Как Понять Что У Ребенка Рас?

Как Понять Что У Ребенка Рас
К двухлетнему возрасту ребенок, как правило, владеет простейшими навыками, понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если ещё не говорит сам, то понимает обращенную к нему речь, о чем можно судить по его реакциям. Странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

ребенок не смотрит в глаза; говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице; все время повторяет слова, фразы; ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала; не произносит слова, мычит; не интересуется игрушками; не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми; ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя; трясет головой, руками, раскачивается; ходит на носочках; грызет пальцы, руки; бьет себя по лицу; у ребенка истерики, приступы агрессии; боится незнакомых людей; пугается звуков, вздрагивает.

Если какие-то из этих симптомов присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако, малышу стоит пройти скрининговый тест на аутизм. Есть диагностический тест, состоящий из трех вопросов:

смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному? указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету? играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку и т.д.).

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм. Первые признаки расстройства аутического спектра отмечают у детей в возрасте 2-3 лет.

У грудных детей не проявляется комплекс оживления при появлении родителей в поле зрения, отсутствует глазной контакт, социальная улыбка, могут наблюдаться проявления повышенной или пониженной чувствительности к раздражителям: тактильным, световым, шумовым и т.п. Однако в этом возрастном периоде заподозрить детский аутизм можно только при выраженной симптоматике.

Как правило, это обнаруживают родители, в семье которых есть близкие родственники или старшие дети с диагнозом расстройства аутичного спектра. Позже диагноз обычно получают первые дети в семье, так как молодые родители еще не уверены в том, являются ли отклонения в поведении ребенка его особенностями или первыми сигналами о нарушении развития.

поздний возраст родителей, особенно отца, при зачатии; наличие в семье родственников с РАС; рождение в многодетной семье в числе последних детей (7, 8 и далее дети чаще подвержены РАС); болезни матери во время беременности (краснуха, туберозный склероз, избыточная масса тела); детский церебральный паралич.

Кроме того, некоторые заболевания и отклонения могут способствовать развитию аутичных черт. Так, например, при нарушениях слуха, речи, синдроме дефицита внимания, некоторых хромосомных нарушениях признаки аутизма сопутствуют основной патологии из-за искажения восприятия у ребенка.

занятия с логопедом-дефектологом по развитию речевых навыков; ABA-терапия, методы прикладного поведенческого анализа, «floor-time», совместная деятельность «на полу», в одном пространстве с ребенком, методики ТЕАССН, «социальные истории». Данные программы и методы можно сочетать или подбирать наиболее оптимальный вариант, который позволит развить и закрепить необходимые навыки у ребенка; при выраженных нарушениях речи – использование карточек с картинками для общения, включение комиксов, письменной речи (компьютера, планшета) для установления коммуникации; медикаметозная терапия (при повышенной возбудимости, приступах агрессии, самоагрессии, не поддающимся коррекции иными методами) назначается только ситуативно в качестве поддержки.

Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:

пройдите скрининговый тест на риск развития аутизма M-CHAT; обратитесь к участковому педиатру, неврологу; обратитесь к психологу, психиатру.

Полный ответ

Как ведет себя ребенок с РАС?

У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается. У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). Речь бессвязная, ребенок повторяет одни и те же фразы, лишенные смысла, говорит о себе в третьем лице. Он не реагирует и на чужую речь.
Полный ответ

Как понять что у ребенка нет аутизма?

На что родителям стоит обратить внимание? Симптомы аутизма у детей. — 1. Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими

  • Ребенок практически не просится на руки, ему более комфортно лежать в кроватке.
  • Ребенок не принимает физиологическую позу при кормлении грудью.
  • Ребенок малоподвижен, не такой оживленный, как сверстники.
  • Ребенок не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.
  • Ребенок не откликается на своё имя (обычно родители первым делом обращаются к сурдологу для проверки слуха; если со слухом всё хорошо, следует обратиться к психиатру).
  • При попытках взрослых или других детей вступить с ребенком в контакт он либо убирает ручки или уходит в сторону, либо агрессивно реагирует, может что-то бросить, заплакать.
  • Ребенок бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта.
  • По мере взросления ребенок может углубляться в свой внутренний мир; он не умеет и не желает общаться с членами семьи, редко обращается за помощью, рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать, не пользуется словом «дай», ему проще взять самому или добиться своего скандалом.
  • Часто дети не реагируют на дискомфорт, например, на полный памперс; не плачут и не привлекают к себе внимания.
  • Отсутствует зрительный контакт, ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.

2. Ограниченные интересы и особенности игры

  • Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней в течение продолжительного времени. Может выбрать в качестве игрушки то, что для игры не предназначено – верёвочки, тряпочки.
  • Стереотипный характер игры: расставление игрушек в одном порядке, игра с определенным количеством игрушек, и если одна теряется, может случиться скандал.
  • Ещё один пример – девочка может не играть с куклами, как остальные — не переодевать, не укладывать спать, а просто носить её с собой, максимум – гладить.
  • Игры, требующие фантазии и воображения, редко увлекают детей-аутистов.
  • Часто дети предпочитают более спокойные игры (например, пазлы, конструкторы).

3. Склонность к повторяющимся действиям, так называемая стереотипия

  • Раскачивание всего тела с ноги на ногу, стереотипный поворот головой, стереотипный зажим плечами.
  • Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети постоянно повторяют слова, штампы, клише фраз, которые услышали от взрослых или по телевизору без осознания их смысла.
  • Стереотипные игры – включение/выключение света, переливание воды из стакана в стакан, пересыпание песка, круп. Ребенка тяжело переключить с этого занятия.
  • Ребенок знакомится с окружающим миром не через взаимодействие с окружающими, а самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы.
  • Одежда: ребенок выбирает определенные вещи и носит только их, для него может быть важна последовательность одевания и раздевания.
  • Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов. В самых тяжелых случаях это может быть полный отказ от еды. В легких случаях – ритуалы: употребляет еду в определенном порядке, в определенные часы. Выбирает блюда не по вкусу, а по форме, по цвету. Часто, например, ребёнок ест только макароны определенной формы.

4. Расстройства интеллектуальной сферы Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Аутисты могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выраженно одарен в одной определенной области.

  • Аутоагрессия встречается у 1/3 детей с аутизмом. Агрессия – одна из основных форм реагирования на происходящее, а так как дети не склонны общаться с окружающими, они проявляют эту агрессию по отношению к себе (могут бить себя, кусать, биться головой о кроватку).
  • Очень часто у таких детей отсутствует «чувство края». Это может наблюдаться еще в раннем детстве, когда ребенок свешивается с бортика кроватки, пытается вылезти из коляски – у ребенка нет страха.
  • Может убежать от родителей далеко, не оглядываясь. Если родители специально прячутся, чтобы проверить реакцию, этой реакции часто нет.
  • Может залезть на детской площадке на горку, которая ему не по возрасту.
  • Что особенно опасно, дети могут выбежать на проезжую часть, залезть на подоконник с открытым окном.

6. СДВГ Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями («как на шарнирах»).7. Нарушения вербального общения

  • Нарушения речи встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Также на начальных этапах развития речь может появиться раньше, чем у сверстников, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом может полноценно говорить сам с собой.
  • Своеобразная интонация с преобладанием высоких тонов в конце предложения, либо так называемая «птичья речь» или свой язык, когда ребенок разговаривает сам с собой «под нос».
  • Часто дети не разговаривают с окружающими, но в игре речь присутствует. Причина – нежелание взаимодействовать с окружающим миром.

С задержками речевого развития можно обратиться к логопеду-дефектологу. Если дефектолог заподозрит аутистические нарушения, он направляет к психиатру. Главное – обратиться к специалисту, а не быть наедине с этой проблемой и не ждать, что к трем годам всё нормализуется. Лучше сразу исключить недуг.
Полный ответ

В каком возрасте ставят РАС?

Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. Клинические проявления данного заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.
Полный ответ

Как спят дети с аутизмом?

Практические стратегии помощи при нарушениях сна у детей с РАС – nakedheart.online Исследования показывают, что 40–83 % детей с испытывают трудности со сном. Многим свойственна тревожность, некоторым сложно успокоиться и уснуть вечером, кто-то ходит во сне или часто просыпается ночью, а кто-то не понимает разницу между днем и ночью.
Полный ответ

В чем разница между аутизмом и РАС?

Аутизм – это болезнь? — В классификации психических расстройств и заболеваний в Казахстане по МКБ-10 (Десятый пересмотр Международной классификации болезней) расстройств аутического спектра нет. По словам специалистов из Фонда Булата Утемуратова, аутизм как психическое заболевание в классификации болезней есть, но нет понятия «расстройство аутистического спектра», которое к заболеваниям не относится. Аутизм не болезнь / Фото Фонда Булата Утемуратова Принятая в России классификация психических расстройств, включает несколько диагнозов, относящихся к РАС – детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера (F-84.0, F-84.01 и F -84.5 по классификации МКБ-10, соответственно).

Важно то, что на протяжении жизни одного человека эти диагнозы могут меняться, а врачи могут путать один с другим. Проблема недостаточно изучена, а обществу о ней и вовсе известно очень мало. Что вы представляете себе, когда слышите » аутизм «, кроме Дастина Хоффмана в » Человеке дождя » ? В открытом доступе есть специальные тесты для диагностики расстройств аутического спектра.

