Какие Есть Игры Для Развития Речи?

Какие Есть Игры Для Развития Речи
Сенсорные игры, развивающую мелкую моторику — В первые годы жизни ребенок познаёт мир на ощупь и на вкус. Ему интересно всё потрогать, попробовать «на зуб», даже поломать. Это совершенно естественная деятельность, так как малыш попал в мир физических предметов и явлений.

раскладывание мелких предметов по ячейкам (например, в форму для заморозки); вылавливание ситом предметов из тазика с водой, потом сито замените на кухонные щипцы с эргономичной ручкой; вылавливание предметов из кастрюли (без воды) половником; работа с рамками-вкладышами; катание машинки с грузом по дороге; разбирать предметы на части и складывать их; рвать вату, бумагу на кусочки; игры с прищепками; сортировать предметы (например, разные орехи и семечки); сортировать предметы по цвету, форме, величине; переливание воды из разных емкостей; просеивание муки/крупы через сито; собирание пирамидки из колец; собирание матрешки; захват предметов пинцетом.

Также важно изучать мир на контрастах: горячо-холодно (вода в бутылках), жестко-мягко (пол, подушка), легкий-тяжелый (одна бутылка с малым количеством воды, вторая наполнена до половины), пустой-полный (одно ведерко пустое, второе с песком). Какие Есть Игры Для Развития Речи По мере взросления ребенка давайте сложные игры: пазлы, лото, конструкторы, мозаику и т.д. С двухлетнего возраста дети с интересом осваивают пластилин и поделочную глину. Важно заниматься развитием артикуляционного аппарата: ребенок должен научиться внятно и членораздельно произносить звуки. Если малыш будет мямлить или шепелявить, сверстники начнут смеяться. Это чревато психологической травмой и развитием комплекса неполноценности.

имитировать игру на дудочке — дуть; задувать свечку (нравится малышам); надувать мыльные пузыри (дети обожают эту игру); делать пузыри в стакане с водой через соломинку (булькать); сдувать песок/нарезанную бумагу/семена с тарелки.

Можно играть с детьми в домик. Пусть малыш представит, что его щечки — это домик, а ротик — дверь. Мама осторожно стучит в домик по надутой щеке малыша, а он открывает дверь (ротик). Потом закрывает. Игра в лошадку — цокать язычком. Чтобы было веселее, нужно посадить ребенка на игрушечную лошадку: пусть едет и цокает язычком.

Игра в воздушный шарик. Пусть малыш надует щечки и «лопнет» их пальчиком. Лопать может и мама: так веселее. Игры в прятки. В этой игре прячется язычок. Сначала малыш его высовывает как можно дальше, а потом прячет. Только объясните ребенку, что высовывать язычок можно только во время игры с мамой или папой: на улице в эту игру не играют.

Можно придумать много других упражнений и игр, в которых задействованы щеки и язык.
Полный ответ

Что нужно делать для развития речи?

9 правил развития речи у ребенка, которые многие не знают или игнорируют Простые и доступные каждой маме. Любая семья мечтает, чтобы их малыш заговорил как можно раньше. О том, как помочь ребенку овладеть навыком речи и что можно сделать дома, чтобы ускорить этот процесс, «Летидору» рассказала логопед, специалист по проблемам обучения в Exupery International School Алина Малошик. О развитии речи можно и нужно говорить уже начиная с раннего младенчества. Ведь система речи формируется задолго до того, как ребенок начинает произносить первые осмысленные слова. В развитии речи важны интонация, жесты, контакт глаз, прикосновения, улыбка. Все это формирует невербальную речь, невербальное общение, что впоследствии даст толчок развитию вербальной речи. Поэтому заниматься развитием речи можно и нужно уже с пеленок. Речь каждого ребенка должна проходить через такие этапы, как гуление (с 2 месяцев), лепет (около 6 месяцев), так называемая экспрессивная речь ребёнка. Вялость или отсутствие этих этапов должны насторожить и послужить поводом обратиться к педиатру.

  • Если вышеуказанные этапы были своевременными, то формирование речи постепенно переходит к слогам, словам и предложениям.
  • Когда малыш пробует свои силы в слогах, стоит начать обучение с простых, односложных слов, привязанных к ситуациям и интонациям: «бах!» (если что-то упало), «ах!» (выражение удивления) и прочих.

