Нужно Ли Все Время Играть С Ребенком?

Нужно Ли Все Время Играть С Ребенком
Нужно ли все время играть с ребенком? — С рождения и до двух лет — В любом возрасте игра является для ребенка одним из основных способов познания мира. В процессе игры дети получают знания об окружающих их предметах и их свойствах и учатся с ними взаимодействовать.

  • В первые годы жизни детям очень важно внимание родителей.
  • Присутствие мамы и папы позволяет малышам чувствовать их любовь и заботу, понимать, что они в безопасности.
  • Отсутствие контакта с родителями может вызывать у маленького ребенка стресс и тревогу.
  • Поэтому детские психологи рекомендуют взрослым проводить с детьми этого возраста как можно больше времени.

Как правильно выбрать игрушки для ребенка в возрасте от одного года и до двух лет? Об этом вы узнаете, посмотрев видеоурок с участием президента Ассоциации индустрии детских товаров, психолога Антонины Цицулиной.
Полный ответ

Сколько времени нужно играть с ребенком?

Как изменились отношения родителей и детей с уходом традиций, почему не существует правильного способа воспитания и сколько времени в действительности нужно уделять ребенку? «Бумага» публикует лекцию петербургского психолога Катерины Мурашовой «Миф о счастливом детстве». Она прошла в рамках проекта « Диалоги о счастье » благотворительного фонда AdVita и «Охта Lab». — Мы с вами одновременно живем в двух пространствах­­ ­­— профанном и сакральном. Профанное пространство — это пространство обыденной жизни. То, что мы делаем повседневно: едим, любим друг друга, ругаемся, воспитываем детей. Сакральное пространство — пространство мифов.

Я не призывают к тому, чтобы отринуть мифы. Миф — это часть нас. Но когда вы взаимодействуете с детьми, лучше осознавать, в каком пространстве вы находитесь, и хотите ли вы в нем находиться. То есть не путать пространство мифов и профанное. Из-за этого происходит множество местами забавных, местами страшных вещей.

Сразу хочу сказать, что все мифы о воспитании, в том числе о счастливом детстве, — это молодые мифы. До недавнего времени их практически не было. Почему? Детство как феномен, конечно, было, но оно не было ценным, никто не заморачивался переводом его в сакральное пространство.

  1. Были традиции: сюда положить, этим кормить, здесь повязать ленточку, здесь плюнуть, здесь вставить косточку в нос.
  2. Всё было ясно, тем более дети считались неполноценным вариантом взрослого.
  3. Так было всегда: бог дал — бог взял.
  4. У любой репродуктивно активной женщины пять-шесть детей, еще пять-шесть на кладбище, какая тут сакральность.

Ситуация начала меняться, когда укрепилась городская цивилизация и когда научно-технический прогресс позволил уменьшить детскую смертность. Традиции исчезли. Практически никто из представителей городских современных цивилизаций не воспитывает детей в соответствии с традициями.

Городской человек, получив на руки ребенка, не имеет никаких представлений, что с ним делать. Он не то что не может обратиться к традициям, он даже не может обратиться к своим бабушкам и дедушкам, потому что они воспитывали детей совсем по-другому. Как только образовалась пустота, туда начали заползать мифы.

— Миф, с которым я как практический психолог сталкиваюсь чаще всего, это миф о правильном воспитании. Он заключается в том, что где-то существует правильный способ, нужно его только узнать, осмыслить и встроить в пустое место традиций. И результат будет.

Это достаточно зловредный миф и понятно, откуда он берется. Вот ребенок принесен из роддома, и его надо куда-то положить. Судорожно набирается в интернете: «а где ребенку спать удобней?» Мама открывает первую из миллиона ссылок, и там написано, что ребенок должен спать с мамой, потому что он еще недавно был ее частью, биение ее сердца его успокаивает, он не вырастет неврастеником, мать в любую секунду может его покормить.

Звучит логично. Но мама начинает читать дальше, и под третьей ссылкой написано, что ребенок должен спать отдельно: это позволяет ему сформировать режим, позволяет матери высыпаться и быстро восстановить интимную жизнь, позволяет ребенку понять, что в мире есть какие-то границы.

  1. Это тоже звучит логично.
  2. Но ребенка уже нужно куда-то положить, он же не кот Шредингера.
  3. И на этом этапе в голову матери заползает миф, что она «просто не умеет искать».
  4. Что нужно найти что-то, и тогда всё будет правильно, под одной из миллиона ссылок есть правильный алгоритм, главное — его добыть.
  5. Как я сталкиваюсь с этим мифом? пара, с очень серьезным выражением лица и блокнотом.

Говорят: «Мы прочитали вашу книгу, статью, блог, нам показалось, что всё более-менее внятно. Нашему ребенку 3,5 года. Многое упущено, мы понимаем, но тем не менее еще немного времени есть. Вы нам сейчас говорите, мы всё записываем и уходим воспитывать правильно».

Этот миф опасен и для моих коллег: «Вы спрашиваете, как правильно воспитывать ребенка? Сейчас расскажу!» Можно книжки издать. Ребенка нужно класть сюда, кормить вот так, когда ребенок в истерике, нужно присесть на корточки и сказать: «Малыш, ты, кажется, немножко расстроен?!» — это всё материализация мифа.

Мать, которая прочитала очередное «внятное», где написано, что ребенка на раннем этапе нужно воспитывать вместе с дельфинами, продает комнату и увозит ребенка к дельфинам. Чуть позже, когда ребенок начинает себя как-то странно вести, кто-то говорит: «Тебе не кажется, что это какие-то новомодные коммерческие штуки? Может, лучше что-то старое доброе, например воспитание по доктору Споку?» Мать читает и говорит: «Это логично».

И тут она перестает реагировать на плач ребенка, закрывает дверь. Ребенок начинает биться, потом выдирать себе волосы. Врач на это говорит, что у ребенка, вероятно, невротические переживания, видимо, это вы виноваты. Всё это невротизирует ребенка. Мать тоже испытывает чувство вины, она в состоянии «человека в поиске», будто она не пустила всё на самотек, она совершенствуется, и через некоторое время достигнет высот.

А ребенок, воспитываемый в стиле последней статьи, прочитанной матерью, имеет серьезный шанс на развитие невроза. Обычно они попадают ко мне в предневрозе или уже в неврозе. — Совсем молодой миф — о равенстве детей и взрослых. Ребенок — это равная мне личность, поэтому я должен обращаться с ним соответственно.

  1. Исповедуют этот миф женщины определенного сорта.
  2. Они обычно приходят и, глядя мне в глаза, говорят: «Вы знаете, у меня были очень сложные отношения с матерью.
  3. Когда у меня родилась дочь, я подумала: мы будем с ней дружить! Будем всё делить.
  4. Она — равная мне личность!» Дочь присутствует тут же, ей 3,5 года.

Чем опасен этот миф? Он выглядит гораздо менее невротическим, чем предыдущий. Ребенок, мол, привыкнет, что к нему относятся как к равному, и привыкнет быть таким же. Но есть одна проблема: все мы, помимо всего прочего, биологические объекты. Мы млекопитающие, животные.

  1. И наши дети — тоже.
  2. И чем меньше ребенок, тем больше в нем от зверушки и меньше от человека.
  3. Постепенно, с взрослением ребенка, пропорции меняются, он очеловечивается.
  4. И, если всё складывается правильно, то умираем мы с вами уже людьми.
  5. У наших детей есть некоторые биологические программы, оставшиеся нам от наших предков.

И эти биологические программы вступают в жестокую схватку с этим мифом. Вы видели когда-нибудь маленьких утят? Они ходят друг за другом, а впереди идет самка. Конечно, были утята, которые забегали вперед самки, только их съели. Они отобрались эволюционно.

