроке. Какие виды деятельности педагога имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь обучающимся и др.)? Был ли достигнут контакт с группой? 8. Работа обучающихся на уроке. Какой была активность обучающихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности обучающихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему? 9.
Гигиенические условия урока. Достаточна освещенность классной комнаты? Сидят ли обучающиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание? 10. Некоторые социальные задачи. Самоанализ – это уже начало подготовки педагога к следующему уроку.
- Не зря писал французский драматург, памфлетист и поэт Пьер Гренгор
- (Гренгуар)
- «Кто на себя глядит, свой видит лик,
- Кто видит лик свой, цену себе знает,
- Кто знает цену, строг к себе бывает,
- Кто строг к себе — тот истинно велик!»
- Список используемой литературы
1. М — 52 Май, Н.А.Организация педагогической практики: методическое пособие для студентов IV курса педагогических вузов. Специальность «Учитель» / Н.А. Май, Л.А. Косолапова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 60 с.2.В. Илюхина. Как провести анализ урока. Газета «Начальная школа», №5, 2007.3.
- Педагогика. УМП.А.Я.
- Варламова, П.В. Кириллов.
- Волгоград, 2004.4.
- Бордовская., Н.В. Реан А.А.
- Педагогика.
- Учебник для вузов СПб: Издательство » Питер»,2000.304 с.5.
- Культура современного урока /Под ред.Н.Е.Щурковой.
- М., 1997.6.
- Селевко Г.К.
- Тестовый аспектный анализ урока.
- М., 1996.7.
- Канаржевский Ю.А.
- Анализ урока М., 2008.8.
Канаржевский Ю.А. Анализ урока М., 2000.9.Зотов Ю.Б. Организация современного урока/Под ред.П.И. Пидкасистого, М., 1984.10.Махмудов М.И. Современный урок 2-е изд. – М., 1985. Интернет – ресурсы. Читать подробнее: Анализ и самоанализ урока — Институт развития образования Еврейской автономной области
Полный ответ
Что писать в анализе урока?
Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока, например, цели урока ; структуре и организации урока ; содержанию урока ; деятельности учителя на уроке ; деятельности учащихся на уроке ; домашнему заданию; санитарно-гигиеническим условиям урока ; психологическим аспектам урока.
Полный ответ
Каковы функции анализа урока?
Данная публикация содержит материал из опыта работы по анализу урока и его оформлению. Анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и место каждой части, соединение частей в целое, установление связей между частями. Сложность урока как педагогического явления неизбежно требует нелинейности его познания, рассмотрения его как сложной целостности, одновременно разделенной на части, устойчивой и изменчивой.
- Цели педагогического наблюдения, мониторинга и анализа урока могут быть многообразными, и в зависимости от них строится программа наблюдения.
- На наш взгляд, главная цель анализа урока заключена в том, чтобы выявить методы и приемы организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.
Главной задачей анализа урока является: — оценка выполнения преподавателем основных функций — образования, развития и воспитания; — выявление изменений, происшедших в работе преподавателя и учащихся в анализируемом периоде по сравнению с предшествующим; — поиски резервов повышения эффективности их работы.
Существуют различные классификации анализа урока в зависимости от объекта (что анализируется), субъекта (кем анализируется), цели анализа (для чего анализируется), содержания (каков характер анализа), повторяемости (как часто осуществляется анализ). Выделяются три вида анализа урока с соответствующими алгоритмами: развернутый, краткий и аспектный,
Развернутый педагогический анализ урока предполагает детальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого, определение и выполнение требований: — дидактических (постановка целей урока, соблюдение дидактических принципов, логики учебного материала, логики процесса обучения, применения средств и методов обучения, вопросы активизации познавательной деятельности учащихся, организации их самостоятельных работ, реализации принципа единства обучения и воспитания); — воспитательных ( использование воспитательных возможностей учебного материала); — психологических ( психологический климат на уроке, отношения между преподавателем и учащимися, отношения между учащимися, вопросы педагогического такта преподавателя, степень его личного влияния на учащихся, или, другими словами, характера взаимодействий личностей: симпатии, антипатии, юмора, наличие интереса учащихся к теме урока, к предмету, эмоционального настроя учащихся); — методических (изучение деятельности преподавателя и учащихся, а точнее, взаимодействие их деятельностей в основных структурных компонентах урока); — санитарно-гигиенических требований.
