Играть в дворовые игры можно было почти круглые сутки, пока мама не позовет домой / кадр из фильма «Тимур и его команда» Когда погода так и шепчет, только современным детям придет в голову не обращать на это внимания и остаться дома, пытаясь осилить очередной уровень в играх на гаджетах.
- Раньше все свободное время дети и подростки проводили за дворовыми играми.
- «ВМ» собрала 25 популярных тогда развлечений, которые до сих пор ярко сидят в нашей памяти.1.
- КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ Это одна из самых популярных дворовых игр прошлого века.
- Однако, возможно, своими корнями она идет далеко в прошлое, так как точное время возникновения «казаков» неизвестно.
Говорят, название игры возникло исторически: еще в царской России казаки действительно охраняли мирных жителей от нападений разбойников. Как играть: Участвует от 4 человек, чем больше, чем лучше. Сначала с помощью жребия ребята делятся на две команды, «казаки» и «разбойники» соответственно.
- Задача «разбойников» — как можно быстрее убежать по нарисованным стрелкам и спрятаться, цель «казаков» — найти и поймать «неугодных».
- У каждой из команд есть «атаман», если по-простому – капитан.
- В начале игры «разбойники» должны собраться и загадать слово-шифр, после этого они берут мелки и убегают.
- «Казаки» же перед игрой должны определить место для «темницы», куда будут заключать пойманных «разбойников».
Когда время на подготовку истекло, «казаки» пускаются в погоню. Примерно каждые 20-30 метров, а также на всех поворотах, «разбойники» рисуют стрелочки, далеко не все из которых могут указывать верную дорогу. Если «казак»заметил «разбойника», он должен его осалить и отвести в темницу. Юлия Семенова бьет по мячику уверенно — удар у начинающей спортсменки уже поставленный / Фото: Анна Иванцова Когда пойманный «разбойник» оказывается в темнице, у него начинают выпытывать кодовое слово. Самый распространенный способ «пыток» — обычная щекотка.
О том, какие методы воздействия можно использовать, а какие – нельзя, лучше договариваться «на берегу». Но если ты, дорогой «разбойник», уже попал в темницу, не стоит отчаиваться! Возможно, за тобой придут друзья, напав на караульного и позволив тебе сбежать. «Казаки» побеждают в игре, если выполнено хотя бы одно из условий: узнан секретный шифр или пойманы все разбойники.2.
ЦВЕТА (ЦВЕТА-ПЕРЕБЕГАЛА, СВЕТОФОР) У этой простой игры, для которой хватает даже школьной перемены, есть множество вариаций. Вместо цветов можно загадывать песни, города, названия мультфильмов, да все что угодно – выбор ограничен только фантазией. Как играть Участники (от четырех человек) выбирают одного водящего. Юлия Семенова бьет по мячику уверенно — удар у начинающей спортсменки уже поставленный / Фото: Анна Иванцова Если же вы тщательно осмотрели себя и убедились, что нужного цвета на вас нет, усыпите бдительность водящего и перебегайте. Тот, в свою очередь, должен успеть перехватить и осалить перебегающего.
В случае успеха горе-перебежчик становится водящим. У этой игры, как и у других, существуют свои хитрости. Например, участники могут помогать друг другу. Так, если у одного есть несколько вещей подходящего цвета, одну он может использовать сам, а взяться за вторую позволит товарищу.3. САДЖО Спокойная игра с мячом, тайну названия которой, вы, возможно, пытаетесь разгадать до сих пор.
Развивает реакцию и внимательность. Как играть Для «саджо» не требуется много участников, можно играть и вдвоем, но, как это обычно бывает в дворовых играх, чем больше игроков, тем веселее. Каждый молча придумывает себе биографию – здесь фантазия не ограничена.
- Определяется с именем, возрастом, городом, любимым блюдом и так далее.
- Конечно, и здесь есть простор для воображения – категории могут меняться и дополняться.
- Первый вопрос, который задает водящий, — «как тебя зовут?».
- Он бросает игроку мяч, называя при каждом броске один вариант ответа.
- Если вариант неверный – игрок отбивает мяч, если правильный – ловит.
