Профессиональные качества педагога Важные профессиональные качества педагога:
- трудолюбие;
- работоспособность;
- дисциплинированность;
- ответственность;
- умение поставить цель;
- избрать пути ее достижения, организованность;
- настойчивость;
- систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня;
- стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.
Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. Обязательные профессиональные качества педагога Обязательное для учителя качество — гуманизм, т.е.
- Учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.
- Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание,
- Душевная чуткость в — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.
Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справедливость, Кроме того, воспитатель обязан быть требовательным, Идеальный педагог — образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.
Полный ответ
Какие профессиональные и личностные качества должны быть присущи педагогу?
Профессионально важные качества и умения учителя Общеизвестно, что система образования и воспитания — главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы.
Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала. По прежнему остаются актуальными слова К.Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.
Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу.
- Личность учителя — основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки.
- Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование, поэтому прежде следует остановиться на вопросе о структуре личности учителя, о профессионально важных качествах, которые определяются профессиограммой учителя.
Профессиограмма — понятие весьма широкое, оно включает множество аспектов. В психолого-педагогической литературе профессиограмма учителя рассматривается как обобщенная идеальная абстрактная модель личности учителя, интегрирующая наиболее существенные личностные и специфические производственные качества, профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие успех в решении задач профессионального становления.
Деятельность учителя и неисчислимое множество нужных для нее профессиональных и душевных качеств в рамки профессиограммы вместить трудно. И все-таки можно выделить профессионально важные качества учителя, т.е. качества, способствующие эффективному выполнению педагогической деятельности и достижению педагогического мастерства.
- умственные;
- дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь и т.д.);
- перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность);
- организаторские качества;
- волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.);
- коммуникативные;
- тактичность;
- педагогическое воображение, способность к распределению внимания;
- динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению;
- эмоциональная устойчивость (способность владеть собой);
- оптимистическое прогнозирование;
- креативность,
Среди психологических характеристик общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое самосознание, педагогическое воображение, педагогическая самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность, эмпатия и др.
А.К.Маркова). Чем более развиты педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, способности управлять своими мыслями, действиями, поступками, отношениями и др., тем более продуктивной, интересной, результативной является педагогическая деятельность. Личность — сложное социально-психологическое образование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур.
В социально-психологической литературе пока не сложилось единого и общепринятого понимания личности. Согласно психологической концепции личности, разработанной К.К. Платоновым, содержание ведущей подструктуры составляет социальная направленность личности, система ее ведущих отношений и потребностей, ее мотивов, идеалов, взглядов.
- « Первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности.
- Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально преломленное классовое общественное сознание.
- Эта подструктура формируется путем воспитания.
Она социально обусловлена. Коротко ее можно назвать подструктурой направленности личности», Направленность личности включает в себя влечения, желания, интересы, мировоззрение, убеждения (К.К.Платонов). Во вторую подструктуру включено все, что входит в содержание опыта индивида: знания, умения, актуальные способности, общая культура и развитость, навыки, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения.
- Третья подструктура образована особенностями познавательных, эмоциональных и волевых процессов личности.
- В третью подструктуру — особенности психических процессов — входят «черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей психических процессов как форм отражения действительности».
- Четвертая подструктура — биопсихическая подструктура личности — охватывает наследственно заданные индивидуальные особенности личности и включает в себя свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства.
Четыре основные иерархически рядоположенные пересекающиеся подструктуры личности тесно взаимодействуют друг с другом и включают в себя все известные свойства личности. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.
- социально обусловленных качеств личности;
- уровня ее подготовленности (опыт личности);
- особенностей ее отдельных психических процессов;
- биологически обусловленных особенностей личности (темперамент, тип нервной системы, физические недостатки, болезненные отклонения и задатки).
Исходя из этого требования к личности учителя можно разделить на несколько групп:
- требования как к представителю общества и исполнителю социального заказа (идейно-политические и нравственно-педагогические качества, убеждения, мотивы поведения, общеличностные качества и черты характера, чувство долга и ответственности);
- требования, касающиеся индивидуального опыта (теоретическая и методическая подготовленность по преподаваемому предмету, педагогическая и психологическая грамотность, специальные профессиональные умения и способности — познавательные, конструктивные, коммуникативные, информационные, организаторские, общее развитие);
- требования к развитию психических процессов (педагогическое мышление, эмоционально-волевые качества);
- требования к психофизическим особенностям личности (состояние здоровья, темперамент, уравновешенность, приспособленность человека к требованиям профессии).
Профессиональные качества и свойства в структуре личности К.К. Платонова размещаются по вертикали, пронизывая все подструктуры. Такая классификация позволяет учесть все признаки профессионализма.А.К. Маркова предлагает свою структуру личности учителя, которая включает:
- мотивацию личности (гражданскую, познавательную, самообразовательную направленности личности);
- свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности);
- интегральные характеристики личности, определяющие ее неповторимость и уникальность (педагогическое самосознание; индивидуальный стиль деятельности; креативность как творческий потенциал).