Важно понимать, что пройдя их, диагноз себе поставить вы не сможете, но они помогут вам сориентироваться и понять, нужно ли идти к специалисту. Пройти такой тест можно здесь или здесь (последний более сложный, он как раз предназначен для самодиагностики синдрома Аспергера; на этом же сайте можно найти тесты и для детей).

  1. Расстройство проявляется в том, что тебя может, положим, раздражать слишком яркий свет или громкие звуки.
  2. Не уверен, что это можно с первого раза понять правильно.
  3. Попытаюсь объяснить.
  4. Ты испытываешь не дискомфорт или какие-то другие неприятные чувства, а ужас.
  5. Незнакомая компания – паническая атака, нет понятной, прогнозируемой структуры и темы разговора – паническая атака.

Помогают, хотя, возможно, это прозвучит смешно, повторяющиеся действия, это успокаивает нервы, а иногда алкоголь «, Статистика есть только по детям: по данным ПМПК (Психолого-медико-педагогические комиссия) на 2018 количество детей с аутизмом в Казахстане составляет 3820.

  • Однако по экспертной оценке профессора Эрика Фомбонна (Университета Орегон, США), который изучал вопросы распространенности расстройства в Казахстане – у нас 59 тысяч детей с РАС.
  • К сожалению, точное количество людей, которые рождаются, живут и пытаются преодолеть подчас непреодолимые барьеры во взаимодействии с социальной средой в Казахстане, назвать невозможно.

В США, к примеру, по данным Центра по контролю заболеваемости и профилактики, аутизм диагностируют у 1 из 68 детей. Аутизм – зонтичный диагноз, объединяющий много разных состояний. Корневое отличие людей с РАС заключается в расстройстве эмпатии (способности человека воспринимать чужие эмоции и реагировать на них), обусловленного генами.
Полный ответ

Можно ли вылечить РАС у ребенка?

Лечение — Не существует лекарств от расстройства спектра аутизма, как и универсального способа его лечения. Цель лечения состоит в том, чтобы максимизировать способность ребенка функционировать, облегчая симптомы РАС и поддерживая развитие и обучение.

  1. Раннее вмешательство в дошкольном возрасте может помочь вашему ребенку освоить важные социальные, коммуникативные, функциональные и поведенческие навыки.
  2. Спектр домашних и школьных методов лечения и вмешательств при РАС может быть огромным, и потребности вашего ребенка могут меняться с течением времени.

Ваш врач может порекомендовать варианты помощи в вашем сообществе. Если у вашего ребенка диагностировали РАС, обратитесь к экспертам с целью разработки стратегии лечения, и создайте команду специалистов, чтобы удовлетворить потребности вашего ребенка.

Поведенческая и коммуникативная терапия, Многие программы охватывают широкий спектр социальных, речевых и поведенческих трудностей, связанных с расстройствами аутистического спектра. Некоторые программы направлены на улучшение проблемного поведения и обучение новым навыкам. Другие программы фокусируют внимание на обучении детей тому, как действовать в социальных ситуациях или как лучше общаться с другими людьми. Прикладной анализ поведения (АВА) может помочь детям освоить новые навыки и применять их в различных ситуациях с помощью системы мотивации, основанной на вознаграждении. Воспитательная терапия, Дети с расстройствами аутистического спектра часто хорошо реагируют на высокоструктурированные образовательные программы. Успешные программы, как правило, включают в себя команду специалистов и различные меры по улучшению социальных навыков, общения и поведения. Дошкольники, которые получают интенсивные индивидуальные поведенческие вмешательства, часто демонстрируют хороший прогресс. Семейная терапия, Родители и другие члены семьи могут научиться играть и взаимодействовать со своими детьми так, чтобы развивать навыки социального взаимодействия, управлять проблемным поведением и обучать навыкам повседневной жизни и общения. Другие виды терапии, В зависимости от потребностей вашего ребенка, логопедия может быть полезна для улучшения коммуникативных навыков, трудотерапия — для обучения повседневным вещам, физиотерапия — для улучшения движения и равновесия. Психолог может порекомендовать способы решения проблемного поведения. Применение лекарств, Никакие лекарства не могут облегчить основные признаки расстройства аутистического спектра, но определенные лекарства могут помочь держать симптомы под контролем. Например, специальные лекарства могут быть назначены, если ваш ребенок гиперактивный; антипсихотические препараты иногда используются для лечения серьезных поведенческих проблем; антидепрессанты могут быть назначены для лечения тревоги. Информируйте всех медицинских работников о приеме вашим ребенком любых лекарств и добавок. Некоторые лекарства и добавки могут взаимодействовать, вызывая опасные побочные эффекты.

Полный ответ

Что такое легкая форма аутизма?

Гимранов Ринат Фазылжанович Невролог, нейрофизиолог, стаж — 33 года; Профессор неврологии, доктор медицинских наук; Клиника восстановительной неврологии. Об авторе Дата публикации: 8 сентября, 2020 Обновлено: 25 марта, 2021 Легкая стадия аутизма – это факт наличия симптомов расстройства аутического спектра (РАС), но выраженных не настолько, чтоб критически ухудшить качество жизни и социальные связи человека. Среди других видов аутизма, имеет лучший прогноз. Люди с легким течением РАС не имеют проблем с интеллектом.

Часто они талантливы в своей сфере. При этом не лишены типичных для аутического расстройства проблемами с восприятием и пониманием окружающих и законов общества. Правильная коррекционная работа и вовремя начатое лечение, помогают аутисту с легкой формой преодолеть симптомы, интегрироваться в общество.

Такие люди получают образование, заводят друзей, устраивают личную жизнь и находят работу. Первые признаки легкого аутизма становятся заметны с 1 года, в раннем детстве. В моменты, когда малышу приходит время общаться с другими людьми или проявлять ожидаемые эмоции.
Полный ответ

Как играют дети с РАС?

Как распознать аутизм у детей? Аутизм – тяжелое психическое расстройство, крайняя форма самоизоляции. Выражается в уходе от контактов с действительностью, бедностью выражения эмоций. Аутисту свойственно неадекватное реагирование и дефицит социального взаимодействия. Характерные признаки аутизма 1.

У ребенка с аутизмом плохо развивается речь, как рецептивная (понимание), так и экспрессивная. Зачастую речь имеет форму эхолалий (повторы элементов речи, услышанных от окружающих или по телевизору). Доступны для понимания лишь простые однозначные указания («садись», «ешь», «закрой дверь» и т.д.). Абстрактное мышление отстает в развитии, что проявляется в непонимании таких элементов речи, как местоимения (твой, мой, его и т.д.) и др.

Неспособность ребенка говорить или понимать речь – наиболее частая жалоба родителей при первичном осмотре ребенка. Проблемы с речью становятся очевидны на втором году жизни ребенка.2. Ребенок ведет себя так, как если бы у него был явный дефицит ощущений и восприятия – т.е.

Как будто он слепой и глухой, но более тщательное обследование выявляет сохранность всех сенсорных модальностей. Родители детей с аутизмом жалуются на то, что им очень трудно привлечь внимание своих малышей. Обычно они не поддерживают контакт взглядов с родителями и/или не поворачивают голову в ответ на обращенную к ним речь.3.

Дети с аутизмом обычно не развивают тесных эмоциональных отношений с родителями. Это выявляется в первые месяцы жизни, когда родители обнаруживают, что ребенок не прижимается к матери, находясь у нее на руках, а иногда сопротивляется физическому контакту, напрягая спину и пытаясь выскользнуть из родительских объятий.4.

Дети с аутизмом не играют с игрушками, как это делают обычные дети. Они не проявляют особого интереса к игрушкам и не занимаются ими в свободное время. Если они играют, то часто весьма своеобразно, например крутят колеса перевернутого игрушечного грузовика, скручивают кусок веревки, нюхают или сосут куклу.

Читайте также:  Как Здороваться С Детьми В Детском Саду?

Неспособность играть с игрушками может быть выявлена на втором году жизни.5. Отсутствуют или заметно ограничены игры со сверстниками. Ребенок может либо не проявлять интереса к таким играм, или у него могут отсутствовать необходимые игровые умения и он, как правило, не обращает внимания на других детей, если только не участвует в простой игре типа «дай-возьми».

  • Этот признак также легко обнаруживается на втором году жизни.6.
  • Навыки самообслуживания у детей с аутизмом отсутствуют или их развитие крайне задерживается.
  • Им трудно научиться самим одеваться, пользоваться туалетом и есть без посторонней помощи.
  • Эти дети плохо распознают обычную опасность, и за ними нужен постоянный присмотр, чтобы они не получили серьезных травм, переходя улицу с интенсивным движением, играя с электрооборудованием и т.д.7.

У детей с аутизмом очень часты вспышки ярости и агрессии. Эта агрессия может быть направлена на себя, когда дети кусают свои руки, бьются головой о пол, мебель или бьют себя кулаками по лицу. Иногда агрессия направляется на других, и тогда дети кусают, царапают или бьют своих родителей.8.

  1. Дети с аутизмом могут часто демонстрировать «самостимулирующее» поведение в форме ритуальных, повторяющихся стереотипных действий.
  2. Они раскачиваются всем телом стоя или сидя, хлопают в ладоши, вращают предметы, не отрываясь смотрят на свет, вентиляторы и другие вращающиеся объекты, выстраивают предметы аккуратными рядами, подпрыгивают и приседают или крутятся на одном месте в течение долгого времени.

