С какого возраста дети могут разговаривать — В современных исследованиях существует следующая классификация этапов развития детской речи:
С 9 до 18 месяца. В этот период ребенок пытается подражать звуки, которые слышит ежедневно: лай собаки как «гав-гав», тиканье стрелок часов как «тик-так», бэкание козы как «бэ-бээ» и другие. Также малыш может пытаться формировать простые звуки в слова: «мама», «баба».18 — 20 месяц. В этовремя ребенок выражает свои мысли и пожелания в повелительной форме, как, например «дай!», «иди!» и т.п. Также заметными становятся попытки чада сочетать уже знакомые простые слова в небольшие предложения.20 — 22 месяц. В этот период ребенок учится использовать слова во множественном числе, тем самым привлекая к коммуникации больше одного человека.22 — 24 месяц. Словарный запас малыша увеличивается до 300 слов, большую часть которых составляют существительные.
Со стороны родителей очень важно поддерживать ребенка в течение каждого из перечисленных этапов. Безусловно положительный эффект на детское умение выражать свои мысли будет чтение книг вместе, слушание музыки, просмотр мультфильмов и тому подобное. Так ассортимент звуков для малыша постепенно будет становиться шире.
Полный ответ
В каком возрасте ребенок начинает говорить мама?
Во сколько дети начинают говорить и как им помочь — Лайфхакер Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Всё дело в том, что детская речь возникает гораздо раньше, чем звучит осознанное «мама» или «дай». Первая форма общения — это плач. Родители знают, что он различается в зависимости от того, что хочет донести ребёнок.
Например, пронзительный вопль, скорее всего, означает, что младенцу требуется пища, а кряхтящее хныканье — что пора сменить подгузник. Звуки, похожие на настоящие слова, появляются в возрасте 4–6 месяцев. К этому времени совершенствуется речевой аппарат и ребёнок начинает экспериментировать, открывая и закрывая рот, вдыхая и выдыхая, двигая языком, меняя форму губ.
Так появляется младенческий лепет: «а-ба-ба», «агу» или даже «мама». Но относиться серьёзно к таким первым словам не стоит: это случайность. Ребёнок ещё не связывает своё «мама», «баба» или «дай» с конкретными людьми или действиями. Если человек уверяет, что его ребёнок заговорил в 7–9 месяцев, он либо заблуждается, либо выдаёт желаемое за действительное.
- Первое осмысленное слово появляется в возрасте между 11 и 12 месяцам.
- И далее процесс идёт лавинообразно.
- Уже к году ребёнок обычно знает и произносит не одно, а от 2 до 20 слов: «мама», «папа», «баба», «дай» и порой исковерканные, но тем не менее понятные «ту-ту» (поезд), «бух» (падать) или «ам» (есть).
Собственно, год можно считать той самой границей, после которой возникает уверенная речь. Конечно, дети разные: кто-то начинает болтать в 11 месяцев, а кто-то помалкивает до года с хвостиком (лепет не в счёт). Но есть важная временная точка. Если ребёнок не произносит ни одного осознанного слова к 15 месяцам, необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром.
Полный ответ
В каком возрасте ребенок должен реагировать на свое имя?
До года — В первые месяцы жизни малыш слушает родителей и окружающих его взрослых. Он различает голоса людей, которые с ним разговаривают, поворачивает голову в сторону звука. Сначала ребёнок овладевает гласными звуками, затем к трём-четырём месяцам появляются согласные звуки, и малыш начинает гулить.
- В возрасте 6–12 месяцев ребёнок активнее имитирует звуки взрослой речи.
- Появляется лепет — малыш произносит одинаковые слоги, например «ма-ма-ма», «па-па-па», «дя-дя-дя».
- Примерно в десять месяцев дети привыкают отзываться на своё имя.
- К году жизни у ребёнка появляются первые короткие осмысленные слова («на», «дай», «мама»).
Словарный запас составляет от 3 до 20 слов. Кроме того, малыш этого возраста правильно реагирует на просьбы что-то показать или дать (выполняет или отрицательно качает головой).
Полный ответ
Какие первые слова говорят дети?
Какие они, первые слова малыша? (лепетный словарь детей) Первые слова все маленькие дети, и девочки, и мальчики, как правило, произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: «мама», «баба», «на-на», «ам-ам». По своей слоговой структуре они напоминают лепет, и чаще всего в их основе лежит звукоподражание.
- После произнесения нескольких первых слов в возрасте около 1 года дети «наращивают» свой активный словарь очень медленно. Существует период — обычно он длится примерно 6 месяцев после произнесения ребенком первых слов, — когда малыш медленно осваивает произношение незначительного числа самых важных для него слов. Смысл детского высказывания становится понятным взрослому человеку только из ситуации, в которой происходит общение с ребенком. Например, «ко-ко» может означать: курочка, любая птичка, яйцо, хочу яичко; «р-р-р» может обозначать: собака, тигр, лев, рычание, страшно, боюсь.
- К 1 году 6 месяцам многие дети говорят уже около 30—50 подобных слов, произнося их сравнительно разборчиво и употребляя как спонтанно, по собственной инициативе, так и в ответ на вопрос взрослого. Некоторые первые слова совсем не похожи на их «взрослые» аналоги, но мама хорошо понимает своего малыша («ки» — это любимая игрушечная киска, «атя» — конфета и т.д.).
Все дети, прежде чем начать разговаривать на общепринятом (и общепонятном) языке, проходят фазу лепетного языка.
- Для развития активной (разговорной) речи продолжайте вводить в общение с ребенком облегченные (лепетные) слова (например «гу-ли», «ав-ав», «ку-ку» и т.п.), употребляя их с общепринятыми словами в качестве пояснения. Взрослый, проводя игру-занятие или просто общаясь с малюткой, говорит не торопясь. Необходимо продлевать во времени обращение к ребенку, делать паузы и, конечно, повторять сказанное 2-3 раза.
- Для малыша очень важно наглядное сопровождение (показ) всего того, о чем дитя слышит и с чем встречается в первый раз. Побуждайте малыша находить знакомые предметы по вашей просьбе, а незнакомые выделять из их числа. При этом незнакомый предмет (игрушка) должен быть один среди 3-4 знакомых, и, желательно, резко контрастировать с ними (например, три белых зайчика и одна черная собачка).
- В каждой игре и занятии повторяйте (закрепляйте) освоенные слова
- и включайте новые названия предметов и действий с ними. Объект сначала называем словом, и только после этого произносится звукоподражание, восклицание, лепетное слово. Например, рассматривая с ребенком «самолет», следует говорить: «Это самолет. Самолет летит, самолет гудит «У-У-У»». Полезно предлагать ребенку не один вариант названия предмета, но и другие варианты, а также приводить словосочетания с этим словом. К примеру: «кот – котик». При названии действия, следует обязательно указывать, какой предмет производит действие (шарик лопнул – «Бах!», а не просто «Бах!»).
Звукоподражания занимают важное место в первых детских словах — это обязательный этап в речевом развитии ребенка. Если ваш малыш использует очень мало подобных «слов», подумайте, насколько часто вы сами используете эти слова в общении с ним.
Наблюдая за игрой ребенка, запишите его «речевую продукцию»:
- — имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл);
- — имеющиеся лепетухи (различные звуки и слоги, не несущие смысла).
- Составьте предположительный словарь с использованием лепетных слов (слово — звукоподражание):
|
|
|
Взрослый должен использовать в речи полные слова, сопровождая их звукоподражаниями, например: «хочешь покачаться на качелях — кач-кач», «малышка спит – бай-бай/а-а-а». Возможно, ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели («ка-ка»), но это будет три слова.
