Какие Качества Должны Быть У Хорошего Учителя?

Какие Качества Должны Быть У Хорошего Учителя
Профессиональные качества педагога Важные профессиональные качества педагога:

  • трудолюбие;
  • работоспособность;
  • дисциплинированность;
  • ответственность;
  • умение поставить цель;
  • избрать пути ее достижения, организованность;
  • настойчивость;
  • систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня;
  • стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. Обязательные профессиональные качества педагога Обязательное для учителя качество — гуманизм, т.е.

  • Учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.
  • Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание,
  • Душевная чуткость в — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справедливость, Кроме того, воспитатель обязан быть требовательным, Идеальный педагог — образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.
Полный ответ

Каким должен быть современный учитель?

Какой он, современный учитель? Рочев Денис Игоревич Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России 2014», Председатель Ассоциации молодых учителей России. Изменения, происходящие в стране, в обществе, предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос.Это человек, способный создавать условия для развития способностей обучающихся, повышать мотивацию к изучению предметов.Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.Современный учитель – это профессионал, мастерство которого определяется его профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е.

целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.Современный учитель должен стремиться к успеху. А успешный учитель воспитает успешного ученика. Как же сделать так, чтобы в школах появились успешные учителя? Над этим вопросом я размышлял в самолете Санкт-Петербург – Симферополь.

Я никогда не был в Крыму и поэтому с нетерпением ждал встречи с крымскими коллегами. Какие они, новые российские учителя? Я ехал с ощущением того, что нам обязательно будет интересно вместе, и я не ошибся. Это учителя, которым сейчас вдвойне сложнее работать – привыкать к новым требованиям и новым стандартам, но вместе с тем я увидел, что им вдвойне интереснее работать.

Они молоды, активны и открыты для всего нового. Сама тема Всероссийского форума молодых учителей в республике Крым — «Молодой учитель в социальном векторе региона» — обещала интересные дискуссии и общение с коллегами. В региональном институте повышения квалификации собрались педагоги из всех уголков полуострова.

Я был приглашен модерировать дискуссионную площадку по теме «ИНТЕГРАЦИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ: ВЗГЛЯД МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА». Мне было важно услышать молодое поколение учителей Крыма и обсудить с ними следующие вопросы:- Как привлечь в школы потенциально успешных учителей – способы повышения социальной привлекательности педагога- как воспитать успешного учителя – процесс профессионального роста в социально-педагогическое пространство- как помочь профессионалу совершенствовать профессиональные компетенции в контексте внедрения новых ФГОС.Меня очень порадовало, что ребята прибыли на Форум с интересными идеями и выступлениями.

  1. Приехали не просто формально выступить, как это часто бывает, а с желанием включиться в работу Всероссийского педагогического собрания и Ассоциации молодых учителей России.
  2. На пленарном заседании Валентина Николаевна Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания, попросила еще раз задуматься, насколько важна роль учителя именно сегодня, когда необходимо воспитать образованного и сильного гражданина России.

Чтобы воспитать такого ученика, молодому учителю необходимо самому овладеть современными образовательными технологиями. Лучший способ сделать это – профессиональное общение и обмен опытом в рамках Ассоциации молодых учителей России. Для успешной интеграции молодых учителей Крыма в российское образовательное поле было предложено создать Ассоциацию молодых учителей Севастополя под руководством Ермолаева Дмитрия Николаевича и Ассоциацию молодых учителей республики Крым под руководством Пшеничной Галины Игоревны.
Полный ответ

Каким должен современный учитель?

Главные качества современного учителя — Во-первых, современный учитель должен быть Человеком. Это значит, что он должен обладать высокоморальными качествами, иметь активную позицию и принимать участие в общественной жизни. Человеку присущи нравственность, определенная духовность, гуманизм.

Хороший учитель всегда признает свои ошибки и исправляет их, он относится к ученикам с уважением, как к равным и старается к каждому найти подход. Во-вторых, педагог должен быть Работником, то есть уметь ставить перед собой цели и достигать их, регулярно совершенствоваться в профессиональном плане и быть нацеленным на всестороннее образование.

В-третьих, современный учитель – это Специалист, который в совершенстве владеет педагогической теорией и практикой, рационально организовывает свою деятельность, обладает тактичностью, самообладанием, умением слышать и слушать. Чтобы стать хорошим специалистом, одних личностных качеств недостаточно.
Полный ответ

Какие качества не должны быть у учителя?

Качества плохого педагога назвали российские учителя 16 июля 2020 года, 07:14 Самое плохое — это безответственность и безразличие к своему предмету и детям. Безответственность и безразличие к своему предмету и детям характеризуют плохого педагога. Так считают 20% учителей-участников опроса, проведенного онлайн-школой Skysmart. Об этом сообщает,16% назвали плохим качеством лень, отсутствие желания к развитию.

Педагогический талант называют главным признаком хорошего учителя 10% опрошенных, гибкость и мобильность педагога — 9%.Еще 8% участников опроса считают необходимым качеством доброжелательность и чувство юмора.Ранее сообщалось, что нижегородец Дмитрий Доронин победил в этапе конкурса «».

Закон дает право участникам специальной военной операции приостановить платежи по кредитам на весь срок службы плюс 30 дней. ИА «Время Н» узнало, как торговые сети привлекают клиентов. Во Всемирный день борьбы с раком груди, который отмечался 15 октября, корреспондент ИА «Время Н» пообщался с кандидатом медицинских наук, врачом-онкологом отделения хирургии опухолей молочной железы ГБУЗ НО «Нижегородский областной клинический онкологический диспансер» Натальей Гутаковской.
Полный ответ

Что относится к личностным качествам учителя?

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Автор: Толкын Сламбекова, Гулим Агзамова (Семей, Казахстан) К настоящему времени наука накопила богатый опыт в определении требований к личности педагога, на основе которого можно выделить два основных компонента — личностные и профессиональные качества педагога.

При формировании личности педагога в вузе появляется необходимость исследований будущего профессионала с точки зрения тех качеств, свойств, особенностей, которые обеспечивают его успешную профессиональную деятельность. Выявление и уточнение структуры профессионально важных личностных качеств, способствующих активному профессиональному становлению, во-первых, дает возможность сформировать целостное представление о профессии; во-вторых, позволяет строить учебные планы и программы в соответствии с требованиями, предъявляемыми выпускнику вуза профессиональной деятельностью; в-третьих, вуз при подготовке специалистов к самостоятельной работе по выбранной профессии получает научно обоснованные данные по развитию у студентов качеств, необходимых им для эффективной профессиональной деятельности.

