Симптомы —
Неусидчивость, суетливость, беспокойство. Импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость. Игнорирование правил и норм поведения. Наличие проблем со сном. Задержка речевого развития. Склонность к одновременному выполнению без завершения сразу нескольких заданий.
Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу-неврологу для проведения обследования, так как иногда у ребенка причиной гиперактивного поведения является другое, более тяжелое заболевание. Из дополнительных методов используют электро- и эхоэнцефалографию, в ряде случаев — компьютерную томографию, электронейромиографию, эмиссионную спектрометрию и др.
Полный ответ
В каком возрасте проявляется синдром дефицита внимания?
Симптомы и признаки СДВГ — Заболевание часто начинается до 4 лет и неизменно до 12 лет. Пиковый возраст постановки диагноза – 8–10 лет, однако у пациентов с преимущественно невнимательным типом синдром может быть диагностирован только в подростковом возрасте. Основные симптомы и признаки СДВГ:
Невнимательность Импульсивность Гиперактивность
Невнимательность, как правило, проявляется, когда ребенок выполняет задачи, требующие бдительности, быстрой реакции, визуального восприятия и устойчивой концентрации внимания, а также длительного и целенаправленного восприятия вербальной информации.
Импульсивность относится к поспешным действиям с отрицательным потенциалом (например, у детей, которые перебегают улицу, не глядя, у подростков и взрослых, которые внезапно бросили школу или работу, не задумываясь о последствиях). Гиперактивность включает в себя излишнюю двигательную активность. Дети, особенно младшего возраста, могут иметь проблемы с усидчивостью в ситуациях, когда это ожидаемо (например, в школе или в церкви).
Пожилые пациенты могут быть просто суетливыми, беспокойными, или разговорчивыми — иногда до такой степени, что другие чувствуют себя изнуренными, глядя на них. Органическая природа нарушения препятствует развитию мышления, учебных навыков, умения рассуждать и излагать последовательно свои мысли, мотивации к школе и адаптации к социальным требованиям.
- Дети с преимущественно невнимательным СДВГ, как правило, воспринимают практическое обучение и испытывают трудности в ситуациях пассивного обучения, которые требуют непрерывной работы и завершения задачи.
- В целом около 20–60% детей с СДВГ имеют расстройства обучения, но у большинства детей с СДВГ некоторые школьные проблемы возникают из-за невнимательности (в результате пропуска деталей) и импульсивности (как результат ответа на вопрос без обдумывыания).
Для детей с СДВГ характерны следующие психологические особенности: низкое качество социальных навыков и взаимоотношений со сверстниками, нарушения сна, беспокойство, дисфория, депрессия и перепады настроения. Хотя специфического физического обследования или лабораторных исследований, связанных с СДВГ нет, признаки могут включать:
Несогласованность движений или неуклюжесть нелокализованные, невыраженные неврологические симптомы; Перцептивно-двигательные дисфункции
Клинические критерии базируются на руководстве DSM-5
Диагноз СДВГ является клиническим и базируется на всестороннем медицинском, экспериментальном, образовательном и психологическом оценивании (см. Практическое клиническое руководство по диагностике, оценке и лечению синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей и подростков Американской академии педиатрии ).
Часто проявляться в течение ≥ 6 месяцев Более выражены, чем ожидалось с учетом уровня развития ребенка Возникновение минимум в 2 ситуациях (например, дома и в школе) Присутствовать в возрасте до 12 лет (по крайней мере, некоторые симптомы) Мешать функционированию дома, в школе или на работе
Симптомы невнимательности:
Не обращает внимание на детали или делает небрежные ошибки в школьных работах или при другой деятельности Испытывает трудности концентрации внимания на уроках в школе или в течение игры Складывается впечатление, что ребенок не слушает, когда к нему непосредственно обращаются Не следует инструкциям или конечным задачам Имеет трудность в организации задач и мероприятий Избегает, не любит или не хочет заниматься активностью, которая требует постоянных умственных усилий в течение долгого периода времени Часто теряет вещи, необходимые для школьных уроков или деятельности Легко отвлекаем Забывчив в повседневной деятельности
Симптомы гиперактивности и импульсивности:
Часто двигает руками или ногами или ерзает Часто оставляет свое место в классе или в другой ситуации Часто бегает взад-вперед или чрезмерно поднимается вверх, когда такая активность нецелесообразна Не способен играть спокойно Часто при ходьбе действует, как будто управляется вдигателем Часто говорит чрезмерно Часто выпаливает ответы, прежде чем вопросы будут завершены Часто испытывает трудности с ожиданием своей очереди Часто прерывает или вмешивается к другим
Диагностика преимущественно невнимательного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков невнимательности. Диагностика гиперактивного/импульсивного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков гиперактивности и импульсивности. Диагностика комбинированного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков каждого из типов – невнимательности и гиперактивности/импульсивности.
