Зачем развивать внимание? — Недостаточно сформированный навык внимания влечет за собой появление рассеянности, забывчивости и неусидчивости. Рассеянность серьезно навредит ребенку в школе – ему будет трудно сосредоточиться на уроке, сконцентрироваться на решении задач и выделить время для подготовки домашнего задания.
Полный ответ
Для чего необходимо развивать внимание?
Как работает внимание — Мы живем в субъективном мире, который каждый воспринимает по-своему. Внимание, будучи высшей психической функцией и основой всех сознательных процессов, является строительным материалом этого мира : если внимания не хватает, мозг домысливает изображение до целого, но фактически в таком достраивании уже больше фантазии, чем реального окружения.
- Гештальт — психология выделяет две ключевые функции внимания: выделить фигуру на фоне, удержать на ней концентрацию.
- Внимание — это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой Фигурой может быть любой объект: кружка на столе, музыка, мысль об отпуске, эмоция.
Фоном становится все остальное, что выпало из внимания, размылось, стало неясным: смотрим на кружку — не замечаем тарелки, слушаем музыку — заглушились остальные звуки. Помните видео с баскетболистами и медведем? В нем фигурой стал мяч, а медведь выпал из поля зрения и остался незамеченным.
Полный ответ
Почему внимание важно для обучения?
Развитие внимания в процессе учебной деятельности «Внимание!» Как часто с этим словом обращается учитель к своим ученикам, не отвлекаться от работы, не быть рассеянным на уроке. Только приучив детей быть внимательным, учитель может рассчитывать на успех своей работы.
- Если учащиеся внимательны, то в классе и дисциплина отличная и занятия проходят плодотворно.
- Внимательные дети сделают на уроке намного больше и лучше, чем рассеянные, а устанут от работы и они и их учитель меньше.
- Внимание имеет огромное значение в жизни, в частности, в трудовой деятельности человека.
Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в подлинном смысле слова воспринимать окружающее. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения к тому, что он делает.
- Что же такое внимание? Это выделение нашим сознанием определенных предметов и явлений из окружающего мира с одновременным отвлечением от всего остального, что мы совсем перестаем замечать.
- Другими словами под вниманием понимается сосредоточенность нашего сознания на каком – то предмете или явлении.
- В раннем детстве у детей преобладает непроизвольное внимание.
Его вызывает прежде всего сильные внешние раздражители: громкие звуки, яркие цвета, блестящие или движущиеся предметы и т.д. Позднее у ребенка начинает развиваться и произвольное внимание. С поступлением детей в школу наступает период дальнейшего быстрого развития у них и непроизвольного и произвольного внимания.
Вот дети, ученики 1 класса, работают над решением математических задач, примеров, вдруг из коридора донесся громкий топот ног, кто – то бежит и хохочет. Внимание учеников моментально отключилось от работы, их сосредоточенность нарушена, дети даже не слышат, что говорит учитель. Его слова не доходят до сознания учеников, не вызывает возбуждения, не воспринимается ими.
Это носит название — «непроизвольное». Учащийся должен хорошо представлять себе, для чего надо быть внимательным. Например, я говорю, что надо следить по учебнику, когда читают текст другие ученики. Школьник не выполняет этого требования, т.к. не осознает, зачем это нужно.
Тогда я ставлю перед ним задачу более четко: следи, как читает товарищ, заметишь ошибку, будешь исправлять. Теперь школьник внимательно следит за чтением – он осознал необходимость быть внимательным. Такое внимание называется произвольным. Чтобы управлять вниманием детей, надо знать его природу, его физиологические основы.
Тогда каждому взрослому станет ясно, что детей надо сначала научить быть внимательными, а не требовать их сосредоточенность полностью в сформированном виде. Важное значение в развитии внимания имеет воспитание у детей устойчивого интереса к учению, стремления к лучшему выполнению всех учебных заданий способствуют развитию у них более устойчивой сосредоточенности.
- Важнейшим условием успеха учебной и воспитательной работы учителя является внимание учащихся к тому, что происходит в классе, что выполняет сам ученик, работая под руководством учителя или самостоятельно.
- Без внимания невозможно ни восприятие нового учебного материала, ни его понимания, ни его усвоения.
