Какое Внимание У Детей 4 5 Лет?

Какое Внимание У Детей 4 5 Лет
Развитие внимания у детей 4–5 лет в процессе дидактической игры

  • Анна Шестопалова Развитие внимания у детей 4–5 лет в процессе дидактической игры
  • Дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека,
  • Проблема развития внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов, что обуславливает ее актуальность.

В настоящее время хорошо известно, насколько сложна и объемна школьная программа, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен, Развитие познавательных способностей ребенка, тренировка сосредоточенной деятельности ребенка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства.

Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений. Несформированность произвольного внимания, малый объём, слабая переключаемость с одного объекта на другой, говорят о том, что этот вопрос очень актуален и требует большой работы по его развитию,

Внимание — это способность человека сосредотачиваться на определённых объектах и явлениях. Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса, Произвольное внимание – процесс, направленный на контроль деятельности, поддержание устойчивой избирательной активности.

В дошкольном возрасте преобладающим является непроизвольное внимание, произвольное только начинает формироваться. Характерной особенностью внимания ребенка среднего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам.

К 5 годам отмечается появление способности направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого. В этом возрасте начинают складываться элементарные формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства),

  • Произвольное внимание в этом возрасте начинает свое интенсивное развитие,
  • В возрасте 5 лет развиваются все свойства внимания : концентрация, объём, продуктивность, устойчивость, распределение, переключаемость.
  • Для эффективного развития произвольного внимания в данном возрасте большое значение имеет помощь взрослого, тренировка всех свойств внимания ребенка, поиск оптимальных средств его развития,

Мы выделили факторы, представленные В.С. Мухиной, влияющие на развитие внимания : интерес к деятельности; понимание конкретной цели деятельности; стремление к достижению результата; организованность процесса ; создание благоприятных условий. По мнению отечественных психологов Л.С.

Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других движущими силами развития психических процессов ребёнка являются обучение и деятельность (3; 4; 5; 6), Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, так как именно в связи с её развитием происходят качественные изменения в психике ребёнка.

Особое место в дошкольной педагогике и психологии отводится дидактической игре как наиболее доступному, интересному и в то же время эффективному средству обучения детей, В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и кончая самыми сложными.

Использование дидактических игр как средства обучения детей-дошкольников определяется рядом причин : игровая деятельность – ведущая в дошкольном возрасте, игровые формы и приёмы – это наиболее адекватный путь решения задач обучения и развития детей ; дидактическая игра – своеобразная подготовка к включению старших дошкольников в учебную деятельность; игра создаёт «зону ближайшего развития ребёнка » ; имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преобладанием наглядно-образного типа мышления, и дидактические игры, как нельзя лучше, способствуют развитию у детей всех психических процессов ; у дошкольников ещё недостаточно сформирована познавательная мотивация, а дидактическая игра способствует развитию интереса детей к обучению и освоению новых знаний.

Посредством дидактической игры можно развивать внимание дошкольников, В ходе системы дидактических игр на совершенствование внимания необходимо развивать все его свойства и характеристики. Большое количество дидактических игр представлено в работах А.К.

Бондаренко, Ф.Н. Блехер, Е.И. Тихеевой, Б.И. Хачапуридзе и других. Однако в литературе сравнительно мало дидактических игр, конкретно направленных на развитие произвольного внимания дошкольников, Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение : игра для них — учеба, труд, серьезная форма воспитания.

Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом,

Внимание протекает слитно с восприятием, памятью и мышлением, обуславливая их и обуславливаясь ими. Отсюда вытекает личностный характер внимания : недаром усидчивость и усердие, как черты личности, как правило, взаимосвязаны с устойчивостью и интенсивностью внимания, Развивая процесс внимания, мы воздействуем и развиваем и остальные психические процессы, развиваем все познавательные способности ребёнка, формируем личность ребёнка.

Что имеет огромное значение для становления личности ребенка. Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и в игровую деятельность одновременно ( дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила). В своей работе мы учитывали принципы педагогики : систематичность; последовательность (от простого к сложному) ; доступность; отбор содержания игр в соответствии с целями развития свойств произвольного внимания ; учёт возрастных особенностей детей ; закрепление полученных знаний и навыков в свободной деятельности с воспитателями группы.

Игры были направлены на развитие различных свойств внимания, Игра «Что изменилось?», Цель : развитие объёма внимания, Ход игры : взрослый выкладывает перед детьми произвольный набор игрушек или картинок. Задача детей – за 30 секунд всё внимательно рассмотреть и запомнить, после чего, когда дети отвернутся, взрослый что-либо переложит или уберёт.

  1. Игра «Подбери фигуры»
  2. ЦЕЛЬ : развитие образного, абстрактно-логического мышления, концентрировать внимание, способности устанавливать логические связи, сравнивать, находить сходства и различия предметов по ряду признаков.
  3. Оборудование : геометрические фигуры, трафареты или карточки.
  4. Задание : найти геометрические фигуры, из которых составлен рисунок
  5. Игра «Гимнастика внимания »
  6. Цель : развитие произвольного внимания

Действие : воспитатель или ребенок, называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку), Дети повторяют движения. Затем начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую, приговаривая слова :

  • Раз, два, три, четыре, пять,
  • начинаем мы играть,
  • вы ребята не зевайте,
  • слушайте, что вам скажу
  • и при этом покажу.
  • Игра «Зеркало»
  • Цель : развивать произвольное внимание и координацию движений.

Задание : ребенку надо встать перед зеркалом и повторять все то, сто делает ведущий. Ведущий шагает, «зеркало» повторяет, ведущий поднимает руки вперед, «зеркало» делает то же самое и т.д. На основании выше изложенного можно утверждать, что дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека, а игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно.

  1. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е.
  2. Те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
  3. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
  4. Дидактические игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности.

(Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу.) Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, – это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь.

  1. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному,
  2. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами, Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. И наконец, это игры, помогающие подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Полный ответ

Что характерно для детей 4 5 лет?

Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.
Полный ответ

Какое внимание преобладает у детей?

Особенности развития внимания ребенка в дошкольном возрасте — На протяжении дошкольного возраста внимание развивается в направлении от непроизвольного к произвольному. В младшем дошкольном возрасте внимание ребенка привлекается новизной, интенсивностью и другими специфическими раздражителями.

  1. Позднее внимание начинает привлекаться объектами, связанными с яркими и эмоциональными переживаниями и раздражителями, имеющими сигнальное значение вследствие их непосредственной связи с потребностями ребенка.
  2. С развитием произвольного внимания дети могут направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение определенного времени.Л.С.

Выготский отмечал, что развитие внимания ребенка происходит в среде, состоящей из двоякого рода стимулов. С одной стороны, вещи, предметы и явления привлекают внимание ребенка в силу присущих им свойств, с другой – соответствующие стимулы-катализаторы, а именно слова, направляют внимание ребенка.

  • Внимание ребенка с самого начала становится направляемым вниманием.
  • Первоначально им руководят взрослые, однако вместе с постепенным овладением речью ребенок начинает овладевать таким же свойством управлять вниманием сначала в отношении других, а затем и в отношении себя.
  • Вначале взрослый направляет внимание ребенка словами, создавая как бы добавочные указания-стрелки к окружающим его вещам, и вырабатывает из слов могущественные стимулы-указания.

Затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом или звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет. Практический пример Наташа М., 6 лет 3 месяца. Собирается с мамой в зоопарк.

  1. Я хочу посмотреть сначала на слона, а потом на жирафа», – говорит девочка по дороге в зоопарк.
  2. Она определяет цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает объекты, вызвавшие у нее особый интерес.
  3. Это показатель того, что в старшем дошкольном возрасте средством управления внимания становится речь самого ребенка, которая постепенно приобретает планирующую функцию.

Эффективность всех психических процессов регулируется механизмами внимания, связанными с активацией кортикальных областей со стороны ядер ретикулярной формации. Если в раннем детстве внимание проявляется только в непроизвольной форме, то увеличение способов поведения с возрастом постепенно преобразует непроизвольное внимание в произвольное.

  1. Основной механизм этой важнейшей трансформации – формирующаяся речь ребенка, с помощью которой планируются действия и осуществляется над ними контроль.В.Г.
  2. Каменская отмечает, что возраст от трех до семи лет связан с постепенным усилением роли произвольности в процессах внимания.
  3. К шести-семи годам наблюдается скачок в созревании лобных долей, что служит основой осознанной регуляции активационных процессов и базой для формирования произвольного внимания.

Но для этого необходима направляющая деятельность взрослых через игру, речевое общение и управление поведением. В среднем периоде дошкольного возраста произвольность внимания выражается в способности ребенка к восприятию предметов и действию с ними по словесной инструкции взрослого.

  1. Дошкольник уже способен сосредоточиться на предложенной взрослым деятельности.
  2. Однако период сосредоточения у четырех-пятилетних детей недолог – не более трех-пяти минут, к тому же внимание детей легко переключается на посторонние, не относящиеся к деятельности раздражители.
  3. Данные проявления рассеянности и отвлекаемости внимания являются характерными для дошкольников, поскольку свойства устойчивости и концентрации внимания у них еще не сформированы в должной степени.

Внимание дошкольников представляет собой лабильный, неустойчивый и слабо концентрированный процесс, не обеспечивающий высокой эффективности деятельности когнитивных процессов. Это обусловлено в первую очередь психофизиологическими факторами, а именно незрелостью лобной области головного мозга и несформированностью длинных ассоциативных путей, которые обеспечивают взаимосвязи передних отделов с проекционными зонами коры височных и затылочных долей мозга.

В психологии и педагогике в качестве основного средства развития произвольности внимания считают совместные общение и деятельность ребенка и взрослого, а также игру. Через игровую деятельность происходит становление произвольности поведения в целом, в том числе внимания, как важнейшего «усилителя» мышления.

В связи с тем, что активность, общение и поведение дошкольника далеко не полностью еще осознаваемы, произвольность его внимания проявляется в недостаточно зрелой форме. Избирательность произвольного внимания дошкольника является функцией его спонтанной игровой деятельности, так как в игре он произвольно направляет свое внимание на то, что ему необходимо для нее.

  1. Основные достижения в процессе развития произвольности внимания в дошкольном возрасте проявляются в совершенствовании механизмов его избирательности.
  2. Другие свойства внимания развиты намного слабее.
  3. Общей закономерностью развития внимания является увеличение устойчивости внимания от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту.

Средняя продолжительность продуктивной деятельности и средняя продолжительность отвлечений от нее зависят от возраста детей. Старшие дошкольники не только могут более длительное время заниматься малоинтересной для них работой но указанию взрослых, но и делают меньше отвлечений от нее.

Факторами устойчивости внимания являются: интерес ребенка к материалу, его знакомость и понятность, связь с потребностями, комфортные или отвлекающие внимание условия, в которых деятельность выполняется, психическое состояние дошкольника, индивидуально-психологические особенности личности (такие, например, как уровень развития волевых свойств и свойства темперамента) (рис.9.2),

Рис.9.2. Факторы устойчивости внимания детей дошкольного возраста Типичные особенности свойств внимания у детей с различным доминирующим типом темперамента представлены в табл.9.2. Свойства темперамента во многом определяют индивидуальные особенности свойств внимания детей, что не противоречит наличию общих возрастных закономерностей внимания в дошкольном возрасте.

  1. Таблица 9.2
  2. Различия в свойствах внимания у детей с разными типами темперамента
  3. Доминирующий тип темперамента
  4. Характеристики свойств внимания
  5. Холерик

Относительно сильно выраженная концентрация внимания при работе с увлечением и относительно развитое распределение внимания. Трудности переключения внимания. Процесс вхождения в работу неустойчив, в чем сказывается влияние предшествующего психического состояния.

