Многие психические расстройства начинают развиваться в раннем детском возрасте, но диагностировать их можно лишь после того, как ребенку исполнится 5 лет. Диагноз СДВГ чаще всего, определяется в младшем дошкольном возрасте, хотя симптомы расстройства могут проявляться раньше.
Это связано с тем, что постановка диагноза «синдром дефицита внимания и гиперактивности» требует оценки способности ребенка к обучению, его социальных функций, а также анализа поведения в разных условиях (дома и в школе). Синдром дефицита внимания является одним из самых спорных диагнозов. Среди многих обывателей бытует мнение, что это очередное «модное» расстройство, оправдывающее лень и плохое воспитание.
Но это далеко не так. Еще в начале ХХ века появились научные труды, в которых описывались несколько детей с повышенной импульсивностью, гиперреактивностью и невнимательностью. На сегодняшний день СДВГ симптомы проявляются примерно у 6 % населения, но за квалифицированной медицинской помощью обращаются лишь 2% людей.
Это психологическое расстройство чаще диагностируется у мальчиков. Среди девочек оно встречается реже, но его лечение требует более серьезного подхода. К тому же симптомы СДВГ у представительниц слабого пола менее выражены, а гиперактивность может отсутствовать вовсе. Заниматься воспитанием и обучением детей, имеющих синдром, очень непросто.
Многие родители не могут смириться с мыслью о том, что их ребенок может иметь психическое расстройство. Они винят в поведении своего чада окружающих, школу и, несколько реже, самих себя. Но если вовремя принять необходимые меры, то можно заметно улучшить состояние ребенка.
Полный ответ
Кто ставит синдром дефицита внимания?
Кто диагностирует: Врач-специалист в области педиатрии или семейной медицины, получивший необходимую квалификацию (проводимую периодически Министерством здравоохранения) и приобретший опыт в области расстройств внимания, сможет диагностировать только детей с возраста 6 лет и старше.
Полный ответ
Куда обращаться с подозрением на СДВГ?
«Гиперактивный ребенок» и этим все сказано? — Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — слова, которые известны уже почти любому родителю. Диагноз этот способен объяснить практически любое неудобное социуму поведение. Но так ли всё просто? И так ли велик процент детей, у которых действительно есть СДВГ? Как отличить их от просто активных малышей, которым банальным образом скучно сидеть на уроках? Попробуем разобраться.
Синдром дефицита внимания вовсе не означает нехватку, дефицит внимания по отношению к ребенку. Речь идёт о дефиците внимания самого ребенка, о его собственных проблемах с концентрацией. Никак не наоборот. Слово гиперактивность намекает на чрезмерную активность, выходящую за пределы нормы. И здесь сразу же стоит отметить, СДВГ — это медицинский диагноз.
Ставить его имеют право лишь специалисты в определенной области: нейропсихологи, психоневрологи, невропатологи и психиатры. В эту область не входят психологи из стандартных образовательных учреждений. Максимум, что может сделать психолог в саду или школе — предположить наличие диагноза и порекомендовать обратиться к специалистам нужного профиля.
На сегодняшний день практически все специалисты отмечают гипердиагностику СДВГ. Это значит, что большинство детей, у которых родители/психологи/педагоги самостоятельно диагностировали СДВГ, диагноза такого вовсе не имеют. И поведение их связано во многом с элементарно неподъемными требованиями взрослых, жестким графиком, перегрузкой, влиянием травмирующих ситуаций.
Итак, вывод первый: прежде чем навешивать на ребенка ярлыки, следует отвести его к тем, кто действительно может найти основания для постановки диагноза. Обследование должно включать ЭЭГ, ЭхоЭг, длительное наблюдение за ребенком, доплерографическое исследование сосудов головы и шеи.
Полный ответ
Как диагностировать синдром дефицита внимания?
Диагностика — Синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется методом опросника, наблюдения за поведением ребенка и обследованием головного мозга, Задавая вопросы родителям, врач-специалист составляет клиническую картину, дифференцируя симптомы нормального поведения от действительных отклонений, чтобы точно определить, идет ли речь о СДВГ или обычном переходном возрасте.
Полный ответ
В каком возрасте ставят диагноз СДВГ?
Симптомы и признаки СДВГ — Заболевание часто начинается до 4 лет и неизменно до 12 лет. Пиковый возраст постановки диагноза – 8–10 лет, однако у пациентов с преимущественно невнимательным типом синдром может быть диагностирован только в подростковом возрасте. Основные симптомы и признаки СДВГ:
Невнимательность Импульсивность Гиперактивность
Невнимательность, как правило, проявляется, когда ребенок выполняет задачи, требующие бдительности, быстрой реакции, визуального восприятия и устойчивой концентрации внимания, а также длительного и целенаправленного восприятия вербальной информации.
- Импульсивность относится к поспешным действиям с отрицательным потенциалом (например, у детей, которые перебегают улицу, не глядя, у подростков и взрослых, которые внезапно бросили школу или работу, не задумываясь о последствиях).
