Синдром дефицита внимания Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка. Первые симптомы начинают беспокоить с трех лет: малыш не может усидеть на месте и всячески пытается привлечь к себе внимание нарочитым непослушанием.
Многие родители не считают необходимостью бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается серьезными проблемами у школьника: неумением концентрировать внимание, неуспеваемостью, частой критикой со стороны учителей и друзей, социальной изоляцией, нервными срывами.
Гиперактивность является дисфункцией центральной нервной системы. Если ее не лечить в детстве, расстройство может сильно повлиять на качество жизни взрослого человека. Потому и провести комплексную корректирующую терапию, если подозреваете у ребенка СДВГ.
Полный ответ
Как проявляется нехватка внимания?
Attention deficit hyperactivity disorder, аббр. ADHD) — психическое, поведенческое расстройство, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
Полный ответ
Как лечить дефицит внимания у детей?
СДВГ и лечение | Энциклопедия раннего детского развития Меган Миллер, магистр, Стивен П. Хиншо, PhD Университет Калифорнии, Беркли, США февраль 2012 r. (Английский язык). Перевод: Ноябрь 2015 Введение Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это широко распространенное расстройство неврологического развития, наносящее вред здоровью.
Оно возникает в детстве и имеет тенденцию сохраняться на протяжении всей жизни. СДВГ имеет в высокой степени наследственный характер, поражает приблизительно 5-8% молодых людей и встречается чаще у лиц мужского пола. Согласно описанию, данному в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств – издание четвертое (The Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders – Fourth Edition), 1 СДВГ представляет собой набор симптомов, которые выходят за пределы возрастных норм, наносят значительный вред здоровью и проявляются в различных ситуациях.
Данные симптомы распределяются на две категории: (а) невнимательность/неорганизованность и (б) гиперактивность/импульсивность. Считается, что лица, которые обнаруживают значительно выраженные симптомы невнимательности/неорганизованности, относятся к подтипу с преобладанием дефицита внимания; те, у кого определяются значительно выраженные симптомы гиперактивности/импульсивности, относятся к подтипу с преобладанием гиперактивности/импульсивности.
Самая распространенная клиническая форма проявления СДВГ – это смешанный тип, при котором личность обладает значительно выраженными симптомами из обоих классов. Текущие научно-обоснованные формы коррекционного вмешательства для СДВГ включают применение психотропных препаратов и проведение бихевиоральной терапии.2,3,4,5 Предмет Крайне важно определить наиболее эффективные стратегии коррекции для СДВГ.
Критически необходимо установить, какие компоненты научно-обоснованного лечения являются самыми эффективными (включая стратегии оценки для установления этого), определить, каким образом оптимально комбинировать стратегии лечения, установить лучшие методы, направленные на обобщение и поддержание достигнутых результатов лечения, а также определить факторы, способствующие достижению идеальных результатов лечения.
- Проблематика Годы исследований коррективных вмешательств определили и усовершенствовали методы научно-обоснованного лечения СДВГ, включая мероприятия по коррекции поведения и медикаментозное лечение.
- Тем не менее, подобные способы лечения хоть и основаны на экспериментальных данных, не излечивают расстройство и не ведут к значительным улучшениям состояния всех пациентов.
В дополнение к этому, эффект от использующихся в настоящий момент программ научно-обоснованного лечения, как правило, недолговечен, а результаты их применения имеют тенденцию не обобщаться на другие ситуации. Научный контекст Обширные исследования факторов риска, коррелятов, долгосрочных результатов, относящихся к СДВГ, и лежащих в его основе процессов, до сих пор не в полном объеме внедряются в коррекционные программы, направленные на конкретные механизмы.
- Тем не менее, ряд отчетов о строго контролируемых отдельных случаях и исследований с применением двойного слепого метода подтверждают жизнеспособность бихевиоральной терапии и программ медикаментозного лечения СДВГ.
- Ключевые вопросы Ключевой вопрос исследований касается оценки эффективности коррекционных мероприятий СДВГ, состоящих из бихевиоральной терапии, медикаментозного лечения, а также смешанного лечения, включающего в себя коррекцию поведения и назначение препаратов.
Другие важные исследовательские вопросы охватывают выявление факторов, объясняющих, как и насколько хорошо работает лечение, и для какой конкретно группы лиц оно является эффективным.6 Данные факторы могут включать пол, тип СДВГ, уровень развития, сопутствующие заболевания, родительские факторы, дозировку лекарственных препаратов, когнитивные изменения и особенности дисциплины, присущие определенной семье.6,7,8,9,10 Результаты последних исследований Текущие научно-обоснованные методы лечения СДВГ включают медикаментозную терапию и поведенческое вмешательство.
- Медикаментозные методы лечения СДВГ обычно состоят из применения психостимуляторов, хотя зачастую одновременно с ними прописывают и другие типы препаратов с целью лечения сопутствующих расстройств.
- Психостимуляторы, используемые с целью лечения симптомов СДВГ, включают метилфенидат, декстроамфетамин и смешанные соли амфетамина – данные препараты улучшают передачу допамина.
Атомоксетин, являясь ингибитором обратного захвата норэпинефрина, также доказал свою эффективность. И дофамин, и норэпинефрин являются нейромедиаторами (переносчиками информации в мозге), которые участвуют во многих мозговых процессах. Тогда как доказано, что эти лекарства уменьшают проявления симптомов СДВГ и корректируют функциональные нарушения в различных условиях, 4 эффект от их применения обычно сохраняется только в течение активного действия препарата в организме и мозге.
- Как следствие, и с целью стимулировать активную выработку определенных навыков, обычно также рекомендуются немедикаментозные методы лечения.
- Бихевиоральная терапия является единственным научно-обоснованным мероприятием для коррекции СДВГ помимо введения препаратов.
- Бихевиоральная терапия обычно включает в себя проведение мероприятий с родителями, педагогами и самим ребенком.2,11 Специфические компоненты бихевиоральных коррекционных мероприятий при СДВГ включают в себя прямое ситуационное воздействие (contingency management) и клиническую бихевиоральную терапию.
Прямое ситуационное воздействие состоит в том, что педагоги или консультанты непосредственно поощряют нужные навыки и используют эффект последствий, проявляющихся при возникновении проблем. Более распространенные процедуры клинической бихевиоральной терапии включают (1) обучение родителей по ряду тем, включающих управление поведением (например, позитивное внимание родителей, поощрение подобающего поведения, негативные последствия плохого поведения) и (2) обучение педагогов по темам, таким как использование подсказок и поощрений в классе.
Как показывают результаты наиболее релевантных исследований, вероятность нормализации симптомов наиболее высока при сочетании медикаментозного лечения и коррекции поведения, особенно в отношении показателей функционирования.12,13,14 Хотя эффективность методов коррекции СДВГ уже установлена в научных исследованиях, экспериментов на основе двойного слепого метода, направленных на выявление конкретных индивидуальных факторов лечения, пока проведено очень немного.
