Как вести себя в новой школе? Случается, что по разным причинам школьнику приходится менять место учебы. И причины здесь могут быть совершенно разнообразные – начиная от конфликтов с одноклассниками и заканчивая поиском лучшего образования. По статистике, 30% финалистов Всероссийской олимпиады школьников приходилось сменить школу.
Переход в новую школу – всегда стресс. Потому что человек попадает в условия вынужденного встраивания в новую систему, с новыми правилами, порядками, установками. Ему нужно каким-то образом войти в новое, уже давно сложившееся и сформированное сообщество и при этом остаться собой. Многие, кто на своем опыте пережил переход в новую школу, рассказывают, что самым сложным был момент вхождения в новую группу людей, одноклассников, что страх оказаться на обочине, чужим и ненужным, неинтересным, был довольно сильным.
Конечно же, ситуации бывают разные, и есть те, кому включаться в новую систему совсем не сложно, есть те, кто сам интуитивно понимает, что нужно делать и как. Но есть и те, кому сделать первый шаг в новых условиях очень страшно. Поэтому мы решили собрать несколько рекомендаций, которые могут помочь более плавно и безболезненно войти в новый коллектив и в новую школу.
Изучить обстановку. Всегда, когда человек попадает в новые условия, в коллектив, первое, что нужно сделать – изучить, собственно, то место, куда он попал. В этом случае – изучить внутренние порядки школы, начиная от расписания и имен одноклассников, заканчивая тем, какие в школе есть внутренние порядки, установленные между учениками, какие существуют компании.Понимается это все довольно просто: нужно наблюдать, понемногу общаться с одноклассниками и смотреть внимательно по сторонам. Даже после двух-трех дней уже становится примерно понятно, что и как, а спустя неделю уже можно составлять представление о том, что происходит, с кем интересно, от кого лучше держаться подальше, а с кем, наоборот, безопасно. Тут главное – делать все максимально доброжелательно, спокойно и постепенно. Быть самим собой, уважая общепринятые порядки. Пожалуй, это самое важное из всего, что можно сказать. Входя в новый коллектив, нужно не терять себя и свою индивидуальность. Аккуратно изучив порядки, принятые в новом месте, нужно постараться сохранить свои внутренние ценности, установки и интересы. Понятное дело, что желание быть таким, как все, может быть довольно сильным, но завоевать доверие и авторитет может помочь то, что человек будет оставаться именно самим собой. Спокойно, с уважением и вниманием относиться к тем правилам, которые есть в классе, идти своим путем. Встречают по одежке, Увы, но первое, на что практически всегда обращают внимание люди – это внешний вид. Поэтому если человек приходит в новый коллектив, важно то, как он выглядит, и ему стоит внимательно отнестись к тому, в чем он идет не только в первый день, но и в последующие. Не обязательно менять одежду как-то кардинально, но не слишком вызывающий внешний вид может существенно помочь на этапе вхождения в новый коллектив. В школах, где принята школьная форма с этим проще. А вот там, где есть свобода выбора, легко ошибиться. Кому-то может пригодиться такой совет «Маме не должно слишком нравиться». Подростки бунтуют против родителей, и с высокой долей вероятности вашим одноклассникам будет нравиться то, что не нравится поколению ваших родителей, и наоборот. Улыбка – наша главная сила. Может показаться глупым, но это правда так. Когда новый ученик, такой весь красивый и аккуратный, со своим богатым внутренним миром сидит хмурый и нелюдимый в углу и тихонечко жует свои чипсы, к нему вряд ли кто-то пойдет общаться. А вот если он открыт новым людям, общению и улыбается, то с уверенностью в 99% можно сказать, что люди сами будут тянуться к нему. Удивительно, но факт, что мало кто может устоять перед улыбкой. Искренняя, добрая улыбка помогает сгладить острые углы, снять какие-то преграды и наладить общение между людьми. Именно поэтому, попав в новый коллектив, нужно не забывать улыбаться людям вокруг, быть приветливым и внимательным. Тут, конечно, важно не переусердствовать, и остаться искренним, не уходя в подхалимство. Взрослые на твоей стороне. Бывают разные ситуации, и порой становится тяжело и грустно, неуютно и страшно. И если друзей в новой школе пока не появилось, всегда есть взрослые. Конечно, в первую очередь это родители. В случае, если с родителями не очень доверительные отношения (что тоже бывает), доверенное лицо, собеседника, можно найти и среди учителей (или обратиться к школьному психологу). Если тяжело, то не надо бояться идти к взрослым. Это нужно делать. Порой, если просто рассказать о том, что на душе, что происходит в жизни, уже становится сильно легче. А если человек, к которому вы пришли поговорить, еще и может что-то подсказать или как-то помочь, – это совсем прекрасно. Именно поэтому не надо закрываться и отказываться от помощи взрослых. И не надо держать все переживания в себе. Сложно – поговори.