- Гиперактивность включает в себя излишнюю двигательную активность.
- Дети, особенно младшего возраста, могут иметь проблемы с усидчивостью в ситуациях, когда это ожидаемо (например, в школе или в церкви).
Пожилые пациенты могут быть просто суетливыми, беспокойными, или разговорчивыми — иногда до такой степени, что другие чувствуют себя изнуренными, глядя на них. Органическая природа нарушения препятствует развитию мышления, учебных навыков, умения рассуждать и излагать последовательно свои мысли, мотивации к школе и адаптации к социальным требованиям.
Дети с преимущественно невнимательным СДВГ, как правило, воспринимают практическое обучение и испытывают трудности в ситуациях пассивного обучения, которые требуют непрерывной работы и завершения задачи. В целом около 20–60% детей с СДВГ имеют расстройства обучения, но у большинства детей с СДВГ некоторые школьные проблемы возникают из-за невнимательности (в результате пропуска деталей) и импульсивности (как результат ответа на вопрос без обдумывыания).
Для детей с СДВГ характерны следующие психологические особенности: низкое качество социальных навыков и взаимоотношений со сверстниками, нарушения сна, беспокойство, дисфория, депрессия и перепады настроения. Хотя специфического физического обследования или лабораторных исследований, связанных с СДВГ нет, признаки могут включать:
Несогласованность движений или неуклюжесть нелокализованные, невыраженные неврологические симптомы; Перцептивно-двигательные дисфункции
Клинические критерии базируются на руководстве DSM-5
Диагноз СДВГ является клиническим и базируется на всестороннем медицинском, экспериментальном, образовательном и психологическом оценивании (см. Практическое клиническое руководство по диагностике, оценке и лечению синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей и подростков Американской академии педиатрии ).
Часто проявляться в течение ≥ 6 месяцев Более выражены, чем ожидалось с учетом уровня развития ребенка Возникновение минимум в 2 ситуациях (например, дома и в школе) Присутствовать в возрасте до 12 лет (по крайней мере, некоторые симптомы) Мешать функционированию дома, в школе или на работе
Симптомы невнимательности:
Не обращает внимание на детали или делает небрежные ошибки в школьных работах или при другой деятельности Испытывает трудности концентрации внимания на уроках в школе или в течение игры Складывается впечатление, что ребенок не слушает, когда к нему непосредственно обращаются Не следует инструкциям или конечным задачам Имеет трудность в организации задач и мероприятий Избегает, не любит или не хочет заниматься активностью, которая требует постоянных умственных усилий в течение долгого периода времени Часто теряет вещи, необходимые для школьных уроков или деятельности Легко отвлекаем Забывчив в повседневной деятельности
Симптомы гиперактивности и импульсивности:
Часто двигает руками или ногами или ерзает Часто оставляет свое место в классе или в другой ситуации Часто бегает взад-вперед или чрезмерно поднимается вверх, когда такая активность нецелесообразна Не способен играть спокойно Часто при ходьбе действует, как будто управляется вдигателем Часто говорит чрезмерно Часто выпаливает ответы, прежде чем вопросы будут завершены Часто испытывает трудности с ожиданием своей очереди Часто прерывает или вмешивается к другим
Диагностика преимущественно невнимательного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков невнимательности. Диагностика гиперактивного/импульсивного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков гиперактивности и импульсивности. Диагностика комбинированного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков каждого из типов – невнимательности и гиперактивности/импульсивности.
- Дифференциация между СДВГ и другими состояниями может быть трудной.
- Необходимо избегать гипердиагностики, и остальные условия должны быть точно определены.
- Многие признаки СДВГ выражены в дошкольном возрасте и могут также указывать на проблемы с общением, которые могут возникнуть при других нарушениях неврологического развития (например, расстройства аутического спектра Расстройства аутистического спектра Расстройства аутистического спектра – психическое расстройство детского возраста, характеризующееся нарушением социального взаимодействия и общения, повторяющимися и стереотипными моделями поведения.
Прочитайте дополнительные сведения ) или при некоторых расстройствах обучения Обзор нарушений способности к обучению (Overview of Learning Disorders) Нарушение обучаемости является предпосылкой, обуславливающей разницу между потенциальным и актуальным уровнями академической успеваемости, прогнозированной персональными интеллектуальными способностями.
Прочитайте дополнительные сведения, тревоге Обзор тревожных расстройств у детей и подростков (Overview of Anxiety Disorders in Children and Adolescents) Тревожные расстройства характеризуются страхом, беспокойством или ужасом, который значительно ухудшает способность нормально функционировать и является несоразмерным обстоятельствам.
Тревога. Прочитайте дополнительные сведения, депрессии Депрессивные расстройства у детей и подростков Депрессивные расстройства характеризуются унынием или раздражительностью, которые являются в достаточной степени серьезными или стойкими, чтобы мешать жизнедеятельности или вызывать значительные.