Ряд видов нормального поведения, обозначаемых как «навыки-осколки» («splinter-skills») или «островки интактного интеллектуального функционирования», часто обнаруживается у детей с аутизмом. Это нормальное поведение проявляется в следующих сферах: 1. Аутизм часто диагностируется на фоне нормального прохождения стадий развития, таких как овладение самостоятельной ходьбой в 15 месяцев.

  • Часты сообщения о необычайно хорошем моторном развитии детей с аутизмом, которые ходят и легко удерживают равновесие.2.
  • Также стало уже привычным искать признаки адекватной памяти при постановке диагноза аутизм.
  • Например, ребенок с аутизмом может быть способен повторять в форме эхолалий или как-то иначе голоса других детей или рекламу по ТВ.

Или он может хорошо запоминать зрительные детали.3. Ребенок с аутизмом может иметь довольно развитые специфические интересы – играть с механическими предметами, приборами, заводными игрушками. Некоторые обнаруживают большой интерес к музыке и танцам. Может замечаться способность к складыванию мозаичных головоломок, любовь к числам или буквам и т.д.4.

У некоторых детей с аутизмом наблюдаются ограниченные, но специфические страхи, существующие в более кратковременной форме у обычных детей. Например, ребенка с аутизмом может необычайно сильно пугать звук включенного пылесоса или сирены проезжающей скорой помощи. Что делать родителям – общие рекомендации Ранний детский аутизм – медицинский диагноз, поэтому его может поставить лишь детский психоневролог.

Обязательно пройдите с ребенком всестороннее обследование, а затем вместе с врачами и детским психологом разработайте индивидуальную программу лечения и корректирующего воспитания. Главное – проявлять терпение, доброту и всегда твердо верить в успех.

Родители прежде всего должны создать ребенку эмоционально-психологический комфорт, чувство уверенности в себе и защищенности, а потом постепенно переходить к обучению новым навыкам и формам поведения. Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в этом мире, а значит нужно научиться за малышом наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человечка и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами. Как правило, даже неговорящие аутичные дети охотно выполняют невербальные задания, то есть такие, в которых не нужно использовать речь. Необходимо учить ребенка с помощью лото, головоломок, пазлов, мозаики налаживать контакт, вовлекать его в индивидуальную и совместную деятельность. Если ребенок подходит к какому-либо предмету, называйте его, дайте малышу подержаться за него руками, ведь таким образом подключаются все анализаторы — зрение, слух, осязание. Такие дети нуждаются в многократном повторении названий предметов, им надо говорить, для чего они предназначены, пока ребята не привыкнут к ним, не «включат» в поле своего внимания. Когда аутичный ребенок всецело чем-то занят (например, разглядывает себя в зеркале), можно осторожно подключать речевое сопровождение, «забывая» называть предметы, которых касается ребенок, Это провоцирует неговорящего кроху преодолеть психологический барьер и сказать нужное слово. Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться к тому, чтобы они имели какой-то смысл: выкладывание рядов из кубиков — «строим поезд», разбрасывание кусочков бумаги «устроим салют». При «лечении игрой» желательно использовать игры с четко установленными правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходимо говорить. Причем любую игру нужно проигрывать много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила и игра для него была неким ритуалом, который так любят маленькие аутисты. Проблемы аутичного ребенка нужно решать постепенно, ставя перед собой ближайшие цели: помочь избавиться от страхов; научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии; подключить ребенка к общим занятиям. Поскольку аутистам трудно различать по мимике эмоции других людей, не говоря уже о своих собственных, нужно подбирать для просмотра мультфильмы с героями, у которых понятная мимика. Так, многие аутичные дети «дружат» с паровозиком Томом, героем мультфильмов и игрушкой. В мультфильме «Шрек» тоже очень выразительны мимика и эмоции героев. Пусть ребенок угадывает настроение персонажей сказок (например, с помощью стоп-кадра), пробует изобразить их сам. В минуты погружения малыша в себя старайтесь отвлекать его, играйте в настроения, но ваша мимика должна быть выразительной, чтобы он угадал ваше настроение. Приобщайте малыша к театральным представлениям. Конечно, поначалу ребенок будет оказывать бурное сопротивление попыткам вовлечь его в эти занятия. Однако, если проявить настойчивость, задействовав при этом поощрение, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость. Очень полезно придумывать истории, в которых действуют положительные и отрицательные герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне усваивать, что такое хорошо и что такое плохо. Разыгрывать эти истории можно как с детьми, так и с куклами, объяснив, что каждый будет играть определенную роль. «Спектакли» необходимо ставить по многу раз, каждый раз внося какие-то небольшие изменения.

Несмотря на особенности общения, аутичный ребенок должен бывать в коллективе. Если воспитатели детского сада не могут работать с вашим малышом, найдите спецпедагога, который научит ребенка взаимодействовать со взрослыми и детьми в коллективе. Оптимальная подготовка к школе – это малокомплектная интегрированная группа в коррекционном центре.

  • Первое время, пока малыш не привыкнет, родители могут присутствовать на занятиях.
  • Важно помнить, что в сложных случаях коррекционно-развивающие занятия должны быть достаточно интенсивны и продолжительны.
  • В выборе конкретных методов и определения нагрузки вашему малышу поможет семейный педиатр или психолог.

Кривко Елена Михайловна психолог высшей категории. Читать подробнее: Как распознать аутизм у детей?
Полный ответ

Почему аутисты не могут смотреть в глаза?

Почем дети с аутизмом не смотрят в глаза? | Фонд Выход, аутизм в России 07.06.13 Один из самых известных симптомов аутизма может быть связан с восприятием, а не с социальными навыками Автор: Карен Рован / Karen Rowan Источник: Детям с аутизмом очень часто трудно поддерживать контакт глазами во время социального взаимодействия.

Недавнее исследование предполагает, что, по крайней мере, частично, это объясняется не столько социальными нарушениями, сколько особенностями их зрительного восприятия. В рамках исследования у детей с аутизмом наблюдалась наибольшая активность в зрительном участке коры головного мозга, когда изображение помещалось на периферию поля зрения ребенка, а не когда изображение оказывалось в центре поля зрения.

Для обычных детей было верно прямо противоположное. Когда ребенок с аутизмом избегает взгляда в глаза, окружающие могут быть «склонны интерпретировать это поведение как социальный дефицит», говорит ведущий автор исследования, Джон Фокс, нейробиолог из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке.

«Однако причина может быть в гораздо более фундаментальной особенности» — пониженной способности контролировать мышцы, отвечающие за движения глаз, считает он. В исследовании принимали участие 22 ребенка с аутизмом и 31 ребенок без аутизма. Перед глазами ребенка зажигались черно-белые клетки, в то время как электроды на голове измеряли его активность мозга.

Ученые пытались определить, как активация в зрительной коре головного мозга связана с местоположением изображения. У большинства людей наибольшая часть зрительной коры головного мозга посвящена обработке данных из центра поля зрения, а не с периферии.

«Если вы выставите большой палец прямо перед вами на расстоянии вытянутой руки, то он займет примерно один процент поля зрения, а в вашей визуальной коре головного мозга ему будет посвящено где-то четыре квадратных сантиметра коры головного мозга. Если же вы сдвинете палец сантиметров на двадцать вправо, то ему будет посвящено лишь 1,5 квадратных сантиметра коры», — объясняет Фокс.

В исследовании «мы обнаружили, что при периферическом расположении объектов, реакция в коре детей с аутизмом была значительно больше», поясняет он. «Карта» коры головного мозга, где за каждым участком поля зрения закрепляется определенный участок коры, развивается в самом начале жизни.

Новые данные предполагают, что «у детей с аутизмом есть базовые различия в карте зрительной коры». По словам Фокса: «У них больше нейронов, которые обрабатывают информацию с периферии зрения». Известно, что у детей с аутизмом частое есть моторные, то есть двигательные нарушения, и, возможно, они присутствуют еще в младенчестве и распространяются на способность контролировать движения глаз.

Это не дает зрительной коре головного мозга развиваться так же, как и у людей без аутизма, считает Фокс. Разумеется, неспособность контролировать движения глаз не может привести к аутизму, но, возможно, в случае аутизма она «подливает масла в огонь». Младенец с аутизмом неспособен произвольно направлять свой взгляд, и люди, окружающие ребенка, негативно реагируют на отсутствие контакта глазами с ним.

  1. Люди считают, что ребенок избегает социальных контактов с ними, в ответ, они сами прекращают социальное взаимодействие, что превращается в порочный круг.
  2. Необходимы дополнительные исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, но данное исследование предоставляет первые научные доказательства в ее пользу.

Однако в этом исследовании самому младшему участнику было семь лет, в то время как аутизм можно достоверно установить в возрасте 3-4 лет, его даже можно выявить в течение первых нескольких месяцев жизни. Так что в ближайших планах ученых провести аналогичное тестирование среди детей более младшего возраста.
Полный ответ

Почему рождаются дети с РАС?