Потому что утка знает, куда идти, а утенок — нет. Из-за этого у птиц и млекопитающих выработался инстинкт следования за родителями. Мы, не отдавая себе отчета, попадаем в пространство мифа. Один маленький бедный детеныш ведет за собой четырех больших уток: мама, папа, бабушка и вторая бабушка. Детенышу тяжело, он не приспособлен к этой нагрузке, он не может ничего решать.

Ему навязывают изначально нечестную игру. Но периодически демонстрируют, как оно на самом деле. Например, ребенок заболел тяжелым простудным заболеванием, и инфекция пошла в пазухи. И врач говорит: «Если не хотите осложнений, шесть раз в день промывайте нос».

А это очень неприятная процедура. Родители выпадают из мифологического пространства в пространство доказательной медицины. Мать говорит отцу: «Держи его. Никого не интересует, что он будет орать. А я буду нос промывать». И так шесть раз в день! Ребенок не может покинуть пространство мифа, а мать может, ведь она умнее.

И он в этой ситуации оказывается в агонии. Этот миф на родителях почти не отражается, но отражается на детях. Выросший ребенок считает, что взрослые всё врут, и то, что они несут, не имеет отношения к реальности. — Следующий миф про то, что детям нужно всё объяснять.

  • Я даже не знаю, из какой системы его достали.
  • Он звучит так: «Я ему всё объясняю, но ощущение, что он перестал меня слышать, я у него даже слух проверяла».
  • Но дело в том, что до трех лет ребенок не имеет причинно-следственных связей, его интересует один-единственный вопрос: «Как оно будет?» Как это существует на практике? Лезет ребенок с двумя гвоздями к розетке.

И тут встает мама и говорит: «Петенька, не суй гвозди в розетку, в розетке живет электрический ток, электрический ток ходит по проводам, он очень опасный, он может укусить Петеньку, Петенька тогда заболеет, его отвезут в больницу, будут делать больнючие уколы, мама будет плакать, Петенька может даже умереть» Петеньку же интересует, удастся ли засунуть в розетку эти два гвоздя, которые очень точно подходят к этим маленьким черненьким дырочкам.

  • Дико хочется! А что делает мама? Она резвится в мифологическом пространстве, куда она по собственной воле заползла.
  • Ребенок растет в непрерывном бла-бла-бла.
  • Через некоторое время он так это и слышит.
  • Получается, что на детях этот миф почти никак не отражается, они просто перестают слышать.
  • И гвоздики прилетают обратно матери.

Она либо понимает, что в какой-то момент должна заорать, чтобы ребенок сконцентрировался, либо он не слышит ее даже тогда, когда она орет. Он не слышит ее важных объяснений. А мама в полном недоумении говорит: «Я же ему объясняла!» Никогда объяснения не должны становиться пятью минутами непрерывного говорения.

  1. Для трехлетнего ребенка объяснение может быть только одно и ясное.
  2. Следующий миф, тяжелый для родителей, а для детей — как повернется, — о том, что с ребенком нужно проводить много времени: развивать, развлекать, уделять внимание.
  3. Родители с чувством вины.
  4. В течение огромного исторического периода никому и в голову прийти не могло, что нужно развлекать детей.

Более того, еще моим сверстникам не приходило это в голову. Дети должны развлекаться сами. Максимум, что могут сделать родители, — это купить ребенку игрушки. Но вот возникает мифологическое пространство, появляются мамы-аниматоры: «Значит, сейчас у нас карточки по Доману, потом идем в парк кормить уточек, там смотрим видовой состав уточек, потом смотрим их на картиночке, говорим латинские названия, потом у нас кинетический песочек».

Что из-за этого происходит? Самое частое осложнение — нервное истощение матери. Она в какой-то момент перестает это делать, потому что понимает, что уже не может. В издательстве «Самокат» вышла книга, называется « Мама на нуле ». Это про матерей, которые выходили из состояния, в которое сами себя загнали.

Детям можно и нужно уделять столько времени, сколько вам удобно. Им всего всегда должно не хватать, иначе не будет никакого стимула для движения вперед. Если вы ловите себя на том, что вы несетесь за кинетическим песочком, потому что вам кто-то что-то сказал, то вы семимильными шагами лезете в пространство мифа.
Полный ответ

Нужно ли играть с ребенком и почему?

С рождения и до двух лет — В любом возрасте игра является для ребенка одним из основных способов познания мира. В процессе игры дети получают знания об окружающих их предметах и их свойствах и учатся с ними взаимодействовать. По мнению специалистов, игры с ребенком в возрасте до двух лет выполняют не только познавательную и развлекательную функции, но и способствуют сближению «отцов и детей».

В первые годы жизни детям очень важно внимание родителей. Присутствие мамы и папы позволяет малышам чувствовать их любовь и заботу, понимать, что они в безопасности. Отсутствие контакта с родителями может вызывать у маленького ребенка стресс и тревогу. Поэтому детские психологи рекомендуют взрослым проводить с детьми этого возраста как можно больше времени.

Как правильно выбрать игрушки для ребенка в возрасте от одного года и до двух лет? Об этом вы узнаете, посмотрев видеоурок с участием президента Ассоциации индустрии детских товаров, психолога Антонины Цицулиной.
Полный ответ

Сколько времени ребенок должен играть самостоятельно?

Ребёнок не умеет играть один — что мы делаем не так. И 6 способов это исправить «Дом завален игрушками, а он не играет!» — то и дело возмущаются родители. Наш блогер,, рассказала, почему дети постоянно хотят, чтобы родители играли с ними, и как сделать так, чтобы у родителей появилось хоть 10–15 свободных минут в день. Игра — ведущая деятельность в жизни ребенка.

Через нее он учится, примеряет на себя разные ситуации и взаимодействует с окружающим его миром. Как же получается, что ребенку даже при огромном количестве игрушек неинтересно играть самому и ему постоянно требуется партнер — мама, брат или сестра, другие дети на площадке или в детском саду? Возраст Навык самостоятельной игры формируется у ребенка в 3–4 года.

До этого возраста дети в силу особенностей развития не могут играть без участия взрослого, а те, кто может, делают это не дольше 10–15 минут, потом им требуется смена деятельности. То есть, если ваш двухлетка не играет сам, это нормально. Нет навыка Чтобы ребенок мог играть сам, нужно, чтобы его этому научили.

Очень часто детям дарят игрушки, но не рассказывают, что это такое и как с этим можно играть. Большой выбор Многие родители стараются компенсировать свое небогатое на игрушки детство и заваливают ребенка машинками, детскими синтезаторами, наборами посуды, конструкторами и многим другим, что предлагает ближайший к дому детский магазин.

Однако ребенку сложно ориентироваться во всем этом многообразии, и он просто не знает, с чем ему поиграть и как именно. Недостаток общения Если ребенок не ходит в детский сад, на какие-то занятия или мама сознательно избегает детских площадок, ему может не хватать общения со сверстниками, и игры он будет предпочитать совместные, а не самостоятельные.

  1. Кстати, с работающими родителями то же самое: ребёнку не хватает качественного общения с мамой и папой, поэтому он будет требовать этого общения, отказываясь играть самостоятельно.
  2. В этом случае отказ от самостоятельной игры — крик о помощи и требование удовлетворить потребность в общении с родителями или сверстниками.

Чрезмерный контроль Часто взрослые, особенно те, кто одержим ранним развитием и считает, что после трех поздно, вмешиваются в естественный ход игры. Они предлагают посчитать количество предметов, с которыми играет ребенок, описать их качество или сгруппировать их по определенному признаку.

