71324 7 минут Опубликовано: 16 марта 2021 Все родители согласятся, что кричать на ребенка нельзя, но бывают случаи, когда сложно сдержать эмоции. Тем не менее, родителям следует запастись терпением и научиться брать себя в руки в момент, когда ребенок не слушается. Ваш крик не принесет ему пользы, только вызовет негативную реакцию и последствия.
- Поэтому лучше сделайте глубокий вдох — выдох, вспомните, что испытает ребенок, если вы на него накричите, а затем объясните ему спокойным тоном, почему так делать нельзя.
- В нашей статье мы расскажем о вреде крика для психики ребенка.
- А кандидат педагогических наук, учитель – логопед высшей категории Ольга Николаевна Грачева даст несколько важных советов, как найти подход к ребенку.
Как ребенок реагирует на крик? Последствия крика родителей очень опасны для детей: Крик родителей заставляет ребенка уйти в себя, закрыться, стать глухим к любому обращению взрослых. Крик мамы или папы только усиливает гнев и раздражительность ребенка.
И он, и родители начинают злиться, в итоге всем сложно остановиться. А результатом может стать сломленная психика ребенка, неуравновешенность, и в дальнейшем ему будет очень сложно находить общий язык со взрослыми. Крик может настолько испугать ребенка, что он начнет заикаться. Повышение голоса действует на ребенка иначе, чем на взрослого.
Крики родителей, вызывающий у ребенка чувство страха, заставляет его прятать проявление эмоций. В результате чего во взрослой жизни это может спровоцировать резкую агрессию и неоправданную жестокость. Если родители будут кричать на ребенка, то он перестанет им доверять, особенно это страшно в подростковом возрасте.
Криком ребенок будет выброшен из семьи, его поведение станет девиантным. Он начнет искать выход из проблем на «улице», его будут подстерегать опасности – алкоголь, наркомания, дурные компании. У ребенка будет сломлена воля, он уже не сможет противостоять агрессии внешнего мира. Психологи в таком случае констатируют, что эмоционально-волевое состояние ребенка неадекватно.
Это очень серьезное психическое отклонение. Родителям нельзя кричать на детей и в их присутствии, поскольку они впитывают их манеру поведения. Ребенок, когда вырастет, будет также вести себя с родителями и другими людьми. Физиологическая реакция организма на крик Во время крика вы и ребенок сердитесь, у вас повышается уровень гемоглобина и адреналина. Затем вы вместе испытываете расстройство и усталость. В этом момент у вас резко понижается гемоглобин и адреналин, желудок вырабатывает разъедающий сок, происходит спазм капилляров, нарушаются обменные процессы.
- Фактически, вас избили, поскольку в кровь поступили точно такие же вещества, как при избиении.
- Как правильно родителям общаться с ребенком? «Крик родителей на детей, конечно, недопустим, — рассказывает кандидат педагогических наук Ольга Николаевна Грачева.
- Крик – это состояние отчаяния, безысходности, скорее это мольба о помощи.
В праве ли мы направлять ее в адрес ребенка? Мы должны сами справляться с ситуацией, а не ребенок. Ребенка не нужно воспитывать. Ему будет достаточно, если взрослый будет делиться с ним опытом своего сердца, если мы говорим о человеке в возрасте. Или передавать ему свои положительные эмоции, заряжать позитивом, если мы говорим о человеке активного возраста.
- Психологи и педагоги не призывают принуждать ребенка к чему-то, они призывают родителей проживать интересные часы жизни вместе с детьми, забывая о своем возрасте, общаясь и выстраивая отношения в совместной деятельности и общении.
- Тогда взаимопонимание будет найдено.
- У родителей и детей должны с детства складываться доверительные отношения, чтобы ребенок не боялся поделиться с ними любой своей проблемой.
Часто дети этого не делают, поскольку боятся, что родители их не поймут и будут ругать. С детьми надо разговаривать простым, понятным языком, без иронии и подтекста. Если вы не можете справиться с ситуацией, то лучше обратиться к специалистам. Иногда несколько занятий с невропатологом, логопедом, дефектологом, психологом помогут решить проблему, или хотя бы изменить ваше отношение к ней». Роль спорта в становлении характера ребенка Занятия спортом очень хорошо влияют на становление характера ребенка. Спорт с самого детства формирует положительный настрой, интерес и мотивацию, воспитывает волю и целеустремленность. Моторика – это базовый компонент, на котором строится личность, ее умственное, психологическое, эмоциональное развитие.
- Занятость ребенка в спортивной секции часто помогает родителям избежать серьезных конфликтов с детьми, особенно по мере их взросления.
- Это связано с тем, что спорт формирует у детей правильные убеждения и ценности, помогает сгладить кризисы возраста, направляет по верному пути развития и не позволяет поддаваться негативному влиянию окружающей среды.
Ответственность за благополучное психологическое развитие детей берет на себя тренер, который должен выбирать правильный педагогический подход. К сожалению, в профессиональном спорте дети нередко сталкиваются с тем, что тренер на них кричит. Безусловно, такой подход не улучшает результаты спортсменов, наоборот, травмирует их психику, пугает и отбивает любовь к спорту.
- Ребенок становится нервозным, неуверенным в себе, боится допустить ошибку.
- Это состояние, наоборот, приводит к нервным срывам и поражениям.
- Кроме того, испытав в детстве такие методы воспитания на себе, во взрослом состоянии человек невольно будет также общаться с другими людьми и, даже, с детьми.
- Но спорт, в первую очередь, должен приносить детям радость и удовольствие от занятий, позитивно влиять на становление личности.
Именно такой метод преподавания используют тренеры Европейского Гимнастического Центра, Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие, Все статьи
Полный ответ
Что происходит с ребенком когда на него кричат?
Семь веских причин, почему никогда не стоит кричать на своих детей. Если вы хотите быть хорошими родителями, никогда не совершайте подобных ошибок.
Из-за криков у ребёнка может возникнуть психологическая травма. Психологи пришли к выводу, что если родители часто кричали на ребёнка в детстве, то в подростковом возрасте у него может возникнуть глубокая депрессия. Из-за детской травмы у таких подростков есть сложности с самооценкой, они склонны лгать взрослым по любому поводу и не готовы рассказывать о своих проблемах даже в самых тяжёлых ситуациях. Крик показывает беспомощность родителей. Психологически устойчивый человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта вряд ли будет срываться на маленького ребёнка. Скорее он выйдет из комнаты, переведёт дух и только потом объяснит, что так делать нельзя. Крик же говорит только о том, что мама или папа не знает, что делать в данной ситуации и не может найти в себе силы, чтобы сдержаться. Крик не помогает воспитании. Он вызывает у ребёнка только чувство обиды и беспомощности. Добиться искренних слов извинения и признания ошибок после конфликта, который проходил на повышенных тонах, вряд ли удастся. Крик приводит к агрессии. Не секрет, что дети «зеркалят» поведение родителей. Но кричать или бить в ответ они не смогут из-за того, что их статус в семье ниже. Именно поэтому они начинают проявлять агрессию по-другому: драться на детских площадках, бить одноклассников и унижать учителей. Кстати, доказано точно, что подростки, устраивающие в школах травли одноклассников, обычно страдают от недостатка внимания в семье. Крик ничем не лучше физического насилия. Конечно, если твоему ребёнку уже 13-14 лет, он может дать тебе отпор и ответить тем же, то есть накричать и уйти, хлопнув дверью. Но маленькие дети не могут позволить себе так вести себя по отношению к взрослым. Выходит, что, когда ты кричишь на ребёнка, ты автоматически унижаешь его, ведь происходящее больше напоминает психологическое насилие над ребёнком, который не в силах защитить себя. Крик физически вредит здоровью ребёнка. Доказано, что ребёнок, на которого все кричат, обречён на проблемы со здоровьем. Учёные сделали вывод, что грубость родителей ухудшает работу мозга, сердечно-сосудистой системы и даже может привести к ожирению. А исследование психиатров показало, что словесные оскорбления, унижения или упрёки, сказанные мамой или папой в порыве гнева, могут значительно и надолго изменить структуру детского мозга. Криком можно разрушить любовь. Дети всё воспринимают буквально. И когда самый дорогой человек на свете на него кричит, малыш думает, что родители его больше не любят, или ещё хуже — ненавидят. И какие бы слова не были сказаны позже, ситуация запоминается на уровне подсознания. Это может привести к тому, что ребёнок будет ощущать себя угнетённым и напуганным, станет во всём повиноваться, лишь бы только получить ту самую родительскую любовь.