В своих исследованиях ученые Н.В. Кузьмина, Н.Е. Мажар, Л.М. Митина, В.П. Симонов, В.А. Сластенин и др. установили, что далеко не каждый человек может стать учителем. Для овладения этой профессией необходима прежде всего довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, а также определенная психологическая предрасположенность к педагогической деятельности.

Но на сегодняшний день основным критерием оценки выпускника педагогического ВУЗа являются в основном знания, тогда как определенным фактором успешности его профессиональной деятельности оказывается целостность его личности, духовное богатство, нравственный и эстетический облик. Педагогическая профессия относится к типу «Человек-Человек».

Согласно Е.А.Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать в уме знания о личных качествах многих и разных людей и т.д.

Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая культура; «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»; «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может, стать лучше»; способность сопереживания; наблюдательность; «глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; решение нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции,

В конце XIX в.П.Ф. Каптеревым отмечено, что одним из важных фак­торов успешности педагогической деятельности являются «лич­ностные качества» учителя. Отмечается обязательность таких ка­честв, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.

  1. Специально подчеркивается не­обходимость остроумия, а также ораторских способностей, арти­стичности натуры.
  2. Особенно важна готовность к эмпатии, т.е.
  3. По­ниманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии,Л.М.
  4. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик): вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, критичность, логичность, любовь к детям, наблюдательность, настойчивость, ответственность, отзывчивость, организованность, общи­тельность, политическая сознательность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность.

Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого портрета являются собственно личностные качества: направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я»,Н.И.Болдырев выделил приоритетные качества личности педагога-организатора: идейность, нравственную и гражданскую зрелость, общественную активность, увлеченность профессией, любовь к детям, гуманное, заботливое отношение к ним, высокую требовательность к себе и ученикам, коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении, психологическую совместимость с другими членами педагогического коллектива и другие, необходимые идеальному специалисту.

Немаловажную роль Н.И.Болдырев отводил качествам личности, которые помимо приоритетных неплохо было бы иметь учителю: такт, выдержка, самообладание, наблюдательность, искренность, находчивость, твердость, последовательность в словах и действиях, аккуратность, внешняя опрятность, Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных т.е.

приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них И.П.Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества,

Проблеме профессионально значимых качеств учителя посвящают свои исследования большое количество ученых. Среди них Ф.Н.Гоноболин, Б.Р. Елканов, В.А.Сухомлинский, В.И.Журавлёва, И.А.Зимняя, И.А.Зязюн, А.В.Мудрик, Т.С.Полякова, В.П.Симонов, В.А.Сластёнин и др. По мнению многих ученых профессионально важными качествами понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения.

По мнению Е.Ю.Самарцевой: «Профессионально значимые личностные качества учителя — это характеристики умственной, эмоционально-волевой, нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль»,

Профессиональные качества педагога играют важную роль, так как являются основным показателем уровня педагогического мастерства. Педагог, в первую очередь должен владеть знаниями и умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности. Его профессиональные качества должны отвечать требованиям и стандартам, общепринятыми для его области знаний.

Несмотря на то, что относительно набора профессионально значимых качеств и их классификации у исследователей наблюдаются различные точки зрения и подходы, они все же имеют практически одинаковое мнение по поводу значимости этих качеств, считая их фундаментальным компонентом личности учителя, наряду с профессионально-педагогической направленностью и педагогическим мастерством.

  • — направленности личности педагога;
  • — педагогические способности учителя;
  • — профессиональная компетентность педагога,

К важным профессиональным качествам по А.К.Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия,

  1. 1) Проектировочно-гностические способности:
  2. · педагогическое целеполагание;
  3. · педагогическое мышление.
  4. 2) Рефлексивно-перцептивные способности:
  5. · педагогическая рефлексия;

· педагогический такт,В.А.Сластенин выделил следующие профессиональные качества педагога: интерес и любовь к ребенку, справедливость, педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, общительность, требовательность, целеустремленность, организаторские способности, уравновененность, выдержка, профессиональная работоспособность,

  • По В.П.Симонову профессиональные значимые качества личности учителя: 1.
  • Психологические черты личности как индивидуальности – сильный, уровновешанный тип нервной системы; тенденции к лидерству; уверенность в себе; требовательность; добросердечность и отзывчивость; гипертимность.2.
  • Педагог в структуре межличностных отношений – преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами; незначительные конфликты только по принципиальным вопросам; нормальная самооценка; стремление к сотрудничеству с коллегами; уровень изоляции в коллективе равен нулю.3.

Профессиональные черты личности учителя – широкая эрудиция и свободное изложение материала; умение учитывать психологические возможности учащихся; темп речи 120-130 слов в минуту, четкая дидукция, общая и специальная грамотность; элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты; обращение к учащимся по именам; мгновенная реакция на ситуацию, находчивость; умение четко сформулировать конкретные цели; умение организовать всех учащихся сразу; проверяет степень понимания учебного материала.Т.А.Шингерей моделирует основные качества будущего учителя в рамках его пригодности к профессиональной деятельности: – будущий учитель должен обладать задатками к избранной деятельности (здоровьем, психофизическим равновесием, определенными внешними данными и т.д.); – нужно предусматривать его интеллектуальные возможности и способности («интеллектуальные способности человека, который решил стать педагогом, должны обеспечивать ему возможность усвоения определенного объема знаний, как общего характера, так и специальных.»).

– необходимо учитывать уровень нравственного развития будущего педагога; – важны такие психологические качества, которые позволяют успешно взаимодействовать с другими людьми («оптимизм и эмпативность, умение владеть собой, уверенность в себе, ровную доброжелательность к людям, развитое чувство юмора, быстроту реакции, способность ориентироваться в сложной ситуации.»),

Тем не менее очень сложно отделить профессиональные качества от нравственных и других свойств личности учителя, определяющих успех его педагогической деятельности. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что качество профессиональной подготовленности учителя зависит не столько от количества знаний, которыми он обладает, сколько от развитости у него эмоционально-волевой сферы, процессов творческого педагогического мышления, от сформированности профессионально значимых личностных качеств, педагогических способностей и педагогического мастерства.

