Как говорить на уроке так, чтобы ученики вас слушали Часто педагоги жалуются, что ученики не слушают объяснения учителя на уроке.
«Иногда я чувствую, что я разговариваю сам с собой».»Я повторяю снова и снова, а они до сих пор не поняли».»Ученики полностью настроены не на меня».
Но редко учителя будут указывать на самих себя в качестве причины. Они не будут смотреть внутрь себя и анализировать свою собственную практику. Таким учителям легче искать причину вовне. Они предполагают, что если ученики не слушают, то ничего с этим поделать нельзя.
Но правда в том, у каждого есть глубокое влияние на качество прослушивания. Последовательность, темперамент, привлекательность, ясность, презентационные навыки, и даже опрятность являются важными факторами. Есть также стратегии, которые могут улучшить качество прослушивания практически мгновенно. Но одним из самых важных факторов будет то, как вы говорите.
Ниже приведены три простых изменения, которые помогут вам начать менять ситуацию в лучшую сторону.1. Говорите меньше. Большинство учителей говорит слишком много. Их голос воспринимается как зацикленный саундтрек — напоминания, предупреждения, замечания, повторения, понукания и т.д.
- Если сократить количество разговоров на треть, и сосредоточиться только на том, что ваши ученики должны знать, то ваши слова будут иметь гораздо большее влияние.
- Смысл ваших слов достигнет своего назначения, и ваши ученики начнут настраиваться на изучаемую тему.2.
- Не говорите слишком громко.
- Как правило, учителя повышают голос, чтобы заставить учеников слушать лучше.
Но громкий голос неприятен и его слишком легко услышать. Это заставляет учащихся смотреть в сторону и возится с другими вещами, как будто они стараются избавиться от раздражающего звука. Когда ваш голос звучит тише, но достаточно громко для учеников с задней парты, они начинают инстинктивно наклоняться вперед чтобы услышать.
- Слушатели перестают двигаться и шуршать.
- Ученики начинают следить за вашим выражением лица и жестами.
- Требуется совсем небольшое количество усилий и ваши ученики будут слушать вас более внимательно.3.
- Остановите многократное повторение.
- Когда вы повторяете одно и то же снова и снова, вы обучаете своих учеников не слушать вас в первый раз.
Вы поощряете апатию и облегчаете их груз ответственности. Говорите только актуальные вещи. Это мотивирует и заставляет учеников вслушиваться в звук вашего голоса. Такой прием сказывается и на дальнейшем обучении. Ученики начинают понимать, что образование — это не то, что делается для них.
- Скорее всего, это то, что они сами стараются получить для себя.
- Выдержать до конца Если вы решили улучшить качество прослушивания на ваших уроках, то вышеуказанные стратегии будут делать чудеса.
- Но, тем не менее, на первых порах эти приемы могут иметь обратный эффект.
- Потому что ваши ученики привыкли к беспечности.
Они могут очень хорошо игнорировать вас и делать все еще медленнее. Это нормально. Такая ситуация покажет вам, насколько сильно такая «учебная» беспомощность прижилась в вашем классе. Но как только ученики начинают чувствовать сдвиг ответственности от вас к ним, они начинают меняться.
- Слушатели начинают смотреть на вас, отслеживать перемещение, и будут стараться угадывать, чего вы от них ждете.
- Если вы все делаете правильно, то ученики начнут кивать головами и будут охотно выполнять ваши задания.
- Постепенно ученики станут чувствовать свою ответственность за качество урока.
- Это важно.
Чувство ответственности наполняет детей гордостью. Эти простые приемы помогают воспитывать хороших слушателей. Автор: Майкл Линсин, учитель средних классов, США Читать подробнее: Как говорить на уроке так, чтобы ученики вас слушали
Полный ответ
Как расположить к себе учителя?
Существуют психологические приёмы, которые помогают выстраивать хорошие взаимоотношения между учителем и учеником.
Обращайтесь к учителю по имени отчеству
Широко известно о том, что люди положительно реагируют на собственное имя. Начиная обращение с имени и отчества учителя, а не стандартных фраз «Извините» или «Можно вас», ученик быстрее расположит педагога к себе.
Копируйте учителя
Человек лучше относится к тем, кто проявляет схожее с ним поведение. Эту особенность тоже можно использовать в отношении учителя, который будет видеть в ученике подобного. При разговоре стоит выражать заинтересованность, и самым красноречивым приёмом является кивание головой. Этот невербальный знак даёт собеседнику понять, что то, о чём он говорит, вызывает одобрение.
Просите больше
Чтобы получить желаемое, иногда нужно попросить больше. Например, у учителя стоит просить поставить оценку выше, чем нужно. Скорее всего, педагог не выполнит эту просьбу, но, стремясь сгладить впечатление от отказа, поставит оценку чуть ниже запрошенной.
Помогайте учителю
Многие из психологических приёмов направлены на налаживание отношений между людьми. Психологи утверждают, что лучший способ подружиться с кем-то — это помочь ему. Добро, сделанное для человека, обязательно вернётся в будущем.