И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному. Через некоторое время у ребенка будут появляться усеченные и упрощенные слова из взрослого лексикона, например «ба/бака/бабака», что значит собака. Чтобы эти слова закрепились в словаре ребенка, не пропустите их появления, и активно включайте их в ваше общение с малышом.
Одновременно с этим появляется «голофраза», когда ребенок одним словом заменяет целое сообщение, например, увидев молоток, говорит «папа». Это совсем не значит, что ребенок что-то перепутал, просто он пытается сказать: «папа стучал этим молотком», а значит, вы должны расшифровать его сообщение и тогда малыш почувствует, что его понимают.
Стимулируйте в игре и быту использование ребенком двухсловных конструкций: «яя бах» (Ляля упала), а также высказывания из двух слов или слова и жеста. Для стимуляции появления первых (лепетных) слов предлагаем поиграть с ребенком в игру-сказку. Сказка «Теремок» Вот дом (теремок). Идет пи-пи-пи (мышка): Тук, тук.
Кто тут? Я буду тут (жить). Идет ква-ква (лягушка): Кто тут? — Я пи-пи (я мышка). А ты кто? -Я ква-ква (я лягушка). — Иди ко мне. Идет зая (зайчик): Тук-тук. Кто тут?
- — Я пи-пи (мышка).
- — Я ква-ква (лягушка)
- — Ты кто?
- — Я зая.
- — Иди к нам.
- Аналогично строятся фразы при встрече героев с волком, лисой, медведем.
Помните, что все это должно быть интересно и привлекательно для ребенка. Удачи! Словарь звукоимитаций и звукоподражаний Звукокомплексы, обозначающие действия
|
|
|
Голоса животных и птиц
|
|
|
|
Звуки машин, инструментов, часов
|
вжик-вжик ту-ту-у | тук-тук чух-чух | чик тик-так |
Имитация плача, смеха, ауканья, подражание восклицаниям и эмоциональным возгласам других людей
|
|
|
Именно из первых слов малыша, и тех, которые он умеет произносить сам, и тех, которые только понимает, но еще не говорит, начинает складываться начальный детский лексикон — реальный словарный запас, которым располагает ребенок, только начинающий осваивать родной язык.
Молока налили мало! Замяукал котик: «Мяу!» | Квохчет курица: « Ко-ко! Кормить цыпляток нелегко!» | ||
«Гав-гав-гав!» — собака лаетИ чужих в дом не пускает. | Козочка кричит: « Ме-ме! Дайте свежей травки мне». | ||
«Где теленок? Не пойму? — Замычит корова: «Му-у-у», | Ржет лошадка: « И-го-го! Ехать очень далеко». | ||
Цыпленок запищал: « Пи-пи! Где же братики мои?» | Дятел сел на толстый сукИ стучит: «Тук-тук! Тук-тук!» | ||
Утка крякает: « Кря-кря! Много деток у меня». | Лягушка квакает: « Ква-ква! Здесь очень вкусная трава». | ||
На заборе, наверху,Петух поет: «Ку-ка-ре-ку!» | Сидит кукушка на суку.Она кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» |
Материал подготовила: С.А. Чипурко, учитель-логопед Ресурсного Центра раннего вмешательства УЗ «19-я городская детская поликлиника» г. Минска. Читать подробнее: Какие они, первые слова малыша?
Полный ответ
Что должен говорить ребенок в 1 год?
Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить Задержка речевого развития – одна из самых актуальных на сегодня проблем в детской неврологии, которая затрагивает, к сожалению, и абсолютно здоровых детей. Часто причиной возникновения у ребенка сложностей с речью становятся сами родители. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наш разговор посвящен очень важной и актуальной проблеме – речевому развитию детей. В последние несколько лет мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок – это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится.
На самом деле, такой подход в корне не верен. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка. Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться. Основные этапы развития речи ребенка Начинать заниматься развитием речи малыша можно уже с первого дня его рождения.
Первое, на что нужно обратить внимание, – как ребенок плачет. Плач ребенка с самого рождения очень разный, особенно выразительным он становится к первому месяцу жизни, по нему можно понять, что малышу нужно: ему холодно, ему больно, он хочет есть или в туалет, а может, просто хочется, чтобы мама взяла на ручки.
- Если ребенок интонационно делает все правильно, то внимательная мама быстро учится понимать разницу и реагировать на эти «просьбы».
- В этом случае психическое, а затем и речевое развитие происходит гармонично.
- Если ребенок плачет монотонно, на одном и том же уровне, и плохо реагирует на голос, обратитесь за консультацией к врачу.
Если ребенок здоров и у него нет проблем со слухом, то в ответ на положительные эмоции на втором месяце жизни он начинает «гулить». Вместе с «гулением» появляется и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым. Звуки «гуления» уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу», «ге», «ха» и т.д.) Этими звуками он пытается общаться, реагирует на происходящее вокруг него.
Если малыш не начинает «гулить», обратитесь к врачу, возможно, у него проблема с ушками. С двух месяцев начинается период звукоподражания: кроха внимательно следит за мамиными губами, когда она с ним разговаривает, и как бы пытается повторять эти движения, но пока беззвучно. Так к 3,5-4 месяцам формируется истинное «гуление», где ребенок сосредотачивается на произносимом звуке, слоге, как бы слушает сам себя.
В период истинного «гуления» звуки становятся продолжительными, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще возникают губные звуки и сочетания гласных с губными. К полугоду у ребенка появляется лепетная речь – он начинает произносить какие-то отдельные буквы, слоги.
В этот период важно отслеживать интонации – как он говорит, как плачет. В полгода здоровый ребенок должен уже болтать, произносить определенные слоги, повторять за мамой конкретные звуки. В период лепета более отчетливо становится подражание звукам взрослого. К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются.
Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня». Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты.
Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова. К году ребенок должен говорить от 8 до 10 простых слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», то есть короткие простые слова из нескольких слогов. Именно в этот период заканчивается раннее речевое развитие и начинает формироваться моторная речь как способ общения между людьми.
После полутора лет ребенок путем подражания легко произносит знакомые и незнакомые слова, как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих. Интенсивное развитие моторной речи обычно начинается со второй половины 2-го года жизни. До одного года шести месяцев ребенок произносит около 30 простых по звуковому составу слов.
- В два года ребенок говорит уже больше 200 слов, у него практически фразовая речь, он уже должен уметь сформулировать простую мысль или просьбу: «Мама, пойдем в магазин, ты обещала купить мне игрушку».
- При этом некоторые звуки он может еще пока произносить нечетко.
- К трем годам в речи ребенка насчитывается до 1200-1500 слов, включающих почти все части речи.
Такое развитие считается нормой. Но происходит это лишь тогда, когда родители постоянно разговаривают с ребенком, рассказывают ему сказки, поют колыбельные песенки. Очень большая проблема сегодня – живую речь все больше заменяют гаджеты. Из-за этого многие изначально рожденные здоровыми с точки зрения неврологии дети не начинают вовремя говорить.
- Если здоровый ребенок в 2,5-3 года вообще не владеет фразовой речью и, в лучшем случае, только говорит единичные простые слова, у него задержка речевого развития, и это, к сожалению, надо лечить.
- Речь развивается постепенно Чтобы ребенок научился правильно говорить и строить логичные, образные фразы, требуется время.