Если водящий говорит непонятное слово «саджо», мяч также нужно поймать. Если же игрок в это время случайно отбил мяч, ответом считается слово, прозвучавшее во время предыдущего броска. Как известно, не все задуманное осуществляется, поэтому игроки часто ловят мяч и на слове, которое не было ими загадано, лишь бы не оказаться Пафнутием из Урюпинска. Выбор мест, где можно спрятаться, ограничен лишь фантазией / кадр из фильма «Тимур и его команда» 4. РЕЗИНОЧКА Девичья дворовая игра, которая обладает таким количеством вариаций и усложнений, которыми не могут похвастаться многие современные компьютерные «бродилки» и «стрелялки».
- Самой большой сложностью этой игры было найти «ту самую», «правильную» резиночку.
- В ход могли пойти даже, к примеру, резинки от старой одежды, иногда -даже связанные-переплетенные короткие резиночки.
- Как играть Участвуют от двух человек (конечно, можно и больше, иногда из желающих прыгать могла образоваться нешуточная очередь!) Резинку либо держат два человека -по-одному с каждой стороны, либо привязывают к столбу, дереву или любому другому статичному предмету на нескольких разных уровнях: чем сложнее уровень, тем выше поднимается резиночка.
Участники по очереди выполняют разные прыжки-упражнения на всех уровнях. Тот, кто ошибается задевает резиночку, передаёт эстафету следующему игроку. Затем, когда снова подойдёт его очередь, начинает игру с того места, где ошибся. Можно играть и парами, тогда сбившегося игрока может выручить второй участник.
- Уровни игры: 1),
- Резиночка находится на уровне щиколоток держащих.2).
- На уровне колен 3).
- На уровне бёдер 4).
- На уровне талии 5).
- На уровне груди 6).
- На уровне шеи.
- Можно и выше, тут снова все зависит от фантазии, готовности играть и акробатических способностей прыгающих.
- Упражнений, которые могут выполняться играющими -бесчисленное множество:от простых прыжков, до изощренных «ступенек», «конвертиков» и «бантиков».
В каких-то задевать резиночку категорически запрещается, а в других главное-наступить на правильную область. Игра остается примером того, как, используя минимум реквизита, обеспечить досуг детской компании на несколько часов! Каждая команда в игре «Казаки-разбойники» должна была выбрать себе «атамана» / кадр из фильма «Тимур и его команда» 5. КЛАССИКИ Еще одна известная почти всем игра – «прыгалка». Наверняка вы помните расчерченные мелом, а то и краской поля почти в каждом дворе.
Кстати, говорят, что игра появилась в европейских странах еще в Средние века, а возможно, ее корни идут еще от древнеримских развлечений. Тогда в классики играли, в основном, мальчики. Как играть: На асфальте расчерчивается поле из нескольких равных по площади квадратов (традиционным считают прямоугольное поле 5х2, но наши дворы помнят множество вариаций).
В конце поля обычно рисуют полукруг (в разных вариантах его называют «котел», «огонь», «вода» и т.д.). Игроки поочередно бросают битку/биту (ей может быть все, что можно бросить – камень, жестяная коробочка, игральный кубик) в первый квадрат поля. После этого игрок перепрыгивает по разным квадратам, толкая битку за собой.
- По классическим правилам, в первом и втором квадратах прыгают на одной ноге, в третьем и четвертом — левая на 3-м, правая на 4-м, в пятом — двумя ногами, в шестом и седьмом – как и в третьем и четвертом, в восьмом- на одной, в девятом и десятом – левая на девятом, правая – на десятом.
- После этого игрок разворачивается и по тому же пути движется обратно.
Если игрок или его битка задели черту, ход переходит к следующему участнику. Некоторые игры принято считать чисто «девичьими» / кадр из фильма «Усатый нянь» 6. КАМЕНЬ-НОЖНИЦЫ-БУМАГА Игра, которую все мы знаем с самого раннего детства. И до сих пор взрослые серьезные люди периодически используют ее как помощника в решении сложных вопросов.
- А самые рьяные любители даже вырабатывают особые тактики и проводят целые чемпионаты.