Наравне с этим можно переходить к звукоподражанию, озвучивать животных. К году ребенок вполне может освоить, что кошка говорит «мяу», корова — «му-у», поезд — «ту-ту», а машина — «би-би». Когда ребенок начинает осваивать речь, родителю или тому взрослому, который проводит с ним больше всего времени, стоит использовать правило: обращаясь к ребёнку, говорить на одно слово больше, чем говорит ребенок, чтобы не перегрузить его избыточным красноречием.

Например: «мама спит», «пойдём гулять», «брат отдыхает», «ужин готов».Соответственно, если ребёнок уже научился складывать слова в словосочетания, то родитель в своём обращении использует уже предложения из трёх слов.Разговаривая с ребёнком таким образом, мы доступным ему способом помогаем быстрее освоить речь и начать говорить.

Конечно, маме в декрете порой очень хочется пообщаться, и она часто изливает свой поток красноречия именно на ребенка, описывая ему окружающий мир. Это не плохо. Однако с длинными и красочными описаниями, сложными словами и выражениями в этот период времени лучше быть осторожнее. Покажите ребёнку практическое применение речи. Например, как при помощи слов мы можем влиять на людей. Для этого слова нужно научить малыша привязывать слова к действиям. Например, если ребенок подходит к сидящей маме, чтобы она пошла за ним, ему достаточно потянуть ее за руку, чтобы мама встала и послушно пошла вслед.

  • Лучше в такой ситуации побудить ребенка сначала озвучить свое желание, сказать «иди!» или «пойдем!», а только потом уже сразу же встать и пойти за ним.
  • Такая мгновенная реакция мамы покажет ребенку магию слова, а также связь слова и действия.
  • О важности занятий мелкой моторикой для развития речи сегодня знает практически каждый: шнуровка и лепка, сенсорные коробки и мозаика, — этих занятий и развивающих игр, стимулирующих речевые зоны мозга, у ребенке в избытке.

Но помимо этого речь стимулируют занятия спортом, прогулки, музыка и танцы. Последние, кстати, влияют на развитие моторного планирования — понимания человеком того, что говорить дальше, умение связывать между собой части речи и предложения. Так что занятия танцами нужны для развития логики речи. Да и в целом для психического и когнитивного развития ребенка спорт, балет, танцы полезны. Каждый новый навык запускает и формирует новые нейронные связи в мозгу у ребенка, а результат этого положительно сказывается на речи. И, конечно, помним про занятия сенсорной интеграцией, занятия на развитие психических функций мозга (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия) и пальчиковую гимнастику, когда весёлый ритмичный стишок накладывается на движения пальчиков.

Если кажется, что ребенок недостаточно быстро осваивает речь, подключите упражнения на мелодику речи. Чаще пойте, обращаясь к ребенку, выпевайте слова. Пойте частушки, играйте в ладушки. Музыкальное образование, слух и голос тут не важны — важна напевность и плавность речи. Читайте стихи — короткие и понятные, они полезны тем, что развивают память и ритм, формируют фонематический слух.

Так что простые и хорошо рифмованные детские стихи и потешки тоже помогут наладить процесс развития речи. Всем ли детям в тот или иной момент нужен логопед? Для коррекции речи логопед нужен не всем, но логопед занимается не только коррекцией нарушений, но и развитием лексико-грамматических конструкций, развитием связной речи, профилактикой нарушений письма и чтения, развитием фонематического слуха, развитием когнитивных функций мозга и многими другими полезными вещами.

Когда идти к специалисту? Если у мамы есть сомнения в том, насколько правильно развивается речь ребенка (даже если никто, кроме нее, эти сомнения не разделяет), лучше сходить на консультацию к логопеду. Поощряйте детей рассказывать и сочинять разные истории: озвучивайте игрушки, придумывайте вместе с ребенком тайную жизнь личных вещей (рюкзачка, домашних тапочек, зубной щетки, кухонной утвари).

Чаще играйте в игры «а что если», предлагая ситуации, которые можно развить в истории: а если бы люди умели летать? А если бы животные могли говорить? А что было дальше в этой сказке после того, как мы ее дочитали? Все это позволяет эффективно развивать речь. Разговаривайте с ребенком, задавайте ему больше вопросов, уберите подальше смартфон, планшет и выключите телевизор. Общайтесь без посредников, не отвлекаясь на чаты и мессенджеры. Даже если мама работает, то лучше провести с ребенком один качественный час перед сном, поговорив, расспросив друг друга, почитав сказку, чем быть рядом весь день, не выпуская из рук телефон.