Когда ребенок только учится ходить, он с маминой помощью делает первые неуверенные шажочки, а через полгода-год он уже самостоятельно бегает, прыгает и танцует. То же самое происходит и с речью: она развивается постепенно. Ребенок не только запоминает новые слова, но и одновременно тренирует артикуляционные мышцы, учится управлять интонацией.
- На это уходит не один год.
- Поэтому если в 3-3,5 года ваш ребенок только начинает произносить первые слова и строить простейшие фразы вроде «мама, дай», то к шести годам, когда придет пора идти в школу, у него не сформируется полноценная фразовая речь.
- Важно заниматься развитием речи постепенно, но с самого раннего возраста.
Причины задержки речевого развития Первая и самая основная причина – это повреждение головного мозга из-за ишемии, кровоизлияния, инфекции. Но подобные отклонения стразу диагностируются, врачи наблюдают за ребенком и проводят все необходимые мероприятия.
- Это те пациенты, с которыми уже работает невролог, психолог и логопед.
- Но есть категория пациентов, которые рождены абсолютно здоровыми.
- Но из-за ошибок в обучении у них тоже начинается задержка в речевом развитии.
- Чаще всего причиной становится чрезмерное увлечение родителей механическим звуком, то есть звуком из телевизора, компьютера, планшета, телефона.
У детей, которые много смотрят мультфильмов или постоянно играют с поющими-говорящими игрушками, хорошо развивается пассивная речь, но их собственная, активная, при этом не формируется. Это происходит из-за разницы длины волны живой речи и механической.
Чтобы ребенок начал говорить, нужно как можно больше разговаривать с ним, самим читать сказки, петь колыбельные песенки. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы телевизор или радио работали фоном в том помещении, где проводит время малыш. Безусловно, если вы хотите показать ребенку какой-то мультфильм или передачу на компьютере, это можно и нужно сделать, но после просмотра устройство нужно выключить и убрать.
Конечно, все эти устройства и игрушки позволяют маме немного отдохнуть или заняться какими-то своими делами. Но когда они заменяют собой живое общение, это приводит к серьезным проблемам с психикой ребенка. Лучше предупредить такие вещи, чем потом годами наверстывать упущенное.
Чтобы восстановить у трехлетнего ребенка правильный стереотип речи, изменить его восприятие, требуется очень много сил и времени: ребенок не может быстро нагнать такие пробелы, приходится прибегать к интенсивному медикаментозному лечению, к дополнительным занятиям с логопедами. Это долгий и трудный путь.
Зачем до этого доводить, если можно все правильно сделать с самого начала? Почему нужно петь колыбельные Пение колыбельных – это важная часть воспитания ребенка. Самые известные колыбельные, например, «баю-баюшки-баю», были придуманы еще в V-VI веке, и мы не случайно поем их детям до сих пор.
Они выстроены специально в том тембре и колебании длины волны, которые понятны ребенку, успокаивают его, развивают мозг. Для каждого возраста существуют свои песни, которые необходимо петь. Напевание таких колыбельных маленькому ребенку и одновременное укачивание его на руках создает основу для правильного психического развития.
Сейчас многие пары подходят к планированию беременности со всей ответственностью: ведут здоровый образ жизни, сдают все анализы, читают книги о здоровье и воспитании будущего ребенка. Включите в эту подготовку и разучивание хотя бы нескольких колыбельных песенок, чтобы петь их малышу.
Какими бы простыми они вам ни казались, но в них заключена отработанная веками народная мудрость для правильного становления личности, это очень важно. Пойте эти колыбельные хотя бы до года. К двум годам, когда ребенок уже хорошо понимает фразовую речь, песни можно подбирать уже более сюжетные, чтобы пока мама поет, он мог в голове представить себе эту картинку.
Говорите с ребенком как можно больше Не спешите в разговорах с малышом, спокойно и размеренно проговаривайте ему, что происходит вокруг, озвучивайте свои действия. Тогда он на слух начнет воспринимать, как называется тот или иной предмет, так формируется пассивная речь.
- С полугода добавляйте подробности о цвете и объеме предметов: «маленькая игрушка», «красный мяч».
- Когда вы делаете это постоянно, ребенок учится слышать и понимать вас.
- Это помогает уже после года объяснить малышу, что трусики должны быть сухие, то есть довольно рано приучить ребенка к горшку, а не пользоваться все время памперсами.
В полтора года ребенок в состоянии удерживать мочевой пузырь, контролировать свои тазовые функции. Это одно из важных звеньев психического развития. Конечно, проситься в туалет он, в конце концов, научится и сам, но эти навыки придут значительно позже и уже не в той форме, в которой хотелось бы.
Поэтому очень важно приучить себя как можно больше разговаривать с малышом и максимально ограничивать механические звуки вокруг него – это важнейшие звенья профилактики задержки речевого развития. Если мы это выстраиваем правильно, то уже в 2,5 года ребенок начинает говорить фразовой речью, и у родителей нет проблем с его поведением, обучением.
Если ваш ребенок в 2,5 года не говорит, особенно если нет так называемой своей тарабарской речи, он молчит и не озвучивает игру, обращенную к вам просьбу о чем-то, то это не вариант нормы, это проблема, которой нужно заниматься. Как разговаривать с ребенком
Разговаривать с ребенком нужно обычным тембром, именно этот ваш тон и тембр ребенок знает еще с внутриутробного своего состояния. Старайтесь говорить простыми фразами, но не сюсюкайте, не коверкайте слова. Если у ребенка проблема со зрением или слухом, то маме нужно как можно раньше начать ярко красить губы, чтобы он мог следить за ее губами и понимать, как именно она произносит звуки. Если у ребенка на первом году жизни были проблемы с глотанием, то, к сожалению, не избежать проблем и со звукопроизношением. Начать заниматься со специальным логопедом можно уже в первые месяцы жизни малыша, еще в доречевой период. Решайте все проблемы, как только они появляются, не откладывайте и не ждите, что само пройдет. Не пройдет.
Сад логопедический или обычный? Итак, ребенок подрос, и пришло время решать, в какое дошкольное учреждение его отвести. В этот момент важно разобраться, есть ли у вашего малыша проблемы с психикой и речью, и какие. Когда никаких серьезных медицинских проблем у малыша нет, начните с обычного сада.
- Если в первый год речь не выровняется и не разовьется до нужного уровня, тогда стоит подать заявку на прохождение медико-педагогической комиссии.
- Она проходит с февраля по июнь.
- Получить направление можно в детском дошкольном учреждении или позвонить им и записаться на прием.
- Для прохождения медико-педагогической комиссии необходимо иметь заключение невролога, логопеда, психиатра о состоянии здоровья вашего ребенка.
Если ребенок начал говорить фразовой речью, но не выговаривает определенные звуки, то можно отвести его в обычный сад, в котором есть логопедические группы. Там занимаются с детьми с нормальным психо-речевым развитием, но с неправильными установками самих звуков.
Обычно логопед начинает работу с такими ребятами с пяти лет, чтобы к школе выровнять речь и исправить все слабые звуки. В среднем на постановку и закрепление одного звука уходит от трех месяцев. Одно из частых нарушений у детей 3-3,5 лет – так называемая каша во рту, когда из-за нарушения иннервации речевой мускулатуры ребенок не может чисто, понятно произносить часть звуков.
В этом случае без помощи специалиста не обойтись, лучше обратиться к неврологу для установки точной причины дизартрии и проведения необходимого лечения, если оно нужно, также необходимо посещать специальный логопедический сад. Здесь требуется комплексный подход: одновременная слаженная работа логопеда, невролога и психолога.