Эта статья — о детском аутизме (синдроме Каннера). Об аутизме при шизофрении (описанном Блейлером) см. аутизм (симптом),

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела, Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

table>

Аутизм Стремление вновь и вновь упорядочивать предметы — возможный признак аутизма, МКБ-11 6A02 МКБ-10 F 84.0 МКБ-10-КМ F84.0 МКБ-9 299.00 МКБ-9-КМ 299.0 OMIM 209850 DiseasesDB 1142 MedlinePlus 001526 eMedicine med/3202 ped/180 MeSH D001321 Медиафайлы на Викискладе

Аути́зм (также известный как инфанти́льный аути́зм ( англ. infantile autism ), де́тский аути́зм ( childhood autism ), ра́нний инфанти́льный/де́тский аути́зм ( early infantile/childhood autism ), синдро́м Ка́ннера или аути́зм Ка́ннера ( Kanner’s autism ), в DSM-IV — аутисти́ческое расстро́йство ( autistic disorder ) — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет, Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра, Причины аутизма тесно связаны с генами, влияющими на созревание синаптических связей в головном мозге, однако генетика заболевания сложна, и в настоящий момент не ясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов либо редко возникающие мутации,

В редких случаях обнаруживается устойчивая ассоциация болезни с воздействием веществ, вызывающих врождённые дефекты, Другие предполагаемые причины спорны — в частности, не получено каких-либо научных доказательств гипотезы, связывающей аутизм с вакцинацией детей,

По данным из США, в 2011—2012 годах аутизм и расстройства аутистического спектра официально диагностированы у 2 % школьников, что намного больше по сравнению с 1,2 % в 2007 году. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко выросло с 1980-х годов, отчасти из-за изменившихся подходов к диагностике; пока неясно, повысилась ли реальная распространённость расстройства,

При аутизме отмечены изменения во многих участках мозга, но как именно они развиваются — неясно. Обычно родители замечают признаки расстройства в течение первых двух лет жизни ребёнка. Несмотря на то, что при раннем поведенческом и когнитивном вмешательстве ребёнку можно помочь в обретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения, в настоящий момент неизвестны методы, способные полностью излечить от аутизма,

Немногим детям удаётся перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия, однако некоторые добиваются успеха, Более того, возникла своеобразная культура аутичных людей, ряд представителей которой занимается поисками лекарства, другие же считают, что аутизм — скорее «особое», альтернативное состояние, чем болезнь,

Классифицирующийся как заболевание нервной системы, аутизм проявляется прежде всего в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детей в возрасте до трёх лет. Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, но наблюдение за поведением и реакциями ребёнка позволяет распознать это нарушение, развивающееся примерно у 1—6 детей на тысячу.
Полный ответ

Чего боятся дети с аутизмом?

Страхи у детей с аутизмом. Часть 1. Легко возникающие страхи и повышенная тревожность, затрудняющие активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, характерны для многих нарушений психического развития. Проблема страхов является одной из наиболее выраженных поведенческих проблем и у детей с аутистическим развитием, при котором исходно отмечается особая чувствительность ребенка по отношению к ряду сенсорных воздействий окружающего мира и крайняя невыносливость, пассивность в эмоциональном контакте с близкими.

  1. Проблема страхов по-разному проявляется при разных вариантах аутистического дизонтогенеза.
  2. Это может быть и полное отсутствие чувства реальной опасности и чрезмерная осторожность; постоянная тревожность и фиксация отдельных страхов; паническая реакция на пугающий объект или ситуацию и особое влечение к «страшному».

Рассмотрим подробнее некоторые из этих характерных проявлений и постараемся понять, в чем состоит их основное отличие от обычных детских страхов. Появление страхов у маленького ребенка естественно и закономерно. Первые страхи возникают уже в младенческом возрасте и своевременность их выраженности, также как и затем ослабления, являются определенными показателями благополучия аффективного развития.

  1. Среди них, например, страх быстро надвигающегося объекта, резкого изменения положения тела, «обрыва» в пространстве, интенсивности звука, «чужого лица».
  2. Эти страхи адаптивно значимы, они свидетельствуют о том, что у ребенка выражено чувство самосохранения.
  3. В районе года, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться и попадает в «плен» динамических сенсорных впечатлений, он временно теряет чувство опасности.

Но это очень непродолжительный период. На смену ему закономерно приходит время тщательного освоения пространства, которое происходит в течение раннего возраста. С одной стороны, ребенок начинает определять безопасные места и это доставляет ему массу удовольствия, порождает целый период любимых игр, связанных с обнаружением укрытий, с залезанием в «норку»: под стол, в коробку, под куст, под горку на детской площадке.

  1. Именно в это время он начинает по-настоящему прятаться в укромных уголках квартиры и чувствовать там себя очень уютно.
  2. Вместе с тем малыш теперь становится более осторожным: появляется опасение высоты, неустойчивости.
  3. Если раньше, в возрасте около года, он бесстрашно карабкался на горку, то теперь осторожничает, не отпускает мамину руку или не решается съехать; на прогулке, убегая от мамы, обязательно оборачивается или многократно возвращается к ней.

После временной утраты чувства опасности формируются его собственные аффективные метки опасных мест и ситуаций, складывающиеся не только в результате реального опыта и под воздействием эмоциональных предостережений мамы, но из-за вновь проявляющейся в это время чуткости к этологическим знакам опасности.

  • Он начинает им пунктуально следовать и вовлекать в это близких, указывая на обрыв ступеньки, неровность на дороге, трещину на асфальте, проверяет устойчивость стула, не желает входить в темное помещение или лифт, крепко держится за мамину руку около проезжей дороги или рычащей собаки.
  • Часто он начинает ощущать опасность даже там, где взрослый ее не видит.

Например, как угроза может ощущаться любая дырка, нарушение целостности предмета (отверстие в раковине, куда уходит вода, вентиляционная решетка, сдувшийся на глазах воздушный шарик и т.д.). Понятно, что в это время дети бывают так восприимчивы в улавливании неправильности лица, диспропорции фигуры случайного прохожего, теперь малыш может испугаться карнавальной маски, клоуна, старого лица.

  • Страхи фиксируются; именно в середине раннего возраста впервые появляются страшные сны, о которых узнают родители.
  • Важнейшим способом организации впечатлений ребенка, как и на более ранних этапах развития, является эмоциональная оценка близкого взрослого.
  • Однако теперь, пытаясь успокоить малыша, взрослый все чаще сталкивается с тем, что его прежние возможности «эмоционального заражения» не всегда достаточно эффективны в устранении тревоги, опасений и временами утрированной осторожности малыша.

Близким трудно теперь просто успокоить ребенка, сняв его испуг своей непосредственной положительной эмоциональной оценкой происходящего, как это было раньше, неприятное переживание остается для ребенка индивидуально значимым. Помощь происходит, прежде всего, за счет введения пугающего впечатления в целостный контекст разработанного жизненного уклада, где оно десенсибилизируется не только эмоциональной оценкой взрослого, но и обилием положительных переживаний порядка, привычных удовольствий, уюта, достижений ребенка, а также особых впечатлений дозированного веселого риска.

Постепенно ребенок становится способным вместе со взрослым пережить отдельное тревожащее его или дискомфортное впечатление, проговаривая происходящее, помечая его, отграничивая от себя и, тем самым, подтверждая свою защищенность: «бабушка ста-а-ренькая», «у дяди ножка больная», «сейчас вся грязная водичка убежит».

Введенные в более широкий смысловой контекст, эти впечатления перестают быть остро пугающими. Ребенок стремится утвердить и закрепить переживание собственной безопасности, именно поэтому с такой готовностью он откликается на утешения мамы в ситуациях, когда сам падает или ударяется («Чуть не упал», «Подули – все прошло»).

Таким образом, с помощью взрослого складываются привычные ритуалы защиты от угрожающих неприятностей, оформляющиеся как в определенных стереотипных действиях (подуть, потрогать пальчиком, если опасается, что горячо), так, что особенно важно – в словесных формулировках, которые начинают приобретать «магический» характер.

Показательно, что ребенок их использует не только в реально неприятных или тревожных ситуациях, но и «тренирует» в игре. Другим культурным способом организации впечатлений ребенка и, в том числе пугающих, в это время являются детские книги, первые сказки.

  • Переживая вместе со взрослым непродолжительные моменты остроты, приключения и обязательной победы над опасностью, малыш получает определенную закалку, опыт устойчивости к страху.
  • Уже в младенческом возрасте взрослый начинал тренировать его на преодоление физического барьера, теперь — на преодоление внутренних страхов.
Читайте также:  Как Сделать Так Чтобы Ребенок Захотел Учиться?

Это тем более актуально, что по мере фиксации неприятного и пугающего, у малыша в районе двух лет впервые могут возникать и реальные страхи (собак, глубины, высоты, темноты, машин, врачей, страх потеряться и др.) и пугающие сновидения. В благополучных условиях, несмотря на отдельные страхи, которые переживает в большей или меньшей степени каждый ребенок, любовь и поддержка близких, подтверждение ими его достижений, соответствия их ожиданиям позволяет ему в этот возрастной период чувствовать себя надежно, уверенно и быть достаточно активным в самостоятельном освоении окружающего мира.

При аутистическом развитии наблюдаются иные тенденции. В случаях наиболее тяжелого раннего нарушения взаимодействия с окружением (первая группа РДА по классификации О.С.Никольской), создается впечатление отсутствия страха там, где он должен был бы возникать. Практически во всех историях развития таких детей присутствуют свидетельства родителей об отсутствии у ребенка страха высоты, глубины, темноты; о невыраженности реакции на боль; о не возникающем в связи с нарушением формирования привязанности «страха чужого», а затем – страха потеряться (малыш может убежать, не оглядываясь, от родителей на прогулке) и т.д.