- Как играть: После ставшей классикой считалочки «камень-ножницы-бумага, раз, два, три!» каждый игрок должен показать рукой одну из фигур («камень»- рука в кулаке, «ножницы» — скрещенные пальцы, «бумага» — прямая ладонь).
Выигравшего определяют следующим образом: бумага «накрывает» камень, камень «ломает» ножницы, ножницы «режут» бумагу. Проигравший – выходит из игры. Выигравшие, если их несколько, остаются на следующий кон. Кстати: Есть очень много вариаций этой игры. Помимо традиционных предметов добавляются колодец («камень, ножницы, бумага и колодец тоже надо»), бутылка лимонада и другое.
А фанаты сериала «Теория большого взрыва» также помнят вариант с ящерицей Споком.7. СИФА Еще одно «мальчуковое» развлечение. Девочки редко вступали в такую игру, потому что в качестве снаряда выступала грязная тряпка. Как играть Первый игрок берет тряпку в руки и бросает ее в рядом стоящего участника, крича «Сифа!».
Задача второго – поскорее задет тряпкой какого-то другого участника, иначе «грязный» статус закреплялся за играющим до конца дня. Обычно игру начинали внезапно, не договариваясь заранее, и далеко не все играющие вообще хотели принимать участие в подобном развлечении.8.
ВЫШИБАЛЫ (ПЕРЕСТРЕЛКА) Эта преимущественно мальчишеская командная игра с мячом направлена на «выбивание» соперников. Как играть Участвуют от четырех человек. Как минимум двое – вышибалы – стоит по разные стороны поля. Их задача – перекидываться мячом, сбивая при этом соперников, стоящих между ними. Также важно, чтобы мяч, брошенный одним из вышибал, был пойман другим, а не упал на землю или не улетел куда-то за пределы игровой зоны.
В свою очередь, те, кого вышибают, должны не позволить себя выбить. Им следует уворачиваться от мяча или ловить его. Последнее может также дать игроку «бонус», сделать его практически «неубиваемым». Когда вышибалы выбили остальных участников, команды меняются местами. Корреспонденты «ВМ» оценили детский отдых вместе со специалистами ГАУК «Мосгортур» / Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва» 9. ПРЯТКИ Прелесть этой игры в том, что каким бы небольшим ни было игровое пространство, всегда можно изобрести необычное место, где найти тебя будет непросто.
- Еще один ее плюс в том, что в зависимости от игровой зоны она подходит для детей самого разного возраста.
- Наверняка и многие взрослые сейчас не отказались спрятаться от проблем в какой-нибудь тихий закуток К ак играть: Водящий, выбранный с помощью жребия или считалочки, отворачивается к стене/закрывает глаза и считает до определенного числа (заранее оговариваются число и темп счета, а также территория, где можно прятаться).
В это время остальные участники отыскивают местечко поукромнее. Фраза водящего: «Раз, два, три, четыре, пять» — своеобразный сигнал о том, что он вот-вот отправится на поиски. Тот, кого поймали первым, становится ведущим, но часто игроки не выходят из укрытия, пока «вода» не найдет всех до одного. Самое главное — незаметно передать «колечко» / Кадр из фильма «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» 10. САЛОЧКИ Еще одна простая игра, знакомая всем, в особом представлении не нуждается. Как играть: Сначала выбирают водящего, с помощью считалки, жребия или любого другого способа, затем – определяют, в каких границах будет проходить игра.
Водящий старается поймать всех играющих, прикоснуться к ним. Тот, к кому прикоснулись, считается «осаленным» и начинает ловить других участников сам. Выигравших и проигравших здесь, как таковых нет, логического завершения игры – тоже.11. ЛАПТА Эта игра, история которой насчитывает много лет, сейчас переживает второе рождение.