Прочитайте дополнительные сведения или поведенческих расстройствах Обзор поведенческих нарушений у Overview of Behavioral Problems in Childrenдетей () Многое в поведении дети или подростки заимствуют у родителей или других взрослых. Поведение или его особенности становятся клинически значимы, если они часто повторяются или постоянны и неадекватны.
Прочитайте дополнительные сведения (например, кондуктивном расстройстве Расстройства поведения Расстройства поведения (РП) являются постоянным или систематическим поведением, которое нарушает права других лиц или основные свойственные данному возрасту социальные нормы и правила.
- Диагноз.
- Прочитайте дополнительные сведения ).
- Клиницисты должны оценить, отвлекается ли ребенок на внешние факторы (например, на воздействие окружающей среды) или внутренние (т.е.
- Мысли, тревоги, заботы).
- В более позднем детстве признаки СДВГ становятся более выраженными; дети с гиперактивно-импульсивным типом или комбинированным типом часто демонстрируют длительные непроизвольные движение нижних конечностей, двигательное возбуждение (например, бесцельные движения, суетливость рук), импульсивное общение и кажущуюся дезориентированность в окружающем мире.
У детей с преимущественно невнимательным типом физические симптомы могут отсутствовать. Медицинская оценка сосредоточена на выявлении потенциально излечимых заболеваний, которые могут способствовать или усугублять симптомы и признаки. Оценка должна включать в себя поиск анамнеза пренатального воздействия (например, наркотики, алкоголь, табак), перинатальных осложнений или инфекций, инфекций центральной нервной системы, черепно-мозговой травмы, заболеваний сердца, нарушений дыхания во время сна, плохого аппетита и/или разборчивости в еде, и наличие СДВГ в семейном анамнезе.
- Оценка развития фокусируется на выявлении начала и течения симптомов и признаков.
- Оценка включает в себя проверку этапов развития, в частности, речевых, и использование специфичных для СДВГ оценочных шкал (например, Оценочная шкала по Вандербильту, Всесторонняя поведенческая оценочная шкала по Коннеру, СДВГ-оценочная шкала V ).
Версии таких шкал доступны как для семьи, так и для персонала школы, что позволяет проводить оценку в различных ситуациях, как того требуют критерии Диагностико-статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5). Обратите внимание, что для постановки диагноза применение только одних шкал является недостаточным.
Оценка образования направлена на фиксацию основных симптомов и признаков, она может включать изучение образовательных документов и использование оценочных психологических шкал или контрольных тестов. Тем не менее, рейтинговые шкалы и тесты сами по себе часто не могут отличить СДВГ от других расстройств развития или поведенческих расстройств.
Традиционные классы и учебная деятельность часто усугубляют симптомы и признаки у детей, не получающих лечения или с недостаточно корригированным состоянием СДВГ. Специальное фармакологическое и педагогическое воздействие может быть постоянным. Плохое принятие сверстниками и одиночество увеличиваются с возрастом и связаны с очевидным нарастанием симптомов.
Если СДВГ вовремя не диагностировать и не провести адекватное лечение, то у многих подростков и взрослых с СДВГ впоследствии может развиться токсикомания и алкоголизм вследствие самолечения лекарственными препаратами (например, кофеином) и запрещенными наркотическими средствами (например, кокаином, амфетаминами).
Хотя симптомы и признаки гиперактивности, как правило, с возрастом уменьшаются, у подростков и взрослых могут быть выражены остаточные трудности. Предикторы неблагоприятных исходов у подростков и взрослых включают:
Низкий уровень интеллекта Агрессивность Социальные и межличностные проблемы родительскую психопатологию
Проблемы в подростковом и взрослом возрасте проявляются преимущественно в виде неуспеваемости, низкой самооценки, трудностей в обучении соответствующему социальному поведению. Подростки и взрослые, которые имеют преимущественно импульсивный СДВГ, могут иметь повышенную частоту расстройств личности и социального поведения, многие продолжают проявлять импульсивность, беспокойство и бедные социальные навыки.
Поведенческая терапия Медикаментозная терапия, как правило, с использованием стимуляторов, таких как метилфенидат или декстроамфетамин (препаратами быстрого и пролонгированного действия)
Рандомизированные контролируемые исследования продемонстрировали, что у детей школьного возраста поведенческая терапия является менее эффективной, чем терапия стимулирующими препаратами, а детям дошкольного возраста лучше рекомендовать поведенческую или комбинированную терапию.
Хотя коррекция базовых нейрофизиологических различий у пациентов с СДВГ при лекарственной терапии не происходит, препараты эффективны для облегчения симптомов СДВГ и позволяют пациентам участвовать в деятельности, ранее недоступной им из-за плохого внимания и импульсивности. Препараты часто прерывают цикл неадекватного поведения, повышая поведенческую и учебную активность, мотивацию и самооценку.
Лечение СДВГ у взрослых реализуют подобным образом, но выбор препарата и дозировки определяется на индивидуальной основе, в зависимости от наличия других заболеваний. Наиболее широко используют стимулирующие препараты, которые включают метилфенидат или соли амфетамина.