Педагогическое творчество предполагает наличие у учителя как общих качеств (эрудированность, чувство нового, способность к анализу и самоанализу, гибкость мышления, активность, волевые качества и т.д.), так и специфических педагогических способностей и качеств личности (педагогическая наблюдательность, распределенное внимание, умение передавать другим накопленные знания, перцептивные качества, педагогический такт, умение проектировать развитие личности ученика), которые многими исследователями признаются весьма существенными для творческой активности (Ф.И.Гоноболин, Н.В.
- направленность;
- знания;
- способности;
- умения.
Направленность личности учителя связана с системой педагогических целей и осознанием способов их достижения, с умением общаться с детьми, с желанием обучать и воспитывать их. Она определяется, прежде всего, мировоззрением учителя, его политическими и нравственными идеалами.
«Под профессиональной направленностью имеют в виду интерес к профессии и склонность заниматься ею. Понятие направленность включает в себя представление о цели, мотивы, побуждающие к деятельности, и эмоциональное к ней отношение»,Л.Ф. Спирин определяет направленность личности учителя как мировоззренческую позицию, определяющую систему активных отношений педагога к профессиональной деятельности и ее основному объекту — ребенку и проявляющуюся в духовных и социальных потребностях личности, в ее взглядах, в мотивах поведения, в установках, ожиданиях, идеалах,В.А.
Сластенин считает, что «профессионально-педагогическая направленность образует тот каркас, вокруг которого компонуются основные свойства личности учителя», Направленность личности является основой саморазвития и профессионализма. Будучи сформированной, ставшая свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности.
- выявление интереса к профессии как отражение потребности ее приобретения;
- формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности;
- формирование целеустремленности в овладении основами педагогического мастерства;
- становление комплекса качеств, профессионально значимых для учительского труда,
Высшая форма профессиональной направленности характеризуется педагогическим мастерством. Обобщение материалов многих исследований позволяет выделить в профессиональной подготовке учителя три стороны:
- научно-теоретическую, отражающую степень владения учителем основами науки и учебным предметом;
- психолого-педагогическую, фиксирующую уровень владения основами педагогики и психологии (умение проводить научно-педагогический анализ программ и учебников; умение формулировать педагогические цели; владение знаниями возрастной физиологии, возрастной и педагогической психологии; владение методами обучения и воспитания);
- методическую, свидетельствующую об уровне овладения методикой обучения и воспитания (владение учебным материалом, владение учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения, умение организовать учебную и внеклассную работу по предмету и воспитательную работу),
Эти же компоненты педагогической деятельности выделял В.А. Сухомлинский, отвечая на вопрос «Что значит хороший учитель?».
- во-первых, это «человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка»,
- во-вторых, это «человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонты — новейшие открытия, исследования, достижения»,
- в-третьих, это «человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно»,
Н.С. Яковлев, много лет проработавший директором сельской школы, считает: «Учитель должен быть,
- во-первых, талантливым популяризатором знаний;
- во-вторых, талантливым методистом;
- в-третьих, талантливым педагогом и психологом, умеющим устанавливать и поддерживать должный педагогический контакт с учениками»,
Педагогу как творческому работнику должен быть присущ ансамбль педагогических способностей. «Под педагогическими способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, ее (психологические) качества, которые отвечают (соответствуют) требованиям, предъявляемым педагогической деятельностью к человеку-исполнителю (т.е.
учителю) и определяют тем самым успешное овладение этой деятельностью»,Н.В. Кузьмина определяет способности как индивидуальные, устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности (рефлексивный уровень) и нахождению наиболее продуктивных способов получения в ней искомых результатов (проективный уровень),
Исследования советских психологов и педагогов Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др. показали, что педагогические способности — сложное структурное психологическое образование. В структуре педагогических способностей выделяют три подструктуры:
- личностные способности (характерологические черты): расположенность к детям, выдержка и самообладание;
- дидактические способности (связанные с передачей информации учащимся): способность объяснять, экспрессивно-речевые способности, академические способности;
- организационно-коммуникативные способности (связанные с организаторской функцией и общением): организаторские способности, коммуникативные способности, перцептивные способности, суггестивная способность (волевое воздействие на учащихся), педагогический такт, педагогическое воображение (способность предвидеть последствия своих действий).
Ведущими в ансамбле педагогических способностей Ф.Н. Гоноболин считает:
- умения понимать ученика;
- доступное изложение материала;
- организаторские способности;
- педагогический такт;
- предвидение результатов работы, возможных трудностей и ошибок;
- способность проектировать качества своих учеников и др.
А.И. Щербаков выделяет в своих исследованиях ряд педагогических способностей:
- способность «видеть» ребенка и управлять его развитием;
- наблюдательность;
- самостоятельность мышления;
- способности к аналитико-синтетической работе и т.д.