Хвалите учителя
Похвала также положительно влияет на взаимоотношения — это работает и в случае с педагогом. Но стоит быть осторожным, чтобы не переусердствовать и не превратить комплимент в неестественную лесть. На неё реакция бывает совсем иной.
Осторожно критикуйте
Не все люди воспринимают критику адекватно, поэтому не рекомендуется говорить им об их ошибках в лицо. Даже стремясь поправить оплошность учителя, лучше сделать это мягко, постепенно меняя его точку зрения, нежели прямо указать на неё. В последнем случае можно ненароком обрести врага. Любой человек обладает сложным сочетанием эмоций и чувств, и если научиться их определять, то можно добиться многого. Читайте также другие статьи по теме:
- Президент просит допустить студентов педагогических ВУЗов к работе в школе
- Минпросвещения хочет сделать систему образования эффективнее
- Учителя бегут из школ
- Профессия педагога вошла в число самых дефицитных в стране
Как должен говорить учитель?
Большинство специалистов в ответ на вопрос, как должен говорить учитель, рекомендуют излагать учебный материал достаточно громко. Преподавателя должно быть слышно даже детям на последних партах, при этом следует вести урок, сохраняя спокойствие.
Полный ответ
Почему так важно слышать ученика?
Как слушать и слышать учеников Федеральные образовательные стандарты делают акцент на развитие коммуникативных навыков учащихся, на их умение излагать свои мысли, уметь говорить и слушать собеседников. И нынешние подходы к обучению предоставляют широкие возможности для учеников принимать участие в дискуссиях, излагать своё мнение, слушать мнение других как в рамках всего класса, так и в микрогруппе, в паре в ходе выполнения учебных задач. Накануне я заглянул в интернет, стал искать материалы на эту тему. Однако находил лишь обратное:
Как слушать учителя на уроке? Учитель и класс: как не сорвать урок.8 способов удержать внимание. Как заставить или привлечь учеников слушать на уроке? Как наладить дисциплину в классе?
И часто это однобокое стремление «наладить дисциплину»,желание административного давления, чёткого выполнения учительских инструкций приводит к тому, что ученики замыкаются, проявляют пассивность в обсуждении, не торопятся высказывать свои мысли. Согласитесь, для ученика действительно важно, слушает ли его учитель.
Это имеет решающее значение во взаимоотношениях между учеником и учителем. Зная, что их учитель внимателен и заинтересован в общении и диалоге, ученики целенаправленнее и эмоциональнее подключаются к обучению. Безусловно, чувство привязанности к учителю является важным стимулом в обучении. Однако показывая ученику всем своим видом, что мы слушаем его, важно не только показать свою доброжелательность, но и стать активным участником диалога.
Конечно, легко кивать головой, делая вид, что мы внимательно слушаем. Однако, если учитель не полностью сосредоточен на том, что ученик говорит, то последний склонен думать, что его слушают, но не слышат. Следовательно, учитель должен кардинально изменить свою стратегию слушания, занять активную позицию при ученическом докладе, устном ответе, при высказывании учеником своего мнения.
Разговаривать с соседом и отвлекаться по мелочам во время выступления. Слишком рано высказывать своё несогласие с выступающим, что сразу же разрушает возможность дальнейшего конструктивного диалога. Оценивать выступающего по внешним признакам (сбивчивость, косноязычие).
Активное слушание учителем является важным элементом обратной связи. Учитель должен обязательно подвести итог высказыванию ученика, возможно даже буквально перефразировать его сообщение. Показать, что он его слышал, переспросить, правильно ли понял ученика.
- Тем более, конструктивным диалог должен быть в беседах воспитательного характера.
- Например, в следующем диалоге обратите внимание, как учитель слушает ученика, переспрашивает, чтобы убедиться в том, что его правильно понял.
- Ученик: Мне не нравится эта школа.
- В старой было лучше.
- Ребята не очень приятные.
Учитель: Ты недоволен этой школой? Ученик: Да, у меня здесь нет друзей. Никто не хочет со мной общаться. Учитель: Ты чувствуешь себя здесь неуютно? Ученик: Да, мне жаль, что так и не получилось подружиться с ребятами. Как видите, в данном диалоге учитель стремился уточнить высказывания ученика, насколько его эмоциональное высказывание соответствует действительности.
Теперь он чётче представит себе, что необходимо предпринять. Уточняя интерпретацию своих высказываний учителем или одноклассниками, выступающий ученик получает более глубокое представление о своих ощущениях и выводах, он убеждается, что учитель и другие ученики действительно обращают на него внимание.
Активный слушатель помогает ученику сфокусироваться на главной идее, на динамике своего выступления. Он погружается в выступление, меньше обращая внимание на его внешние атрибуты (как он выглядит, как оформлены слайды и пр.).
Полный ответ
Как привлечь внимание ребенка к себе?
«Как удержать внимание детей на занятиях» У каждого педагога есть свои находки, хитрости, которые рождаются в процессе приобретения опыта. И эти находки порой бывают такими точными и эффективными, что сразу идут в «народ» и служат не одному поколению коллег.
- Так как я не давно пришла в нашу профессию, то стараюсь много читать литературы необходимой для самообразования.