- Распределением детей в специализированные группы или сады занимается медико-педагогическая комиссия.
- И снова повторюсь, значительно проще заниматься профилактикой задержки речевого развития, чтобы те дети, которые могли бы говорить, но из-за недостаточного внимания родителей не начали, не попадали в специальные группы.
Для этого важно не просто разговаривать с ребенком, а слышать, о чем он говорит, стараться понять его и реагировать на его слова. Уверяю вас, если вы с детства наладите этот контакт, то он сохранится на всю жизнь, поможет малышу стать хорошим членом семьи, общества, надежной поддержкой и опорой для вас.
Как предотвратить заикание Бывают случаи, когда ребенок долго не начинает говорить, при этом с ним занимаются, он накапливает большой пассивный запас слов, может в голове составлять фразы. Если запустить у него речевой процесс чрезмерно активно, то он не справится с потоком речи и начнет заикаться. Чаще всего это происходит в 2,5-3 года.
Особенно подвержены заиканию дети с тиками (навязчивое моргание, мигание, шмыганье носом и подобное). Если вы замечаете, что в начале речи ребенок начинает запинаться, это сигнал, что нужно обратиться к неврологу, чтобы решить проблему. Из всех навязчивых состояний заикание – самая сложная проблема, на лечение которой могут уйти годы.
Соска и речевое развитие ребенка Еще один важный аспект профилактики задержки речевого развития – длительное использование сосок и длительное кормление грудью. Я имею в виду ситуацию, когда пустышка или мамина грудь находятся во рту ребенка не для успокоения или кормления, а просто так, в состоянии бодрствования.
В этом случае проблема возникает чисто механическая: для того чтобы говорить, рот должен быть свободен, а если рот занят, то говорить невозможно – мешает соска или грудь. Пустышку можно использовать, когда ребенок засыпает, когда болеет, когда ударился, но во время бодрствования ее нужно убирать.
- После двух лет от пустышки нужно отказаться полностью.
- Это поможет избежать проблем с речью и сохранить правильный прикус, что значительно снизит ваши денежные расходы в дальнейшем при лечении ортодонтом некрасивых зубов вашего любимого ребенка.
- Это же относится и к материнской груди.
- Она должно быть источником пищи или средством успокоения, не более того.
Безусловно, грудное молоко содержит в себе очень много хороших веществ, но оно нужно ровно до тех пор, пока ребенок не начал есть нормальную человеческую еду. Сосание груди очень важно для формирования психологического общения мамы и ребенка. Но к двум годам ребенок уже хорошо понимает обращенную речь, может и сам говорить, поэтому эта связь только укрепляется и никак не прервется после отлучения ребенка от груди.
- Важно с самого начала отучать малыша сосать палец.
- К 2,5-3 годам ребенок должен спокойно обходиться без пустышки, материнской груди или сосания пальцев.
- Почему? Во время сосания качательно-поступательные движения дают ощущение успокоения, седацию.
- С возрастом потребность ребенка в таких движениях слабеет, теперь ему нужно познавать окружающий мир, быть активным.
А если ребенок продолжает сосать палец или пустышку, то он автоматически переносит себя в грудничковый период, ведет себя как малыш и не дает себе возможности полноценно развиваться. Гаджеты: вред или польза Современные устройства, с одной стороны, очень полезны, но когда речь идет о детях, нужно быть предельно внимательным и осторожным.
Никто не говорит о том, что не нужно использовать телевизор и гаджеты совсем. Это важная часть современной жизни, дети должны уметь владеть ими. Но у маленького ребенка еще нет навыков речи, движений, моторики, правильного психического развития, неправильно сформирована критика, самокритика, умение контролировать самого себя.
Поэтому очень опасно бесконтрольно давать ему то, что может спровоцировать неправильное развитие. В России об этом говорят мало, и сегодня в большинстве семей гаджеты используют сверх допустимой меры, на каждого члена семьи, включая грудного ребенка, приходится от двух до трех гаджетов.
При этом в той же высокотехнологичной Японии детям разрешают пользоваться телефоном или компьютером только с пяти лет, когда нервная система дозрела. И я согласна с их подходом. Да, вы можете включать ребенку какие-то развивающие игры или мультфильмы, но не более 30-40 минут в день на хорошем экране с хорошим звуком.
Планшетов и смартфонов лучше избегать, потому что у маленьких детей быстро формируется цветовая и тактильная зависимость. В глушь, в деревню Напоследок я хочу посоветовать всем-всем родителям больше времени проводить с детьми на свежем воздухе. Особенно полезно это будет малышам, имеющим проблемы с психо-речевым развитием.
Самое лучшее – на несколько недель или даже месяцев уезжать в сельскую местность, где вокруг только живые звуки природы от бегущего ручейка, шелеста листьев на деревьях, жужжания пчелки и прочих звуков, где нет городского, механического звука от гудения проводов. Это не только поможет нормализовать сон, подарит спокойствие, но и даст возможность перегруженному информацией мозгу ребенка отдохнуть и набраться сил для преодоления всех трудностей в речевом развитии.
Будьте здоровы! Удачи вам и вашим детям! Читать подробнее: Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить
Полный ответ
Когда нужно бить тревогу Если ребенок не говорит?
Как ребенок должен разговаривать?! Многие родители не замечают, что их ребенок плохо говорит, так как просто не знают, как должна развиваться речь у детей определенного возраста. Ребенок разговаривает, общается, задает вопросы, но о том, КАК он произносит слова (переставляет слоги, заменяет звуки), родители часто не задумываются.
Часто родители считают, что эти проблемы пройдут сами собой и их ребенок со временем догонит сверстников. Как правило, они ошибаются. Если ребенок в возрасте 3-4 лет говорит неправильно или вообще не говорит, то нужно бить тревогу. В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения.
Сначала ребенок «коверкает» слова, искажает, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более и более уточняется, постепенно приближается к норме. В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П.
- Из них ребенок составляет первые слова: папа, мама, баба.
- Несколько позднее усваиваются другие звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й.
- Этими звуками ребенок овладевает в период от года до трех лет.
- Более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч) появляются лишь в возрасте от 3 до 5 лет.
До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми звуками. Самые сложные звуки (Р, Л) появляются у большинства детей в период от 5 до 6 лет. Становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам. Следовательно, ни один нормально развивающийся ребенок не должен прийти в школу с дефектами в произношении звуков.
Полный ответ
Как научить ребенка говорить слово мама?
Как научить ребенка говорить: действенные методики, которые может применять любая мама — 7Дней.ру Фото: LEGION-MEDIA Новорожденный малыш общается с родителями единственно возможным для него способом — через плач. Так он сообщает, что хочет кушать, замерз, испытывает боль или просто хочет внимания. Однако даже мама не всегда понимает, чем вызваны крик и слезы.
Чем раньше ребенок научится говорить, тем быстрее он облегчит жизнь себе и родителям. Говорящие малыши намного спокойнее, они меньше капризничают и способны объяснить словами, чего хотят. Мама и папа, в свою очередь, смогут быстрее удовлетворить их потребности. Лингвистические навыки дети приобретают гораздо раньше, чем подозревают многие родители.
За месяц до появления на свет ребёнок уже может отличать разные языки по ритму. А фундаментальные знания о структуре, мелодике и интонациях родной речи в первые месяцы жизни. Так что, беседуя с малышом, вы не просто сотрясаете воздух, а строите основу для его успеха в будущем! Дети, с которыми мало разговаривали родители, уже к двум годам могут отставать от сверстников в развитии примерно на полгода. Фото: LEGION-MEDIA Каждый ребенок — индивидуальность, и его развитие может отставать или опережать общепринятые нормы. Одни дети могут разговаривать уже в год, а другие упорно скрывают свои мысли от посторонних до 3 лет. По мнению психологов, малыш, в зависимости от возраста, должен уметь следующее: В 2 месяца.