Ответ сильно варьируется, и доза зависит от тяжести нарушения и ответа организма ребенка на введение препарата. Дозировка регулируется по частоте и количеству до тех пор, пока не будет достигнут оптимальный баланс между реакцией и побочными эффектами. Прием метилфенидата обычно начинают с 0,3 мг/кг перорально 1 раз в день (в форме с немедленным высвобождением) и увеличивают частоту приема еженедельно, как правило, до 2–3 раз в день или каждые 4 часа в часы бодрствования; многие врачи стараются предписывать прием препарата утром и днем.
Если ответ на терапию является неадекватным, но препарат хорошо переносится пациентом, доза может быть увеличена. У большинства детей оптимальный баланс между выгодами и побочными эффектами достигается при дозах 0,3–0,6 мг/кг. Правовращающий изомер метилфенидата является активным фрагментом и назначается в половиной дозе.
- Прием декстроамфетамина обычно начинают (часто в комбинации с рацемическим амфетамином) с дозы 0,15–0,2 мг/кг перорально 1 раз в день, которую затем увеличивают до 2–3 раз в день или каждые 4 часа в часы бодрствования.
- Индивидуальные дозы в диапазоне 0,15–0,4 мг/кг, как правило, эффективны.
- Титрование дозы должно помочь соблюсти баланс между эффективностью и побочными эффектами; размеры фактических доз значительно варьируют среди отдельных пациентов, но, как правило, более высокие дозы увеличивают вероятность нежелательных побочных эффектов.
В целом декстроамфетамин применяют в дозах, составляющих две трети от доз метилфенидата. Когда оптимальная дозировка для метилфенидата или декстроамфетамина будет достигнута, переходят на применение эквивалентных доз того же препарата в формах с замедленным высвобождением, чтобы избежать необходимости введения препарата в школе.
- Препараты пролонгированного действия включают таблетки с восковой матрицей с замедленным высвобождением, двухфазные капсулы, содержащие эквивалент 2 доз, таблетки с осмотическим высвобождением и трансдермальные пластыри, которые обеспечивают действие до 12 часов.
- Сейчас оба препарата, короткого и длинного, действия, применяются в жидкой форме.
Чистые декстро препараты (например, дексамфетамин) часто используются, чтобы минимизировать побочные эффекты, такие, как тревога; дозы, как правило, вдвое меньше, чем при применении смешанных препаратов. Пролекарства также иногда используются из-за их более плавного высвобождения, более длительного срока действия, меньшего количества побочных эффектов, и более низкой вероятности злоупотребления.
Способность к обучению все чаще повышается при приеме низких доз, но улучшение в поведении часто требует применения более высоких доз. Дозирование стимуляторов может быть скорректировано, чтобы охватить определенные дни и время (например, во время школьных занятий, во время домашнего задания). Отдых от лекарств может проводиться по выходным, по праздникам или во время летних каникул.
Периоды плацебо (5–10 учебных дней для обеспечения надежности наблюдений) рекомендуются для того, чтобы установить, нужны ли по-прежнему медицинские препараты. Распространенные побочные эффекты стимуляторов включают:
Нарушения сна (например, бессонница) Головную боль Боль в желудке Подавление аппетита Повышение частоты сердечных сокращений и уровня кровяного давления
Исследования показали в течение 2 лет на фоне приема стимулирующих препаратов, замедляется рост, и по-видимому, замедление сохраняется во взрослом возрасте при продолжающемся длительном употреблении стимулирующих препаратов. Также используется атомоксетин – селективный ингибитор обратного захвата норепинефрина,
- Препарат эффективен, но данные разнородные, принимая во внимание его действенность в сравнении со стимулирующими препаратами.
- У некоторых детей присутствуют тошнота, седативный эффект, раздражительность, приступы гнева, реже у них возникает токсичное поражение печени и суицидальные мысли.
- Типичная начальная доза составляет 0,5 мг/кг перорально 1 раз в день, ее титруют еженедельно от 1,2 до 1,4 мг/кг 1 раз в день.
Длительный период полувыведения позволяет дозирование 1 раз в день, но требует постоянного использования препарата для поддержания его эффективности. Максимальная рекомендованная суточная доза составляет 100 мг. При неэффективности стимуляторов или неприемлемости их побочных эффектов иногда используют антидепрессанты класса селективных ингибиторов обратного захвата норадреналина, такие как бупропион и венлафаксин, α-2 агонисты, такие как клонидин и гуанфацин, и другие психотропные препараты, однако они менее эффективны и не рекомендуются в качестве препаратов первой линии.
Иногда эти препараты используют в комбинации со стимуляторами для достижения синергетического эффекта; важен тщательный мониторинг вредного воздействия препарата. Нежелательные лекарственные взаимодействия являются проблемой при лечении СДВГ. Препараты, которые ингибируют метаболический фермент CYP2D6, в том числе некоторые селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), которые иногда используются у пациентов с СДВГ, могут усиливать действие препаратов-стимуляторов.
