В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу? Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах.
Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи. К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.
К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает? У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи.
- Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог.
- Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме.
- Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника.
- Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.
Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью? Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку.
- Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.
- Мелкая моторика тесно связана с речью.
- Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор.
- Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам.
Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко. Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша.
Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис.
Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д. Какие еще упражнения полезны? Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха.
Задача — научить ребенка дуть, правильно выдыхать. Хорошо подходят для этого вертушки из фольги, которые нужно заставить крутиться, подув на них, мыльные пузыри, бульканье через соломинку в стакане с водой. Для того чтобы ребенок учился не «проглатывать» звуки, не торопиться, произносить слово полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши.
Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить. Например, в два годика: ма-ма, па-па и т.д. В три года слова из трех слогов: со-ба-ка, кон-фе-та.
Ну и конечно нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком. Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом активный, слова, которые ребенок произносит. Если ребенок в 5 лет не выговаривает букву Р, что делать? Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» Р и Л обычно встают к 4-5 годам.
Начинать постановку звука Р нужно с рычания, когда тренируется просто один звук Р-Р-Р-Р-Р. Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, РА, РУ. Потом обратный слог АР, УР. Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это непростая совместная работа с ребенком.
- Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.
- Некоторые мамы боятся отдавать ребенка в логопедический садик, думая, что он начнет подражать другим детям и не научится говорить правильно.
- Это не так, при речевых проблемах, очень хорошо, когда есть возможность заниматься в логопедической группе.
Во первых, в этих группах меньше детей, больше внимания логопеда каждому ребенку, намного больше занятий на правленых на развитие речи. Во вторых группы в логопедических садиках стараются подбирать по проблемам, чтобы дети с похожими проблемами были в одной группе.
- И потом, в обычном садике сейчас не бывает, чтобы все дети говорили правильно, все равно ребенок будет повторять за другими детьми, но будет намного меньше возможностей это исправить.
- Почему ребенок заикается, и как это исправить? Одна из основных причин заикания – логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников.
Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и как следствие, начинает заикаться. В этом случае, нужно обязательно следить за тем, что бы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить, или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия.
- Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже занятия с логопедом.
- Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся, и проходят без последствий.
- Если у маленького ребенка короткая уздечка языка, могут ли из-за этого возникнуть проблемы с речью? Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше.
Чем раньше, тем легче эта процедура переносится. Часто на прием попадают дети 4-5 лет, с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно. И все равно приходиться подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее, приходится накладывать шов.
Правда ли, что дети, растущие в двуязычных семьях, начинают говорить позже? Дети очень восприимчивы к речи, и в семье, где родители равноценно разговаривают на двух языках, ребенок легко схватывает оба языка. Нет оснований говорить о серьезных задержках речи, связанных именно с тем, что мама и папа говорят с ребенком на разных языках.
Если имеет место явная задержка речи, нужно искать настоящую причину, обращаться к неврологу, к логопеду.
Полный ответ
Когда ребенок начинает говорить?
Когда здоровый ребенок начинает говорить — Согласно общепринятым нормативам речевого развития детей, первые голосовые сообщения ребенок подает уже сразу после рождения. Плач – своего рода послание взрослым, в котором говорится о той или иной потребности малыша, дискомфорте или боли.
- Взрослея и развиваясь, малыш к 4-6 месяцам начинает лепетать, пробует издавать новые звуки, сочетать их между собой, повторять наиболее часто слышимые слоги, менять интонацию голоса.
- Мальчики развиваются в несколько ином темпе, немного медленнее девочек.
- Они могут начать говорить чуть позже, чем девочки того же возрата.
Это не должно вызывать опасений. К 12 месяцам ребенок уже может соотносить предметы с определенными звуками, активно пробует вступить в диалог со взрослым на своем языке, который пока не понятен окружающим. Так тренируются речедвигательные функции, произношение.
1-1,5 г. – ребенок старается произносить несложные слова, чаще повторяя их за взрослым.1,5-2 г. – в арсенале малыша накапливается до 50 слов, которые имеют четкое отношение к тому или иному предмету, человеку, животному. Появляются первые попытки составления словосочетаний.2-3 г. – словарный запас постоянно пополняется, ребенок строит сложные предложения, понимает инструкцию из нескольких действий.
Эти границы относительны. Ребенок имеет право начать разговаривать как раньше, так и позже срока. В последнем случае главное — не паниковать, не злиться на ребенка, не заставлять его говорить, а проявить терпение и направить все свои силы на занятия по мотивации речи.
Полный ответ
Как правильно говорить с ребенком?
Как помочь ребенку, чтобы он начал говорить? — Важно понять одно простое правило: речь порождает речь. Иными словами, чтобы ребенок начал говорить первое слово, а затем и последующие, с ним нужно разговаривать. Все млекопитающие на земле учатся через подражание, с речью то же самое: ребенок пытается повторить то, что делают родители.
- Так дети и начинают говорить слова.
- Поэтому чем больше речи от окружающих взрослых будет слышать малыш, тем быстрее и лучше он начнет говорить.
- Разговаривать с малышом нужно задолго до того, когда ребенок должен начать говорить.
- Делать это нужно адресно, т.е.
- Обращаться именно к нему.
- Даже трехмесячному ребенку нужно рассказывать о том, что мама делает, что его окружает.