Автор: Помощник санитарного врача Надежда Колдавеа Источник: Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области в Шиловском районе»
Полный ответ
Почему нельзя кричать на детей психология?
К чему приводит такая система воспитания? — — Ребёнок, на которого постоянно кричат, испытывает массу негативных эмоций. Страх, гнев, грусть, обиду. И чаще всего его оставляют наедине с этими эмоциями, не рассказывая как их преодолеть. Это сильно влияет на формирование характера.
- Ребёнок учится подстраиваться под поведение взрослого, а не делать выводы из своих поступков.
- Дети не всегда осознают, почему на них кричат, а родители не считают необходимым объяснять то, что «и так понятно».
- Представляете, что у детей у них голове.
- Сильнейшее чувство несправедливости.
- Если на ребёнка орут при посторонних, это сказывается на его самооценке, крик унижает малыша.
— Такие дети вырастают неуверенными взрослыми. У них возникают трудности при общении со сверстниками. — Дети с более мягким характером приобретают страхи, депрессии и не умеют справляться с трудностями. — Дети с твёрдым характером, копируют такую модель поведения и становятся агрессивными.
Полный ответ
Можно ли кричать на ребенка Комаровский?
Последствия «срывов» родителей могут быть плачевными. Все мы люди и не обладаем воистину ангельским терпением. Нас раздражает многое вокруг, в том числе, как это не печально звучит, собственные дети. Малыши порою становятся просто невыносимыми и родители не сдерживаясь начинают кричать на ребенка, тем самым выплескивая негатив.
- Евгений Комаровский, известный в Украине педиатр, настаивает: кричать на детей нельзя ни в коем случае.
- Евгений Олегович рассказал почему родителям нельзя кричать на детей и до какого возраста нельзя кричать на детей.
- Чем опасны крики Во-первых, ребенок на которого постоянно кричат, растет неуверенным в себе.
Если при этом ребенка еще сравнивают с другими, то он может уверовать в свою малозначимость для родителей и окружающих. Читайте также: Простые советы звездных украинских мам, как воспитать эко-ответственного ребенка Агрессивность детей, на которых часто кричат, как правило, выше, чем у деток не испытывающих на себе родительский ор.
- При этом не важно кричат ли родители именно на детей, может просто позволяют себе «общаться» таким образом друг с другом.
- Дошкольники, живущие в агрессивной домашней атмосфере, превращаются в комок нервов и впоследствии выплескивают эмоции на сверстников.
- Происходят драки и ссоры.
- Крики родителей также могут вызвать у маленьких детей страх, им сложно быть самостоятельными, часто неспособны защитить себя.
Детки родителей-«крикунов» очень одиноки, не могут завести друзей, потому что не способны дружить. Уже в школьном возрасте таким детям сложно сконцентрироваться на учебе, у них низкая успеваемость. Дети «настраиваются» не слышать криков, как бы «адаптируются» к ним.
- Что делать? Необходимо научиться сдерживать свои эмоции и быть объективными по отношению к собственным детям, уверен Комаровский.
- Читайте также: Пикник с детьми: что мама должна взять с собой Изначально, стоит приблизительно подсчитать, сколько на ребенка кричат, а сколько наоборот — хвалят.
- Если чаша весов опускается не в лучшую сторону, это чревато проблемами с психикой у ребенка в процессе его взросления.
Своим собственным примером родители как бы запускают программу взрослой жизни ребенка, модель его собственной семьи. Стоит задуматься, хотите ли, чтобы в семье ваших детей были подобные ситуации. Стрессовых ситуаций в семье надо избегать априори или, хотя бы, не выливать свой негатив на ребенка.
Если все же, вышло так, что без криков не обошлось, надо найти в себе силы попросить у ребенка прощения. Читайте также: 10 умных решений для экономии времени, сил и нервов родителей Сыну или дочери надо сказать, что несмотря на произошедшее, их любят и ценят, а мама или папа ошиблись. С кем не бывает? Вам стыдно, но на ошибках учатся.
Малыша необходимо убедить, что родители накричали на него в сердцах из-за проблем на работе, плохого настроения, болезни, — только так он поймет, что ни в чем не виноват и самые близкие люди не думают о нем плохо. Бывает, что ребенок отвечает криком на крик.
Полный ответ
Почему нельзя кричать на подростков?
Психологи предупреждают: грубые высказывания и крик в адрес подростка со стороны родителей не помогут сделать его послушнее – напротив, это может затруднить общение ребенка с окружающими в будущем и вызвать проблемы в школе Психологи предупреждают: грубые высказывания и крик в адрес подростка со стороны родителей не помогут сделать его послушнее – напротив, это может затруднить общение ребенка с окружающими в будущем и вызвать проблемы в школе.
Вариантов родительского гнева, выливающегося на подростков, много – от простого крика до навешивания ярлыков. Ученые из Мичиганского университета в процессе исследований обнаружили, что, если в раннем подростковом возрасте родители использовали грубое воспитание, это оказывало разрушающее воздействие на последующее поведение ребенка.
Такие дети к 14 годам чаще страдают от депрессии, плохо ведут себя в школе, врут родителям, занимаются воровством или дерутся. «Враждебный настрой родителей увеличивает риск проступков со стороны ребенка из-за того, что гнев пересиливает существующие запреты, растет раздражительность и воинственность», – говорят психологи.
Полный ответ
Что будет если ребенка называть тупым?
10 причин, почему не следует называть ребёнка «тупым» 1.Негативное влияние на психику. В детстве психика ещё не сформирована. Повторяя «тупой» в адрес ребёнка, мы формируем в его сознании соответствующую установку. В результате, он может смириться с таким определением себя.
- Либо всю жизнь с ним бороться.2.
- Боязнь ответственности и избегание моментов принятия решения.
- В обоих случаях необходимо внутреннее чувство уверенности.
- Но может ли быть уверен тот, кто заведомо считает своё решение неправильным, привыкнув быть «тупым»? 3.
- Установка на бездействие.
- Есть ли смысл начинать дело, если результат будет плох? Есть.
Хотя бы ради того, чтобы доказать, что «это не так». Но так будут рассуждать далеко не все дети.4. Это делает слабее интеллектуально. Не секрет, что интеллект требует от нас мозгового усилия. Если на пути этого усилия стоит установка «тупой», совершать его в несколько раз труднее.
Да и захочется ли? 5. Пониженная самооценка в обществе. «Тупой» = «слабый», таких не любят. Чувствуя себя «тупыми», дети могут думать, что естественный отбор не в их пользу.6. Плохое поведение в качестве протеста. Это обратная реакция от бездействия и неуверенности. Никому не хочется быть «тупым». Демонстрируя плохое поведение ребёнок будет бастовать против этого.7.
Агрессия или депрессивное состояние. Это два крайних проявления, до которых может довести постоянная необходимость сопротивляться ярлыку «тупой».8. Проблемы в отношениях с родителями во взрослом возрасте. Вряд ли кому-то будет услышать, что он «тупой». Понятно, что в детстве мы не можем защитить себя, как бы ни вели себя родители и что бы они ни говорили нам.
Но уже будучи взрослыми, дети могут избегать общения или конфликтовать из-за прошлых обид.9. Замкнутость. Боясь сказать или сделать что-то глупое, ребёнок может сторониться общения и прятаться в своём внутреннем мире.10. Желая подсознательно доказать, что он не глупый, ребёнок (или взрослый, в последующем) может совершать гораздо больше глупых поступков.
Говорите детям и родным больше ласковых слов. Будьте счастливы! Читать подробнее: 10 причин, почему не следует называть ребёнка «тупым»
Полный ответ
Как сдержать крик на ребенка?
Как перестать кричать на ребёнка? Когда родители кричат, дети пугаются. Они воспринимают крик как нападение, поэтому либо бросаются в бой (огрызаются и кричат на нас), либо убегают, стараясь физически либо эмоционально уйти подальше от крика. Дети учатся коммуникации, имитируя нашу манеру общения.