Краткий анализ урока предполагает обсуждение некоторых или всех моментов урока и требует объективного изложения предложений и рекомендаций. Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока, например: — на постановку цели урока ее выполнение; — на способы изложения материала урока; — на применение информационных технологий; — на разнообразие видов деятельности учащихся на уроке; — на организацию самостоятельной работы учащихся и т.д.
Тактика анализа урока, выбор схемы, алгоритма анализа или его протокол тоже могут быть различными, в зависимости от его классификации и вида. Мы предлагаем схему (протокол) анализа урока ( Приложение 1 ), апробированного заместителями директора Няндомского железнодорожного техникума на протяжении нескольких лет.
Прокол анализа урока содержит : — особенности организационных моментов урока; — целесообразность и характер проверки домашнего задания; — характер постановки целей и задач урока; — мотивирование учащихся; — дидактическую логику урока; — характер презентации нового материала со стороны преподавателя; — характер восприятия и осмысления нового материала со стороны учащихся; — характер закрепления нового материала, формирование компетентностей; — оценочную деятельность преподавателя и самооценку учащихся; — организацию самостоятельной и домашней работы учащихся; — гигиенические требования к организации урока; — педагогические концепции или их элементы, применяемые преподавателем; — рефлексию урока; — возможную оценку урока и (при необходимости) рекомендации преподавателю для повышения эффективности его работы.
Бланк протокола анализа урока оформлен на листе формата А-4, таблицей Excel, двухсторонний ( Приложение 1 ). При посещении урока, создается и подписывается заместителем директора, присутствующим на данном уроке. Открыт только для данного преподавателя, известен ему заранее, сообщается преподавателю, может быть причиной дискуссии, им подписывается.
- Выбранная нами схема анализа урока предлагается преподавателю и при самоанализе своего урока, оформляется им самостоятельно и направлена на формирование или совершенствование его педагогического мастерства.
- Сегодня, когда у преподавателя, с одной стороны, есть возможность, заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий, а с другой стороны — необходимость представлять результаты своей работы, при прохождении аттестации, одним из главных его профессиональных умений является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности.
Это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия – до глубокого стратегического анализа всей своей педагогической деятельности. Литература:
Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская Справочник администрации школы по организации учебно–воспитательного процесса. Москва » ЦентрПедагогический поиск» 2002 Т.Н. Макарова Учебный процесс: планирование, организация и контроль (методическое пособие для заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). Москва» ЦентрПедагогический поиск» 2002
Как написать самоанализ урока?
Примерные алгоритмы самоанализа урока — Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.
В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это? Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии. Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности. Что удалось/не удалось осуществить? Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?
Краткий план комплексного самоанализа урока Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки. Краткая : количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.
Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации. Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.
Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей. Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода. Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем.
Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.
Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его «плюсы» и «минусы». Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.
Полный ответ
Какие есть типы уроков?
Особенности классификации типов урока по предмету «Технология» — Классификация уроков по технологии несколько отличается от привычной в силу специфики предмета. Так, на уроках технологии в приоритете — практические занятия, формирование технологических ЗУН. Поэтому для этого предмета принято следующее деление уроков:
Теоретический (как правило, проводится в начале курса или при переходе от изучения одной технологии к другой). Практический урок — это тип подавляющего большинства уроков по предмету. Комбинированный урок — объединяет теорию и практику. Урок — лабораторная работа (носит исследовательский характер). Урок контроля и коррекции ЗУН.
Что такое психологический анализ урока?
Психологический анализ урок. — это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).
Полный ответ
Сколько этапов урока?
Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.
Полный ответ
Что такое компоненты урока?
Основные компоненты современного урока — ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
- Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
- Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
- Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
- Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
- Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
- Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
- Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Первое, с чего надо начать подготовку к уроку.
- четко определить и сформулировать для себя его тему;
- определить место урока в теме, а темы — в годовом учебном курсе;
- выделить общую задачу урока;
- конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими.