Ключевые факторы, выявленные в Исследовании мультимодального лечения детей с СДВГ (Multimodal Treatment of children with ADHD Study, MTA), включают в себя: наличие сопутствующего тревожного расстройства, социальная поддержка семей, этническая/расовая принадлежность, тяжесть СДВГ, симптоматика депрессии у родителей, коэффициент умственного развития детей, посещаемость, использование медикаментов среди населения и негативная/неэффективная родительская дисциплина.6 Наконец, можно считать жизнеспособными специальные формы ситуационного воздействия, усовершенствованные с упором на когнитивную сферу (например, родительские тренинги по развитию социальных навыков), а также тренинг когнитивных функций, направленный на восполнение нейрофизиологических дефицитов, обычно ассоциированных с СДВГ (например, нарушения управляющих функций, включающие проблемы планирования, поддержания организованности, торможения неадекватных реакций, постановки и достижения целей), однако данные на настоящий момент ограничены.
Критически важный вопрос, касающийся существующих на данный момент научно-обоснованных мероприятий по коррекции СДВГ – включая ряд комбинированных методов лечения с применением медикаментов и поведенческих вмешательств – заключается в том, что улучшения, достигнутые в ходе лечения, зачастую не только недолговременны, но и не обобщаются на поведение в иных условиях.3 Неисследованные области Крупная проблема, связанная с текущими научно-обоснованными методиками лечения СДВГ, касается генерализации результатов.16 А именно, лица с СДВГ обнаруживают тенденцию не переносить улучшения, достигнутые в ходе лечения, в другие сферы жизни.
Таким образом, будущие усилия по разработке лечения должны быть сосредоточены на определении компонентов коррекционных мероприятий, стимулирующих долговременное поддержание результатов лечения в различных ситуациях. Еще один вопрос исследований включает разработку методов коррекции функциональных нарушений, часто сопровождающих СДВГ (например, социальные сложности, академические трудности, дефицит организационных навыков).
Успешное проведение коррекционных мероприятий в этих областях может иметь стойкий долговременный эффект и способствовать достижению ускользающей цели поддержания достигнутых в ходе лечения результатов. Наконец, существует серьезный пробел в публикациях по ранним профилактическим мероприятиям. Подобные мероприятия в случае успеха могли бы изменить траекторию СДВГ с самого начала, предотвращая тем самым проблемы в будущем.
Хотя данный подход используется в изучении других связанных с развитием мозга расстройств (например, расстройства аутического спектра), подобная методология довольно редко применялась в процессе изучения СДВГ.17 Проблема «ложных тревог» в диагностике является одной из ключевых: сколько детей дошкольного возраста, находящихся в группе риска возникновения СДВГ, на самом деле будут страдать от данного расстройства? Выводы СДВГ – распространенное расстройство, связанное с неврологическим развитием, которое наносит ущерб здоровью и требует интенсивного коррекционного вмешательства.
- Значительная часть исследований посвящены выявлению научно-обоснованных корректирующих мероприятий.
- Существующие на данный момент варианты научно-обоснованных подходов включают коррекцию поведения и медикаментозное лечение (по большей части при помощи психостимуляторов); существуют данные о том, что наиболее эффективное снижение интенсивности симптомов происходит, когда комбинируются медикаментозное лечение и поведенческая коррекция.
Хотя данные варианты лечения и подходят для снижения остроты основной симптоматики (например, невнимательность/неорганизованность, гиперактивность/импульсивность), они не показывают действенных улучшений в восполнении основного дефицита, связанного с СДВГ, а их результаты скорее кратковременны и ситуативны.
Важным шагом станет стимулирование прикладных исследований, в рамках которых на основе знания биологических и контекстуальных факторов риска разрабатываются более совершенные стратегии лечения. Важные области будущих исследований включают: выявление конкретных факторов, влияющих на исход лечения; разработку коррекционных мероприятий, результаты которых имеют долгосрочный характер, а выработанные в процессе навыки хорошо генерализуются; определение способов лечения функциональных расстройств, обычно присутствующих у лиц с СДВГ; выяснение потенциальной пользы профилактических мер.
Рекомендации для родителей, служб и административной политики Профессиональные организации (например, Американская ассоциация детской и подростковой психиатрии и Американская академия педиатрии) 18,19 опубликовали нормативы по оценке и лечению СДВГ, но подобные профессиональные руководства не находят должного применения; кроме того, четко не оговорено, будут ли расходы на внедрение подобных стандартов возмещаться всегда или хотя бы регулярно.
Семьям необходимо понимать, что им нужны соответствующие специалисты в сфере здравоохранения, которые продемонстрировали свою квалификацию в лечении СДВГ и распространенных сопутствующих заболеваний и нарушений; директивные органы должны обеспечить адекватные стандарты оценки и лечения. Более того, частота постановки диагноза и направлений на лечение СДВГ заметно варьирует на территории США 20 и по всему миру.21 С этой вариацией могу быть связаны все факторы, имеющие отношение к директивной политике, такие как профессиональные тексты и экзамены, влияющие на дальнейшую карьеру, обучение профессионалов, выплата страховок и реклама лечения (в особенности, реклама медикаментов).