- Если мы намеренно кричим на ребенка, чтобы заставить его делать то, что нам нужно, это называется запугиванием.
- И дети учатся кричать на других, чтобы принуждать их делать требуемое.
- Если взрослые кричат на ребенка ненамеренно, значит, они потеряли контроль над собой.
- И малыш понимает, что кричать на других — это вполне приемлемый способ справиться со своим плохим настроением.
Проблему крика можно устранить и снизить причиняемый им эмоциональный вред. Новые навыки: Скажите ребенку, что вы постараетесь справиться с собой, чтобы перестать кричать на него, и попросите помочь вам в этом. Дайте ему разрешение прерывать вас, когда вы начинаете кричать.
Предложите своего рода пантомиму — зажимать ладонями уши. Кроме того, крик можно прервать словами: «Ты кричишь на меня, а это мне неприятно» или «Пожалуйста, поговори со мной спокойно, ведь ты любишь меня». Отреагируйте на это напоминание, прибегнув к «перемотке, наладке и повторному запуску». Пример: -«Перемотка»,
«Спасибо за напоминание, я забыла об этом, поскольку была расстроена. — «Наладка», «Прости, ты не заслужил, чтобы на тебя кричали. То, что ты сделал, нехорошо, но и кричать на тебя тоже не следует». -« Повторный запуск», «Давай начнем все сначала. Я огорчена, потому что ты не соглашаешься со мной».
— дает им силу, чтобы защититься от крика, не вступая в борьбу (не спасаясь бегством); — оберегает их чувство собственного достоинства, потому что дает им понять, что они не заслуживают такого обращения; — укрепляет взаимосвязь, так как мы выказываем уважение к их потребностям и чувствам. Источник: Пэм Лео «Как создать теплые отношения с детьми». Советы от родителей:
1. «По возможности уделять себе хотя бы час в день: побаловаться в это время маской для лица, чтением, любимым хобби. В общем, уделить внимание себе любимой, это успокаивает и возвращает радость.» 2. «Один мой знакомый вместо того, чтобы кричать или ругаться говорит нараспев: «Ну, что-о это такое?» Без всякого повышения голоса.
И выговаривается, и не шумит « 3. «Если вы не можете сдержаться, чтобы не обозвать ребенка, то хотя бы оставьте при себе всякие «дурак» и «бестолочь». Придумайте свое ругательство. Например, скажите ему: «Ух ты, барабулька конопулька!». Еще можно, вместо того чтобы повышать голос на ребенка, скорчить рожицу или разыграть пантомиму.
Можно, разозлившись, зарычать или захрюкать Вообще, лучшее средство от гнева — юмор!» 4. «Все дело в мамином самочувствии. Счастливая мама — хорошая мама. Иногда и надо строгим голосом говорить. Но главное чтобы ребенок знал, что мама его любит. Каждый вечер перед сном говорить ему это, гладить, обнимать, целовать.
Тогда и строгие ситуации, когда, например, крутит ручки конфорок на печке или что-то подобное, воспринимаются только как отдельные ситуации когда мама строгая, а не тенденция поведения. Это у меня так».5. «Я сама подглядела у другой мамы, как она, разозлившись на нашалившую дочку, вместо того, чтобы накричать на нее, с преувеличенно свирепым видом погналась за ней со словами «Вот догоню тебя!» Дочка побежала, мама за ней, и сложная ситуация как-то незаметно превратилась в игру».
Возможно вы все это умеете надо только открыть « волшебный ларец». Читать подробнее: Как перестать кричать на ребёнка?
Полный ответ
Почему мамы кричат на своих детей?
Почему для ребенка вредно, когда на него кричат Семейный психолог Алена Прихидько рассказала о том, какие процессы происходят в мозге ребенка, когда на него кричат родители и объяснила, как это может навредить ему, когда он вырастет. Более того, она объяснила, как научиться управлять своими эмоциями и предотвращать выплески гнева, чтобы не срываться на свое дитя.
- Казалось бы, это банально, да? Кричать на детей вредно, это эмоциональное насилие, и все про это знают, но всё равно многие кричат.
- И я, честно говоря, не знаю ни одного родителя, который ни разу в жизни не повысил бы голос на ребенка, не крикнул бы.
- Знаю очень мало родителей, которые никогда не шлёпали детей, и очень хорошо понимаю эти чувства бессилия, беспомощности, когда ты не знаешь, как уже вообще справиться с этим ребенком своим, просто кричишь на него, думаешь, что так он сделает то, что тебе нужно.
Одна из главных причин, по которой родители вообще начинают кричать на ребенка, ― это непослушание, когда ребенок не слушается, он не делает то, что нам нужно, и тогда мы кричим. А крик ― это проявление агрессий вербальной, а вербальная агрессия следует за гневом, за нашей злостью.
- А злость ― это эмоция, как считают социальные психологи, человека, у которого высокий социальный статус.
- То есть вы, наверно, не пойдете просто так кричать на своего начальника.
- А ребенок ― у него социальный статус ниже, он от вас зависит, значит, на него можно крикнуть.
- И мы себя не сдерживаем.
- Почему вредно кричать на детей? Во-первых, потому что если ребенок совсем маленький, это может его как-то шокировать и очень сильно напугать, что само по себе плохо, потому что когда ребенок пугается, сильно пугается, то начинает хуже работать гиппокамп ― структура мозга, которая отвечает за запоминание.
А наша цель-то какая, когда ребенок хулиганит? Крикнув на него, остановить его. И нам же, наверно, хочется, чтобы он это запомнил, чтобы он больше себя так не вёл никогда. А получается, что мы достигаем из-за того, что он пугается, обратного эффекта: он пугается, он ничего не запоминает.
И если вы сейчас вспомните, те из вас, кто периодически кричит на детей, ситуации, в которых вы кричите, вы увидите, что ситуации одни и те же. Почему одни и те же? Потому что он не запоминает. И мы кричим на детей за одно и то же, и мы шлёпаем детей за одно и то же, потому что дети не запоминают, что происходит.
Они испуганы, и это не самый лучший, а, прямо скажем, худший способ дисциплинировать детей ― через страх. Почему ещё вредно кричать на детей? Потому что ребенок, когда мы на него кричим, чувствует себя униженным. Есть исследования, которые говорят о том, что дети, на которых кричат родители, чаще становятся жертвами буллинга в школе, то есть на них чаще нападают агрессивно их сверстники.
Дети, на которых часто кричат родители, которые вот так вот унижают своих детей, больше склонны к тому, чтобы у них развивались разные расстройства, такие как тревожное расстройство, депрессивное расстройство, самоповреждающее поведение ― это когда дети себя как-то режут, да, говоря о том, что это помогает им чувствовать себя более живыми.
Но в любом случае вот эти крики на детей влияют так, что дети начинают чувствовать себя маленькими, униженными. Но униженными кем? Самым родным и близким человеком, который для них является всем, особенно для маленького ребенка. И получается, что то доверие, которое есть, которое формируется к родителю и в итоге к миру, нарушается криком родителя, который унижает, да, обзываниями, обзывательствами, когда мы называем своих детей глупыми или на что-то не способными, негодными.
Какие-то родители могут сказать: «Ты тупой». Это ребенка унижает и, помимо прочего, если это в крике, то это интенсивно, если это бранное какое-то слово или ругательство, это мешает развитию его самооценки адекватной. Потому что дети до какого-то возраста, примерно лет до семи, вообще не критичны к тому, что им родители говорят о них.
Они верят всему, что родители им о них говорят. И вот родитель говорит ребенку всё время: «Ты дурак, ты дурак». И ребенок этому верит, он думает: «Ну, мама сказала, что я дурак, значит, я дурак». И это формирует его самовосприятие, это формирует его самооценку.
- И поскольку он некритичен, он это запоминает, и он так и будет думать про себя, когда он будет расти.
- То есть фактически то, что мы говорим детям о них, пока они маленькие, ― это то, как они будут думать про себя, когда они вырастут, потому что огромное количество установок по отношению к себе и своей личности сформировано нашими родителями.