  1. Длительная сосредоточенность имеет неровную колеблющуюся кривую.
  2. Внимание имеет яркую внешнюю выразительность.
  3. Отмечается быстрота ориентировочный реакции Сангвиник Относительно высокая концентрация внимания в меняющихся условиях групповой обстановки и умение хорошо распределять внимание.
  4. Внимание относительно устойчиво, с характерным сочетанием внимательности и невнимательности.

Внимание подвижно. Быстрота ориентировочной реакции. Внимание легко привлекается к новому виду занятий, но относительно труднее удерживается в течение длительного времени. Быстрая отвлекаемость при однообразной работе. Ярко выраженная внешняя форма внимания (особенно непроизвольного) Флегматик Относительная устойчивость внимания в различных условиях работы.

  1. Менее выраженное распределение внимания.
  2. Переключаемость внимания относительно медленная.
  3. Процесс сосредоточения, не отличаясь особой напряженностью, малоутомителен.
  4. Ориентировочная реакция медленная.
  5. Во внимании нет резких сдвигов.
  6. Несоответствие внешних признаков внимания действительному сосредоточению (слабая внешняя форма выражения) Меланхолик Слабое распределение внимания.

Относительно интенсивная сосредоточенность при работе в спокойной обстановке. Переключение внимания медленное. Медленная ориентировочная реакция, постепенное вхождение в работу. Внимание относительно устойчиво. К концу дня вследствие обилия и разнообразия впечатлений внимание ребенка заметно ослабляется.

Невыразительность внешней формы внимания К возрастным особенностям внимания дошкольников относится быстрая отвлекаемость и трудность сосредоточения на непривлекательных объектах. В отвлекаемости внимания участвуют различные механизмы. Отвлекаемость может являться результатом торможения отдельных участков мозга вокруг очага оптимальной возбудимости по закону отрицательной индукции.

Это характеризует непроизвольную, пассивную отвлекаемость от каких-либо раздражителей, которые могут даже недостаточно осознаваться, образуя некоторый фон.

  • Отсутствие способностей к длительной и интенсивной сосредоточенности детей дошкольного возраста – явление естественное, также обусловленное особенностями их нервной деятельности (незрелость механизмов торможения, лобных долей и других областей мозга),
  • Причинами неспособности детей сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени и появления рассеянности также могут быть:
  • • общее расстройство нервной системы (неврастения) ;
  • • малокровие;
  • • заболевания дыхательных путей, затрудняющие поступление воздуха в легкие и поэтому обедняющие питание клеток мозга кислородом;
  • • физическое и умственное утомление и переутомление;
  • • тяжелые переживания;
  • • перегрузка мозга большим количеством впечатлений;
  • • разбросанность интересов, неупорядоченность увлечений;
  • • неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима, выполнение всех его желаний и капризов;
  • • неинтересные однообразные занятия, на которых детям даются слишком легкие для них задания, не побуждающие к активной мыслительной деятельности.

Распределение, переключение и объем внимания у дошкольников (особенно у детей младшего дошкольного возраста) развиты недостаточно сильно. Распределение внимания в существенной степени зависит от уровня овладения теми видами деятельности, которые выполняет дошкольник в рамках этого свойства внимания.

  1. Если выполнение какого-либо действия является значимым для детей, привычным и хорошо освоенным, то его легче совмещать с выполнением другого действия.
  2. Дети дошкольного возраста способны распределять свое внимание в незначительной степени.
  3. Таким образом, на протяжении дошкольного возраста постепенно развиваются все свойства внимания: увеличивается объем внимания, возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка, внимание становится более устойчивым, возрастает его произвольность.
Читайте также:  Чего Нельзя Делать Если Ты Пассажир?

Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием речи, полевых свойств личности дошкольника, с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие свойств внимания находится в тесной связи с общим умственным развитием ребенка.

  1. Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
  2. Подробней studme.org
  3. |4,5-5,5 |51,4 |6,4 ||5,5-6,5 |62,8 |1,6 |

На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это ярко проявляется в формировании у ребенка произвольного действия. Так, Н.Н. Поддъковым, изучавшим особенности автоматизации действия у детей дошкольного возраста, были получены данные, свидетельствующие о повышении эффективности внимания при формировании действия.

  1. Он предлагал ребенку гасить разноцветные лампочки, зажигавшиеся на пульте в определенной последовательности, и регистрировал количество ориентировочных реакций на сигналы (лампочки) и объекты действия (кнопки),
  2. В отличие от младших дошкольников 3,5-4 лет, которые долго не могли установить расположение лампочек в пространстве и последовательность их зажигания, дошкольники 5-6,5 лет находили их одними-двумя движениями головы.

К концу дошкольного возраста постепенно появляется опыт управления своим внимание, умение более или менее самостоятельно его организовывать, сознательно направлять на определенные предметы, явления, удерживаться на них. На протяжении дошкольного возраста, в связи с усложнением деятельности детей и их общим умственным развитием деятельности детей и их общим умственным развитием, внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 25-30 минут, то 5-6 годам длительность игры возрастает до 1-1,5 часов. Это объясняется тем, что игра постепенно усложняется и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание. Внимание в дошкольном детстве носит преимущественно непроизвольный характер. Ряд отечественных психологов (Д.Б. Эльконин, Л.С.

  • Выготский, А.В.
  • Запорожец, Н.Ф.
  • Добрынин и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
  • Непроизвольное внимание развивается в течение всего дошкольного детства.Н.Ф.
  • Добрынин, А.М.
  • Бардиан и Н.В.
  • Лаврова отмечают, что дальнейшее развитие непроизвольного внимания связано с обогащением интересов.

По мере того как расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к более широкому кругу предметов и явления. Исследования психологов показывают, что развитие произвольного внимания в случае грамотного управления этим процессом в течение первого года может происходить довольно интенсивно.

Большое значение имеет развитие у детей умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед ребенком ставит взрослый, оказывая помощь в ее достижении. Развитие произвольного внимания у детей идет в направлении от выполнения целей, поставленных взрослым, к целям, которые ребенок сам ставит и контролирует их достижение.