В целом, осведомленность о СДВГ, сокращение уровня социального отторжения с учетом его идентификации и адекватного лечения, научно-обоснованная социальная политика, обеспечивающая бюджет для оказания социальных услуг с учетом результатов исследований, и соответствующие средства оценки результатов, достигнутых в ходе лечения, – всё это важнейшие цели в контексте обеспечения молодежи и семей оптимальными услугами,
American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders,4th ed., text rev. Washington, DC: Author; 2000. Hinshaw, S.P., Klein, R.G., & Abikoff, H. Childhood attention-deficit hyperactivity disorder: Nonpharmacologic treatments and their combination with medication. In: Nathan, P.E. & Gorman, J.M. eds. A guide to treatments that work, 3rd ed. New York: Oxford University Press; 2007:3-27. Miller, M. & Hinshaw, S.P. Treatment for children and adolescents with ADHD. In Kendall, P.C. ed. Child and Adolescent Therapy, 4th Edition: Cognitive-Behavioral Procedures. New York: Guilford Press; 2011:61-91. Paykina, N., & Greenhill, L.L. (2007). Pharmacological treatments for attention-deficit/ hyperactivity disorder. In Nathan.P.E. & Gorman, J.M. eds. A guide to treatments that work, 3rd ed. New York: Oxford University Press; 2007:29-70. Evans, S.W., & Hoza, B. (Eds.) Treating attention deficit hyperactivity disorder: Assessment and intervention in developmental context, Kingston, NJ: Civic Research Institute; 2011. Hinshaw, S.P. Moderators and mediators of treatment outcome for youth with ADHD: Understanding for whom and how interventions work. Journal of Pediatric Psychology,2007;32(6):664-675. Jensen, P.S., Hinshaw, S.P., Kraemer, H.C., Lenora, N., Abikoff, H.B., Conners, C.K. et al. ADHD comorbidity findings from the MTA study: Comparing comorbid subgroups. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry,2001;40(2):147–158. MTA Cooperative Group. Moderators and mediators of treatment response for children with ADHD: The MTA Study. Archives of General Psychiatry,1999a;56(12):1088-1096. Owens, E.B., Hinshaw, S.P., Kraemer, H.C., Arnold, L.E., Abikoff, H.B., Cantwell, D.P. et al. Which treatment for whom for ADHD? Moderators of treatment response in the MTA. Journal of Consulting and Clinical Psychology,2003;71(3):540-552. Kazdin, A.E., & Weisz, J.R. Identifying and developing empirically supported child and adolescent treatments. Journal of Consulting and Clinical Psychology,1998;66(1):19–36. Pelham, W.E., & Fabiano, G.A. Evidence-based psychosocial treatments for attention-deficit/ hyperactivity disorder. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology,2008;37(1):184-214. Conners C.K., Epstein J.N., March, J.S., Angold, A., Wells, K.C., Klaric, J. et al. Multimodal treatment of ADHD in the MTA: An alternative outcome analysis. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry,2001;40(2):159–167. Swanson, J.M., Kraemer, H.C., Hinshaw, S.P., Arnold, L.E., Conners, C.K., Abikoff, H.B. et al. Clinical relevance of the primary findings of the MTA: Success rates based on severity of ADHD and ODD symptoms at the end of treatment. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry,2001;40(2):168–179. MTA Cooperative Group. A 14-month randomized clinical trial of treatment strategies for attention-deficit/hyperactivity disorder. Archives of General Psychiatry,1999b;56(12):1073-1086. Hinshaw, S.P., Owens, E.B., Wells, K.C., Kraemer, H.C., Abikoff, H.B., Arnold, L.E., et al. Family processes and treatment outcome in the MTA: Negative/ineffective parenting practices in relation to multimodal treatment. Journal of Abnormal Child Psychology,2000;28:555-568. Abikoff, H. ADHD psychosocial treatments: Generalization reconsidered. Journal of Attention Disorders,2009;13(3):207-210. Sonuga-Barke, E.J.S. & Halperin, J.M. Developmental phenotypes and causal pathways in attention deficit/hyperactivity disorder: Potential targets for early intervention? Journal of Child Psychology and Psychiatry,2010;51(4):368-389. American Association of Child and Adolescent Psychiatry. Practice parameter for the assessment and treatment of children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry,2007;46(7):894-921. American Academy of Pediatrics. ADHD: Clinical practice guidelines for the diagnosis, evaluation, and treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder in children and adolescents. Pediatrics,2011;128(5):1007-1022. Fulton, B.D., Scheffler, R.M., Hinshaw, S.P., Levine, P., Stone, S., Brown, T.T., et al. National variation of ADHD diagnostic prevalence and medication use: Health care providers and educational policies. Psychiatric Services,2009;60(8):1075-1083. Hinshaw, S.P., Scheffler, R.M., Fulton, B.D., Aase, H., Banaschewski, T., Cheng, W., et al. International variation in treatment procedures for ADHD: Social contexts and recent trends. Psychiatric Services,2011;62(5):459-464.
Читать подробнее: СДВГ и лечение | Энциклопедия раннего детского развития
Полный ответ
В каком возрасте проявляется синдром дефицита внимания?
Симптомы и признаки СДВГ — Заболевание часто начинается до 4 лет и неизменно до 12 лет. Пиковый возраст постановки диагноза – 8–10 лет, однако у пациентов с преимущественно невнимательным типом синдром может быть диагностирован только в подростковом возрасте. Основные симптомы и признаки СДВГ:
Невнимательность Импульсивность Гиперактивность
Невнимательность, как правило, проявляется, когда ребенок выполняет задачи, требующие бдительности, быстрой реакции, визуального восприятия и устойчивой концентрации внимания, а также длительного и целенаправленного восприятия вербальной информации.
- Импульсивность относится к поспешным действиям с отрицательным потенциалом (например, у детей, которые перебегают улицу, не глядя, у подростков и взрослых, которые внезапно бросили школу или работу, не задумываясь о последствиях).
- Гиперактивность включает в себя излишнюю двигательную активность.
- Дети, особенно младшего возраста, могут иметь проблемы с усидчивостью в ситуациях, когда это ожидаемо (например, в школе или в церкви).
Пожилые пациенты могут быть просто суетливыми, беспокойными, или разговорчивыми — иногда до такой степени, что другие чувствуют себя изнуренными, глядя на них. Органическая природа нарушения препятствует развитию мышления, учебных навыков, умения рассуждать и излагать последовательно свои мысли, мотивации к школе и адаптации к социальным требованиям.
Дети с преимущественно невнимательным СДВГ, как правило, воспринимают практическое обучение и испытывают трудности в ситуациях пассивного обучения, которые требуют непрерывной работы и завершения задачи. В целом около 20–60% детей с СДВГ имеют расстройства обучения, но у большинства детей с СДВГ некоторые школьные проблемы возникают из-за невнимательности (в результате пропуска деталей) и импульсивности (как результат ответа на вопрос без обдумывыания).
Для детей с СДВГ характерны следующие психологические особенности: низкое качество социальных навыков и взаимоотношений со сверстниками, нарушения сна, беспокойство, дисфория, депрессия и перепады настроения. Хотя специфического физического обследования или лабораторных исследований, связанных с СДВГ нет, признаки могут включать:
Несогласованность движений или неуклюжесть нелокализованные, невыраженные неврологические симптомы; Перцептивно-двигательные дисфункции
Клинические критерии базируются на руководстве DSM-5
Диагноз СДВГ является клиническим и базируется на всестороннем медицинском, экспериментальном, образовательном и психологическом оценивании (см. Практическое клиническое руководство по диагностике, оценке и лечению синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей и подростков Американской академии педиатрии ).