- Это период «гуления».
- Младенец с удовольствием протягивает гласные звуки «а», «о», «у», а некоторые индивидуумы пытаются добавить к ним согласный «г».
- Это милое «гу-агу» малыш может повторять по нескольку минут, при этом активно жестикулируя и улыбаясь.
- От 3 до 6 месяцев.
- Видимое развитие речи в этом возрасте ограничивается простыми слогами или невнятным лепетанием, но обратите внимание, как малыш внимательно вслушивается в вашу речь.
Он буквально впитывает каждое слово. Если вы замолкаете, младенец заполняет паузу своим гулением, давая понять, что диалог не закончен и он ждет продолжения. В этот период очень важно читать ему сказки, стихи, больше разговаривать, комментируя все происходящее вокруг.
В 8-10 месяцев. Ребенок продолжает лепетать, но среди несвязных звуков проскакивают вполне понятные первые двусложные слова. Малыш начинает понимать фразы, обращенные к нему. При названии предметов отыскивает их глазами, показывает пальчиком. На предложение покушать — открывает рот, а сообщение о предстоящей прогулке вызывает бурю положительных эмоций.
В 1 год. Годовалый малыш уже говорит. Пока его словарный запас ограничен 10-15 словами, но произносит он их вполне осознанно. Буквально через месяц-другой количество удваивается, и в 1,5 года малыш свободно оперирует 30-40 понятиями. Словарный запас двухлетних детей составляет около 100 единиц. Фото: LEGION-MEDIA В первые месяцы жизни малыша разговаривайте с ребёнком как можно чаще. Пойте, рассказывайте потешки и поговорки. Причём можно ещё до рождения: слышать ребёнок начинает уже на 16-й неделе внутриутробного развития. Так новому человеку будет проще понять ритм языка.
Говорите нежно и певуче. Взрослые интуитивно общаются с младенцем более тонким и мелодичным голосом, растягивая гласные. И это правильно. Различные исследования показывают, что именно такой стиль привлекает грудничков, помогает им изучать язык и развивать социальные навыки. Обеспечьте тишину. Малышам нужно время, чтобы поиграть со своим голосом и не отвлекаться на звук телевизора, музыку и другие шумы.
Не сюсюкать и не коверкать слова. Дети любят копировать взрослых. Если родители говорят «ляля» вместо «девочка», как ребенок выучит правильное слово? Исключение составляют некоторые длинные слова: например, можно говорить «деда» вместо «дедушка». Сюсюканье лучше исключить полностью, особенно в общении с малышом старше 1-1,5 лет — ребенок начинает коверкать звуки, потому что так делают родители.
- Использовать развивающие игрушки.
- В частности, улучшение мелкой моторики хорошо влияет на развитие мозга в целом и речевых функций в частности.
- Делать артикуляционную гимнастику вместе с ребенком, превращая ее в веселую игру.
- Можно гримасничать, читать забавные стихотворения («язычок гулять собрался, он умылся, причесался») — это нравится детям, и они выполняют упражнения с удовольствием.
Устраивайте игры «а что ты хочешь?» Малыш часто просит что-то с помощью хныканья или протягивания ручек. Устройте ему игру: предлагайте рядом лежащие игрушки и называйте их. Можете произносить не название, а звукоподражание. Например, малыш хочет держать в ручках игрушку-лягушку, а вы ее называете «ква-ква». Фото: LEGION-MEDIA Повторяем звуки. Малышу нравится, когда мама повторяет звуки, которые он произносит. Это повод для радости и хорошая тренировка артикуляционного аппарата ребенка. Повторяя за малышом, поменяйте один звук. Например, когда он скажет «ллуу», произнесите «ллаа».
И малыш попытается повторить то, что услышал. Так простая игра превратится в полноценное логопедическое занятие. Чтобы кроха поскорее произнес первое слово, выделяйте время на совместные занятия. Важно проводить их в игровой форме. Тогда ребенок будет с удовольствием овладевать новым навыком. Чтобы малыш усвоил слова «мама» и «папа», вам необходимо произносить их на подъеме эмоций, чтоб ребенок мог выделить их для себя.
Это можно делать в игре. Например, пряча ладошками лицо, спрашивайте у ребенка с удивлением: «Где мама?» Часто повторяйте слова «мама» и «папа» для того, чтобы они было у ребенка на слуху. Похвала очень нравится младенцам и помогает им развиваться. Если малютка правильно вам отвечает, хвалите его.
Полный ответ
В каком возрасте дети начинают все понимать?
В 12 — 18 месяцев Ребенок начинает понимать, что одно и то же слово может обозначать предметы, разные по форме, размеру и цвету, но имеющие одинаковое назначение.
Полный ответ
Когда ребенок начинает узнавать маму и папу?
Нерво-психическое развитие детей первого года жизни Нервно-психическое развитие детей первого года жизни Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми.
- Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:
- • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;• Эмоции;• Общие движения;• Движения руки и действие с предметами;• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
- • Навыки и умения.
- Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.
- Таблица 1. От 0 до 6 месяцев
Показатель | 1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | 5 месяц | 6 месяц |
Зрительно-ориентировочные реакции | Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним | Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой | Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении | Узнает мать | Отличает чужих от близких | |
Слуховыеориентировочные реакции | Вздрагивает при резком звуке и мигает | Прислушива- ется | Отчетливое слуховое сосредото- чение | Поворачивает голову на звук | Различает тон, с которым к нему обращаются | |
Эмоции | Первая улыбка | Улыбается в ответ на речь взрослого | В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек | Громко смеется | ||
Движения общие | Пытается держать голову лежа на животе | Хорошо держит голову в (1-2 мин.) вертикальном положении | Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног. | Поворачивает- ся со спины на живот | Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивает- ся со спины на живот | Поворачива- ется с живота на спину. Подползает к игрушке. |
Движения руки и действия с предметами | Захватывает подвешенную игрушку | Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка | Свободно берет игрушки из разных положений | |||
Подготовительные этапы развития речи. Понимание речи | Начинает гулить | Продолжи-тельно гулит | Продолжает долго гулить | Произносит слоги «ма», «ба». Начало лепета | ||
Навыки и умения в процессах | Берет пищу губами с ложки для кормления |
Таблица 2. От 6 до 12 месяцев
Показатели | 7 месяцев | 8 месяцев | 9 месяцев | 10 месяцев | 11 месяцев | 12 месяцев |
Движения общие | Хорошо ползает | Самостоя- тельно садится. Сидит. Самостоя- тельно встает у опоры и ходит, держась за нее | Ходит при поддержке за обе руки | Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. | Самостоя-тельно стоит без опоры | Самостоя-тельно ходит |
Движения руки с предметами действия | Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую | Долго занимается игрушками | Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает | Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой | Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки | |
Подготовитель- ные этапы развития речи | Произносит слоги многократно (лепечет) | Громко, повторно произносит различные слоги | Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете | Подражает разным слогам взрослого | Произносит первые слова обозначения: «мама», «ав-ав», «кис-кис» | Произносит 8-10 слов |
Понимание речи | На вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном месте | По просьбе взрослого делает «Ладушки», «До свидания» | Знает свое имя. На вопрос «Где?» находит предмет и достает его из множества игрушек | Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого | Выполняет элементар- ные требования взрослых | Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличива- ется запас понимаемых слов |
Навыки и умения в процессах | Пьет из чашки, которую держит взрослый | Сам держит сухарик или корочку хлеба | Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками. | Пьет из чашки | Пьет из чашки | Сам берет чашку и пьет из нее |
С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.