Н.В. Кузьмина относит к педагогическим способностям:
- педагогическую наблюдательность;
- педагогическое воображение;
- педагогический такт;
- распределение внимания;
- требовательность.
Прежде всего к умениям и навыкам, необходимым для решения педагогических задач, относится педагогическая техника, которая включает в себя:
- умение найти верный тон и стиль общения с детьми;
- овладевать и управлять их вниманием;
- выбирать оптимальный темп обучения;
- управлять проявлением своих чувств;
- убедительно выражать внешне (мимикой, жестикуляцией, голосом) свое отношение к действиям и поступкам учащихся.
Педагогическая техника включает две группы умений:
- умение управлять собой (владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи);
- умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач (дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия).
К педагогической технике И.П. Раченко относит «определенный набор умений в организации самообразования и самовоспитания, общения с учащимися, выбора нужного тона и стиля работы, навыков организации и управления своим вниманием, мышлением, памятью, воображением, а также вниманием, памятью, мышлением, воображением учащихся, умений определять душевное состояние учащихся по внешним признакам поведения, навыков специальных педагогических качеств — речи, жеста, мимики, осанки и т.д.»,Ю.И.
Турчанинова считает овладение педагогической техникой одной из ступенек к мастерству. Педагогическая техника в структуре педагогической деятельности выполняет роль инструмента, помогающего воплотить решение. Учитель тогда овладеет личной педагогической техникой, когда им будет отработан, отшлифован тот или иной прием до состояния навыка, который в дальнейшем будет использоваться легко и свободно.
Это происходит только в процессе педагогической деятельности при непосредственном взаимодействии с учащимися. Важной чертой личности учителя является педагогический такт, который понимается как «чувство меры в проявлении требовательности, умение выбрать форму требований, особая чуткость, проявляемая во всей системе многообразных отношений с учащимися, их родителями, в разрешении порой чрезвычайно тонких психологических вопросов, которые возникают в процессе педагогической деятельности»,Ф.Н.
Гоноболин определяет педагогический такт как «умение учителя поддерживать правильные отношения с детьми, проявлять чуткость, внимательность, вежливость, находить необходимый верный тон в обращении с учащимися, предъявлять им разумные требования, уважать в детях человеческое достоинство», Педагогический такт требует знания психологии, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.
Педагогический такт является той основой, на которой вырастает духовная близость между учителем и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо он проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.
- проектирование;
- конструирование учебного процесса и его осуществление.
Исходя из того, что общепедагогические умения являются основой частных, специальных умений, а специальные, специфические умения являются особенным отражением интегральных, опираясь на структуру деятельности учителя, определены следующие умения (Н.В.Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин, А.И. Щербаков и др.):
- — гностические (умения расширять свои знания, изучать опыт коллег, анализировать собственный опыт или исследование учащихся, учебного процесса и результатов педагогической деятельности);
- — конструктивно-проектировочные (умения, связанные с анализом собственной деятельности и проектированием учебно-воспитательного процесса);
- — — организаторские ( умения организовывать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с поставленными целями);
- — — коммуникативные (умения, необходимые для взаимодействия и воздействия в динамике педагогического процесса и являющиеся условием обеспечения передачи информации в процессе педагогического общения);
— прикладные (умения, определяемые художественными, спортивными и иными способностями учителя, а также требованиями педагогической работы (пение, хореография, спорт и т.д.)). Нетрудно заметить, что представленные компоненты не только взаимосвязаны, но иногда и достаточно сильно пересекаются.
Все компоненты педагогической деятельности образуют целостную динамическую структуру, в которой «одни компоненты, являясь стержневыми, играют ведущую роль, другие — второстепенную, подчиненную»,Н.В. Кузьмина и А.И. Щербаков установили, что в деятельности учителя-мастера при ведущей роли одного или нескольких компонентов гармонически сочетаются все ее компоненты.
Проблему педагогического творчества и совершенствования профессионального мастерства учителя следует решать комплексно, в процессе творческого саморазвития учителя. Каждый учитель может стать творческим педагогом «при большом стремлении, ясной цели, при упорстве и трудолюбии, при непрекращающейся работе по самообразованию, развитию общей культуры личности»,
Полный ответ
Что такое профессиональные качества?
Профессиональные качества для резюме — Профессиональные качества – так можно охарактеризовать совокупность личностных качеств, а также всех навыков, которые человек успел приобрести на протяжении своей профессиональной деятельности. Они могут помочь в будущем совершенствоваться и приносить своей компании ощутимую пользу.
Полный ответ
Что такое личностные качества человека?
1 ФГАУ ВО «Юргинский технологический институт» (филиал) Национальный исследовательский Томский политехнический университет В статье рассматривается роль личностных качеств при формировании конкурентоспособного молодого специалиста. Представлены результаты анкетирования работодателей и студентов по выявлению значимых личностных качеств, позволяющих выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда.
- Предложены формы и методы обучения, реализация которых в образовательном процессе вуза позволит успешно развивать у выпускника вуза необходимые работодателю личностные качества.