А установки изменить достаточно сложно. И вот я сталкиваюсь с тем в работе, что клиенты, взрослые люди, когда ты спрашиваешь их, например: «А кто тебе сказал, что ты не можешь сделать то-то?». Клиент говорит: «Ну, мне сказала мама, что у меня не получится».
- И если это раскапывать и раскручивать, то может быть вот такое.
- Конечно, потом в школе учителя и значимые другие влияют на самовосприятие ребенка тоже, но родители ― это первая инстанция, которая начинает формировать его самооценку.
- И когда мы кричим, ещё и унижая, получается, как будто ребенок этого достоин, хотя это не так на самом деле, хотя на самом деле, конечно, никто не достоин того, чтобы над ним совершалось эмоциональное насилие.
Вот, например, в некоторых местах, как, например, в штате Вермонт в Соединенных Штатах, с эмоциональным насилием можно отправиться в суд, то есть за это можно даже подать в суд, если родители совершают эмоциональное насилие над ребенком. А у нас в России так не происходит, и поэтому родители на детей кричат сплошь и рядом.
- И очень важно, конечно, стараться этого не делать ещё и потому, что есть ещё исследования, которые показывают, что родители, которые кричат на детей, более склонны к тому, чтобы физические наказания использовать.
- А физические наказания ― это тоже известный факт ― ведут к повышению тенденции, например, к тому, чтобы человек начинал злоупотреблять психоактивными веществами,алкоголем или наркотиками.
Серьезные физические наказания, которые по-английски называют harsh corporal punishment, когда очень сильно бьют детей, в одном исследовании оказались связаны с уменьшением количества серого вещества в головном мозге. То есть это означает, что родитель, в принципе преследуя цель научить ребенка управлять собой, наказывая его, лишает его этой возможности, потому что за управление собой у нас отвечает как раз вот эта самая часть, лобные доли нашего мозга, в котором от сильного битья уменьшается количество серого вещества.
Поэтому очень важно следить за собой, когда вы начинаете впадать в это состояние гнева, ярости, когда вы чувствуете, что ещё чуть-чуть, и вы сорветесь на крик, потому что для ребенка это вредно. Как мы можем это делать? Один из самых лучших способов ― начать заранее следить за тем, в каких ситуациях вы срываетесь на детей.
Обычно у нас есть какой-то стандартный набор ситуаций, и бывает, у родителей даже есть время суток, когда они на детей срываются. То есть кто-то, например, начинает на детей орать вечером, когда они не хотят идти спать, да? Кто-то утром, когда они не хотят вставать.
- Кто-то ― когда ребенок стандартно, типично делает какое-то действие, которое родителей очень сильно раздражает: например, вы приготовили ребенку какую-то еду, которая, на ваш взгляд, необыкновенно вкусная и полезная, а он говорит: «Я это есть не буду».
- И тогда мама с чувством, так сказать, праведного гнева, говорит: «Ах ты! Я старалась для тебя, а ты неблагодарный» и начинает на ребенка кричать.
Нужно отслеживать, из-за чего вы срываетесь на крик, потому что само даже наблюдение за тем, в каких ситуациях что-то становится вот этим спусковым крючком, уменьшит вашу тенденцию к тому, чтобы кричать. Сто процентов. Неделю понаблюдайте, позаписывайте и вы увидите закономерности, а ваше поведение начнет меняться.
Что ещё очень важно? Очень важно, когда вы только чувствуете, что вы начинаете закипать, уже с этим что-то сделать, потому что у нас и в культуре есть такая, знаете, тенденция к тому, чтобы легитимизировать злость. Как это происходит? Например, человек говорит: «Вы знаете, вообще я человек очень спокойный.
Но вот когда чаша моего терпения переполнится, вот тогда спасайся кто может!». То есть просто так сказать о том, что тебе неприятно, что тебя что-то злит или раздражает, человек не может. Ему нужно, чтобы это было легитимно, чтобы чаша терпения переполнилась уже настолько, что все скажут: «Да, вот здесь уже сдерживаться никому не надо, давай, ругайся!».
Поэтому очень важно ловить в себе злость, когда она только начинается, и обращать внимание на движения тела. Например, у кого-то сжимаются руки в кулаки с ождением злости. Значит на этом этапе уже что-то надо сделать – разжать их, помассировать себе уши, прервать последовательность эмоциональной реакции, а вслед за этим изменится ваше эмоциональное состояние.
Наблюдайте за своими мыслями. Чаще всего злость, за которой следует крик, возникает, когда вы воспринимаете ситуацию как несправедливую или считаете, что у вас на пути есть какое-то препятствие. С этой мыслью тоже можно что-то сделать. Есть такой замечательный вид психотерапии, очень модный сейчас, называется диалектико-поведенческая психотерапия,
Вот там есть такая метафора ― она мне нравится очень ― тефлонового сознания. Просто представьте, что с вашего сознания агрессивные мысли сосказьзывают как с тефлона, не прилипая и не пригорая. Очень помогает тайм-аут, вот эта техника тайм-аута для детей, когда мы детям предлагаем куда-то там пойти. Я её на самом деле использую в позитивной модификации, то есть ребенок куда-то пошел, он успокоился, он за это ещё потом награду получит, если он хорошо успокоился.
То есть не в угол ставить, не наказывать, тайм-аут не как наказание, а как что-то хорошее, что ребенок может сделать для себя, чтобы успокоиться. Вот родитель точно так же может пойти успокоиться. Я часто об этом рассказываю: ребенок может прийти и спросить: «А чего ты ушел-то в другую комнату? Чего ты тут сидишь?».
Родитель ему скажет: «Я пошел успокоиться, потому что я сейчас очень разозлился на тебя, я хочу успокоиться, чтобы не кричать на тебя». Ребенок подумает: «Хм, родитель так делает. Может быть, мне тоже так сделать?». Потому что дети учатся у нас контролировать свои эмоции. Когда вы учитесь контролировать себя, вы параллельно учите ребенка контролировать свои эмоции, вы прерываете вот этот замкнутый круг, в котором из поколения в поколение люди друг на друга орут, люди друг друга шлепают, потому что это происходит сплошь и рядом, во всех странах мира.
Бабушка кричала на маму, мама кричит на дочку, дочка чувствует, что она хочет кричать на своего ребенка. Тем самым вы не будете наносить вред психологическому здоровью ребенка и научите его самоконтролю. Что в будущем позволит ему избежать многих ошибок.
- Злость эволюционно ― эмоция, которая нам нужна для того, чтобы нападать, быть агрессивным, в ней очень много энергии.
- Поэтому если вы хотите успокоиться, когда вы злитесь, вам важно избегать агрессивных действий.
- То есть важно не бить, например, подушки, важно не учить ребенка, когда он злится, бить по дивану, бить подушку или бить грушу, потому что это тоже агрессивное действие, которое не снимает злость, оно только её перезаряжает.
А вот нагрузка физическая, например, приседания, отжимания, бег, очень хорошо помогает. Помимо того, что кардионагрузки, как уже известно, снижают интенсивность депрессивных, тревожных расстройств, ― это научно доказанный факт, ― они помогают снять напряжение.
У каждого из вас есть свои способы успокоения, которые стоит применять до того, как чаша терпения переполнится, потому что когда она переполнена и вас уже несет на эмоциональных санях с горы, остановиться уже очень сложно. Если вы знаете, что в какой-то конкретной ситуации вы стандартно злитесь, сделайте себе напоминания.
Это могут быть, например, какие-то рисунки на стене или плакаты. Допустим, вы знаете, что у вас всегда скандалы происходят на кухне. Повесьте что-то, что вернет вас в чувство, например, «Береги нейроны»/«Помни о мозге»/«Помни о следующих поколениях», «Останови автоматическую реакцию».
Мы делаем это для того, чтобы наш ребенок хорошо развивался, потому что его нервная система развивается в непосредственном контакте с нервной системой его родителей, тех, кто о нем заботится, мамы или папы. Поэтому нам очень важно заботиться о своей нервной системе для того, чтобы нервная система ребенка была здоровой.