- Дифференциация между СДВГ и другими состояниями может быть трудной.
- Необходимо избегать гипердиагностики, и остальные условия должны быть точно определены.
- Многие признаки СДВГ выражены в дошкольном возрасте и могут также указывать на проблемы с общением, которые могут возникнуть при других нарушениях неврологического развития (например, расстройства аутического спектра Расстройства аутистического спектра Расстройства аутистического спектра – психическое расстройство детского возраста, характеризующееся нарушением социального взаимодействия и общения, повторяющимися и стереотипными моделями поведения.
Прочитайте дополнительные сведения ) или при некоторых расстройствах обучения Обзор нарушений способности к обучению (Overview of Learning Disorders) Нарушение обучаемости является предпосылкой, обуславливающей разницу между потенциальным и актуальным уровнями академической успеваемости, прогнозированной персональными интеллектуальными способностями.
Прочитайте дополнительные сведения, тревоге Обзор тревожных расстройств у детей и подростков (Overview of Anxiety Disorders in Children and Adolescents) Тревожные расстройства характеризуются страхом, беспокойством или ужасом, который значительно ухудшает способность нормально функционировать и является несоразмерным обстоятельствам.
Тревога. Прочитайте дополнительные сведения, депрессии Депрессивные расстройства у детей и подростков Депрессивные расстройства характеризуются унынием или раздражительностью, которые являются в достаточной степени серьезными или стойкими, чтобы мешать жизнедеятельности или вызывать значительные.
- Прочитайте дополнительные сведения или поведенческих расстройствах Обзор поведенческих нарушений у Overview of Behavioral Problems in Childrenдетей () Многое в поведении дети или подростки заимствуют у родителей или других взрослых.
- Поведение или его особенности становятся клинически значимы, если они часто повторяются или постоянны и неадекватны.
Прочитайте дополнительные сведения (например, кондуктивном расстройстве Расстройства поведения Расстройства поведения (РП) являются постоянным или систематическим поведением, которое нарушает права других лиц или основные свойственные данному возрасту социальные нормы и правила.
- Диагноз.
- Прочитайте дополнительные сведения ).
- Клиницисты должны оценить, отвлекается ли ребенок на внешние факторы (например, на воздействие окружающей среды) или внутренние (т.е.
- Мысли, тревоги, заботы).
- В более позднем детстве признаки СДВГ становятся более выраженными; дети с гиперактивно-импульсивным типом или комбинированным типом часто демонстрируют длительные непроизвольные движение нижних конечностей, двигательное возбуждение (например, бесцельные движения, суетливость рук), импульсивное общение и кажущуюся дезориентированность в окружающем мире.
У детей с преимущественно невнимательным типом физические симптомы могут отсутствовать. Медицинская оценка сосредоточена на выявлении потенциально излечимых заболеваний, которые могут способствовать или усугублять симптомы и признаки. Оценка должна включать в себя поиск анамнеза пренатального воздействия (например, наркотики, алкоголь, табак), перинатальных осложнений или инфекций, инфекций центральной нервной системы, черепно-мозговой травмы, заболеваний сердца, нарушений дыхания во время сна, плохого аппетита и/или разборчивости в еде, и наличие СДВГ в семейном анамнезе.
- Оценка развития фокусируется на выявлении начала и течения симптомов и признаков.
- Оценка включает в себя проверку этапов развития, в частности, речевых, и использование специфичных для СДВГ оценочных шкал (например, Оценочная шкала по Вандербильту, Всесторонняя поведенческая оценочная шкала по Коннеру, СДВГ-оценочная шкала V ).
Версии таких шкал доступны как для семьи, так и для персонала школы, что позволяет проводить оценку в различных ситуациях, как того требуют критерии Диагностико-статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5). Обратите внимание, что для постановки диагноза применение только одних шкал является недостаточным.
- Оценка образования направлена на фиксацию основных симптомов и признаков, она может включать изучение образовательных документов и использование оценочных психологических шкал или контрольных тестов.
- Тем не менее, рейтинговые шкалы и тесты сами по себе часто не могут отличить СДВГ от других расстройств развития или поведенческих расстройств.