- Личностные качества выпускник вуза работодатели успешная карьера 1. Киржбаум О.В.
- Повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда: организационный аспект: организационный аспект: автореферат дис.
канд. эконом. наук: 08.00.05. – Омск, 2007. – 23 с.2. Никифорова, И.Г. Организационно-методическая система развития профессиональных способностей студентов-менеджеров: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. – Томск, 2003. – 129 с.3. Оганесов В.А. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования: дис.
Канд. пед. наук: 13.00.08. – Ставрополь, 2003. – 160 с.4. Папуловская Н.В. Формирование социально-профессиональных компетенций для полипрофессионального взаимодействия у будущих разработчиков программных продуктов: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. – Екатеринбург, 2012. – 22 с.5. Полицинская Е.В. Повышение конкурентоспособности будущих специалистов экономического направления подготовки: дис.
канд. пед. наук: 13.00.08. – Томск, 2014. – 210 с.6. Сливина Т.А. Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза: автореф. дис. канд. пед. наук. – Красноярск, 2008. – 24 с.7. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособной личности в системе образования: автореф.
- Дис. д-ра пед.
- Наук: 13.00.01, 13.00.08.
- Майкоп, 2011. – 60 с.
- В настоящее время работодателям необходимы высокообразованные и целеустремленные специалисты, обладающие не только определенными компетенциями, но и набором соответствующих личностных качеств.
- Соответственно, перед вузами стоит задача кроме формирования необходимых профессиональных компетенций воспитать и развивать профессионально значимые личностные качества будущих специалистов, которые как раз и необходимы для эффективного осуществления профессиональных компетенций.
Однако воспитанию личностных качеств, которые необходимы для полноценного становления будущего специалиста как профессионала в системе высшего профессионального образования уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимания. Цель исследования. Личностные качества – это приобретаемые человеком особенности, которые проявляются в устойчивом способе поведения человека.
Среди психологов распространено мнение, что формирование личностных качеств осуществляется на ранних этапах развития ребенка, а в дальнейшем они только корректируются, под влиянием различных факторов. Бесспорно, личностные качества оказывают влияние на все аспекты деятельности человека, исключение не составляет и профессиональная деятельность.
Высшие учебные заведения должны учитывать социальный заказ и обеспечивать формирование нужных обществу качеств у выпускника во время обучения. Материалы и методы исследования Различные исследователи выделяют различные качества, которые, по их мнению, нужны выпускнику вуза.
Например, О.В. Киржбаум, В.А. Огонесов, С.А. Хазова и другие считают, что конкурентоспособный специалист должен обладать следующими качествами: творческое отношение к профессиональной деятельности, профессиональная заинтересованность, рефлексия, способность к саморазвитию, организаторские способности, профессиональная коммуникабельность, профессиональное честолюбие.Т.А.
Сливина в своем исследовании отмечает, что в качестве критериев оценки конкурентоспособности специалиста выступают такие качества, как коммуникативность, умение делать самооценку, способность к инновационной, творческой деятельности, способность к саморазвитию,И.Г.
Никифорова считает, что для профессиональной деятельности необходимо в высшем профессиональном учреждении в процессе обучения формировать следующие личностные качества: ответственность, коммуникабельность, предприимчивость, системность мышления, инициативность, интуиция, умение убеждать, способность к работе «в команде», приспособляемость, умение распределить обязанности и отдавать указания, умение стимулировать, умение принимать решения,Н.С.
Папуловская также считает, что будущему специалисту необходимы следующие значимые личностные качества – ответственность, организованность, стремление к достижениям, креативность, рефлексия, Результаты исследования и их обсуждение В результате проведенного исследования нами была разработана анкета для работодателей «Личностные качества специалиста» (табл.1),
- Далее было предложено работодателям и студентам проранжировать личностные качества по значимости.
- Анкетируемый должен выбрать то качество, которое для него наиболее значимо, и поместить его на первое место.
- Затем выбрать второе по значимости качество и поместить его вслед за первым и так далее.
- Наименее важное качество останется последним и займет 16 позицию.
В анкетировании принимали участие 43 работодателя Кемеровской и Новосибирской областей и 117 студентов 3 и 4 курса Юргинского технологического института (филиала) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» и Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет».
1. Умение отстаивать свою точку зрения | |
2. Ответственность | |
3. Аккуратность | |
4. Воспитанность | |
5. Чувство юмора | |
6. Умение работать с информацией | |
7. Потребность в саморазвитии | |
8. Умение принимать обдуманные, рациональные решения | |
9. Умение осуществлять самоконтроль | |
10. Творческий подход к профессиональной деятельности | |
11. Исполнительность | |
12. Независимость | |
13. Честность (правдивость, искренность) | |
14. Стремление к профессиональному росту | |
15. Эффективность в работе (работоспособность) | |
16. Образованность |
Рис.1. Наиболее значимые личностные качества по мнению работодателей Рис.2. Наиболее значимые личностные качества по мнению студентов Результаты анкетирования студентов отражены на рис.2. Из рис.1 видно, что такие качества, как ответственность и исполнительность, занимают лидирующие позиции. Также работодатели выделили такие качества, как умение осуществлять самоконтроль, работать с информацией, умение отстаивать свою точку зрения, инициативность.