  • Как и в любых других занятиях, ключ успеха к развитию речи — это регулярность.
  • Заброшенная на дальнюю полку сенсорная коробка и одна полузабытая потешка вряд ли принесут существенную пользу.
  • Поэтому важно заниматься немного, но ежедневно: можно варьировать между собой разные занятия, держать на видном месте инструменты для развития мелкой моторики, чаще разговаривать друг с другом.

Если на каком-то этапе понадобилась коррекция специалиста, нужно помнить о том, что разовый визит — не панацея и, чтобы добиться результата, придется регулярно выполнять домашние задания логопеда. Помните, что если вас что-то беспокоит, не стоит думать, что это когда-то «пройдет само».
Полный ответ

Что такое запуск речи?

Результаты курса — По окончании курса пассивный словарь ребенка увеличивается в несколько раз, а активный словарь становится гораздо богаче. Появляются новые слова, ребенок начинает использовать более сложные речевые конструкции, речь становится более понятной.

  • В течение 2-3 недель по окончании курса происходит резкий скачок в развитии речи.
  • В дальнейшем можно переходить к занятиям у логопеда-дефектолога 2 раза в неделю или активно работать дома, а далее при необходимости пройти курс снова по истечении 3-4 месяцев.
  • После окончания курса выдается заключение о результатах, достигнутых в ходе программы, и рекомендации по дальнейшим занятиям для развития речи ребенка.

При активном сотрудничестве родителей и специалистов Детской академии речи курс Запуск речи у детей без грубых неврологических нарушений всегда дает результат. Наибольший результат бывает в семье, где родители поддерживают ребенка на занятиях, стимулируют и мотивируют его вместе со специалистами, даже если малышу сложно и он сопротивляется новому. Какие Есть Игры Для Развития Речи Однако, не стоит все проблемы решать самостоятельно. Доверьте Вашего ребенка опытным специалистам, ведь после 3,5-4 лет запуск речи происходит все сложнее и сложнее, так что не стоит откладывать прохождение курса на долгий срок. Программа I: Базовый курс + Логомассаж + Коррекционное занятие на логотренажере Дэльфа-М Программа II: Базовый курс + Логомассаж + Занятия по мелкой моторике Программа III: Базовый курс + Занятия по когнитивной коррекции + Комплекс упражнений «Timocco»

Читайте также:  Можно Ли Несовершеннолетним Играть В Карты?
Название курса Даты Время занятий Место проведения Запись
Запуск речи для детей с задержкой речевого развития 09.01. — 27.01. 09.00 — 11.30 ДАР Строгино Запись открыта
Запуск речи для детей с задержкой речевого развития 09.01. — 03.02. 10.30 — 12.30 ДАР Тушино Запись открыта
Запуск речи для детей с задержкой речевого развития 17.10. — 11.11. 10.30 — 12.30 ДАР Хорошево-Мневники Запись открыта
Запуск речи для детей с задержкой речевого развития 24.10. — 18.11. 09.00 — 11.00 ДАР Черемушки Запись открыта
Запуск речи для детей с задержкой речевого развития 17.10. — 03.11. 09.00 — 11.30 ДАР Мичуринский Запись открыта
Запуск речи для детей с задержкой речевого развития 17.10. — 11.11. 10.00 — 12.00 ДАР Варшавская Запись открыта
Запуск речи для детей с задержкой речевого развития 17.10. — 11.11. 09.00 — 11.00 ДАР Братиславская Запись открыта
Запуск речи для детей с задержкой речевого развития 31.10. — 25.11. 09.00 — 11.00 ДАР Ховрино Запись открыта
Запуск речи для детей с задержкой речевого развития 09.01. — 27.01. 09.00 — 11.00 ДАР Тропарево Запись открыта
Запуск речи для детей с задержкой речевого развития 09.01. — 27.01. 09.00 — 11.30 ДАР Зябликово Запись открыта
Запуск речи для детей с задержкой речевого развития 10.10. — 03.11. 09.00 — 11.00 ДАР Селигерская Запись открыта
Запуск речи для детей с задержкой речевого развития 24.10. — 03.11. 10.30 — 12.30 ДАР Молодежная Запись открыта
Запуск речи для детей с задержкой речевого развития 17.10. — 03.11. 09.00 — 11.30 ДАР Ладожская (СПБ) Запись открыта специальное предложение 90600 руб.

Стоимость курса: 126 500 руб. (75 занятий) 137 500 руб. (80 занятий)
Полный ответ

В каком возрасте ставят задержку речевого развития?