Поэтому проблема воспитания внимания учащихся вызывает особый интерес учителей. От собранности внимания учащихся зависит и четкое восприятие материала, и его понимание, быстрое усвоение знаний и, наконец, дисциплина во время учебных занятий. Организованность внимания школьников на уроке значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать.
Например, обучая учащихся рассматривать картины, обращая их внимание на нужный объект или его отдельные стороны и качества. Организующие указания заставляют учеников направлять внимание на данный объект, отвлекаясь от всех других предметов, изображенных на данной картине. Состояние учащихся в начале урока сильно влияет на их внимание в течение всего урока.
Особенно важны первые минуты урока, когда определяется перестройка психического состояния учеников, переход от подчас довольно большой возбужденности во время перемены к спокойной сосредоточенности, необходимой для работы на уроке. Я стремлюсь максимально использовать время на уроке, чтобы ничто не отвлекало детей от дела.
Важно начать урок, сразу овладев вниманием детей. Стоит на минуту замедлять с началом, что – то поискать в сумке, заглянуть в журнал, кого – либо спросить – и деловое настроение гаснет. Без воспитания внимания невозможно успешно осуществлять учебный процесс, с этого начинаются первые шаги учения. Неумение быть внимательным, неумение сосредоточенно работать является одной из существенных причин того, что люди плохо трудятся, а причина этого в свою очередь находится в том, что учитель своевременно не научил их быть внимательными.
Большое значение для воспитания внимания имеет вся деятельность школы по профилактике утомляемости и рациональной организации учебно – воспитательной работы. Сюда входят правильно составленное расписание, гигиенические условия проведения уроков и перемен, здоровый психологический климат классных коллективов и др.
- Внимание учащихся в большой степени зависит от самого учителя: его настойчивости, глубокой заинтересованности в своем деле и умения самому быть целеустремленным, организованным, учителю необходимо обладать высоко развитой способностью: быть внимательным ко всему, что происходит на уроке.
- Внимательность учителя является своеобразным педагогическим умением.
- Особенно необходимо следить учителю за тем, насколько внимательны ученики к учебной работе на уроках, верно ли направлено их внимание, достаточно ли сосредоточены для понимания учебного материала и выполнения самостоятельной работы.
Своевременное воздействие учителя предупреждает начинающегося ослабления сосредоточенности в работе учеников. Если же учитель, видя ослабление внимания учащихся, не принимает нужных мер, это приводит к дальнейшему ухудшению внимания учеников на уроке.
- Огромное значение в работе учителя имеет распределенность внимания.
- Работая с учениками в классе, учитель находится в непрестанно меняющейся обстановке: каждый ученик требует к себе особого внимания.
- Главное условие воспитания внимания учащихся – разнообразие их работы на уроке.
- В целях активизации урока нужно, чтобы как можно меньше времени уходило на организационный период начала урока.
Должна быть проведена предварительно большая подготовка учителя, чтобы приучить учащихся быстро переключать свое внимание от перемены к уроку. Важно начать урок, овладев вниманием детей. А самое главное – каждом уроке нужно не только обучать: но и воспитывать: без хороших навыков трудолюбия, настойчивости, дисциплины, аккуратности при выполнении работы не может быть хорошей успеваемости.
Для возбуждения и поддержки внимания учащихся во время опроса учителю необходимо правильно сочетать работу с классом и с опрашиваемыми учащимися. Нужно организовывать работу так, чтобы во время опроса все учащиеся были в поле зрения учителя, чтобы они тщательно следили за ответами товарищей, вовремя поправляли их.
Когда к исправлению неправильного ответа привлекается весь класс, то этим проверяются знания и умения многих учеников. Необходимость давать правильное и доступное объяснение нового материала, поддерживать внимание всех учеников обязывает учителя быть сосредоточенным в течении всего урока.
- Большое значение имеет разъяснение темы и цели урока.
- При закреплении материала, также как и при опросе, важно уметь сочетать работу с классом и отдельными учащимися.
- Закрепление нового материала – важнейший этап урока, облегчающий подготовку к следующим урокам.
- Важно, чтобы и на этом этапе урока внимание учеников были организовано.