Как играть: На ровном поле проводят две линии, расстояние между которыми – примерно 15-20 метров. Одну линию называют городом, вторую – домом. Узнать итоги проверок можно будет уже на следующей неделе / Фото: Александра Казакова, «Вечерняя Москва» После этого определяют бьющего, который встает за черту города, остальные стоят за «домом». Бьющий подбрасывает мяч и ударяет по нему битой. Игроки, которые находится за «домом», ждут, когда мяч окажется за линией, чтобы поймать, пока он не очутился на земле. В игре «квадрат» побеждает участник, набравший наименьшее число очков / Фото: Ирина Хлебникова, «Вечерняя Москва» 12. МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ, РАЗ, Еще одна игра нашего детства с въедливой считалочкой и без всякого дополнительного реквизита. Как играть: Есть несколько вариантов этой игры, каждый из которых начинается с известной считалочки: Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура на месте замри! После произнесения ведущим этих слов игроки замирают в позе какой-либо фигуры.
В первом варианте игры водящий должен угадать, какую именно фигуру изобразил игрок. Во втором – выигрывает тот, кто дольше всего продержался в заданной позе, в третьем — побеждает участник, изобразивший фигуру, которая больше всего понравилась водящему. Конечно, «морской» тематикой ограничиваться не обязательно.
Все зависит только от воображения водящего.13. СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ Как играть Участники выстраиваются в ряд. Водящий бросает одному из игроков мяч, называя какой-нибудь предмет. Правила предельно просты: если предмет «съедобный», мяч нужно поймать, если «несъедобный» — обить.
Самый смак игры – в скорости. Чем быстрее ведущий перечисляет названия предметов и чем неожиданнее очередность, тем интереснее. В случае ошибки игрок становится водящим.14. КОЛЕЧКО-КОЛЕЧКО Присказку «колечко-колечко, выйди на крылечко», наверняка много кто помнит, но уже не все понимают, откуда она пошла.
«Колечком» в игре может служить любой мелкий предмет, главное, чтобы он без труда помещался в руку. Как играть: Игроки садятся в один ряд и складывают ладони «лодочкой». Тем временем, водящий по очереди подходит к каждому участнику, приговаривая « Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю», и делает вид, что собирается передать колечко.
Задача водящего, отдать предмет так, чтобы другие участники не поняли, кто именно стал его обладателем. В свою очередь, игрок, который получил колечко, должен сделать вид, что ничего не произошло. Когда водящий подошел к каждому из игроков, он отходит на несколько шагов со словами6 «Колечко-колечко, выйди на крылечко».
В этот момент игрок, получивший кольцо, должен очень быстро подбежать к водящему, а остальным нужно удержать его. Если миссия человека с кольцом выполнена, он становится водящим. Возможно, корни игры «классики» идут еще от древнеримских развлечений / Фото: Ирина Хлебникова, «Вечерняя Москва» 15. ЖМУРКИ Вариация салочек, отличие которых, как ясно из названия, в закрытых глазах водящего. Как играть: Участники жребием выбирают водящего и завязывают ему глаза любой плотной тканью.
Затем раскручивают игрока на месте и разбегаются. Водящий должен не только поймать, но и узнать на ощупь, что за игрок перед ним. Если «жмурка» угадал, водящим становится пойманный участник.16. ФАНТЫ Игру, без которой раньше не обходился ни один день рождения, помнят и сейчас, производители настольных игр выпускают ярко и необычно оформленные серии.
Раньше же игрокам требовалось только много нарезанных бумажек, ручка и хорошее настроение. Как играть Каждый игрок отдает ведущему по одному личному предмету (заколка, игрушка, камушек), затем все участники пишут на бумажке любое задание. После этого все записки перемешивают и кладут, например, в шляпу, а ведущий, не глядя, вытягивает чей-то предмет и задание.
- Соответственно, задание выполняет тот человек, которому принадлежит вещь.
- Придуманные игроками задания могут быть очень непростыми, однако не нужно забывать, что ты сам можешь вытащить свою записку, и тогда уже отвертеться не получится.17.
- КВАДРАТ Как играть: Игровое поле очерчивают квадратом, разделенным, в свою очередь, на четыре равных квадрата меньшей площади.
В центре поля рисуют круг, куда подают мяч. В каждом из квадратов стоит по игроку. Сначала один из игроков бросает мяч в центр. Тому, в сторону чьего квадрата укатился снаряд, следует начинать игру. После того, как мяч касается о четверть квадрата игрока, он должен отбить его (ваэно помнить, что руками отбивать нельзя). Участница команды «Косики» Даша Харламова играет в лапту / Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва» 18. ШТАНДЕР-СТОП (ХАЛИ-ХОЛО) Как играть: В игре участвует от трех человек. Водящий, выбранный считалочкой, становится в центр круга, образованного другими игроками.