Традиционные классы и учебная деятельность часто усугубляют симптомы и признаки у детей, не получающих лечения или с недостаточно корригированным состоянием СДВГ. Специальное фармакологическое и педагогическое воздействие может быть постоянным. Плохое принятие сверстниками и одиночество увеличиваются с возрастом и связаны с очевидным нарастанием симптомов.
Если СДВГ вовремя не диагностировать и не провести адекватное лечение, то у многих подростков и взрослых с СДВГ впоследствии может развиться токсикомания и алкоголизм вследствие самолечения лекарственными препаратами (например, кофеином) и запрещенными наркотическими средствами (например, кокаином, амфетаминами).
Хотя симптомы и признаки гиперактивности, как правило, с возрастом уменьшаются, у подростков и взрослых могут быть выражены остаточные трудности. Предикторы неблагоприятных исходов у подростков и взрослых включают:
Низкий уровень интеллекта Агрессивность Социальные и межличностные проблемы родительскую психопатологию
Проблемы в подростковом и взрослом возрасте проявляются преимущественно в виде неуспеваемости, низкой самооценки, трудностей в обучении соответствующему социальному поведению. Подростки и взрослые, которые имеют преимущественно импульсивный СДВГ, могут иметь повышенную частоту расстройств личности и социального поведения, многие продолжают проявлять импульсивность, беспокойство и бедные социальные навыки.
Поведенческая терапия Медикаментозная терапия, как правило, с использованием стимуляторов, таких как метилфенидат или декстроамфетамин (препаратами быстрого и пролонгированного действия)
Рандомизированные контролируемые исследования продемонстрировали, что у детей школьного возраста поведенческая терапия является менее эффективной, чем терапия стимулирующими препаратами, а детям дошкольного возраста лучше рекомендовать поведенческую или комбинированную терапию.
- Хотя коррекция базовых нейрофизиологических различий у пациентов с СДВГ при лекарственной терапии не происходит, препараты эффективны для облегчения симптомов СДВГ и позволяют пациентам участвовать в деятельности, ранее недоступной им из-за плохого внимания и импульсивности.
- Препараты часто прерывают цикл неадекватного поведения, повышая поведенческую и учебную активность, мотивацию и самооценку.
Лечение СДВГ у взрослых реализуют подобным образом, но выбор препарата и дозировки определяется на индивидуальной основе, в зависимости от наличия других заболеваний. Наиболее широко используют стимулирующие препараты, которые включают метилфенидат или соли амфетамина.
- Ответ сильно варьируется, и доза зависит от тяжести нарушения и ответа организма ребенка на введение препарата.
- Дозировка регулируется по частоте и количеству до тех пор, пока не будет достигнут оптимальный баланс между реакцией и побочными эффектами.
- Прием метилфенидата обычно начинают с 0,3 мг/кг перорально 1 раз в день (в форме с немедленным высвобождением) и увеличивают частоту приема еженедельно, как правило, до 2–3 раз в день или каждые 4 часа в часы бодрствования; многие врачи стараются предписывать прием препарата утром и днем.
Если ответ на терапию является неадекватным, но препарат хорошо переносится пациентом, доза может быть увеличена. У большинства детей оптимальный баланс между выгодами и побочными эффектами достигается при дозах 0,3–0,6 мг/кг. Правовращающий изомер метилфенидата является активным фрагментом и назначается в половиной дозе.
Прием декстроамфетамина обычно начинают (часто в комбинации с рацемическим амфетамином) с дозы 0,15–0,2 мг/кг перорально 1 раз в день, которую затем увеличивают до 2–3 раз в день или каждые 4 часа в часы бодрствования. Индивидуальные дозы в диапазоне 0,15–0,4 мг/кг, как правило, эффективны. Титрование дозы должно помочь соблюсти баланс между эффективностью и побочными эффектами; размеры фактических доз значительно варьируют среди отдельных пациентов, но, как правило, более высокие дозы увеличивают вероятность нежелательных побочных эффектов.
В целом декстроамфетамин применяют в дозах, составляющих две трети от доз метилфенидата. Когда оптимальная дозировка для метилфенидата или декстроамфетамина будет достигнута, переходят на применение эквивалентных доз того же препарата в формах с замедленным высвобождением, чтобы избежать необходимости введения препарата в школе.
- Препараты пролонгированного действия включают таблетки с восковой матрицей с замедленным высвобождением, двухфазные капсулы, содержащие эквивалент 2 доз, таблетки с осмотическим высвобождением и трансдермальные пластыри, которые обеспечивают действие до 12 часов.
- Сейчас оба препарата, короткого и длинного, действия, применяются в жидкой форме.