Главное, входя в новый коллектив, не надо стыдиться страха нового коллектива. Это совершенно естественный страх, который испытывают все люди в какой-то момент своей жизни. Но этот страх постепенно проходит. Нужно правильно себя настроить и все получится. Читать подробнее: Как вести себя в новой школе?
Полный ответ
Как вести себя с новыми одноклассниками?
Как освоиться в новом классе? Переход в новый класс – это всегда волнительно. Как следует себя вести? Примут ли тебя новые одноклассники? Сможешь ли ты найти среди них друзей? Как и с кем начать общаться? Эти и многие другие вопросы не дают тебя покоя в первые дни.
Будь дружелюбным и активным.
Несмотря на то, что тебе тяжело, старайся быть приветливым, добрым и активным. Контролируй свои эмоции, это нормально, что в первый день ты становишься объектом всеобщего внимания. Ты новый человек в уже сложившемся коллективе. Не стоит вести себя слишком зажато или вызывающе, попробуй найти середину.
Не бойся знакомиться первым.
Не бойся первым начать общение с новыми одноклассниками, постарайся действовать уверенно, будь открытым. В тоже время не стоит сразу же рассказывать о себе всё. Очень личное стоит рассказывать только тем, с кем у тебя хорошие отношения и кому доверяешь. В новом коллективе важно быть наблюдательным.
Не стесняйся просить помощи у других.
Если ты забыл дома ручку, у тебя нет нужного учебника или ты не знаешь, где расположена столовая, не бойся обратиться за помощью к учителям и одноклассникам. Задавая вопросы, ты даёшь возможность другим начать общение с тобой.
Будь сдержан и контролируй свои эмоции.
Держи себя в руках. Не отвечай на придирки одноклассников, реагируй спокойно с улыбкой, не повышай голос. Цель таких «заводил» — твои бурные эмоции.
Ищи разные возможности для знакомств.
Запишись в кружки или секции в школе, так ты быстрее найдешь друзей с общими интересами. Столовая – хорошая возможность узнать своих одноклассников в неформальной обстановке.
Наладь отношения с учителем.
В общении с учителем проявляй своё уважение и воспитанность. Дерзость на уроках эти отношения может только испортить, как с учителем, так и с одноклассниками. В тоже время не перестарайся, так как одноклассники могут подумать, что ты слишком стараешься понравиться учителю, это может их спровоцировать к насмешкам и грубости.
Не стоит сразу соглашаться на все поступающие предложения от одноклассников.
Ты ещё плохо знаком с новыми одноклассниками и их целями. Соглашаясь на всё, ты рискуешь попасть в неловкую ситуацию или стать «козлом отпущения». Если в предложении тебя что-то смущает, вежливо откажись, сославшись на другие дела. Нормально, когда ты нервничаешь и волнуешься, если ты новичок в этом классе.
Полный ответ
Что делать если не можешь привыкнуть к новой школе?
Что учесть прежде, чем оформить документы — Причины могут быть абсолютно разные, но чаще всего перевод ребенка в новую школу не бывает спонтанным. А значит у родителей есть запас времени, чтобы подготовить сына или дочку к изменившимся жизненным обстоятельствам.
Первый шаг такой подготовки — максимально вовлечь ученика/ученицу в процесс выбора и перехода в новую школу. Как минимум, мы можем поинтересоваться у ребенка, что важно для него на новом месте, и искать образовательное пространство с учетом пожеланий ребенка. Сын или дочка будут счастливее, чувствуя, что их потребности важны.
Здо́рово, если есть возможность сменить место обучения не с середины года, а с 1 сентября. В это время все школьники адаптируются к учебному распорядку и образу жизни. Особенно младшие классы. И вашему новенькому/-ой будет проще привыкнуть к окружению. Если переход в новую школу выпадает на сентябрь, постарайтесь, чтобы летом ребенок побывал в детском лагере. Что еще можно предпринять :
- обсуждайте переход в новую школу заранее;
- поговорите о плюсах и минусах конкретного учебного заведения;
- выражайте радость по этому поводу и объясняйте все положительные моменты, связанные с переходом;
- попросите дочь или сына рассказать о том, чего они с нетерпением ждут от новой школы. Можно составить список;
- пусть также расскажут о своих опасениях, о том, чего им не хочется, что смущает, с чем боятся столкнутся;
- узнайте, есть ли другие дети из старой школы, которые переходят в ту же школу, что и вы;
- попросите друзей или знакомых, которые недавно тоже сменили место обучения поделиться опытом;
- если вы меняете образовательное учреждение в пределах своего города, отправляйтесь на экскурсию вместе с ребенком — погуляйте по территории и коридорам, загляните в несколько кабинетов, выясните где ваша классная комната, туалеты и столовая, познакомьтесь с учителями и директором.