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем;
- определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;
- определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам. Для этого необходимо знать:
- особенности учащихся класса: – уровень класса; – отношение к предмету; – темп работы класса – сформированность ЗУН; – отношение к разным видам учебной деятельности; – отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным; – общая дисциплина учащихся.
- учет индивидуальных особенностей: – тип нервной системы; – коммуникативность; – эмоциональность; – управление восприятием нового материала учащихся; – умение преодолеть плохое настроение; – уверенность в своих знаниях, умениях; – умение импровизировать; – умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
Что входит в структуру урока?
Содержание и структура урока Содержание и структура урока В содержании урока выделены две части: постоянные отношения, характеризующие общие для данного типа урока изменения (понятие структуры урока), и изменения, раскрывающие методику решения дидактических задач.Структура урока зависит от целей, содержания, метода, средств, приемов обучения, уровня подготовки учащихся, места урока в системе уроков и, следовательно, структура урока может быть различной.В дидактической структуре урока отражен следующий алгоритм процесса обучения, составными компонентами которого являются три:-актуализация опорных знаний и способов познавательных действий учащихся,-формирование новых понятий и способов действий,-применение изученного материала.В соответствии с дидактической структурой была разработана четыреххэлементная структура урока, нашедшая отражение в различных классификациях уроков, соответствующих классификационным моделям методов обучения: у Ю.К.
- Бабанского — классификации уроков по дидактическим задачам, у И.Я.
- Лернера — по характеру познавательной деятельности и т.д.Классическим типом урока является комбинированный, или смешанный, урок в котором предполагалось достичь наивысшей интенсивности процесса обучения в очень сжатые временные сроки.
Такой урок включал следующие компоненты: изучение нового материала, закрепление, обобщение, выработку практических умений и навыков, повторение, контроль.В начале 80-х гг. XX в. в педагогической практике большой популярностью пользовались так называемые нетрадиционные формы урока: уроки с использованием опорных сигналов, уроки-игры, диспуты, конференции, уроки-сравнения, исповеди, суды, эссе и др.В.Ф.
Шаталов предложил шестиэлементное построение процесса обучения, составные компоненты которого являются:1)пространное объяснение сущности изучаемого явления (введение в учебный материал),2)свертывание информации, в которой сжато выделено главное,3)изложение этого же материала через опорные сигналы,4)раздача листов опорных сигналов учащимся, по которым они попарно излагают материал,5)отбор листов и рекомендуемое домашнее задание,предполагавшее перевод материал учебника в опорные сигналы,6)воспроизведение материала через опорные сигналы.С.Н.
Лысенкова разрабатывала системы уроков с опережающими заданиями.Е.Н. Ильин практиковал изучение нового материала через раскрытие деталей в художественном тексте, посредством которых формировалось целостно-ценностное представление об учебном содержании.
- Идея новатора Н.
- Волкова сводилась к тому, что любого человека можно обучить рисованию через надпредметные умения.
- Разработка автором технологии обучения с помощью творческих книжек была с интересом и одобрением воспринята педагогической общественностью.Педагогические находки 80-х гг.
- Были направлены на преодоление стереотипов в сознании учителей в построении процесса обучения.
Стереотипы были связаны, с одной стороны, с представлением об уроке как четырех-элементной форме процесса обучения. С другой стороны, с распространенной «шаблонной» практикой обучения от учебного предмета к ученику. Стереотипы не позволяли использовать все богатство уникальных отношений в совместном творческом взаимодействии учителя и ученика на пути их самораскрытия и саморазвития.К сожалению, эпоха новаторов окончилась с началом 90-х гг.
XX в. Новаторов забыли, массовая школа возвратилась к классической структуре урока. В канун XXI в. в педагогике вновь появляются исследования, посвященные различным аспектам конструирования процесса обучения. Можно выделить два формата отношений, описываемых в педагогических работах: «человек-компьютер» и «человек-человек».В первом формате отношений интерес представляют уроки, раскрывающие различные способы дистанционного, индивидуального, дифференцированного обучения.