  • Часто взрослые прерывают игру рассказами о том, как обращаться с той или иной игрушкой.
  • Например, не разрешают животным с фермы пить чай или ходить в гости друг к другу — ведь эта игра предназначена для того, чтобы ребенок понял, как устроена ферма.
  • Конечно, после таких лекций ребёнок играть сам уже не будет: он привыкнет к постоянным подсказкам и инструкциям.

Особенности развития Некоторые дети осваивают навыки самостоятельной игры позже других. Это не повод бить во все колокола и искать у ребенка какие-то отклонения в развитии. Однако стоит внимательнее следить за поведением сына или дочери и при необходимости проконсультироваться с неврологом или психологом.
Полный ответ

Нужно ли постоянно играть с грудничком?

Почему так важно играть с новорожденным? — Совместная игра усиливает близость: вы больше узнаете о малыше, а он, в свою очередь, учится доверять взрослым. Кроме того, ребенок ощущает собственную безопасность и чувствует себя любимым. Занятия стимулируют развитие ребёнка.

Ориентируясь на то, чему малыш должен научиться в ближайшие недели, необходимо проводить игры и развлечения на совершенствование слуха, зрения и осязания. Речевые умения новорожденных зависят от того, сколько времени вы тратите на общение с ними. Чем больше мама говорит с малышом, тем скорее он научится понимать и воспроизводить звуки.

Так что если у вас мало времени на игры, по крайней мере, продолжайте рассказывать ему о каждом своем шаге. Занятия с детьми могут дать первые представления об их темпераменте. Хотя психологи говорят, что в этом возрасте пока нельзя точно установить его тип, большинство мамочек наверняка согласятся, что каждый ребёнок индивидуален, а эта уникальность проявляется с самых первых минут его жизни.
Полный ответ

Сколько времени родители должны проводить со своими детьми?

Идеал недостижим. Но нужен ли он? — Получается, что если важно качество, то нет смысла стремиться к какому-то идеальному количеству времени с ребенком. Например, психолог Аманда Ройтер про семью, где родители составили расписание, согласно которому кто-то из детей раз в неделю идет спать на 15-20 минут позже братьев и сестер.

  • И проводит это время вдвоем с родителем.
  • Они могут читать или играть в настольные игры, просто болтать о чем угодно.
  • Такое решение позволило каждому из детей получать свои личные 15 минут качественного времени с родителями каждую неделю.
  • И родители говорят, что именно эти 15 минут улучшили отношения с каждым из детей — они стали меньше спорить, ругаться и капризничать.

Другой психолог, Джон Готтман, оптимальное соотношение негативных и позитивных моментов в родительстве, чтобы дети выросли счастливыми: 5 к 1. То есть на каждую ссору и спор должно приходится пять счастливых моментов. И кажется, у российских родителей получается соблюдать такое соотношение! Результаты международного исследования, которое было проведено совместно с исследовательской компанией Ipsos в 2019 году, установили, что 86% российских родителей верят, что их дети счастливы, и это мнение родителей разделяют сами дети.

  • Эксперты изучали три параметра благополучия: эмоциональное состояние ребенка, его коммуникабельность и независимость.
  • Российские родители особое внимание уделяют воспитанию уверенности в себе, а также беспокоятся о финансовом благополучии ребенка.
  • При этом мамы и папы уверены — чтобы ребенок был счастлив, иногда достаточно простых мелочей.
Читайте также:  Можно Ли Спрашивать У Таро Про Смерть?

Именно об этом рассказывают известные родители — герои новых роликов, снятых брендом, Оказывается, иногда достаточно просто быть с ребенком рядом в минуту его маленьких побед, и это подарит ему не меньше положительных эмоций, чем поход в парк аттракционов.

  • Призывает родителей самим становиться режиссерами и фотографами и запускает,
  • «Маленькие истории — Большое счастье» — такой слоган у этой акции.
  • Родители могут снимать видео и делать фото счастливых моментов с детьми и делиться ими в Инстаграме.
  • Чтобы другие родители тоже поняли, как важны для детей иногда несколько секунд игр и веселья.

Авторы самых интересных фото и видео выиграют призы от, Как проводить больше качественного времени с детьми Мы собрали несколько идей о том, как провести время с детьми так, чтобы они остались довольны, а родители не потратили кучу денег, времени и нервов.

Получился симпатичный чек-лист. Готовьте ужин вместе. Раз в неделю превращайте свою кухню в суши-бар или итальянское бистро. Отлично, если дети помогают приготовить или накрыть на стол — обычно они так увлечены процессом, что могут рассказать что-нибудь действительно важное. Как и во время еды — разговоры и обмен новостями за столом могут стать доброй традицией.

Делайте ремонт вместе. Никогда не чините протекающий кран, не меняйте шину, не закрашивайте стены без детей. Мелкий ремонт дома — отличный способ провести время с детьми, одновременно обучая их полезным навыкам. Ходите пешком вместе. В следующий раз, когда нужно будет отвезти детей куда-то недалеко, попробуйте добраться туда пешком, а по пути можно обсудить, на что похожи облака и почему дует ветер.
Полный ответ

Почему важно уделять время ребенку?

Сколько времени уделять ребенку Этот вопрос с каждым годом приобретает все большую значимость. Все чаще родители обеспокоены тем, что из-за плотного рабочего графика, огромного количества дел и забот они не имеют возможности провести с любимым ребенком столько времени, чтобы тот не чувствовал себя брошенным, обделенным, недолюбленным. Конечно, родители обязаны уделять своим детям время и внимание. Это формирует детско-родительские отношения и мировосприятие ребенка, дает ему ощущение уверенности, принятия, доверия, любви как в настоящем по отношению к родителям, так и в будущем. Человек, которому в детстве не доставало правильного внимания со стороны родителей, уходит во взрослую жизнь с такими установками:

  • «Совершенно не имеет значения, чего я хочу и в чем нуждаюсь».
  • «Никого не волнуют мои проблемы, я только доставляю дискомфорт людям, рассказывая о них».
  • «Мои чувства не имеют ценности и никому не интересны, проявление чувств осуждается людьми».
  • «Не стоит доверять людям, обязательно последует разочарование».
  • «Никому не интересно мое мнение, лучше я промолчу».
  • «Я одинок и должен со всем справляться сам».

Недостаток внимания приводит к обесцениванию себя, отношений, других людей. Внимание родителей — это способ проявления их любви по отношению к ребенку. Поэтому такие недолюбленные дети в будущем не могут доверять, налаживать контакт, выстраивать дружеские и любовные связи.

  1. Они неуверенны в себе и других и в целом настроены на жизнь более пессимистично.
  2. Однако в то же время ребенок должен постепенно отделяться от родителей, увеличивать дистанцию, становиться самостоятельным, самодостаточным, опытным.
  3. И в этом родители должны ему помочь, давая необходимое количество свободы, позволяя справляться с проблемами и потребностями самому.

Ребенок может испытывать сложности психологического характера по множеству различных причин. Среди них недостаток родительского внимания занимает далеко не последнее место, это достаточно распространенное обстоятельство. И так было всегда: каждое поколение воспитывается работающими родителями, которые разрываются между делами, семьей, проблемами и собственными потребностями.
Полный ответ

Нужно ли родителям играть с детьми?

Если трудно играть с ребенком: 5 правил, которые помогут Можно научиться играть с детьми так, что игра станет ресурсом и для взрослых Современные родители знают: игра нужна и важна для ребенка. В ней он развивается, формирует важные личностные качества, вырабатывает необходимые для будущей жизни навыки.

Но взрослых раздражают просьбы: «Поиграй со мной!», а потом они испытывают чувство вины перед малышом. Есть ли способ играть с ребенком и при этом не скучать? Рассказывает детский и семейный психолог Наталья Лейкина. Я сама была мамой, которая не любит играть. Но однажды увлеклась и пошла учиться на игрового терапевта.

