В Чем Главные Причины Снижения Мотивации У Подростков?

В Чем Главные Причины Снижения Мотивации У Подростков
Причина спада школьной мотивации: у подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего; отношение ученика к учителю; отношение учителя к ученику; у девочек 6-7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового
Полный ответ

Что означает отсутствие мотивации?

Предпринимательница, сооснователь компании Hello Code и автор блога Buffer Белль Бет Купер написала заметку о том, как работник может мотивировать себя на решение различных задач. Купер исходит из предположения о том, что мотивация — это эмоция, и поступать с ней следует так же, как и с другими эмоциями.

Редакция vc.ru приводит адаптированный перевод заметки. «Каждую неделю я пишу три новые статьи. И каждую неделю мне приходится искать мотивацию, чтобы приступить к работе. Хуже всего то, что это происходит со мной постоянно. Это довело меня до того, что я гуглю статьи на тему «Как мотивировать себя» и ищу записи на эту тему на Reddit.

Конечно, всё это не помогает, а только съедает моё время, оставляя ещё меньше для работы. Работы, к которой я так и не приступил», — пишет автор заметки. Как отмечает Купер, существует два типа мотивации: внутренняя и внешняя. «Внешняя исходит из факторов вне вас самих — например, когда вы заставляете начальника радоваться вашим успехам, получаете повышение или укладываетесь в обозначенные сроки.

  • Внутренняя — когда вы хотите сделать что-то для себя.
  • Законченная работа приносит вам радость или личную пользу».
  • Внешняя мотивация, замечает Купер, довольно распространена, но опираться только на неё может быть неэффективно — такие факторы находятся вне зоны контроля работника.
  • «Внутренняя мотивация, напротив, исходит от того, что вы можете контролировать.

Это естественная мотивация. Именно она заставляет нас есть, когда мы голодны, ложиться спать, когда мы устали и так далее. Чтобы заставить себя приступить к работе, нам предстоит увеличить внутреннюю мотивацию». Однако сделать это, отмечает автор, не так просто.

«Многие люди неправильно понимают, что собой представляет мотивация, и поэтому у них не получается её увеличить. На самом деле мотивация — это эмоция. Отсутствие мотивации — это негативная эмоция сродни стрессу. Быстро справиться с негативной эмоцией зачастую бывает невозможно. Некоторые специалисты говорят, что стресс — это цикл, который необходимо завершить.

Даже если мы отвлекаемся на что-то интересное, в итоге нам всё равно придётся вернуться к стрессовой ситуации и завершить цикл. Возможно, у отсутствия мотивации нет подобного цикла, но это тоже эмоция, и её точно так же нельзя просто «отключить»». Подходы, которые предлагает Купер, по её словам, помогают не фокусироваться на отсутствии мотивации.
Полный ответ

Почему у подростков как правило снижается мотивация учебной деятельности?

Цикл «Слово психологу!» — Подростковый возраст характеризуется нарастанием самостоятельности, автономии, независимостью от взрослых. Часто проблемы во взаимодействии с подростками у взрослых возникают по любому, даже самому незначительному поводу. Не исключением является и учебная деятельность.

  • Распространённой ошибкой и педагогов, и родителей является объяснение трудностей с обучением и нежелания учиться подростковым кризисом.
  • Предлагаем вам познакомиться с особенностями проявления учебной мотивации в подростковом возрасте.
  • Мотивация — первый и основной компонент учебной деятельности.
  • Мотивация по отношению к деятельности может быть внутренней или внешней, но при этом она всегда является внутренней характеристикой ученика.

Мотивация тесно связана с успешностью и результативностью учебной деятельности, связана со смыслами учения. Структура мотивации у подростков — динамичный и изменяющийся компонент. Мотивация — это сплав движущих сил поведения, открывающихся в виде потребностей, влечений, интересов, это иерархия стойких мотивов, состоящих из четырех компонентов:

удовольствие от самой деятельности; значимость для личности её результата; мотивирующая сила вознаграждения; принуждающее давление на личность.

В подростков возрасте наибольшее значение приобретают первые два компонента. В исследованиях Ю.В. Клепач, Т.В. Рубцовой («Особенности мотивации учебной деятельности подростков»// Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 2019) при изучении причин выбора подростками любимых/нелюбимых предметов, среди наиболее распространённых доводов были:

нужен или не нужен данный предмет для дальнейшей учебы; интересен или неинтересен данный предмет, нравится/не нравится, как преподает учитель.

Таким образом, на первый план выходит не мнений родителей, учителей и/или товарищей о важности, значимости предмета, а собственно прагматичные взгляды, познавательные интересы и устремления, эмоциональная привлекательность учебного материала. При этом нужно отметить, что учебная мотивация у младших подростков еще во многом зависит от позиции взрослого, внимания к успехам в школе, поддержки в ситуациях неуспешности, даже в страхе наказания за плохие отметки.

  1. Младшим подросткам как никогда важна эмоциональная связь с учителем.
  2. Снижение учебной мотивации (так называемая «мотивационная яма») отмечается в возрасте 11-12 лет, когда младшие школьники переходят на другой уровень образования.
  3. Изменяется сама модель обучения — от одного, как правило внимательного и заботливого учителя, дети переходят к множеству разных, порой равнодушных или одержимых только своим предметом, учителей.

Создание проблемных ситуаций на уроках, связанных с переживанием познавательного удивления или интеллектуального затруднения, эмоциональная окраска материала, разнообразие приемов учебной работы, новизна материала с опорой на ранее изученный — все это будет способствовать поддержанию учебной мотивации.

воспитание широких социальных мотивов деятельности, включение учеников в разные виды деятельности (социальное проектирование, волонтерскую, исследовательскую деятельности и др.), понимание смыслов деятельности, осознание важности изучаемого для успешности любой собственной деятельности; воспитание классного коллектива.

Целью воспитательной работы становится формирование класса как слаженной команды, способной решать различные задачи. Эта линия приобретает особое значение, если класс сборный либо в класс пришли новые ученики после начальной школы. Учителю необходимо работать как с лидерами класса, формировать позитивный актив учеников, так и с учениками, отверженными, которые испытывают дискомфорт, например, вследствие трудного характера, неблагополучной семьи, неразделенной дружбы.

Положительная атмосфера класса, принадлежность к значимой (референтной) группе сверстников — залог успешности в учебной деятельности младших подростков, ведущей деятельностью который является общение со сверстниками. В более старшем возрасте для подростков значимыми условиями сохранения учебной мотивации становится возможность проявлять свободу и самостоятельность, причем у юношей данная потребность выражена гораздо ярче, чем у девушек.

Подростку важно осознавать, что к нему относятся как к взрослому и самостоятельному человеку. Гендерные различия проявляются и в предпочтении девушками, в отличии от юношей, порядка и дисциплины на уроках, эмоциональной привлекательности учителя. Индивидуальные причины снижения учебной мотивации связаны у подростков с непониманием учебного материала, провалами в знаниях с одной стороны и страхом признаться в своей несостоятельности (неумелости, некомпетентности) и попросить помощи у взрослых.

  • В какой помощи нуждаются подростки? В результате исследования Ю.В.
  • Клепач и Т.В.
  • Рубцовой было выявлено, что на первом месте стоят затруднения, связанные с организацией времени и рабочего дня.
  • Снижение самодисциплины, появление новых увлечений и интересов, большие временные затраты на гаджеты, перегруженность программ обучения — все это приводит к отсутствию планирования дня, недели, месяца, четверти.

На втором месте стоят трудности, связанные с непониманием нового материала и нежеланием обратиться к учителю для его разъяснения.22% подростков (большинство из них – юноши) не обращаются за дополнительными разъяснениями к учителям вследствие страха критики, боязни быть отверженными, боязни насмешек и неодобрения со стороны одноклассников.

  1. Проблемы в освоении отдельных предметов у некоторых учеников приводят к снижению учебной мотивации в целом.
  2. Исследования структуры учебной мотивации в подростковом возрасте свидетельствуют, что подростки не нацелены на приобретение знаний в целом, несмотря на довольно высокий познавательный мотив.
  3. Внутренние мотивы — интерес, способности к изучению отдельных дисциплин, осознание необходимости изучения данного предмета для дальнейшего обучения или профессионального выбора являются основополагающими для поддержания учебной мотивации.