Во втором формате отношений, где основное внимание сосредоточено на контактной деятельности учителя и ученика и степени выраженности их взаимодействий, актуальными являются:-уроки, обогащенные эмоционально-чувственными отношениями (уроки-образы, символы, созерцания,настроения);-уроки, обогащенные нравственно-психологическими ценностно-смысловым отношением к учебному содержанию (уроки-призывы, размышления, проповеди, смыслового диалога и др.);-уроки, раскрывающие различные способы контактной деятельности (коллективно-групповой работы, диалогового характера и др.);-уроки, поддерживающие или противодействующие внутренним личностным конфликтным ситуациям (уроки-релаксации, погружения, внушения,аутотренинга и т.д.)Традиционной форме обучения — уроку — противопоставлены альтернативные формы — учебный день, учебная неделя, структура которых может быть самой различной.
В совокупности все типы уроков (с гносеологическим или личностным основаниями) — лишь приближение к представлению процесса обучения целостной структурой. Рекомендуем почитать:
Урок-игра «Аукцион». Этот урок организую тогда, когда нужно проверить знания тех важнейших сведений из темы, которые учащиеся могут упустить, составляя свои вопросы к играм другого вида |
table>
table>
table>
table>
table>
table>
table>
table>
Читать подробнее: Содержание и структура урока
Полный ответ
Зачем учителю нужно уметь проводить анализ и самоанализ урока?
анализ и самоанализ урока В. А Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд.». Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда учителя. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.
От самоанализа урока во многом зависит педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда. Для чего анализируется урок? Существует множество видов анализа и у каждого — своя цель, В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и другие виды анализа.
Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.
- Для выбора схемы анализа урока учителю достаточно знать
- · современные критерии качества образованности учащихся,
- · владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности,
- · владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации.
- Анализ урока необходим для повышения качества обучения,
Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны.
Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как — бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками.
Это — рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.С.Л. Рубинштейн под анализом понимал «мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии».
При анализе урока, как правило : 1. Оцениваются методы, способы активизации школьников.2. Эффективность освоения материала.3. Крайне редко урок анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья. А делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь 11% здоровых детей.
Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности. Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ – показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.
- Урок анализируется
- · с позиций деятельности учителя и учеников,
- · отдельных дифференцированных групп учеников (учащиеся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации),
· с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. позиций. · Учитель и руководящий работник, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической копилке каждой школы должен быть набор различных схем анализа урока, в том числе и авторских методик обучения.
- Методическая служба школы предлагает разные схемы анализа и самоанализа урока.
- Модель наблюдения за учебной деятельностью учащихся и учителя для последующего анализа соответственно этапам урока.
- При использовании данной схемы наблюдения, на разных этапах урока можно ставить перед собой разные цели контроля работы учителя.
Этапы урока | Контроль деятельности учащихся | Контроль деятельности учителя |
Организация начала урока | Психологический настрой на урок, умение переключить внимание на учебную деятельность. | Знание учителем психологических особенностей учащихся конкретного возраста, приемов концентрации внимания учащихся. |
Постановка цели урока (учителем или учащимися) | Осознание цели урока каждым учащимся. | Работа учителя над формированием учебной мотивации учащихся. |
|
Наличие логики и взаимосвязи в ответах и вопросах учащихся по ходу урока, активность учащихся на уроке, реакция учащихся на неправильный ответ. Отсутствие переутомления учащихся. Дисциплина:
|
|
Подведение итогов урока | Установление связи между целью и итогом урока. | При наличии данной связи можно говорить о работе учителя над формированием учебной мотивации учащихся, о хорошо продуманном ходе урока. |
В зависимости от типа урока, этапы урока могут быть разными: проверка выполнения домашнего задания, первичная проверка понимания учащимися нового материала, обобщение и систематизация знаний и т.д., мы выделили лишь основные. Модель анализа урока с позиции управленческого подхода к деятельности учителя I.
Ценностные установки учителя.1. Оценка степени убежденности учителя в постижении собственного замысла урока.2. Оценка направленности выбранной цели на развитие образовательной траектории ученика.3. Оценка коммуникативного учебного пространства через постановку учеником учебной проблемы и задачи. II. Нормативные установки учителя.1.
Неформальность в выборе выбора цели обучения на данном уроке, фиксация учителем формы отражения знаний через постановку цели (продукт урока).2. Оценка значения своевременного контроля учителем не только знаний, но и процесса их получения. Поэтапность контроля хода усвоения знаний по предмету.3.