Если обговорить все эти моменты, это поможет взрослым увидеть ситуацию глазами ребенка. Это значит, что помочь ему справиться со стрессом, преодолеть страхи, развеять любые сомнения будет значительно проще.
Полный ответ
Можно ли перейти из одной школы в другую в 9 классе?
Учусь в 9 классе школы, имею ли я право перевестись в другую школу? Перевод ребенка в другую школу возможен в следующих случаях (п.1 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 12.03.2014 N 177; ч.9 ст.34, п.п.1, 3 ч.2 ст.61 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ): — по инициативе совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося;— в случае прекращения деятельности исходной организации, аннулирования или приостановления лицензии, лишения или приостановления ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе.Перевод ребенка в другую школу состоит из двух этапов — отчисления из одной школы и приема в другую.
Ребенка можно перевести в любую общеобразовательную школу, однако следует учитывать, что перевод возможен только при наличии в школе свободных мест с учетом приоритетного зачисления в них лиц, которые проживают на территории, закрепленной за конкретной школой (п.4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32).
Для перевода ребенка из одной школы в другую по инициативе обучающегося или его родителей рекомендуем придерживаться следующего алгоритма. Шаг 1. Обратитесь в администрацию новой школы и получите подтверждение того, что она примет ребенка на обучение.Для избежания сложностей, связанных с переводом ребенка в другую школу, перед отчислением ребенка из прежней школы договоритесь с руководителем принимающей школы о приеме.
- В подтверждение этого вы можете получить, например, письмо о возможности приема ребенка на обучение после отчисления из прежней школы за подписью директора и с печатью школы. Шаг 2.
- Представьте заявление об отчислении ребенка в школу, в которой он обучается.Заявление подается совершеннолетним обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего на имя руководителя школы, в которой обучается ребенок.В заявлении необходимо указать ФИО обучающегося, дату его рождения, класс и профиль обучения (при наличии), наименование принимающей школы (в случае переезда указывается только населенный пункт, субъект РФ) (п.6 Порядка N 177).
Заявление о переводе может быть направлено в форме электронного документа с использованием сети Интернет (п.5 Порядка N 177). Примечание. Помимо заявления в школе могут потребовать документ, который подтверждает принятие ребенка в другую школу. В этом случае можно представить письмо за подписью директора другой школы, в котором подтверждается готовность принять ребенка на обучение в эту школу.
На основании указанного заявления школа, из которой ребенок отчисляется, в трехдневный срок издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей школы (п.7 Порядка N 177; ч.4 ст.61 Закона N 273-ФЗ).В трехдневный срок после издания этого акта в школе выдадут также справку об обучении ребенка (ч.5 ст.61, ч.12 ст.60 Закона N 273-ФЗ).
Шаг 3. Заберите из школы, из которой отчислен ребенок, следующие документы (п.8 Порядка N 177):— личное дело обучающегося; — документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году (выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные печатью исходной школы и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица).
Шаг 4. Представьте в принимающую школу следующие документы.Совершеннолетним обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося в принимающую школу представляются (п.10 Порядка N 177):— заявление о зачислении обучающегося в принимающую школу в порядке перевода из исходной школы.Заявление пишется на имя руководителя школы, в которую переводится ребенок;— оригиналы документов, удостоверяющих личность совершеннолетнего обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося; — документы, полученные в школе, из которой ребенок был отчислен.
Обратите внимание!Требование представления других документов в качестве основания для зачисления обучающихся в принимающую школу в связи с переводом из исходной организации не допускается (п.9 Порядка N 177). Шаг 5. Ознакомьтесь с приказом руководителя школы (распорядительным актом школы) о приеме ребенка в эту школу.Распорядительный акт издается руководителем принимающей школы в течение трех рабочих дней после приема заявления и документов с указанием даты зачисления и класса (п.11 Порядка N 177).28 октября 2016, 06:15 Читать подробнее: Учусь в 9 классе школы, имею ли я право перевестись в другую школу?
Полный ответ
Как представить нового ученика в классе?