Физиологической основой непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс. Данная форма внимания преобладает у дошкольников и встречается у младших школьников в начале обучения. Реакция на все новое и яркое достаточно сильна в данном возрасте. Ребенок на все новое и яркое достаточно сильна в данном возрасте.

Ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Внимание старшего дошкольника тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо не только делать трудное, непонятное доступным и понятным, но и развивать волевые усилия, а вместе с ним и произвольное внимание.

Даже при сосредоточении внимания дети не в состоянии заметить главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления: наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети все свое внимание направляют на отдельные предметы или их признаки.

Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают эмоциональное переживание, которое оказывает тормозное внимание на мыслительную деятельность. И если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники не замечают ее. С развитием и совершенствованием мыслительной деятельности дети все в большей степени становятся способными сосредоточить свое внимание на главном, основном, существенном.

Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются дошкольном детстве. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех инструкций :

  • 1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;
  • 2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;
  • 3) развитие навыков самоконтроля;

Одна из задач развития внимания – формирование контрольной функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. В этом многие психологи видят основное содержание внимания: становление умственного действия контроля можно обеспечить при самостоятельной работе детей с программированным учебным материалом.

  1. 1) планировать действия контроля;
  2. 2) действовать в соответствии с намеченным планом;
  3. 3) постоянно производить операцию сличения с имеющимся образом.
  4. Такое построение работы дает возможность индивидуализировать деятельность каждого ребенка соответственно его оптимальному темпу и степени активности.

Истоки произвольного внимания находятся вне личности ребенка. Это означает, что само по себе развитие непроизвольного внимания не гарантирует возникновения произвольного. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.

Руководя вниманием ребенка, взрослый тем самым дает ему средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием. Универсальным средством организации внимания является речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. В дальнейшем ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обратить внимание для достижения результата.

По мере развития планирующих функций речи ребенок становится способным заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, формулировать словесные инструкции для выполнения действия. На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает.

  1. Это проявляется в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают вслух инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники.
  2. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения ребенка.

Хотя дошкольники и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста. Детям трудно сосредоточиваться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться вовлеченными в эту деятельность и соответственно быть внимательными.

  • Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия:
  • — отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;
  • — привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;
  • — возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;

— создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.), Легкая, негромкая звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его; — тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей.

На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых. Под влиянием игры внимание ребенка достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности.

Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в третьих – вовремя переключать внимание, в четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, а поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.

  1. Главным показателем невнимательности являются низкая продуктивность и большое количество ошибок в выполняемой работе.
  2. Причинами низкой сосредоточенности в старшем дошкольном возрасте являются: недостаточная интеллектуальная активность; несформированность навыков и умений учебной деятельности; несформировавшаяся воля.
  3. При организации коррекционно – развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:
  4. — структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более легкому восприятию) ;

— организация занятия (четкое начало и окончание; наличие необходимых условий для работы и т.д.) ;

  • — темп ведения занятия (при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, при медленном – работа на захватывает ребенка) ;
  • — последовательность и систематичность требований взрослого;
  • — смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;
  • — учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.
  • Под влиянием различных видов деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Распределение внимания у младших школьников развито недостаточно. Если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время школьных занятий. Ребенку трудно сидеть неподвижно и при письме, рисовании, лепке, ведь при этом надо быть внимательным к процессу написания слов, изображения рисунка, к содержанию работы, к тому, как расположены карандаш и бумага, а также к соей позе.
Полный ответ

Какой вид внимания доминирует у детей 3 5 лет?

Что такое внимание? — Внимание психический процесс, который заключается в отборе необходимой информации в конкретной ситуации и полное отвержение ненужной. Суть в том, что внешнее внимание нацелено на окружающие человека предметы, личности, явления, кроме того действия других людей и изменения.

  • Этой особенностью ребенок обладает с первых дней жизни.
  • Новорожденный реагирует на голос родных, поворачивает голову в сторону источника шума, концентрирует внимание на родных людях.
  • Внимание маленьких детей, возраст которых от 3 до 6 лет, сфокусировано на их переживаниях и чувствах внутреннем мире.
  • Максимальной концентрации внутренне внимание малыша достигается в тот момент, когда ребенок как будто застывает и сосредоточенно смотрит на какой-то предмет, но как бы не видя его.

В такие минуты ребенок не реагирует на упреки взрослых, не слышит обращенной к нему речи. Именно такие ситуации взрослые называют рассеянностью.
Полный ответ

Как развить внимательность у ребенка 5 лет?

Развитие внимания 5-6 лет — сайт Разумейкин Какое Внимание У Детей 4 5 Лет Развитие внимания у детей дошкольного возраста – важная часть подготовки их к школе. Внимание – это способность человека сосредоточивать сознание на чем-либо. Внимание бывает непроизвольное и произвольное. О непроизвольном внимании говорят, когда человек неожиданно для самого себя сосредоточивается на чем-либо.

Произвольное внимание предполагает волевое усилие. В школе ребенку часто необходимо сознательно удерживать внимание на задании важном, но мало занимательном. Внимание дошкольника в 5-6 лет носит в основном непроизвольный характер. Ребенок не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.

Это проявляется в отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном и частой смене деятельности. Взрослым нужно относиться к подобным фактам с пониманием и помнить, что это закономерный этап в развитии внимания у детей.

Основными характеристиками внимания являются следующие: — объем (количество воспринимаемых одновременно объектов); — концентрация (степень погружения человека в проблему); — устойчивость (как долго человек может следить за чем-либо); — распределение (возможность следить за несколькими признаками одновременно); — переключаемость (легкость/затрудненность перехода от одной работы к другой). Данные свойства внимания относительно независимы друг от друга: внимание, хорошее в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом.