- III. Мировоззренческие установки учителя в области своего предмета
- 1. Оценка компетентности учителя в выборе:
- — учебных средств для выполнения поставленной задачи (отбор учебного материала, учебные вопросы, выбор формы предъявления полученного знания учениками);
- — умения учителя в расстановке акцентов в образовательном и информационном пространстве по своему предмету в данной теме;
- — оценка качества промежуточных продуктов деятельности и конечного продукта урока.
2. Уровень результативности усилий ученика и учителя. IV, Психологические установки учителя 1. Оценка выбора профессиональной позиции в создании совместной деятельности «учитель-ученик» (учитель — назидатель, учитель-советчик, учитель-друг, учитель-наставник и т.д.).2.
- Анализ урока
- / Обобщенная модель,
- можно использовать фрагменты, в связи с целью посещения урока/
Анализ целей урока. Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Постановка и доведение целей урока до учащихся.
Анализ структуры и организации урока, Соответствие структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем.
Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся. Анализ содержания урока, Соответствие содержания урока требованиям учебной программы. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока.
Генерализация основных идей урока (темы, курса). Связь урока с жизнью, трудовым воспитанием. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к восприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала.
Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний. Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности класса Инструктаж и помощь учителя.
- Степень усвоения нового материала (эффективность).
- Связь нового с ранее изученным.
- Повторение (организация, формы, приемы, объем).
- Анализ методики проведения урока,
- Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся.
Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Анализ работы и поведения учащихся на уроке, Общая оценка работы класса.
Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков.
Выполнение единых требований. Индивидуальная работа со слабыми учениками. Качество знаний, умений и навыков. Глубина, осознанность и прочность знаний. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания.
Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки. Накопляемость, объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер. Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Цель, объем. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом.
Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность. Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию. Оценка санитарно-гигиенических условий урока Оценка самоанализа урока, сделанного учителем. Общая оценка степени достижения развивающих, воспитательных и учебных целей урока.
Общая мотивированная оценка результатов урока оптимальность обучающих действий учителя; качество знаний, умений и навыков учащихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности. Аргументированная характеристика достоинств урока Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.
Недостатки урока, Диагностика причин и тенденций в их развитии. Предложения по их устранению. Научная обоснованность вывода и оценок, опора на достижения психолого-педагогической науки и передовой педагогический опыт. Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.
- Общие выводы и предложения
- Рекомендации учителю по самообразованию на основании выводов и предложений.
- Заключительное слово учителя.
- Для более полного анализа урока администратор может воспользоваться технологической картой.
Администратор должен правильно выбрать стиль беседы с учителем, Доброжелательность, уважительность и тактичность разговора с учителем, опора на положительные моменты. Учет индивидуальных особенностей учителя: характер, тип нервной деятельности, стаж и степень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция.
По окончании анализа урока, проведенного совместно с учителем администратор должен заполнить и дать на подпись учителю документ, удостоверяющий факт анализа данного урока. Собственно письменный документ, подтверждающий факт посещения урока нужен не только учителю, но и администратору. В последствии он сможет проследить динамику качественных изменений в проведении занятий тем или иным преподавателем.В качестве примера мы предлагаем следующие формы оценки качества проведенных уроков.
Технологическая карта целей, содержания педагогического взаимодействия и прогнозируемого результата в соответствии с этапами урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | Прогнозируемый результат | ||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Усвоение материала | Умения учебной деятельности | ||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | ||
2. Совместное исследование проблемы | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. | ||
3. Моделирование. | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | ||
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | ||
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | ||
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Самопроверка Отработка способа в целом. | ||
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль |
|
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. |
Форма оценки качества уроков: (по материалам М.М.Поташника « Требования к современному уроку.» Методическое пособие.М.: Центр педагогического образования, 2007;) ДАТА:_ «_»_200_г. КЛАСС:_ ТЕМА:_ УЧИТЕЛЬ:_АДМИНИСТРАТОР:_
№ | требование | Что оценивается в рамках заявленных требований | балл |
1. | Содержание урока |
|
|
2. | Мотивация учащихся |
|
|
3. | Структура урока |
|
|
4. | Применение приемов, направленных на развитие компетенций учащихся |
|
|
5. | Самостоятельная деятельность учащихся |
|
|
6. | Организация этапа диагностики зон |
|
|
7. | ТСО |
|
|
8. | Стиль общения |
|
|
9. | Результат урока по ученику |
|
|
10 | Результат урока по учителю |
|
|
11. | Сумма баллов (S) | ||
12 | Качество урока | Исчисляется по формуле S*100 : 20 ( в %) |
ul>
(по материалам Т.И. Шамовой, В.П. Симонова «Критерии современного анализа и эффективности урока» М.2006г.)