Переход в новую школу — сложный период в жизни ребенка. Все, к чему он привык, осталось в прошлом: одноклассники, учителя, распорядок дня. Независимо от причин перехода в другую школу, ребенку необходимо адаптироваться на новом месте. Важную роль в этом процессе играет классный руководитель.
- От его действий зависит, насколько быстро ребенок привыкнет к новой школе, вольется в коллектив и освоит программу обучения.
- Как помочь новому ученику адаптироваться в классе? Публикуем список рекомендаций.
- Знакомство Начните подготовку к встрече нового ученика с разговора в классе.
- Обсудите, в каких незнакомых ситуациях оказывались ваши ученики, какие эмоции испытывали.
Возможно, в классе есть ребята, которые недавно перешли в класс, но уже успели влиться в коллектив. Пусть они поделятся своими историями. Дети убедятся в том, что новичку нужно адаптироваться, поэтому ему понадобится помощь. Распространенный способ знакомства с новым учеником — попросить его рассказать о себе, когда он впервые заходит в класс.
Попробуйте сделать этот волнительный момент менее официальным. Пусть дети нарисуют приветственный плакат. Подготовьте место за партой. Новый ученик почувствует, что его ждали. Хороший способ познакомить учеников в расслабленной атмосфере – сыграть в игру. Например, игра «Поменяйтесь местами». Ученики сидят на своих местах.
Учитель произносит фразу «пусть поменяются местами те, кто». Каждый раз — новый признак: любит манную кашу, играет в видеоигры, ходит в музыкальную школу. После слов учителя дети, которым подходит признак, меняются местами в произвольном порядке. Игра снимет напряжение и тревогу, а ученики получше узнают друг друга.
- Гид новичка Чтобы запомнить нужную информацию, имена и правила, новому ученику понадобится несколько дней.
- Боязнь забыть имя учителя в ответственный момент — еще один повод для тревоги.
- Чтобы ученику было легче в первые дни учебы, создайте вместе с учениками «Гид новичка».
- Какую информацию включить в гид? Это могут быть: — карта школы — имена всех учителей, директора и административного персонала — официальные правила школы — традиции класса — имена учеников и приветственные слова Создание гида будет увлекательным заданием для учеников, а для новенького — источником необходимой информации.
Ученик-наставник Эффективный способ помочь новому ученику — дать наставника. Выберите самого открытого, дружелюбного и ответственного ученика, который будет помогать новичку в первые дни учебы. Составьте для наставника небольшой список несложных поручений, например, провести экскурсию по школе, показать расписание, помочь во время обеда, объяснить задание.
- С наставником своего возраста ребенок быстрее адаптируется и не будет чувствовать себя одиноким.
- Разговор с учеником Проведите с новым учеником небольшую беседу.
- Постарайтесь создать доверительную и дружелюбную атмосферу.
- Важно не только расспросить новичка, но и рассказать ему о себе.
- Расскажите, сколько лет работаете в школе, что вам больше всего нравится в вашем предмете.
Ученик доверится вам, почувствует заботу и участие. Начните с вопросов о его прошлой школе, узнайте, какие предметы нравились. Попросите рассказать о том, с какими трудностями он столкнулся в новой школе, и постарайтесь помочь. Знакомство с родителями Знакомство с родителями — это возможность больше узнать о ребенке и его семье.
Родители могут рассказать о том, о чем ребенок умолчал: о причинах смены школы, трудностях, с которыми сталкивались в прошлом, об особенностях характера. Лучшее время для встречи — спустя неделю или две после начала обучения. За это время вы сможете понять, насколько ребенок адаптировался, какие сложности у него возникли, чтобы потом рассказать об этом родителям.
Для родителей смена школы ребенка и процесс его адаптации — это повод для тревоги и стресса. Наверняка, у них есть вопросы, которые они захотят задать. Наладив отношения родителями новичка, вы обеспечите ему поддержку из дома. Процесс обучения Трудности с учебой могут возникнуть в первую очередь.
Методы преподавания, программа, учебные пособия — все это может быть совершенно незнакомым для новичка. В такой ситуации возможно два варианта. Первый вариант: ваш предмет окажется слишком легким для ученика. Он может быстрее всех выполнять задания и отвечать на все вопросы. Если вы оказались в такой ситуации, будьте готовы к тому, что новичок может потерять интерес к предмету.
Ваша задача — показать ребенку, что он знает далеко не все. Дайте ему задание повышенной сложности, пока класс выполняет что-то другое. Вариант второй: ребенок не справляется с новой программой. В таком случае обеспечьте новичка дополнительными ресурсами для обучения.