Внимание – психическая функция, на недостаточность развития которой наиболее часто жалуются учителя начальной школы. Поэтому занятия по развитию внимания очень важны при подготовке ребенка к школе. Внимание, как и другие психические функции, формируется в рамках ведущей деятельности дошкольника – игре.

В старшем дошкольном детстве в развитии ребенка особое место занимают сюжетно-ролевая игра, а затем игры с правилами. Сначала роль, а потом правило регулируют поведение детей. Так формируется произвольность поведения и психических процессов, ребенок учится контролировать непосредственные импульсы без раздражения и негативизма, получая от игры удовольствие.

Родители должны понимать это и не относиться к игре, как к чему-то малозначительному. Какое Внимание У Детей 4 5 Лет Развивать внимание можно также при помощи специальных упражнений. Предлагаемые на сайте в данной теме задания направлены на тренировку различных характеристик внимания. Они обязательно помогут вашему ребенку стать более внимательным! Для усиления развивающего эффекта вы также можете предлагать ребенку несложные упражнения на тренировку внимания во время прогулок и дома.

Рассмотрим некоторые из них. Проще всего дошкольнику сосредоточиться на зрительно воспринимаемой информации. Осенью соберите с ребенком листья клена, предложите выбрать один и внимательно его рассмотреть. Затем перемешайте выбранный лист с остальными и предложите ребенку найти тот, который он разглядывал.

То же упражнение можно проводить с ракушками, камешками, фруктами, овощами и т.д. Любимым детьми и очень полезным для развития концентрации внимания и воображения является разглядывание облаков. Попросите ребенка посмотреть на какое-нибудь облако и предположить, на что оно похоже.

  1. Концентрировать внимание полезно на самых разных объектах.
  2. Сначала лучше брать знакомые и интересные объекты (игрушки, бытовые предметы), а затем переходить к незаметным и непривлекательным.
  3. Например, попросите ребенка сосредоточить внимание на ножке стола и рассказать, что он заметил.
  4. Постепенно вводите в игры концентрацию на звуковых сигналах.

Предложите ребенку за минуту услышать как можно больше звуков на улице или дома. Затем попросите его переключаться с одного звука на другой: например, то слушать шум машин, то звук капающей из крана воды. Наиболее сложно сконцентрироваться на ощущениях собственного тела – можно предложить ребенку лечь, расслабиться и почувствовать, как он дышит, глотает.

Задания для ребенка на тренировку помехоустойчивости, как правило, довольно трудны. Это объясняется тем, что задания со сбивающим фактором требуют достаточно высокого уровня развития произвольного внимания. Поэтому предлагать их надо после того, как ребенок достигнет определенного успеха в предыдущих заданиях.

Например, можно предложить малышу послушать незнакомый рассказ, через некоторое время дать ему для рассматривания картинку, не относящуюся к содержанию рассказа, и продолжить чтение. После прочтения попросите ребенка пересказать услышанное. Если ребенку трудно будет сразу справиться с какими-либо заданиями, не расстраивайтесь и не ругайте его.

Начните тренировку с более легких заданий. Постарайтесь увлечь ребенка, учитывать его реальное психофизическое состояние. Помните, что процесс развития требует времени, терпения и определенных усилий как со стороны детей, так и со стороны взрослых. Потренироваться в развитии внимания, выполняя, можно на нашем сайте.

Удачи вам, и пусть занятия приносят радость!

развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе; помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира; обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе; позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы; расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

Выберите возраст, затем нужный блок и тему занятий — и вперед, к новым знаниям и успехам! Читать подробнее: Развитие внимания 5-6 лет — сайт Разумейкин
Полный ответ

Читайте также:  Для Чего Нужно Посещать Мастер Классы?

Сколько длится кризис 5 лет?

Сколько длится кризис 5 лет — Какое Внимание У Детей 4 5 Лет Не существует четкого временного промежутка, который занимает кризис пяти лет. У каждого ребенка он протекает индивидуально. Как правило, переходный период длится от одного-двух месяцев до года. Начинается он не строго в пять лет. Это может случится немного раньше или позже.

  • Выраженность кризиса тоже у всех разная.
  • Одни дети становится чуть более капризными, чем раньше, а другие меняются до неузнаваемости.
  • В этот период авторитет родителей несколько падает.
  • Ребенок уже не хочет подчиняться их требованиям, стремится к самостоятельности, пытается отстаивать свое мнение.
  • Это естественный процесс взросления, который проявляется таким образом.

Бывают случаи, когда пятилетний возраст проходит без каких-либо изменений, но позже, ближе к шести годам, все равно начинаются проблемы. Поэтому не переживайте, если у вашего сына или дочери начался кризис. Этот период в любом случае необходимо пройти.
Полный ответ

В каком возрасте у ребенка появляется произвольное внимание?

Каждый день вы рассказываете, читаете и показываете, передавая ребенку большой объем новой информации. Усвоить знания крохе помогает внимание. Узнайте, как развивается этот «механизм», и какие типы внимания особенно пригодятся малышу в самом начале учебного пути.

Что является обязательным условием успеха развивающих занятий? Комплексный подход! Мало начать учить малыша читать, считать или рисовать. Вместе с этими познавательными активностями нужно развивать и психические механизмы, которые позволят крохе усвоить и сохранить новую информацию. В первую очередь, речь идет о развитии памяти и внимания.

Умение внимательно слушать, что говорит мама, и сосредоточенно выполнять задание не только поможет лучше усвоить новые знания. Этот навык особенно пригодится в школе: внимательный малыш не будет отвлекаться на уроках, не пропустит ни слова учителя, поймет и запомнит правила и аккуратно выполнит домашние задания! Для того чтобы начать развивать внимание ребенка, необходимо понять, как естественным образом работает этот механизм — в каком возрасте какой тип внимания формируется.

  1. Знание этапов развития внимания у детей пригодится и в планировании развивающих занятий.
  2. К примеру, собираясь рассказать крохе поучительную сказку, задумайтесь о том, как много значимых деталей истории стоит включить в свое повествование, ведь на разных этапах развития внимания малыш сможет воспринять и усвоить различный объем подробностей! И если слишком много подробностей утомят трехлетнего малыша, то недостаток деталей заставят четырехлетнего ребенка заскучать, ведь его внимание уже способно удержать больше информации.