Задание на дом – отдельный этап урока, который занимает различное место: в конце урока, в зависимости от сложности задания и от связи его с изучаемым материалом. Необходимо и на этом этапе урока организовать внимание учащихся. Волевую сосредоточенность следует поддерживать разнообразными видами учебных занятий, внеклассной и домашней работой.
Младшие школьники быстро утомляются от напряжения, здесь надо дать детям минуту отдыха. Лучший отдых от умственной работы дают физкультминутки. Например – Основная стойка за партой.1. Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Руки вперед, пальцы выпрямить и развести. Ладони повернуть вверх, вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт слова.2.
Раз, два, три, четыре, пять Не сидится им опять. Постучали повертели – И работать захотели. Руки вперед вверх, вперед в стороны, вперед. Руки к плечам, локти прижать к туловищу, плечи развернуть. Три хлопка в ладоши, три круговых движений кистью рук.
- 3. Поработают немножко Мы даем им отдохнуть Постучали, повертели
- И обратно в путь.
Четыре раза встать и разжать пальцы рук. Легкие взмахи кистью рук. Три хлопка в ладоши. Три круговых движения кистью рук. Сесть, руки положить на парту. В классе проводим соревнование по рядам «Чей ряд лучше?» Когда замечаю, что класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются маленькие шалости, то заставляю пропеть какую-нибудь песенку, и все придет опять в порядок.
Большое значение в воспитании внимания имеет наглядность. Наглядность дает ясность восприятия, вызывает и поддерживает внимание, облегчает учащимся понимание изучаемого материала и поэтому содействует прочному и глубокому усвоению знаний. Использую наборы разных предметных и сюжетных картинок в работе по развитию речи.
Дети показывают картинку и по слогам произносят: ко-зы. Теперь назовите слова из трех слогов. И вот названия найдены: ко-ро-ва, со-ба-ка. То же проделали с птицами, рыбами. Молчаливая игра. Показываю картинки: барабан, дом, машина, огурец, лук. Дети должны поднять карточки с одной, двумя, тремя полосками.
- Напиши на доске свою фамилию и имя.
- Напиши на доске фамилию и имя товарища.
- Нарисуйте на доске домик.
- Спойте песню.
Игра: «Будь внимательным». Поднять руку, когда в слове слышится мягкое Р. Крыша, рябина, береза, крыло, кричит, грач, тряпка, порядок, лагерь. Поднять руку, когда в слове слышится мягкое Т. Тетрадь, дети, газета, работа, ветер, телефон, утюг, петь, учить, рисовать, плита. С целью воспитания внимания и развития памяти практикую заучивание загадок.
- Один говорит, Двое глядят Да двое слушают, ( язык, глаза, уши ).
- Пять братьев: Годами разные, Ростом разные, ( пальцы ).
- Набито пухом, лежит под ухом, ( подушка ).
- Кто в дом не идет, меня за ручкой берет, ( дверь ).
- Тик-так, а с места ни как, ( часы ).
- Какой конь землю пашет, а сена не ест, ( трактор ).
- Бегут по дорожке доски на ножки, ( лыжи ).
- Как снег бел, писать умеет, ( мел ).
- Семьдесят одежек, а все без застежек, ( капуста ).
Заучивание стихотворения. Мы ученики
- Зазвенел звонок веселый Наш учитель у доски, Мы пришли сегодня в школе,
- Мы теперь ученики!
Числительные один – четыре
- Раз, два, три, четыре, Меня в школе научили И читать, и писать,
- И считать, и рисовать.
Птичка
- Птичка летает, Птичка играет, Птичка поет,
- Птичка улетела.
Звездочка
- Звездочку мне дали Нет её милей Звездочку ношу я На груди своей Яркими лучами Звездочка горит. И со мной как будто
- Ленин говорит.
Песенку поем
- Как весело живется Мы весело живем, И в песенке поется
- О том, как мы живем.
Весной
- Возвращаются скворцы – Наши старые жильцы. Воробьи у лужицы
- Шумной стайкой кружится.
Существенное условие успешного обучения – это воспитание у детей привычки быть внимательным ко всему тому, что говорит и что делает учитель в классе, а также к ответам своих товарищей. Внимание – необходимое условие для приобщения ребенка к знаниям и в особенности знаний по математике.