Диагноз « задержка речевого развития » впервые выставляется детям младше 3–4-х лет, если малыш осваивает родной язык гораздо медленнее своих сверстников.
Полный ответ

Что делать если ребенок не говорит в 4 года?

Ребенок не говорит в 4 года — При отсутствии речи в этом возрасте и позже ребенок уже должен быть под наблюдением специалистов и вести с ними работу над запуском речи. ЗРР в 4 года еще не является грубой патологией, но уже требует систематических занятий с логопедом-дефектологом и нейропсихологом.
Полный ответ

В каком возрасте надо бить тревогу Если ребенок не говорит?

Как ребенок должен разговаривать?! Многие родители не замечают, что их ребенок плохо говорит, так как просто не знают, как должна развиваться речь у детей определенного возраста. Ребенок разговаривает, общается, задает вопросы, но о том, КАК он произносит слова (переставляет слоги, заменяет звуки), родители часто не задумываются.

  1. Часто родители считают, что эти проблемы пройдут сами собой и их ребенок со временем догонит сверстников.
  2. Как правило, они ошибаются.
  3. Если ребенок в возрасте 3-4 лет говорит неправильно или вообще не говорит, то нужно бить тревогу.
  4. В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения.

Сначала ребенок «коверкает» слова, искажает, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более и более уточняется, постепенно приближается к норме. В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П.

  • Из них ребенок составляет первые слова: папа, мама, баба.
  • Несколько позднее усваиваются другие звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й.
  • Этими звуками ребенок овладевает в период от года до трех лет.
  • Более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч) появляются лишь в возрасте от 3 до 5 лет.

До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми звуками. Самые сложные звуки (Р, Л) появляются у большинства детей в период от 5 до 6 лет. Становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам. Следовательно, ни один нормально развивающийся ребенок не должен прийти в школу с дефектами в произношении звуков.
Полный ответ

В каком возрасте ребенок должен говорить?

В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу? Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах.

Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи. К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает? У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи.

  • Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог.
  • Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме.
  • Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника.
  • Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью? Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку.

  • Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.
  • Мелкая моторика тесно связана с речью.
  • Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор.
  • Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам.

Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко. Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша.

  • Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе.
  • Есть простой способ для развития фонематического слуха.
  • Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис.

Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д. Какие еще упражнения полезны? Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха.

Задача — научить ребенка дуть, правильно выдыхать. Хорошо подходят для этого вертушки из фольги, которые нужно заставить крутиться, подув на них, мыльные пузыри, бульканье через соломинку в стакане с водой. Для того чтобы ребенок учился не «проглатывать» звуки, не торопиться, произносить слово полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши.

Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить. Например, в два годика: ма-ма, па-па и т.д. В три года слова из трех слогов: со-ба-ка, кон-фе-та.

  • Ну и конечно нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком.
  • Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом активный, слова, которые ребенок произносит.
  • Если ребенок в 5 лет не выговаривает букву Р, что делать? Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» Р и Л обычно встают к 4-5 годам.

Начинать постановку звука Р нужно с рычания, когда тренируется просто один звук Р-Р-Р-Р-Р. Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, РА, РУ. Потом обратный слог АР, УР. Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это непростая совместная работа с ребенком.

  1. Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.
  2. Некоторые мамы боятся отдавать ребенка в логопедический садик, думая, что он начнет подражать другим детям и не научится говорить правильно.
  3. Это не так, при речевых проблемах, очень хорошо, когда есть возможность заниматься в логопедической группе.

Во первых, в этих группах меньше детей, больше внимания логопеда каждому ребенку, намного больше занятий на правленых на развитие речи. Во вторых группы в логопедических садиках стараются подбирать по проблемам, чтобы дети с похожими проблемами были в одной группе.

И потом, в обычном садике сейчас не бывает, чтобы все дети говорили правильно, все равно ребенок будет повторять за другими детьми, но будет намного меньше возможностей это исправить. Почему ребенок заикается, и как это исправить? Одна из основных причин заикания – логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников.

Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и как следствие, начинает заикаться. В этом случае, нужно обязательно следить за тем, что бы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить, или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия.

Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже занятия с логопедом. Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся, и проходят без последствий. Если у маленького ребенка короткая уздечка языка, могут ли из-за этого возникнуть проблемы с речью? Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше.

Чем раньше, тем легче эта процедура переносится. Часто на прием попадают дети 4-5 лет, с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно. И все равно приходиться подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее, приходится накладывать шов.