Я была поражена тем, насколько мир игры глубок, интересен и важен, насколько сильно игра влияет на включенного в нее взрослого. Игра — потребность человека, не только ребенка. Она дает нам возможность затронуть экзистенциальные темы, говорить и проживать свободу, авторство своей жизни, бытие здесь и сейчас.

Дети играют, живя в настоящем, а взрослым трудно играть, потому что они находятся либо в прошлом, либо в будущем. Игра способна вернуть нам настоящее, ощущение ценности каждого момента жизни. Естественно испытывать раздражение, когда вы не знаете, как играть, и не готовы это делать. Почему у родителей не получается играть? Нет для этого ресурса? Например, взрослые перегружены, у них слишком много обязанностей, они устали, особенно когда семье некому помочь.

Или просто не знают, как играть с маленьким ребенком, какие игры бывают. Не догадываются, что игре тоже нужно учиться. Если у родителя нет знаний видов игр и понимания того, как играть, то возникает неуверенность в себе. Иногда мамы спрашивают:

«Я кормлю с ребенком куклу. Этого достаточно или надо что-то еще делать?»«Что делать, если игра затягивается, — я рассчитывала на 5 минут, а мы играли час?»«Как игру разворачивать, куда двигаться?»

Когда родитель понимает игру не абстрактно, а конкретно (такие-то действия приведут к тому, что ребенок будет играть самостоятельно), то это мотивирует, дает стимул играть. Когда вы понимаете, что снова раздражены просьбой ребенка поиграть с вами, попробуйте следовать нескольким правилам, которые уже помогли другим родителям.
Полный ответ

Как игры влияют на развитие ребенка?

Влияние игровой деятельности на развитие восприятия детей дошкольного возраста — Психология телесности: теоретические и практические исследования Окружающий нас мир включает в себя разнообразие форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Он обладает множеством явных и скрытых свойств, которые человек учится открывать для себя в детстве.

Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет, но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (комнату, картину, дерево, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие — процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных, двигательных и речевых механизмов. Большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой играют пространственные представления, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека.

Пространственные представления — это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. Несмотря на то, что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает.

Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится. Развитие пространственных восприятий начинает формироваться у ребенка постепенно. Самым первым и главным этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения напряжения и расслабления мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослым.Л.С.

  1. Выготский указывал на то, что понятия образуются по мере сформированности ощущений.
  2. Первые годы жизни ребенка ответственны за формирование у него ощущения пространства.
  3. Процесс научения на каждом этапе онтогенеза в первую очередь зависит от того типа деятельности, который является ведущим в этот период развития.

В дошкольном возрасте таким видом деятельности является игровая, которая проходит этапы от игры с предметами до сложно организованной сюжетно-ролевой. Детская игра оказывает влияние на весь ход и результат развития ребенка-дошкольника. Именно благодаря включенности ребенка в игру происходит развитие его мотивационно-потребностной сферы, произвольности поведения и деятельности, формирование внутреннего плана действий, а также развитие когнитивной сферы, в том числе высших форм перцептивной деятельности.

  • Действие, активная практическая вовлеченность в процесс – важное условие приобретение ребенком знаний.
  • Действия ребенка, связанные с движениями и телесными ощущениями, многократно повторяясь, постепенно переходят во внутренний план, формируются в понятия.
  • Значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить.

Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.Н.Г.

  1. Куприна отмечает, что «психическая структура телесности — единственная структура психики, которая полноценно функционирует в возрасте от пяти до десяти лет.
  2. Такие структуры, как сознание, логическое мышление, воля находятся у детей в различных стадиях становления.
  3. Телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом.

Это своеобразная «пружина», заложенная в ребенке самой природой и побуждающая его к движению. Движения связаны у ребенка с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий. В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни»,

В период раннего детства в области восприятия происходит формирование перцептивных действий и предметных эталонов. Функция перцептивных действий — ориентировочная, обследование перцептивных свойств объекта на основе эталонов. Первоначально перцептивные действия представляют собой развернутые внешние действия.

Обследование предметов осуществляется путем практического сопоставления и сравнения с образцом. По мере овладения речью восприятие начинает приобретать черты произвольности. Слово начинает регулировать восприятие ребенка. Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т.е.

формируется и созревает телесная схема. Завершается же процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. При переходе от раннего к дошкольному возрасту развитие восприятия вступает в принципиально новую фазу. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

На ранних этапах дошкольного возраста образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью. Так, дети трех-четырех лет не узнают знакомых людей, переодетых в костюмы сказочных героев, даже если их лица открыты. Если ребенку попадается изображение незнакомого объекта, он выхватывает из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет.

Ошибки в узнавании изображенных предметов связаны с тем, что ребенок улавливает случайное или малосущественное сходство их с тем, за что он их принимает. Такое осмысление всего предмета по какой-то одной случайной детали называется синкретизмом и является природной особенностью детского восприятия. Детский синкретизм есть результат «невоспитанного» доаналитического восприятия.

Особенности восприятия этого возраста проявляются и в том, что дети совершают большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Это объясняется неразвитостью линейного глазомера. Например, при восприятии длины линии степень ошибки ребенка примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека.

  • Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени Время текуче, оно не имеет наглядной формы, любые действия происходят не со временем, а во времени.
  • Ребенок может запомнить условные обозначения и меры времени (минута, час, завтра, вчера и т.п.), но не всегда умеет употреблять их верно, так как эти обозначения имеют условный и относительный характер.

К дошкольному возрасту происходит дифференциация времени на том уровне, что использование слов «завтра» и «вчера» означает все ненастоящее. Но понятия эти не различаются между собой: «Завтра мы ходили в цирк», «Вчера у меня будет день рожденья». На протяжении дошкольного детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и времени др.

  1. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок.
  2. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий.
  3. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны — представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов.

К пяти годам ребенок уже легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов.

При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы. Система мер (миллиметр, сантиметр, метр, километр) и способы их использования, как правило, в дошкольном возрасте еще не усваиваются.

Дети лишь могут обозначать словами, какое место по величине занимает предмет в ряду других (самый большой, большой, маленький, самый маленький и т.п.). Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представление об отношениях по величине только между двумя одновременно воспринимаемыми предметами.

  1. Определить величину изолированного предмета ребенок не может, так как для этого нужно восстановить в памяти его место среди других.
  2. Например, когда трехлетнему ребенку предлагают на выбор два яблока, он воспринимает их величину относительно друг друга.
  3. «Зеленое яблоко больше, чем красное», — рассуждает малыш, объясняя свой выбор.

Если же перед ним окажется одно яблоко, оценить, большое оно или маленькое, ребенок, скорее всего, не сможет. В дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой — меньше — самый маленький).

Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить части пирамидки «по росту» — от самой большой до самой маленькой. Может утверждать, что «мишка большой», а «мышка маленькая», хотя он их и не видит в данный момент.

В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т.п.).

  1. Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями.
  2. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов.
  3. После этого они переходят к решению задач «на глаз».
  4. Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности.

Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.

Упражняется глазомер дошкольника в аппликации, рисовании, бытовых действиях и, конечно, в играх. Как происходит развитие действий восприятия? На первых порах ребенок пытается извлечь сведения о свойствах предметов из практических действий с ними. Трехлетние дети, когда им дают новый предмет, сразу же начинают действовать с ним.

Попыток рассмотреть предмет или ощупать его у них не наблюдается, на вопросы о том, каков предмет, они не отвечают. В среднем дошкольном возрасте практические действия начинают сочетаться с действиями восприятия. Дети четырех лет уже начинают рассматривать предмет, но делают это непоследовательно, часто переходя к манипулированию.