Часто проявляться в течение ≥ 6 месяцев Более выражены, чем ожидалось с учетом уровня развития ребенка Возникновение минимум в 2 ситуациях (например, дома и в школе) Присутствовать в возрасте до 12 лет (по крайней мере, некоторые симптомы) Мешать функционированию дома, в школе или на работе
Симптомы невнимательности:
Не обращает внимание на детали или делает небрежные ошибки в школьных работах или при другой деятельности Испытывает трудности концентрации внимания на уроках в школе или в течение игры Складывается впечатление, что ребенок не слушает, когда к нему непосредственно обращаются Не следует инструкциям или конечным задачам Имеет трудность в организации задач и мероприятий Избегает, не любит или не хочет заниматься активностью, которая требует постоянных умственных усилий в течение долгого периода времени Часто теряет вещи, необходимые для школьных уроков или деятельности Легко отвлекаем Забывчив в повседневной деятельности
Симптомы гиперактивности и импульсивности:
Часто двигает руками или ногами или ерзает Часто оставляет свое место в классе или в другой ситуации Часто бегает взад-вперед или чрезмерно поднимается вверх, когда такая активность нецелесообразна Не способен играть спокойно Часто при ходьбе действует, как будто управляется вдигателем Часто говорит чрезмерно Часто выпаливает ответы, прежде чем вопросы будут завершены Часто испытывает трудности с ожиданием своей очереди Часто прерывает или вмешивается к другим
Диагностика преимущественно невнимательного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков невнимательности. Диагностика гиперактивного/импульсивного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков гиперактивности и импульсивности. Диагностика комбинированного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков каждого из типов – невнимательности и гиперактивности/импульсивности.
Дифференциация между СДВГ и другими состояниями может быть трудной. Необходимо избегать гипердиагностики, и остальные условия должны быть точно определены. Многие признаки СДВГ выражены в дошкольном возрасте и могут также указывать на проблемы с общением, которые могут возникнуть при других нарушениях неврологического развития (например, расстройства аутического спектра Расстройства аутистического спектра Расстройства аутистического спектра – психическое расстройство детского возраста, характеризующееся нарушением социального взаимодействия и общения, повторяющимися и стереотипными моделями поведения.
Прочитайте дополнительные сведения ) или при некоторых расстройствах обучения Обзор нарушений способности к обучению (Overview of Learning Disorders) Нарушение обучаемости является предпосылкой, обуславливающей разницу между потенциальным и актуальным уровнями академической успеваемости, прогнозированной персональными интеллектуальными способностями.
Прочитайте дополнительные сведения, тревоге Обзор тревожных расстройств у детей и подростков (Overview of Anxiety Disorders in Children and Adolescents) Тревожные расстройства характеризуются страхом, беспокойством или ужасом, который значительно ухудшает способность нормально функционировать и является несоразмерным обстоятельствам.
Тревога. Прочитайте дополнительные сведения, депрессии Депрессивные расстройства у детей и подростков Депрессивные расстройства характеризуются унынием или раздражительностью, которые являются в достаточной степени серьезными или стойкими, чтобы мешать жизнедеятельности или вызывать значительные.
- Прочитайте дополнительные сведения или поведенческих расстройствах Обзор поведенческих нарушений у Overview of Behavioral Problems in Childrenдетей () Многое в поведении дети или подростки заимствуют у родителей или других взрослых.
- Поведение или его особенности становятся клинически значимы, если они часто повторяются или постоянны и неадекватны.
Прочитайте дополнительные сведения (например, кондуктивном расстройстве Расстройства поведения Расстройства поведения (РП) являются постоянным или систематическим поведением, которое нарушает права других лиц или основные свойственные данному возрасту социальные нормы и правила.
Диагноз. Прочитайте дополнительные сведения ). Клиницисты должны оценить, отвлекается ли ребенок на внешние факторы (например, на воздействие окружающей среды) или внутренние (т.е. мысли, тревоги, заботы). В более позднем детстве признаки СДВГ становятся более выраженными; дети с гиперактивно-импульсивным типом или комбинированным типом часто демонстрируют длительные непроизвольные движение нижних конечностей, двигательное возбуждение (например, бесцельные движения, суетливость рук), импульсивное общение и кажущуюся дезориентированность в окружающем мире.
У детей с преимущественно невнимательным типом физические симптомы могут отсутствовать. Медицинская оценка сосредоточена на выявлении потенциально излечимых заболеваний, которые могут способствовать или усугублять симптомы и признаки. Оценка должна включать в себя поиск анамнеза пренатального воздействия (например, наркотики, алкоголь, табак), перинатальных осложнений или инфекций, инфекций центральной нервной системы, черепно-мозговой травмы, заболеваний сердца, нарушений дыхания во время сна, плохого аппетита и/или разборчивости в еде, и наличие СДВГ в семейном анамнезе.
Оценка развития фокусируется на выявлении начала и течения симптомов и признаков. Оценка включает в себя проверку этапов развития, в частности, речевых, и использование специфичных для СДВГ оценочных шкал (например, Оценочная шкала по Вандербильту, Всесторонняя поведенческая оценочная шкала по Коннеру, СДВГ-оценочная шкала V ).
Версии таких шкал доступны как для семьи, так и для персонала школы, что позволяет проводить оценку в различных ситуациях, как того требуют критерии Диагностико-статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5). Обратите внимание, что для постановки диагноза применение только одних шкал является недостаточным.
- Оценка образования направлена на фиксацию основных симптомов и признаков, она может включать изучение образовательных документов и использование оценочных психологических шкал или контрольных тестов.
- Тем не менее, рейтинговые шкалы и тесты сами по себе часто не могут отличить СДВГ от других расстройств развития или поведенческих расстройств.
Традиционные классы и учебная деятельность часто усугубляют симптомы и признаки у детей, не получающих лечения или с недостаточно корригированным состоянием СДВГ. Специальное фармакологическое и педагогическое воздействие может быть постоянным. Плохое принятие сверстниками и одиночество увеличиваются с возрастом и связаны с очевидным нарастанием симптомов.
Если СДВГ вовремя не диагностировать и не провести адекватное лечение, то у многих подростков и взрослых с СДВГ впоследствии может развиться токсикомания и алкоголизм вследствие самолечения лекарственными препаратами (например, кофеином) и запрещенными наркотическими средствами (например, кокаином, амфетаминами).
Хотя симптомы и признаки гиперактивности, как правило, с возрастом уменьшаются, у подростков и взрослых могут быть выражены остаточные трудности. Предикторы неблагоприятных исходов у подростков и взрослых включают:
Низкий уровень интеллекта Агрессивность Социальные и межличностные проблемы родительскую психопатологию
Проблемы в подростковом и взрослом возрасте проявляются преимущественно в виде неуспеваемости, низкой самооценки, трудностей в обучении соответствующему социальному поведению. Подростки и взрослые, которые имеют преимущественно импульсивный СДВГ, могут иметь повышенную частоту расстройств личности и социального поведения, многие продолжают проявлять импульсивность, беспокойство и бедные социальные навыки.
Поведенческая терапия Медикаментозная терапия, как правило, с использованием стимуляторов, таких как метилфенидат или декстроамфетамин (препаратами быстрого и пролонгированного действия)
Рандомизированные контролируемые исследования продемонстрировали, что у детей школьного возраста поведенческая терапия является менее эффективной, чем терапия стимулирующими препаратами, а детям дошкольного возраста лучше рекомендовать поведенческую или комбинированную терапию.