  1. Правда ли, что дети, растущие в двуязычных семьях, начинают говорить позже? Дети очень восприимчивы к речи, и в семье, где родители равноценно разговаривают на двух языках, ребенок легко схватывает оба языка.
  2. Нет оснований говорить о серьезных задержках речи, связанных именно с тем, что мама и папа говорят с ребенком на разных языках.

Если имеет место явная задержка речи, нужно искать настоящую причину, обращаться к неврологу, к логопеду.
Полный ответ

Сколько нужно занятий с логопедом для запуска речи?

Оптимальный вариант в большинстве случаев – 2-3 занятия в неделю. Больше – можно, меньше – нельзя.
Полный ответ

Что должен говорить ребенок в 2 года?

Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить Задержка речевого развития – одна из самых актуальных на сегодня проблем в детской неврологии, которая затрагивает, к сожалению, и абсолютно здоровых детей. Часто причиной возникновения у ребенка сложностей с речью становятся сами родители. Какие Есть Игры Для Развития Речи Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наш разговор посвящен очень важной и актуальной проблеме – речевому развитию детей. В последние несколько лет мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок – это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится.

На самом деле, такой подход в корне не верен. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка. Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться. Основные этапы развития речи ребенка Начинать заниматься развитием речи малыша можно уже с первого дня его рождения.

Первое, на что нужно обратить внимание, – как ребенок плачет. Плач ребенка с самого рождения очень разный, особенно выразительным он становится к первому месяцу жизни, по нему можно понять, что малышу нужно: ему холодно, ему больно, он хочет есть или в туалет, а может, просто хочется, чтобы мама взяла на ручки.

  1. Если ребенок интонационно делает все правильно, то внимательная мама быстро учится понимать разницу и реагировать на эти «просьбы».
  2. В этом случае психическое, а затем и речевое развитие происходит гармонично.
  3. Если ребенок плачет монотонно, на одном и том же уровне, и плохо реагирует на голос, обратитесь за консультацией к врачу.

Если ребенок здоров и у него нет проблем со слухом, то в ответ на положительные эмоции на втором месяце жизни он начинает «гулить». Вместе с «гулением» появляется и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым. Звуки «гуления» уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу», «ге», «ха» и т.д.) Этими звуками он пытается общаться, реагирует на происходящее вокруг него.

  • Если малыш не начинает «гулить», обратитесь к врачу, возможно, у него проблема с ушками.
  • С двух месяцев начинается период звукоподражания: кроха внимательно следит за мамиными губами, когда она с ним разговаривает, и как бы пытается повторять эти движения, но пока беззвучно.
  • Так к 3,5-4 месяцам формируется истинное «гуление», где ребенок сосредотачивается на произносимом звуке, слоге, как бы слушает сам себя.

В период истинного «гуления» звуки становятся продолжительными, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще возникают губные звуки и сочетания гласных с губными. К полугоду у ребенка появляется лепетная речь – он начинает произносить какие-то отдельные буквы, слоги.

В этот период важно отслеживать интонации – как он говорит, как плачет. В полгода здоровый ребенок должен уже болтать, произносить определенные слоги, повторять за мамой конкретные звуки. В период лепета более отчетливо становится подражание звукам взрослого. К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются.

Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня». Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты.

Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова. К году ребенок должен говорить от 8 до 10 простых слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», то есть короткие простые слова из нескольких слогов. Именно в этот период заканчивается раннее речевое развитие и начинает формироваться моторная речь как способ общения между людьми.

После полутора лет ребенок путем подражания легко произносит знакомые и незнакомые слова, как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих. Интенсивное развитие моторной речи обычно начинается со второй половины 2-го года жизни. До одного года шести месяцев ребенок произносит около 30 простых по звуковому составу слов.

  • В два года ребенок говорит уже больше 200 слов, у него практически фразовая речь, он уже должен уметь сформулировать простую мысль или просьбу: «Мама, пойдем в магазин, ты обещала купить мне игрушку».
  • При этом некоторые звуки он может еще пока произносить нечетко.
  • К трем годам в речи ребенка насчитывается до 1200-1500 слов, включающих почти все части речи.

Такое развитие считается нормой. Но происходит это лишь тогда, когда родители постоянно разговаривают с ребенком, рассказывают ему сказки, поют колыбельные песенки. Очень большая проблема сегодня – живую речь все больше заменяют гаджеты. Из-за этого многие изначально рожденные здоровыми с точки зрения неврологии дети не начинают вовремя говорить.