- Все эти качества, по их мнению, необходимы специалистам для успешной профессиональной карьеры.
- По итогам анкетирования можно сделать вывод, что мнения работодателей и студентов не совсем совпадают.
- У студентов нет четкого представления, какие личностные качества необходимы им для успешной профессиональной деятельности.
Выводы Таким образом, необходимы формы и методы обучения и воспитания, реализация которых позволит в процессе обучения успешно развивать необходимые личностные качества. Взаимосвязь личностных качеств, форм и методов отражена в табл.2. Таблица 2 Взаимосвязь личностных качеств, форм и методов обучения
Качества личности | Формы и методы обучения и воспитания |
Ответственность, исполнительность, аккуратность, независимость | Самостоятельное написание конспектов, работа по индивидуальному образовательному маршруту |
Ответственность, исполнительность, независимость | Самостоятельное написание конспекта, работа в группе в качестве координатора |
Исполнительность, аккуратность, ответственность | Работа по индивидуальному образовательному маршруту, решение задач, в которых информация представлена в виде таблиц, графиков, диаграмм |
Умение отстаивать свою точку зрения | Деловые игры, участие в дебатах, выступление с докладами на конференц-неделе |
Перечисленные выше формы и методы обучения и воспитания позволят, на наш взгляд, в процессе обучения сформировать у выпускников вуза позитивный образ «Я профессиональное» и развить личностные качества, необходимые для построения успешной профессиональной карьеры.
Полный ответ
Какие профессионально личностные качества педагога необходимы для проектирования педагогических технологий?
Профессиональные умения и личностные качества педагога Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С.А. Козлова, Т.А. Куликова выделяют:
педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание; эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям; педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе; педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом; педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы; культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог – коллеги»; педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.
- В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.
- Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности).
Среди них И.П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.
Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е.А. Панько). Гностические – это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей.
Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п.
Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях. Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.
Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.
Полный ответ
Какие характеристики современного преподавателя вы считаете наиболее значимыми?
Ключевые компетенции будущего учителя — Как можно заметить, комплекс ключевых компетенций представлен образовательным, коммуникативным, социальным и личностным элементом, которые в совокупности создают модель высокопрофессионального педагога современности.
Вывод Подводя итоги, можно отметить, что характерными качествами современного педагога являются целенаправленность, активность, способность к саморегуляции, обладание сформированным педагогическим сознанием, определенными психологическими свойствами позволяющими осуществлять деятельность с высокой эффективностью и в рамках установленных норм.
Также, важным элементом является профессиональная компетентность, определяющая качество работы преподавателя. Читать подробнее: Профессиональные и личностные качества современного педагога
Полный ответ
Каким является современный учитель?
Какой он, современный учитель? Рочев Денис Игоревич Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России 2014», Председатель Ассоциации молодых учителей России. Изменения, происходящие в стране, в обществе, предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос.Это человек, способный создавать условия для развития способностей обучающихся, повышать мотивацию к изучению предметов.Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.Современный учитель – это профессионал, мастерство которого определяется его профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е.
- Целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.Современный учитель должен стремиться к успеху.
- А успешный учитель воспитает успешного ученика.
- Как же сделать так, чтобы в школах появились успешные учителя? Над этим вопросом я размышлял в самолете Санкт-Петербург – Симферополь.
Я никогда не был в Крыму и поэтому с нетерпением ждал встречи с крымскими коллегами. Какие они, новые российские учителя? Я ехал с ощущением того, что нам обязательно будет интересно вместе, и я не ошибся. Это учителя, которым сейчас вдвойне сложнее работать – привыкать к новым требованиям и новым стандартам, но вместе с тем я увидел, что им вдвойне интереснее работать.
Они молоды, активны и открыты для всего нового. Сама тема Всероссийского форума молодых учителей в республике Крым — «Молодой учитель в социальном векторе региона» — обещала интересные дискуссии и общение с коллегами. В региональном институте повышения квалификации собрались педагоги из всех уголков полуострова.
Я был приглашен модерировать дискуссионную площадку по теме «ИНТЕГРАЦИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ: ВЗГЛЯД МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА». Мне было важно услышать молодое поколение учителей Крыма и обсудить с ними следующие вопросы:- Как привлечь в школы потенциально успешных учителей – способы повышения социальной привлекательности педагога- как воспитать успешного учителя – процесс профессионального роста в социально-педагогическое пространство- как помочь профессионалу совершенствовать профессиональные компетенции в контексте внедрения новых ФГОС.Меня очень порадовало, что ребята прибыли на Форум с интересными идеями и выступлениями.