- Хотя коррекция базовых нейрофизиологических различий у пациентов с СДВГ при лекарственной терапии не происходит, препараты эффективны для облегчения симптомов СДВГ и позволяют пациентам участвовать в деятельности, ранее недоступной им из-за плохого внимания и импульсивности.
- Препараты часто прерывают цикл неадекватного поведения, повышая поведенческую и учебную активность, мотивацию и самооценку.
Лечение СДВГ у взрослых реализуют подобным образом, но выбор препарата и дозировки определяется на индивидуальной основе, в зависимости от наличия других заболеваний. Наиболее широко используют стимулирующие препараты, которые включают метилфенидат или соли амфетамина.
- Ответ сильно варьируется, и доза зависит от тяжести нарушения и ответа организма ребенка на введение препарата.
- Дозировка регулируется по частоте и количеству до тех пор, пока не будет достигнут оптимальный баланс между реакцией и побочными эффектами.
- Прием метилфенидата обычно начинают с 0,3 мг/кг перорально 1 раз в день (в форме с немедленным высвобождением) и увеличивают частоту приема еженедельно, как правило, до 2–3 раз в день или каждые 4 часа в часы бодрствования; многие врачи стараются предписывать прием препарата утром и днем.
Если ответ на терапию является неадекватным, но препарат хорошо переносится пациентом, доза может быть увеличена. У большинства детей оптимальный баланс между выгодами и побочными эффектами достигается при дозах 0,3–0,6 мг/кг. Правовращающий изомер метилфенидата является активным фрагментом и назначается в половиной дозе.
Прием декстроамфетамина обычно начинают (часто в комбинации с рацемическим амфетамином) с дозы 0,15–0,2 мг/кг перорально 1 раз в день, которую затем увеличивают до 2–3 раз в день или каждые 4 часа в часы бодрствования. Индивидуальные дозы в диапазоне 0,15–0,4 мг/кг, как правило, эффективны. Титрование дозы должно помочь соблюсти баланс между эффективностью и побочными эффектами; размеры фактических доз значительно варьируют среди отдельных пациентов, но, как правило, более высокие дозы увеличивают вероятность нежелательных побочных эффектов.
В целом декстроамфетамин применяют в дозах, составляющих две трети от доз метилфенидата. Когда оптимальная дозировка для метилфенидата или декстроамфетамина будет достигнута, переходят на применение эквивалентных доз того же препарата в формах с замедленным высвобождением, чтобы избежать необходимости введения препарата в школе.
Препараты пролонгированного действия включают таблетки с восковой матрицей с замедленным высвобождением, двухфазные капсулы, содержащие эквивалент 2 доз, таблетки с осмотическим высвобождением и трансдермальные пластыри, которые обеспечивают действие до 12 часов. Сейчас оба препарата, короткого и длинного, действия, применяются в жидкой форме.
Чистые декстро препараты (например, дексамфетамин) часто используются, чтобы минимизировать побочные эффекты, такие, как тревога; дозы, как правило, вдвое меньше, чем при применении смешанных препаратов. Пролекарства также иногда используются из-за их более плавного высвобождения, более длительного срока действия, меньшего количества побочных эффектов, и более низкой вероятности злоупотребления.
- Способность к обучению все чаще повышается при приеме низких доз, но улучшение в поведении часто требует применения более высоких доз.
- Дозирование стимуляторов может быть скорректировано, чтобы охватить определенные дни и время (например, во время школьных занятий, во время домашнего задания).
- Отдых от лекарств может проводиться по выходным, по праздникам или во время летних каникул.
Периоды плацебо (5–10 учебных дней для обеспечения надежности наблюдений) рекомендуются для того, чтобы установить, нужны ли по-прежнему медицинские препараты. Распространенные побочные эффекты стимуляторов включают:
Нарушения сна (например, бессонница) Головную боль Боль в желудке Подавление аппетита Повышение частоты сердечных сокращений и уровня кровяного давления
Исследования показали в течение 2 лет на фоне приема стимулирующих препаратов, замедляется рост, и по-видимому, замедление сохраняется во взрослом возрасте при продолжающемся длительном употреблении стимулирующих препаратов. Также используется атомоксетин – селективный ингибитор обратного захвата норепинефрина,
Препарат эффективен, но данные разнородные, принимая во внимание его действенность в сравнении со стимулирующими препаратами. У некоторых детей присутствуют тошнота, седативный эффект, раздражительность, приступы гнева, реже у них возникает токсичное поражение печени и суицидальные мысли. Типичная начальная доза составляет 0,5 мг/кг перорально 1 раз в день, ее титруют еженедельно от 1,2 до 1,4 мг/кг 1 раз в день.
Длительный период полувыведения позволяет дозирование 1 раз в день, но требует постоянного использования препарата для поддержания его эффективности. Максимальная рекомендованная суточная доза составляет 100 мг. При неэффективности стимуляторов или неприемлемости их побочных эффектов иногда используют антидепрессанты класса селективных ингибиторов обратного захвата норадреналина, такие как бупропион и венлафаксин, α-2 агонисты, такие как клонидин и гуанфацин, и другие психотропные препараты, однако они менее эффективны и не рекомендуются в качестве препаратов первой линии.
Иногда эти препараты используют в комбинации со стимуляторами для достижения синергетического эффекта; важен тщательный мониторинг вредного воздействия препарата. Нежелательные лекарственные взаимодействия являются проблемой при лечении СДВГ. Препараты, которые ингибируют метаболический фермент CYP2D6, в том числе некоторые селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), которые иногда используются у пациентов с СДВГ, могут усиливать действие препаратов-стимуляторов.
Анализ потенциальных взаимодействий лекарственных средств (как правило, с использованием компьютерной программы) является важной частью фармакологического лечения пациентов с СДВГ. Психологическое консультирование, включая когнитивно-поведенческую терапию (например, целеполагание, самоконтроль, моделирование, ролевые игры), часто является эффективным и помогает социализации детей с СДВГ, а также как с ним справиться.
Структура и процедуры имеют большое значение. Поведение в классе часто нормализуется при контроле окружающего шума и визуальной стимуляции, при соответствующей длительности задания, новизне, занятиях с репетитором и близости учителя. Если у вас возникли сложности на дому, следует искать дополнительную профессиональную помощь и обучаться поведенческим методам управления.
Добавление фишек стимулов и вознаграждений усиливает поведенческое управление и часто является эффективным. Детям с СДВГ, у которых гиперактивность и плохой контроль импульсов преобладают, часто можно помочь дома при установлении структуры, соответствующей методам воспитания детей, и четких ограничений.
СДВГ проявляется невнимательностью, гиперактивностью/импульсивностью или их сочетанием; обычно проявляется в возрасте до 12 лет, в том числе у дошкольников. Причина неизвестна, но определены многочисленные предполагаемые факторы риска. При диагностике используются клинические критерии, но следует проявлять настороженность в отношении других расстройств, которые могут первоначально проявляться таким же образом (например, расстройства аутистического спектра, определенные расстройства, поведения и обучения, тревожное расстройство, депрессии). Проявления как правило, с возрастом уменьшаются, но у подростков и взрослых могут сохраняться некоторые проблемы. Лечение обычно включает стимулирующие препараты и когнитивно-поведенческую терапию; у детей дошкольного возраста применяется только поведенческая терапия.