Таким образом, личность педагога — это сложное сочетание не только знаний своего предмета, но и общечеловеческих качеств и умений. Литература: 1. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях.М., 1995.2. Каптерев П.Ф. Избр. пед.соч.М., 1982 3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.М., 1998.4.

Болдырев Н.И. Классный руководитель.М., 1978 5. Подласый И.П. Педагогика. В-2кн. Книга 1.М., ВЛАДОС, 2000 6. Самарцева Е.Ю. Профессионально значимые личностные качества учителя элитарной школы. //Вестник Томского государственного педагогического университета.2011.

  1. 11.7. Кузьмина Н.В.
  2. Формирование педагогических способностей.
  3. Л., 1961. – 98 с.8.
  4. Маркова А.К.
  5. Психология труда учителя.М., 1993 9.
  6. Сластенин В.А., И.Ф.Исаев., Е.Н. Шиянов.
  7. Педагогика.
  8. Под.ред.В.А.Сластенина.М., Издательский центр «Академия», 2004.
  9. 576с.10.
  10. Шынгерэй Т.А.
  11. Каму быць педагогам? // Народная асвета.
Читайте также:  Как Мотивировать Ребенка На Достижение Цели?

– 1994. – № 4. Читать подробнее: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Полный ответ

Что характеризует учителя?

Роль личностных качеств учителя в педагогической деятельности — Подгоренская детская школа искусств Воронеж Роль личностных качеств учителя в педагогической деятельности Преподаватель Линова Е.В.

  • Роль личностных качеств учителя в педагогической деятельности.
  • Сегодня, когда основной задачей в сфере образования и воспитания является обеспечение их качества, ещё больше возросли требования к профессии педагога.
  • Вопросы педагогического мастерства в современной теории и практике занимают важное место, так как формирование совершенного, здорового, всесторонне развитого поколения – процесс сложный, многоплановый, требующий от педагогов не только глубоких знаний, разнообразных способностей, но и творческого подхода, способности управлять этим процессом в постоянно меняющихся условиях.

Современный педагог, где бы он не работал, выполняет одновременно несколько функций: обучающую, воспитательную, развивающую, методическую и другие. Успешная реализация каждой из них требует от педагога определённых знаний, умений и навыков, способностей, а также личностных качеств, которые тесно взаимосвязаны и одинаково важны.

  • Основным профессионально значимым качеством личности педагога является педагогическое призвание, основа которого – любовь к детям! В.
  • Сухомлинский писал : «Педагог без любви к ребёнку – это всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.» Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития и других профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально – педагогическую направленность учителя.

Среди важнейших качеств – педагогический долг и ответственность. Учитель требователен к себе, придерживается кодекса педагогической морали, профессиональной чести. Качества личности, характеризующие профессионально – педагогическую направленность, формируют авторитет учителя – признание учениками его интеллектуальной, моральной силы и превосходства.

Авторитетный педагог должен быть эрудированным, справедливым, принципиальным, человечным, с высоким чувством ответственности. Существенное значение играют умение достойно себя вести, бодрость и жизнерадостность, внутренняя собранность, приветливость, привлекательность (чувственная, интеллектуальная, внешняя ).

Педагог должен любить свой предмет. Ещё Л. Толстой писал: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят тебя». Очень важно, чтобы учитель шёл в ногу со временем. Современный педагог должен хорошо ориентироваться в различных областях науки и культуры, следить за новыми направлениями ( в музыке, в танце), стараться применять их в своей работе.

  1. Личность учителя как специалиста характеризуется такими качествами : профессионализм, педагогическая культура, педагогическое мастерство, профессионально – педагогическая компетентность.
  2. Профессионализм – интегрированное качество личности учителя, результат его педагогической деятельности, способность продуктивно, грамотно решать социальные, профессиональные и личностные задачи.

Педагогическая культура – высшее проявление профессионализма учителя. Она охватывает следующие компоненты: научную эрудицию, общую культуру, педагогическое мышление, педагогическую этику, культуру речи, культуру общения, духовное богатство. Педагогическую культуру следует формировать целенаправленно и постоянно развивать, поскольку именно она обеспечивает совершенствование учебного процесса и самосовершенствование каждого педагога.

  1. Педагогическое мастерство – это синтез научных знаний, умений и навыков, методического искусства и личностных качеств педагога.
  2. Педагогическое мастерство основывается на высоком профессиональном уровне педагога, его высокой педагогической культуре и педагогическом опыте.
  3. Она является результатом мног7олетнего педагогического опыта и творческого саморазвития.

Чтобы овладеть педагогическим мастерством, следует постоянно работать над собой, пропуская передовой педагогический опыт через себя, осваивая новые технологии обучения и воспитания, формируя свою чёткую и профессиональную позицию.

  1. Важным элементом педагогического мастерства является гуманистическая направленность деятельности, которая заключается в ориентировании педагога на личность каждого ученика.
  2. Профессионально – педагогическая компетентность предусматривает глубокие профессиональные знания, умения и навыки, профессионализм в области педагогики и психологии, совершенное владение методикой осуществления учебно-воспитательного процесса.
  3. От уровня владения способностями зависит эффективность деятельности учителя. Учитывая направленность деятельности выделяют :
  4. 1. Дидактические способности – они составляют основу умений доходчиво, интересно, чётко и понятно излагать учащимся учебный материал;
  5. 2. Организаторские способности – умение организовать учеников, увлечь их разными видами деятельности, создать коллектив и сделать его инструментом формирования личности;
  6. 3. Коммуникативные способности – способности, которые способствуют налаживанию оптимальных отношений с учениками, их родителями, коллегами по работе;
  7. 4. Экспрессивные способности – способности к внешнему выражению эмоций ( мимика, интонация ), способствуют правильной артикуляции, дикции, устной речи;
  8. 5. Научно – познавательные способности – способности к овладению информацией, знаниями определённой области науки, которые помогают свободно ориентироваться в учебном материале;
  9. 6. Эмоциональную устойчивость – способность контролировать себя, владеть ситуацией;
  10. 7. Наблюдательность – это не только видеть и слышать, но и проявлять интерес к тому, на что направлено внимание; умение предвидеть ход педагогического процесса;

8. Педагогический оптимизм — оптимистическое прогнозирование, основа на положительное в становлении личности. Как видно из вышесказанного, педагог является определяющей фигурой в системе образования. Уровень развития его профессионализма, духовно – нравственной культуры и мастерства определяет любые успехи и в педагогической деятельности ( в частности) и в развитии общества (в целом ).
Полный ответ

Что должен уметь учитель будущего?