В целом, для мотивированного на успех ученика характерно:

активность и инициативность на уроках; устойчивые стабильные результаты в учебной деятельности; выбор учениками средних по трудности или слегка завышенных, но достижимых целей (расчетливый риск); склонность к переоцениванию собственных неудач; возрастание привлекательности задания в случае неудачи при его выполнении.

Подростки, мотивированные на неудачи. становятся одной из самых сложновоспитуемых групп обучающихся, так как несмотря на все усилия педагогов эти дети продолжают не учиться. Для таких учеников характерно:

низкая активность и инициативность на уроках; выбор либо завышенных, либо заниженных по уровню задания; склонность переоценивать успехи (эффект контроля ожидания);в случае неудачи снижение привлекательности задания; отсутствие склонности к планированию будущего.

Рассмотрим стратегии и тактики педагогического взаимодействия с обучающимися с преобладанием этого мотива.1. Минимизация ошибок — рассматриваем ошибку как попытку, не наказываем за совершенные ошибки, рассматриваем ошибки других учеников, в том числе ошибки сильных учеников и собственные ошибки.2.

Установление позитивных отношений с одноклассниками — включение ученика в совместную деятельность с одноклассниками, даем ученику поручения, включаем в школьные дела, дела класса, предлагаем коллективные формы организации урока.3. Изменение установки «я не могу» на «я могу» — изменение методов объяснения материала, дополнительная помощь учителя, концентрация на достигнутом, обучение позитивному рассказыванию о себе, формирование перспектив, в том числе профессионального выбора.

Изменение у обучающихся мотива на достижение успеха в учебной деятельность — сложная и кропотливая работа, требующая от педагогов колоссальных усилий. Исследования показывают, мотивированные дети и подростки не только лучше учатся, но, что важнее, получают больше позитивных эмоций от учебы, а значит с готовностью берутся за решение новых трудных задач, учебная мотивация становится основой жизненного успеха и ощущения полноты и счастья жизни.
Полный ответ

Почему снижается мотивация?

Частые причины демотивации: найти и устранить — Причин снижения мотивации множество. Они не всегда лежат в зоне ответственности работодателя – расхождение внутренних убеждений сотрудника с ценностями организации, недостаток квалификации, низкая самооценка, особенности личности, негативные события в личной жизни и мн.

Др. Но в большинстве своём причины всё же зависят от организационной политики. Рассмотрим наиболее частые из них. Одной из причин демотивации сотрудников может быть неправильная мотивационная система компании. Например, отсутствие инклюзивного подхода или использование неподходящих инструментов. «Я долго жил и работал в США.

На Западе люди хотят больше работать и получать большие деньги. За полгода моей работы в России я заметил, что люди действительно готовы получать меньше, чтобы меньше трудиться», – подмечает особенности менталитета Илья Лоевский, генеральный директор компании Alpha Integrator 4,

Илья называет таких людей « пассивными », Как правило, это возрастные сотрудники, которые находятся на уровне третьего управленческого звена и ниже или неквалифицированные работники. С ними он рекомендует использовать смешанную мотивацию – на 70 % финансовую и на 30 % идейную. Уравниловка в СССР сделала своё дело.

Поколение советских и постсоветских людей привыкли довольствоваться малым и жить верой в « лучшее будущее ». Для них более характерен патриотический тип мотивации по Герчикову. Важны вера в компанию, начальника, коллектив, причастность к общему делу и т.п. Причина #1 У сотрудника на протяжении нескольких лет не менялась зарплата В то же время на рынке труда появляются новые предложения с более высокой оплатой для его квалификации. Компания, у которой нет финансовой возможности повысить оплату, может столкнуться с тем, что ценные работники приступят к поискам более высокооплачиваемой работы.

  • «Я мать-одиночка.
  • Воспитываю сына сама.
  • Никаких бабушек-дедушек, которые могли бы посидеть с ребёнком, когда он болеет или забрать из садика, у нас нет.
  • На прошлом месте работы начальство шло навстречу, когда надо было уйти пораньше или к врачу отпроситься.
  • Коллектив дружный.
  • Работа в двух шагах от дома.

Меня всё устраивало, кроме моей зарплаты», – делится менеджер по закупкам Ольга. Зарплату Ольги за шесть лет так ни разу и не подняли. За это время она заметно выросла в профессиональном плане. На рынке труда на специалистов её уровня уже были совсем другие расценки.

Как сказал американский литератор, журналист и критик Эдмунд Уилсон: «Нет ничего более деморализующего, чем маленький, но стабильный доход», Ольга пробовала несколько раз разговаривать с начальством, но ей ясно дали понять, что повышать зарплату не собираются. Сослались на кризис. Да ещё и «припугнули», чтобы не ушла – не каждый работодатель готов взять в штат молодую маму.

Но Ольга оказалась не из трусливых. Разослала резюме в несколько перспективных компаний и успешно прошла собеседование. К счастью, не все работодатели подвержены предрассудкам. Вскоре Ольга уже работала на новой работе с окладом в 2,5 раза превышающим предыдущий.

  1. «Новый начальник мной доволен.
  2. Я свою работу делаю качественно, всё успеваю.
  3. Отпрашиваться мне никуда не нужно – у нас теперь есть няня.
  4. Жалею, что не приняла такое решение раньше», – рассказывает Ольга.
  5. Что делать работодателю в подобной ситуации? Если сотрудник ценный и бюджет всё-таки позволяет пересмотреть заработную плату в сторону повышения.

А если компания по ряду причин не готова на такой шаг? Попробуйте остановить демотивацию в рабочем коллективе и удержать ключевых специалистов с помощью немонетарных методов, Это могут быть:

введение гибкого графика, предоставление дополнительного выходного дня или возможности иногда работать из дома;

обучение за счёт компании, направление на курсы повышения квалификации, семинары;

проведение корпоративных вечеринок и других развлекательных мероприятий;

предоставление скидок на продукцию или услуги компании / партнёров;

поощрение увлечений и интересов сотрудников вне работы, например, проведение мастер-классов по танцам или иностранному языку.

В качестве положительного примера мотивационной системы можно привести компанию Леруа Мерлен (Россия). Среднерыночная зарплата, широкий социальный пакет, который растёт в зависимости от срока работы в компании – это ещё не всё. В компании развито наставничество.

Они предлагают своим сотрудникам возможности для обучения и развития 5, Отличительной особенностью Леруа Мерлен является политика партнёрства и развитая культура общения. «Каждый сотрудник Леруа Мерлен имеет право высказать свои пожелания, идеи и предложения не только своему подчинённому, но и старшему коллеге и, если необходимо, директору.

Мы все взаимодействуем полностью вне иерархии», – рассказывает HR-директор компании Леруа Мерлен Восток Вера Бояркова 6, Корпоративную культуру Леруа Мерлен не «спустили сверху». Её формировали сами сотрудники. Ценности и традиции компании, модели поведения, этический кодекс, то, какой она должна быть – коллективное творчество персонала.

  • Такой подход закладывает высокую лояльность сотрудника к работодателю и корпоративную идентичность.
  • В компании Facebook раз в неделю проходит корпоративная премия с единственной номинацией «Починка недели».
  • Марк Цукерберг, руководитель компании, лично зачитывает имена отличившихся сотрудников.
  • Торжественное мероприятие проходит на мосту, (мини-копия Golden Gate Bridge, Сан-Франциско) который соединяет левое и правое крыло офиса Facebook.

Победителей награждают билетами на бейсбол или на концерт музыкальной группы. Территория Facebook – целый городок для сотрудников, их друзей и родственников с бесплатными ресторанами и кафешками, зонами отдыха, велодорожками, уличными акробатами, приглашёнными артистами и дикими лисами 7, Причина #2 Талантливый, амбициозный специалист не видит перспектив Когда сотруднику некуда расти, он может потерять интерес к работе. Его ответственность по отношению к обязанностям – снизиться. Это не в лучшую сторону отразится на сроках и качестве выполняемой работы.

Если сотруднику важен карьерный или профессиональный рост, предложите ему заняться новыми задачами. Например, возглавить направление или внутреннюю лабораторию, для которой вы давно искали руководителя. Если причина снижения мотивации в этом, сотрудник согласится. «Я был серьёзно настроен на увольнение.

Читайте также:  В Каком Возрасте Ребенок Должен Говорить?

Рабочие задачи стали настолько простыми для меня, что вызывали тоску и апатию. Я давно перерос эту должность. На меня давила энергия накопленного опыта и не растраченного потенциала. Перспектив в этой организации для себя я уже не видел», – вспоминает Игорь Олегович, коммерческий директор автомобильного концерна.