- Это могут быть учебники, видеоматериалы, презентации.
- Как только ребенок освоит новый материал, это отразится на его успеваемости.
- Главная ошибка, которую может сделать классный руководитель — это игнорировать процесс адаптации нового ученика.
- Ребенок может оказаться очень застенчивым, сильно переживать уход из прошлой школы.
Новый коллектив может быть закрытым. В таких ситуациях без помощи учителя ребенок может стать изгоем и даже столкнуться с травлей. Источники: Classroom Management Tips to Welcome a New Student Midyear Making New Students Feel Welcome in Your Classroom 7 Tips for Welcoming a New Student Into an Established Classroom
Полный ответ
Когда можно перевести ребенка в другую школу?
Перевести ребенка в другую школу можно в любое время года. Главное — чтобы в ней были свободные места. Узнать о том, есть ли они, можно заранее — такая информация размещается на сайте образовательного учреждения. Если же данных нет, можно позвонить в канцелярию школы или посетить ее лично.
Полный ответ
Сколько длится адаптация в новой школе?
Адаптационный период — Prostock-studio/Shutterstock.com Что же такое «адаптация ребёнка к школе»? В широком смысле слова адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация к школе – это привыкание к систематическому обучению и новым условиям школы. По данным психологов, адаптация может длиться от 6-8 недель до шести месяцев, а иногда и более.
Полный ответ
Сколько времени нужно на адаптацию при переезде?
Идея этого материала зрела во мне уже некоторое время. Возможно, с того момента, как я переехала жить в Словению, а, возможно, и еще раньше, с начала моих путешествий. Прежде это был естественный интерес более теоретического характера, который затем дополнился практическим опытом – и личным, и терапевтическим.
В последнее время все чаще звучат вопросы интеграции, границ, адаптации, на которые специалисты различных областей и организации сообща ищут ответы. Я участвовала в различных лекциях, семинарах, дискуссиях, посвященных вопросу беженцев, вынужденной эмиграции, связанному с этим посттравматическому синдрому и т.д.
В рамках психологической практики я также активно работаю с темой адаптации в новой стране. И этот опыт дал мне ряд важных осознаваний. Прежде всего, хочу сказать, что важный аспект – первичный стимул переселения. Одно дело, если мы говорим о людях, которым пришлось буквально бежать из своей страны, оставляя все ради физического выживания.
Это особенно травматичный вариант. В таких ситуациях к помощи привлекаются специалисты различных областей, которые работают не только над психосоциальной адаптацией семей беженцев, но и над проблемой последствий психологической травмы (пост-травматическим синдромом). И это материал для отдельной статьи.
Здесь же я бы хотела сконцентрироваться на менее драматической, но не менее важной истории – планируемом переселении в другую страну. С одной стороны может показаться – ну что в этом такого особенного? Люди решают улучшить условия жизни и, если у них есть для этого соответствующие возможности, планируют такой переезд столько времени, сколько им нужно, переезжают, и живут себе комфортно дальше.
- С внешней, рациональной стороны.
- И да, здесь можно и нужно говорить о том, как нужно адаптироваться к новому устройству, к чему быть и готовым и к чему подготовиться невозможно.
- Это сам по себе процесс непростой, уже чисто технически.
- Время, силы, процесс, бюрократические особенности, политические нюансы, социально-культурное устройство и так далее.
И все это вполне можно решить со временем, вложением определенных усилий и сторонней помощью. При этом здесь есть и другая сторона – эмоциональная, психологическая, с которой все намного сложнее, и которой часто не достается необходимого внимания. Процессы, касающиеся этого аспекта, могут не быть даже замеченными самими переезжающими и их близкими, но при этом мощно влиять на весь процесс адаптации.
Даже если взять вполне «безболезненный» вариант переселения – в близкую по социокультурной составляющей страну, в спокойном режиме, имея стабильную финансовую ситуацию и примерное представление о том, куда едешь, и возможных проблемах, имея в этой стране знакомых или же агента, который занимается переселением, эмоциональные реакции на столь большой шаг в той или иной мере будут появляться.
Есть ряд теории на тему «культурного шока» и адаптации. Я здесь укажу два из них, для общей картины теоретических подходов. Фазы адаптации Например, кривая «Культурного шока», предложенная американским психологом Г. Триандисом (G. Triandis, 1994) и фазы адаптации эмигрантов по версии Н.
- Хрусталевой (1999).