- Хочу поделиться с Вами советами, которые для многих педагогов окажутся полезными.
- Как удержать внимание детей на занятиях : Не секрет что удерживать внимание детей на занятиях, особенно всей группы, очень сложно.
Ведь от того, насколько ребенок внимательно слушает педагога, зависит качество усвоения им материала. Соблюдение правил поведения на занятиях организует и дисциплинирует детей, приучает уважительно относиться к учебному процессу и формирует готовность к школе.
Если вызвать у ребенка положительный эмоциональный настрой и интерес к предстоящей деятельности, то концентрация внимания будет более длительной. Ведь, как известно, ребенок делает только то, что ему действительно интересно. На вид простое, неинтересное занятие можно обыграть любым незатейливым сюжетом, придумав какое-нибудь забавное обоснование любому делу.
Если дети часто отвлекаются и болтают на занятиях, то чаще всего причина этого- скука из-за плохо подобранного наглядного материала, отсутствие интригующего момента, неинтересного или не соответствующего возрасту материала и т.д. Важно учитывать это и не перетруждать детей,
Вот несколько советов : -Для привлечения внимания группы используйте невербальные средства-жесты. Например сигналом » Внимание » может стать один и тот же жест (рука вверх или что-то другое), Вы можете использовать его, когда хотите напомнить детям, что нужно слушать. постепенно дети привыкнут к этому жесту, и это позволит Вам лишний раз не отвлекаться от темы.
ЛАЙФХАК ДЛЯ ПЕДАГОГА: что делать, если ученики срывают уроки?
— Во время начала занятия не дожидайтесь полной тишины в группе, обязательно найдутся те дети, которые будут вертеться и разговаривать. Чтобы привлечь внимание детей, сначала можно повысить голос, но потом, как только заметите, что дети угомонились и стали слушать, говорите спокойным и тихим голосом.
Для привлечения внимания можно использовать игровые моменты, которые привлекают внимание детей и настраивают их на спокойный лад. Например, если перед началом занятия дети расшумелись, скажите: «Внимание! К нам в гости на занятие сегодня заглянет зайка (или любой другой персонаж). Она будет играть вместе с нами».
Затем следует от лица персонажа поздороваться с детьми. Не бойтесь использовать подручные средства. Тишины в группе можно достичь, прибегнув к помощи музыкальных инструментов: колокольчика, бубна, игрушечного барабана. — Ребят, которые обычно вертятся и отвлекают друг друга, рассадите подальше.
Сами распределяйте кто и где будет сидеть, но не делайте это постоянно, каждый ребенок должен знать свое рабочее место. — Если кто-то из детей пытается перебить вас во время проведения занятия не по теме в первый раз, не обращайте внимания (конечно если он не просится в туалет или не возникло что-то непредвиденное).
Следует реагировать только на вторую попытку. Позже, в течении дня, поговорите с ним, обсудите с ним как он мог поступить иначе, чтобы не перебивать вас и не отвлекать других. Если дети разбаловались в середине занятия, то можно попробовать применить несложные упражнения.
- Например, поиграйте в игру «Руки-ноги».
- По одному хлопку дети должны поднять руки, на два хлопка — встать, на три хлопка — топать.
- Несмотря на кажущуюся простоту, даже взрослые часто путаются в действиях.
- Однако это незаменимая игра для того, чтобы привлечь внимание детей и помочь им сконцентрироваться на предмете.
— С часто отвлекающимися и непослушными детьми можно поиграть в игру- предложить им побыть в роли воспитателя и провести занятие с детьми или куклами, а самое главное- самим в процессе этого занятия решать, что будет происходить в это время, в какой последовательности и т.д.
- Необходимо отметить трудолюбие ребенка, его выдумку.
- Чрезвычайно важна похвала.
- Выразить ее можно не только вербальным способом, но и непосредственно какими-либо тактильными действиями.
- Необходимо чаще говорить ребенку: «Меня радует, что ты самостоятельно справился с заданием», «Если тебе надо помочь, я всегда готов сделать это» и т.д.
Также нужно реже высказывать оценочные суждения. Не стоит говорить: «Это ты сделал хорошо, а это – плохо». Можно предложить ребенку помощь: «Разреши, помогу!», «Давай сделаем (нарисуем, расскажем) вместе». Так образом, чтобы привлечь внимание ребенка, удержать его, вызвать желание участвовать в подготовленном Вами мероприятии, в идеале необходимо тонко чувствовать психологию ребенка, ну или соблюдать вышеперечисленные рекомендации.
Полный ответ
Как должен говорить учитель?
Большинство специалистов в ответ на вопрос, как должен говорить учитель, рекомендуют излагать учебный материал достаточно громко. Преподавателя должно быть слышно даже детям на последних партах, при этом следует вести урок, сохраняя спокойствие.
Полный ответ
Почему нельзя выгонять ученика с урока?
В Уставе каждой школы должно содержаться положение о том, что учителя и администрация школы несет ответственность за жизнь, здоровье и психическое состояние учеников во время занятий. Соответственно, выгоняя вас с урока, учитель уже не выполняет свою обязанность гарантирования охраны здоровья.
Полный ответ