При словесном описании они называют только отдельные части и признаки предмета, не связывая их между собой. Этих результатов ребенок достигает не только благодаря специально организованным обучающим занятиям под руководством взрослых, но и в процессе игры со сверстниками. Игровая деятельность, в том числе сюжетно-ролевая, предполагает использование предметов-заместителей.

Период дошкольного детства называют временем символизма, так как логические мыслительные операции только еще формируются в интеллекте, опираясь на внешние объекты. Символ, как мостик от одной реальности к другой, позволяет ребенку в четырех-пятилетнем возрасте соединять объекты и понятия.

Наиболее отчетливо это проявляется в детской игре. Палка может быть символом ружья и коня, камушки — пищей, деньгами, лекарством и т.д. Между изобразительной игрой, различением видимости и действительности существует определенная связь. Детям, которые часто играли в «игры понарошку» в возрасте 3-5 лет, легче понять, что одни объекты могут быть похожи на другие, увидеть в различных предметах признаки, объединяющие их в группы, и признаки-отличия.

К пяти-шести годам действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, могут дать ребенку сравнительно полное представление о предмете. У старших дошкольников появляется стремление более планомерно обследовать и описывать предмет.

  • Рассматривая предмет, они вертят его в руках, ощупывают, обращая внимание на наиболее заметные особенности.
  • К семи годам дети могут систематически планомерно рассматривать предметы.
  • Им уже не нужно действовать с предметом, они вполне успешно описывают его свойства благодаря работе процесса восприятия.

В контексте игровых видов деятельности моделирующего характера происходит усвоение ребенком системы сенсорных эталонов и соответствующих им перцептивных действий обследования. Именно от этого зависит общее развитие познавательных способностей ребенка-дошкольника.

Закономерности развития определяются возрастающей способностью использования сенсорных эталонов (формы, цвета и др.) и овладением наглядным моделированием. Происходит расширение диапазона моделируемых отношений и изменение типа выполняемых действий моделирования. Именно в игре, в первую очередь, ребенок встречает наглядные модели, которые представляют собой специфические средства, позволяющие детям усваивать обобщенные знания о связях и закономерностях явлений действительности.

Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве в дошкольном возрасте происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений.

  • Если в три-четыре года для ребенка точкой отсчета является собственное тело, то к шести-семи годам дети научаются ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета.
  • Например, на предложение показать, что расположено справа, ребенок трех-четырех лет сначала отыскивает свою правую руку, а потом только ориентируется во внешнем пространстве.
Читайте также:  Как Понять Что У Меня Апатия?

Старший же дошкольник может даже показать, что располагается справа от стоящего напротив него человека. Такой навык также во многом зависит от игровой деятельности, включающей и даже требующей физической активности. Благодаря активной игре ребенок научается ориентироваться в окружающем пространстве и координировать собственные движения, соотносить свои телесные ощущения с воспринимаемым пространственным миром.

В процессе игры происходит овладение ребенком мимикой и телесной экспрессией. В общении со сверстниками ребёнок усваивает мимику через идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается. Многочисленные действия, совершаемые ребёнком в игре, представляют собой не просто мускульную работу, но формируют у ребёнка сложную интегральную связь между телесным чувством равновесия и координации в пространстве, зрением, осязанием и в конечном итоге позволяют ощущать совместный результат своих телесных усилий и эмоциональных переживаний.

Вследствие этого даже самые простые двигательные акты конструируют у ребёнка образ действия и позволяют дифференцировать эти действия. Усваивая представления о времени суток, дети, прежде всего, ориентируются на собственные и наблюдаемые действия: утром люди умываются, уходят на работу, днем — обедают, вечером — возвращаются с работы, ложатся спать.

  • Эти действия многократно проигрываются в различных игровых сюжетах, что способствует развитию восприятия времени.
  • В шестилетнем возрасте дети оказываются способными понять, что время нельзя остановить, вернуть, ускорить, что оно не зависит ни от желания, ни от деятельности человека.
  • Игра закрепляет представления о последовательности событий во времени, продолжительности существования вещей.

Особым видом восприятия является восприятие человека человеком. О том, как дошкольники воспринимают окружающих людей, лучше всего свидетельствуют их игры. Например, играя в «дочки-матери», дети воспроизводят определенные образы других людей (чаще всего близких), и отношения между ними.

  • Понаблюдав за таким проигрыванием ребенком ролей взрослых, можно понять, какие именно личностные черты, особенности других людей ребенок воспринимает ярче всего.
  • По тому, каких людей изображает ребенок, что именно и как передает, раскрывая их образы, можно судить о том, что им запечатлевается легче, на что он больше всего обращает внимание, а что остается невоспринятым.

Особенности восприятия ребенком окружающих людей проявляются и в его оценочных суждениях. Основой оценочных суждений является опять-таки совместная игровая деятельность. Поведение других детей в игре оценивается с точки зрения соблюдения правил, договоренностей, проявляемых умений.

  • Выборы, совершаемые в процессе игры, отражают симпатии и степень популярности детей в кругу сверстников.
  • Если оценочные суждения об окружающих людях младшего дошкольника, как правило, недифференцированны, неустойчивы, изменчивы, то к шести-семи годам они становятся более полными, развернутыми, адекватными.

В игре ребенку проще посмотреть на происходящее глазами другого человека или понять чьи-то чувства. По мере взросления дети все чаще воспринимают не столько внешние, сколько внутренние личностные качества других людей. Важно учитывать, что научаются они этому в процессе моделирования «мира взрослых», который задает «социальные эталоны», и на который ориентируются дети в игровой деятельности.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте — это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней. Благодаря активной игре, телесному опыту, приобретаемому в движении, ребенок приобретает разнообразные умения, которые позволяют ему более уверенно входить в окружающий мир.

Большинство современных исследователей детской игры солидарны в том, что игра имеет огромное значение для психического развития ребенка. Вместе с тем отсутствует единое мнение по вопросу, можно ли компенсировать игру другими видами деятельности. В последние десятилетия в педагогике дошкольного воспитания наметилась тенденция замены игры другими видами деятельности обучающего типа.

Сюжетно-ролевая игра все более вытесняется из жизни ребенка, замещаясь другими «серьезными» увлечениями — компьютером, уроками музыки и иностранного языка, причем инициатива таких «увлечений» чаще принадлежит взрослым. Наблюдается тенденция снижения уровня развития игры даже у детей переходного от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Высшего уровня развития игры достигают немногие дети, что сказывается на показателях общего психического и личностного развития дошкольников. Пример развития восприятия под воздействием игры свидетельствует о важности и необходимости этого вида деятельности для детей дошкольного возраста.

Необходимо вернуть игре её место в жизни ребенка, «реабилитировать» значение сюжетно-ролевой игры для психического развития в условиях возникновения новых информационных и технологических возможностей, предлагающих новые виды символико-моделирующих видов деятельности — компьютерные игры, телевизионные передачи, видеофильмы.

Кроме того, необходима работа психолога с воспитателями и родителями детей-дошкольников по разъяснению важности детской игры для личностного и интеллектуального развития ребенка. Читать подробнее: Влияние игровой деятельности на развитие восприятия детей дошкольного возраста — Психология телесности: теоретические и практические исследования
Полный ответ

Зачем родителям играть с детьми?

При помощи игры и через нее ребёнок раскрывает свои творческие задатки, претворяет в жизнь свои идеи и решает проблемы. Игра с взрослыми способствует пополнению словарного запаса ребёнка, ребёнок учится лучше выражать свои мысли, чувства и потребности.
Полный ответ

Можно ли поднимать ребенка за подмышки?