Дефицитарность чувства самосохранения ярко проявляется у детей с наиболее глубоким аутизмом не только в тот период (в районе года), когда и благополучно развивающийся ребенок, попадая под власть силовых воздействий окружающего сенсорного поля (К.Левин ), временно теряет «чувство края», чуткость к этологическим знакам опасности, становится крайне неосторожным.

«Полевое поведение» остается основной формой активности таких детей и в более старшем возрасте. Отсутствие ощущения реальной опасности может наблюдается и у детей с менее глубоким аутизмом (третья группа РДА). Но в этом случае недостаточность развития чувства самосохранения связана не с захваченностью малыша динамическими «полевыми» впечатлениями, а с ранним появлением избирательных влечений, стремление к получению которых может сопровождаться опрометчивыми действиями.

Причем особенно привлекательным для ребенка становится неизбежная яркая негативная реакция близких. Склонность к подобным действиям (а затем их вербальному аналогу – проговариванию пугающих впечатлений и возможных опасных ситуаций) закрепляются в аффективном опыте ребенка как один из основных способов его аутостимуляции.

У детей второй группы отмечается противоположная тенденция в развитии чувства самосохранения. На первый план выходит сверхчувствительность, особенно заметными становятся чрезмерная осторожность и брезгливость: ребенок не хочет вылезать из коляски, не решается наступить на снег, не пытается копаться в песке и залезать в лужи, как большинство его сверстников; может бояться неожиданных «обрывов» в пространстве ступенькой лестницы и отверстием люка.

Прежде всего, здесь как угроза существованию воспринимается любое изменение привычной обстановки. Генерализованный страх могут вызывать перемена места жительства, переезд на дачу и обратно, выход мамы на работу, помещение в ясли и другие события, неизбежно происходящие в жизни каждого малыша.

  • Под их влиянием у аутичного ребенка может нарушаться сон, теряться приобретенные к этому времени навыки, наблюдаться регресс речи, усиление аутостимуляционной активности и появление самоагрессии.
  • Заметно разлаживать его поведение могут и более «несерьезные» изменения – например, перестановка мебели в комнате или приход гостей в дом.

Такой ребенок особенно остро реагирует на маркеры реальной опасности. Основная проблема заключается в том, что его крайняя чуткость к ряду негативных этологических знаков (например, резкому приближению объекта, ограничению движения) не коррегируется эмоциональным смыслом ситуации, как это происходит в норме.

Поэтому такой малыш может пугаться резкого приближения даже маминого лица, объятия близкого человека. Вместе с тем, такая же выраженная реакция может провоцироваться и раздражителями, вызывающими дискомфорт (например, ребенок замирает и надолго пугается, когда ему надевают свитер через голову или шапку; не может вынести дырки на колготах; не дает подстричь себе волосы; проявляет чрезмерную брезгливость).

Создается впечатление, что у таких детей не только снижены пороги в восприятии отдельных признаков этологической угрозы, но и размыты границы между неприятным ощущением и страхом. Можно представить себе, насколько в таких условиях бывают тяжелы обычные процедуры ухода за маленьким ребенком.

  1. В большинстве случаев наблюдаемых нами детей с подобным вариантом развития с раннего возраста (до двух лет) возникали и прочно фиксировались страхи горшка, мытья головы, стрижки ногтей, волос.
  2. Очевидно, что у таких детей наблюдается не просто усиленное чувство реальной опасности, развитие которого предполагает аффективную ориентировку в ситуации, возможность прогнозирования последствий своих действий и активности окружающих, а обостренная избирательная чувствительность к впечатлениям, которые могут представлять объективную угрозу для существования, а могут быть и достаточно безобидны.

К стимулам определенных модальностей такой ребенок может быть особо сензитивен, и тогда выраженный страх может вызывать насыщенный цвет (черных волос, красных ягод), умеренный тактильный раздражитель (прикосновение к голове, капля сока или воды на коже).

Ряд страхов, которые иногда производят впечатление нелепых, беспричинных (например, собственной босой ножки, высунувшейся из-под одеяла, раскрывшегося зонтика или дырки на колготках), становятся более понятными, если вспомнить, насколько аутичный ребенок может быть чувствителен к нарушению завершенной формы.

При этом постоянная напряженность (в том числе и моторная), ограниченность собственной ориентировки в пространстве, связанная, прежде всего, со страхами, делают такого ребенка реально уязвимым в контактах со средой – он не замечает, что у него под ногами, натыкается на углы и т.д.

Характерна явно дезадаптивная особенность его реагирования на неудобство, боль – возникает тяжелая самоагрессия, с помощью которой малыш заглушает травматические переживания; он обычно не может пожаловаться, не может принять помощь жалеющего близкого. Наряду с мощными двигательными стереотипиями, которые являются наиболее примитивным способом «заглушения» ощущения опасности, ребенок с подобным вариантом аутизма в дальнейшем может прибегать и к более сложной форме аутостимуляции – навязчивому переспрашиванию взрослого об одном и том же, требуя моментального и обязательно одинакового ответа.

Очевидно, что и эта тенденция тоже не может быть продуктивной для реальной адаптации. У детей с наиболее легким вариантом аутистического дизонтогенеза (четвертая группа), помимо отмечаемой чуткости к знакам этологической угрозы (страх неожиданного громкого звука — урчания труб, стука отбойного молотка, грохота лифта, лая собаки, громкого голоса; высоты, глубины, резкого движения по направлению к себе, неустойчивости и т.д.), наблюдается склонность к заражению маминым опасением, выраженная боязнь не успешности.

Надо сказать, что в значительной степени характерная тревожность близких ребенка бывает обоснована (малыш неловок, невнимателен, пуглив). Поэтому в его поведении закрепляются и доминируют проявления сверхосторожности, нерешительности, тормозимости. Итак, страхи возникают уже в раннем возрасте и остаются актуальными на протяжении ряда лет.

Причины их достаточно разнообразны. Часть из них, как уже было сказано, порождается раздражителями, связанными с инстинктивным ощущением угрозы. Сам факт возникновения испуга в подобных ситуациях естественен. Необычной же бывает острота этой реакции и ее непреодолимость.

  • Так может оставаться актуальным на протяжении многих лет возникший еще в младенчестве страх резко взлетевших из-под коляски птиц.
  • Легкость возникновения страхов связана, как мы видим, и с особой избирательной сензитивностью такого ребенка к сенсорным впечатлениям определенной модальности (звуковым, тактильным, зрительным, вкусовым, обонятельным), когда субъективно повышается интенсивность определенных раздражителей.

Главное, что все эти впечатления остаются непереработанными в индивидуальном аффективном опыте малыша, по отношению к ним не происходит десенсибилизация. Острота их сохраняется годами и не зависит даже от реального присутствия пугающего объекта, такое же ощущение катастрофы и разлаживание поведения у ребенка может вызвать его изображение или обозначающее его слово.

Таким образом, специфика страхов при аутистическом дизонтогенезе заключается не столько в их содержании, сколько в их интенсивности и прочной фиксации. Рано и жестко закрепляются пугающие ситуации, поэтому ребенок так отчаянно сопротивляется новизне, изменению, требует сохранения постоянства, не решается экспериментировать, исследовать, не становится любопытным.

Нарушения привычного стереотипа жизни, привычных условий окружающего и форм поведения близких воспринимаются таким ребенком как угроза существованию. Однако объект страха может становиться и объектом влечения ребенка, его особого пристрастия. В общей логике аффективного развития эта тенденция, когда объект страха вызывает уже не только самые пассивный виды защиты (уход, запрет на его обозначение, усиление заглушающей травмирующее впечатление аутостимуляции), а становится предметом интереса, продуктивна.

Однако максимальное достижение ребенка с аутизмом, ограниченного в реагировании наиболее жесткими рамками стереотипа, это только выход на амбивалентное отношение к пугающему объекту (и страх и интерес). К сожалению, это не может принести ему облегчения. Родители чаще всего не понимают, что постоянное требование какого-то определенного объекта или действия их малышом не обозначает того, что они ему доставляют удовольствие.

Напротив, он постоянно находится в напряжении, в тревоге, в тяжелом дискомфорте, может быть агрессивным, переживать сильнейшие аффективные срывы. Например, мальчик примерно с двух лет испытывал, по мнению близких, особый интерес к изображениям петуха.

Он требовал покупать всех игрушечных петушков (но потом их выбрасывал), на прогулках и при поездках на машине искал щиты рекламы продукции «Галина Бланка» с изображением курицы, бесконечно заставлял маму его копировать на больших листах и затем вырезать. Решив доставить ребенку удовольствие, родители украсили его комнату обоями с петушками – после чего он перестал заходить в свою квартиру, и маме с ним пришлось жить у бабушки.

Логопед, чтобы наладить контакт с мальчиком, принесла на занятие огромного игрушечного петуха – ребенок категорически отказался от взаимодействия и проявлял выраженный негативизм при попытках заниматься с ним другими специалистами. Каждую перспективу прихода в их дом какого-нибудь гостя или встречу с новым знакомым он мрачно комментировал («и подарит петуха»).