И я уверена, что у вас получится. У меня получилось, получится и у вас. Титульне фото : Приєднуйтесь до нашої і у Фейсбуці, спільнот у та Читать подробнее: Почему для ребенка вредно, когда на него кричат
Полный ответ
Как скандалы в семье влияют на ребенка?
Последствия ссор при ребенке. —
- Плохое поведение. При виде конфликта между родителями ребенок испытывает бурю негативных эмоций, таких как страх, гнев, тревогу. И пока маленький человечек не знает способов, чтобы с ними справляться. Он может показать, что страдает, только с помощью криков, капризов, упрямства или непослушания. Одним словом, он пытается любым доступным ему способом привлечь внимание родителей, чтобы они помогли ему справиться с эмоциональной бурей внутри. Поэтому, если вы устали бороться с плохим поведением ребенка, необходимо посмотреть со стороны на собственное общение с партнером и с окружающими.
- Снижение иммунитета. Каждая ссора родителей для ребенка является стрессом, а стресс неизменно влияет на здоровье любого, даже взрослого человека. Если ребенок постоянно находится в стрессовой ситуации, иммунитет организма снижается и возникают болезни, которые принято называть психосоматическими. Поэтому зачастую в конфликтных семьях дети постоянно болеют.
- Психические расстройства. Под влиянием стресса страдает, конечно, и психика малыша. Крайними проявлениями могут стать страхи, ночные кошмары, заикание, энурез (недержание мочи), нервные тики или даже психические заболевания. При этом последствия могут наступать не сразу, а спустя годы. Либо они могут быть просто вовремя не замечены родителями, увлеченными «междоусобными войнами».
- Манипулятивное поведение. Некоторые родители, поссорившись на глазах у ребенка, ощущают свою вину перед ним. Пытаясь искупить ее, они дарят подарки, снимают запреты или покупают сладости. Такое поведение ведет к появлению маленького манипулятора в семье: он понимает, что может попросить все, что хочет, после ссоры родителей.
- Личный пример поведения в конфликте. Как известно, дети обучаются с помощью подражания своим родителям. Постоянно наблюдая ругающихся родителей, ребенок может усвоить агрессивные модели поведения в конфликтных ситуациях. Особенно остро это может проявиться в подростковом возрасте, когда негативные эмоции подстегиваются гормональными всплесками. И, как бы вы ни убеждали его, что надо уважать друг друга и жить мирно, он будет транслировать то, что вы делали, а не то, что говорили. Стремитесь разрешать конфликты конструктивно, спокойно и с уважением друг к другу. Тогда ваш малыш тоже научится этому, даже если не сразу.
- Трудности в собственной будущей семье. Подражание родителям переносится и в будущее детей. Если ребенок регулярно наблюдал семейные конфликты, именно такая «форма общения» для него становится нормальной. И других, более конструктивных инструментов для создания теплых семейных отношений у него просто не будет. Желаете ли вы своему малышу такой семьи в будущем?
Как разговаривать с ребенком если он грубит?
Ни в коем случае, не отвечайте резкостью на резкость, криком на крик, грубостью на грубость. Наоборот, если ребенок пытается грубить, немедленно прекращайте разговор и предлагайте ему успокоиться, только после этого продолжайте общение. Если ребенок сказал вам: «Уходи! Я тебя ненавижу!», «Ты плохая!», «Ты дура!» и т.
Полный ответ
Как общаться с нервным ребенком?
Как общаться с ребёнком: 5 советов психолога родителям и педагогам Выстраивание грамотной коммуникации с ребенком – одна из самых сложных задач, с которыми сталкиваются родители и педагоги. Практикующий психолог и врач-остеопат Екатерина Киселёва рассказала порталу Обрсоюза, как найти контакт с ребенком, воспитать успешную и счастливую личность.
- Основные шаблоны поведения человека закладываются в детстве и подростковом возрасте, поэтому в общении с ребенком так важно избегать ошибок, формирующих выученную беспомощность и страхи неудач.
- Токсичные убеждения сильно влияют на человека, и от последствий этого влияния сложно избавиться во взрослом возрасте, отмечает психолог.
Это связано с тем, что в детстве происходит активная миелинизация нейронных связей. Миелин работает как сверхпроводник для нервных импульсов. Если его нет, импульс будет проходить по нервным волокнам намного медленнее. Самая активная миелинизация происходит до двух лет, продолжается в возрасте пяти-семи лет, а затем еще немного – в подростковом возрасте.
Именно тогда закладываются главные шаблоны поведения человека и его мироощущение. В дальнейшем очень сложно изменить то, что было заложено в эти периоды, потому что миелинизированные связи – это как дорога для сверхскоростного поезда. Те связи, которые мы формируем во взрослом возрасте, – это все равно, что ходить пешком.
Понадобятся специальные технологии, чтобы измениться, – поясняет Екатерина Киселёва. Психолог дает родителям и педагогам пять советов, которые помогут воспитать здоровую и счастливую личность:
- В течение трех дней записывайте то, что вы говорите ребенку (ученику), и с какой интонацией вы это делаете.
- Проанализируйте, что вы закладываете в его подсознание этими фразами.
- Подумайте, это ли вы хотите в него заложить?
- Попробуйте говорить с ребенком спокойным доброжелательным голосом. Говорите, что вы любите его просто так, что он сильный и умный, что он может со всем справиться, – если не сразу, то шаг за шагом.
- Прослушайте аудиоверсию книги Карен Прайор «Не рычите на собаку» про положительное подкрепление. Она поможет выстроить грамотное общение с ребенком.
В качестве примера для разбора коммуникационных тактик психолог приводит реальную ситуацию, которую она наблюдала. Я вышла из подъезда и увидела маму с ребенком четырех-пяти лет. Мальчик спотыкается, и мать говорит ему раздражённым голосом: «Ну, конечно! Ты всегда у меня так спотыкаешься!» До семи лет критическое мышление ребенка еще не сформировано: когда ребенок постоянно слышит подобные фразы, он начинает верить в эти слова и превращается в неудачника, отмечает психолог.
- он спотыкается и делает ошибки;
- он делает так всегда;
- он «такой» и есть у мамы;
- он виноват в ее раздражении, ведь интонация ее слов – раздраженная.
Таким образом, у ребенка формируется некритическая вера в то, что ему свойственны неудачи. Ребенок верит маме и в дальнейшем будет поступать в соответствии с этой программой, которую она заложила. Возможно, ее воспитывали точно так же, как и ее бабушку, и прабабушку.
- По словам психолога, можно выделить две группы реакций родителей на подобные ситуации.
- Одни считают: со мной так обращались, и я буду вести себя так же.
- Другие думают: со мной так обращались, и я сделаю все, чтобы с моим ребенком было по-другому.
- Они идут к психологу и работают над собой и отношениями с ребенком.
В таких ситуациях есть три варианта адекватных реакций, отмечает психолог:
- Ничего не говорить – нужно просто молча поддержать ребёнка, крепче взять его за руку, показывая: «Ты споткнулся, и все равно я тебя люблю и поддерживаю» (ребенок почувствует спокойствие и поддержку).
- Остановиться и подумать, почему ребенок спотыкается? Возможно, мама слишком быстро идет, или у ребенка неудобная обувь. Причину можно устранить: купить новую обувь или идти медленнее.
- Если ребёнок не понимает, как правильно поднимать ногу и перешагивать (обычно это относится к более младшему возрасту), важно ему это объяснить, а в следующий раз, когда у него всё получится, похвалить его.
Важно также давать ребенку положительное подкрепление, добавляет психолог. Когда ребенок в следующий раз не спотыкается о бордюр, можно сказать спокойным и доброжелательным голосом: «Здорово! Видишь, как ты хорошо перешагиваешь через бордюр, ты у меня сильный». Эти простые советы помогут наладить нетоксичное общение с ребенком и воспитать уверенную в себе личность.
Полный ответ
Почему родители бьют своих детей?
О чем говорит насилие — Откуда у родителей берется желание применить насилие к ребенку? Какую цель преследует мать или отец, когда шлепает, бьет по рукам, хватается за ремень? Психолог Людмила Петрановская выделяет несколько типов родительского насилия.1.