Чистые декстро препараты (например, дексамфетамин) часто используются, чтобы минимизировать побочные эффекты, такие, как тревога; дозы, как правило, вдвое меньше, чем при применении смешанных препаратов. Пролекарства также иногда используются из-за их более плавного высвобождения, более длительного срока действия, меньшего количества побочных эффектов, и более низкой вероятности злоупотребления.
Способность к обучению все чаще повышается при приеме низких доз, но улучшение в поведении часто требует применения более высоких доз. Дозирование стимуляторов может быть скорректировано, чтобы охватить определенные дни и время (например, во время школьных занятий, во время домашнего задания). Отдых от лекарств может проводиться по выходным, по праздникам или во время летних каникул.
Периоды плацебо (5–10 учебных дней для обеспечения надежности наблюдений) рекомендуются для того, чтобы установить, нужны ли по-прежнему медицинские препараты. Распространенные побочные эффекты стимуляторов включают:
Нарушения сна (например, бессонница) Головную боль Боль в желудке Подавление аппетита Повышение частоты сердечных сокращений и уровня кровяного давления
Исследования показали в течение 2 лет на фоне приема стимулирующих препаратов, замедляется рост, и по-видимому, замедление сохраняется во взрослом возрасте при продолжающемся длительном употреблении стимулирующих препаратов. Также используется атомоксетин – селективный ингибитор обратного захвата норепинефрина,
- Препарат эффективен, но данные разнородные, принимая во внимание его действенность в сравнении со стимулирующими препаратами.
- У некоторых детей присутствуют тошнота, седативный эффект, раздражительность, приступы гнева, реже у них возникает токсичное поражение печени и суицидальные мысли.
- Типичная начальная доза составляет 0,5 мг/кг перорально 1 раз в день, ее титруют еженедельно от 1,2 до 1,4 мг/кг 1 раз в день.
Длительный период полувыведения позволяет дозирование 1 раз в день, но требует постоянного использования препарата для поддержания его эффективности. Максимальная рекомендованная суточная доза составляет 100 мг. При неэффективности стимуляторов или неприемлемости их побочных эффектов иногда используют антидепрессанты класса селективных ингибиторов обратного захвата норадреналина, такие как бупропион и венлафаксин, α-2 агонисты, такие как клонидин и гуанфацин, и другие психотропные препараты, однако они менее эффективны и не рекомендуются в качестве препаратов первой линии.
- Иногда эти препараты используют в комбинации со стимуляторами для достижения синергетического эффекта; важен тщательный мониторинг вредного воздействия препарата.
- Нежелательные лекарственные взаимодействия являются проблемой при лечении СДВГ.
- Препараты, которые ингибируют метаболический фермент CYP2D6, в том числе некоторые селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), которые иногда используются у пациентов с СДВГ, могут усиливать действие препаратов-стимуляторов.
Анализ потенциальных взаимодействий лекарственных средств (как правило, с использованием компьютерной программы) является важной частью фармакологического лечения пациентов с СДВГ. Психологическое консультирование, включая когнитивно-поведенческую терапию (например, целеполагание, самоконтроль, моделирование, ролевые игры), часто является эффективным и помогает социализации детей с СДВГ, а также как с ним справиться.
- Структура и процедуры имеют большое значение.
- Поведение в классе часто нормализуется при контроле окружающего шума и визуальной стимуляции, при соответствующей длительности задания, новизне, занятиях с репетитором и близости учителя.
- Если у вас возникли сложности на дому, следует искать дополнительную профессиональную помощь и обучаться поведенческим методам управления.
Добавление фишек стимулов и вознаграждений усиливает поведенческое управление и часто является эффективным. Детям с СДВГ, у которых гиперактивность и плохой контроль импульсов преобладают, часто можно помочь дома при установлении структуры, соответствующей методам воспитания детей, и четких ограничений.
СДВГ проявляется невнимательностью, гиперактивностью/импульсивностью или их сочетанием; обычно проявляется в возрасте до 12 лет, в том числе у дошкольников. Причина неизвестна, но определены многочисленные предполагаемые факторы риска. При диагностике используются клинические критерии, но следует проявлять настороженность в отношении других расстройств, которые могут первоначально проявляться таким же образом (например, расстройства аутистического спектра, определенные расстройства, поведения и обучения, тревожное расстройство, депрессии). Проявления как правило, с возрастом уменьшаются, но у подростков и взрослых могут сохраняться некоторые проблемы. Лечение обычно включает стимулирующие препараты и когнитивно-поведенческую терапию; у детей дошкольного возраста применяется только поведенческая терапия.