Многие ошибки ученика в математических работах не только в первом, но и в последующих классах, объясняются недостатком внимания при выполнении работы. В класс приходят дети с неустойчивым вниманием, не умеющие слушать учителя. Учитель должен уже на первых уроках математики начать работу над воспитанием у детей привычки внимательно слушать его речь и точно выполнять его задания.
На уроках математики для воспитания внимания использую предметных картинных наглядных пособий, карточки для развития внимания детей и занятия устным счетом. Систематическая работа учителя по воспитанию внимания всегда дает положительный результат – у учащихся развивается привычка любую работу выполнять внимательно.10.03.2005 Читать подробнее: Развитие внимания в процессе учебной деятельности
Полный ответ
Что такое внимание и для чего оно нужно человеку?
ВНИМАНИЕ — ЭТО СПОСОБНОСТЬ СОЗНАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНО ВОСПРИНИМАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ТОМ ИЛИ ИНОМ ОБЪЕКТЕ. «Присмотритесь к этому ( человеку, предмету, явлению) повнимательнее», — как часто мы можем слышать эту рекомендацию.
Полный ответ
Чем полезно внимание?
Внимание Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность но что-либо, имеющее значение для человека. Внимание улучшает результат других психических процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение, но не существует само по себе. К свойствам внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.
Полный ответ
Какие функции выполняет внимание?
К основным функциям внимания относятся : избирательность, целенаправленность и активность. Функция избирательности внимания реализуется через выделение из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент. Успех в решении текущих задач во многом обусловлен качеством выполнения именно этой функции.
- Именно она обеспечивает «помехоустойчивость» сознания.
- Функция целенаправленности внимания состоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении.
- Ведь любая деятельность обладает характерной рабочей структурой, обусловленной технологией ее выполнения (относительно самостоятельными блоками, технологическими фрагментами, последовательностью выполнения рабочих операций и их иерархией).
Если исполнителю во время работы удается своевременно переключать и прочно удерживать внимание на всех этих элементах его ждет успех. Функция активности направлена на поддержание работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности Даже при чтении учебника (где, казалось бы, как из песни, слова не выбросишь) студент распределяет внимание неравномерно между отдельными фрагментами текста.
При этом иногда ему приходится делать над собой усилие, чтобы данный фрагмент не был обойден вниманием, а в некоторых случаях это осуществляется как бы само собой. Внимание принимает участие в процессах памяти, оказывая помощь познавательным процессам в воспроизведении, восстановлении или формировании образа объекта.
Благодаря вниманию из памяти извлекаются наиболее актуальные в данный момент времени образы объектов (предметы, люди, даты звуки и др.). Регулирующая роль внимания проявляется в мышлении : пока осуществляется мыслительная деятельность, в сознании благодаря вниманию удерживаются мысли, непосредственно относящиеся к этой деятельности.
Собственно, переключение внимания на что-то другое означает смену мыслительных занятий. Невозможно недооценить роль внимания и в коммуникационных процессах речи. Так, при деловом общении каждый собеседник сосредоточен на звучании собственного голоса, смысле произносимого, своем невербальном поведении, реакции партнера.
Стоит только упустить какой-то из этих моментов, и разговор становится менее эффективным. Велика роль внимания в организации собственного поведения и взаимодействия с другими людьми. Внимание, проявленное к собеседнику, оценивается им по высшим баллам шкалы взаимоотношений между людьми.Д.
Карнеги, известный в нашей стране как специалист в области коммуникационных технологий, в одной из своих книг рассказал, как он завоевал лавры лучшего собеседника на вечере, посвященном проблеме, в которой он ничего не понимал. Он просто внимательно слушал собеседников, не проронив за все это время ни одного слова.
Столь же эффективно, но в обратную (по знаку) сторону действуют факты недостаточного внимания к людям. Это особенно быстро проявляется, когда человек обладает индивидуальными недостатками свойств внимания (рассеянность, неустойчивость внимания и др.).
- Таким образом, внимание столь глубоко внедрено в повседневную жизнь каждого человека, что с его качеством связывают не только успехи в работе и учебе, но и пригодность к той или иной профессии, умение бесконфликтно контактировать с людьми и т.д.