Анализ потенциальных взаимодействий лекарственных средств (как правило, с использованием компьютерной программы) является важной частью фармакологического лечения пациентов с СДВГ. Психологическое консультирование, включая когнитивно-поведенческую терапию (например, целеполагание, самоконтроль, моделирование, ролевые игры), часто является эффективным и помогает социализации детей с СДВГ, а также как с ним справиться.
- Структура и процедуры имеют большое значение.
- Поведение в классе часто нормализуется при контроле окружающего шума и визуальной стимуляции, при соответствующей длительности задания, новизне, занятиях с репетитором и близости учителя.
- Если у вас возникли сложности на дому, следует искать дополнительную профессиональную помощь и обучаться поведенческим методам управления.
Добавление фишек стимулов и вознаграждений усиливает поведенческое управление и часто является эффективным. Детям с СДВГ, у которых гиперактивность и плохой контроль импульсов преобладают, часто можно помочь дома при установлении структуры, соответствующей методам воспитания детей, и четких ограничений.
СДВГ проявляется невнимательностью, гиперактивностью/импульсивностью или их сочетанием; обычно проявляется в возрасте до 12 лет, в том числе у дошкольников. Причина неизвестна, но определены многочисленные предполагаемые факторы риска. При диагностике используются клинические критерии, но следует проявлять настороженность в отношении других расстройств, которые могут первоначально проявляться таким же образом (например, расстройства аутистического спектра, определенные расстройства, поведения и обучения, тревожное расстройство, депрессии). Проявления как правило, с возрастом уменьшаются, но у подростков и взрослых могут сохраняться некоторые проблемы. Лечение обычно включает стимулирующие препараты и когнитивно-поведенческую терапию; у детей дошкольного возраста применяется только поведенческая терапия.
Ниже следуют англоязычные ресурсы, которые могут быть информативными. Обратите внимание, что The manual не несет ответственности за содержание этих ресурсов.
Американская ассоциация лиц с нарушениями обучаемости ( Learning Disabilities Association of America ) (LDA): организация, предоставляющая образовательные, поддерживающие и учебно-просветительные ресурсы для людей с нарушениями обучаемости
Можно ли вылечить синдром дефицита внимания?
СДВГ излечим. Важно научить ребенка самодисциплине и соблюдению правил, это позволит быстрее адаптироваться в жизни и стать лидером в коллективе. Только комплексный подход к лечения СДВГ может помочь навсегда избавиться от последствий.
Полный ответ
Чем отличается СДВГ от аутизма?
СДВГ и аутизм (РАС) — У этих двух расстройств много похожих симптомов, но важно помнить, что они разные., но СДВГ — это физиологическое расстройство, а аутизм — это вариации неврологических расстройств. В зависимости от диагноза СДВГ, аутизм или и то и другое, вы получите разные рекомендации по лечению. Ниже перечислены симптомы для каждого из расстройств, а также схожие,
Полный ответ
Что чувствует ребенок с СДВГ?
Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такие дети бывают неловки в своих движениях, у них плохая координация, слабый мышечный контроль, поэтому они все роняют, ломают, часто спотыкаются и падают.
Полный ответ
Как ведут себя люди с СДВГ?
Особенности СДВГ у взрослых — Недостаток сосредоточенности и концентрации является неврологическим состоянием. Исследования сканирования мозга показывают, что люди с этой патологией имеют нейронные цепи, которые немного другие, чем у обычных людей. Физические и химические различия в мозге влияют на исполнительное функционирование.
трудности с заинтересованностью (например, на работе во время разговоров или личных отношений); гиперактивность (например, ерзание или неспособность сидеть неподвижно, много говорить, чересчур активно жестикулировать); импульсивность (например, прерывание разговора, неспособность ждать в очереди).
Что показывает ЭЭГ при СДВГ?
Анализ ЭЭГ ребёнка помогает при диагностике СДВГ На сегодняшний день с постановкой диагноза при СДВГ ( Синдром дефицита внимания и гиперактивности) существуют определённые сложности. Имеющиеся методики основаны в основном на субъективной оценке специалистов.
Среди методик можно упомянуть и структурированный опросник родителей ребёнка, критерии гиперактивности психологов П. Бейкера и М. Алворда и т.д. Однако теперь появилась возможность сделать постановку диагноза более точной — с помощью ЭЭГ ( Электроэнцефалограммы). В США был одобрен новый тест мозговых волн, измеряемых электроэнцефалограммой ( ЭЭГ) для диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности ( СДВГ).
FDA ( Food and Drug Administration) — агентство Министерства здравоохранения и социальных служб США — дало разрешение на использование системы NEBA. Данная система позволяет более точно поставить диагноз. Как же работает такая методика? ЭЭГ ведет запись электрических импульсов, которые производят нервные клетки головного мозга.
- Прибор измеряет частоту импульсов в секунду в течение 20-ти минут, Он рассчитывает соотношение бета и тета ритмов, которые, согласно исследованиям выше у детей и подростков с СДВГ.