Ниже следуют англоязычные ресурсы, которые могут быть информативными. Обратите внимание, что The manual не несет ответственности за содержание этих ресурсов.
Американская ассоциация лиц с нарушениями обучаемости ( Learning Disabilities Association of America ) (LDA): организация, предоставляющая образовательные, поддерживающие и учебно-просветительные ресурсы для людей с нарушениями обучаемости
Как проявляется синдром дефицита внимания?
СДВГ – это неврологическое поведенческое расстройство, начинающееся в детском возрасте, проявляющееся трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью).
Полный ответ
Как диагностировать дефицит внимания?
Диагностика — Синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется методом опросника, наблюдения за поведением ребенка и обследованием головного мозга, Задавая вопросы родителям, врач-специалист составляет клиническую картину, дифференцируя симптомы нормального поведения от действительных отклонений, чтобы точно определить, идет ли речь о СДВГ или обычном переходном возрасте.
Полный ответ
Чем отличается СДВГ от аутизма?
СДВГ и аутизм (РАС) — У этих двух расстройств много похожих симптомов, но важно помнить, что они разные., но СДВГ — это физиологическое расстройство, а аутизм — это вариации неврологических расстройств. В зависимости от диагноза СДВГ, аутизм или и то и другое, вы получите разные рекомендации по лечению. Ниже перечислены симптомы для каждого из расстройств, а также схожие,
Полный ответ
Как ведут себя дети с СДВГ?
Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такие дети бывают неловки в своих движениях, у них плохая координация, слабый мышечный контроль, поэтому они все роняют, ломают, часто спотыкаются и падают.
Полный ответ
Как лечить дефицит внимания у детей?
Диагностика и лечение — Диагностика СДВГ проводится детским неврологом. Различные психофизиологические тесты, ЭЭГ и МРТ позволят установить и дифференцировать диагноз. Важно отличить данный синдром от дефектов воспитания и особенностей темперамента ребенка.
- В лечении СДВГ возможны фармакотерапевтический и нейропсихологический подходы.
- Из медикаментов невролог может назначить метаболические препараты, улучшающие трофику мозга и стабилизирующие нервную систему.
- Нейропсихологический подход включает в себя наблюдение у нейропсихолога, занятия с педагогом, логопедом.
Помимо этого, используется новый неинвазивный метод транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), который позволяет сгладить выраженность основных симптомов заболевания. Также, при симптоме гиперактивности показаны массаж, остеопатическое лечение и рефлексотерапия.
Полный ответ
Чем опасен синдром дефицита внимания?
Чем опасен СДВГ? — Нарушение внимания и гиперактивность у детей приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых.
Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления.
В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок с дефицитом внимания также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам.
Полный ответ
Можно ли вылечить СДВГ у детей?
СДВГ излечим. Важно научить ребенка самодисциплине и соблюдению правил, это позволит быстрее адаптироваться в жизни и стать лидером в коллективе. Только комплексный подход к лечения СДВГ может помочь навсегда избавиться от последствий.
Полный ответ
Почему возникает СДВГ?
Причины возникновения СДВГ у детей — Пациентов с СДВГ часто обвиняют в отсутствии дисциплины, хотя причинами такого поведения являются не особенности характера, а нарушение развития нервной системы. Изучение развития мозга ребенка позволяет связывать появление таких нарушений с относительно негрубыми и трудно локализуемыми отклонениями в развитии центральной нервной системы на самых ранних этапах развития.
По современным данным, причинами нарушений внимания и контроля своего поведения у детей, сталкивающихся с проблемами невнимательности и синдромом гиперактивности, являются отставание или искажение развития управляющих функций мозга. Известно, что большую, но не единственную роль в возникновении СДВГ играет наследственность.
К развитию синдрома может также приводить сочетание таких факторов, как повреждение головного мозга, неблагополучная окружающая среда, неадекватный стиль воспитания. Доказано, что изменение социально-бытовых условий меняет поведение ребенка.
Полный ответ
Как ведут себя люди с СДВГ?
Особенности СДВГ у взрослых — Недостаток сосредоточенности и концентрации является неврологическим состоянием. Исследования сканирования мозга показывают, что люди с этой патологией имеют нейронные цепи, которые немного другие, чем у обычных людей. Физические и химические различия в мозге влияют на исполнительное функционирование.
трудности с заинтересованностью (например, на работе во время разговоров или личных отношений); гиперактивность (например, ерзание или неспособность сидеть неподвижно, много говорить, чересчур активно жестикулировать); импульсивность (например, прерывание разговора, неспособность ждать в очереди).