Внимание — с первых дней жизни Задерживая взгляд на ярком предмете, поворачивая головку туда, откуда звучит голос мамы, разглядывая лицо папы, новорожденный заявляет о том, что внимание — то есть способность сосредоточить сознание на определенном объекте, дано ему от рождения.

Правда, с момента рождения и до младшего дошкольного возраста (4 года) внимание малыша в основном носит непроизвольный характер: едва интересный объект перестает волновать ребенка, он тут же отводит взгляд. Такое непроизвольное внимание развивается естественным образом — вместе с расширением сфер интересов малыша.

Иначе обстоит ситуация с целенаправленным (или — произвольным) вниманием, которым человек может управлять, ставя перед собой соответствующую задачу. Первые зачатки произвольного (управляемого) внимания у малыша можно наблюдать на втором году жизни, когда под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет.

Управляемое внимание • На третьем и четвертом году жизни закладывается фундамент произвольного внимания. В этом возрасте ребенок интуитивно и с помощью наставлений взрослого учится распределять внимание между двумя предметами или действиями. • К пяти годам малыш способен направлять внимание, следуя устной инструкции взрослого.

• В 5−6 лет произвольное внимание развивается до «самоинструкции». Ребенок уже умеет самостоятельно направлять свое внимание, которое к тому же становится более устойчивым в активных играх и при выполнении различных действий и заданий. Именно управляемое внимание лежит в основе успеха развивающих занятий.

  • Сначала по просьбе взрослого, а вскоре и самостоятельно малыш начинает внимательнее рассматривать картинку или слушать рассказ, а значит — замечать и выделять для себя больше интересных деталей.
  • Так, благодаря работе внимания и памяти расширяется кругозор ребенка, он овладевает новыми видами деятельности и учится применять полученные знания.

И если в целом внимание развивается естественно — в соответствии с потребностями и задачами, которые стоят перед малышом, то для воспитания избирательного внимания и умения сконцентрироваться пригодятся игры и упражнения. Эти типы внимания помогут не только в домашних развивающих играх, но и будут способствовать успехам в школе, ведь они помогают малышу не отвлекаться от основной темы занятия и удерживать внимание, несмотря на то, что происходит вокруг — в классе, где будет много других малышей. Другие статьи категории Психология Сайт использует cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам. Вам нужно принять это либо покинуть сайт.
Полный ответ

Какое внимание у детей дошкольного возраста?

Восприятие, внимание, память и речь дошкольника. Предметная деятельность и игра в дошкольном возрасте. Восприятие, внимание, память и речь дошкольника. Предметная деятельность и игра в дошкольном возрасте. Восприятие. Одновременно с развитием ощущений у детей в возрасте от 2 до 6 лет продолжается развитие восприятия.

В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. Ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов.

Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины линии степень ошибки ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени.

Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже». Определенные затруднения возникают у детей и при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок и рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов, называя их неправильно, поскольку пока еще улавливают только случайное или малосущественное сходство с тем, за что они их принимают.

Внимание. Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него.

Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов.

Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

Развитие произвольного внимания. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа).

Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам. Память. Существенные изменения у детей происходят в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить.

  1. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр.
  2. Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов.
  3. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают.
  4. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.

Кроме этого, у детей существенно удлиняется латентный период, при котором ребенок может узнать предмет, уже известный ему из прошлого опыта. Так, к концу третьего года ребенок может вспомнить то, что воспринималось им несколько месяцев назад, а концу четвертого – то, что было примерно год назад.Наиболее удивительной особенностью человеческой памяти является существование типа амнезии, которой страдают все: практически никто не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни, хотя именно это время наиболее богато опытом.

  • Восприятие, внимание, память и речь дошкольника.
  • Предметная деятельность и игра в дошкольном возрасте.
  • Восприятие.
  • Одновременно с развитием ощущений у детей в возрасте от 2 до 6 лет продолжается развитие восприятия.
  • В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

Ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины линии степень ошибки ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека.

Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже». Определенные затруднения возникают у детей и при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок и рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов, называя их неправильно, поскольку пока еще улавливают только случайное или малосущественное сходство с тем, за что они их принимают.

Внимание. Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него.

  • Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
  • На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.
  • Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов.

Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

Развитие произвольного внимания. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа).

Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам. Память. Существенные изменения у детей происходят в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить.

  • Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр.
  • Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов.
  • Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают.
  • При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.

Кроме этого, у детей существенно удлиняется латентный период, при котором ребенок может узнать предмет, уже известный ему из прошлого опыта. Так, к концу третьего года ребенок может вспомнить то, что воспринималось им несколько месяцев назад, а концу четвертого – то, что было примерно год назад.Наиболее удивительной особенностью человеческой памяти является существование типа амнезии, которой страдают все: практически никто не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни, хотя именно это время наиболее богато опытом.
Полный ответ

Как изменяется внимание в дошкольном возрасте?

§ 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте — В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка.

Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов.

Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — звонок.

  1. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания.
  2. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.
  3. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).

В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им.

  1. Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого.
  2. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию.
  3. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», — говорит малыш по дороге в зоопарк.
  4. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты.

Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.
Полный ответ

Как развить у ребенка внимание?

Разнообразьте занятия, придумывайте интересные игры и задания, подключайтесь к тренировкам. А если у вас нет времени на составление программы занятий, записывайтесь на ‘Семейный курс развития памяти’ и реализуйте скрытый потенциал вместе! Помните, что процесс развития памяти и внимания у ребенка достаточно трудоемкий.
Полный ответ

Что нужно ребенку для концентрации внимания?

Для развития концентрации внимания попробуйте заниматься с ребенком, какой-нибудь деятельностью, требующей сосредоточенности, в шумной обстановке, например, включив музыку. При этом можно постоянно усложнять задание, делая музыку все более громкой.
Полный ответ

Почему у ребенка нет концентрации внимания?