Развитие зрения и слуха У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво.
На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете. Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми.
В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.
Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему. Развитие эмоциональных реакций Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем.
- Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы.
- Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.
- Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.
На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования. На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться.
У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления». К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей.
Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека.
Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание. Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение.
При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции. После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.
- К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается.
- Усиливаются и проявления эмоций.
- Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными.
- Возникает робость и стеснительность.
- Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.
Общие движения Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает.
- С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки.
- В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.
- При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.
Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша! С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки.
При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений. Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни. Развитие речи Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др.
Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша. К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком.
- А в возрасте семи месяцев появляется лепет.
- Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма».
- Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.
- В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом.
Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам.
- Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.
- Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев.
- Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).
К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -«надо» и «нельзя». Советы родителям Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых.
- Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.
- Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии.
- Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц.
Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку. Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех.
- Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.
- Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно.
- А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками.
Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи. В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры.
- Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.
- С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.
Читать подробнее: Нерво-психическое развитие детей первого года жизни
Полный ответ
Когда дети понимают как их зовут?
На ваши вопросы отвечают эксперты Parents.ru.21 января 2022 В нашей рубрике « Задай вопрос эксперту » читательница Евгения спрашивает: «Нашей дочери сейчас почти 5 месяцев. Зову ее по имени, она поворачивает голову, смотрит на меня. А муж уверен, что дочь просто реагирует на мой голос, а не на свое имя. Скажите, кто прав? В каком возрасте ребенок начинает откликаться на свое имя?» клинический психолог, детский нейропсихолог, эксперт онлайн-института Smart — Каких-то определенных жестких норм здесь нет, но большинство современных детей обычно в возрасте около 4 месяцев уже узнают свое имя и начинают на него реагировать. В этот же период у детей все ярче проявляется так называемый комплекс оживления: в ответ на мамин голос они активно двигают руками и ногами, улыбаются, лепечут.
- Ребенок уже способен произносить звуки, похожие на «п», «б», «м», а также гласные «о», «а».
- Если малыш еще не начал реагировать на свое имя в этом возрасте, не спешите паниковать.
- Приведенные сроки — это средние значения, и отклонения допустимы в довольно больших пределах.
- Можно подождать еще пару месяцев и посмотреть, не изменилась ли ситуация.
К тому же, развитие речевых способностей ребенка — это один из множества компонентов его развития. Нужно оценивать и другие параметры. Лучше всего для этого подойдут «дневники развития ребенка» : в Сети легко найти подобного рода таблицы, где отмечены сроки формирования большинства важнейших физиологических и психических систем малыша.
ребенок не захватывает и не держит предметы в руке; не переворачивается на живот со спины; лежа на животе, не приподнимается на руках. при подтягивании ребенка за руки, когда он лежит на спине, его голова отклоняется назад; малыш не опирается на пальцы ног при поддерживании в вертикальном положении; не реагирует на других людей, не проявляет эмоций: не улыбается, не сердится, не смеется, не удивляется. Не радуется, если с ним играют.
В этом случае говорить о каких-то диагнозах преждевременно, но начать выяснять причину задержек развития лучше с посещения детского невролога, Он проверит все основные рефлексы, оценит работу анализаторных систем и при необходимости направит к другому профильному специалисту.
Полный ответ
Когда говорит мама?
С какого возраста дети могут разговаривать — В современных исследованиях существует следующая классификация этапов развития детской речи:
С 9 до 18 месяца. В этот период ребенок пытается подражать звуки, которые слышит ежедневно: лай собаки как «гав-гав», тиканье стрелок часов как «тик-так», бэкание козы как «бэ-бээ» и другие. Также малыш может пытаться формировать простые звуки в слова: «мама», «баба».18 — 20 месяц. В этовремя ребенок выражает свои мысли и пожелания в повелительной форме, как, например «дай!», «иди!» и т.п. Также заметными становятся попытки чада сочетать уже знакомые простые слова в небольшие предложения.20 — 22 месяц. В этот период ребенок учится использовать слова во множественном числе, тем самым привлекая к коммуникации больше одного человека.22 — 24 месяц. Словарный запас малыша увеличивается до 300 слов, большую часть которых составляют существительные.
Со стороны родителей очень важно поддерживать ребенка в течение каждого из перечисленных этапов. Безусловно положительный эффект на детское умение выражать свои мысли будет чтение книг вместе, слушание музыки, просмотр мультфильмов и тому подобное. Так ассортимент звуков для малыша постепенно будет становиться шире.
Полный ответ
Почему дети говорят мама?
Почему во всем мире дети говорят «мама» ? Почему во всем мире дети говорят «мама» May 14th, 2013 (Исследование Якобсона, наверное, довольно известно, но я, к примеру, о нем не знал, поэтому позволил себе перевести эту небольшую статью с theweek.com, написанную для простого обывателя)В каждом языке есть слово, обозначающее воду. На суахили это maji, на датском — vand, японцы говорят mizu.
- Несмотря на то, что эти слова описывают наиболее распространенное дающее жизнь вещество на земле, лингвистически в них нет ничего общего.
- Да и с чего бы им стать похожими на трех отдельных континентах среди людей с невероятно разнообразными историей и традициями.Но есть одно–единственное слово, которое произносится одинаково в почти что всех языках, известных человечеству.
Конечно же, это слово «мама». «Мама» — это универсальное слово, описывающее женщину, которая в самом уязвимом нашем состоянии дала так необходимую нам любовь. Практически в каждом языке есть узнаваемая форма этого слова. Несмотря на то, что в большинстве языков более формальное слово «мать» может сильно отличаться, более личное «мама» остается неизменным.
- Но «мама» произносится не из–за любви, а по двум простым причинам: маленький ленивый рот младенца и женская грудь.Наиболее полное исследование над словами «мама» и «папа» как универсальными терминами было проведено лингвистом Романом Якобсоном.
- Он объяснил, что для человека наиболее простыми для воспроизведения являются открытые гласные звуки.
Дети могут произносить гласные звуки с первых дней жизни. Что они и делают. Постоянно. Как только они начинают экспериментировать с другими звуками, они пробуют самые простые согласные. Обычно они начинают со звуков, производимых с закрытыми губами, так называемых «губных согласных», например,,,,
Дети собирают всю энергию, чтобы вытолкнуть этот новый гласный звук «мммм», а затем расслабляют рот в наиболее простом открытом гласном «а». Добавляя сюда естественное повторение в детской речи (лепет), мы получаем «ма–ма», «ба–ба», «па–па» и так далее.Так почему же дети все–таки тяготеют к звуку, а не или ? Конечно же, из–за женской груди.
Звук — самый простой для детского рта, приложенного к теплой аппетитной груди. Даже став взрослыми мы продолжаем ассоциировать «мммм» с чем–то вкусненьким. То же делает и ребенок.Якобсон в своей работе полагает, что ребенок не имеет ни малейшего понятия о том, что вас зовут мамой или папой или как–то еще.
Слово «мама» не значит «я люблю тебя, дорогая женщина–ангел, принесшая в жертву сон, карьеру и упругость ягодиц». Оно значит «еда».Так что когда ребенок зовет папу «мамой» и все больше начинает тревожиться, что папа не становится «мамой», на самом деле он не зовет свою мать. Он способен понять, что волосатый плоскогрудый болван, который пытается петь колыбельную, не является Главным Блоком Раздачи Еды №1.