Эксперты сходятся во мнении, что учитель будущего должен владеть и так называемыми soft skills, т.е. иметь высокий уровень эмоционального интеллекта, уметь работать в команде, эффективно выстраивать коммуникацию, проявлять лидерские качества и принимать оперативные решения.
Полный ответ

Что такое профессиональные навыки учителя?

Профессиональные навыки: — Профессиональные навыки: — опыт работы с детьми; — умение выслушать и понять человека, посочувствовать, успокоить; — навыки проведения социально-психологической диагностики личности; — навыки работы со страхами, нервными потрясениями, различными фобиями; — навыки решения проблем взаимоотношений в семье; — навыки решения проблем личностного роста; — навыки проведения психологических тренингов; — опыт проведения психо-реабилитационных мероприятий; — умение работать с людьми; — умение выслушать и понять человека, успокоить, посочувствовать.
Полный ответ

Какие качества не должны быть у учителя?

Качества плохого педагога назвали российские учителя 16 июля 2020 года, 07:14 Самое плохое — это безответственность и безразличие к своему предмету и детям. Безответственность и безразличие к своему предмету и детям характеризуют плохого педагога. Так считают 20% учителей-участников опроса, проведенного онлайн-школой Skysmart. Об этом сообщает,16% назвали плохим качеством лень, отсутствие желания к развитию.

Педагогический талант называют главным признаком хорошего учителя 10% опрошенных, гибкость и мобильность педагога — 9%.Еще 8% участников опроса считают необходимым качеством доброжелательность и чувство юмора.Ранее сообщалось, что нижегородец Дмитрий Доронин победил в этапе конкурса «».

Закон дает право участникам специальной военной операции приостановить платежи по кредитам на весь срок службы плюс 30 дней. ИА «Время Н» узнало, как торговые сети привлекают клиентов. Во Всемирный день борьбы с раком груди, который отмечался 15 октября, корреспондент ИА «Время Н» пообщался с кандидатом медицинских наук, врачом-онкологом отделения хирургии опухолей молочной железы ГБУЗ НО «Нижегородский областной клинический онкологический диспансер» Натальей Гутаковской.
Полный ответ

Какие качества должны быть у учителя начальных классов?

Презентация профессии — Учитель начальных классов – это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Поэтому каждый из нас помнит знаменательный день в своей жизни: первый раз в первый класс.

  1. А первые цветы своей первой учительнице? Это она берет на себя огромную ответственность ввести маленького человека в новый мир — мир знаний.
  2. Это ее, самую добрую, самую умную, самую красивую, заслуживающую доверия и уважения, всю свою жизнь вспоминают потом благодарные ученики.
  3. Учитель начальных классов – это педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель в одном лице.

Он проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг. Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.

Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут и должны заниматься только люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить сам процесс передачи знаний, процесс обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми.

Работа с детьми требует от учителя высокой концентрации внимания, хорошо сформированной оперативной и долговременной памяти. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении.

Педагогическая деятельность требует от человека определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важны в профессии учителя: развитые коммуникативные качества, хорошая дикция, четкая грамотная речь, громкий голос, умение увлечь своим предметом, эрудиция.

Речь учителя должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Также учителю начальных классов важно обладать музыкальными и художественными способностями. Очень важно, что учителю начальных классов должны быть присущи такие личностные качества, как любовь к детям, доброжелательность и чуткость. Профессия «Учитель начальных классов» относится к типу «Человек-человек». Основное содержание профессии составляют взаимоотношения, как с учащимися младшего школьного возраста, так и с их родителями, направленные на то, чтобы наилучшим образом организовать учебный и воспитательный процесс в начальной школе. У учащихся начальных классов обычно один учитель. Он играет главную роль в преодолении детьми первых и очень трудных в их жизни шагов в школьной жизни. Работа начинается со знакомства с родителями будущих учеников. При этом важно сориентировать родителей на активную помощь школе и своему ребенку, установить с ними доброжелательные и доверительные отношения.

Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учеников, реализует образовательные программы, проводит определенное количество контрольных работ, обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного стандарта. Также ведет всю учебную документацию, заменяет уроки отсутствующих учителей, соблюдает права и свободы обучающихся, согласно Закону РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, принимает участие в деятельности методических объединений и обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Учитель стремиться развить в детях любознательность, привычку преодолевать трудности. Формирует у них потребность в знаниях. Выступает для малышей в роли воспитателя, прививая им навыки общения и поведения в социальной среде. В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и учатся учиться и от того, насколько успешным будет этот процесс, зависят их дальнейшие успехи в школе.

предметы школьной программы, методику их преподавания; педагогику; педагогическую, возрастную и социальную психологию; формы и методы обучения, развития и воспитания учащихся; основы гигиены и педиатрии, этики и эстетики; должен быть эрудирован по широкому кругу вопросов,

Учитель начальных классов должен уметь:

проводить обучение учащихся в школах, лицеях и гимназиях по общеобразовательным предметам; планировать учебный материал по всем предметам; обеспечивать выполнение учебной программы; участвовать в методической работе; использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения$ анализировать успеваемость учащихся; обеспечивать соблюдение учебной дисциплины; формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся; стимулировать познавательную деятельность и учебную мотивацию; добиваться прочного и глубокого усвоения знаний, умения применять знания на практике; проводить дополнительные факультативные занятия; руководить предметными кружками; оснащать и оформлять учебный кабинет; изучать и учитывать индивидуальные особенности учащихся; участвовать в работе с родителями; консультировать родителей с целью совместного воспитания, развития и обучения ребенка

Читайте также:  Как Вести Себя Секретарю С Начальником?

В свете требований ФГОС-3 учитель начальных классов должен обладать следующими компетенциями: а) общекультурными:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования; готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья; умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного; владеет основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества; способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

б) профессиональными:

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; владеет основами речевой профессиональной культуры; способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения; способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

— в области педагогической деятельности:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения; способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии; способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса; способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников.

Область применения Учителя начальных классов востребованы в школах, лицеях и гимназиях. Они могут работать в детских садах, осуществляя подготовку детей к школе.
Полный ответ

Какие качества педагога занимают первые места по оценкам учащихся?