- Ключевые слова: Внимание Источник: Козубовский В.М.
- Общая психология: познавательные процессы.
Мн., 2008.
Материалы по теме |
---|
Восприятие и внимание младшего школьника Аверин В.А., Психология детей и подростков |
Гиперкинетические расстройства (F90) по МКБ-10 Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «. |
Развитие внимания у детей Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Развитие внимания в детском возрасте Дубровина И.В., Младший школьник |
Гиперкинетический синдром у детей (F90.0—F90.9) Исаев Д.Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб. |
Теоретические модели внимания Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Развитие концентрации внимания у младших школьников Дубровина И.В., Младший школьник |
Теории внимания как предвосхищения Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем. |
Что такое развитие внимания?
Все психические процессы, включая внимание, имеют низшие и высшие формы. Низшие формы представлены непроизвольным вниманием, а высшие – произвольным. Непосредственное внимание тоже относится к более низкой форме его развития. Историю развития внимания пытался проследить Л.С.
Выготский в русле культурно-исторической концепции её формирования. Он считал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения. Ключ к генетическому пониманию внимания надо искать вне личности ребенка. Развитие внимания – это переход от более простых видов к более сложным видам внимания.
От врожденных к приобретенным. Например, развитием внимания будет являться переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию, потому что оно работает значительно лучше. По разным направлениям развитие внимания может идти параллельно, включая совершенствование всех его видов, и может относиться только к отдельным видам.
Его развитие может идти также естественным путем и постепенно улучшаться по мере накопления жизненного опыта и взросления. Происходит это у всех здоровых людей от рождения до окончания школы. Человек может развивать свое внимание и целенаправленно, сознательно предпринимая продуманные действия, которые ориентированы на его улучшение.
У естественного и искусственного развития внимания есть как общее, так и различное:
- Развитие внимания естественным путем идет по мере созревания мозга, накопления опыта, т.е. постепенно и является медленно протекающим процессом. Естественный процесс приводит к устойчивым изменениям;
- И, наоборот, искусственное его развитие – это ускоренный процесс и связан он с выполнением специальных упражнений, которые рассчитаны на развитие какого-то его свойства или вида. Происходящие изменения сначала являются недостаточно устойчивыми, поэтому нуждаются в закреплении в последующем жизненном опыте человека.
На развитие внимания существенное влияние оказывают следующие факторы:
- Речь, которая развивается под воздействием обучения;
- Подражание поведению взрослых людей;
- Умственная деятельность.
В психологии основные исследования по развитию внимания были связаны с изучением процесса естественного его развития у детей. Это было связано с такими обстоятельствами:
- Изучение внимания психологами началось сравнительно недавно, поэтому важно было исследовать его развитие в том виде, в каком оно существует и функционирует в жизни человека, т.е. естественный процесс его развитии;
- Долгое время было вообще, не ясно можно ли развивать внимание человека искусственным путем.
К началу второй половины XX века были предложены первые методы развития внимания детей, которые были не вполне эффективны. Процесс естественного развития внимания у детей в России одним из первых изучил Л.С Выготский. Он же разработал общую теорию развития познавательных процессов человека.
Полный ответ
Что будет если не уделять внимание ребенку?
Ребенку не хватает внимания родителей: 5 признаков По мнению специалистов, дети, которых игнорируют родители – будущие пациенты в кабинете психолога. Источник: Unsplash Чем меньше вы уделяете ребенку внимания — тем хуже может становиться его поведение, а следом и психоэмоциональное состояние. В стремлении компенсировать недостаток родительского тепла и общения ребенок может стать агрессивным, депрессивным и замкнутым.
Полный ответ
Что значит уделять внимание ребенку?
Как любить своего ребенка. Пристальное внимание — Психологос Контакт глаза в глаза и физический контакт редко требуют подлинных жертв от родителей. В то же время пристальное внимание требует времени и иногда даже очень значительного. Это может означать, что часто родители вынуждены отказываться от дел и удовольствий, которые им больше по душе в данный момент.
- Любящим родителям придется столкнуться с тем, что в некоторых случаях их ребенку отчаянно, больше всего на свете нужно их пристальное внимание именно в ту минуту, когда они меньше всего расположены уделять его.