Если здоровый ребенок в 2,5-3 года вообще не владеет фразовой речью и, в лучшем случае, только говорит единичные простые слова, у него задержка речевого развития, и это, к сожалению, надо лечить. Речь развивается постепенно Чтобы ребенок научился правильно говорить и строить логичные, образные фразы, требуется время.

Когда ребенок только учится ходить, он с маминой помощью делает первые неуверенные шажочки, а через полгода-год он уже самостоятельно бегает, прыгает и танцует. То же самое происходит и с речью: она развивается постепенно. Ребенок не только запоминает новые слова, но и одновременно тренирует артикуляционные мышцы, учится управлять интонацией.

  • На это уходит не один год.
  • Поэтому если в 3-3,5 года ваш ребенок только начинает произносить первые слова и строить простейшие фразы вроде «мама, дай», то к шести годам, когда придет пора идти в школу, у него не сформируется полноценная фразовая речь.
  • Важно заниматься развитием речи постепенно, но с самого раннего возраста.

Причины задержки речевого развития Первая и самая основная причина – это повреждение головного мозга из-за ишемии, кровоизлияния, инфекции. Но подобные отклонения стразу диагностируются, врачи наблюдают за ребенком и проводят все необходимые мероприятия.

  1. Это те пациенты, с которыми уже работает невролог, психолог и логопед.
  2. Но есть категория пациентов, которые рождены абсолютно здоровыми.
  3. Но из-за ошибок в обучении у них тоже начинается задержка в речевом развитии.
  4. Чаще всего причиной становится чрезмерное увлечение родителей механическим звуком, то есть звуком из телевизора, компьютера, планшета, телефона.

У детей, которые много смотрят мультфильмов или постоянно играют с поющими-говорящими игрушками, хорошо развивается пассивная речь, но их собственная, активная, при этом не формируется. Это происходит из-за разницы длины волны живой речи и механической.

Чтобы ребенок начал говорить, нужно как можно больше разговаривать с ним, самим читать сказки, петь колыбельные песенки. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы телевизор или радио работали фоном в том помещении, где проводит время малыш. Безусловно, если вы хотите показать ребенку какой-то мультфильм или передачу на компьютере, это можно и нужно сделать, но после просмотра устройство нужно выключить и убрать.

Конечно, все эти устройства и игрушки позволяют маме немного отдохнуть или заняться какими-то своими делами. Но когда они заменяют собой живое общение, это приводит к серьезным проблемам с психикой ребенка. Лучше предупредить такие вещи, чем потом годами наверстывать упущенное.

Чтобы восстановить у трехлетнего ребенка правильный стереотип речи, изменить его восприятие, требуется очень много сил и времени: ребенок не может быстро нагнать такие пробелы, приходится прибегать к интенсивному медикаментозному лечению, к дополнительным занятиям с логопедами. Это долгий и трудный путь.

Зачем до этого доводить, если можно все правильно сделать с самого начала? Почему нужно петь колыбельные Пение колыбельных – это важная часть воспитания ребенка. Самые известные колыбельные, например, «баю-баюшки-баю», были придуманы еще в V-VI веке, и мы не случайно поем их детям до сих пор.

  1. Они выстроены специально в том тембре и колебании длины волны, которые понятны ребенку, успокаивают его, развивают мозг.
  2. Для каждого возраста существуют свои песни, которые необходимо петь.
  3. Напевание таких колыбельных маленькому ребенку и одновременное укачивание его на руках создает основу для правильного психического развития.

Сейчас многие пары подходят к планированию беременности со всей ответственностью: ведут здоровый образ жизни, сдают все анализы, читают книги о здоровье и воспитании будущего ребенка. Включите в эту подготовку и разучивание хотя бы нескольких колыбельных песенок, чтобы петь их малышу.

  • Какими бы простыми они вам ни казались, но в них заключена отработанная веками народная мудрость для правильного становления личности, это очень важно.
  • Пойте эти колыбельные хотя бы до года.
  • К двум годам, когда ребенок уже хорошо понимает фразовую речь, песни можно подбирать уже более сюжетные, чтобы пока мама поет, он мог в голове представить себе эту картинку.

Говорите с ребенком как можно больше Не спешите в разговорах с малышом, спокойно и размеренно проговаривайте ему, что происходит вокруг, озвучивайте свои действия. Тогда он на слух начнет воспринимать, как называется тот или иной предмет, так формируется пассивная речь.