Ниже следуют англоязычные ресурсы, которые могут быть информативными. Обратите внимание, что The manual не несет ответственности за содержание этих ресурсов.
Американская ассоциация лиц с нарушениями обучаемости ( Learning Disabilities Association of America ) (LDA): организация, предоставляющая образовательные, поддерживающие и учебно-просветительные ресурсы для людей с нарушениями обучаемости
Откуда берётся дефицит внимания?
Причины развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности — Развитие СДВГ скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся: генетическая предрасположенность; патологическое влияние. Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного.
- Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т.е.
- Заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки).
- Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка приводят заботливых родителей к лечебному заведению, где выясняется, что предрасположенность к заболеванию у малыша связана именно с генами.
После обследования родителей часто становится понятным, откуда возник этот синдром у ребёнка, так как в 50% случаев это именно так. На сегодня известно, что учёные работают над выделением генов, которые и отвечают за эту предрасположенность. Среди этих генов важная роль уделяется участкам ДНК, которые осуществляют контроль регулирования уровня дофамина.
- Дофамин же является основным веществом, отвечающим за правильность работы ЦНС.
- Нарушение регулирования дофамина по причине генетической предрасположенности приводит к заболеванию синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
- Патологическое влияние занимает немалое значение в ответе на вопрос о причинах проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Патологическими факторами могут послужить: отрицательное влияние наркотических веществ; влияние табачных и алкогольных изделий; преждевременные или затяжные роды; угрозы прерывания. Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом.
Полный ответ
Чем опасен синдром дефицита внимания?
Чем опасен СДВГ? — Нарушение внимания и гиперактивность у детей приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых.
Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления.
В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок с дефицитом внимания также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам.
Полный ответ
Как лечат дефицит внимания?
При дефиците внимания используются когнитивные тренировки. Иглорефлексотерапия (ИРТ) традиционно используется для восстановления регуляции работы многих органов, в том числе, головного мозга. Транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС) – это воздействие на головной мозг через стимуляцию рецепторов языка.
Полный ответ
Как вести себя с ребенком с синдромом дефицита внимания?
Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется двумя компонентами:
- · Невнимательность:
- o С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр
- o Часто допускает ошибки из-за небрежности
- o Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь
- o Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца
- o Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания
- o Избегает задания, требующие длительной концентрации
- o Часто теряет свои вещи
- o Легко отвлекается на посторонние стимулы
- o Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях
- · Гиперактивность:
- o Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках
- o Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте
o Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.
- o Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге
- o Часто находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор»
- o Часто бывает болтливым
- o Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца
- o Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях
- o Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места
- o Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.
- РЕКОМЕНДАЦИИ:
Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка в данном случае – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может.
- Рекомендации родителям:
- o проявляйте достаточно твердости и последовательно сти в воспитании;
- o избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
- o повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- o выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
- o для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- o не допускайте ссор в присутствии ребенка.
- o установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;
- o чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить за дание, не отвлекаясь;
- o снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
- o оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
- o избегайте, по возможности, больших скоплений людей;
- o во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером.
- o Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть.
o П ридумайте гибкую систему вознаграждений за хоро шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, за вести дневник самоконтроля. o Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка.
- o Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком.
- o Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.
- Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удер живаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Читать подробнее: Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Полный ответ
Можно ли вылечить синдром дефицита внимания?
СДВГ излечим. Важно научить ребенка самодисциплине и соблюдению правил, это позволит быстрее адаптироваться в жизни и стать лидером в коллективе. Только комплексный подход к лечения СДВГ может помочь навсегда избавиться от последствий.
Полный ответ
Чем отличается СДВГ от аутизма?
СДВГ и аутизм (РАС) — У этих двух расстройств много похожих симптомов, но важно помнить, что они разные., но СДВГ — это физиологическое расстройство, а аутизм — это вариации неврологических расстройств. В зависимости от диагноза СДВГ, аутизм или и то и другое, вы получите разные рекомендации по лечению. Ниже перечислены симптомы для каждого из расстройств, а также схожие,
Полный ответ
Какой врач лечит синдром дефицита внимания?
СДВГ — невоспитанность или болезнь? Где поведение, а где уже диагноз? — Часто на прием к психологу приходят родители с жалобами на невнимательность ребенка, неусидчивость, повышенную подвижность, невозможность контролировать свое поведение, неуспеваемость в школе, подозревая у него диагноз «СДВГ» (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Всегда ли эти жалобы обоснованы? По медицинским классификаторам заболеваний (МКБ-10), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это неврологически-поведенческое расстройство развития, которое начинается в детском возрасте и проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Симптомы невнимательности:
- ребенок не удерживает внимание на деталях, делает много ошибок;
- плохо удерживает внимание при выполнении школьных и других задач;
- не слушает, когда к нему обращаются;
- не может следовать инструкциям и доводить дело до конца;
- не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение задач;
- избегает задач, которые требуют длительного умственного напряжения;
- часто теряет вещи;
- легко отвлекается;
- забывчивый.
Симптомы гиперактивности:
- ребенок постоянно крутится;
- не может сидеть на месте, когда это необходимо;
- ему характерна чрезмерная и бесцельная двигательная деятельность;
- не может тихо, спокойно играть;
- постоянно находится в движении;
- болтливый.
Симптомы импульсивности:
- ребенок отвечает на вопросы не задумываясь;
- не может дождаться своей очереди;
- мешает другим людям, перебивает их.
!!! Для постановки диагноза СДВГ необходимо наличие не менее 6 из вышеперечисленных симптомов невнимательности, 3 симптомов гиперактивности и 1 симптома импульсивности. Диагноз может установить исключительно врач-психиатр !!! Критериями к постановке диагноза являются:
- продолжительность: симптомы наблюдаются не менее 6 месяцев в такой выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка;
- ранний возраст появления проявлений, до 7 лет;
- постоянство: распространяются на все сферы жизни — нарушение адаптации наблюдается в двух и более сферах деятельности ребенка;
- выраженность нарушений: существенные проблемы в обучении, социальных контактах, другой деятельности при нормальном интеллектуальном уровне.
Для постановки диагноза СДВГ необходимо исключить другие психические расстройства!!! Формы СДВГ:
- С преимущественным дефицитом внимания. Это дети с повышенным уровнем тревожности, чувствительны, мечтательны с хорошо развитым воображением, памятью, преимущественно с высоким уровнем интеллекта, быстро устают, что и приводит к развитию дефицита внимания.