указали 12 % испытуемых, то в контрольном 78 %. Все категории респондентов отметили изменение стиля делового общения в пользу доброжелательности, открытости. Люди стали чаще говорить и слышать комплименты, стали легче решаться производственные задачи, улучшилось физическое и психическое самочувствие персонала, повысился экономический эффект в конкретных делах.

  1. Итак, имидж помогает достичь людского признания, изменяет оценочное отношение к специа- листу, способствует позитивному отношению к профессии и бизнесу.
  2. В совокупности с профессиональными знаниями, умениями и навыками он формирует компетентную, успешную личность профессионала.
  3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.
  4. Райзберг, Б.А.

Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. -М.: Инфра-М, 2006. Антропова Любовь Васильевна — доктор педагогических наук, профессор кафедры менеджмента Инженерно-экономического института Череповецкого государственного университета.

  1. Тел.: 8 (8202) 55-39-76.
  2. Antropova, Lubov Vasilievna — Doctor of Science (Pedagogy), Professor, Department of Management, Institute of Engineering and Economics, Cherepovets State University.
  3. Tel.: 8 (8202) 55-39-76.
  4. УДК 378.147 E.В.
  5. Яковлева КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ, ПЕДАГОГОВ, УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ Е.V.

Yakovleva THE QUALITIES OF A CONTEMPORARY TEACHER THROUGH THE EYES OF STUDENTS, PEDAGOGUES, AND PARENTS Статья посвящена анализу взглядов на профессионально-личностные качества современного учителя. Профессионально-личностные качества учителя рассматриваются автором с исторической позиции, приводятся данные экспериментального исследования, связанного с изучением мнений школьников, их родителей, студентов и самих педагогов на личность учителя XXI века.

Профессионально-личностные качества учителя; моделирование, социальные ожидания. The paper analyses the array of viewpoints on professional and personal qualities essential for the contemporary teacher. The author presents professional and personal qualities of a teacher from historic prospective, describes the opinions of Russian and foreign scholars on the problem.

The data from a survey of opinions of school children and their parents, views of students and university lecturers on the person of the XXI century teacher are presented. Professional and personal qualities of a teacher, professiogram, society expectations.

Эволюция социально-экономических и поли- осознание антропогенного характера эпохи, воз-тических взаимодействий в стране и мире, форми- растание в ее содержании роли личностного нача-рование нового образа науки, действительности, ла и соответствующая переиерархизация образо- вательных ценностей предполагают не только новую парадигму образования, но и формирование адекватной ей параметрии личности учителя XXI века.

Эта новая ситуация требует и нового, гуманизированного образа учителя, в котором обеспечен приоритет человеческих качеств. Вопросу о личностных качествах учителя всегда уделялось большое внимание. Уже знаменитые сократовские беседы показали значимость эрудиции, гибкости и диалектичное™ ума, общительности и такта учителя.М.Ф.

  • Квинтилиан, осмысливая взаимосвязь человеческих проявлений в обучении, увидел особое значение нравственных качеств учителя как условие взаимопонимания и взаимодействия ученика и педагога.
  • По мнению Я.А.
  • Коменского, учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, широко образованным и трудолюбивым; ставящим перед собой задачу развивать все стороны личности ребенка, основываясь на закономерностях его естественного развития.И.Г.

Песталоцци описал и практически показал образец человеколюбия педагога.А. Дистервегом выдвинута система требований к учителю: любить профессию и детей, в совершенстве владеть предметом, постоянно заниматься самообразованием, иметь сильную волю и твердый характер, быть требовательным, но справедливым и др.

Для гуманистических традиций отечественной педагогики (Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др.) характерным было представление о добре и доброте учителя.К.Д. Ушинский придавал особое значение характеру взаимоотношений ученика и учителя, полагая, что действенное влияние на ученика возможно лишь на основе субъектных отношений, основа которых — любовь и уважение педагога к ребенку.

Учитель, по мнению К.Д. Ушин-ского, это не только преподаватель тех или иных предметов, но и воспитатель, любящий и ответственно относящийся к своему делу. Для этого он должен быть широко образован, владеть педагогическим мастерством и обладать психолого-педагогическим тактом.Л.Н.

  1. Толстой считал, что успех обучения и воспитания зависит от личности учителя, от развитости таких его качеств, как любовь к детям и своему делу.
  2. В 20-е годы XX века в исследованиях М.М.
  3. Рубинштейна была предпринята попытка (не потерявшая своей актуальности и в современ- ной ситуации) обосновать наиболее существенные черты личности учителя, обеспечивающие успешность его профессиональной деятельности.

Ученый выделяет «социальную черту», суть которой заключается в «любви к раскрывающемуся, растущему человеку, желании сообщить ему себя», «эстетическую черту» как черту художественного творчества, момент искусства в созидании ценностей и др. Среди важнейших личностных образований — оптимизм и физическая пригодность, актерские и внешние данные, компетентность и стремление к совершенствованию, эмоциональная заразительность и готовность совершать волевые усилия, терпимость и требовательность, справедливость и ораторские способности,

  • Сегодня, как и в былые времена, требования к учителю многообразны и продолжают оставаться достаточно высокими.В.А.
  • Сластенин посвятил цикл исследований прогностическому моделированию личности учителя.
  • В исследованиях В.А.
  • Сластенина — и его школы в числе приоритетных характеристик профессионально-педагогической направленности обоснованы следующие: интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической работой, психолого-педагогичес-кая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, организаторские способности, справедливость, общительность, требовательность, настойчивость, целеустремленность, уравновешенность, выдержка, работоспособность и др.

Сформулированные в модели требования к личности учителя по мере накопления теоретического и практического опыта в дальнейшем были подвергнуты уточнению, дополнению и обогащению. В последние годы Л.Ф. Спирин уточнил идеальную абстрактную модель личности учителя, в комплексе обобщающую ее самые существенные качества, необходимые для осуществления профессиональной деятельности в новых условиях, то есть для решения образовательно-воспитательных задач в любой педагогической системе и в любом образовательном учреждении.

Модель включает направленность личности учителя (профессиональные потребности, мотивы участия в педагогической работе, основные виды деятельности и их успешность, свойства личности, выражающие гражданскую и профессионально-педагогическую направленность); интеллектуальные, нравственные, волевые, эмоциональные черты характера, общепедагогические умения и навыки.Л.Ф.