  • Игорь уже активно мониторил вакансии и даже сходил на несколько собеседований.
  • Но руководство неожиданно сделало ему интересное предложение, от которого он не смог отказаться.
  • Игорю доверили возглавить новое перспективное направление.
  • Так компания сохранила ценного специалиста и обрела в его лице лояльного сотрудника и талантливого руководителя.

На сегодняшний день Игорь является коммерческим директором известного автомобильного концерна. Чтобы этой проблемы не возникло, можно предложить сотрудникам самостоятельно разработать план своего развития, Такую практику активно используют в компаниях Google, Twitter, Zappos, Facebook и Starbucks 8,

  1. Причина #3 Неоправдавшиеся карьерные ожидания Это нередкое явление.
  2. При приёме на работу высококвалифицированный сотрудник согласился на более низкую должность с перспективой роста.
  3. Однако, его ожидания не оправдались.
  4. Что делать, если вы пока не можете предложить ценному сотруднику желаемое повышение? Специалист должен понять, что руководство знает о его талантах и умениях.

Поднять мотивацию могут даже краткосрочные интересные проекты, Например, если работник хорошо знает английский язык, ему можно поручить перевод иностранных документов или презентаций, создание обзора зарубежной прессы на тему, связанную со сферой деятельности компании.

Сотрудник с развитыми процессными навыками может участвовать в разработке должностных инструкций, схем взаимодействия между подразделениями. Отличным решением станет горизонтальное перемещение, Такой рост может сопровождаться повышением заработной платы и дать сотруднику новый профессиональный опыт. «Вертикальный рост сегодня – лишь один из основных методов мотивации сотрудников, однако отнюдь не самый эффективный.

Его весьма уверенно потеснит возможность горизонтального развития – именно так можно и даже нужно удерживать сотрудника, если по тем или иным причинам нет возможности повысить его в должности» – комментирует Серафим Серегин, старший рекрутёр Лизинговой компании АНКОР 9,

Причина #4 Напряжённый рабочий график вызывает стресс Сотрудник недоволен тем, что часто получает важные задания по вечерам – со сроками исполнения к утру следующего дня? Ему приходится часто работать сверхурочно? Трудиться по выходным? Он вынужден находиться на связи 24/7? Подобные ситуации вызывают стресс.

Особенно, если для выполнения задачи сотрудник должен взаимодействовать с другими подразделениями (например, нужно запрашивать данные у филиалов). Если своевременно не принять меры, это приведёт к негативным последствиям. Как они могут проявляться?

  • Высокий уровень стресса и тревожности
  • Производственные травмы
  • Увеличение количества ошибок (брака)
  • Снижение продуктивности
  • Утрата доверия к руководству и лояльности к компании
  • Развитие психосоматических заболеваний
  • Э моциональное выгорание

Эти последствия ведут к демотивации сотрудника, и он полностью утрачивает интерес и способность к работе. Для того, чтобы подобных ситуаций не происходило, HR-менеджеры могут запланировать тренинги по управленческой культуре и планированию для руководителей разного уровня.

Ещё один совет – разработка памяток «Соблюдение режима работы и отдыха», «Как не привести компанию к трудовым спорам», «Управленческие ошибки, приводящие к нервным перегрузкам у персонала, и как их избежать». Сотрудникам нужно дать возможность восстановить силы после напряжённой деятельности. Можно провести антистрессовый тренинг, включить в соцпакет абонемент в фитнес-клуб, тренажёрный зал или бассейн.

Не всегда подобная проблема возникает по инициативе работодателя. Трудоголизм может происходить от чрезмерной амбициозности и перфекционизма самого сотрудника. Проблемы возникают у тех, кто не умеет адекватно распределять нагрузку и вовремя восстанавливать потраченные ресурсы.

PricewaterhouseCoopers придумали интересный способ борьбы с таким трудоголизмом. Они обязались 4 раза в год доплачивать $250 сотрудникам, которые проведут в отпуске целую неделю без перерывов. А Boston Consulting Group разрешают своим сотрудникам брать до 2 месяцев отпуска или сокращать количество рабочих часов.

Условием является определённое количество времени, отработанное на одной должности 10, Причина #5 Руководство игнорирует рационализаторские предложения и инициативы Есть категория сотрудников, у которых всегда изобилие идей. Когда они сталкиваются с проблемой, то сразу же начинают искать решения и предлагать их коллегам и руководителям.

Но, если руководитель придерживается консервативных взглядов или не имеет достаточно времени проанализировать идею, инициативы остаются без внимания. В результате у работника снижается мотивация, и он переходит в режим работы «с девяти до шести». Примечательно, что данный фактор снижения мотивации типичен для сотрудников с выраженным стилем лидерства «Инноватор».

Подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Генераторы идей»: как эффективно управлять инноваторами компании?», Чтобы сотрудники, которым важно реализовывать идеи, не теряли мотивации, в компании нужна система фиксирования, тестирования и реализации инициатив.

  1. Например, чтобы стимулировать работников предлагать идеи, можно запустить конкурс инноваций с подведением итогов раз в месяц или квартал.
  2. Лучшие предложения должны быть реализованы, а их авторы – награждены.
  3. Это могут быть не только внутренние, но и внешние проекты – научные конференции, международные гранты, конкурсы, фестивали и т.п.

Так сотрудники Mary Kay принимают участие в различных мероприятиях. Среди наиболее известных – ежегодная конференция Общества исследовательской дерматологии. Конференция даёт участникам возможность обмениваться инновационными идеями и разработками 11,

  1. Jony Ive Is Leaving Apple, but His Departure Started Long Ago // WSJ. Трипп Микл.2019.
  2. Почему Джони Айв покинул Apple? // Wylsacom Media.2019.
  3. Как понять, что мотивация сотрудника снижается – 12 признаков // Про бизнес.2018.
  4. Мотивация бесполезна // Ведомости. Фёдор Сваровский.2002.
  5. Леруа Мерлен Россия // Официальная страница в Вконтакте.
  6. Как создать Dream Team: секреты от «Леруа Мерлен» // New Retail. Анна Петрошай.2014.
  7. Фейсбук // Teletype.in. Илья Варламов.
  8. Современная мотивация персонала: 12 идей, которые вы точно оцените // ТопФактор. Марина Швоева.2017.
  9. Как удержать сотрудника, которого пока не получается повысить // RUSBASE. Ксения Дементьева.2013.
  10. Почему отказаться от переработок так сложно // RUSBASE. Евгения Лиханова.2021.
  11. Mary Kay Unveils Skin Health Grants, Breakthrough Retinol Research at 2021 Society for Investigative Dermatology Conference // Businesswire.com.

Полный ответ

Чем можно мотивировать подростка?

Мотивация подростка — Психологос 01 октября 2022 г., 21:36 Мотивация подростка — то, что побуждает подростка двигаться в том или ином направлении. Например: учиться, развиваться, приобретать, добиваться, проявлять инициативу, делиться с другими и т.д.
Полный ответ

Как разговаривать с подростком который не хочет учиться?

Что делать родителю — Поговорить. И для этого необязательно ждать «сигнала» из школы, Можно предупредить трудности с учебой, если вы уже заметили, что подросток стал слишком рассеянным, что он поздно засыпает, не выполняет домашние задания. Самое главное в разговоре — быть на равных.

  1. Вы не можете требовать, чтобы подросток рассказал вам о своих проблемах: он может это сделать, только если будет доверять вам.
  2. Расскажите о том, что вы видите, о своих переживаниях и о том, что хотите помочь.
  3. Если ребенок откажется от разговора, лучше уступить и отложить его на пару недель.
  4. Если подросток видит проблемы в учебе, но отказывается разговаривать и принимать помощь, можно договориться о формальностях.

«Да, ты не хочешь учиться, но я обязан проследить, чтобы ты получил аттестат об основном общем образовании (а это минимум — закончить 9 классов ). Такова моя родительская обязанность». Если подросток поставил себе четкую цель, которая не имеет ничего общего со школой и ЕГЭ, он скорее всего согласится соблюсти формальности, чтобы его интересы и потребности уважали.