Остальные участники стоят от ведущего примерно в 1-2 шагах. Водящий подкидывает мяч вверх, называя имя любого игрока, тот должен поймать мяч. Если у него получилось, он становится новым водящим, если же нет – все игроки должны разбежаться в разные стороны. Когда ведущий крикнет «Штандер!» или «Стоп!» остальные игроки должны замереть в одном положении, а водящий, вернувшись в центр круга, должен попасть мячом в другого игрока.
Если ему это удалось, тот, в кого попал мяч, становится новым ведущим. Есть также вариант игры, в котором ведущий после того, как все игроки замерли, выбирает одного участника и угадывает, на расстоянии скольких шагов от него этот игрок находится, а потом, сделав эти шаги, пытается дотянуться до этого игрока.19.
ПИОНЕРБОЛ Дворовый упрощенный вариант волейбола, в который играли как на спортивной площадке возле дома, так и на уроках физкультуры. Как играть: Участвуют две команды от трех до восьми человек в каждой. В центре поля натянута сеть или даже веревка. Задача команды – забить мяч на поле противника так, чтобы он коснулся пола/земли.
Отличие от волейбола заключается в том, что мяч не обязательно отбивать, его можно и ловить. Правда с мячом в руках игрок может сделать всего три шага, а после он обязан отдать снаряд соратнику по команде. Обычно игра продолжается до определенного счета, допустим, 25. Префектура прислушается к пожеланиям жителя — построит площадку, где летом мальчишкам можно будет погонять в футбол, а зимой фигуристам рассекать на коньках / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва» 20. «СЕКРЕТИКИ» Не совсем игра, но вполне себе «девочковое» развлечение, когда ты чувствуешь себя не то пираткой, не то волшебницей.
Как играть Участники (чаще всего -участницы) собирают из подручных средств «клад», чаще всего, это просто яркая конфетная обертка или, например, вкладыш от жвачки. Выбирается тайное место, куда «секретик» будет закопан. Чем интереснее-тем лучше. «Сокровища» укладываются под стекло (в основном, конечно, это обломки стеклянных бутылок, валяющиеся везде и всюду) и засыпаются землей.
Особо ответственные могли даже нарисовать карту, чтобы «клад» точно не потерялся. Хотя чаще, всего, конечно, места «захоронений» благополучно забывались или откапывались мальчиками, чьим развлечением, в свою очередь, было найти и разгромить эти «секретики».
А вообще интересно, сколько разноцветных фантиков до сих пор лежит во всей земле постсоветского и не только пространства.21. «ЦАРЬ ГОРЫ» А в этой игре можно продемонстрировать ловкость, напористость, и, конечно, амбиции начинающего монарха. Как играть Один из игроков взбирается на небольшую гору из снега или песка и кричит другим участника: «Я – царь горы»! Затем все остальные пытаются лишить «царя» его титула, захватив горку.
Играющие пытаются столкнуть друг друга с возвышения и получить импровизированный престол. Лучше играть в нее составом не более десяти человек и под присмотром взрослых, если участники совсем маленькие и могут заиграться до такой степени, что веселый поединок станет весьма травмоопасной забавой.22.
- РЫБАК И РЫБКИ Эта игра подходит даже для самых маленьких.
- Для нее тоже не требуется особого инвентаря, только любая резиночка/скакалка, которая может сойти за удочку.
- Как играть: Игроки становятся в круг, а ведущий, «рыбак», – в центр круга.
- Задача «рыбака» — раскручивать «удочку», чтобы обеспечить себе улов, цель «рыбок» — перепрыгнуть веревку.
Тот, кого поймали, должен выйти из круга. Дети смогут принять участие в спортивных играх / Фото: Наталия Нечаева «Вечерняя Москва» 23. ДЖАМБО Как играть: Ведущий кидает по порядку мяч участникам, сидящим в ряд, говоря при этом любое слово. Если это слово «Джамбо», игрок должен поймать мяч и сам стать ведущим.