№ п/п | Блок | Показатели оценки блока | Оценка в баллах ( m ах 4) |
1. | Личные качества учителя |
|
|
2. | Особенности учебной деятельности |
|
|
3. | Содержание изучаемого материала |
|
|
4. | Эффективность преподавания |
|
|
5. | Цели и результаты проведенного занятия |
|
|
6 | Итог: | Максимально — 100 баллов Минимально допустимый уровень – 50 баллов |
ol>
1. Установить место и роль данного урока в изучаемой теме.2. Характеристика целей и задач урока с опорой на характеристику класса, чего надо добиться на уроке, исходя из специфики ученического коллектива.
- 3. Характеристика замысла урока:
- а) что собой представляет содержание учебного материала;
- б) как будут усваивать содержание учебного материала ученики, то есть каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности;
- в) какую часть материала они могут усвоить сами;
- г) какая часть материала потребует помощи учителя при его усвоении;
- д) что необходимо прочно запомнить;
- е) что ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при изучении нового;
- ж) как закрепить вновь изученное;
- з) что будет интересным и легким, а что будет трудным;
- и) каким образом будут достигнуты на уроке развивающие аспекты.
- 4. Как был построен урок, исходя из его замысла:
- а) характеристика учебно-воспитательных задач;
- б) выделение этапов, моментов урока, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.
5. Структурный аспект самоанализа: доказательства оптимальности выбора содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности (анализ осуществляется через поставленные цели и задачи урока).
- 6. Функциональный аспект анализа:
- а) определяется, насколько структура урока соответствовала поставленной цели и задачам урока, возможностям классного коллектива;
- б) каким образом действия учителя и учащихся повлияли на конечный результат урока (выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся);
- в) анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.
- 7. Аспект оценки конечного результата урока:
- а) оценка качества знаний, полученных учащимися на уроке;
- б) определение разрыва между темой, целью урока и конечным результатом;
- в) выводы и самооценка урока.
- Самоанализ урока
- /Модель 2/
- Класс:
- Предмет:
- Тема урока:
- Тип урока и его структура:
1. Каково место данного урока в изучении темы? Как этот урок связан с предыдущим и работает на последующие уроки? 2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, одаренных и т.д.) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока? 3.
Какова триединая дидактическая цель (ТДЦ) урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока. Как она отражает продукт урока? 4. Отбор содержания материала, целесообразность выстраивания именно данных этапов. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
Какое сочетание методов обучения было выбрано.5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.6. Отбор учебно-методического обеспечения урока (дидактический материал, ТСО, наглядные пособия, вопросы, задания для учащихся).7.
- Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах, какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся? Получен ли запланированный продукт урока? Каково его качество? 8.
- Психологическая атмосфера на уроке и рефлексия учителя и учащихся.9.
Как вы сами оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то выявить причины.10. Наметить перспективы своей деятельности. Схема самоанализа урока /Модель 3/ 1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чем его специфика? 2.
- 3. Какие задачи решались на уроке:
- • общеобразовательные;
- • воспитательные;
- • развивающие (что?)
Была ли обеспечена их комплексность? Какие задачи были главными, стержневыми, как учтены в задачах особенности класса и отдельных групп школьников? 4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли было выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между различными этапами урока.5.
- На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е.
- Из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного? 6.
- Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!).7.
Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности? 8.
Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких нормах и какими методами он осуществлялся? 9. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения? 10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока? 11.