Слова и звуки накапливаются, появляется их понимание, а уже затем они воспроизводятся. Всегда реагируйте на любые звуки и лепет малыша, которые он произносит, подражайте им: таким образом ребенку становится понятно, что его слушают, с ним находятся в коммуникации.
Ведь почему дети начинают говорить? Потому что понимают: слова — новый уровень коммуникации, гораздо более удобный, чем плач и жесты. Говорите с ребенком медленно, четко, не укорачивайте и не упрощайте слова. Окрашивайте свою речь эмоциями, дополняйте ее жестами — так ребенку будет легче сначала понять, а затем уже повторить услышанное.
Всегда помните: в каком возрасте ребенок начинает говорить, в немалой степени зависит от его родителей. Постарайтесь отказаться (или максимально сократить) время, проводимое перед телевизором или с гаджетами: речь, звучащая в мультфильмах или передачах, не воспринимается маленькими мальчиками и девочками так, как нам хотелось бы.
Для незрелой нервной системы такое большое количество стимулов, которое дети получают с экранов, слишком велико: внимание не концентрируется на словах, а рассредотачивается между яркой картинкой и громкими звуками. Читайте детские книжки с ребенком. Причем важен не сам текст; важно рассматривать с малышом иллюстрации, комментировать их, пояснять сюжет понятным и доступным языком без сложных предложений.
Такие занятия приближают момент, когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа», а затем и другие слова. Расширяйте круг общения. Не секрет, что когда ребенок ходит в детский сад, он быстрее начинает говорить. Это связано с тем, что рядом с ним не только мама, которая уже по взгляду понимает, что нужно ребенку, но и другие — дети и воспитатели.
Полный ответ
Какая речь должна быть у ребёнка в возрасте 3 лет?
в каком возрасте ребенок должен говорить четко ( выговаривать все буквы)? Здравствуй Ольга! Отвечаю на твой вопрос. В возрасте 3-х лет у ребёнка должна быть уже нелепетная, внятная речь. А к пяти годам ребёнок должен выговаривать все буквы чётко и проговаривать слова.
С уважением, тоже Ольга. в школе Как говорят невропатологи — в 2 года годика в 3 По моему опыту воспитания 10 человечков-девочки могут говорить фразами уже в один год,мальчики-в два года.Пересказать стихотворение ребёнок способен в три года,осознанно составить рассказ или пересказ текста в пять лет.Если есть замены звуков-то к логопеду.Есть обычно пробемы со звуками » р » и «л»,а также с шипящими.Хорошо если у ребёнка есть возможность прослушивать сказки и песенки в исполнении хороших актёров,потому что а семье или в детском коллективе могут быть отклонения от правильного произношения.Хочу особо ПОДЧЕРКНУТЬ,что ребёнок говорит ЗВУКИ,а буквы-мы пишем! все зависит от ребенка, от его характера.у моей сестры двое детей: мальчик и девочка.абсолютно разные Никита начал говорить чуть ли не в год, а вот Дарёна долго не начинала говорить, зато потом начала выдавать сразу фразы В три года должен хорошо говорить.
хорошо бы к пяти годам выговаривал р, шипящие появляются раньше — между 2 и 4 годами. Но раньше четырех идти к логопеду смешно. Вспомните свое детство, а не помните, так спросите у мамы. Если в семье у всех хорошая дикция, то звуки появяться сами в положенное время, а если нет, тогда поможет логопед и занятия дома.
Алфавит сынуля знал уже к году. В1,5 короткие предложения выдавал, к 2 — стишки и маленькие сказки рассказывал, НО все это индивидуально! Проблем с непроизношением, либо неправильным произношением у нас, к счастью, не было. А сроки Вашего малыша зависят от его характера и общего развитие. Виднее всего врачу, который постоянно наблюдает вашего ребеночка.
Читать подробнее: в каком возрасте ребенок должен говорить четко ( выговаривать все буквы)?
Полный ответ
Сколько слов должен знать ребенок в год?
Когда начинают говорить дети — существуют ли нормы развития речи? — Каждый ребенок развивается в собственном темпе, и его речь в том числе. Существовавшие некогда «нормы», что в год ребенок должен знать 10—50—100 слов, а в два — 800–1000, на сегодняшний день признаны некорректными и редко используются в практике.
Так что четких стандартов, в каком возрасте дети начинают говорить слова и как быстро должен пополняться их словарный запас, просто не существует. Есть ориентиры, которыми можно пользоваться, оценивая уровень развития малыша. Однако стоит понимать, что это всего лишь ориентиры, и оценивать развитие нужно в целом.
Если дети позже начинают говорить, это вовсе не означает, что с ними что-то не так.
Возраст | Импрессивная речь (понимание речи) | Экспрессивная речь |
---|---|---|
6 месяцев |
|
|
9 месяцев |
|
|
12 месяцев |
выполняет простые просьбы |
|
15 месяцев |
машет рукой на прощание |
говорит как минимум 3 простых слова |
18 месяцев |
|
говорит как минимум 3–6 простых слов |
2 года |
|
|
3 года |
|
|
Еще раз повторим: не существует норм, во сколько лет дети начинают говорить отдельные слова, фразы и предложения. Все очень индивидуально, а приведенные выше сроки — лишь приблизительные ориентиры.
Полный ответ