- С преимущественной гиперактивностью. Это дети с повышенной возбудимостью нервной системы, которым трудно контролировать свои эмоции и поведение.
- Комбинированная. Это непоседы, дети, которые не могут долго сидеть на стуле, часто встают и бегают, их внимание привлекается на короткий промежуток времени, иногда могут проявлять агрессию.
Ухудшение течения заболевания совпадает с началом систематического обучения в школе. Школьная неуспеваемость имеет место у 92% детей с СДВГ. Наблюдается у 6-19% школьников, у мальчиков в 4-5 раз чаще. В подростковом возрасте данные симптомы сохраняются у 50-80% детей с СДВГ.
- Гиперактивность у подростков значительно уменьшается или исчезает, однако остается импульсивность, сохраняется нарушение внимания.
- Такие дети будут иметь серьезные пробелы в школьных знаниях, конфликтные отношения со сверстниками, напряженные отношения с учителями, что, в свою очередь, формирует школьную дезадаптацию, а иногда может привести и к совершению противоправных действий.
У 30-70% это расстройство переходит во взрослый вариант и имеет высокий риск развития асоциальной психопатии, алкоголизма и наркомании. Целесообразна комплексная реабилитация таких детей, которая состоит из:
- медикаментозной терапии;
- психологической и педагогической поведенческой коррекции;
- лечебной и оздоровительной физкультуры;
- дыхательных тренировок;
- Биологической обратной связи (БОС-терапия, Biofeedback).
Немного остановимся на последних двух. — Дыхательные тренеровки – это лечебное средство, которое улучшает здоровье школьников, в частности психовегетативную регуляцию, повышает физическую работоспособность и физиологические резервы организма. В последнее время особенно востребованы аппаратные методики гипокситерапии, которые помогают быстро и правильно усвоить и применять дыхательные техники. Подобные тренировки улучшают кратковременную память, произвольное внимание, благоприятно влияют на самочувствие, активность, настроение, повышают успешность, увеличивая пластичность и резервные возможности ЦНС, компенсируя проблемы школьной дезадаптации. Среди таких гипоксикаторов, например, есть лечебно-диагностические аппараты «ReОxy», «Карбоник» (Читать подробнее о методах >>> ), — Биологическая обратная связь (БОС-терапия, Biofeedback) является одним из новых методов, который активно используют во многих клиниках за рубежом при работе с такими детьми. БОС-терапия была признана наиболее эффективным методом лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей Американской Академией Педиатрии в 2012 году. БОС-терапия наглядно демонстрирует нам, как можно использовать наше сознание для непосредственного контроля над собственным организмом и выработки необходимых навыков. БОС терапия (Biofeedback) – практически единственная !!! медицинская технология, где пациент является активным участником своего лечения. По сути это и лечение и тренинг по выработке новых навыков в одной процедуре. Метод основанный на развитии у пациента (ребенка) навыков самоконтроля и саморегуляции различных функций организма для улучшения общего состояния. Во время занятия пациенту предлагается с помощью соответствующей тренировки произвольно контролировать те функции организма, на которые нужно повлиять. Сами коррекционные занятия проходят перед компьютером (что сегодняшним детям достаточно привычно, комфортно и интересно) под контролем датчиков и врача — медицинского психолога. (Читать подробнее о методике БОС терапия (Biofeedback) >>> ), Метод позволяет за короткий срок (10-15-20 сеансов) уверенно овладеть навыками нервно-мышечного расслабления, оптимизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем путем выработки диафрагмального типа дыхания, научиться самостоятельно преодолевать и подавлять болезненные проявления, восстановить высокую работоспособность, хорошее самочувствия и настроение, спокойствие и уверенность в собственных силах.
БОС-терапия поможет ребенку быстрее научиться контролировать собственные эмоции, сознательно контролировать и переключать внимание, усваивать новую информацию, адекватно реагировать на стрессы или повышенные психические нагрузки, и таким образом справляться с СДВГ. Эти методики вам могут предложить в МЦ « Ваш ВРАЧ»,
Наша врач-медицинский психолог составит и проведет индивидуальный лечебно-корректирующий комплекс. Ждем вас ежедневно по адресу ➡ Осокорки, ул.Е. Чавдар, 2, Запись на консультацию по тел. ➡ 0443333703, Психолог. Медицинский психолог – Киев, Позняки, Осокорки, Харьковский, улица Чавдар, Дарницкий район.
Полный ответ
Как правильно общаться с детьми с СДВГ?
Чек-лист: как общаться с ребенком с СДВГ Психолог БФ «Гольфстрим, специалист по работе с особенными подростками Анна Калашникова Гиперактивность — одна из самых частых дисфункций поведения, которая оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Невнимательность, импульсивность и гиперактивность у детей не только ухудшают их социальный статус, но и формируют высокий риск развития асоциального поведения в подростковом возрасте и у взрослых.
В широком смысле гиперактивность обозначает круг разнообразных проблем поведения — непослушание, частые ночные пробуждения, многословное и навязчивое или зависимое поведение и так далее. СДВГ – синдром дефицита внимания, гиперактивность. По разным данным она встречается у 21% детей. СДВГ оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
Невнимательность, импульсивность, гиперактивность ухудшают социальный статус ребенка. Формируют высокий риск асоциального поведения в будущем. Из-за враждебного отношения окружающих, непринятия одноклассниками, родителями, учителями, собственной семьей часто оказывается в изоляции.
Ведет себя расторможенно, нагловато, импульсивно, забывает сказанное, как будто не слышит, нарушает социальные нормы, с ним сложно, от него быстро устают взрослые! Это ребенок хаос! Двигательное беспокойство. Не может усидеть на месте и минуты.
Важно! Говорить, что ребенок гиперактивный может только специалист. В обычной жизни вместо диагноза лучше говорить, что ребенок непоседливый, подвижный. Так будет корректно по отношению к ребенку и его родителям Откуда берется СДВГ:
Биологические причины: генетические (в семье есть патология гена)Психосоциальные: неудовлетворённость базовых потребностей ребенка, педагогическая запущенность.
Ни дома ни в школе такие дети не приняты, не поняты. Во взрослом возрасте агрессивное поведение ведет к дальнейшему затруднению в контактах и социальной изоляции. Мы редко встречаем взрослых с СДВГ т.к. они уже вытеснены из общества. Психолог БФ «Гольфстрим» и специалист по работе с подростками с ОВЗ Анна Калашникова составила краткий чек-лист, который облегчит общение с гиперактивным ребенком.
Вы педагог, воспитатель, родственник такого ребенка? Используйте наши советы. Полную версию вебинара «Общение с детьми с СДВГ» можно посмотреть по, Чек-лист «Как общаться с ребенком с СДВГ» Ребенок не соблюдает правила, нарушает границы дозволенного Нужно: Установить границы дозволенного, проговорить что можно, что нельзя.