Спонтанная реакция на опасность. Это когда мы ведем себя, по сути, на уровне инстинкта, как животные, в ситуации непосредственной угрозы жизни ребенка.2. Попытка ускорить разрядку. Представляет собой разовый шлепок или подзатыльник. Совершается обычно в моменты раздражения, спешки, усталости. В норме сам родитель считает это своей слабостью, хотя и довольно объяснимой.
Никаких особых последствий для ребенка не влечет, если потом он имеет возможность утешиться и восстановить контакт.3. Стереотипное действие, «потому что так надо», «потому что так делали родители», это принято в культуре, таков обычай. Такое наказание может быть разной степени жестокости.
Обычно при этом родители не вникают в подробности проступка, мотивы поведения ребенка, поводом становится формальный факт: двойка, испорченная одежда, невыполнение поручения. Встречается чаще у людей, не способных к эмпатии (в том числе и из-за аналогичного воспитания в детстве). Менее чувствительный ребенок не воспримет такое наказание как унижение; чувствительного ребенка оно может очень ранить.
К психологам такие родители не обращаются, в обсуждениях темы не участвуют, ибо не видят проблемы и не задумываются. Часто и сам ребенок не видит тут проблемы, принимает побои как данность.4. Стремление передать свои чувства. Насилие как высказывание, как акт коммуникации, как последний довод («чтобы он понял, наконец») сопровождается очень сильными чувствами родителя, вплоть до измененного состояния сознания («сам не знаю, что на меня нашло»).
- Часто потом родитель жалеет, чувствует вину, просит прощения.
- Часто бывает на фоне переутомления, нервного истощения, сильной тревоги, стресса.
- Последствия зависят от того, готов ли сам родитель это признать срывом или, защищаясь от чувства вины, начинает насилие оправдывать и выдает себе индульгенцию на насилие «раз он слов не понимает».
Тогда ребенок становится постоянным громоотводом для родительских негативных чувств.5. Неспособность взрослого переносить несоответствие поведения ребенка своим ожиданиям. Часто возникает у людей, в детстве не имевших опыта защищенности. Особенно если они возлагают на ребенка ожидания, что он восполнит их эмоциональный голод, станет «идеальным ребенком».
- При столкновении с тем фактом, что ребенок этого не может и/или не хочет, испытывают ярость и себя не контролируют.
- Ребенка вообще-то страстно любят, но в момент приступа люто ненавидят, то есть смешанные чувства им не даются, как маленьким детям.
- Так ведут себя нередко воспитанники детских домов или отвергающих родителей.
Этот вид насилия очень опасен, так как в приступе ярости и убить можно. Собственно, именно так обычно и калечат, и убивают.6. Месть, Не так часто, но бывает. Последствия такого поведения печальны. Аутоагрессия, суицидальное поведение ребенка. Если родитель так сильно не хочет, чтобы ребенок жил, тот чаще всего слушается и находит способ.7.
- Садизм, Избиение подается не как акт насилия, а как, так сказать, акт сотрудничества.
- Родители требуют, чтобы ребенок сам принес ремень, чтобы сказал потом «спасибо».
- Говорят: «Ты же понимаешь, это тебе во благо, я тебя люблю и не хотел бы, я тебе сочувствую, но надо».
- Если ребенок поверит, система ориентации в мире у него искажается.
Он начинает признавать правоту происходящего, теряет способность к нормальным отношениям, построенным на безопасности и доверии. Иногда подросший ребенок убивает или калечит своего мучителя. Иногда обходится просто ненавистью к родителям. Последний вариант самый здоровый при подобных обстоятельствах.8.
Уничтожение субъектности. Субъектность — это способность человека осознавать себя, осознанно выбирать, отдавать себе отчет в своих действиях, быть субъектом (стратегом) собственной жизни. Субъектность проявляется в активности, креативности, самостоятельности. При уничтожении субъектности цель родителя — именно сломать волю, сделать ребенка полностью управляемым.
Признак такого насилия — отсутствие стратегии, непредсказуемость наказания. По мнению Людмилы Петрановской, чаще всего встречаются пункты 3 и 4, то есть насилие по привычке, как стереотипное действие, принятое в данной культуре, и насилие как коммуникация, способ передать свои сильные чувства.
Полный ответ
Можно ли забирать телефон у подростка?
Можно ли не сдавать телефон на уроке? — Нет, это является незаконным и нарушающим права учеников, преподаватель может попросить только Отключить телефон и не пользоваться им, забирать не имеет права.
Полный ответ
Как крик влияет на здоровье?
«Давайте покричим»: кто и как нами манипулирует 9 634 Крик заставляет действовать: организм воспринимает этот громкий звук как сигнал об опасности, вырабатывается адреналин, сердце работает активнее, и это позволяет быстрее выполнить желание манипулятора. Самый первый и очень действенный способ социального взаимодействия, данный нам с рождения, — крик. Ребенок, появляясь на свет, заявляет о своем присутствии криком, приковывая внимание всех, кто оказывается в поле действия. Манипуляция очень простая, так как у нее всего две причины: выразить желание или протест, потребовав от окружающих решить этот вопрос.
Во взрослом возрасте мы продолжаем использовать крик, чтобы заставить других что-то сделать. Нельзя сказать, что у этой манипуляции негативный характер. Это инструмент, все зависит от цели его использования. Спектр применения широк. При разных условиях и по разным причинам, но кричат все без исключения.
Начальник кричит на подчиненных. Цель: требование быстрого совершения действия, это работает. Адреналиновая реакция «бей или беги» разгоняет сердце. Подчиненные, связанные страхом потерять внезапно средства к существованию или должность, безропотно разбегаются выполнять указания.
- Взволнованный человек с радостью откликнется на призыв отдать деньги на благотворительность Но в чем сила манипулятора, в том и его слабость.
- Человек кричит, когда более тихие аргументы исчерпаны.
- В этот момент видна крайняя точка его психического напряжения.
- Сознательно усугубите ситуацию, доведя до нервного срыва.
А дальше используйте это незащищенное состояние эмоциональной опустошенности в своих целях. Ведь в этот момент ваши эмоции и трезвые рассуждения будут восприняты как рука помощи. Возникнет доверие, которое может привести к повышению по карьерной или финансовой лестнице.
Некоторые телевизионные передачи создают напряженно-кричащую атмосферу для получения как можно большего резонанса в общественности. Даже люди, которым далека выбранная тема, сопереживают, не в силах оторвать взгляд от телевизора. В этот момент их легко спровоцировать на действие. Взволнованный человек ищет решение проблемы.
Он с радостью откликнется на призыв отдать деньги на благотворительность или проголосовать в поддержку решения организаторов проекта. Только бы найти выход спровоцированным эмоциям. Гормональный процесс запущен, и человек добровольно участвует в решении не своей проблемы. Выяснение отношений. Ссора между близкими людьми переходит на крик в отстаивании своих интересов. Когда тихая просьба не работает, а очень нужно добиться результата, крик может усилить мотивацию к действию или обозначить границы, за которые заходить нельзя.
- Также крик в отношениях может быть попыткой доминирования сильного над слабым.
- Когда человек сталкивается с непониманием, ему кажется, что оппонент его не слышит, и тогда для проникновенности естественная реакция — усиление громкости сигнала.
- Когда на нас кричат, мы почти перестаем понимать речь, организм посылает сигнал опасности.
И если нет цели или возможности уйти от раздражающего фактора, то мы подчиняемся, стараемся выполнить все условия для восстановления гармонии. Тот, кто умеет кричать, оказывается психологически сильнее и побеждает, даже если не прав. И человек, хорошо владеющий этим способом, будет использовать такой инструмент для подавления личности, когда сочтет нужным.
Крик оправдан в некоторых случаях при разумном применении Такое поведение нельзя оценивать как плохое, это метод взаимодействия, который можно использовать в благих целях: улучшить качество жизни, научить, уберечь от опасности. Крик о помощи, как аларм, может вспугнуть недоброжелателя, послав в его нейронные связи сигнал тревоги.
ПРЕКРАТИТЕ КРИЧАТЬ НА РЕБЕНКА! СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК НЕ СРЫВАТЬСЯ НА РЕБЕНКА И ПЕРЕСТАТЬ ОРАТЬ.