- В качестве доказательства эффективности, NEBA провело клиническое исследование 275 пациентов, в возрасте от 6 до 17 лет.
Дети и подростки подверглись диагностике на приборе, а независимая группа экспертов по результатам ряда обследований подтвердило наличие у пациентов СДВГ или другого расстройства. Однако, новый метод подвергли критике американские неврологи, отметив недостаточное количество исследований ЭЭГ при СДВГ.
Полный ответ
Как вести себя с ребенком у которого СДВГ?
Что делать, если началась истерика? — Даже если вы все делаете правильно, малыш не всегда будет находиться в спокойном состоянии. Он может сорваться, начать кричать, истерить и агрессивничать. Помните о том, что это не его прихоть и не проявление дурного характера.
- Действуйте в таких ситуациях разумно.
- Если вы находитесь в комнате, и ребенок начинает плакать, то просто выйдите с помещения.
- Это лишит его зрительного контакта с вами, и его эмоциональное напряжение может несколько снизиться.
- Кричать при этом не рекомендуется, так как это приведет к еще более бурной реакции.
Тактика родителей с ребенком с СДВГ при нахождении на улице должна быть следующей:
- не пытайтесь одернуть, заставить ребенка замолчать;
- примените прием переключения внимания. Дайте ему конфету, покажите что-то на телефоне, отвлеките игрушкой.
Что происходит с мозгом при СДВГ?
Мозг пациентов с СДВГ обладает рядом анатомических особенностей Объём мозга людей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) несколько меньше, чем объём мозга людей без этого диагноза. К такому выводу пришли исследователи, опубликовавшие результаты своей работы в издании The Lancet Psychiatry,
Различия были обнаружены в ходе изучения МРТ головного мозга. СДВГ — это нарушение нервно-психического развития, встречающееся, в среднем, у каждого 20-го ребёнка или подростка. Приблизительно у 2/3 пациентов симптомы сохраняются и во взрослом возрасте. Работая над проектом, исследователи пересмотрели данные многочисленных предыдущих работ, посвящённых изучению СДВГ.
Всего в выборку вошли 1713 пациентов с СДВГ и 1529 без него. Возраст участников составил от 4 до 63 лет. Целью новой работы стало преодоление ограничений предыдущих исследований, прежде всего — проблем, обусловленных малым количеством участников в каждой отдельно взятой работе.
- После сбора данных учёным удалось разработать единый метод анализа, предназначенный для поиска структурных изменений в мозге детей и взрослых, страдающих СДВГ.
- Исследователи обнаружили, что в группе с диагнозом «СДВГ» общий объём мозга и объём его отдельных регионов, например гиппокампа или бледного шара, были достоверно меньше, чем в контрольной группе.
Наибольшей оказалась разница в размерах амигдалы или миндалины, области мозга, связанной с формированием эмоций. Мозг детей с СДВГ в большей степени отличался от мозга здоровых сверстников, чем мозг взрослых пациентов — от мозга здоровых взрослых. Хотя некоторые «дети, страдающие СДВГ, могут перерасти диагноз, взрослые, вошедшие в наше исследование, его сохранили, поэтому таким образом объяснить этот эффект невозможно, — рассказывает ведущий автор работы доктор Мартине Хогман (Martine Hoogman), сотрудница Университета Неймегена имени святого Радбода Утрехтского ( нидерл.
- Radboud Universiteit Nijmegen).
- Похоже, существует какая-то задержка в процессе созревания головного мозга, которая впоследствии навёрстывается».
- Впрочем, различия в размерах головного мозга у участников из разных групп были крайне малы.
- «Если бы исследование не было таким масштабным, обнаружить разницу бы не удалось», — пояснила доктор Хогман.
Она также добавила, что схожие отличия в структуре головного мозга наблюдаются и у пациентов с другими психическими заболеваниями, например, шизофренией, депрессией или биполярным расстройством. В ходе работы доктор Хогман и её коллеги решили также выяснить, оказывают ли препараты для лечения СДВГ влияние на мозг.
- Часть участников на момент проведения сканирования головного мозга получала лечение психостимуляторами — метилфенидатом или амфетамином.
- Оказалось, что медикаментозная терапия действительно воздействует и на мозг в целом, и на отдельные его участки.
- Однако исследователям не удалось однозначно определить, истощают ли медикаменты мозг или, напротив, помогают ему восстановиться.
Самым простым способом ответить на этот вопрос могло бы стать проведение плацебо-контролируемого исследования. Но в распоряжении авторов новой работы были только исследования, в ходе которых показатели детей с СДВГ, получавших препараты, сравнивались с аналогичными параметрами детей с тем же диагнозом, но терапию не принимавших.
- При этом между этими группами могли существовать систематические расхождения.
- Скажем, медикаменты могли назначаться детям с более тяжёлыми формами заболевания.
- Профессор Джоэль Нигг (Joel Nigg), профессор психиатрии, педиатрии и поведенческих нейронаук из Орегонского университета науки и здоровья (Oregon Health and Science University), не принимавший участия в исследовании, отметил: «Миндалина или амигдала тесно связана с другими участками мозга.