Спирин особо заостряет внимание на индивидуальном почерке профессиональной деятельности конкретного педагога, В русле психологической концепции деятельности учителя Л.М. Митина разработала структурно-иерархическую модель личности педагога, центральное место в которой занимают профессионально-значимые качества: проектировочно-гно-стические и рефлексивно-перцептивные (педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая направленность, педагогическая рефлексия, педагогический такт).

  • Каждое из указанных качеств, в свою очередь, включает комбинацию более элементарных и частных личностных свойств, формируемых в деятельности и общении.
  • По мнению Л.М.
  • Митиной, более высокий уровень структурно-иерархической модели личности учителя составляют педагогические способности, которые рассматриваются как особая комбинация личностных качеств и свойств: проек-тировочно-гностических и рефлексивно-перцептивных,

На сегодняшний день исследователями выделяется уже более 70 качеств личности учителя, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности. К наиболее важным качествам педагога исследователи относят: эмоциональность (А.О. Прохоров, В.П. Трусов и др.), общительность (Н.В.

Кузьмина, В.И. Гинецин-ский и др.), способность понимать учащихся (Э.А. Гришин, Ф.Н. Гоноболин и др.), любовь к детям (Ш.А. Амонашвили и др.) и т.д. Обобщая предложенные исследователями качества личности учителя, В.И. Андреев на основе исторического подхода к анализу педагогической деятельности в прошлом, настоящем и в перспективе рассматривает следующие предположительные, на наш взгляд, вполне реальные требования к учителю XXI века: профессиональную компетентность; методологическую культуру, творческие и исследовательские способности; интеллигентность, сформированность гуманных качеств; знания, практические умения из таких смежных с педагогикой наук, как философия, психология, медицина, кибернетика, этика, экономика, право и др.; непрерывное самообразование; овладение прогрессивными технологиями обучения и воспитания, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта,

Модель личности современного учителя разрабатывается также зарубежными педагогами и психологами (М. Грин, Р. Берне, К. Рейд, Д. Хопкинс, А. Комбс, Н. Боуэрс, Р. Соур, А.М. Кей и др.).А. Маслоу утверждал, что эффективные учителя характеризуются общей направленностью к актуализации, им свойственно теплое отношение к людям, юмор, подлинность эмоциональных проявлений, искреннее сопереживание ученикам,Р.

Берне охарактеризовал необходимость следующих качеств учителя для его эффективной профессиональной деятельности: 1) стремление к максимальной гибкости; 2) способность к эмпа-тии, сензитивность к потребностям учащихся; 3) умение придать личностную окраску преподаванию; 4) установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия учащихся; 5) владение стилем легкого, неформального, теплого общения с учащимися, предпочтение устных контактов на уроке письменным; 6) эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность,

В современной американской педагогике существует специальный термин «эффективные учителя». Этих людей отличает уникальная комбинация личных качеств и устойчивых тенденций реагирования, которые выступают как субъективные предпосылки профессионализма в педагогической работе.

  1. Примером могут служить результаты анализа конкретных поведенческих проявлений профессионально важных качеств учителя, приведенные в работе А.М. Кея,
  2. В ней описаны 28 поведенческих образцов эффективного учителя: от умений предотвращать и прерывать неправильное поведение, умений управлять интеллектуальной деятельностью в соответствии с закономерностями генезиса до умений распределения своего внимания и проявления в действиях свидетельств признания личности и ценности детей.

Перечисление можно продолжить практически без ограничений: точек зрения на то, какие личностные качества важны для педагога, столько же, сколько и авторов, рассматривающих эту тему. Это разнообразие точек зрения обусловлено бесконечностью свойств самой личности, сложностью феноменов педагогической деятельности, разнообразием особенностей протекания педагогического процесса, многокачественностью и вариативностью действий и операций педагогической деятельности, различием в теоретических подходах к рассмотрению личности, а также, по мнению Е.И.

Рогова, зависимостью личностных качеств педагога от социально-исторических условий. Таким образом, обобщенные портреты современного идеального отечественного и зарубежного педагога во многом схожи. Такой учитель гуманен, справедлив, демократичен, способен на чувственное сопереживание, легко налаживает контакт с учениками.

Он неформален и гибок в общении с учащимися, рефлексирующе относится к ним. Для него характерны положительные самооценка и восприятие других, оптимизм, принятие самого себя и других. Если обобщить позиции анализа приоритетных проблем, которые предстоит активно решать учителю XXI века, то по признаку доминирования профессиональных и личностных качеств он должен быть профессионально компетентной, культурной, интеллигентной, духовной, творческой, саморазвивающейся личностью.

  • Качества идеального учителя рассматриваются учеными не только в модельных представлениях.
  • Начиная с 30-х годов XX века в нашей стране постоянно изучался вопрос о том, какие качества учителя имеют наибольшее значение для учащихся.
  • Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему «Мой учитель».
  • Вот портрет «хорошего» учителя того времени: 1.

Знание предмета и владение методикой.2. Хорошие взаимоотношения с учащимися.3. Умение правильно оценивать знания учащихся.4. Создание дисциплины.5. Внешний вид. Согласно более поздним исследованиям (40-е годы) ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость.

В 60-е годы идеальный учитель должен был обладать такими качествами, как уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, остроумие, приятная наружность, понимание всех своих учеников и др. В 70-е годы образ «хорошего» учителя описывался детьми так: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей и свой предмет.

Исследования 90-х годов показывают, что первые места в иерархии качеств идеального учителя у учеников занимают доброта, внимательность, чувство юмора, такт, Таким образом, ученики 30-40-х годов боль- ше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность учителя, а в 90-х на первом месте оказались такие личностные качества учителя, как доброжелательность, открытость, такт, чувство юмора, умение общаться.

  • Мы посчитали полезным выявить, каковы социальные ожидания в отношении личности учителя сегодня, каким его хотят видеть учащиеся, родители, каким видят облик современного учителя сами педагоги и студенты — будущие учителя.
  • Участниками исследования стали педагоги школ г.
  • Череповца, учащиеся и их родители, студенты — будущие учителя Череповецкого государственного университета.
Читайте также:  Как Заставить Свой Мозг Работать На 100%?

Исследование проводилось в 2006 — 2008 гг. В исследовании использовались следующие методы: анкетирование, интервьюирование, собеседование, методика «Неоконченные предложения» и др. С целью изучения мнения учителей проводилось анкетирование среди педагогов-практиков разной специализации школ № 14, 39, 40 г.