Этот же сигнал спровоцирует проявление альтруистической защиты или заботы у оказавшихся рядом людей. У многих такое проявление оказывается подавленным вследствие воспитанных этических норм поведения. Хотя подобная реакция очень естественная, она основана на базовом инстинкте самосохранения.
- Один мой друг учил дочь кричать на улице, с целью побороть стеснение.
- Он считал, что для девочки это более действенный способ самообороны, чем применение ответной физической силы.
- Но крик все же активно-оборонительное проявление агрессии.
- Он оправдан в некоторых случаях при разумном применении, в избытке деструктивен.
На уровне физиологических процессов крик активно провоцирует выработку гормонов стресса. На общечеловеческом влечет за собой неприятные последствия в виде разрушения различных социальных структур. Использовать его нужно с большой осторожностью, задумываясь о том, оправдывают ли цели выбранное средство. Татьяна Карханова — специалист в области массажа, рефлексотерапии, традиционных и нетрадиционных методик оздоровления. Ее блог. Текст: Татьяна Карханова Источник фотографий: Getty Images Читать подробнее: «Давайте покричим»: кто и как нами манипулирует
Полный ответ
Почему вредно кричать?
Психолог рассказала, почему опасно кричать на детей Ребенок, на которого все время кричат, обречен на проблемы со здоровьем. Такой вывод сделали американские исследователи из Айовы. Грубость родителей ухудшает работу мозга, сердечно-сосудистой системы и может даже привести к ожирению.
- Насколько серьезными могут быть последствия родительского крика, «МИР 24» обсудил с детским психологом Натальей Бурмакиной.
- О том, что кричать на детей непедагогично, говорили и раньше.
- Теперь ученые доказали, что родительские крики вредят детскому здоровью.
- Удивлены? Наталья Бурмакина : Меня это не удивляет, потому что наша бывшая система Советского Союза доказала это.
И есть такая наука как «народная педагогика», которая также доказывает, что крик – это не элемент и не метод воспитательного воздействия. Если мы будем постоянно кричать на детей, то мы будем оставлять в их душе смесь эмоций и чувств таких, как нелюбовь, бессилие, неуверенность в себе, одиночество, страдание.
Они потом будут трансформироваться либо в боль, либо в депрессию, либо в недостаточные отношения и взаимопонимание с родителями. – Это о постоянном крике. А если иногда покрикивать? Наталья Бурмакина : Это разные вещи. Потому что мы все смертные, приобретаем опыт и рождаемся не родителями, а детьми. И иногда бывает так, что можем крикнуть.
Строгость в воспитательных мерах необходима. – Прежде чем продолжить, стоит подробнее рассказать об исследовании. Для его проведения была сформирована группа из 450 добровольцев: 12-летние подростков и их родителей. Эксперимент продолжался 8 лет. И прекращался после достижения детьми 20-летия.
Ученые наблюдали за взаимоотношениями в семье и состоянием здоровья подростков. Оказалось, чем больше запретов и жестче воспитание, тем хуже здоровье. Получается, во всем виноват стресс? Наталья Бурмакина : Конечно, стресс. Неблагоприятный стресс разрушает человека, разрушает личность, влияет на психическое и физическое здоровье.
Мне нравится выражение одного врача: «Когда вы хотите почистить свой организм, представьте, что вы моете окна. Вы же моете их чистой водой, а не чаем? Так и тут. Если вы хотите, чтобы у вас вырос здоровый ребенок во всех аспектах (физическом, психическом, эмоциональном и т.д.), тогда зачем его загрязнять криком и гневом?» Тут же нужно правильно общаться, личностный пример.
Полный ответ
Почему мамы кричат на своих детей?
Почему для ребенка вредно, когда на него кричат Семейный психолог Алена Прихидько рассказала о том, какие процессы происходят в мозге ребенка, когда на него кричат родители и объяснила, как это может навредить ему, когда он вырастет. Более того, она объяснила, как научиться управлять своими эмоциями и предотвращать выплески гнева, чтобы не срываться на свое дитя.
- Казалось бы, это банально, да? Кричать на детей вредно, это эмоциональное насилие, и все про это знают, но всё равно многие кричат.
- И я, честно говоря, не знаю ни одного родителя, который ни разу в жизни не повысил бы голос на ребенка, не крикнул бы.
- Знаю очень мало родителей, которые никогда не шлёпали детей, и очень хорошо понимаю эти чувства бессилия, беспомощности, когда ты не знаешь, как уже вообще справиться с этим ребенком своим, просто кричишь на него, думаешь, что так он сделает то, что тебе нужно.
Одна из главных причин, по которой родители вообще начинают кричать на ребенка, ― это непослушание, когда ребенок не слушается, он не делает то, что нам нужно, и тогда мы кричим. А крик ― это проявление агрессий вербальной, а вербальная агрессия следует за гневом, за нашей злостью.
- А злость ― это эмоция, как считают социальные психологи, человека, у которого высокий социальный статус.
- То есть вы, наверно, не пойдете просто так кричать на своего начальника.
- А ребенок ― у него социальный статус ниже, он от вас зависит, значит, на него можно крикнуть.
- И мы себя не сдерживаем.
- Почему вредно кричать на детей? Во-первых, потому что если ребенок совсем маленький, это может его как-то шокировать и очень сильно напугать, что само по себе плохо, потому что когда ребенок пугается, сильно пугается, то начинает хуже работать гиппокамп ― структура мозга, которая отвечает за запоминание.
А наша цель-то какая, когда ребенок хулиганит? Крикнув на него, остановить его. И нам же, наверно, хочется, чтобы он это запомнил, чтобы он больше себя так не вёл никогда. А получается, что мы достигаем из-за того, что он пугается, обратного эффекта: он пугается, он ничего не запоминает.
И если вы сейчас вспомните, те из вас, кто периодически кричит на детей, ситуации, в которых вы кричите, вы увидите, что ситуации одни и те же. Почему одни и те же? Потому что он не запоминает. И мы кричим на детей за одно и то же, и мы шлёпаем детей за одно и то же, потому что дети не запоминают, что происходит.
Они испуганы, и это не самый лучший, а, прямо скажем, худший способ дисциплинировать детей ― через страх. Почему ещё вредно кричать на детей? Потому что ребенок, когда мы на него кричим, чувствует себя униженным. Есть исследования, которые говорят о том, что дети, на которых кричат родители, чаще становятся жертвами буллинга в школе, то есть на них чаще нападают агрессивно их сверстники.
Дети, на которых часто кричат родители, которые вот так вот унижают своих детей, больше склонны к тому, чтобы у них развивались разные расстройства, такие как тревожное расстройство, депрессивное расстройство, самоповреждающее поведение ― это когда дети себя как-то режут, да, говоря о том, что это помогает им чувствовать себя более живыми.
Но в любом случае вот эти крики на детей влияют так, что дети начинают чувствовать себя маленькими, униженными. Но униженными кем? Самым родным и близким человеком, который для них является всем, особенно для маленького ребенка. И получается, что то доверие, которое есть, которое формируется к родителю и в итоге к миру, нарушается криком родителя, который унижает, да, обзываниями, обзывательствами, когда мы называем своих детей глупыми или на что-то не способными, негодными.
Какие-то родители могут сказать: «Ты тупой». Это ребенка унижает и, помимо прочего, если это в крике, то это интенсивно, если это бранное какое-то слово или ругательство, это мешает развитию его самооценки адекватной. Потому что дети до какого-то возраста, примерно лет до семи, вообще не критичны к тому, что им родители говорят о них.
Они верят всему, что родители им о них говорят. И вот родитель говорит ребенку всё время: «Ты дурак, ты дурак». И ребенок этому верит, он думает: «Ну, мама сказала, что я дурак, значит, я дурак». И это формирует его самовосприятие, это формирует его самооценку.
- И поскольку он некритичен, он это запоминает, и он так и будет думать про себя, когда он будет расти.
- То есть фактически то, что мы говорим детям о них, пока они маленькие, ― это то, как они будут думать про себя, когда они вырастут, потому что огромное количество установок по отношению к себе и своей личности сформировано нашими родителями.