- «Культурный шок» относится к «расстройству приспособительных реакций» по версии МКБ 10 ( http://mkb-10.com/index.php?pid=4257 ) и определяется как состояние социальной изоляции, тревоги и депрессии, развивающееся при внезапном изменении среды обитания (попадание в условия чуждой культуры или возвращение к своей после длительного перерыва) или вынужденной необходимости приспосабливаться к различным традициям и устоям общества.
Состояние часто встречается среди иммигрантов, но может развиваться и при радикальных изменениях общества.
Этапы «Культурного шока» (Г. Триандис) | Фазы адаптации (Н. Хрусталева) |
Первый этап, называемый « медовым месяцем », характеризуется энтузиазмом, приподнятым настроением и большими надеждами. Действительно, большинство визитеров стремятся учиться или работать за границей. Кроме того, их ждут на новом месте: ответственные за прием люди стараются, чтобы они чувствовали себя «как дома» и даже обеспечивают некоторыми привилегиями. Этап достаточно быстро проходит, а на втором этапе адаптации непривычная окружающая среда начинает оказывать свое негативное воздействие, становятся видны недостатки бюрократической системы, социальной организации жизни, транспортной системы, обучения и т.д. Кроме подобных внешних обстоятельств, в любой новой для человека культуре на него влияют и психологические факторы: чувства взаимного непонимания с местными жителями и непринятия ими. Все это приводит к разочарованию, замешательству, фрустрации и депрессии. По мнению Триандиса уже на этом этапе среда уже начинает оказывать своё негативное воздействие, погружение в рутинные процессы перекрывает первичную эйфорию и проблемные зоны становятся доминирующими в восприятии действительности. Здесь часто люди начинают критиковать страну переезда, чувствуют одиночество и непринятие новой среды жизни, устанавливают контакты с другими переехавшими, деляется проблемами и тд. На третьем этапе симптомы культурного шока могут достигать критической точки, что проявляется в проблемах со здоровьем (и соматических, и психологических), депресии, чувстве полной беспомощности, тревоги. На этой стадии многие ощущают особенную тоску по дому, отсутствие сил идти дальше и возвращаются обратно. Однако многие на этой фазе получают поддержку, начинают более активно интегрироваться в новую среду – учат язык, узнают культуру, принимают более активное участие в социальной жизни. На четвертом этапе депрессия медленно сменяется оптимизмом, ощущением уверенности и удовлетворения, Человек чувствует себя более приспособленным и интегрированным в жизнь общества. Пятый этап характеризуется полной – или долгосрочной, по терминологии Берри, – адаптацией, которая подразумевает относительно стабильные изменения индивида в ответ на требования среды. В идеале процесс адаптации приводит к взаимному соответствию среды и индивида, и можно говорить о его завершении. В случае успешной адаптации ее уровень сопоставим с уровнем адаптации индивида на родине. Однако не следует отождествлять адаптацию в новой культурной среде с простым приспособлением к ней. Таким образом, пять этапов адаптации формируют U -образную кривую: хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо. | Эйфорическая фаза (длится от нескольких дней до нескольких месяцев). На этой стадии не происходит какого-либо изменения направленности активности человека, перестройки его поведения, стратегий, планов, задач и режимов деятельности. В этот период преобладают эмоции, прежде всего, позитивные. Облегчение от первого большого успешного шага. Первичная реакция на изменения характеризуется слабой ориентацией в ситуации, не хватает знаний и опыта для того, чтобы справиться с возникшей проблемной ситуацией. Поведение спонтанно. Возникает чувство нарушения равновесия в системе «субъект-среда». Необходимо принятие изменившейся ситуации, построение новой системы взаимодействия. Подобное «созерцательно-пассивное» состояние длится от нескольких дней до нескольких месяцев, в зависимости от индивидуально-типологических особенностей и свойств личности. Туристическая фаза (от 3-х — 4-х недель до 2-х — 3-х месяцев). Приобретение необходимого количества знаний для решения проблемной ситуации. «Определенное осмысление внешней стороны ситуации, построение ее образа и последующее включение этого образа в целостные представления субъекта о себе и взаимосвязях с окружением». Ориентационная фаза, Сознательный выбор правильной стратегии поведения, позволяющей создать новую систему взаимодействия. Эмигрант вынужден разбираться не только во внешнем, но и во внутреннем — бюрократическом, социально-политическом, экономическом и пр. устройстве нового общества. Поиск работы, включение в обучение, решение бытовых проблем и другие активностив рамках новой действительности могут стать причиной депрессии. Эта фаза