  1. С полугода добавляйте подробности о цвете и объеме предметов: «маленькая игрушка», «красный мяч».
  2. Когда вы делаете это постоянно, ребенок учится слышать и понимать вас.
  3. Это помогает уже после года объяснить малышу, что трусики должны быть сухие, то есть довольно рано приучить ребенка к горшку, а не пользоваться все время памперсами.

В полтора года ребенок в состоянии удерживать мочевой пузырь, контролировать свои тазовые функции. Это одно из важных звеньев психического развития. Конечно, проситься в туалет он, в конце концов, научится и сам, но эти навыки придут значительно позже и уже не в той форме, в которой хотелось бы.

  1. Поэтому очень важно приучить себя как можно больше разговаривать с малышом и максимально ограничивать механические звуки вокруг него – это важнейшие звенья профилактики задержки речевого развития.
  2. Если мы это выстраиваем правильно, то уже в 2,5 года ребенок начинает говорить фразовой речью, и у родителей нет проблем с его поведением, обучением.

Если ваш ребенок в 2,5 года не говорит, особенно если нет так называемой своей тарабарской речи, он молчит и не озвучивает игру, обращенную к вам просьбу о чем-то, то это не вариант нормы, это проблема, которой нужно заниматься. Как разговаривать с ребенком

Разговаривать с ребенком нужно обычным тембром, именно этот ваш тон и тембр ребенок знает еще с внутриутробного своего состояния. Старайтесь говорить простыми фразами, но не сюсюкайте, не коверкайте слова. Если у ребенка проблема со зрением или слухом, то маме нужно как можно раньше начать ярко красить губы, чтобы он мог следить за ее губами и понимать, как именно она произносит звуки. Если у ребенка на первом году жизни были проблемы с глотанием, то, к сожалению, не избежать проблем и со звукопроизношением. Начать заниматься со специальным логопедом можно уже в первые месяцы жизни малыша, еще в доречевой период. Решайте все проблемы, как только они появляются, не откладывайте и не ждите, что само пройдет. Не пройдет.

Сад логопедический или обычный? Итак, ребенок подрос, и пришло время решать, в какое дошкольное учреждение его отвести. В этот момент важно разобраться, есть ли у вашего малыша проблемы с психикой и речью, и какие. Когда никаких серьезных медицинских проблем у малыша нет, начните с обычного сада.

Если в первый год речь не выровняется и не разовьется до нужного уровня, тогда стоит подать заявку на прохождение медико-педагогической комиссии. Она проходит с февраля по июнь. Получить направление можно в детском дошкольном учреждении или позвонить им и записаться на прием. Для прохождения медико-педагогической комиссии необходимо иметь заключение невролога, логопеда, психиатра о состоянии здоровья вашего ребенка.

Если ребенок начал говорить фразовой речью, но не выговаривает определенные звуки, то можно отвести его в обычный сад, в котором есть логопедические группы. Там занимаются с детьми с нормальным психо-речевым развитием, но с неправильными установками самих звуков.

  • Обычно логопед начинает работу с такими ребятами с пяти лет, чтобы к школе выровнять речь и исправить все слабые звуки.
  • В среднем на постановку и закрепление одного звука уходит от трех месяцев.
  • Одно из частых нарушений у детей 3-3,5 лет – так называемая каша во рту, когда из-за нарушения иннервации речевой мускулатуры ребенок не может чисто, понятно произносить часть звуков.

В этом случае без помощи специалиста не обойтись, лучше обратиться к неврологу для установки точной причины дизартрии и проведения необходимого лечения, если оно нужно, также необходимо посещать специальный логопедический сад. Здесь требуется комплексный подход: одновременная слаженная работа логопеда, невролога и психолога.

Распределением детей в специализированные группы или сады занимается медико-педагогическая комиссия. И снова повторюсь, значительно проще заниматься профилактикой задержки речевого развития, чтобы те дети, которые могли бы говорить, но из-за недостаточного внимания родителей не начали, не попадали в специальные группы.

Для этого важно не просто разговаривать с ребенком, а слышать, о чем он говорит, стараться понять его и реагировать на его слова. Уверяю вас, если вы с детства наладите этот контакт, то он сохранится на всю жизнь, поможет малышу стать хорошим членом семьи, общества, надежной поддержкой и опорой для вас.

  • Как предотвратить заикание Бывают случаи, когда ребенок долго не начинает говорить, при этом с ним занимаются, он накапливает большой пассивный запас слов, может в голове составлять фразы.
  • Если запустить у него речевой процесс чрезмерно активно, то он не справится с потоком речи и начнет заикаться.
  • Чаще всего это происходит в 2,5-3 года.