У ребенка проблемы с концентрацией внимания? Рассмотрим основные причины данного нарушения: — 1) Самая распространенная причина проблем с концентрацией внимания – нарушения в работе нервной системы ребенка. В этом случае помочь могут только квалифицированные специалисты – невролог и нейропсихолог.2) Неправильно спланированный распорядок дня или его отсутствие.

  1. Нужно приучить малыша вставать и ложиться спать в одно и то же время, уделять время прогулкам на свежем воздухе и активным играм, а также сформировать биоритм.
  2. Постепенно определенный режим превратится в хорошую привычку.3) Неправильно выстроенные взаимоотношения с ребенком.
  3. Со стороны родителей не должно быть излишней опеки, необходимо развивать самостоятельность и чувство ответственности.

Но совсем обделять вниманием свое чадо не рекомендуется — важно, чтобы ваш ребенок точно знал, что вы всегда поддержите его. Всегда выслушивайте мнение малыша и на простых, понятных для него примерах объясняйте тот или иной вопрос. Дети, окруженные любовью и взаимопониманием родителей, всегда более активны и сосредоточены на своих целях.
Полный ответ

Читайте также:  Как Вести Себя В Школе Правила Поведения?

Сколько дети могут удерживать внимание?

Внимание детей дошкольного возраста, его особенности. Внимание — один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности. Хорошая внимательность ребёнка – это залог его раннего развития, дальнейшей хорошей учёбы, успехов на работе, да и просто возможность не спотыкаться на дороге в повседневной жизни.

Невнимательность же грозит как маленькими неприятностями – перепутать соль с сахаром, так и более крупными, например, выполнение задачи, записанной не под заданным учителем номером. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательно процесса.

Внимание выполняет следующие функции : активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.

  1. Внешнее внимание обращено на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей.
  2. Такое внимание можно наблюдать у ребенка с самого рождения: поворот головы в сторону звука, фокусирование взгляда на лице мамы.
  3. У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир,
  4. Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки.

Этот момент мы и принимаем за рассеянность. Выделяют три основных вида внимания : непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка на его возникновение и сохранение. Яркое, шумное вызывает интерес, но он кратковременный и как только объект перестает быть интересным, данный вид внимания прекращается.

Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим более интересным для него занятием. Психологи считают, чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.

Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное, Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания. Внимание дошкольника обладает следующими свойствами: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить, не теряя внимательность. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как в четыре-пять лет), а три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Объем внимания сужается, если ребенок видит предметы впервые.

При этом яркий внешний вид или размер объектов в возрасте 6 лет, становятся менее важны, чем в 3-4 года. Устойчивость показывает, как долго ребенок может сосредотачиваться на объекте или выполняемой деятельности. Считается, что к 5-6 годам дети могут удерживать внимание до 2 часов, в зависимости от вида деятельности – игра или же монотонное, скучное занятие.

Избирательность внимания позволяет ребенку сосредоточиться на определенной части объекта, что помогает ему успешно решить задачу. Распределение означает возможность уделять равнозначное внимание нескольким объектам, выполнять несколько различных действий без ошибок. Переключаемость внимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно другой, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным.

Обычно в дошкольном возрасте распределение и переключаемость внимания недостаточно развиты, поэтому им следует уделить особое внимание в занятиях с ребёнком. При этом следует учитывать личностные особенности вашего ребенка и не требовать от него невозможного.

  1. В дошкольном возрасте внимание непроизвольное и вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми.
  2. Внимание ребенка дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.
  3. Ребенок фиксирует внимание на чем-либо или ком-либо только в течение того промежутка времени, в котором у него сохраняется непосредственный интерес к человеку, предмету или происходящему.Т.е,

ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает, Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. К пяти годам дети осознано могут концентрировать внимание с помощью взрослого человека.

Самостоятельно ребенок начинает концентрировать и удерживать внимание на интересующем его предмете к шести годам. В дошкольном возрасте уже отмечается различная степень устойчивости внимания у разных детей, Возможно, это связано с типом нервной деятельности, физическим состоянием и условиями жизни. Было замечено, что нервные и больные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость, После трёх лет внимание становится более устойчивым, а к шести годам – достигает хорошего уровня, что очень важно в подготовке ребёнка к школе.

Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же 30-40 мин., то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказа и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза. Младшие дошкольники рассматривают интересующие их картинки, могут заниматься определенным видом деятельности 6–8 секунд, а старшие дошкольники – 12–20 секунд.

Ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, результат воспитания и обучения, Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованностью. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания.

  1. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.
  2. На начальной стадии перехода внимания от непроизвольного к произвольному большое значение имеют средства, управляющие вниманием ребенка (например, набор цветных карточек, которые являются внешними вспомогательными средствами для успешного сосредоточения внимания на условиях игры), и рассуждения вслух,

Помимо средств, организующих внимание в связи с конкретной частной задачей, существует универсальное средство организации внимания — речь, Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний, Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом или иные обстоятельства (Когда складываешь башенку, выбираешь самое большое колечко.

Так, правильно. А где теперь самое большее? Помни !!! и т.д.). Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Становление произвольного внимания сопровождается появлением эгоцентрической речи Эгоцентрическая речь — (от лат.

еgо — я, сеntrum — центр круга) — речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает, Это проявляется в частности, в том, что выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники.

Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Самыми эффективными занятиями для развития внимания у дошколят является игры, Занятия в игровой форме способствуют интенсивному развитию и устойчивости внимания, Процесс формирования произвольного внимания помогает привлечь малыша к новым видам деятельности,

Важно, чтобы ребенок расширял возможности своего внимания, не испытывая при этом большого нервного напряжения, тогда любопытство, жажда познания и живость мышления очень помогут ребенку в дальнейшей школьной жизни. Читать подробнее: Внимание детей дошкольного возраста, его особенности.
Полный ответ

Что интересует детей 4 5 лет?