При любом другом слове игроки продолжают ловить мяч, пересаживаясь в конец скамейки.24. «ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА» Еще одна простая детская игра с мячом, в которую могут играть даже самые маленькие. Как играть Участники встают в круг и начинают очень быстро перекидывать друг другу мяч. Тот, кто не поймал, садится в центр круга на четвереньки.
Другие игроки могут спасти «наказанных», кинув мяч в центр круга и попав в нужного им игрока. «Спастись» самостоятельно тоже можно. Если сидящий в круге, не вставая, поймал летящий над ним мяч, все «наказанные» могут снова войти в игру, а в круг садится тот, кто до этого бросал мячик.
Для того, чтобы игра стала более динамичной, мяч часто не ловят, а отбивают.25. «ЗОЛУШКА» Название этой игры с переодеванием, точнее, переобуванием, конечно, возникло неслучайно. Ведь при достаточном количестве фантазии можно было почувствовать себя той самой Золушкой из сказки, помечтать о принце и верить в то, что выдуманная карета не станет тыквой.
Как играть: Участники, чаще всего это были девочки, садились на скамейку и снимали по одной туфле. Вся обувь складывалась в одно общее место. Водящий отворачивается, вытаскивает туфлю и называет имя игрока, который должен переобуться, до того момента, пока туфли не закончатся.
Полный ответ
Как раньше играли дети?
Во что играли раньше дети? Игры, забавы для детей являлись не только развлечением, они выполняли также важную задачу их физического и духовного развития. С 3 – 5-летнего возраста дети играли тем, что попадало под руку – тогда ещё не было готовых красивых игрушек для детей, как сейчас. А делалось это так: пуговка накладывалась на палочку, причем снизу у палки были два разветвления, как бы ноги, затем пуговку обматывали белым лоскутком, рисовали глаза, рот, нос чернильной ручкой или углем. Шили разную одежду, похожую на табасаранский женский костюм, украшали куклу, выбирали ей жениха (ведь были еще и куклы-мальчики). Мальчики играли в различные подвижные игры: бег наперегонки, прятки, выбивалки, жмурки, игра в камешки, в разбойников. Игрушки и прочую утварь для игр мальчишки изготавливали сами. Стругали палки, делали из них кинжалы, шашки. Любили игры с мячом. Правда, настоящего мячика у них не было.
Его мастерили из тряпок и набивали ветошью. Среди детей были распространены игры в скороговорки, загадки, считалки и даже дразнилки. Дразнилки использовались в групповых играх между кварталами. Например, между мальчиками нижнего села и верхнего села. В них по-доброму высмеивались недостатки, промахи сверстников.
Дети были активными участниками всех обрядовых праздников, проводимых в селе взрослыми. Загадки: – На одном чабане тысяча овец (небо и звёзды). – На гору ходит, а с горы выходит (ковёр на станке). – Всё чинит, а сама голая (иголка). – Четыре друга всегда смотрят друг на друга (четыре стены в комнате). Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Полный ответ
Как играли дети в ссср?
С чем играли дети в СССР? Игрушки — теплые воспоминания из детства Эти милые старые советские игрушки По сравнению с современными «навороченными» предметами детских забав, напичканными электроникой, деревянные пирамидки, железные машинки, плюшевые мишки и пластмассовые пупсы кажутся примитивными донельзя. Как «обидели» детские игрушки на заре СССР В самые первые годы советской власти детские игрушки были незаслуженно обделены вниманием производителей. Государству было не до развлечений: приходилось стоить новую жизнь. Ну а подрастающее поколение строителей коммунизма довольствовались либо старыми игрушками, оставшимися в семье со времён царской России, либо самодельными деревянными или картонными кубиками и тряпичными куклами.
- Часто дети и сами мастерили себе игрушки и забавы из того, что было под рукой: гоняли по двору мяч, сшитый из тряпок, собирали незамысловатые тележки-каталки, качали самодельных кукол.
- Новая эра – новые игрушки В 30-е годы появились первые небольшие артели по изготовлению детских игрушек в духе нового времени.