- Что же такое пристальное внимание? Когда мы уделяем своему ребенку пристальное внимание, это означает, что мы сосредоточиваемся на нем полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок ни на мгновенье не сомневался в нашей полной, безоговорочной любви к нему.
Он должен чувствовать себя важной и значимой личностью, которую умеют оценить по достоинству; он должен быть уверен в своем праве на нераздельный, подлинный интерес, нераспыленное внимание и внимательность, заботливую сосредоточенность и бескомпромиссный интерес именно к нему именно в эту минуту.
Короче, пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он в глазах своих родителей самый важный человек в мире. Ребенку необходимо дать почувствовать, что он — единственный в своем роде. Как мало детей чувствуют это! Но если бы мы, родители, только понимали, какая принципиальная разница для малыша, когда он знает, что он — совершенно особенный.
Только пристальное внимание родителей дает ему возможность почувствовать и осознать это. Учтите, что такое знание жизненно важно в развитии самооценки у ребенка. А это глубоко влияет на способность ребенка взаимодействовать с другими людьми и любить их.
Мой врачебный опыт показывает, что пристальное внимание насущно необходимо ребенку; однако мы, родители, даже признаем это с огромным трудом, а еще в меньшей степени можем удовлетворить его. Есть много причин, по которым мы не можем осознать эту специфическую потребность. Если мы угощаем ребенка мороженым и сладостями, дарим ему подарки, выполняем его просьбы, нам кажется это вполне достаточным, мы уверены, что это может заменить пристальное внимание.
Конечно. Хорошо быть щедрым, но мы глубоко ошибаемся, думая, что суррогаты могут заменить искреннее и пристальное внимание к ребенку. Очень соблазнительно прятаться за подарки и удовольствия, потому что это более легкий путь, требующий гораздо меньше времени.
Полный ответ
Что вызывает наше внимание?
Непроизвольное (пассивное) внимание — Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В его основе лежат неосознаваемые установки человека.
Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно даёт нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.
Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.
- Неожиданность раздражителя.
- Относительная сила раздражителя.
- Новизна раздражителя.
- Движущиеся предметы.Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.
- Контрастность предметов или явлений.
- Внутреннее состояние человека.
Сколько дети могут удерживать внимание?
Внимание детей дошкольного возраста, его особенности. Внимание — один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности. Хорошая внимательность ребёнка – это залог его раннего развития, дальнейшей хорошей учёбы, успехов на работе, да и просто возможность не спотыкаться на дороге в повседневной жизни.
- Невнимательность же грозит как маленькими неприятностями – перепутать соль с сахаром, так и более крупными, например, выполнение задачи, записанной не под заданным учителем номером.
- Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательно процесса.
Внимание выполняет следующие функции : активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.
- Внешнее внимание обращено на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей.
- Такое внимание можно наблюдать у ребенка с самого рождения: поворот головы в сторону звука, фокусирование взгляда на лице мамы.
- У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир,
- Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки.
Этот момент мы и принимаем за рассеянность. Выделяют три основных вида внимания : непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он кратковременный и как только объект перестает быть интересным, данный вид внимания прекращается.
- Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим более интересным для него занятием.
- Психологи считают, чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание.
- Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.
Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное, Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания. Внимание дошкольника обладает следующими свойствами: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость.
- Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить, не теряя внимательность.
- К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как в четыре-пять лет), а три, причем с достаточной полнотой и детализацией.
- Объем внимания сужается, если ребенок видит предметы впервые.
При этом яркий внешний вид или размер объектов в возрасте 6 лет, становятся менее важны, чем в 3-4 года. Устойчивость показывает, как долго ребенок может сосредотачиваться на объекте или выполняемой деятельности. Считается, что к 5-6 годам дети могут удерживать внимание до 2 часов, в зависимости от вида деятельности – игра или же монотонное, скучное занятие.
Избирательность внимания позволяет ребенку сосредоточиться на определенной части объекта, что помогает ему успешно решить задачу. Распределение означает возможность уделять равнозначное внимание нескольким объектам, выполнять несколько различных действий без ошибок. Переключаемость внимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно другой, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным.