  1. Череповца (150 человек, стаж работы от 1 до 38 лет).
  2. Анализ полученных данных показал, что в целом перечень профессионально-личностных качеств современного учителя оказался весьма длинным (более 30) и все названные качества являются действительно важными для успеха профессиональной деятельности любого педагога.

Вторичное ранжирование позволило выделить 15 наиболее часто встречающихся качеств, в большей степени отражающих облик современного учителя, по мнению педагогов. По общему числу полученных выборов на первом месте находится образованность (куда учителя включают и профессиональные знания), на втором — воспитанность, на третьем — терпимость, на четвертом — творческие способности и пятое отдано ответственности.

Другие качества педагога (доброжелательность, общительность, эмпатия, организаторские способности, гуманизм, способность к рефлексии, стремление к саморазвитию, способность к саморегуляции, исполнительность, широта взглядов) получили более низкие ранги, но и они фактически выделены как самые существенные и значимые для облика современного учителя.

Респондентам было также предложено провести самооценку по перечисленным качествам личности. Высокий уровень самооценки по данным качествам обнаружен у 34 % учителей, средний -у 57 %, низкий — у 9 %, Причем для молодых учи- телей (со стажем работы до 5 лет) характерна высокая самооценка, учителям с большим стажем (более 15 лет) работы свойственно ее занижение.

Анкетирование будущих учителей проводили среди студентов, обучающихся на педагогических специальностях Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета (3-й курс — 45 человек и 5-й курс — 47 человек, возраст 19-21 год). У студентов ведущие позиции в иерархии наиболее значимых качеств учителя занимают знания, эрудиция.

Такие черты характера, как доброжелательность, эмпатия, гуманизм и др. занимают более низкие ранговые позиции. Давая учителю выделенные позитивные характеристики, респонденты ориентировались в основном на идеал, на нормативный элемент (учитель должен быть.).

  • Вместе с тем около 15 % опрошенных студентов дают отрицательную характеристику почти по всем приведенным параметрам (учитель глазами вчерашнего школьника), называя среди присущих учителю качеств в реальности такие, как отсутствие объективности, справедливости, понимания, творчества.
  • Негативные черты реального современного учителя объясняются студентами как результат непривлекательности образа жизни учителя, когда он выступает как символ неуспешности (маленькая зарплата, перегруженность работой и т.д.).

Таким образом, выделяя в идеальном облике современного учителя такие черты, как эмпатия, гуманизм, доброжелательность, умение строить отношения с учащимися на основе сотрудничества и др., и студенты, и учителя осознают, что на практике, к сожалению, учительство пока не обладает данными качествами в полной мере, не проявляет их в реальном педагогическом процессе, взаимодействуя с детьми.

В исследовании приняли участие 48 родителей учащихся школы № 14 и 45 родителей учащихся школы № 40 г. Череповца. По мнению родителей, учитель прежде всего должен хорошо знать свой предмет и быть эрудированным в других областях знания. Это соотносится и с желаемой, по мнению родителей, задачей школы — дать ребенку знания.

Второе место занимают качества учителя, отражающие его стиль общения с детьми. Родители видят учителя, обладающего демократическим стилем общения, построенным на принципах гуманизма. Этому способствует и интеллигентность учителя, и воспитанность, и доброжелательность, и проявление интереса к личности каждого ребенка, и эмпатия, и умение выслушать каждого ученика, понять его проблемы и др.

  • Третью позицию занимают умения учителя построить процесс обучения — способность создать атмосферу творчества на уроке, методическая грамотность, умение добиваться того, чтобы все учащиеся следовали за ходом мысли учителя и др.
  • Отвечая на вопрос, какие качества учителя, работающего в классе, где учится ваш ребенок, вы цените, родители выстроили несколько другую очередность.

Говоря о конкретных учителях (а не об идеале, как в первых вопросах), родители в первую очередь называют личностные характеристики учителя (любовь, доброта, внимание, добросовестность и др.), а потом уже профессиональные (профессионализм, знание предмета, организаторские способности и др.).

Это свидетельствует о том, что в глазах родителей наибольшим авторитетом обладает учитель, который прежде всего строит свои отношения с детьми на основе гуманизма, взаимопонимания и сотрудничества, а не только владеет профессиональными знаниями. В рамках предпринятого исследования была рассмотрена проблема «Учитель глазами учащихся».

В анкетировании принимали участие ученики 7-11-х классов школ № 14 и 40 г. Череповца, всего 347 человек. Иерархия наиболее желательных качеств личности учителя в глазах школьников 7 — 9-х классов строится следующим образом. Первое место, как и у родителей, у школьников занимает такое качество учителя, как эрудиция, знание своего предмета.

  • Далее — методическая грамотность в построении урока и умение слушать ученика, интересоваться его мнением.
  • В первую пятерку также вошли такие качества, как интеллигентность, доброжелательность, проявление интереса к личности каждого ученика, умение найти к каждому индивидуальный подход.
  • Исходя из полученных данных, можно заключить: несмотря на то, что первые позиции в иерархии качеств современного учителя у школьников 7-9-х классов занимают знания и методическая грамотность (т.е.

профессиональные качества учителя), все же для них представляют интерес и личностные — доброжелательность, умение слушать, способность сопереживать и др. Анкетирование учащихся 10-11-х классов по- казало, что, прогнозируя облик учителя современной школы, абсолютное большинство старшеклассников (более 70 %) видит прежде всего старшего опытного друга, а уже потом квалифицированного в своей области профессионала-предметника.

  1. Учащиеся отдают приоритет именно душевным качествам учителя, хотят, чтобы он был добрым, понимающим, справедливым, терпимым, честным, общительным, творческим, с чувством юмора.
  2. Знание предмета, умение интересно объяснять учебный материал при этом отходят на второй план.
  3. Предметная специализация учителя значима, но только в том случае, если учебный предмет становится средством общения учителя и учащихся, когда учитель средствами предмета открывает детям новые грани мира, возможности человека, возможности самих детей.

В этом случае учитель одновременно является представителем близкого ребенку мира, понимающим этот мир, и носителем иного мира, иной позиции, культуры. Среди качеств, при наличии которых нельзя быть хорошим учителем, первенство также держат личностные качества педагога.