Приехали не просто формально выступить, как это часто бывает, а с желанием включиться в работу Всероссийского педагогического собрания и Ассоциации молодых учителей России. На пленарном заседании Валентина Николаевна Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания, попросила еще раз задуматься, насколько важна роль учителя именно сегодня, когда необходимо воспитать образованного и сильного гражданина России.
Чтобы воспитать такого ученика, молодому учителю необходимо самому овладеть современными образовательными технологиями. Лучший способ сделать это – профессиональное общение и обмен опытом в рамках Ассоциации молодых учителей России. Для успешной интеграции молодых учителей Крыма в российское образовательное поле было предложено создать Ассоциацию молодых учителей Севастополя под руководством Ермолаева Дмитрия Николаевича и Ассоциацию молодых учителей республики Крым под руководством Пшеничной Галины Игоревны.
Полный ответ
Чем отличаются личные и профессиональные качества?
Раздел «Личные качества» повышает привлекательность резюме при помощи всего нескольких слов. Работодатели всегда ищут мотивированных, честных, надежных, гибких профессионалов, которые помогут их компании расти и процветать. Ставя ваши достоинства и сильные стороны на первое место в резюме, вы увеличиваете свой шанс получить работу мечты.
- В чем разница между качествами и навыками в резюме?
- Какие бывают личные качества в резюме?
- Как правильно написать личные качества в резюме?
- Положительные личные качества в резюме примеры
- Что писать про отрицательные качества в резюме?
Прежде чем написать про личные качества в резюме не банально, давайте узнаем все тонкости. По данным Википедии, НЕ являются личными качествами:
- Необычность, удивительность — это субъективное восприятие.
- Ловкость, красота — это физические качества человека.
- Неблагонадежный — это социальная оценка личности.
- Опытный, мудрый — временное, неустойчивое состояние человека.
Личные качества человека формируют:
- определенная генетическая предрасположенность;
- набор врожденных черт, предопределяющих жизненные установки;
- воспитание.
Значит, личные качества человека — это свойства человеческой натуры, например: терпение, дружелюбие, честность. Но зачем писать про личные качества? Все просто: таким образом вы повышаете свои шансы на успех. Например, если вы не переносите людей без чувства юмора, вы не сможете работать продуктивно с этими занудами.
Полный ответ
Какие качества и особенности личности являются профессионально важными для учителя начальных классов?
3. Любовь к профессии — Должен ли учитель любить детей или это обязанность родителей — вопрос спорный, но педагогу точно следует любить своё дело. Когда учитель горит на работе, он вовлекает детей в проектную деятельность, готовит их к олимпиадам, школьным и районным конкурсам. Три качества современного учителя начальных классов: умение поддерживать порядок, профессионализм и любовь к своему делу — должны быть видны родителям.
Полный ответ
Что такое личностные качества человека?
1 ФГАУ ВО «Юргинский технологический институт» (филиал) Национальный исследовательский Томский политехнический университет В статье рассматривается роль личностных качеств при формировании конкурентоспособного молодого специалиста. Представлены результаты анкетирования работодателей и студентов по выявлению значимых личностных качеств, позволяющих выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда.
Предложены формы и методы обучения, реализация которых в образовательном процессе вуза позволит успешно развивать у выпускника вуза необходимые работодателю личностные качества. личностные качества выпускник вуза работодатели успешная карьера 1. Киржбаум О.В. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда: организационный аспект: организационный аспект: автореферат дис.
канд. эконом. наук: 08.00.05. – Омск, 2007. – 23 с.2. Никифорова, И.Г. Организационно-методическая система развития профессиональных способностей студентов-менеджеров: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. – Томск, 2003. – 129 с.3. Оганесов В.А. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования: дис.
- Канд. пед.
- Наук: 13.00.08.
- Ставрополь, 2003.
- 160 с.4. Папуловская Н.В.
- Формирование социально-профессиональных компетенций для полипрофессионального взаимодействия у будущих разработчиков программных продуктов: автореф. дис. канд. пед.
- Наук: 13.00.08.
- Екатеринбург, 2012.
- 22 с.5. Полицинская Е.В.
- Повышение конкурентоспособности будущих специалистов экономического направления подготовки: дис.
канд. пед. наук: 13.00.08. – Томск, 2014. – 210 с.6. Сливина Т.А. Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза: автореф. дис. канд. пед. наук. – Красноярск, 2008. – 24 с.7. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособной личности в системе образования: автореф.
- Дис. д-ра пед.
- Наук: 13.00.01, 13.00.08.
- Майкоп, 2011. – 60 с.
- В настоящее время работодателям необходимы высокообразованные и целеустремленные специалисты, обладающие не только определенными компетенциями, но и набором соответствующих личностных качеств.
- Соответственно, перед вузами стоит задача кроме формирования необходимых профессиональных компетенций воспитать и развивать профессионально значимые личностные качества будущих специалистов, которые как раз и необходимы для эффективного осуществления профессиональных компетенций.