Обычно в дошкольном возрасте распределение и переключаемость внимания недостаточно развиты, поэтому им следует уделить особое внимание в занятиях с ребёнком. При этом следует учитывать личностные особенности вашего ребенка и не требовать от него невозможного.
- В дошкольном возрасте внимание непроизвольное и вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми.
- Внимание ребенка дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.
- Ребенок фиксирует внимание на чем-либо или ком-либо только в течение того промежутка времени, в котором у него сохраняется непосредственный интерес к человеку, предмету или происходящему.Т.е,
ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает, Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. К пяти годам дети осознано могут концентрировать внимание с помощью взрослого человека.
- Самостоятельно ребенок начинает концентрировать и удерживать внимание на интересующем его предмете к шести годам.
- В дошкольном возрасте уже отмечается различная степень устойчивости внимания у разных детей,
- Возможно, это связано с типом нервной деятельности, физическим состоянием и условиями жизни.
- Было замечено, что нервные и больные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.
На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость, После трёх лет внимание становится более устойчивым, а к шести годам – достигает хорошего уровня, что очень важно в подготовке ребёнка к школе.
- Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же 30-40 мин., то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов.
- Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.
Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказа и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза. Младшие дошкольники рассматривают интересующие их картинки, могут заниматься определенным видом деятельности 6–8 секунд, а старшие дошкольники – 12–20 секунд.
Ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.
Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, результат воспитания и обучения, Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованностью. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания.
- Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.
- На начальной стадии перехода внимания от непроизвольного к произвольному большое значение имеют средства, управляющие вниманием ребенка (например, набор цветных карточек, которые являются внешними вспомогательными средствами для успешного сосредоточения внимания на условиях игры), и рассуждения вслух,
Помимо средств, организующих внимание в связи с конкретной частной задачей, существует универсальное средство организации внимания — речь, Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний, Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом или иные обстоятельства (Когда складываешь башенку, выбираешь самое большое колечко.
Так, правильно. А где теперь самое большее? Помни !!! и т.д.). Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Становление произвольного внимания сопровождается появлением эгоцентрической речи Эгоцентрическая речь — (от лат.
еgо — я, сеntrum — центр круга) — речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает, Это проявляется в частности, в том, что выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники.
Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Самыми эффективными занятиями для развития внимания у дошколят является игры, Занятия в игровой форме способствуют интенсивному развитию и устойчивости внимания, Процесс формирования произвольного внимания помогает привлечь малыша к новым видам деятельности,
6 способов развить внимание ребенка
Важно, чтобы ребенок расширял возможности своего внимания, не испытывая при этом большого нервного напряжения, тогда любопытство, жажда познания и живость мышления очень помогут ребенку в дальнейшей школьной жизни. Читать подробнее: Внимание детей дошкольного возраста, его особенности.
Полный ответ
Что такое внимание своими словами?
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту.
- За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности.
- Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью.
- На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.
Внимание обусловливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчётливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчётливо, однако направленность нашего внимания может меняться.
Полный ответ
Что такое внимание простыми словами?
Внима́ние — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных.
Полный ответ
Что такое внимание своими словами?
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту.
- За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности.
- Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью.
- На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.
Внимание обусловливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчётливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчётливо, однако направленность нашего внимания может меняться.
Полный ответ
Что такое проявить внимание?