требует расширения социального пространства личности, что невозможно без определенного уровня напряжения, вызывающего стрессовое состояние. На этой стадии происходит постоянное преодоление стресса, который вызван разнообразными проблемными ситуациями разрыва между желаемым и действительным. В зависимости от того, как протекала предыдущая фаза, ее последствия могут быть различными. Депрессивная фаза (от 3-х — 4-х месяцев до нескольких лет). Реакция на длительное действие различных видов психотравмирующих факторов: изменение привычного стереотипа жизни, переживание чувства потери, утраты, разлуки, переживание чувства ностальгии, потеря привычного социального и профессионального статуса, отсутствие близкого социального окружения, деформация концепции собственного будущего, неудовлетворенность самореализацией в различных видах деятельности: трудовой, коммуникативной, познавательной. Как правило, через нее проходят все эмигранты, независимо от уровня успешности преодоления трудностей трех предыдущих фаз. Такая фаза может длиться различное количество времени, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, внешней ситуации и совершаемых действий. Также мне показалась важной идея о том, что эту фазу адаптации часто путают с появлением у человека глубокой депрессии (не связывая это с переездом) и начинают медикаментозное лечение антидепрессантами. Тогда как вполне достаточно было бы консультирования или психотерапии. Деятельностная фаза (продуктивное взаимодействие). Достижение состояния комфорта, эмоциональной стабильности и уравновешенности. Отношение к ситуации устойчиво и позитивно. Характер преодоления депрессивной фазы эмигранта зависит в первую очередь от степени активности личности и ее социальной адаптированности. Деятельная фаза свойственна, как правило, эмигрантам с низким уровнем когнитивной и мотивационной ригидности, с адекватным уровнем притязания. При этом самореализация личности может осуществляться в любом виде деятельности: коммуникативной, трудовой и познавательной. «характеризуется полной (или долгосрочной), адаптацией, которая подразумевает относительно стабильные изменения индивида в ответ на требования среды. В идеале процесс адаптации приводит к взаимному соответствию среды и индивида, и мы можем говорить о его завершении». В случае успешной адаптации ее уровень сопоставим с уровнем адаптации человека на родине. |
Те же, кто возвращается обратно, могут испытать «шок возвращения». В первое время они находятся в приподнятом настроении, рады встрече с родственниками и друзьями, возможности общаться на родном языке и т.п., но затем с удивлением отмечают, что особенности родной культуры воспринимаются ими как непривычные или даже странные.
- Теорий на подобную тему множество, но жизнь всегда вносит свои коррективы.
- Сами исследователи сходятся на том, что каждый раз все происходит индивидуально.
- Безусловно, каждый проходит свой собственный цикл адаптации, который может быть в разной степени подобен теоретическим концептам.
- Весь процесс адаптации может длиться до 4-5 лет, а в некоторых случаях (обычно у взрослых людей) так и не завершиться в полной мере.
По другим данным, примерный срок адаптации можно получить, разделив возраст человека на 4. То есть, 4-летний ребенок адаптируется за год, а 40-летний человек — за 10. И здесь речь идет о тех, кто стремится адаптироваться и активно включаетсяв этот процесс.
Что влияет на скорость адаптации? П.С.Кузнецов (2000) выделяет семь комплексных факторов, влияющих на успешность адаптации: экономический (материальный), самосохранения, регулятивный, воспроизводственный, коммуникативный, когнитивный и самореализации. — Экономический (материальный) – объединяет факторы, связанные с получением средств к существованию (заработная плата, приработок, нетрудовые доходы, выплаты, материальные стимулы, доступ к дефициту).
— Самосохранение – включает факторы, которые связаны с реализацией безопасности существования: физической и экономической (угроза жизни и здоровью, возможность потери источника существования, привлечение к уголовной ответственности). — Воспроизводственный – содержит факторы, отражающие реализацию сексуальных потребностей человека, включая сексуальные отношения, создание семьи, продолжение рода (сексуальный партнер, брачный партнер, дети).
- Коммуникативный – включает факторы, которые связаны с реализацией потребностей человека в общении (глубина общения, круг общения, положение в группе).
- Когнитивный – содержит факторы, отражающие реализацию когнитивных потребностей (образование, квалификация, интеллект, кругозор).
- Самореализация – это самый сложный комплексный фактор, который может включать в себя любой из перечисленных выше факторов при условии, что реализация тех потребностей, которую они отражают, приобретает для человека ценность.