Это узел, через который проходит множество сигналов, связанных с важностью тех или иных событий. Но изменения в миндалине обычно не рассматривались как составляющая СДВГ, поэтому наблюдение, сделанное в ходе новой работы, очень интересно». Доктор Джонатан Познер (Jonathan Posner), доцент отделения психиатрии в Колумбийском университете (Columbia University), автор комментария к новой публикации, отметил, что эмоциональные нарушения при СДВГ наблюдаются нередко.
В частности, у больных может присутствовать эмоциональная реактивность и слабая устойчивость к фрустрации. Тем не менее, эти симптомы вызывают меньше интереса у исследователей, чем когнитивные отклонения, также регистрируемые у пациентов с СДВГ. Кроме того, эмоциональные сложности часто рассматриваются как вторичные проявления заболевания.
Например, ребёнку сложно сосредоточиться, поэтому любая фрустрация будет восприниматься как результат проблем с концентрацией внимания. Возможно, благодаря результатам нового исследования, этот подход со временем изменится. Читать подробнее: Мозг пациентов с СДВГ обладает рядом анатомических особенностей
Полный ответ
Как лечить дефицит внимания у детей?
Диагностика и лечение — Диагностика СДВГ проводится детским неврологом. Различные психофизиологические тесты, ЭЭГ и МРТ позволят установить и дифференцировать диагноз. Важно отличить данный синдром от дефектов воспитания и особенностей темперамента ребенка.
В лечении СДВГ возможны фармакотерапевтический и нейропсихологический подходы. Из медикаментов невролог может назначить метаболические препараты, улучшающие трофику мозга и стабилизирующие нервную систему. Нейропсихологический подход включает в себя наблюдение у нейропсихолога, занятия с педагогом, логопедом.
Помимо этого, используется новый неинвазивный метод транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), который позволяет сгладить выраженность основных симптомов заболевания. Также, при симптоме гиперактивности показаны массаж, остеопатическое лечение и рефлексотерапия.
Полный ответ
Как СДВГ мешает жить?
СДВГ, или синдром дефицита внимания и гиперактивности, подразумевает неспособность сосредоточиться на долгое время, импульсивность, невнимательность. Такие люди могут часто опаздывать, забывать про обещания, им труднее самоорганизоваться.
Полный ответ
Какой врач лечит синдром дефицита внимания?
СДВГ — невоспитанность или болезнь? Где поведение, а где уже диагноз? — Часто на прием к психологу приходят родители с жалобами на невнимательность ребенка, неусидчивость, повышенную подвижность, невозможность контролировать свое поведение, неуспеваемость в школе, подозревая у него диагноз «СДВГ» (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Всегда ли эти жалобы обоснованы? По медицинским классификаторам заболеваний (МКБ-10), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это неврологически-поведенческое расстройство развития, которое начинается в детском возрасте и проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Симптомы невнимательности:
- ребенок не удерживает внимание на деталях, делает много ошибок;
- плохо удерживает внимание при выполнении школьных и других задач;
- не слушает, когда к нему обращаются;
- не может следовать инструкциям и доводить дело до конца;
- не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение задач;
- избегает задач, которые требуют длительного умственного напряжения;
- часто теряет вещи;
- легко отвлекается;
- забывчивый.
Симптомы гиперактивности:
- ребенок постоянно крутится;
- не может сидеть на месте, когда это необходимо;
- ему характерна чрезмерная и бесцельная двигательная деятельность;
- не может тихо, спокойно играть;
- постоянно находится в движении;
- болтливый.
Симптомы импульсивности:
- ребенок отвечает на вопросы не задумываясь;
- не может дождаться своей очереди;
- мешает другим людям, перебивает их.
!!! Для постановки диагноза СДВГ необходимо наличие не менее 6 из вышеперечисленных симптомов невнимательности, 3 симптомов гиперактивности и 1 симптома импульсивности. Диагноз может установить исключительно врач-психиатр !!! Критериями к постановке диагноза являются:
- продолжительность: симптомы наблюдаются не менее 6 месяцев в такой выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка;
- ранний возраст появления проявлений, до 7 лет;
- постоянство: распространяются на все сферы жизни — нарушение адаптации наблюдается в двух и более сферах деятельности ребенка;
- выраженность нарушений: существенные проблемы в обучении, социальных контактах, другой деятельности при нормальном интеллектуальном уровне.
Для постановки диагноза СДВГ необходимо исключить другие психические расстройства!!! Формы СДВГ:
- С преимущественным дефицитом внимания. Это дети с повышенным уровнем тревожности, чувствительны, мечтательны с хорошо развитым воображением, памятью, преимущественно с высоким уровнем интеллекта, быстро устают, что и приводит к развитию дефицита внимания.
- С преимущественной гиперактивностью. Это дети с повышенной возбудимостью нервной системы, которым трудно контролировать свои эмоции и поведение.