Построить учебу вокруг интересов. Если подросток видит проблемы с учебой и принимает вашу помощь, обсудите его круг интересов. Скорее всего вы и так в курсе, но что-то могло измениться. Попробуйте поставить интересы в центр всего, а учебу построить вокруг них. Например, подросток увлекается автомобилями: найдите ему кружок или секцию, связанную с автоспортом или автомоделированием, расскажите об интересе учителям и обсудите, как можно использовать это при изучении конкретных предметов, договаривайтесь о еще больших возможностях для развития интереса в обмен на учебу.

Помочь в решении других проблем. Но делать это можно только с разрешения подростка. Если он выбирает вас поверенным в своих личных делах, примите это с уважением — не нужно нарушать границы и спрашивать о лишнем, не нужно дать советов без спроса, иногда достаточно просто выслушать с искренним интересом.

Если подросток честно рассказывает об интересах и целях и говорит, что хочет для этого заработать, попробуйте ему помочь с работой. До 14 лет ему можно неофициально помогать за деньги соседям или знакомым, а с 14 лет можно трудоустроиться официально, но с вашего согласия. Уважать выбор и поддерживать.

Это самое сложное для родителей — принимать выбор ребенка, каким бы он ни был. Это не значит, что нужно спокойно смотреть, как ребенок принимает ПАВ или наркотики. Но если его выбор безопасен, то стоит с ним смириться: ваша задача — помогать подростку в его пути и подсказать, чтобы он избежал трагичных ошибок.
Полный ответ

Что является основным мотивом учебной деятельности в подростковом возрасте?