Как выяснилось из истории развития ребенка, в основе такого сложного, амбивалентного переживания мальчика лежал ранний зафиксированный страх (когда-то на даче, когда ему было меньше двух лет, он очень испугался петушиного крика). Отсюда – страх реалистического изображения петуха (особенно наличие «рта» — раскрытого клюва, который может издавать звук), постоянные провокации ребенка, отражающие амбивалентность его переживания – навязчивый вопрос: «Как кричит петушок?», который на самом деле не предполагал никакого ответа (спрашивая, мальчик уже заранее пугался и не давал ответить, реагируя агрессией).

Вместе с тем – безуспешные попытки «приручения» самого нейтрального, безопасного рекламного изображения, в котором отсутствуют устрашающие детали. Для аутичных детей третьей группы особенно характерно формирование такого неоднозначного по качеству переживания (одновременно и пугающего и привлекательного).

  • Но если в норме эта тенденция лежит в основе формирования механизма экспансии, активного освоения окружающего мира, то в случае нарушенного аффективного развития мы не видим финала этого движения — победы положительной оценки, выхода на преодоление пугающего впечатления.
  • Поэтому подобные переживания становятся патологическим способом тонизирования – они возбуждают, будоражат ребенка, но не могут развиваться и использоваться в его адаптивном поведении.

Кроме того, впечатления, вызывающие такие амбивалентные переживания (в связи с неоднородностью их структуры) – наименее пресыщаемы. Именно на их основе формируются характерные для детей третьей группы стойкие влечения к страшному, неприятному. Именно с такими впечатлениями чаще всего связаны их однотипные монологи и рисунки.

Ребенок может постоянно говорить о пиратах, помойках, кладбищах, авариях, «саблезубых тиграх», «кусачих комарах», «злых собаках Диках»; рисовать семейство черепов, высоковольтные линии с надписью: «Не влезай – убьет», коллекции оружия, паука-птицееда, птиц с острыми клювами и т.д. Читать подробнее: Страхи у детей с аутизмом.

Часть 1.
Полный ответ

Почему аутисты не едят?

Аутизм и проблемы с едой: ребенок ест лишь конфеты и чипсы • Аутизм — это Я слышала, что дети с аутизмом будут есть, если они достаточно проголодаются. Наша дочка весь день грызет карамельки, чипсы и крекеры, а мне бы хотелось, чтобы она ела настоящую еду.

  • Я пыталась раньше давать ей что-нибудь питательное, но ничего не помогало.
  • Я очень беспокоюсь.
  • Если просто отобрать у нее всю вредную еду, не начнет ли она голодать? Нужно ли идти жестким путем? На вопрос отвечает Мойра Пена (Moira Pena), эрготерапевт из детской реабилитационной больницы в Торонто.
  • Спасибо за ваш вопрос.

Во-первых, позвольте мне вас заверить, что множество родителей детей в спектре аутизма сталкиваются с такой же ситуацией. Недавний анализ существующих исследований на эту тему подтвердил, что дети с аутизмом в пять раз чаще имеют проблемы с питанием по сравнению с детьми с типичным развитием.

Первый шаг в работе над этой проблемой состоит в том, чтобы признать, что проблемы с питанием и необычное поведение, связанное с едой, — это распространенный симптом аутизма. Постарайтесь не чувствовать себя виноватой в пищевых привычках своего ребенка. Это не ваша вина, если дочь отказывается от здоровой пищи.

Ваша задача как родителя — предлагать более питательные варианты. Есть или нет — это решает ребенок. Во-вторых, очень важно поговорить с ее педиатром и/или диетологом, чтобы гарантировать, что вы можете убрать чипсы и крекеры, не опасаясь медицинских последствий.

  1. Вам нужно убедиться, что у нее нет пониженного веса или нехватки питательных веществ, только после этого можно убирать какие-то продукты.
  2. Педиатр или диетолог может порекомендовать ей прием пищевых добавок по необходимости.
  3. Кроме того, важно, чтобы педиатр или диетолог продолжал наблюдать за здоровьем вашей дочери в период, когда вы будете пытаться изменить ее рацион.

Если возможно, я настоятельно рекомендую найти гастроэнтеролога, у которого есть опыт работы с детьми с аутизмом и пищевыми проблемами. Он сможет определить медицинские причины, по которым ваша дочь может отказываться от других продуктов. Эти причины могут включать хронические боли в животе, гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь (ГЭРБ), запоры или пищевые непереносимости.

У многих детей с аутизмом также есть проблемы с осанкой, которые могут мешать приему пищи. Например, низкий мышечный тонус может мешать им сидеть прямо. Другая распространенная причина пищевых проблем при аутизме — различные виды повышенной сенсорной чувствительности. Как вы, вероятно, знаете, один из симптомов аутизма — это стремление к однообразию.

Из-за этого ребенок с аутизмом может реагировать с тревожностью и неприятием любой новой еды. С подобной проблемой может помочь справиться поведенческий терапевт, который специализируется на работе с детьми с аутизмом. Наконец, у некоторых детей с аутизмом есть проблемы с жеванием, и необходимо будет развивать у них этот двигательный навык.

  1. Впрочем, раз ваша дочь любит карамельки и чипсы, то маловероятно, что у нее есть эта проблема.
  2. Десять стратегий, которые можно попробовать дома Что касается того, что вы можете попробовать самостоятельно, то я предлагаю вам следующие десять стратегий.
  3. Но прежде всего я рекомендую вам глубоко вдохнуть и напомнить себе, что вы не сможете изменить рацион дочери моментально.

Перемены могут быть только постепенными, вы будете продвигаться вперед маленькими шагами. Я рекомендую вам дать себе как минимум один полный месяц, в течение которого вы будете регулярно и постоянно использовать следующие стратегии, чтобы здоровая еда стала более комфортной для вашей дочери.

  • Во время каждого приема пищи и перекуса предлагайте белковую еду, фрукты или овощи вместе с маленьким количеством ее любимых чипсов.
  • Сейчас это может показаться неподъемной задачей.
  • Но когда у ребенка есть проблемы с питанием, нам важно предлагать ему новые варианты еды как можно чаще.
  • Предлагайте ее любимые лакомства в меньшем объеме, чем обычно, но одновременно предлагайте другие продукты.

Если она отказывается от обеда, вам будет спокойнее, поскольку вы будете знать, что у нее все равно будут разные варианты перекуса. А эти знакомые чипсы? Они могут сигнализировать вашей дочери, что сейчас можно начинать есть. Они также могут мотивировать ее сидеть за столом вместе с вами во время еды.

Сделайте еду веселым мероприятием! Попробуйте посмотреть на прием пищи с точки зрения вашей дочери: еда стала источником разногласий с вами и неприятным для нее опытом. Попробуйте придумать, как сделать прием пищи радостным и приятным событием. Я не знаю, сколько лет вашей дочери. Если она еще маленькая, то я бы предложила игры в «продуктовый магазин» с пластиковыми продуктами.

Или это может быть поход в реальный продуктовый магазин, где вы можете поощрять ее брать и класть в тележку разные продукты. Обсуждайте с ней продукты — их цвет, запах, какие они на ощупь. Сочиняйте и пойте с ней песенки про еду. И да, поощряйте ее играть с едой! Если она не хочет прикасаться к еде пальцами, предложите ей использовать ложку или пластмассовый нож, чтобы придавать еде разную форму, делайте из еды фигурки или постройки.

По возможности, как можно больше вовлекайте ее в приготовление еды и перекусов. Главная идея здесь в том, чтобы она начала воспринимать разные блюда и продукты как что-то позитивное. А что может быть позитивнее, чем игра? Превратите прием пищи в привычный совместный ритуал. Многие семьи сейчас все время заняты.

Так что обеды и ужины всей семьей все чаще становятся нереалистичной целью. Но семейный обед может включать лишь двух человек. Идея в том, что вам нужно сидеть вместе за обеденным столом хотя бы 15 минут. Может быть, поначалу ваша дочь вообще не будет ничего есть за столом, ничего страшного, все в порядке.

Главное, что она будет наблюдать, как едят ее близкие люди, она будет привыкать к запахам, виду и звукам, связанным с едой. Все это позитивные шаги к тому, чтобы она начала пробовать новые продукты. Не ждите, пока проголодается. Многие родители детей с аутизмом рассказывали мне, что их дети не воспринимают голод так же, как другие дети.

Полагаю, что эти наблюдения заслуживают отдельных исследований. Тем временем я рекомендую не дожидаться сильного голода и не спрашивать ребенка, хочет ли она есть: почти наверняка она скажет нет. Просто предлагайте ей еду в одно и то же время, в соответствии с расписанием на день.

  1. Предлагайте прием пищи или перекус каждые 2,5 часа.
  2. Для того чтобы избежать постоянных перекусов, запланируйте прием пищи или небольшой перекус каждые 2,5 часа в течение всего дня.
  3. По возможности придерживайтесь этого расписания, исключите любую еду в другое время.
  4. Очень важно, чтобы у ребенка появилась рутина в отношении еды — важно, чтобы она запомнила, что еда бывает только в определенное время.
Читайте также:  Что Должен Уметь Ребенок К Трем Годам?

Подготовьте визуальное расписание. Помните, что четкое и понятное расписание очень облегчает любую задачу для детей с аутизмом. Подготовьте письменный список и/или расписание из картинок, чтобы показать, когда можно поесть или перекусить. Повесьте расписание в ее комнате, на кухне и других местах, где она проводит время.