27 ноября 2018 Первое и главное правило – не бойтесь! Вы – мама, и у вас есть интуитивное чутье, как лучше вашему малышу. Есть несколько общих правил: * укладывая малыша в кроватку или коляску, следует придерживать за головку и попку; * одна рука придерживает младенца за спинку, на другой руке лежат головка и шейка; * перед тем как класть ребенка, прижмите его к себе и так наклоняйтесь, никогда не укладывайте малыша на вытянутых руках; * уложив ребенка на поверхность, не убирайте сразу руки, пусть пройдет несколько секунд, чтобы малыш успел приспособиться к новым ощущениям; * поднимать малыша, когда он лежит на животике, нужно следующим образом: одной рукой взять под грудь, придерживая большим и указательным пальцами в районе шеи, а второй рукой взять под животик, заведя ее между ножек ребенка; * в первые два-три месяца лучше пеленать младенца – так будет комфортнее и малышу, и маме; в период бодрствования лучше пеленать до пояса, чтобы ручки были открыты, а на сон запеленать полностью.

И помните: когда вы берете своего маленького на руки, вы заряжаете его своим настроением, постарайтесь избегать негативных эмоций. Некоторые приемы даются мамам интуитивно, некоторым лучше научиться – например, как держать новорожденного после кормления. КАК НЕЛЬЗЯ ДЕРЖАТЬ НОВОРОЖДЕННОГО Есть некоторые ограничения и запреты, связанные с хрупкостью младенческого организма.

Опирайтесь на них, чтобы не причинить ребенку вред: * у новорожденных детей слабо развиты мышцы шейного отдела, поэтому всегда поддерживайте одной рукой головку, а другой рукой попку, когда берете на руки; * нельзя не придерживать детей до 3 месяцев за затылок; * нельзя допускать, чтобы ножки при ношении малыша свисали – это может отрицательно сказаться на развитии тазобедренных суставов; * ни в коем случае нельзя сажать и ставить малыша – это может привести к травмам! * никогда не берите ребенка за ручки и ножки! Связки еще очень слабенькие – можно травмировать малыша! * новорожденного нельзя держать одной рукой; * нельзя сильно прижимать к себе малыша; * нельзя отвлекаться, когда вы держите младенца на руках; * нужно следить за тем, чтобы головка малыша не запрокидывалась назад; * нельзя брать ребенка резким движением – это может вызвать испуг у малыша; * нельзя держать ребенка за подмышки.
Полный ответ

Почему нельзя тянуть ребенка за руки?

Артур Сабуров практикует массаж с техниками остеопатии Фото: doctorsaburov / instagram.com Поделиться Каждый ответственный родитель мечтает, чтобы его ребенок рос здоровым. Детский врач Артур Сабуров, практикующий массаж с техниками остеопатии, в прямом эфире в инстаграме UFA1.RU рассказал, каких распространенных ошибок родителям грудничка избегать, на что обязательно обратить внимание в первые годы жизни малыша, зачем нужны прививки и почему важно следить за здоровьем, начиная с себя.

  1. Мне не совсем нравится понятие «нормы».
  2. Есть очень важный момент — каждый ребенок индивидуален.
  3. ВОЗ выявила определенную норму возраста и действий ребенка.
  4. Например, дети должны сесть самостоятельно в возрасте от 4 до 9 месяцев, стоять самостоятельно с 5 до 12 месяцев, первые шаги от 7 до 13 месяцев.
  5. Но это не является основным критерием здоровья ребенка, норма в каждом случае относительна, поэтому даются такие длинные временные рамки.

В первые годы жизни ребенка важно избежать неврологических нарушений, заболеваний опорно-двигательного аппарата, обратить внимание на симметрию тела. Симптомы нарушений: ребенку затруднительно поворачивать голову, привычное положение преимущественно влево или вправо, асимметрия подмышечных складок, гипотонус, гипертонус, ребенок плохо спит, ему некомфортно при кормлении, некомфортно находиться в горизонтальном состоянии, поэтому постоянно просится на руки.

  • Не ищите решения в интернете, обращайтесь сразу к грамотному специалисту с описанием всей картины.
  • Не бывает ленивых детей, ребенку что-то не дает развиваться, и надо на это обратить внимание.
  • Ошибка 1: плохая фиксация шеи ребенка.
  • Родители часто поднимают детей за подмышки — шея не зафиксирована, болтается.

Нужны осознанные движения, резким рывком вы можете травмировать шейно-воротниковую зону. Даже если в грудном периоде вы сможете от этого избавиться, в школьном возрасте эта травма может дать о себе знать. Ошибка 2: сажать ребёнка раньше времени. Малыш садится после 4 месяцев, и только когда он к этому готов.

  • Я не рекомендую форсировать события, подкладывать подушки, фиксировать нижние конечности.
  • Если время подходит, а ребенок не пытается сесть, нужно выяснить причину, почему у него не готов мышечный каркас и костная структура.
  • Ускорять развитие и помогать малышу можно при помощи ЛФК, плавания, массажных техник, используя рекомендации и помощь специалиста.

Ошибка 3: неправильно держать новорожденного «столбиком». Младенец срыгивает, это естественный процесс, но основная поддержка ребенка при держании «столбиком» должна идти за грудной отдел, не за ягодицы. Ошибка 4: тянуть ребенка за ручки. Мышцы, связки и костная структура младенца слабые, поэтому вместо того, чтобы тянуть ребенка за руки, лучше аккуратно потянуть за плечо.

  • Ошибка 5: неправильно надевать памперсы.
  • Если вы знаете, что суставы слабые, рекомендую не тянуть ноги младенца, когда надеваете памперсы, лучше взять за ягодицы, ребенку это будет комфортнее.
  • Нельзя игнорировать дисплазию тазобедренного сустава, проблема популярная, при ней заметна асимметрия ягодичных складок, «щелкает» сустав.

Это повод не ждать исполнения 3 месяцев, а сразу бежать к ортопеду. Принцип остеопатии — смотреть организм в целом, принимая во внимание физиологические и анатомические особенности. Только врач с высшим образованием может переквалифицироваться на остеопата, нужно учиться минимум 4 года дополнительно.

  1. Благодаря мягким техникам можно выравнивать и расслаблять организм, и это не эзотерика, это физиология.
  2. Организм не может самостоятельно исправить полученную травму.
  3. Остеопат расслабляет и восстанавливает кровоснабжение, лимфоток, венозный отток, работая не с одной жалобой, а со всем организмом.
  4. Для грудничка массаж с техниками остеопатии помогает настроить организм малышей на благополучное развитие, а в случае необходимости — вернуть его в правильное русло.

Не просто так прививки вызывают так много вопросов, я часто работаю с их последствиями. Если вы живете в цивилизации, городе, каждый квадратный метр вполне вероятно может быть источником вирусов и инфекций. Не могу сказать, что плохо или хорошо отношусь к вакцинации, но приведу цитату — «Не дай бог дожить до того момента, когда в детских садах не привитых от кори детей будет больше, чем привитых».

Это будет эпидемия. Да, иммунная система ребенка часто сталкивается с вирусами и бактериями, и справляется с ними, но стоит рано или поздно большая концентрация возбудителей инфекций может найти уязвимое место в организме. На что стоит обратить внимание при вакцинации? Ребенок должен быть абсолютно здоров.

Если невролог, которому вы доверяете, и педиатр подтверждают, что всё хорошо, то можно прививку делать. Есть факторы, которые могут повлиять на развитие осложнений после прививки, но со здоровым ребёнком всё будет нормально. Отдельная рекомендация мамам — если вы хотите, чтобы ваш ребенок был цел, здоров, обращайте внимание в первую очередь на свое здоровье.