УДК 159,9 РО!: 10.23951/2307-6127-2019-6-63-72 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ Ю.В. Клепач, Т.В. Рубцова Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж Несмотря на большое число научных трудов по мотивации учебной деятельности, учителя по-прежнему сталкиваются с тем, что у школьников не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Особенно остро эта проблема наблюдается у учеников подросткового возраста. В рамках проведенного исследования мотивации учебной деятельности проанализирована структура учебной мотивации подростков, их отношение к учению и учебным предметам, доводы в пользу выбора любимых и нелюбимых предметов, а также внешние и индивидуальные затруднения, с которыми сталкиваются подростки в учебной деятельности, и специфика личностной направленности в преодолении этих затруднений. Представлены результаты анализа как в целом по выборке (школьники восьмых классов), так и в половом аспекте (юноши и девушки) и их интерпретация. Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, мотивы учебной деятельности, подростки. Актуальность темы связана с необходимостью адаптации к новым образовательным стандартам, в которых определены необходимые компетенции педагогов-психологов (ФГОС ВО от 14 декабря 2015 года), Одной из важнейших является применение в учебном процессе современных методов психолого-педагогического взаимодействия, которые ориентированы на развитие и формирование интереса к учебной деятельности обучающихся. Мотивация является одним из основных компонентов, входящих в структуру учебной деятельности и является решающим фактором эффективности учебного процесса. Процесс учебной деятельности в целом и ее мотивации интересовал многих ведущих отечественных педагогов и психологов. Выделяют два типа мотивации: внешняя мотивация и внутренняя. Мотивация является внешней, если в основе действия, направленного на получение каких-либо ресурсов, лежит мотив, не связанный с самим действием. В противовес внешней мотивации рассматривается внутренняя мотивация к какой-либо деятельности как неотделимое от человека состояние радости, вдохновения, удовольствия и удовлетворения от своих действий. Внутренняя мотивация является результатом взаимодействия человека и его окружения и неразрывно связана с самой деятельностью, При внутренней учебной мотивации в основе лежит познавательный интерес, связанный с изучаемым предметом, и получение знаний является целью деятельности учащегося, а не средством достижения других целей, Применительно к учебной деятельности М.В. Матюхина выделяет следующие виды мотивов: 1. Мотивы, в основе которых заложен сам процесс учебной деятельности. В этом случае ученики стремятся узнать что-то новое, им интересно проникнуть в суть явлений и закономерностей изучаемого предмета. В процессе обучения ученики проявляют инициативу, интеллектуальную активность, преодолевают трудности при решении сложных задач.2. Мотивы, находящиеся за рамками самой учебной деятельности. Такими мотивами могут быть: — социальные мотивы (ответственность перед обществом, чувство долга перед родителями и учителями); — мотивы, связанные с дальнейшим самоопределением в выборе будущей профессии и личностным развитием в результате обучения; — индивидуальные мотивы как желание заслужить одобрение и занять достойное место среди друзей. — мотивы избегания неприятностей, неодобрения со стороны учителей, родителей, Если рассматривать особенности мотивации в подростковом возрасте, то для подростков характерно укрепление познавательных мотивов, стремление к решению сложных задач, которые выходят за рамки школьной программы, а также значимость знаний для будущей профессии и личностного развития, Значительную роль также играет эмоциональная составляющая мотивации, которая во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми и отношений с учителями в процессе школьной деятельности. В подростковом возрасте доминирующую роль начинает играть самооценка, и если внешняя оценка и внутренняя оценка себя не совпадают, то возникающий конфликт может негативно отразиться на эмоциональной жизни подростка и, как следствие, на мотивации к обучению,А.Н. Леонтьев отмечал, что в подростковом возрасте становится актуальной задача поиска смысла. А значит, часто подросток стремится расширить свои интересы, что может приводить к поверхностности и разбросанности в процессе учебной деятельности. К концу подросткового возраста у подростка складывается иерархия мотивов и, как правило, один или несколько мотивов становятся ведущими, Современные исследования показывают, что внутренние мотивы учебной деятельности (познание, достижение, саморазвитие) связаны с академической успеваемостью. При этом поддержка и заинтересованность родителей и учителей вносит заметный вклад в выраженность внутренних мотивов подростков. Внешние личностные мотивы (мотив самоуважения и регуляции поведения) также являются значимыми и способствуют выбору продуктивных стратегий учебного поведения, а внешние межличностные мотивы (мотив уважения, чувства долга) не являются продуктивными и в итоге отрицательно сказываются на учебной и в дальнейшем на профессиональной мотивации, Исследования Т.О. Гордеевой показывают, что в классах, в которых ведущим мотивом учения становится познавательный мотив, формируется положительное отношение школьников к обучению в школе. Источниками познавательной мотивации выступает удовлетворение в процессе обучения потребности в независимости, компетентности и принятии, Стимуляция и развитие мотивации учебной деятельности зависят также от учебного материала, адекватных методов его подачи и организации обучения. Развитию мотивации учебной деятельности у школьников подросткового возраста способствует создание в процессе учебной деятельности ситуаций успеха. Эксперименты О.И. Ларионова показывали, что гуманистические стандарты обучения (создание доверительного общения, доброжелательного отношения, обоснование значимости личного вклада, умений, навыков) способствуют повышению уровня мотивации подростков, Целью данного исследования являлось изучение особенности мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте. Гипотеза исследования заключалась в следующем: существуют особенности мотивации учебной деятельности подростков, а именно: 1) ведущими мотивами учебной деятельности являются познавательные мотивы, мотивы достижения, внешние мотивы; 2) уровень учебной мотивации девушек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации юношей того же возраста; для девушек более значимыми являются эмоциональные мотивы и мотивы достижения, а для юношей — внешние мотивы. Составлена батарея психодиагностических методик, направленных на изучение мотивации учебной деятельности подростков: 1) Методика диагностики структуры учебной мотивации школьников, разработанная М.В. Матюхиной ; 2) Методика изучения отношения к учению и к учебным предметам, разработанная Г.Н. Казанцевой ; 3) Методика исследования познавательных затруднений Н.П. Фетискина ; 4) Методика изучения направленности на приобретение знаний, предложенная Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой, Исследование проводилось на базе МБОУ гимназия имени Андрея Платонова г. Воронежа. В нем принимали участие школьники восьмых классов в количестве 31 человека (14-15 лет): 16 юношей и 15 девушек. Для оценки структуры учебной мотивации подростков была предложена методика диагностики структуры учебной мотивации школьников, разработанная М.В. Матюхиной, Эта методика дает возможность понять степень выраженности определенных мотивов к обучению: — познавательные мотивы; — коммуникативные мотивы; — эмоциональные мотивы; — позиция школьника; — достижения; — внешние мотивы (поощрения, наказания). Мотив считается выраженным, если испытуемый набрал от 6 до 9 баллов. Полученные результаты можно увидеть на рис.1-2. Как видим, наиболее выраженными в структуре учебной мотивации являются познавательные мотивы (58 %), мотивы достижения (55 %) и внешние мотивы (52 %). Выраженность познавательного мотива говорит о том, что подростки мотивированы на то, чтобы приобрести новые знания, учебные навыки, имеют интерес к учебному материалу, принципам и основным идеям учебного материала. Выраженность мотива достижения означает, что подростки в процессе обучения ставят перед собой цели, включаются в их реализацию, выбирают средства для достижения поставленных целей. Значительная выраженность внешних мотивов (поощрения, наказания) свидетельствует о том, что деятельность осуществляется в силу долга либо ради приобретения определенного положения среди сверстников, а возможно, из-за давления окружающих. При этом если анализировать результаты выбора мотивов у юношей и девушек, то можно отметить, что в целом мотивация девушек выше по всем рассматриваемым видам мотивов, а выраженность мотивации к обучению у юношей составляет не более 50 % от общего числа испытуемых. Следует отметить такие мотивы, как эмоциональные и внешние, по которым у юношей выраженность мотива составляет 19 и 38 %, а у девушек 40 и 67 % соответственно. Это говорит о том, что для девушек более важно получать знания в силу долга, обязанности, по- нимания необходимости учиться, из-за давления окружающих, а также чтобы добиться похвалы. Также мотив достижения считается приоритетным для 67 % девушек и только для 44 % юношей, что свидетельствует о слабой выраженности данного значимого для подросткового возраста мотива у юношей. ЧР а^ X 2 01 > о со 01 У S ^ о 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 58 39 ■Г 29 Ж 26 55 <г 52 Рис,1. Результаты распределенияучебныхмотивов подростковвцелом по выборке, % £ £ § Ш к Л с и S о со I- о и У S с о SC 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 67 50 38 40 У9 □ Юноши □ Девушки 40 19 25 27 У У О4 J" U У J* / / / «0 J / * 67 44,«5е 67 i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы,38 & ✓ Рис,2, Результаты распределения учебных мотивов подростков в половом аспекте, % Для исследования отношения к учению и учебным предметам была использована мето-дика,разработаннаяГ.Н.Казанцевой. Методика позволяет выявить любимые и нелюбимые предметы в школе и узнать причины, по которым тот или иной предмет является любимым/нелюбимым. Также анализируются причины, по которым подросток учится в школе. Результаты исследования показали, что в качестве любимых предметов юноши чаще всего выбирают физкультуру, а девушки литературу, что говорит о том, что направленность в образовании юношей и девушек различается. Подростки при выборе любимых и нелюбимых предметов ориентируются на следующие доводы: - интересен/не интересен данный предмет; - нравится/не нравится, как преподает учитель; - предмет легко/трудно усваивается; - предмет нужен/не нужен для будущей работы. И совсем не ориентируются на такие доводы, как: - родители считают/не считают этот предмет важным; - предмет требует/не требует терпения; - товарищи интересуются/не интересуются этим предметом; - предмет способствует/не способствует развитию общей культуры; - предмет влияет/не влияет на изменение знаний об окружающем мире; - просто интересно/не интересно. Можно сделать вывод, что подросткам важна личная заинтересованность в предмете, легкость в его освоении, необходимость предмета для будущей профессии, а также отношение учителей. Общие мотивы интереса к обучению, мнение родителей и друзей не являются приоритетными для выбора любимых/нелюбимых предметов. Из анализа результатов тестирования общей мотивации к обучению было выявлено, что наиболее приоритетными мотивами являются: познавательные («хочу получать полные и глубокие знания», «для расширения умственного кругозора»), мотивы достижения («хочу быть грамотным», «хочу быть умным и эрудированным») и внешние мотивы («все учатся, и я тоже», «родители заставляют»), что подтверждает результаты исследования структуры учебной мотивации по методике В.В. Матюхиной (рис.1-2). Исследование показало, что доводы при выборе любимых/нелюбимых предметов, а также мотивы к учению не сильно различаются между юношами и девушками. Для исследования познавательных затруднений была использована методика Н.