А Главный Блок Раздачи Еды №1 или хотя бы подходящий латексный заменитель, который этот Блок обычно носит с собой, должен быть доставлен немедленно.Исследование Якобсона появилось раньше феминистского движения и не затрагивает роли мужчины как основного источника безопасности.
- Как мы можем предположить, следуя той же логике, со временем ребенок начинает понимать, что произнося «па–па» можно получить еду, даже если поблизости нет женской груди.Родители поощряют речь ребенка и помогают улучшить интонацию согласно их собственному языку.
- Вскоре «мама» и «папа» начинают соответствовать конкретным людям в жизни ребенка.
Таким образом, независимо от того, просит ли проснувшийся ночью ребенок vand, mizu или maji, та женщина, которую он об этом просит, скорее всего будет называться мамой. Читать подробнее: Почему во всем мире дети говорят «мама»
Полный ответ
Почему мальчики начинают говорить позже?
Поэтому мальчики и говорить, и ходить часто начинают позже девочек. — Еще одна причина кроется в физиологии. Дело в том, что мозговые полушария у мальчиков развиты очень хорошо: как левое, которое отвечает за речь и интеллект, так и правое, которое отвечает за пространственное мышление.
Полный ответ
Почему современные дети позже начинают говорить?
Маленькие молчуны — В советское время дети начинали говорить к году, к трем — общаться простыми фразами и предложениями. Теперь же эти сроки заметно отодвинулись. «Можно сказать, что растет поколение неговорящих детей, – говорит учитель-логопед Ирина Павлович, – В последнее время мы наблюдаем увеличение количества таких детей и усложнение структуры дефекта, то есть когда у одного ребенка имеется несколько нарушений одновременно.
- К нам обращаются родители детей от трех до семи лет.
- К сожалению, не все дети своевременно получают помощь.
- Часто родители ждут, что речь все же появится сама, и приводят к нам деток пяти-шести лет, у которых лишь лепетная речь либо отсутствует понимание речи.
- В этой ситуации важный период в развитии уже упущен, и не всегда хватает времени компенсировать пробелы к школе».
Такие задержки в развитии речи связаны со многими факторами. Во-первых, сегодня значительно вырос уровень выхаживания недоношенных детей и сохранения беременности. Если раньше срабатывал естественный отбор, то теперь все по-другому. По данным ВОЗ, стало больше детей с аутизмом, нарушением эмоционально-волевой сферы.
Полный ответ
Чем опасна задержка речевого развития?
ВАЖНО! Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения. Задержка речевого развития: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Определение Становление нервной системы человека начинается на ранних этапах внутриутробного развития. Вместе с развитием нервной системы происходит формирование психики человека. Психическая деятельность относится к высшей нервной деятельности и требует для своей реализации участия многих структур головного мозга.
Речь – один из видов высшей нервной деятельности, который присущ только человеку, а речевые навыки начинают развиваться, когда ребенок попадает в среду общения людей друг с другом. Чем младше ребенок, тем интенсивнее происходит становление его психических функций, в том числе и речи. Под задержкой речевого развития понимают замедление приобретения речевых навыков, овладения речью по сравнению со средневозрастными показателями.
В большинстве случаев выраженная задержка речи сопровождается нарушением зрительно-пространственных навыков и/или двигательной неловкостью. Улучшение речевого развития может наблюдаться по мере взросления ребенка, однако легкая недостаточность часто остается на всю жизнь.
По мнению врачей, задержка речевого развития чаще отмечается у мальчиков, чем у девочек. Разновидности задержки речевого развития Речевое развитие может нарушаться в рамках глобальных нарушений психики, при которых страдают все сферы высшей нервной деятельности, а может быть изолированным, или селективным, т.е.
из всех психических функций нарушается исключительно речь. Речевое развитие может отставать у ребенка с самых первых этапов становления этой психической функции, а может замедлиться или приостановиться после периода относительного благополучия, когда формирование речевых навыков не вызывало опасений (синдром Ландау—Клеффнера).
- Возможные причины задержки речевого развития Для нормального речевого развития необходима слаженная работа многих структур организма, в частности органов слуха, зрения, мышечного аппарат, челюстно-лицевых структур, органов дыхательной системы и, конечно, нервной системы.
- С первых месяцев жизни ребенок следит за окружающими его людьми, слышит звуки речи и наблюдает за артикуляцией.
Первые попытки освоения вербальной речи появляются, как правило, на втором-третьем месяце жизни в виде гуления, позже ребенок пытается произносить согласные, отдельные простые слоги, которые выливаются в лепет. В процессе дальнейшего освоения речи и наблюдения за окружающими взрослыми ребенок пробует придавать определенные интонации произносимым слогам.
Позже, примерно с 9-го месяца жизни, ребенок делает первые попытки произносить простейшие слова. Однако соотносить слово и его смысл ребенок начинает позже. На втором году жизни происходит обогащение словарного запаса, ребенок постепенно осваивает простейшие фразы, а в возрасте 3–4 лет в речи ребенка появляются более или менее длинные монологи и высказывания.
Становление речи является сложным процессом, поэтому любые неблагоприятные факторы, действующие на организм ребенка, могут нарушить его и привести к задержке речевого развития. В первую очередь, на становление вербальной речи влияют заболевания нервной системы и органов чувств.
Поражение лицевой мускулатуры, участвующей в акте артикуляции, также оказывает неблагоприятное влияние и затрудняет развитие речи. Еще одна возможная причина позднего освоения речевых навыков – недостаточное общение родителей с ребенком, а также билингвальные семьи, где члены семьи говорят на нескольких языках.
При каких заболеваниях может возникнуть задержка речевого развития
Ведущую роль в патологической задержке речевого развития играют психические отклонения — психоэмоциональная депривация, аутизм, элективный мутизм.
- Отставание в речевом развитии или невозможность освоить речевые навыки отмечается у детей, перенесших тяжелые перинатальные повреждения головного мозга. К таким повреждениям относятся детский церебральный паралич, гипоксия плода, кровоизлияния в мозг, внутриутробные инфекции и т.д.
- К задержке речевого развития может приводить постнатальное повреждение клеток головного мозга по причине развития ядерной желтухи, менингитов и менингоэнцефалитов и других заболеваний центральной нервной системы.
- Нарушения слуха, которые не позволяют ребенку воспринимать вербальную речь (например, врожденная глухота как следствие внутриутробных инфекций, генетических заболеваний, токсического действия различных веществ на организм человека или постнатально перенесенного среднего отита), всегда задерживают речевое развитие вплоть до полной немоты.
- Пороки развития челюстно-лицевого аппарата.
- Заболевания гортани и отделов дыхательной системы, участвующих в процессе голосообразования.
- Наследственные болезни обмена веществ, приводящие к задержке всех сфер психомоторного развития ребенка, например, фенилкетонурия, гликогенозы, тирозинемия и другие.
- Хромосомные синдромальные заболевания, например синдром Дауна.
- Хронические тяжелые соматические заболевания, приводящие к нарушению питания клеток головного мозга, например, тяжелая печеночная недостаточность, муковисцидоз, врожденные пороки сердца, нарушения пищеварения и т.д.