  • Если вас беспокоит боль в пояснице, вы постоянно нервничаете, забываете про свое состояние, то это обязательно отразится на ребенке.
  • Если кормите грудью, нужно обеспечивать комфорт не только ребенку, но и вам.
  • Именно ваши привычки и образ жизни формируют последствия и проблемы.
  • Если вы понимаете, в чем проблема, занимайтесь своим здоровьем.

Если мы не будем заниматься проблемой, она сама по себе не пройдет, это относится к каждой боли в организме. Есть шутка: «Не очень люблю врачей, ты платишь им деньги, а они говорят тебе плохие новости». Лучше заняться этими новостями сейчас. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был здоров, а у вас самих проблемы со спиной и плоскостопие, ребенок вряд ли сам побежит на ЛФК или заниматься плаванием.
Полный ответ

В каком возрасте дети улыбаются?

Первая так называемая «социальная улыбка» (то есть такая улыбка, которая направлена на общение) у ребенка появляется к 1-1,5 месяцам жизни. К возрасту 4-6 недель малыш улыбкой откликается на ласковые интонации голоса матери, на приближение ее лица.
Полный ответ

Как ребенок понимает что я его мама?

Узнают ли новорожденные свою мать при рождении? — Короткий ответ: да. «Исследования показали, когда матери прижимают новорожденных к коже, происходят значительные изменения в жизненно важных показателях малыша — их частота дыхания и частота сердечных сокращений замедляются, они становятся спокойными», — говорит Мэдден.

  1. Другими словами, ребенок сразу понимает, что мать держит его на руках.
  2. Младенцы действительно могут слышать голос своей матери, находясь в утробе матери,
  3. «Есть доказательства того, что младенцы начинают узнавать голос своей матери уже в третьем триместре беременности, — говорит доктор Ребекка Даймонд, сертифицированный педиатр и доцент кафедры педиатрии Колумбийского университета.

Сразу после рождения младенцы, узнают голос своей матери и предпочитают ее голос другим. Они также отдают предпочтение звукам, произносимым на языке, на котором говорила их мать во время беременности. Это еще раз показывает, насколько мамина речь повлияла на развитие их мозга ».
Полный ответ

Как понять что ребенок любит маму?

Ребята и зверята — Этологи (ученые, изучающие инстинкты) утверждают, что у различных животных развиваются именно те модели поведения, которые помогают им выжить в суровом мире. Детеныши рождаются на свет с запрограммированными формами поведения. Одна из них – держаться поближе к родителям, в этом случае малыши в большей степени защищены от опасностей.

  1. Австралийский зоолог Конрад Лоренц заметил, что маленькие гусята начинают следовать за своей матерью почти сразу же после появления на свет.
  2. Эта связь помогает взрослым птицам защищать и обучать свое потомство.
  3. Доктор Лоренц также обнаружил, что лишенные матери дикие гусята, о которых в течение первых 24 часов из жизни заботился он сам, начинали следовать за ним, а не за другой гусыней.

Подчас эта трогательная привязанность причиняла ученому определенные неудобства: гусята предпочитали даже спать в его комнате, вместо того, чтобы расположиться на берегу реки, как это делали их сородичи. А вот другой любопытный пример. Американский психолог Гарри Харлоу проводил эксперименты с детенышами обезьян.

Первоначальной его целью было выяснить, каким образом происходит у обезьян процесс научения. Для чистоты эксперимента он удалил из клетки обезьяну-маму и сам начал заботиться о маленьких обезьянках. К своему удивлению, Харлоу обнаружил, что разлука с матерью отразилась на маленьких обезьянках самым негативным образом.

Одни из них умерли. Другие были напуганы, раздражены и отказывались есть или играть. Стало ясно, что обезьянкам для хорошего самочувствия и успешного развития требуется нечто большее, чем регулярное кормление. Харлоу стал экспериментировать с «суррогатными матерями» – различными проволочными конструкциями.

  • Одна «мама» снабжалась бутылочкой с пищей, а вторая – нет, у третьей было «лицо», четвертая была покрыта «шерстью», а пятая – лишь оголенной проволокой.
  • Результаты оказались весьма впечатляющими.
  • Обезьянки больше всего были привязаны к тем «мамам», к которым было приятно прижаться, т.е.
  • К тем, что были покрыты теплой мягкой ворсистой тканью.

Наличие бутылочки с молоком не играло роли в развитии привязанности у детенышей. Они подходили к «холодной» металлической «маме», чтобы поесть, но никогда не прижимались к ней, не обнимали ее, не выражали других признаков «любви». А что же человеческие детеныши? Когда из блокадного Ленинграда чудом удавалось вывезти маленьких детей, в тылу им пытались создать самые лучшие условия, насколько, конечно, это было возможно для лихого военного времени.

У них был кров, питание, относительно спокойная жизнь, и все-таки по непонятным причинам множество малышей умирало. Разлука с матерью оказалась для них непереносимой. Оказывается, даже у самых маленьких есть способы выразить свою любовь и привязанность. Это, как говорят психологи, сигнализирующее поведение – плач, улыбка, голосовые сигналы, взгляды.

Когда малыш чуть подрастет, он начнет, как хвостик, ползать и ходить за мамой, обнимать ее руками, карабкаться на нее, т.е. стремиться к физическому контакту. Согласитесь, что трудно проникнуться эмоциональной близостью к младенцу, который все время уворачивается от ваших объятий.
Полный ответ

Когда ребенок начинает понимать что мама это мама?

Нерво-психическое развитие детей первого года жизни Нервно-психическое развитие детей первого года жизни Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми.

  • Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:
  • • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;• Эмоции;• Общие движения;• Движения руки и действие с предметами;• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
  • • Навыки и умения.
  • Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.
  • Таблица 1. От 0 до 6 месяцев
Читайте также:  В Каком Возрасте Ребенок Должен Говорить?
Показатель 1 месяц 2 месяц 3 месяц 4 месяц 5 месяц 6 месяц
Зрительно-ориентировочные реакции Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении Узнает мать Отличает чужих от близких
Слуховыеориентировочные реакции Вздрагивает при резком звуке и мигает Прислушива- ется Отчетливое слуховое сосредото- чение Поворачивает голову на звук Различает тон, с которым к нему обращаются
Эмоции Первая улыбка Улыбается в ответ на речь взрослого В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек Громко смеется
Движения общие Пытается держать голову лежа на животе Хорошо держит голову в (1-2 мин.) вертикальном положении Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног. Поворачивает- ся со спины на живот Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивает- ся со спины на живот Поворачива- ется с живота на спину. Подползает к игрушке.
Движения руки и действия с предметами Захватывает подвешенную игрушку Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка Свободно берет игрушки из разных положений
Подготовительные этапы развития речи. Понимание речи Начинает гулить Продолжи-тельно гулит Продолжает долго гулить Произносит слоги «ма», «ба». Начало лепета
Навыки и умения в процессах Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Показатели 7 месяцев 8 месяцев 9 месяцев 10 месяцев 11 месяцев 12 месяцев
Движения общие Хорошо ползает Самостоя- тельно садится. Сидит. Самостоя- тельно встает у опоры и ходит, держась за нее Ходит при поддержке за обе руки Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. Самостоя-тельно стоит без опоры Самостоя-тельно ходит
Движения руки с предметами действия Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую Долго занимается игрушками Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки
Подготовитель- ные этапы развития речи Произносит слоги многократно (лепечет) Громко, повторно произносит различные слоги Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете Подражает разным слогам взрослого Произносит первые слова обозначения: «мама», «ав-ав», «кис-кис» Произносит 8-10 слов
Понимание речи На вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном месте По просьбе взрослого делает «Ладушки», «До свидания» Знает свое имя. На вопрос «Где?» находит предмет и достает его из множества игрушек Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого Выполняет элементар- ные требования взрослых Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличива- ется запас понимаемых слов
Навыки и умения в процессах Пьет из чашки, которую держит взрослый Сам держит сухарик или корочку хлеба Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками. Пьет из чашки Пьет из чашки Сам берет чашку и пьет из нее

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво.