- Комбинированная. Это непоседы, дети, которые не могут долго сидеть на стуле, часто встают и бегают, их внимание привлекается на короткий промежуток времени, иногда могут проявлять агрессию.
Ухудшение течения заболевания совпадает с началом систематического обучения в школе. Школьная неуспеваемость имеет место у 92% детей с СДВГ. Наблюдается у 6-19% школьников, у мальчиков в 4-5 раз чаще. В подростковом возрасте данные симптомы сохраняются у 50-80% детей с СДВГ.
- Гиперактивность у подростков значительно уменьшается или исчезает, однако остается импульсивность, сохраняется нарушение внимания.
- Такие дети будут иметь серьезные пробелы в школьных знаниях, конфликтные отношения со сверстниками, напряженные отношения с учителями, что, в свою очередь, формирует школьную дезадаптацию, а иногда может привести и к совершению противоправных действий.
У 30-70% это расстройство переходит во взрослый вариант и имеет высокий риск развития асоциальной психопатии, алкоголизма и наркомании. Целесообразна комплексная реабилитация таких детей, которая состоит из:
- медикаментозной терапии;
- психологической и педагогической поведенческой коррекции;
- лечебной и оздоровительной физкультуры;
- дыхательных тренировок;
- Биологической обратной связи (БОС-терапия, Biofeedback).
Немного остановимся на последних двух. — Дыхательные тренеровки – это лечебное средство, которое улучшает здоровье школьников, в частности психовегетативную регуляцию, повышает физическую работоспособность и физиологические резервы организма. В последнее время особенно востребованы аппаратные методики гипокситерапии, которые помогают быстро и правильно усвоить и применять дыхательные техники. Подобные тренировки улучшают кратковременную память, произвольное внимание, благоприятно влияют на самочувствие, активность, настроение, повышают успешность, увеличивая пластичность и резервные возможности ЦНС, компенсируя проблемы школьной дезадаптации. Среди таких гипоксикаторов, например, есть лечебно-диагностические аппараты «ReОxy», «Карбоник» (Читать подробнее о методах >>> ), — Биологическая обратная связь (БОС-терапия, Biofeedback) является одним из новых методов, который активно используют во многих клиниках за рубежом при работе с такими детьми. БОС-терапия была признана наиболее эффективным методом лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей Американской Академией Педиатрии в 2012 году. БОС-терапия наглядно демонстрирует нам, как можно использовать наше сознание для непосредственного контроля над собственным организмом и выработки необходимых навыков. БОС терапия (Biofeedback) – практически единственная !!! медицинская технология, где пациент является активным участником своего лечения. По сути это и лечение и тренинг по выработке новых навыков в одной процедуре. Метод основанный на развитии у пациента (ребенка) навыков самоконтроля и саморегуляции различных функций организма для улучшения общего состояния. Во время занятия пациенту предлагается с помощью соответствующей тренировки произвольно контролировать те функции организма, на которые нужно повлиять. Сами коррекционные занятия проходят перед компьютером (что сегодняшним детям достаточно привычно, комфортно и интересно) под контролем датчиков и врача — медицинского психолога. (Читать подробнее о методике БОС терапия (Biofeedback) >>> ),
Метод позволяет за короткий срок (10-15-20 сеансов) уверенно овладеть навыками нервно-мышечного расслабления, оптимизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем путем выработки диафрагмального типа дыхания, научиться самостоятельно преодолевать и подавлять болезненные проявления, восстановить высокую работоспособность, хорошее самочувствия и настроение, спокойствие и уверенность в собственных силах.
- БОС-терапия поможет ребенку быстрее научиться контролировать собственные эмоции, сознательно контролировать и переключать внимание, усваивать новую информацию, адекватно реагировать на стрессы или повышенные психические нагрузки, и таким образом справляться с СДВГ.
- Эти методики вам могут предложить в МЦ « Ваш ВРАЧ»,
Наша врач-медицинский психолог составит и проведет индивидуальный лечебно-корректирующий комплекс. Ждем вас ежедневно по адресу ➡ Осокорки, ул.Е. Чавдар, 2, Запись на консультацию по тел. ➡ 0443333703, Психолог. Медицинский психолог – Киев, Позняки, Осокорки, Харьковский, улица Чавдар, Дарницкий район.
Полный ответ
Кто работает с СДВГ?
Поставить заключение СДВГ могут только специалисты – психологи, педиатры, неврологи.
Полный ответ
Как ведут себя люди с СДВГ?
Особенности СДВГ у взрослых — Недостаток сосредоточенности и концентрации является неврологическим состоянием. Исследования сканирования мозга показывают, что люди с этой патологией имеют нейронные цепи, которые немного другие, чем у обычных людей. Физические и химические различия в мозге влияют на исполнительное функционирование.
трудности с заинтересованностью (например, на работе во время разговоров или личных отношений); гиперактивность (например, ерзание или неспособность сидеть неподвижно, много говорить, чересчур активно жестикулировать); импульсивность (например, прерывание разговора, неспособность ждать в очереди).