П. Фе-тискина, Методика позволяет проанализировать внешние (объективные) и индивидуальные затруднения, с которыми сталкивается подросток в учебной деятельности, а также специфику личностной направленности в преодолении затруднений. Как видно из представленных на рис.3 результатов, основными трудностями, с которыми сталкиваются подростки в учебной деятельности, являются: отсутствие свободы и самостоятельности (45 %); скучные уроки, нелюбимые предметы (29 %); отсутствие порядка и дисциплины (6 %); быстро устаю на уроке (6 %). В половом аспекте (рис.4) юноши в большей степени выделяют трудности, связанные с отсутствием свободы и самостоятельности (63 %), в то время как для девушек это не имеет преобладающего значения (27 %). Девушки выделяют такие трудности, как отсутствие порядка и дисциплины, а юноши не выбрали этот вариант. Исследование внешних и внутренних затруднений показало, что основным внешним препятствием в учебной деятельности, по мнению самих подростков, является отсутствие свободы и самостоятельности. Это подтверждает то, что для подростков важно, чтобы к нему относились как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Индивидуальные затруднения связаны в основном с непониманием нового материала, а значит, подростки, возможно, стесняются признаться в своем непонимании из-за страха быть отвергнутыми, стремятся избежать критики. В учебной деятельности подростки нуждаются в такой помощи, как: - научиться правильно организовывать свой рабочий день (58 %); - преодолеть трудности в учении (22 %); - помощь в изучении трудных предметов (13 %) (рис.5).100 -| 90 - 80 - X -О 70 - С1> > 1- 60 — п с 50 — о 40 — m 30 — т с 20 — 10 — 0 — _45_ 29 Отсутствие свободы и самостоятел ьности Быстро устаю на уроке Скучные уроки, Отсутствие порядка и нелюбимые предметы дисциплины Рис,3, Результаты исследования внешних(объективных)затрудненийподростковв учебной деятельности, % 100 -| 90 — ч» 80 — X -О S ® > 1— 70 -60 — с 50 — о m 40 — О ф ZT 30 — Ш 20 — 10 -0 — -63- 27 31 27 -13- J □ Юноши □ Девушки Отсутствиепорядка Быстро устаю на уроке и дисциплины Отсутствие свободы и Скучные уроки, самостоятельности нелюбимые предметы Рис,4, Результаты исследованиявнешних (объективн вх)затруднений подрост ков в учебной деятельности в половом аспекте, % с о 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 58 22 Хочу научиться правильно Хочу преодолеть трудности организовывать свой в учении рабочий день Нуждаюсь в помощи в изучении трудных предметов Рис,5, Результаты исследованияспецификиличностнойнаправленностивпреодолении затруднений в учебной деятельности в целом по выборке, % 6 6 7 6 Юноши больше, чем девушки, нуждаются в том, чтобы преодолеть трудности в учении. Таким образом, подавляющее большинство подростков хотели бы научиться правильно организовывать свой рабочий день, что говорит о снижении самодисциплины из-за «кризисного» периода развития подростков. Неустойчивость и широта интересов, появление новых внеклассных и внешкольных занятий могут приводить к тому, что у подростков снижается мотивация к обучению в школе. Для исследования направленности на приобретение знаний была использована методика изучения направленности на приобретение знаний, предложенная Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой, Опрос по методике направленности на приобретение знаний показал, что данная мотивация выражена менее чем у 50 % подростков. При этом у девушек она выше, чем у юношей (47 и 31 % соответственно) (рис.6). □ Юноши □ Девушки 100 X 80,с | 70 I 70 § 50 § 40 Ь Ш 30 i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы,0 Направленность на приобретение знаний Рис,6, Результаты исследования направленности на приобретение знаний в половом аспекте, % Мы провели статистический анализ результатов исследования структуры учебной мотивации юношей и девушек для подтверждения гипотезы о том, что для девушек более значимыми являются эмоциональные мотивы и мотивы достижения, а для юношей внешние мотивы с помощью статистического и-критерия Манна-Уитни, Статистическая обработка данных подтвердила достоверные различия выраженности мотивов достижения в обучении юношей и девушек. Мотивы достижения в обучении более выражены у девушек. По остальным параметрам статистически достоверных различий выраженности мотивов в обучении юношей и девушек нет. По полученным результатам исследования можно сделать следующие выводы: 1. В учебной деятельности подростков наиболее выраженными являются следующие мотивы: — познавательные мотивы; — мотивы достижения; — внешние мотивы (поощрения, наказания). При этом в целом уровень мотивации учебной деятельности у девушек выше, чем у юношей. Для девушек также значимыми являются эмоциональные мотивы в обучении.2. При выборе школьных предметов для подростков важен личный интерес к этим предметам, легкость их усвоения, симпатия к учителю и необходимость знаний для будущей работы и практически не важны такие доводы, как мнение родителей и друзей, чувст- 47 31 во долга, простое любопытство при изучении предмета. При этом направленность при выборе школьных предметов у юношей и девушек различается: юноши чаще выбирают в качестве любимого предмета физкультуру, а девушки литературу. Исследование отношения к учению и учебным предметам подтверждает тот факт, что для подростков более важными являются внутренние личностные мотивы, чем социальные.3. Основным внешним познавательным затруднением в процессе обучения испытуемые подростки отметили отсутствие свободы и самостоятельности. Это подтверждает то, что для подростков важно, чтобы к нему относились как ко взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Причем для юношей это более важно, чем для девушек. Среди индивидуальных затруднений подростки выделили непонимание нового материала. Для преодоления затруднений в обучении подростки хотели бы научиться правильно организовывать свой рабочий день.4. Степень мотивации на приобретение знаний в целом по всем испытуемым подросткам ниже среднего уровня, что говорит о том, что подростки не сильно заинтересованы в совершении действий, направленных на приобретение знаний, несмотря на более высокий показатель по познавательному мотиву в структуре мотивации.5. Статистическая обработка данных частично подтвердила гипотезу данной работы в том, что для девушек, более чем для юношей, значимыми являются мотивы достижения. Таким образом, наша гипотеза получила свое частичное подтверждение. Полученные результаты эмпирического исследования имеют практическую значимость и могут лечь в основу разработки программы психолого-педагогического сопровождения развития мотивации учебной деятельности и формирования профессиональной направленности подростков. Список литературы I. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», URL: http://fgosvo, ru/news/3/1642 (дата обращения: 08.04.2019),2, Маркова А.К., Матис Т,А., Орлов А.Б, Формирование мотивации учения,М, : Просвещение, 1990,192 с,3, Талызина Н,Ф, Формирование познавательной деятельности учащихся,М, : Знание, 1983.96 с,4, Гамезо М,В,, Матюхина М,В,, Михальчик Т.С, Возрастная и педагогическая психология,М, : Просвещение, 1984.256 с,5, Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л,М, Мотивация учения и ее воспитание у школьников,М, : Педагогика, 1983.64 с,6, Шамова Т.И,, Перминова Л,М, Мотивация как важнейший фактор управления учебным интересом // Химия в школе,1993. № 2,С.65-67,7, Рубинштейн С,Л, Основы общей психологии, СПб, : Питер, 2002,720 с,8, Гижицкий В,В, Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успеваемости старшеклассников: дис, канд, психол, наук.М,, 2016,273 с,9 Гордеева Т О Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дис, д-ра психол, наук.М,, 2013.444 с,10 Ларионов О И Развитие мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста: дис, канд психол наук Саратов, 2004 245 с II. Фетискин Н,П, Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп,М, : Изд-во Института психотерапии, 2002 490 с 12, Ильин Е,П, Мотивация и мотивы, СПб, : Питер, 2003.512 с,13 Сидоренко Е В Методы математической обработки в психологии СПб : Речь, 2003 350 с Клепач Юлия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет (ул. Ленина, 86, Воронеж, Россия, 394043). E-mail: y-klepach@mail.ru Рубцова Татьяна Викторовна, магистрант, Воронежский государственный педагогический университет (ул. Ленина, 86, Воронеж, Россия, 394043). E-mail: tanya_r03@mail.ru Материал поступил в редакцию 01.01.2019 DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-63-72 FEATURES OF MOTIVATION OF TEENAGERS’ EDUCATIONAL ACTIVITY Yu. V Klepach, T. V Rubtsova Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation The relevance of the topic is associated with the need to adapt to new educational standards, which define the necessary competencies of teachers — psychologists. One of the most important is the use in the educational process of modern methods of psychological and pedagogical interaction, which are focused on the development and formation of interest in the educational activities of students. Despite the large number of scientific papers on the motivation of educational activities, teachers are still faced with the fact that students have not formed the need for knowledge, there is no interest in learning. This problem is especially acute in teenage students. The aim of the study was to study the features of motivation of educational activities in adolescence. The hypothesis of the study was as follows: there are features of motivation of educational activity of adolescents, namely: 1) the leading motives of educational activity are: cognitive motives, achievement motives, external motives.2) the level of educational motivation of adolescent girls is higher than the level of educational motivation of boys of the same age; for girls, emotional motives and motives of achievement are more important, and for boys, external motives. In the framework of the study analyzed the structure of educational motivation of adolescents, their attitude to teaching and academic subjects, arguments in favor of the choice of favorite and unloved subjects, as well as external and individual difficulties faced by adolescents in educational activities and the specificity of personal orientation in overcoming these difficulties. The results of the analysis both in the whole sample (eighth grade students) and in the sexual aspect (boys and girls) and their interpretation are presented. The results of the empirical study are of practical importance and can form the basis for the development of a program of psychological and pedagogical support for the development of motivation of educational activities and the formation of professional orientation of adolescents. Keywords: motivation, educational activity, motives of educational activity, teenagers. References 1. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.02 «Psik-hologo-pedagogicheskoye obrazovaniye» (in Russian), URL: http://fgosvo, ru/news/3/1642 (accessed 8 April 2019),2, Markova A.K,, Matis T A., Orlov A.B, Formirovaniye motivatsii ucheniya, Moscow, Prosveshcheniye Publ,, 1990,192 p, (in Russian),3, Talyzina N,F. Formirovaniye poznavate’noy deyatel’nosti uchashchikhsya, Moscow, Znaniye Publ,, 1983.96 p, (in Russian),4, Gamezo M,V., Matyukhina M, V, Mikhal’chik T S, Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya, Moscow, Prosveshcheniye Publ,, 1984.256 p, (in Russian),5, Markova A,K,, Orlov A.B,, Fridman L,M, Motivatsiya ucheniya i eye vospitaniye u shkol’nikov, Moscow, Pedagogika Publ,, 1983.64 p, (in Russian),6, Shamova T I., Perminova L,M, Motivatsiya kak vazhneyshiy faktor upravleniya uchebnym interesom, Khimiya v shkole, 1993, no,2, pp,65-67 (in Russian),7, Rubinshteyn S,L, Osnovy obshchey psikhologii, Saint-Petersburg, Piter Publ,, 2002,720 p (in Russian) 8, Gizhitskiy V V. Vnutrenniye i vneshniye motivy uchebnoy deyatel’nosti kak faktory akademicheskoy uspevaemosti starshe- klassnikov. Dis. kand. psikhol. nauk, Moscow, 2016,273 p, (in Russian),9, Gordeyeva T.O, Motivatsiya uchebnoy deyatel’nosti shkol’nikov i studentov: struktura, mekhanizmy, usloviya razvitiya. Dis. dokt. psikhol. nauk, Moscow, 2013.444 p, (in Russian),10, Larionov O,I, Razvitiye motivatsii uchebnoy deyatel’nosti shkol’nikov podrostkovogo vozrasta. Dis. kand. psikhol. nauk, Saratov, 2004.245 p, (in Russian) 11. Fetiskin N,P. Sotsial’no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp, Moscow, Izdatel’stvo Institute of Psychiatry Publ,, 2002,490 p, (in Russian),12, Il’in E,P. Motivatsiya i motivy, Saint-Petersburg, Piter Publ,, 2003.512 p, (in Russian),13, Sidorenko E,V. Metody matematicheskoy obrabotki v psikhologii, Saint- Petersburg, Rech’ Publ, 2003 350 p (in Russian) Klepach Yu.V., Voronezh State Pedagogical University (ul. Lenina, 86, Voronezh, Russian Federation, 394043). E-mail: y-klepach@mail.ru Rubtsova T.V., Voronezh State Pedagogical University (ul. Lenina, 86, Voronezh, Russian Federation, 394043). E-mail: tanya_r03@mail.ru
Полный ответ