За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель вел себя в критической ситуации? Как было организовано воспитательное влияние личности учителя? 12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке (и в домашней работе учащимися) рациональное использование времени, предупреждение перегрузки? 13.
- Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока? 14.
- Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи, задания ? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируется выполнение нереализованных заданий, задач? Самоанализ урока с позиций здоровье сбережения /Модель 4/ 1.
Какие образовательные, развивающие, воспитательные и здоровье сберегающие цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? В чем их взаимосвязь? 2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место урока в разделе, теме, курсе? 3. Как учитываюсь индивидуальные особенности учащихся при планировании урока? 4.
- Рациональна ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельных этапах урока с учетом особенностей учащихся? 5.
- На каком этапе урока был сделан главный акцент? Почему? 6.
- Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания? 7.
- Как отбирались для урока формы обучения? 8.
- Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован? 9.
Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся? 10. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока? 11. Каким образом предупреждалась перегрузка учащихся? 12. Как проявлялась забота учителя о здоровье учащихся на уроке? 13.
Компоненты урока как системы | Какими планировались? | Что и как пришлось изменить в процессе урока? | Объяснения и выводы |
Цель | |||
Содержание | |||
Деятельность учащихся | |||
Деятельность учителя | |||
Формы, методы, средства | |||
Результаты урока и их этапов |
ol>
2.Сколько учащихся не справились с самостоятельной работой? Как вы поработали с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях? 3.Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями учащихся на уроке? Учли ли вы следующее: § не преобладали ли фронтальные опросы? § как давно вы использовали ТСО, наглядные средства для оптимизации учебно-воспитательного процесса? § включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?
- § каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников?
- Мы попытались подобать для Вас наиболее часто встречающиеся в современной методической литературе карты оценки учебных занятий, которые используются администрацией при анализе уроков
- СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА
- I. Анализ цели урока
- 1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом:
- a. Программных требований;
- b. Содержание материалов;
- c. Необходимого уровня знаний и умений учащихся;
- d. Места урока в системе уроков по данной теме;
- e. Подготовленности класса;
- f. Возможностей самого учителя;
g. Прогнозов на конечный результат обучения.2. Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.3. Степень достижения поставленной цели. II. Анализ структуры и организации урока 1. Соответствие структуры урока его цели и типу.2.
- Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.3.
- Целесообразность распределения времени по этапам урока.4.
- Рациональность использования оборудования кабинета.5.
- Научная организация труда учителя и учащихся.6.
- Организация начала и конца урока.7.
- Оптимальный темп ведения урока.8.
- Наличие плана и степень его выполнения.
III. Анализ содержания урока 1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта.2. Логичность изложения.3. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками).4. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике).5.
- IV. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя)
- 1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:
- a. Темы урока;
- b. Цели урока;
- c. Возможностей класса;
- d. Возможностей самого учителя;
e. Учебно-материальной базы.2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.3. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).4.
Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).5. Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.) 8.
Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.V. Анализ работы учащихся на уроке 1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.2.
- Интерес к теме или к уроку.3.
- Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке).
- Культура труда на уроке.4.
- Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).5.
Наличие навыков самоконтроля.6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.8. Культура межличностных отношений.9.
- Реакция на оценку учителя. VI.
- Анализ домашнего задания 1.
- Методы и приемы проверки домашнего задания.2.
- Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.3.
- Объем домашнего задания (чем определяется).4.
- Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).5.
Посильность домашнего задания для всех учащихся.6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.7. Методика задания на дом, инструктаж.8. Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это задание?»).
VII. Оценка санитарно-гигиенических условий урока 1. Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность ля работы мелом, для закрепления наглядности).2. Соответствие мебели возрасту учащихся.3. Уровень освещенности, чистота помещения.4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.5.
Приемы и методы работы над осанкой учащихся.6. Режим проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.7. Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).8. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.9.
- Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках. VIII.
- Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования) 1.
- Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).2.
Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.3. Развитие и тренировка памяти учащихся: как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механически-смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной), организация основных процессов памяти: восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.4.
Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления.5. Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.6.
Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.7. Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность.8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.
Полный ответ
Что такое психологический анализ урока?
Психологический анализ урок. — это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).
Полный ответ