Смотреть что такое «проявлять внимание» в других словарях: —
проявлять преувеличенное внимание — ▲ проявлять, ся ↑ чрезмерный, внимание вожжаться. церемониться. цацкаться (прост). нянчиться. носиться. носиться как курица с яйцом с чем. носиться как с писаной торбой с кем чем. идея фикс. пунктик. даться (дался вам этот метод, как будто ничего Идеографический словарь русского языка внимание — я; ср.1. Сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на каком л. объекте. Направить в. на что л. Слушать с вниманием. Отвлечь в. противника. Удерживать в. слушателей. Обратить в. на что л. Привлечь чье л.в. к чему л. Принять во в. (учесть). Энциклопедический словарь внимание — я; ср. см. тж. внимание! 1) Сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на каком л. объекте. Направить внима/ние на что л. Слушать с вниманием. Отвлечь внима/ние противника. Удерживать внима/ние слушателей Словарь многих выражений проявлять большое внимание — ▲ заинтересоваться ↑ (в) высокой степени большое внимание. затаить дыхание. затаив дыхание. раскрыть рот. см. внимательно Идеографический словарь русского языка уделять внимание — окружать вниманием, проявлять внимание, держать под своим крылышком, держать под крылышком, окружать заботой, заботиться, печься, радеть, проявлять заботу, опекать Словарь русских синонимов Словарь синонимов пригреть змею на груди, илиза пазухой — проявлять внимание, заботу, любовь к человеку, который впоследствии платит неблагодарностью. Выражение – из древнегреческой притчи о землепашце, который нашёл замерзшую змею и положил её к себе за пазуху. Отогревшись, она ужалила своего спасителя Справочник по фразеологии ГЛАЗ — Анютин глаз. Арх. То же, что анютины глазки (ГЛАЗОК). АОС 9, 79. Без глаз.1 Ряз. В отсутствие кого л. ДС, 110.2. (ходить). Жарг. угол. Не иметь паспорта. СРВС 1, 35. Беречь глаз на глаз кого. Прибайк. О же, что беречь пуще глаз. СНФП, 40. Большой словарь русских поговорок заботиться — Думать, беспокоиться, радеть, ревновать, болеть (о чем), пещись (печься), иметь попечение, печаловаться; глядеть, следить, наблюдать, смотреть, присматривать, подсматривать, приглядывать за кем, не сводить глаз с кого, ухаживать; обращать Словарь синонимов опекать — патронировать, курировать, следящий, беспокоиться, держать под своим крылышком, окружать заботой, держать под крылышком, уделять внимание, проявлять заботу, окружать вниманием, проявлять внимание, покровительствовать, заботиться, протежировать, Словарь синонимов печься — См Словарь синонимов
Как развивается внимание?
Все психические процессы, включая внимание, имеют низшие и высшие формы. Низшие формы представлены непроизвольным вниманием, а высшие – произвольным. Непосредственное внимание тоже относится к более низкой форме его развития. Историю развития внимания пытался проследить Л.С.
- Выготский в русле культурно-исторической концепции её формирования.
- Он считал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения.
- Ключ к генетическому пониманию внимания надо искать вне личности ребенка.
- Развитие внимания – это переход от более простых видов к более сложным видам внимания.
От врожденных к приобретенным. Например, развитием внимания будет являться переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию, потому что оно работает значительно лучше. По разным направлениям развитие внимания может идти параллельно, включая совершенствование всех его видов, и может относиться только к отдельным видам.
Его развитие может идти также естественным путем и постепенно улучшаться по мере накопления жизненного опыта и взросления. Происходит это у всех здоровых людей от рождения до окончания школы. Человек может развивать свое внимание и целенаправленно, сознательно предпринимая продуманные действия, которые ориентированы на его улучшение.
У естественного и искусственного развития внимания есть как общее, так и различное:
- Развитие внимания естественным путем идет по мере созревания мозга, накопления опыта, т.е. постепенно и является медленно протекающим процессом. Естественный процесс приводит к устойчивым изменениям;
- И, наоборот, искусственное его развитие – это ускоренный процесс и связан он с выполнением специальных упражнений, которые рассчитаны на развитие какого-то его свойства или вида. Происходящие изменения сначала являются недостаточно устойчивыми, поэтому нуждаются в закреплении в последующем жизненном опыте человека.
На развитие внимания существенное влияние оказывают следующие факторы:
- Речь, которая развивается под воздействием обучения;
- Подражание поведению взрослых людей;
- Умственная деятельность.
В психологии основные исследования по развитию внимания были связаны с изучением процесса естественного его развития у детей. Это было связано с такими обстоятельствами:
- Изучение внимания психологами началось сравнительно недавно, поэтому важно было исследовать его развитие в том виде, в каком оно существует и функционирует в жизни человека, т.е. естественный процесс его развитии;
- Долгое время было вообще, не ясно можно ли развивать внимание человека искусственным путем.
К началу второй половины XX века были предложены первые методы развития внимания детей, которые были не вполне эффективны. Процесс естественного развития внимания у детей в России одним из первых изучил Л.С Выготский. Он же разработал общую теорию развития познавательных процессов человека.
Полный ответ