В основном, это были фигурки красноармейцев и матросов – «потомки» оловянных солдатиков, игрушечные изображения пионеров с флагом, горном или барабаном. Наряду с «идеологическими» игрушками были в продаже и традиционные куклы с волосами из пакли, которым девочки с удовольствием шили наряды, а также деревянные лошадки на колёсах и плюшевые медвежата, набитые опилками.
- В послевоенные годы огромной популярностью у советских мальчишек пользовалась игрушечная военная техника и егковые автомобили, деревянные и железные самосвалы, ружья и пистолеты, а у девочек – кукольная посуда из алюминия.
- Выбор у детей, прямо скажем, был невелик, да и денег у населения было немного, поэтому ребятишки, в основном, продолжали играть с самодельными куклами, мячами и машинками.
Народная игрушка тогда была не в почёте: те же расписные матрёшки или глиняные свистульки можно было увидеть лишь на рынках, куда их в небольших количествах привозили народные умельцы. Такая картина продолжалась вплоть до начала 60-х годов. Пожалуй, единственным плюсом того периода было то, что все игрушки в СССР изготавливались исключительно из натуральных материалов: дерева, металла, каучука, плюша. В 50-е годы появились знаменитые механические медведи с балалайкой, бочонком мёда или бутылкой молока в лапах. Это была одна из любимых детских забав: повернув ключик в спине медвежонка, ребятишки с удовольствием наблюдали, как он качает головой, водит лапой по струнам балалайки или подносит ко рту бочонок с мёдом.
Великое историческое событие 60-х – первый полёт человека в космос – также не преминуло отобразиться в детских игрушках. Всевозможные ракеты и спутники, космонавты в скафандрах с гордой надписью «СССР» раскупались в магазинах моментально. Позднее к ним присоединились космические станции и луноходы. Ещё одно грандиозное спортивное событие – Олимпиада-80 – породила сотни вариантов игрушечного олимпийского мишки.
Его изготавливали из всевозможных материалов: меха и плюша, пластмассы и резины, целлулоида и каучука. В арсенале практически каждого советского ребёнка 80-х годов обязательно имелся этот олимпийский символ. Детские игрушки – на промышленную основу В 60-е годы производство детских игрушек в СССР было поставлено на промышленный поток. Вместо кустарных артелей стране появились фабрики игрушек, а на многих крупных предприятиях открылись цеха по производству сопутствующей продукции, в ассортимент которой входили и детские игрушки.
- Появились и новые материалы для их изготовления: пластмасса, резина, поролон, целлулоид, синтетические ткани и искусственный мех.
- Это позволило значительно увеличить количество игрушек на прилавках магазинов, но отнюдь не разнообразило ассортимент.
- Как и всё остальное производство, изготовление игрушек в СССР было поставлено на широкий поток.
Поэтому в те годы длинные ряды магазинных полок были завалены десятками одинаковых пластмассовых кукол-близнецов с румяными щеками и голубыми глазами в одних и тех же незамысловатых нарядах. Однообразные машинки, волчки, скакалки, мячи, барабаны, водяные пистолеты, плюшевые мишки, набитые поролоном, кукольная мебель и посуда отечественного производства – всё это приносило радость не одному поколению советских детишек. Изредка можно было увидеть в продаже импортные игрушки из социалистических стран.
- Неудивительно, что за ними обычно выстраивались длинные очереди: куклы-«иностранки» и коллекционные «иномарки» выглядели намного презентабельнее своих советских «собратьев».
- А уж роскошные наборы индейцев и ковбоев или игрушечная железная дорога из ГДР была неслыханным счастьем для каждого ребенка.
- Новое веяние: игрушка «из телевизора» С появлением телевидения в СССР увеличился и ассортимент игрушек.
Теперь советские детишки получили возможность поиграть с героями любимых мультиков: Чебурашкой и крокодилом Геной, Винни-Пухом и Пятачком, львом Бонифацием, Буратино и Мальвиной, Волком и Зайцем из культового мультфильма «Ну, погоди!». Своих любимцев дети с удовольствием катали на паровозике из Ромашкино, а во время купания запускали в ванной забавный катерок из одноимённого мультфильма. У каждого, кто родился и вырос в СССР, были свои любимые игрушки. Конечно, пластмассовые куклы и солдатики, резиновые мячи и пупсики, тяжёлые железные машинки, танки, самолёты и неуклюжие плюшевые медвежата с наивными мордочками были не настолько яркими и привлекательными, как современные, но всё же воспоминания о них нам дороги.