Часто напоминать о правилах, проговаривать эти правила. Ребенок забывает, что ему было сказано минуту назад. Нужно: Дети с СДВГ забывчивы, им нужно слышать одно и тоже более одного раза. Повторяйте несколько раз, напоминайте о встрече, о том, что нужно сделать.
Ребенок вас не слышит Поддерживайте визуальный контакт. Не говорите что-то из другой комнаты, на ходу. Присядьте на его уровень, смотрите в глаза, когда говорите. Ребенок перевозбуждается, не может усидеть на месте и минуты Постарайтесь не допускать перевозбуждения, меняйте вид деятельности. Шутите, вносите новизну в привычные занятия, можно даже подурачиться, чтобы переключить его внимание.
Ребенок не понимает смысл сказанного Упрощайте – чем меньше слов, тем больше шансов, что он вас поймет. Спрашивайте, как он вас понял. Хвалите, одобряйте, поощряйте, лелейте! Это важно каждому ребенку и взрослому! Читать подробнее: Чек-лист: как общаться с ребенком с СДВГ
Полный ответ
Что такое СДВГ простыми словами?
СДВГ у взрослых: что это, симптомы, диагностика, лечение — By: | Tags: Диагностика СДВГ, Лечение СДВГ, Причины СДВГ, СДВГ, Синдром дефицита внимания и гиперактивности | Comments: 0 | 21 июля, 2021 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это состояние, которое влияет на концентрацию, память и поведение.
Когда-то считалось, что дети с этим заболеванием перерастают это состояние, но сейчас признано, что у многих патология остается на всю жизнь. По статистике, данное расстройство поражает примерно одного из 20 взрослых, в основном мужчин. Диагностируется болезнь обычно в детстве, но некоторые люди не имеют диагноза.
Трудоспособным людям гораздо сложнее преодолеть расстройство, так как управление повседневными делами затрудняется, особенно задачами, которые требуют организации, планирования и сосредоточенности. Помимо прочего, многие начинают пить, курить и употреблять психотропные вещества.
Полный ответ
Что происходит с мозгом при СДВГ?
Мозг пациентов с СДВГ обладает рядом анатомических особенностей Объём мозга людей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) несколько меньше, чем объём мозга людей без этого диагноза. К такому выводу пришли исследователи, опубликовавшие результаты своей работы в издании The Lancet Psychiatry,
- Различия были обнаружены в ходе изучения МРТ головного мозга.
- СДВГ — это нарушение нервно-психического развития, встречающееся, в среднем, у каждого 20-го ребёнка или подростка.
- Приблизительно у 2/3 пациентов симптомы сохраняются и во взрослом возрасте.
- Работая над проектом, исследователи пересмотрели данные многочисленных предыдущих работ, посвящённых изучению СДВГ.
Всего в выборку вошли 1713 пациентов с СДВГ и 1529 без него. Возраст участников составил от 4 до 63 лет. Целью новой работы стало преодоление ограничений предыдущих исследований, прежде всего — проблем, обусловленных малым количеством участников в каждой отдельно взятой работе.
- После сбора данных учёным удалось разработать единый метод анализа, предназначенный для поиска структурных изменений в мозге детей и взрослых, страдающих СДВГ.
- Исследователи обнаружили, что в группе с диагнозом «СДВГ» общий объём мозга и объём его отдельных регионов, например гиппокампа или бледного шара, были достоверно меньше, чем в контрольной группе.
Наибольшей оказалась разница в размерах амигдалы или миндалины, области мозга, связанной с формированием эмоций. Мозг детей с СДВГ в большей степени отличался от мозга здоровых сверстников, чем мозг взрослых пациентов — от мозга здоровых взрослых. Хотя некоторые «дети, страдающие СДВГ, могут перерасти диагноз, взрослые, вошедшие в наше исследование, его сохранили, поэтому таким образом объяснить этот эффект невозможно, — рассказывает ведущий автор работы доктор Мартине Хогман (Martine Hoogman), сотрудница Университета Неймегена имени святого Радбода Утрехтского ( нидерл.
- Radboud Universiteit Nijmegen).
- Похоже, существует какая-то задержка в процессе созревания головного мозга, которая впоследствии навёрстывается».
- Впрочем, различия в размерах головного мозга у участников из разных групп были крайне малы.
- «Если бы исследование не было таким масштабным, обнаружить разницу бы не удалось», — пояснила доктор Хогман.
Она также добавила, что схожие отличия в структуре головного мозга наблюдаются и у пациентов с другими психическими заболеваниями, например, шизофренией, депрессией или биполярным расстройством. В ходе работы доктор Хогман и её коллеги решили также выяснить, оказывают ли препараты для лечения СДВГ влияние на мозг.
Часть участников на момент проведения сканирования головного мозга получала лечение психостимуляторами — метилфенидатом или амфетамином. Оказалось, что медикаментозная терапия действительно воздействует и на мозг в целом, и на отдельные его участки. Однако исследователям не удалось однозначно определить, истощают ли медикаменты мозг или, напротив, помогают ему восстановиться.
Самым простым способом ответить на этот вопрос могло бы стать проведение плацебо-контролируемого исследования. Но в распоряжении авторов новой работы были только исследования, в ходе которых показатели детей с СДВГ, получавших препараты, сравнивались с аналогичными параметрами детей с тем же диагнозом, но терапию не принимавших.
При этом между этими группами могли существовать систематические расхождения. Скажем, медикаменты могли назначаться детям с более тяжёлыми формами заболевания. Профессор Джоэль Нигг (Joel Nigg), профессор психиатрии, педиатрии и поведенческих нейронаук из Орегонского университета науки и здоровья (Oregon Health and Science University), не принимавший участия в исследовании, отметил: «Миндалина или амигдала тесно связана с другими участками мозга.
Это узел, через который проходит множество сигналов, связанных с важностью тех или иных событий. Но изменения в миндалине обычно не рассматривались как составляющая СДВГ, поэтому наблюдение, сделанное в ходе новой работы, очень интересно». Доктор Джонатан Познер (Jonathan Posner), доцент отделения психиатрии в Колумбийском университете (Columbia University), автор комментария к новой публикации, отметил, что эмоциональные нарушения при СДВГ наблюдаются нередко.
- В частности, у больных может присутствовать эмоциональная реактивность и слабая устойчивость к фрустрации.
- Тем не менее, эти симптомы вызывают меньше интереса у исследователей, чем когнитивные отклонения, также регистрируемые у пациентов с СДВГ.
- Кроме того, эмоциональные сложности часто рассматриваются как вторичные проявления заболевания.
Например, ребёнку сложно сосредоточиться, поэтому любая фрустрация будет восприниматься как результат проблем с концентрацией внимания. Возможно, благодаря результатам нового исследования, этот подход со временем изменится. Читать подробнее: Мозг пациентов с СДВГ обладает рядом анатомических особенностей
Полный ответ