  1. Вы также можете использовать кухонный таймер или наглядный таймер в телефоне, чтобы показать ей, сколько времени остается до перекуса.
  2. Здесь идея в том, чтобы как можно лучше подготовить вашу дочь к приему пищи.
  3. Это также поможет ей избавиться от тревожности, связанной с едой.
  4. Попробуйте добавить физической активности перед едой.

В эрготерапии мы часто используем физические упражнения, чтобы разбудить тело и ощущения ребенка. Возможно, вам стоит добавить легкие физические упражнения (хотя бы просто маршировать вокруг стола под музыку) перед тем, как вы сядете за обеденный стол.

  • Только помните, что важно веселиться! Не приправляйте еду эмоциями.
  • Я считаю это полезной мантрой для всех родителей.
  • Я имею в виду, что вам важно отслеживать собственную тревожность, когда ребенок ест.
  • Я понимаю, что плохое питание ребенка вызывает у вас сильное беспокойство.
  • Постарайтесь осознанно уменьшить свою тревожность и другие негативные эмоции.

Важно, чтобы прием пищи был связан с позитивной атмосферой! Верьте в то, что ваш ребенок может есть новую еду, и празднуйте каждый успех, пусть даже самый маленький! Поощряйте ее саму накрывать на стол. Перекладывайте еду на большие блюда, чтобы дочь могла сама накладывать еду в тарелку.

Если это возможно, попросите ее помочь вам накрыть на стол или передавать тарелки другим членам семьи. Здесь главная идея в том, чтобы у нее было как можно больше контроля над процессом приема пищи. Одновременно она привыкает к различным сенсорным аспектам еды, например, к ее виду и запахам. Предлагайте ребенку ту еду, которую едят другие члены семьи, даже если вы считаете, что она откажется.

Пусть она хотя бы просто сидит за столом, пока люди вокруг едят. Как я уже упоминала, вид, запахи, близость к еде может помочь ей пробовать новую еду в будущем. Читать подробнее: Аутизм и проблемы с едой: ребенок ест лишь конфеты и чипсы • Аутизм — это
Полный ответ

Можно ли снять диагноз РАС?

Был детский аутизм, а дальше? Информация о материале Опубликовано: 23.08.2017 12:24 Просмотров: 20380 Проблема сохранения диагноза «аутизм» после 18 лет волнует многих родителей детей с расстройством аутистического спектра. Несмотря на то, что согласно Международной классификации болезней МКБ-10 Европейским исследовательским диагностическим критериям ISD 10, Американским диагностическим критериям DSM 5, диагноз РАС (расстройства аутистического спектра) не имеет возрастных ограничений, на практике, после достижения детьми возраста 18-ти лет, диагноз РАС снимается и устанавливаются диагнозы: умственная отсталость (70%), шизофрения (20%), шизотипическое расстройство(2,5%), органическое расстройство(1,5%), расстройство личности (5,5%) (данные из статьи «Как сохранить диагноз аутизм после 18-ти лет», авторы: С.А.

Кременицкая, Н.В. Соловьёва, врачи-психиатры Научного центра персонализированной психиатрии. Москва, Россия, журнал Аутизм и нарушения развития. № 3 (48).2015). Смена диагноза происходит в момент оформления врачами-психиатрами медицинских организаций документации, направляемой в органы медико-социальной экспертизы (МСЭ), при достижении пациентами восемнадцати лет.

Врачи-эксперты бюро МСЭ, определяя степень выраженности и стойкость нарушений функций организма, руководствуются собственной экспертной оценкой пациента, которого они обследуют, и диагнозом, указанным в направлении курирующего врача-психиатра (форма 088/у – 06, утв.

приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 г.) При этом врачи-психиатры объясняют свои действия по изменению диагноза пациентам с РАС тем, что в существующей статистической документации в графах для заполнения отсутствовали коды, обозначающие РАС (F 84). Однако, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статики (Росстат) от 30 июня 2014 года № 459 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения», начиная с отчета за 2014 год в формы федерального статистического наблюдения № 10 и № 36 включены данные по детскому аутизму (код F84.0) и атипичному аутизму (код F84.1).

Таким образом, с 2015 года учет пациентов, страдающих РАС, осуществляется на государственном уровне. Тем не менее, врачи-психиатры при заполнении формы 088/у-06 продолжают изменять диагнозы, игнорируя тем самым вышеуказанный приказ и клинические рекомендации, составленные в 2015 г.

ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им.В.П.Сербского» Минздрава России, ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» и Российским обществом психиатров, в которых отмечено: в отечественной психиатрии существует положение о том, что одна нозологическая категория не переходит в другую на протяжении жизни пациента (ФГБНУ «НЦПЗ», 2013).

Диагноз «РАС» у больных, проживающих на территории Российской Федерации, по адаптированному в 1999 году в России варианту МКБ-10 не должен пересматриваться и после 18 лет. « Необоснованная смена диагноза приводит к нарушениям прав граждан на трудоустройство, получение образования (включая создание специальных образовательных условий) и адекватных диагнозу реабилитационных, коррекционных мероприятий.

В дальнейшем дети с РАС, которым изменят или уже изменили диагноз, могут быть лишены возможности учиться по определенной форме обучения, посещать организации среднего профессионального и высшего образования, занимать определенные должности и т.д. Кроме того, изменение диагноза означает и изменение подхода к лечению и реабилитации », – объясняет юрист ВРООИ «Искра надежды» Шаталова Т.В.

В Воронеже в апреле 2017 г. молодому человеку М., которому исполнилось 18 лет, при направлении медицинской организацией для переосвидетельствования в бюро МСЭ и установления инвалидности, диагноз «детский аутизм» (F84.0) не изменен. Ему установлена инвалидность, на учете у психиатра он находится с прежним диагнозом.
Полный ответ

Какие бывают расстройства аутистического спектра?

Классификация — РАС является предметом споров специалистов, камнем преткновения в составлении классификаций болезней, и словосочетанием, пугающим родителей, чьим детям предустановлен подобный диагноз. Расстройство аутистического спектра часто путают с ранним детским аутизмом (РДА), хотя на практике это принципиально разные нарушения.

В американском диагностическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5) в раздел «Расстройство аутистического спектра» входят: аутизм, синдром Аспергера, детское дезинтегративное расстройство, первазивное нарушение развития без дополнительных уточнений. В Международной Классификации Болезней (МКБ-10), используемой в России, диагностическая категория РАС отсутствует вообще, а аутизм, синдром Аспергера и атипичный аутизм относятся к категории «Общие расстройства развития».

Таким образом, становится ясно, что, употребляя формулировку «расстройство аутистического спектра», мы не можем иметь ввиду что-то конкретное, это всегда категория, включающая в себя несколько не связанных друг с другом расстройств, имеющих сходство лишь в некоторых поведенческих проявлениях.

сложности контакта с окружающим миром, отсутствие реакции на обращенную речь, отсутствие глазного контакта, стереотипные действия и повторяющиеся движения

могут встречаться в комплексе других поведенческих и когнитивных расстройств, требующих абсолютно другого подхода и лечения, Наши врач видят основную задачу в правильной постановке диагноза, что обеспечивает излечение. Мы проводим комплексную диагностику детей с неврологическими нарушениями по экспертным протоколам.
Полный ответ

Когда проходит аутизм?

Аутизм: что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку? Первые 2-3 года особенно сложны для пары, у которой родился первенец. Молодые мама и папа еще учатся быть родителями, и понять, что развитие их ребенка отличается от других – довольно трудно. Что такое аутизм? С этим заболеванием рождаются или это приобретенное состояние в среде, в которой растет ребенок? Детский аутизм — это врожденное заболевание. Факт его возникновения не может быть следствием таких внешних причин, как, например, социальный или культурный уровень семьи.

Решающую роль играет биологический фактор, который определяет рождение такого ребенка. Конечно, есть внешние обстоятельства, которые при прочих равных условиях провоцируют появление симптомов этого расстройства — тяжелая вирусная инфекция, в некоторых случаях даже резкая смена семейной обстановки, например, внезапная разлука с матерью, госпитализация ребенка в больницу и другое.

Часто ребенок-аутист – первенец в семье, и родители еще не знают, как должен развиваться ребенок. Впоследствии они вспоминают, что не раз задумывались над тем, почему их ребенок развивался не как другие дети, но все же серьезных отклонений не подозревали.

  • Поэтому этот день — 2 апреля — как раз призывает к тому, чтобы взрослые внимательнее присматривались к ребенку вообще и как можно раньше замечали любые аномалии в его развитии.
  • А уж аутизм это или какое-то другое заболевание – это должен решать врач.
  • Как родители могут определить, что их ребенок страдает данным заболеванием? К сожалению, часто родители не сразу обращают внимание на нетипичное, нехарактерное для возраста поведение своего ребенка.

Это обстоятельство породило некие мифы, что аутизм может возникнуть при неправильном воспитательном подходе родителей или после некоторых медицинских вмешательств, в том числе после профилактических прививок. В это верить нельзя, поскольку детский аутизм проходит в своем развитии и латентную фазу, когда его симптомы практически незаметны, но это не означает, что его не было с рождения.