Особенно подвержены заиканию дети с тиками (навязчивое моргание, мигание, шмыганье носом и подобное). Если вы замечаете, что в начале речи ребенок начинает запинаться, это сигнал, что нужно обратиться к неврологу, чтобы решить проблему. Из всех навязчивых состояний заикание – самая сложная проблема, на лечение которой могут уйти годы.

  1. Соска и речевое развитие ребенка Еще один важный аспект профилактики задержки речевого развития – длительное использование сосок и длительное кормление грудью.
  2. Я имею в виду ситуацию, когда пустышка или мамина грудь находятся во рту ребенка не для успокоения или кормления, а просто так, в состоянии бодрствования.

В этом случае проблема возникает чисто механическая: для того чтобы говорить, рот должен быть свободен, а если рот занят, то говорить невозможно – мешает соска или грудь. Пустышку можно использовать, когда ребенок засыпает, когда болеет, когда ударился, но во время бодрствования ее нужно убирать.

  1. После двух лет от пустышки нужно отказаться полностью.
  2. Это поможет избежать проблем с речью и сохранить правильный прикус, что значительно снизит ваши денежные расходы в дальнейшем при лечении ортодонтом некрасивых зубов вашего любимого ребенка.
  3. Это же относится и к материнской груди.
  4. Она должно быть источником пищи или средством успокоения, не более того.

Безусловно, грудное молоко содержит в себе очень много хороших веществ, но оно нужно ровно до тех пор, пока ребенок не начал есть нормальную человеческую еду. Сосание груди очень важно для формирования психологического общения мамы и ребенка. Но к двум годам ребенок уже хорошо понимает обращенную речь, может и сам говорить, поэтому эта связь только укрепляется и никак не прервется после отлучения ребенка от груди.

Важно с самого начала отучать малыша сосать палец. К 2,5-3 годам ребенок должен спокойно обходиться без пустышки, материнской груди или сосания пальцев. Почему? Во время сосания качательно-поступательные движения дают ощущение успокоения, седацию. С возрастом потребность ребенка в таких движениях слабеет, теперь ему нужно познавать окружающий мир, быть активным.

А если ребенок продолжает сосать палец или пустышку, то он автоматически переносит себя в грудничковый период, ведет себя как малыш и не дает себе возможности полноценно развиваться. Гаджеты: вред или польза Современные устройства, с одной стороны, очень полезны, но когда речь идет о детях, нужно быть предельно внимательным и осторожным.

  • Никто не говорит о том, что не нужно использовать телевизор и гаджеты совсем.
  • Это важная часть современной жизни, дети должны уметь владеть ими.
  • Но у маленького ребенка еще нет навыков речи, движений, моторики, правильного психического развития, неправильно сформирована критика, самокритика, умение контролировать самого себя.

Поэтому очень опасно бесконтрольно давать ему то, что может спровоцировать неправильное развитие. В России об этом говорят мало, и сегодня в большинстве семей гаджеты используют сверх допустимой меры, на каждого члена семьи, включая грудного ребенка, приходится от двух до трех гаджетов.

  1. При этом в той же высокотехнологичной Японии детям разрешают пользоваться телефоном или компьютером только с пяти лет, когда нервная система дозрела.
  2. И я согласна с их подходом.
  3. Да, вы можете включать ребенку какие-то развивающие игры или мультфильмы, но не более 30-40 минут в день на хорошем экране с хорошим звуком.

Планшетов и смартфонов лучше избегать, потому что у маленьких детей быстро формируется цветовая и тактильная зависимость. В глушь, в деревню Напоследок я хочу посоветовать всем-всем родителям больше времени проводить с детьми на свежем воздухе. Особенно полезно это будет малышам, имеющим проблемы с психо-речевым развитием.

  1. Самое лучшее – на несколько недель или даже месяцев уезжать в сельскую местность, где вокруг только живые звуки природы от бегущего ручейка, шелеста листьев на деревьях, жужжания пчелки и прочих звуков, где нет городского, механического звука от гудения проводов.
  2. Это не только поможет нормализовать сон, подарит спокойствие, но и даст возможность перегруженному информацией мозгу ребенка отдохнуть и набраться сил для преодоления всех трудностей в речевом развитии.

Будьте здоровы! Удачи вам и вашим детям! Читать подробнее: Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить
Полный ответ