В каждом возрастном периоде поведению, а также умственному развитию и интересам ребенка присущи особые психологические характеристики. В процессе развития знания и умственные способности ребенка постепенно углубляются, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности ребенка.

  1. Основной и ведущей деятельностью пятилетнего ребенка является освоение различных норм и линий поведения взрослых.
  2. Это период подражания, своеобразная игра в пап и мам.
  3. Многие родители пристально наблюдают за поведением ребенка.
  4. Череда радости первым успехам сменяется рядом горьких неудач в процессе воспитания подрастающего поколения.

К сожалению, родители не всегда способны адекватно оценить сложившуюся ситуацию в поведении ребенка. Не каждый может вспомнить себя в подобном возрасте и требуют от ребенка действий логичных с точки зрения взрослых людей. Следует понимать, что психология ребенка 4-5 лет и уровень его развития лишь в самом начале жизненного пути.

Ребенку предстоит многому научиться. Он пока лишь копирует поведение родителей и окружающих его взрослых людей, не до конца осознавая процесс подражания. В четыре года ребенок уже уверенно держит в руках карандаш, рисует разные знакомые ему предметы окружающие его. Любит рисовать маму, папу и животных.

Ребенку полезно раскрашивать познавательные картинки: овощи, фрукты, животных, транспорт, профессии людей и т.д. Необходимо развивать координацию движения, готовить руку ребенка к письму. В этом возрастном периоде ребенок все еще ориентируется на подражание взрослым, он копирует их действия, манеру поведения, повторяет слова и выражения и даже интонацию в речи.

Поэтому необходимо тщательно следить не только за тем, как вы общаетесь с ребенком, но и с окружающими. В период от четырех до пяти лет у ребенка формируются нравственные эмоции — чувство дружбы и долга, чуткость, доброта. Прежние эмоции становятся более глубокими — радостное чувство от общения с окружающими перерастает в чувство симпатии, привязанности — складывается система эмоциональных отношений.

В этот возрастной период развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Ребенок может делать с амостоятельные суждения, высказывать свое мнение. В этом возрасте дети любят «игры-угадайки». Так же в этом возрасте ребенок любит слушать, как вы читаете ему книги.

  • С ребенком нужно играть в игры, которые помогут ему сформировать собственное мнение, попробовать себя в какой-то роли.
  • Для этой цели лучше всего подходят наборы врача, парикмахера, игрушечный телефон, кукольный домик с мелкой мебелью, машинки и т.д.
  • В этом возрасте ребенок настолько легко схватывает все на лету и впитывает в себя, что его легко многому научить.

Всегда поощряйте его любознательность, интерес к чему-либо, в процессе игры объясняйте все, что его интересует, рассказывайте что-то новое. Честно и доступно отвечайте на все его вопросы. Вместе рассматривайте одинаковые картинки, на одной из которых изменены малозаметные детали.

  • Такую игру можно назвать «Что лишнее? », «Найди отличие? », «Чего не стало?».
  • Не предъявляйте к ребенку повышенных требований, дети не способны заниматься больше 10 минут не отвлекаясь.
  • Возраст четырех-пяти лет благоприятный период для развития имеющихся способностей — музыкальных, художественных, умственных, двигательных.

Если ребенок проявляет особое внимание к чему-либо, следует поощрить и удовлетворить его интерес, помочь ему в выбранном им занятии. Неспособных детей не бывает, есть только те, чей потенциал был не замечен и не раскрыт. Важно не упустить момент и сделать это вовремя.

В этом возрасте у ребенка присутствуют определенные страхи, он боится потерять любовь и внимание взрослых. Это проявляется в том, что у ребенка могут возникать различные фобии — он отказывается засыпать один, боится темноты и замкнутого пространства. Ваше пристальное внимание и забота помогут ему преодолеть страхи и неуверенность в себе.

Больше общайтесь с ребенком, вызывайте у него разнообразные положительные эмоции. Общайтесь с ним на равных, ребенок это очень ценит. Как можно чаще принимайте участие в занятиях дома, на улице, во время игр, спортивных занятий. Хорошее воздействие на психологическое развитие ребенка оказывают ежедневные спокойные прогулки перед сном.

Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить. По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку. Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива • Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество. Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д. Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов. Каждый ребенок уникален, некоторые из них требуют огромного терпения от родителей. В свою очередь родители должны вникнуть в проблемы детей, потратить на них больше времени. Главная задача грамотно помочь ребенку в преодолении всех его страхов и проблем в поведении.

Полный ответ

Чем интересуется ребенок в 5 лет?

Физическое или моторное развитие — Какое Внимание У Детей 4 5 Лет Первые несколько лет жизни ребенка имеют важнейшее значение для его физического развития. Это время, когда его конституция тела развивается активнее всего. Обратите внимание на следующие этапы физического развития своего 5-летнего ребенка:

Пятилетние дети более скоординированы и любят демонстрировать новые физические навыки, чаще всего сопровождая это словами типа: «Посмотри на меня!» Способность ребёнка бегать, прыгать или перепрыгивать становится лучше, потому что к этому возрасту у него улучшается равновесие. Мелкая моторика ребенка развита лучше, он умеет расстегивать рубашку и завязывать шнурки. Ребёнок может научиться ездить на велосипеде, прыгать через скакалку, балансировать на одной ноге в течение короткого периода времени, ходить по лестнице, не держа руки, прыгать и ловить большой мяч. Многие шестилетние дети также будут интересоваться командными видами спорта, такими как футбол, хоккей и др.

Полный ответ

В каком возрасте дети становятся спокойнее?

Возраст 4 – 5 лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и стал спокойнее, послушнее. Более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
Полный ответ

Как правильно вести себя с ребенком 5 лет?

Как вести себя с ребенком во время кризиса 5 лет? Соблюдайте спокойствие всегда, проявляйте терпение даже (особенно) во время истерик, приступов агрессии, грубости. Не ругайте ребенка, дождитесь, пока он успокоится.
Полный ответ