На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете. Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми.

В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.

Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему. Развитие эмоциональных реакций Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем.

  • Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы.
  • Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.
  • Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования. На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться.

У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления». К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей.

Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека.

  1. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.
  2. Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми.
  3. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма.
  4. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение.

При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции. После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

  1. К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается.
  2. Усиливаются и проявления эмоций.
  3. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными.
  4. Возникает робость и стеснительность.
  5. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Общие движения Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает.

  • С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки.
  • В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.
  • При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша! С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки.

  1. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем.
  2. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.
  3. Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.
  4. Развитие речи Важным на первом году жизни является развитие речи.
  5. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др.

Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша. К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком.

А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей. В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом.

Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам.

Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями. Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -«надо» и «нельзя». Советы родителям Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых.

  1. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.
  2. Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии.
  3. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц.

Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку. Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех.

Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать. Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками.

Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи. В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры.

  1. Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.
  2. С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Читать подробнее: Нерво-психическое развитие детей первого года жизни
Полный ответ

Сколько по времени нужно заниматься с ребенком в 2 года?

2 -3-летний возраст считается переходным, от модели поведения раннего возраста к проявлению своего «Я». Очень эмоциональный, малыш еще с трудом задерживает внимание на одном, но, если ему интересно, он может увлеченно заниматься в течение 15-20 минут. Используйте это время с пользой!
Полный ответ

Нужно ли родителям играть с детьми?

Если трудно играть с ребенком: 5 правил, которые помогут Можно научиться играть с детьми так, что игра станет ресурсом и для взрослых Современные родители знают: игра нужна и важна для ребенка. В ней он развивается, формирует важные личностные качества, вырабатывает необходимые для будущей жизни навыки.

Но взрослых раздражают просьбы: «Поиграй со мной!», а потом они испытывают чувство вины перед малышом. Есть ли способ играть с ребенком и при этом не скучать? Рассказывает детский и семейный психолог Наталья Лейкина. Я сама была мамой, которая не любит играть. Но однажды увлеклась и пошла учиться на игрового терапевта.

Я была поражена тем, насколько мир игры глубок, интересен и важен, насколько сильно игра влияет на включенного в нее взрослого. Игра — потребность человека, не только ребенка. Она дает нам возможность затронуть экзистенциальные темы, говорить и проживать свободу, авторство своей жизни, бытие здесь и сейчас.

Дети играют, живя в настоящем, а взрослым трудно играть, потому что они находятся либо в прошлом, либо в будущем. Игра способна вернуть нам настоящее, ощущение ценности каждого момента жизни. Естественно испытывать раздражение, когда вы не знаете, как играть, и не готовы это делать. Почему у родителей не получается играть? Нет для этого ресурса? Например, взрослые перегружены, у них слишком много обязанностей, они устали, особенно когда семье некому помочь.

Или просто не знают, как играть с маленьким ребенком, какие игры бывают. Не догадываются, что игре тоже нужно учиться. Если у родителя нет знаний видов игр и понимания того, как играть, то возникает неуверенность в себе. Иногда мамы спрашивают:

«Я кормлю с ребенком куклу. Этого достаточно или надо что-то еще делать?»«Что делать, если игра затягивается, — я рассчитывала на 5 минут, а мы играли час?»«Как игру разворачивать, куда двигаться?»

Когда родитель понимает игру не абстрактно, а конкретно (такие-то действия приведут к тому, что ребенок будет играть самостоятельно), то это мотивирует, дает стимул играть. Когда вы понимаете, что снова раздражены просьбой ребенка поиграть с вами, попробуйте следовать нескольким правилам, которые уже помогли другим родителям.
Полный ответ

Нужно ли играть с ребенком в 4 года?

Для ребенка 3-4 лет игра является основным способом взаимодействия с миром. В игровом процессе ребенок развивает логику и мышление, тренирует память, расширяет коммуникативные навыки, укрепляется физически. Мы собрали игры, которые понравятся и малышу, и его родителям, ведь они будут не только веселыми и интересными, но и полезными. Содержание статьи:

  • Подвижные игры
  • Развивающие игры
  • Обучающие игры
  • Советы родителям
  • Выводы

Полный ответ

В каком возрасте ребенок начинает играть?

Особенности двигательного развития ребенка от 0 до 6 месяцев, а также полезные советы родителям — UNICEF Kazakhstan В первый месяц жизни ребенок двигательно малоактивен, он лежит большую часть времени в той позе, в которую его положили, у него отмечается физиологическое повышение мышечного тонуса сгибателей рук и ног, он не может удерживать голову, когда взрослый берет его на руки.

В возрасте до 1-2 месяцев движения рук и ног ребенка носят хаотичный характер. Лишь к 1-1,5 месяцам малыш начинает удерживать голову. К 2-3 месяцам ребенок уже способен удержать голову по средней линии, лежа на спине, может сложить ручки к средней линии туловища и поднести их ко рту, сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку.

В этом же возрасте ребенок раскрывает кулачок, если к нему прикасаются игрушкой, уже способен в течение некоторого времени удержать в ручке вложенную в нее игрушку, рассматривает свои ручки, может самостоятельно повернуться со спины на бочок, лежа на животе – хорошо удерживать равновесие (не падает на спинку и живот).

К 3 месяцам малыш тянется к увиденному предмету, захватывает и удерживает игрушку, удобную для захвата одной ручкой, тянет предмет, находящийся в ручке, в рот. В 3 месяца ребенок, лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти – на уровне или впереди плеч).

С 4 до 6 месяцев у ребенка начинают появляться первые целенаправленные движения, перемещения тела в пространстве, такие как перевороты со спины на живот и с живота на спину. Кроме того, ребенок уже лучше контролирует положение головы, туловища и конечностей в пространстве, что позволяет ему более длительно удерживать принятую позу, а также более свободно манипулировать предметами или игрушками.

  • Обычно, ребенок сначала учится переворачиваться со спины на живот, это происходит в возрасте 4–6 месяцев.
  • Некоторые дети к 6 месяцам уже могут переворачиваться и с живота на спину, но большинство детей начинает это делать после 7 месяцев.
  • После 3 месяцев малыш «раскрывает» кисть, тянется к увиденному предмету, захватывает его как одной, так и двумя руками, тянет его в рот.

Изучает игрушку, водя по ней пальчиками, перекладывает ее из руки в руку. К 5–6 месяцам ребенок захватывает предметы с противопоставлением большого пальца всем остальным. В 4,5–6 месяцев ребенок может, лежа на животе, опираться на вытянутые ручки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен); опираясь на предплечье одной руки, тянуться к предмету другой рукой.

Часть детей к 5,5–6 месяцам, лежа на животе, поворачивается по кругу, а некоторые уже могут проползти небольшое расстояние на животе. Он может подтягивать к животу ножки, поднимать их, трогать свои колени руками (в 4–5,5месяцев), а когда взрослый тянет за ручки, пытается присесть. Многие дети могут в течение нескольких секунд удерживать положение сидя, если их посадить.

Родителям и медицинским работникам следует обращать особое внимание на слуховые реакции ребенка, если имеется хотя бы один из факторов риска по патологии слуха, или если у ребенка отсутствуют следующие реакции:

Ребенок не вздрагивает от громких звуков в первые 2-4 недели жизни; Ребенок не замирает, слыша голос, в возрасте 2-4 недель; Ребенок в 3-4 месяца не поворачивает голову в сторону источника звука; У ребенка 3-4 месяцев нет оживления на голос матери; В 2-4 месяца у малыша не появляется гуление.

Полный ответ