Однако воспитанию личностных качеств, которые необходимы для полноценного становления будущего специалиста как профессионала в системе высшего профессионального образования уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимания. Цель исследования. Личностные качества – это приобретаемые человеком особенности, которые проявляются в устойчивом способе поведения человека.
Среди психологов распространено мнение, что формирование личностных качеств осуществляется на ранних этапах развития ребенка, а в дальнейшем они только корректируются, под влиянием различных факторов. Бесспорно, личностные качества оказывают влияние на все аспекты деятельности человека, исключение не составляет и профессиональная деятельность.
Высшие учебные заведения должны учитывать социальный заказ и обеспечивать формирование нужных обществу качеств у выпускника во время обучения. Материалы и методы исследования Различные исследователи выделяют различные качества, которые, по их мнению, нужны выпускнику вуза.
- Например, О.В.
- Киржбаум, В.А.
- Огонесов, С.А.
- Хазова и другие считают, что конкурентоспособный специалист должен обладать следующими качествами: творческое отношение к профессиональной деятельности, профессиональная заинтересованность, рефлексия, способность к саморазвитию, организаторские способности, профессиональная коммуникабельность, профессиональное честолюбие.Т.А.
Сливина в своем исследовании отмечает, что в качестве критериев оценки конкурентоспособности специалиста выступают такие качества, как коммуникативность, умение делать самооценку, способность к инновационной, творческой деятельности, способность к саморазвитию,И.Г.
Никифорова считает, что для профессиональной деятельности необходимо в высшем профессиональном учреждении в процессе обучения формировать следующие личностные качества: ответственность, коммуникабельность, предприимчивость, системность мышления, инициативность, интуиция, умение убеждать, способность к работе «в команде», приспособляемость, умение распределить обязанности и отдавать указания, умение стимулировать, умение принимать решения,Н.С.
Папуловская также считает, что будущему специалисту необходимы следующие значимые личностные качества – ответственность, организованность, стремление к достижениям, креативность, рефлексия, Результаты исследования и их обсуждение В результате проведенного исследования нами была разработана анкета для работодателей «Личностные качества специалиста» (табл.1),
- Далее было предложено работодателям и студентам проранжировать личностные качества по значимости.
- Анкетируемый должен выбрать то качество, которое для него наиболее значимо, и поместить его на первое место.
- Затем выбрать второе по значимости качество и поместить его вслед за первым и так далее.
- Наименее важное качество останется последним и займет 16 позицию.
В анкетировании принимали участие 43 работодателя Кемеровской и Новосибирской областей и 117 студентов 3 и 4 курса Юргинского технологического института (филиала) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» и Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет».
1. Умение отстаивать свою точку зрения | |
2. Ответственность | |
3. Аккуратность | |
4. Воспитанность | |
5. Чувство юмора | |
6. Умение работать с информацией | |
7. Потребность в саморазвитии | |
8. Умение принимать обдуманные, рациональные решения | |
9. Умение осуществлять самоконтроль | |
10. Творческий подход к профессиональной деятельности | |
11. Исполнительность | |
12. Независимость | |
13. Честность (правдивость, искренность) | |
14. Стремление к профессиональному росту | |
15. Эффективность в работе (работоспособность) | |
16. Образованность |
Рис.1. Наиболее значимые личностные качества по мнению работодателей Рис.2. Наиболее значимые личностные качества по мнению студентов Результаты анкетирования студентов отражены на рис.2. Из рис.1 видно, что такие качества, как ответственность и исполнительность, занимают лидирующие позиции. Также работодатели выделили такие качества, как умение осуществлять самоконтроль, работать с информацией, умение отстаивать свою точку зрения, инициативность.
- Все эти качества, по их мнению, необходимы специалистам для успешной профессиональной карьеры.
- По итогам анкетирования можно сделать вывод, что мнения работодателей и студентов не совсем совпадают.
- У студентов нет четкого представления, какие личностные качества необходимы им для успешной профессиональной деятельности.
Выводы Таким образом, необходимы формы и методы обучения и воспитания, реализация которых позволит в процессе обучения успешно развивать необходимые личностные качества. Взаимосвязь личностных качеств, форм и методов отражена в табл.2. Таблица 2 Взаимосвязь личностных качеств, форм и методов обучения
Качества личности | Формы и методы обучения и воспитания |
Ответственность, исполнительность, аккуратность, независимость | Самостоятельное написание конспектов, работа по индивидуальному образовательному маршруту |
Ответственность, исполнительность, независимость | Самостоятельное написание конспекта, работа в группе в качестве координатора |
Исполнительность, аккуратность, ответственность | Работа по индивидуальному образовательному маршруту, решение задач, в которых информация представлена в виде таблиц, графиков, диаграмм |
Умение отстаивать свою точку зрения | Деловые игры, участие в дебатах, выступление с докладами на конференц-неделе |
Перечисленные выше формы и методы обучения и воспитания позволят, на наш взгляд, в процессе обучения сформировать у выпускников вуза позитивный образ «Я профессиональное» и развить личностные качества, необходимые для построения успешной профессиональной карьеры.