К каким врачам обращаться при задержке речевого развития Обследование ребенка с задержкой речевого развития — непростая задача, поскольку врач должен оценить, нарушены ли еще какие-то сферы высшей нервной деятельности (игровые навыки, внимание, рассуждение, ориентация и т.д.), а также провести полное обследование, чтобы с уверенностью исключить (или подтвердить) вторичный характер нарушения речевого развития на фоне иных соматических или неврологических заболеваний.
Нейросонография – метод ультразвукового исследования внутричерепных структур, широко применяемый у новорожденных и детей первого месяца жизни, позволяет выявить органические нарушения в головном мозге и окружающих его структурах.
Нейросонография Не инвазивный и безболезненный метод исследования головного мозга для исключения возможных патологий. Может выполняться с рождения и вплоть до закрытия большого,
КТ головного мозга и черепа Сканирование головного мозга, черепа и окружающих их тканей, позволяющее диагностировать различные патологии. МРТ головного мозга Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.
Ректосигмоскопия Эндоскопическое исследование участка толстого кишечника, позволяющее получить информацию о его состоянии и обнаружить различные патологии.
Лабораторные исследования играют второстепенную роль в выявлении причин задержки речевого развития и необходимы для исключения инфекционно-воспалительных процессов, происходящих как в центральной нервной системе, так и за ее пределами (клинический анализ крови с развернутой лейкоцитарной формулой), для оценки функции печени и почек при подозрении на тяжелые патологии (биохимический анализ крови с определением содержания аланинаминотрансферазы (АлАТ), аспартатаминотрансферазы (АсАТ), билирубина и его фракции, гамма-глутамилтранспептидазы, мочевины, креатинина с подсчетом скорости клубочковой фильтрации и др.). Билирубин общий (Bilirubin total) Синонимы: Общий билирубин крови; Общий билирубин сыворотки. Totalbilirubin; TBIL. Краткая характеристика определяемого вещества Билирубин общий Билирубин – пигмент, Мочевина (в крови) (Urea) Синонимы: Диамид угольной кислоты; Карбамид; Мочевина в крови; Азот мочевины. Urea nitrogen; Urea; Blood Urea Nitrogen (BUN); Urea; Plasma Urea. Краткая характеристика аналита Мочевина Моче. Для исключения врожденного гипотиреоза как причины кретинизма, проявляющегося общей задержкой психомоторного развития, может потребоваться определение уровня гормонов щитовидной железы: тироксина (Т4), трийодтиронина (Т3), а также тиреотропного гормона (ТТГ). Перечень лабораторных исследований определяется предполагаемым диагнозом и может быть расширен или сокращен в зависимости от конкретной клинической ситуации. Что делать в случае задержки речевого развития Известно, что нарушение речевого развития оказывает отрицательное влияние на когнитивное, эмоциональное и социальное развитие ребенка, поэтому оставлять эту проблему без внимания нельзя. Чем раньше выявлены неврологические отклонения и чем раньше начата правильно подобранная терапия и реабилитация, тем выше их эффективность и тем с большей вероятностью ребенок сможет ликвидировать образовавшийся пробел в психическом развитии. Лечение задержки речевого развития Лечение задержки речевого развития требует комплексного подхода, интенсивной совместной работы врачей, родителей и педагогов. В основе терапии лежит психолого-педагогическая корректировка, которая подразумевает активные занятия с ребенком. Если были выявлены отдельные психические отклонения, психиатр может назначить ребенку лекарственные препараты, способствующие нормализации психических процессов, и подобрать особые виды психотерапии. При наличии органических неврологических повреждений невролог определяет специфическую терапию, которая может включать препараты, нормализующие процессы обмена веществ в головном мозге, снижающие судорожную активность, и т.д. Терапия соматических заболеваний включает медикаментозную терапию, при необходимости — хирургические операции, и обязательно – корректировку режима питания и сна. Источники:
- Бобылова М.Ю., Браудо Т.Е., Казакова М.В., Винярская И.В. Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию. Русский журнал детской неврлологии.Т.12, № 1, 2017.С.56-62.
- Агаева И.Б. Сравнительное изучение особенностей речи детей раннего возраста с нормативным и задержанным речевым развитием. Проблемы современного педагогического образования.2018.С.4-7.
ВАЖНО! Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу. Лишова Екатерина Александровна Высшее медицинское образование, опыт работы — 19 лет Поделитесь этой статьей сейчас Рекомендации
- 533 29 Сентября
- 4500 28 Сентября
- 4583 12 Сентября
Почему мальчики начинают говорить позже?
Поэтому мальчики и говорить, и ходить часто начинают позже девочек. — Еще одна причина кроется в физиологии. Дело в том, что мозговые полушария у мальчиков развиты очень хорошо: как левое, которое отвечает за речь и интеллект, так и правое, которое отвечает за пространственное мышление.
Полный ответ
В каком возрасте дети улыбаются?
Первая так называемая «социальная улыбка» (то есть такая улыбка, которая направлена на общение) у ребенка появляется к 1-1,5 месяцам жизни. К возрасту 4-6 недель малыш улыбкой откликается на ласковые интонации голоса матери, на приближение ее лица.
Полный ответ
Что должен говорить ребенок в полтора года?
Развитие речи у детей 1,5-2 лет: норма — Что касается норм речевого развития для детей 1,5-2 лет, то показатели примерно следующие: 1,5 года – ребенок говорит от 15-20 слов (в том числе укороченных и звукоподражаний), начинается фразовая речь.2 года – ребенок говорит от 40 до 300 слов, строит фразы и предложения из 3-4 слов Хочу отметить, что все дети развиваются по-разному.
- Отвечает ли ребенок на простые вопросы (Что это? Кто это?).
- Может ли выполнить поручение (принести книгу, выключить свет).
- Повторяет ли за взрослыми слова и фразы?
- Сколько и какие звуки ребенок произносит четко?
- Из какого количества слов малыш строит предложение?
- Насколько часто малыш самостоятельно заводит разговор со взрослыми и другими детьми?
На каком бы этапе развития ни находился ребенок, наша задача как родителей помочь малышу овладеть и обогатить активную речь. Причем помочь ненавязчиво, гармонично, — одним словом, играя.
Полный ответ
Что должен уметь делать ребенок в 8 месяцев?
Навыки у ребенка в 8 месяцев —
Умеет свободно переворачиваться на бок, живот, со спины на живот. Запросто встает на четвереньки, ползает, сидит. Твердо держит в руках игрушку, может бросить ее, рассматривать или пытаться проводить с ней разные манипуляции. Начинает понимать простые просьбы: «возьми игрушку», «дай погремушку». Захватывает небольшие предметы двумя пальцами. Может пальцем показать, где мама, папа или домашний питомец.
Рост ребенка в 8 месяцев – нормы для мальчиков и девочек Рост ребенка в 8 месяцев, по мнению специалистов отечественной педиатрии:
Девочки: от 66,1 до 72,6 см. Мальчики: от 66,7 до 73,2 см.
Рост восьмимесячных детей согласно ВОЗ:
Девочки: от 64,1 до 73,4 см. Мальчики: от 66,3 до 75,1 см.
Вес ребенка в 8 месяцев – нормы для мальчиков и девочек Вес ребенка в 8 месяцев, по мнению отечественных педиатров:
Девочки: от 7,1 до 9,4 кг. Мальчики: от 7,4 до 10,1 кг.
Вес детей 8 месяцев согласно ВОЗ:
Девочки: от 6,2 до 10,3 кг. Мальчики: от 6,8 до 10,8 кг.
По мнению некоторых педиатров, набор лишнего веса ребенком напрямую связан с длительностью сна. Чем короче сон у младенца, тем выше риск набора лишней массы тела.
Полный ответ