ребенок не пользуется указательным жестом, не смотрит в глаза, не улыбается в ответ на улыбку, не реагирует на свое имя или на просьбы, обращенные к нему, не слышит речи, не понимает, зачем к нему обращаются взрослые, не произносит фразу из 2-х слов к 2 годам, не пользуется игрушками по своему прямому назначению.

Часто у ребенка не развивается сюжетная игра. К примеру, машинка для мальчика – это не образ автомобиля, который он видел на улице, а лишь колеса, которые можно крутить. С помощью игрушки ребенок не может воспроизвести увиденный в жизни сюжет. Точно так же для девочки кукла – не образ человечка, которого она может уложить спать или покормить, а индифферентный предмет с движущимися частями.

  1. Также стоит обратить внимание на то, как общается ребенок, может ли он выполнить простые указания взрослого, сконцентрировать внимание.
  2. Если родители замечают перечисленные особенности, то нужно обратиться к врачу.
  3. Возможно ли вылечить аутизм или только довести адаптацию к жизни до определенного уровня? К какому врачу обращаться в таком случае? Заподозрить аутизм может любой специалист.

Предположим, участковый педиатр предполагает у ребенка аутизм и советует родителям обратиться к психиатру. Однако, важно понимать, что окончательный диагноз может отличаться от изначально предполагаемого, и кроме детского аутизма в раннем возрасте есть еще другие психические расстройства.

Лечат ли детский аутизм в клинике Педиатрического университета? Отдельного подразделения пока у нас нет, к тому же работа с ребенком аутистом – это длительная, часто многолетняя, работа большой команды разных специалистов, включая не только медиков, но и коррекционных педагогов, клинических психологов и их разновидностей, специалистов по реабилитации и др.

Однако мы консультируем таких детей и их мам на этапе раннего установления диагноза, когда родители в силу разных причин еще не готовы обращаться в официальные психиатрические учреждения. Таким образом, решаются сложные и сомнительные диагностические случаи, даются самые первые рекомендации.

Например, я принимаю в Многопрофильном центре, в Консультативно-диагностическом центре принимает Вера Владимировна Поздняк. Мы оказываем первичную помощь таким детям. Даем советы, как относится к возможному заболеванию у ребенка, как вести себя с такими детьми и какие существуют возможности лекарственной терапии.

Большинство мам уходит благодарными, поскольку получают ответы на вопросы, длительное время не дававшими им покоя. Что касается лечения, то мы его не проводим. К тому же родители, столкнувшись с проблемой аутизма, должны понимать, что полностью излечить его невозможно, и придется принять то, что в течение всей жизни ребенок будет особенным, непохожим на всех других.

Не было еще такого случая, чтобы тот самый классический аутизм заканчивался полной адаптацией в социуме, даже если ребенок на каком-то этапе смог овладеть профессией. Хоть и считается, что с возрастом диагноз «аутизм» ребенку пересматривать нельзя, но большинство собственно «аутистических» черт со временем самостоятельно исчезают.

И уже в 6-7 лет на первый план выходят другие проблемы, связанные с поведением, недоразвитием абстрактных понятий, недопониманием контекста общения, т.е. чисто интеллектуальные трудности. В дальнейшем родителям нужно будет адаптировать ребенка к жизни с тем, что есть, включая особенные требования к процессу обучения.

  1. Дома также следует соблюдать специальную систему правил, выработанную индивидуально для конкретного ребенка.
  2. Как родители могут сами помочь ребенку справиться с аутизмом? Можете дать какие-нибудь рекомендации для них? Самая главная, с нашей точки зрения, рекомендация – изначально понять возможности ребенка, не делать лишнего и не ставить слишком высокие задачи.

Самый большой конфликт возникает именно тогда, когда родители сталкиваются с противоречием между реальными способностями ребенка и собственными амбициями в отношении него. И все отрицательное, что потом может происходить – протесты, непослушание, переживание разочарования и отчаяния, — все это происходит как раз из этого конфликта.

Главный принцип для родителей заключается в обретении чувства уверенности как воспитателя и избавление от излишнего чувства вины. Надо знать, что ребенок-аутист очень чувствителен к внутреннему состоянию родителей, легко реагирует на их тревогу, растерянность. Что касается психического развития, то следует быть готовым к тому, что для достижения успехов, даже небольших, потребуется много времени.

Не бывает такого, чтобы ребенок заснул одним, а проснулся другим человеком. Еще одна часто встречающаяся ошибка – это мнение, что самое главное для ребенка – научиться разговаривать. Это не так. Если речь не появляется самостоятельно – значит, тому есть объективные причины.

  • Как только сформируются предпосылки к произнесению слов, ребенок начнет самостоятельно говорить без нашей помощи.
  • Поэтому не стоит искусственно пытаться ускорить развитие такого ребенка.
  • Можно ли сказать, что современные устройства связи, компьютеры, гаджеты, мобильные телефоны могут развить у ребенка аутизм? И влияют ли они как-то на детей, у которых уже диагностировано данное заболевание? (Может ли современная техника помочь социализироваться или наоборот поспособствует тому, что ребенок все больше уходит в себя?) При аутизме это ни польза, ни вред.

Здесь не может быть универсальной рекомендации, все индивидуально. Маме важно понимать, готов ли ее ребенок сейчас к освоению социума или нужно еще подождать, впоследствии осторожно «прививая» его к жизни. Здесь поможет совет врача-дефектолога, психиатра.

  1. Правда, очень часто мамы таких детей ориентируются только на собственное мнение, не принимая чужой помощи.
  2. Такое случается, если их предали родственники, ушел отец, бабушки и дедушки не приняли ребенка, и мама остается один на один с проблемой.
  3. Почему считается, что аутизм чаще встречается у мальчиков? И почему он им больше свойственен? Действительно, это фундаментальный факт.

И детский аутизм — это не единственный пример. Очень много психических расстройств чаще возникает именно у мальчиков. Почему так — сказать сложно. Существует много гипотез этому, но исчерпывающего объяснения пока не получено. Может быть, есть какая-то взаимосвязь между состоянием матери во время беременности и выявленным впоследствии аутистическим расстройством ребенка? Возможно ли как-то предугадать рождение ребенка с аутизмом? Какие могут быть причины с медицинской точки зрения? Меня часто спрашивают мамы: «Скажите, пожалуйста, где, на каком этапе я допустила ошибку? Что я сделала не так?» К сожалению, несмотря на то, что живем в XX I веке, никаких предпосылок, чтобы предугадать рождение такого ребенка нет.

За исключением обследования амниотической жидкости на грубые генетические аномалии. Если таковая наблюдается, то можно с большой долей вероятности говорить о том, что здесь следует ожидать клиническую картину аутизма. Во всех остальных случаях что-либо прогнозировать трудно. Данных для этого нет. Правда ли, что сегодня у детей аутизм встречается чаще, чем 10, 20, 30 лет назад? Считается, что количество детей с аутизмом не увеличилось, улучшилась диагностика.

Это произошло за счет распространения информации об аутизме и его проявлениях. В результате родители стали чаще обращать внимание на то, чего не замечали раньше. И, как следствие, увеличилось количество обращений к врачам с целью постановки диагноза. То, что раньше вызывало у родителей растерянность, недопонимание, сейчас наталкивает на поиск ответов в специальной литературе, интернете.

В результате, симптомы аутизма стали выявлять чаще и в более раннем возрасте. И здесь наблюдается другая крайность – намечающаяся тенденция к гипердиагностике данного расстройства. Появился даже специальный термин – расстройства аутистического спектра, роль которого видится в большем привлечении внимания родителей к любым симптомам отклоняющегося развития, близко или отдаленно напоминающим детский аутизм, с целью скорейшего обращения для оказания практической помощи.

Может ли ребенок-аутист учиться в обычной школе, или лучше отдать его в школу со специальным уклоном? Есть инклюзивные виды образования, допускающие возможность обучения таких детей в массовой школе. Набирается группа из 3-4 таких детей, и большую часть времени они занимаются с отдельным педагогом.

Периодически преподаватель избирательно водит по мере возможности таких детей на занятия к здоровым детям. Но необходимость таких классов надо рассматривать индивидуально. Принимать во внимание следует все возможные последствия. Например, на практике дети, страдающие аутизмом, бывают не очень соматически здоровы, им свойственен слабый иммунитет – это повышает у них риск заболеть респираторными и др.

инфекционными заболеваниями, которые у детей с аутизмом обычно протекают в более тяжелой форме. Ведь даже в обычных условиях дети-аутисты болеют чаще остальных детей. Кроме того, обучение в массовой школе возможно при условии нахождения рядом специального помощник или тьютера, человека, который направляет ребенка в каждом конкретном случае и подсказывает, что ему делать.

  1. Часто такие дети, находясь на массовом обучении, не выполняют школьную программу, а только формально присутствуют на уроках.
  2. А вот что он в результате усвоит — это отдельный вопрос.
  3. Чаще – это своеобразная форма «ознакомления» с учебным материалом.
  4. И в этой ситуации мы не в праве требовать от ребенка освоения всей программы.

Впрочем, не стоит забывать о том, что и традиционная дефектологическая помощь в условиях обычных коррекционных детских садов и школ обладает большими возможностями по части восполнения когнитивных дефицитов, и прохождение инклюзивного обучения все же не отменяет необходимости получения специализированных навыков с помощью рутинных методов коррекции.
Полный ответ