Читайте также:  Как Реагировать Ребенку Если Его Дразнят?

Какие мотивы учебной деятельности характерны для современных подростков?

Доминирующие мотивы учения у подростков М.А. Евсеева, ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина», г. Сыктывкар. ДОМИНИРУЮЩИЕ МОТИВЫ УЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Аннотация Статья посвящена вопросам учебной мотивации учащихся-подростков.

Обоснована проблема мотивации современных подростков. Обоснована необходимость использования учителем приемов и способов, повышающих познавательный интерес учащихся. Ключевые слова Мотивация, подростки, мотивы, приемы Проблема мотивации школьников является самой важной проблемой современного образования.

Раньше учитель выполнял функцию передатчика информации учащимся. Однако современные требования федерального государственного образовательного стандарта образования провозглашают одной из важнейших функций учителя научить школьников самостоятельно добывать знания.

Главная цель образования по ФГОС- развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Пункт 9 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования гласит, что « Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования».

Без мотивации процесс обучения проходит тяжело, происходят проблемы с дисциплиной и учебный материал усваивается не полностью или не усваивается вообще. Любой учитель осознает, что мотивация не возьмется ниоткуда, ее необходимо создавать и постоянно стимулировать. Учащиеся младшего школьного возраста любят учиться, мотивация к учению возникает у них очень быстро.

Старшеклассники уже осознают важность учебы в школе, они готовятся к завершению школьного образования. В то же время подростковый возраст, также называемый пубертатным периодом, традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным возрастом.

В этом названии таится главная его особенность- переход от детства к взрослости. К этому возрасту относятся школьники 11-16 лет. В это время протекает бурная физиологическая перестройка организма. В подростковом возрасте условия обучения учащихся терпят изменения, такие как появление новых предметов и учителей по каждому предмету, усложнение учебной программы, участие в различных школьных занятиях и т.д.

Школьная жизнь подростков кардинально меняется. Трудным данный период является еще и от того, что у подростков пропадает желание учиться, все неудачи воспринимаются школьниками очень резко и категорично. Причин спада мотивации у подростков может быть множество.

Большую роль играет роль предмета и учителя, возможно ребенку не нравится предмет или у него плохие взаимоотношения с преподавателем, а это весьма весомая причина снижения мотивации. В подростковом возрасте случается гормональная перестройка организма, из-за чего они не понимают, что важно, а что нет, плохо сформировано чувство будущего.

Кроме того, мотивация школьника может быть ослаблена из-за определенных черт характера, например застенчивости. Проблемой мотивации занимались многие педагоги, такие как: Белкин А.С., Маркова А.К., Леонтьев А.Н., Талызина Н.Ф., Щукина Г.И.; а также психологами, такими как Божович Л.И., Леонтьев В.Г., Кулагина И.Ю., Эльконин Д.Б.

Существует множество подходов к классификации мотивов учения, однако более полно виды мотивов выделены у доктора психологических наук, А.К. Марковой. Учебные мотивы, согласно исследованиям А.К. Марковой, делятся на 2 большие группы: 1) Познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; 2) Социальные мотивы.

Эти мотивы связаны с социальными воздействиями ученика с другими людьми. Познавательные мотивы разделяются на: 1) Широкие познавательные мотивы (состоят в ориентации школьников на овладение новыми знаниями). Широкие познавательные мотивы подразделяются по уровням, которые определяются глубиной интереса к знаниям.2) Учебные познавательные мотивы (определяют ориентацию учащихся на усвоение способов добычи знаний: интерес к самостоятельному приобретению знаний, к методам научного познания, к организации своей учебной деятельности и т.д.) 3) Мотивы самообразования (направленность школьников на самостоятельное совершенствование путей добычи знаний) Этими уровнями познавательных мотивов может обеспечиваться наличие у школьников «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика быть успешным, в процессе постоянного соревнования с самим собой, в желании достигать более высоких результатов.

Социальные мотивы по А.К. Марковой делятся на: 1) Широкие социальные мотивы (состоят в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, Родине). К широким социальным мотивам можно отнести желание подготовиться к выбранной профессии.2) Узкие социальные (позиционные) мотивы (состоят в стремлении занять определенное место в отношениях с окружающими, завоевать одобрение и авторитет.

К особенностям подростка, вызывающим негативную мотивацию А.К. Маркова относит: поверхностные и избирательные интересы, незрелость в оценивании самого себя, непонимание связей учебных предметов с жизнью, неустойчивость и быстрая смена интересов. К особенностям подростка, способствующим развитию мотивации учения относятся: потребность во взрослости (нежелание считать себя ребенком), активность подростка, желание быть самостоятельным и осознавать себя личностью, увеличение количества интересов и др.

  • Интересно, что мотивы положительного отношения к учению осознаются школьниками лучше, чем мотивы отрицательного отношения.
  • По мнению А.К.
  • Марковой, у подростков интенсивнее всего развиваются познавательные мотивы.
  • Широкие познавательные интересы в подростковом возрасте, по данным исследования А.К.
  • Марковой, характерны примерно для четвертой части учащихся.
Читайте также:  Как Говорить О Мотивации На Собеседовании?

Большинство подростков считают, что мотив овладения ими новыми знаниями являются у них ведущим. Не секрет, что для подростков типичен познавательный интерес, выходящий за рамки школьной программы. Из социальных мотивов больше развиваются широкие, нежели узкие.

  • Учащимся 7 класса была предложена анкета с целью выяснения их доминирующих учебных мотивов.
  • Было установлено следующее: 71% опрошенных учится с целью подготовки к будущей профессии.
  • Также, они обучаются для того, чтобы получать хорошие оценки, больше знать и уметь.53% анкетированных отметили, что не могут учиться лучше из-за шума на уроках и плохой дисциплины (в данном классе проблемы с поведением многих учеников).71% школьникам нравится, что когда они получают хорошую отметку, они радуют этим родителей; 65% отметили, что когда они получают хорошую отметку, им нравится, что они хорошо знают материал.

Половина участников анкетирования любит, когда их хвалят за хорошие отметки. Почти половина опрошенных считает целью своей жизни получение образования.65% учащихся побуждают учиться лучше мысли о будущем, а также ответственность.76% школьников работают на уроке лучше, если им интересна изучаемая тема.

По мнению 71% от понимания изучаемого материала зависит успех на уроке. Большинство учащихся отметили, что если материал урока им понятен, то они будут активными на уроке. Если учебный материал им не понятен, то половина учащихся будет разбираться с этим, просматривать пройденный материал и вспоминать объяснения учителя.

Если школьники допускают ошибку, они будут выполнять задание повторно, будут продолжать думать над заданием, так ответили 59% опрошенных. Когда учащиеся не могут выполнить задание, они продолжают думать и рассуждать или обращаются к учебнику.53% школьников не любят выполнять сложные и большие по объему задания.

Результаты анкетирования показали, что у современных подростков преобладают социальные мотивы. Широкие социальные мотивы более характерны для учащихся, чем узкие социальные. Школьники осознают необходимость обучения в школе для своей будущей жизни и им важно одобрение родителей. Широкие познавательные мотивы характерны примерно для четверти учащихся, как и в исследовании А.К.

Марковой. Наше исследование показало, что у испытуемых в меньшей степени проявился познавательный интерес, так как у большинства ребят интерес к результату обучения. Учащиеся мотивированы использованием полученных знаний в перспективе, а не самим овладением этими знаниями.

  1. Наши результаты не совпадают с результатами, полученными А.К.
  2. Марковой в советское время.
  3. Можно сделать вывод о том, что ведущие учебные мотивы подростков изменились.
  4. Для активизации познавательного интереса учителю важно соблюдать демократический стиль общения, а также учитывать личностные предпочтения и качества учащихся (аккуратность, ответственность, самостоятельность и др.).

Заинтересовать учащихся можно уже на этапе постановки целей урока, используя метод проблемной ситуации, а также при формулировке цели, связав ее с интересами школьников и опираясь на их жизненный опыт. При формировании познавательных мотивов учения важную роль играет содержание учебного материала.

  1. Учитель должен понимать, что содержание каждого урока, каждой темы должно учитывать характер потребностей учащихся; быть доступным, но и достаточно сложным; должно нести новую информацию, опираясь на уже пройденный материал.
  2. В подростковом возрасте очень важна коллективная деятельность и учителю необходимо использовать групповые методы работы на уроке (создание ситуаций взаимопомощи, сотрудничества).

Немало важно также поддерживать хорошие отношения с учащимися, создавать ситуации успеха, поощрять и подбадривать школьников, ведь подростки зачастую бывают ранимы. Итак, мотивация учения в школе без преувеличения может быть названа главной движущей силой образовательного процесса.