Полный ответ
Что такое профессиональная компетенция учителя?
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НОВОЙ ФОРМАЦИИ — Международный журнал экспериментального образования (научный журнал) 1 Рысбаева Г.1 Сихимбаева С.1 Петренко Т.1 Караева A.1 1 Южно-Казахстанский государственный университет им.М.
Ауезова Профессиональная компетентность учителя – интегративная система профессионально-значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, так и на основе практического опыта, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности.
Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной науки и требованиями сегодняшнего дня. профессиональная компетентность 1. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе.
- Казань, 2006.
- 316 с.2.
- Занков Л.В.
- Беседы с учителями.
- Вопросы обучения в начальных классах.).
- М.: Просвещение, 1975.
- 299 с.3.
- Нечаева Н.В., Рощина Н.Н.
- Педагогическая система развивающего обучения Л.В.
- Занкова: учебное пособие.
- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2006.
- 396 с.4.
- Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.
Занкова / А.Г. Ванцян, Н.В. Нечаева, Е.П. Петрова, А.Ю. Плотникова, С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010. – 405 с. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой.
Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство – это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя,
Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области. Такой специалист должен не только сам иметь фундаментальную образовательную подготовку и владеть профессиональными знаниями и умениями, соответствующими уровню современной психолого-педагогической науки.
Он должен осознавать цели и значение своего профессионального труда в целостной системе непрерывного образования, быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми психолого-педагогическими требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями.
Это значит, что современный учитель начальных классов новой формации – это творческий субъект профессиональной педагогической деятельности,
- Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования может осуществляться с позиции различных подходов. Выделим основные:
- – требования к личности учителя как современному специалисту в области образования;
- – специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста;
- – система педагогической культуры учителя.
С точки зрения первого направления выделяются две составляющие – это компетентность и фундаментальность. Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция. Фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности,
Второе направление, специфичное для начальной школы, включает: – понимание места начального обучения в системе непрерывного образования (не как «школы грамоты», а как первой ступени системы непрерывной образовательной деятельности, сопровождающей человека всю сознательную жизнь); – знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (конкретность и образность детского мышления; неустойчивость внимания, большая подвижность, эмоциональность и т.д.); – понимания значимости работы с семьей и умение профессионально ее вести (взаимодействие профессионального педагога с «непрофессиональными семейными воспитателями» индивидуальное и групповое общение с родителями).
Третье направление – система педагогической культуры учителя – состоит из пяти компонентов : 1. Перцептивный компонент – умение понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения детей, способность к эмпатии (сопереживанию).2. Коммуникативный компонент – открытость для общения и сотрудничества с учениками на уроке и во внеурочной деятельности.3.
- Приведенная схема наглядно показывает, что согласно данному подходу, компетентность занимает одно из подчиненных мест в общей системе требований к профессиональным характеристикам учителя начальной школы.
- Материалы и методы исследований
- В ходе исследования были использованы следующие группы методов: теоретические; эмпирические; статистические.
- Результаты исследования и их обсуждение
Профессиональная компетентность учителя – интегративная система профессионально-значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, так и на основе практического опыта, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности.
- Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной науки и требованиями сегодняшнего дня.
- Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов: 1.
Общекультурный критерий.2. Общепрофессиональный критерий.3. Коммуникативный критерий.4. Личностный критерий.5. Критерий саморазвития и самообразования.
- 1. Общекультурный критерий
- Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях.
- Таким образом, выделяют три показателя профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию:
- – общая образованность и широта кругозора;
- – информированность в области культурных новинок;
- – культура речи.
- 2. Общепрофессиональный критерий
- Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.
- Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:
- – владение содержанием учебных дисциплин;
- – владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
- – знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.
- 3. Коммуникативный критерий
Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е.А Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя.
- Можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию:
- – потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста;
- – эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;
- – доброжелательный и конструктивный стиль общения.
- 4. Личностный критерий
Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств. Можно сгруппировать профессионально значимые качества педагога по трем основаниям.
- Три показателя профессиональной компетентности учителя по личностному критерию:
- – профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
- – наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;
- – наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо – эмоциональным нагрузкам.
- 5. Критерий саморазвития и самообразования
- Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда.
Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.
- Выводы
- Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:
- – самокритичность, требовательность к себе;
- – потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;
- – исследовательский стиль деятельности.
Представленные критерии оценки профессиональной компетентности учителя начальных классов представляют собой один из возможных подходов к анализу проблемы педагогического профессионализма. Данный подход не претендует на исчерпывающую полноту и глубину, но вместе с тем позволяет разрабатывать основы для удобной и доступной диагностики профессиональной компетентности учителя с опорой на разработанные показатели по каждому из выделенных критериев.
- В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности.
- Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение.
Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.
Полный ответ