  1. Школьники считают, что учитель не должен быть раздражительным (1-е место по количеству упоминаний), грубым (2), замкнутым (4), не способным понять другую точку зрения (3), не способным к сотрудничеству (5), а также авторитарным, не способным к сопереживанию, не любящим детей и свою профессию.
  2. Что касается профессиональных качеств, то в этом плане школьники не хотят видеть учителя, не знающего своего предмета, неэрудированного, нетворческого, «не имеющего интересов помимо школы».

Однако реалии сегодняшней школы далеко не всегда совпадают с ожиданиями ребенка. Не часто фигура учителя вызывает у него положительные эмоции. Как правило, педагоги сами являются инициаторами ситуативных конфликтов, унижают детей, пренебрегают их возрастными и личностными интересами, лишают права на самостоятельную позицию.

  1. Интересные данные получились при обсуждении со старшеклассниками соответствия реального учителя идеальному образу.
  2. Только 15 % отметили, что среди учителей, работающих с ними, есть педагоги, соответствующие «нарисованному идеальному портрету современного учителя», 31,5 % школьников считают, что на своем пути они не встречали идеального учителя.

Около 70 % учащихся считают, что педагоги не знают и не понимают их совсем или понимают недостаточно глубоко. Не считают необходимой для себя помощь и поддержку педагога 55 % старшеклассников, а согласны ее принять иногда около 30 %. Эти цифры свидетельствуют, вероятно, о том, что школьники не очень верят в возможность реальной и действенной помощи со стороны учителя, а не о том, что вообще не нуждаются в ней в принципе.

  1. В учительской профессии учащихся больше всего привлекает возможность общения с людьми (так считают 47 % опрошенных); работа с детьми (37 %); возможность хорошо знать свой предмет и совершенствоваться в нем (28 %); возможность самовыражения (20 %).
  2. В профессии учителя старшеклассникам не нравится: маленькая зарплата, большой объем работы; отсутствие свободного времени; неуважение к профессии со стороны общества; неблагодарность учеников; большие нервные затраты; большая ответственность и др.

А 15% опрошенных нами школьников отрицательно относятся к профессии учителя из-за «отсутствия нормальных человеческих контактов между учителем и учеником». Абсолютно не нравится профессия учителя 12 % учащихся и ничего не привлекает в профессии учителя 8,5 % школьников.

Проведенное исследование, в котором в общей сложности участвовало более 600 человек, показало, что общество, учащиеся и их родители, да и сами учителя заинтересованы в педагоге, который обладает высокой культурой, душевной чуткостью, эмпатией и толерантностью, способен творчески подходить к своей педагогической деятельности.

Именно такие требования предъявляет к учительству наше время и именно этими качествами наряду с профессиональной компетентностью должен обладать Педагог-мастер. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Рубинштейн, М.М. Проблема учителя / М.М. Рубинштейн. — М.: Моск. акционерное издательское общество, 1927.- 173 с.2.

  • Сластенин, В.А.
  • Современные подходы к подготов- ке учителя / В.А.
  • Сластенин // Пед.
  • Образование и наука. -2000.
  • 1.-С.44-51.3.
  • Сластенин, В.А.
  • Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя / В.А.
  • Сластенин, А.И.
  • Мищенко // Сов.
  • Педагогика. — 1991. — № 10.
  • С.79 — 84.4.
  • Спирин, Л.Ф.
  • Профессиограмма общепедагогическая / Л.Ф.

Спирин // Завуч. — 1999. — № 4. — С.130 — 140.5. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. — М.: Флинта, МПСИ, 1998. -201 с.6. Андреев, В.И. Модель творчески саморазвивающейся личности учителя XXI века / В.И. Андреев // Материалы Междунар.

  1. Науч.-практ. конф.
  2. «Педагогическое образование для XXI века». Вып.1.
  3. М.: Магистр, 1994.
  4. С.12-13.7.
  5. Maslow, A.
  6. Some educational implications of the humanistic psychology / A. Maslow.
  7. Harvard educational Re-viev. — 1968.
  8. V.38,-№4.8. Берне, P.
  9. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ.
  10. М.: Прогресс, 1986.

— 422 с.9. Mac Kay, A. Project Quest. Teaching strategies and pupil achievement / A. Mac Kay // Occasional Paper Series. Centre for Research in Teaching. — Univ of Alberta / Canada, 1992.10. Рогов, E.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: дис.

  • Д-ра пед. наук / В.И. Рогов.
  • Ростов-н/Д, 1999.
  • 354 с.11.
  • Журавлев, Д.
  • Имидж учителя — необходимость или дань моде? / Д.
  • Журавлев // Народное образование. — 2003.
  • 7.-С.213-218.
  • Яковлева Елена Викторовна — доктор педагогических наук, профессор, зав.
  • Кафедрой начального образования Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета.

Тел.: 8 (8202) 51-82-91; 8 (8202) 22-07-28; e-mail: pimno@chsu.ru Yakovleva, Elena Victorovna — Doctor of Science (Pedagogy), Professor, Head of the Primary Education Department, Institute of Pedagogy and Psychology, Cherepovets State University. Tel.: 8 (8202) 51-82-91; 8 (8202) 22-07-28; e-mail: pimno@chsu.ru УДК 342 О.В.

Пономарева ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ О.V. Ponomareva PROFESSIONAL COMPETENCE OF A SPECIALIST AS A CRITERION OF EFFECTIVE INTERACTION OF THE FEDERAL AND REGIONAL COMPONENTS В данной статье рассматриваются основные вопросы подготовки профессионально-компетентного специалиста, конкурентно-способного на рынке труда.

В логической последовательности представлено значение федерального и регионального компонентов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В статье обсуждаются базовые уровни и условия развития профессиональной компетенции специалиста.

  1. Компетентность, профессионально-компетентный специалист, фундаментальное образование, образовательная политика, регионализация образования, национально-региональный компонент, региональное культурно-образовательное пространство, деятельностный подход.
  2. The paper considers essential issues of training specialists, professionally competent and competitive in the labour market.

The autor describes in a logical succession the essense of federal and regional components of the state educational standard of higher professional education in training a competent specialist. The paper also discusses basic levels and conditions of specialist professional competence development.
Полный ответ

Кто такой учитель?

Учитель и ученики (средневековая миниатюра) Учи́тель, учи́тельница ( преподаватель или педагог) — одна из самых распространённых общественных профессий, направленная на воспитание и обучение следующих поколений (шире — учащихся). Конфуций писал: Задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика. Конфуций
Полный ответ