А установки изменить достаточно сложно. И вот я сталкиваюсь с тем в работе, что клиенты, взрослые люди, когда ты спрашиваешь их, например: «А кто тебе сказал, что ты не можешь сделать то-то?». Клиент говорит: «Ну, мне сказала мама, что у меня не получится».
И если это раскапывать и раскручивать, то может быть вот такое. Конечно, потом в школе учителя и значимые другие влияют на самовосприятие ребенка тоже, но родители ― это первая инстанция, которая начинает формировать его самооценку. И когда мы кричим, ещё и унижая, получается, как будто ребенок этого достоин, хотя это не так на самом деле, хотя на самом деле, конечно, никто не достоин того, чтобы над ним совершалось эмоциональное насилие.
Вот, например, в некоторых местах, как, например, в штате Вермонт в Соединенных Штатах, с эмоциональным насилием можно отправиться в суд, то есть за это можно даже подать в суд, если родители совершают эмоциональное насилие над ребенком. А у нас в России так не происходит, и поэтому родители на детей кричат сплошь и рядом.
- И очень важно, конечно, стараться этого не делать ещё и потому, что есть ещё исследования, которые показывают, что родители, которые кричат на детей, более склонны к тому, чтобы физические наказания использовать.
- А физические наказания ― это тоже известный факт ― ведут к повышению тенденции, например, к тому, чтобы человек начинал злоупотреблять психоактивными веществами,алкоголем или наркотиками.
Серьезные физические наказания, которые по-английски называют harsh corporal punishment, когда очень сильно бьют детей, в одном исследовании оказались связаны с уменьшением количества серого вещества в головном мозге. То есть это означает, что родитель, в принципе преследуя цель научить ребенка управлять собой, наказывая его, лишает его этой возможности, потому что за управление собой у нас отвечает как раз вот эта самая часть, лобные доли нашего мозга, в котором от сильного битья уменьшается количество серого вещества.
Поэтому очень важно следить за собой, когда вы начинаете впадать в это состояние гнева, ярости, когда вы чувствуете, что ещё чуть-чуть, и вы сорветесь на крик, потому что для ребенка это вредно. Как мы можем это делать? Один из самых лучших способов ― начать заранее следить за тем, в каких ситуациях вы срываетесь на детей.
Обычно у нас есть какой-то стандартный набор ситуаций, и бывает, у родителей даже есть время суток, когда они на детей срываются. То есть кто-то, например, начинает на детей орать вечером, когда они не хотят идти спать, да? Кто-то утром, когда они не хотят вставать.
Кто-то ― когда ребенок стандартно, типично делает какое-то действие, которое родителей очень сильно раздражает: например, вы приготовили ребенку какую-то еду, которая, на ваш взгляд, необыкновенно вкусная и полезная, а он говорит: «Я это есть не буду». И тогда мама с чувством, так сказать, праведного гнева, говорит: «Ах ты! Я старалась для тебя, а ты неблагодарный» и начинает на ребенка кричать.
Нужно отслеживать, из-за чего вы срываетесь на крик, потому что само даже наблюдение за тем, в каких ситуациях что-то становится вот этим спусковым крючком, уменьшит вашу тенденцию к тому, чтобы кричать. Сто процентов. Неделю понаблюдайте, позаписывайте и вы увидите закономерности, а ваше поведение начнет меняться.
- Что ещё очень важно? Очень важно, когда вы только чувствуете, что вы начинаете закипать, уже с этим что-то сделать, потому что у нас и в культуре есть такая, знаете, тенденция к тому, чтобы легитимизировать злость.
- Как это происходит? Например, человек говорит: «Вы знаете, вообще я человек очень спокойный.
Но вот когда чаша моего терпения переполнится, вот тогда спасайся кто может!». То есть просто так сказать о том, что тебе неприятно, что тебя что-то злит или раздражает, человек не может. Ему нужно, чтобы это было легитимно, чтобы чаша терпения переполнилась уже настолько, что все скажут: «Да, вот здесь уже сдерживаться никому не надо, давай, ругайся!».
Поэтому очень важно ловить в себе злость, когда она только начинается, и обращать внимание на движения тела. Например, у кого-то сжимаются руки в кулаки с ождением злости. Значит на этом этапе уже что-то надо сделать – разжать их, помассировать себе уши, прервать последовательность эмоциональной реакции, а вслед за этим изменится ваше эмоциональное состояние.
Наблюдайте за своими мыслями. Чаще всего злость, за которой следует крик, возникает, когда вы воспринимаете ситуацию как несправедливую или считаете, что у вас на пути есть какое-то препятствие. С этой мыслью тоже можно что-то сделать. Есть такой замечательный вид психотерапии, очень модный сейчас, называется диалектико-поведенческая психотерапия,
Вот там есть такая метафора ― она мне нравится очень ― тефлонового сознания. Просто представьте, что с вашего сознания агрессивные мысли сосказьзывают как с тефлона, не прилипая и не пригорая. Очень помогает тайм-аут, вот эта техника тайм-аута для детей, когда мы детям предлагаем куда-то там пойти. Я её на самом деле использую в позитивной модификации, то есть ребенок куда-то пошел, он успокоился, он за это ещё потом награду получит, если он хорошо успокоился.
То есть не в угол ставить, не наказывать, тайм-аут не как наказание, а как что-то хорошее, что ребенок может сделать для себя, чтобы успокоиться. Вот родитель точно так же может пойти успокоиться. Я часто об этом рассказываю: ребенок может прийти и спросить: «А чего ты ушел-то в другую комнату? Чего ты тут сидишь?».
Родитель ему скажет: «Я пошел успокоиться, потому что я сейчас очень разозлился на тебя, я хочу успокоиться, чтобы не кричать на тебя». Ребенок подумает: «Хм, родитель так делает. Может быть, мне тоже так сделать?». Потому что дети учатся у нас контролировать свои эмоции. Когда вы учитесь контролировать себя, вы параллельно учите ребенка контролировать свои эмоции, вы прерываете вот этот замкнутый круг, в котором из поколения в поколение люди друг на друга орут, люди друг друга шлепают, потому что это происходит сплошь и рядом, во всех странах мира.
Бабушка кричала на маму, мама кричит на дочку, дочка чувствует, что она хочет кричать на своего ребенка. Тем самым вы не будете наносить вред психологическому здоровью ребенка и научите его самоконтролю. Что в будущем позволит ему избежать многих ошибок.
- Злость эволюционно ― эмоция, которая нам нужна для того, чтобы нападать, быть агрессивным, в ней очень много энергии.
- Поэтому если вы хотите успокоиться, когда вы злитесь, вам важно избегать агрессивных действий.
- То есть важно не бить, например, подушки, важно не учить ребенка, когда он злится, бить по дивану, бить подушку или бить грушу, потому что это тоже агрессивное действие, которое не снимает злость, оно только её перезаряжает.
А вот нагрузка физическая, например, приседания, отжимания, бег, очень хорошо помогает. Помимо того, что кардионагрузки, как уже известно, снижают интенсивность депрессивных, тревожных расстройств, ― это научно доказанный факт, ― они помогают снять напряжение.
У каждого из вас есть свои способы успокоения, которые стоит применять до того, как чаша терпения переполнится, потому что когда она переполнена и вас уже несет на эмоциональных санях с горы, остановиться уже очень сложно. Если вы знаете, что в какой-то конкретной ситуации вы стандартно злитесь, сделайте себе напоминания.
Это могут быть, например, какие-то рисунки на стене или плакаты. Допустим, вы знаете, что у вас всегда скандалы происходят на кухне. Повесьте что-то, что вернет вас в чувство, например, «Береги нейроны»/«Помни о мозге»/«Помни о следующих поколениях», «Останови автоматическую реакцию».
Мы делаем это для того, чтобы наш ребенок хорошо развивался, потому что его нервная система развивается в непосредственном контакте с нервной системой его родителей, тех, кто о нем заботится, мамы или папы. Поэтому нам очень важно заботиться о своей нервной системе для того, чтобы нервная система ребенка была здоровой.
И я уверена, что у вас получится. У меня получилось, получится и у вас. Титульне фото : Приєднуйтесь до нашої і у Фейсбуці, спільнот у та Читать подробнее: Почему для ребенка вредно, когда на него кричат
Полный ответ