Полный ответ
Как играть в игру колечко колечко?
Колечко Содержание Перед началом игры все рассаживаются на скамейку в ряд (или стоят в кругу). Водящий, которого выбрали заранее с помощью считалочки, в сложенных ладонях (лодочка) зажимает колечко (монетку) и этими ладонями протискивается между ладонями каждого игрока, приговаривая: «Я ношу-ношу колечко и кому — то подарю»,
Мимоходом он незаметно вкладывает колечко в ладони одного из игроков. Водящий может оставить «колечко» у первого игрока, но должен пройти всех игроков. Главная его задача – сделать все так, чтобы никто из игроков не заметил, кому он положил колечко. Для этого он может использовать ложные приемы – задерживать свои руки чуть дольше между ладонями одного из участников.
Как только водящий прошел всех игроков, он выкрикивает: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!». После этих слов тот, у кого «колечко», должен вскочить со скамейки (или выскочить из круга) и бежать, а остальные – должны его удержать. Если игрока никто не задержал и не задел рукой – он выиграл и водит следующим.
- Если его задержали, то водящий остается тот же.
- Правила 1.Выбрать водящего, остальные садятся на скамейку (встают в круг).2.Водящий берет в руки «колечко», складывает руки «лодочкой» и просовывает свои ладони в «лодочки» игроков.
- Его задача незаметно положить предмет.3.После того, как колечко вложено, водящий вызывает его.4.
Задача игрока с колечком – соскочить со скамьи выскочить из круга в центр), чтобы его никто не задел и не задержал Усложнение/Упрощение Упрощение : игрок, у которого оказалось колечко, выходит в центр и становится водящим. Можно попросить его выполнить несложные движения, например, присесть, попрыгать, похлопать в ладоши или он сам показывает любое движение, а остальные игроки за ним повторяют.
Полный ответ
Какой вид игры подходит для детей дошкольного возраста?
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте | Открытый класс — Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрастеРазмещено: Венера Николаевна Александрова — сб, 24/11/2012 — 01:12 В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития.
- Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.
- Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их, называют творческими, или сюжетно — ролевыми.
- В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Игра — отражение жизни. Здесь все как будто, «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренны.
- Ребенок знает, что кукла и мишка — только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик, или моряк.
- Но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой.
- Подражание взрослым в игре связано с работой воображения.
Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправится, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование.
В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражал собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра — всегда импровизация.
Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь.
По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Виды игр, средства, условия Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические, игры — драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры.
- Они характеризуются следующими особенностями: 1.
- Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.2.
- Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности.
- Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании),3.
Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.5.
Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей, сил ребенка.6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.
При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться: а) от начала к концу; б) от первой игры к последующим играм той же группы детей; в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим.
- Средствами игры являются:
- а) знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;
- б) способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;
- в) те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознал и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы, опираясь, на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.
- Прежде всего, развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей с взрослым.
- Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием.
- Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры — организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.
В любой игре содержится два типа правил — правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.) Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т.д.),
- Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству.
- В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами.
- Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умение со своим.
- И, наконец, в каждом разделе содержатся игры, в которых ответственная и привлекательная роль выполняется по очереди.
Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам. Эти два правила в простой и доступной для детей форме, без назидательности и навязывания роли со стороны взрослого приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.
Но все это становится возможным только в том случае, если игра, разработанная взрослым и предложенная ребенку, в готовом виде (т.е., с определенным содержанием и правилами) активно принимается ребенком и становится его собственной игрой. Доказательствами того, что игра принята, являются: просьба детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении.
Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.
- Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей.
- При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, то есть, чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.
- 1. Сюжетно — ролевые игры
- Развитие сюжетно — ролевой игры в дошкольном возрасте
- Возраст
Читать далее www.openclass.ru
Полный ответ