Комплексный фактор самореализации определяется через понятия «творение», «достижение», «мастерство», «власть», «авторитет», «престиж».Н. Хрусталева выделяет объективные и субъективные факторы. Объективные (внешние) факторы :
страна въезда; язык; уровень правовой и экономической защищенности; характер местной культуры; этническая принадлежность; отношение коренного населения; наличие поддерживающих структур; дополнительно возникающие социально-экономические или политические обстоятельства на новом месте жительства; страна выезда.
Субъективные (внутренние) факторы:
Психологическая структура личности
Каждый из нас обладает уникальным набором мышления, чувствования, поведения, восприятия и переработки информации. Ригидность или гибкость, скорость реакции на стимулы, открытость или закрытость и другие свойства элементов нашей целостной системы «человек» умноженная на внешние условия среды дает уникальный результат адаптации.
Свойства личности Здесь можно говорить о том, что различные типы личности (или личностные особенности) по-разному проходят процесс адаптации. Например, люди авторитарного склада более сложно адаптируются, как и интроверты, меланхолики, люди с шизоидной адаптацией и так далее.
Н. Хрусталева выделяет следующие свойства личности, влияющие на этот процесс:
коммуникативный потенциал; интеллектуально-волевой комплекс (обучаемость, критичность мышления, готовность к изменению хода индивидуального развития, целеустремленность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность, самоконтроль); устойчивость к нервно-психическим перегрузкам, саморегуляция состояний в труде, высокий уровень трудоспособности и жизнеспособности. Мотивация Большое значение имеет сформированность мотиваций. При наличии мощного внутреннего стимула, интеграция с среду, усвоение новых культурных феноменов, социальных особенностей происходит намного быстрее. Важно также стремление к преодолению информационной изоляции и к установлению связей с окружающей средой.
Креативность Высокая степень неопределенности, вероятность появления новых неожиданных проблем, необходимость быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства, принимать нестандартные решения – все это может быть пройдено гораздо легче и быстрее, если развита креативность, творческость Возраст Скорость адаптации напрямую зависит от возраста мигранта. Дети и подростки обычно быстрее адаптируются, учат язык, включаются в новую среду, устанавливают контакты. И тем самым они могут помогать взрослым более активно включаться в новую среду. Уже то, что нужно устроить ребенка в детский сад или школу и затем включаться в процесс обучения, дает большой прогресс. Хотя, быстрая детская интеграция может также создавать иллюзию адаптации для взрослых. Стать «контактом с внешним миром». Дети в некотором смысле принимают на себя роль родителей, что нарушает семейные роли, является дополнительной нагрузкой для ребенка и делает более медленным (а иногда и вовсе останавливает) процесс адаптации взрослых. Поэтому здесь также важно быть внимательным и проверять, все ли «роли» на месте.
Имеющийся социо-культурный «багаж» (социально — экономические условия, социальный статус и уровень жизни, образование, общий уровень развития личности, философия, опыт пребывания заграницей и так далее). Чем быстрее будет достигнут ожидаемый уровень жизни, тем раньше можно говорить об адаптации. Для экономической стабилизации немаловажное значение имеет специальность и способность к изучению нового языка. Профессиональная адаптация — один из главных факторов способствующих быстрой культурно-психологической адаптации. Люди с «прикладными» или же востребованными профессиями включаются в профессиональную деятельность быстрее, что способствует интеграции в среду.
В одном из материалов я увидела очень интересную и, как мне кажется, важную идею об эмиграции/иммиграции – что это подобно новому рождению. Действительно, в какой-то степени переезд – это перезагрузка, обнуление, перестройка себя самого заново. По некоторым данным, уровень стрессового воздействия этих процессов занимает высшую точку в стрессовой шкале – 100 баллов (что приравнивают к уровню стресса от смерти близкого человека).
Такой уровень стресса может запустить совершенно неожиданные механизмы, вплоть до глубинных эмоциональных процессов, связанных с личным опытом или даже опытом предыдущих поколений. Поэтому нужно быть особенно внимательным к себе и своим близким в этот период. Поскольку вышеописанные процессы могут проистекать неявно, из-за большого количества внешних изменений не всегда бывает возможно прислушаться к тому, что происходит внутри.
В этом случае стоит подойти к вопросу «с внешней стороны» — для профилактики или же с целью облегчения происходящей адаптации выполнять определенные несложные действия для самоподдержки и поддержки близких.
Полный ответ
Сколько длится адаптация в новой школе?
Адаптационный период — Prostock-studio/Shutterstock.com Что же такое «адаптация ребёнка к школе»? В широком смысле слова адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация к школе – это привыкание к систематическому обучению и новым условиям школы. По данным психологов, адаптация может длиться от 6-8 недель до шести месяцев, а иногда и более.
Полный ответ