  1. В подростковом возрасте мотивация учения страдает особенно сильно.
  2. Только правильное сочетание методов повышения познавательных мотивов повлияет на уровень положительной мотивации подростков.
  3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.
  4. Ермизина Ю.А.
  5. Пути развития познавательного интереса у подростков // Молодой ученый. — 2016.

— №9. — С.1107-1113. URL https://moluch.ru/archive/113/29369/ (дата обращения: 28.01.2018).2. Калугина А.А. Приемы формирования познавательной мотивации школьников.- 2017.- Районный семинар учителей начальных классов образовательных учреждений Павлово-Посадского муниципального района на базе МОУ Евсеевской средней общеобразовательной школы 07 апреля 2017 г.3.
Полный ответ

Как повысить мотивацию учащихся?

Встраивайте новый материал в уже имеющуюся систему знаний по вашему предмету и другим дисциплинам — так вы покажите их взаимосвязь и важность отдельного элемента в цельной парадигме. Акцентируйте внимание на актуальности и новизне учебного материала. Делайте акцент на раскрытии практической и научной значимости знания.
Полный ответ

Что такое мотивация школьников?

Учебная мотивация 25.09.2021 Сегодня все чаще учителя начальных классов отмечают, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Такое негативное отношение к учебе волнует не только педагогов, но и родителей.

Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у детей должно быть желание учиться. Но как же привить такое желание? В первую очередь, у ребенка должны быть сформированы учебные мотивы. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

Учебная мотивация это – одно из новообразований психического развития школьников в процессе осуществления учащимися активной учебной деятельности. Если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом, то в этом случае можно говорить о разных видах познавательных мотивов.

Соответственно принято различать две большие группы мотивов: 1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; 2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми. Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания и является важнейшим аспектом современного обучения.

Нежелание детей учиться — одна из основных проблем современной школы. У одних детей мотивация исчезает, не успев появиться, у других — по разным причинам утрачивается со временем. Таких проблем можно избежать еще до поступления ребенка в школу. Для этого нужно постараться не совершать некоторых ошибок: § родители не отдают ребенка в детский сад.

Когда ребенок не находится в контакте со сверстниками, это может привести к некоторым трудностям произвольного поведения: ребенку трудно играть с другими, соблюдать правила, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе; § ребенок рано идет в школу. Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к.

у него не сформирована рука, а это может привести к тяжелой школьной адаптации (школьник быстро устает и не справляется). Вряд ли такой ребенок захочет потом ходить в школу; § родитель считает, что ребенок готов к обучению в школе, потому что он много знает для своего возраста (научился читать, считать и т.д.).

Но психологическая готовность еще не сформирована: уровень развития произвольного поведения недостаточен, ребенку трудно подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Такие неправильные действия родителей могут привести к отсутствию мотивации к обучению у ребенка, а впоследствии, и к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности школьника.

Сформировать мотивацию к обучению значит не просто заложить в голову ребенка готовую цель, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться. Для начала, нужно выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.

  1. Родители часто говорят детям о том, что «не будешь учиться — станешь дворником».
  2. Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению.
  3. Ребенка интересует ближайшая перспектива.
  4. Но ему трудно, и он не справляется.
  5. Если младший школьник испытывает трудности в определенной учебной области, это может мешать осваивать предмет, а, следовательно, ребенок теряет интерес, мотивация снижается.

Например, у ученика имеются трудности работы с текстом – значит для полного понимания ребенком такого вида работы читайте с ним тексты, учите выделять главную мысль в нем, пусть ребенок представит себя автором и сам озаглавит текст или рассказ, перескажет его и т.п.

Бывает, что ребенок не может сесть за уроки вовремя — приучайте к самоконтролю (составьте расписание, соблюдайте распорядок дня), такое планирование времени поможет избежать переутомления от выполнения домашних заданий, поможет становлению самостоятельности и самоорганизации. Важно не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам, следует создавать для него зону ближайшего развития.

Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, где хотя бы часть задачи ребенок делает сам. Если в процессе решения школьник все же ошибается, не стоит злиться на него и ругать, лучше скажите: «Ты старался, молодец.

Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Чтобы вовремя эти трудности заметить, показать способы их преодоления, очень важно интересоваться успехами ребенка в школе, не оставлять без внимания плохие оценки (если ребенок регулярно стал приносить из школы плохие отметки по предмету), постоянно поддерживать контакт с учителем, посещать родительские собрания.

К ошибкам воспитательного характера можно отнести неблагополучную обстановку в семье: ребенок, привыкший к эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и оценок — у него просто не хватает на это энергии.

  • Поэтому, здоровая семейная атмосфера — залог нормального психического состояния ребенка.
  • Мотивация успеха (а, следовательно, и высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где родители оказывают помощь при повышении требований, относятся к ним с теплотой, любовью и пониманием.
  • В случаях жесткого контроля, надзора или, наоборот, безразличия у детей может преобладать мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

Активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!». Такое негативное представление о школе может вызвать у будущих первоклассников только отрицательные переживания.

  1. Не стоит и «рисовать» школьную жизнь (и будущие успехи ребенка) в радужных тонах.
  2. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.
  3. Важно сформировать позитивное отношение у ребенка к обучению, постоянно отмечая, что школа это новая дорога, новый путь, что ребенок стал совсем взрослым, в школе он научится новому, узнает много интересного, обретёт новых друзей.

Интерес к учебной деятельности зависит и от самовосприятия ребенка. Школьнику с низкой самооценкой, с чувством неуверенности и неуважения к себе как к личности очень трудно добиться успехов в школе. Важно поощрять ребенка за хорошую учебу, например, совместными походами (в кино, в цирк, на каток и т.д.).

  1. Такое времяпровождение еще и помогает решить не менее важную задачу: интересное общение ребенка с родителем, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.
  2. Существует еще один вариант поощрения школьников за успехи в учебе — это материальное поощрение (деньги за хорошие отметки).
  3. В некоторых странах такое поведение родителей получило большое распространение.

Поощрять ли школьные успехи таким способом каждый родитель решает для себя сам. Только следует знать, что денежные подкрепления часто приводят к добыванию ребенком хорошей отметки любыми способами. Родителям очень важно не ожидать от ребенка большего, чем он может сделать и постоянно поощрять за хорошие оценки.

  1. Ребенка нужно подбадривать и тогда, когда он получает низкую оценку, не понимает задания.
  2. Ему необходима уверенность в поддержке близких независимо от его возможностей и успехов.
  3. Чтобы укрепить желание младшего школьника овладевать знаниями и сформировать устойчивый интерес к учёбе, следует личным примером стимулировать ребенка к познавательной активности (рассказывать об интересных историях из своей школьной жизни, показывать сохранившиеся фотографии, грамоты, аттестаты и дипломы, интересоваться и сравнивать учебный материал прошлых и настоящих лет, покупать и читать новую литературу и т.д.), обсуждать жизненные планы и мечты, определяя их связь с результатом учебной деятельности школьника.

В присутствии ребенка взрослым важно с уважением говорить о школе, учителях и одноклассниках. Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика.

  • И этот процесс достаточно длительный.
  • Большинство родителей ошибочно считают, что замотивировать школьника на учебу могут только педагоги.
  • Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе.
  • Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей.

Составитель : Кононова Нина Сергеевна, педагог-психолог Алтайского краевого центра ППМС-помощи Источники: Вергелес, Г.И. Особенности мотивация учения современных младших школьников / Г.И. Вергелес, Т.С. Дакшанина // Герценовские чтение. Начальное образование.

  1. 2016.Т. — 7. — №2.
  2. Гордеева, Т.О.
  3. Внутренняя и внешняя учебной мотивации академически успешных школьников / Т.О.
  4. Гордеева, Е.А.
  5. Шепелева // Вест. Моск. ун-та. — Сер.14.
  6. Психология. — 2011. — №3.
  7. Крылова, Д.А.
  8. Учебная мотивация младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №23.
  9. Маркова А.К.
  10. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.

Пособие для учителя. — М., Просвещение, 1983. —96 с. Читать подробнее: Учебная мотивация
Полный ответ

Как повысить мотивацию у учащихся?

Встраивайте новый материал в уже имеющуюся систему знаний по вашему предмету и другим дисциплинам — так вы покажите их взаимосвязь и важность отдельного элемента в цельной парадигме. Акцентируйте внимание на актуальности и новизне учебного материала. Делайте акцент на раскрытии практической и научной значимости знания.
Полный ответ