Мой ребенок не хочет ходить в школу. Что делать? © Shutterstock Отвечает психолог Почему многие дети идут в школу, как на каторгу? И что делать родителям, если ребенок никак не хочет просыпаться к первому уроку, а утренние сборы превращаются в скандал? Рассказывает психолог Екатерина Сафонова. Екатерина Сафонова Психолог портала «Я — родитель» Действительно, родители часто сталкиваются с ситуацией, когда ребенок наотрез отказывается идти в школу, капризничает, бунтует, не хочет просыпаться по утрам и прогуливает уроки. Такая проблема может носить комплексный характер, и выявить одну единственную причину такого поведения очень сложно, а иногда и просто невозможно.
- Тем не менее существуют некоторые факторы, влияющие на нежелание ребенка ходить в школу.
- Сейчас расскажу, какие.
- В первую очередь стоит обратить внимание на возраст ребенка.
- Если в школу не хочет идти первоклашка (шесть-семь лет), скорее всего проблема заключается в крайне болезненной адаптации к школе.
В семь лет наступает очередной возрастной кризис, связанный в том числе и с поступлением ребенка в школу. Если же ребенка отдали в школу раньше, чем его психика была к этому готова, адаптация будет протекать очень тяжело, чем и будет вызвано нежелание ребенка сидеть на уроках.
- Это может произойти в случае, если учебная деятельность еще не стала ведущей — ею по-прежнему является сюжетно-ролевая игра, как в три-шесть лет.
- Возрастной кризис и переход от одной ведущей деятельности к другой не случается ровно по часам, как только малышу исполнилось семь лет.
- Поэтому прежде, чем решить отдавать ли ребенка в первый класс, лучше посетить психолога и выяснить, готова ли психика ребенка к новой деятельности.
Лучшая проверка малыша на готовность к школе — его громкий ответ «Да!» на вопрос «ты хочешь в школу?». Если ребенок учится в первом классе и отказывается ходить в школу, необходимо посещать психолога и следовать его рекомендациям для смягчения процесса адаптации.
- Возможно, стоит пересмотреть нагрузку, отменить дополнительные занятия и, обсудив вопрос с администрацией школы, освободить ребенка от некоторых предметов.
- Пусть лучше малыш отдохнет, поиграет, так адаптация к школе будет проходить менее болезненно.
- Отдых и игра — обязательные процессы для первоклассника, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать.
Если в школу не хочет идти ребенок младшего школьного возраста (семь-десять лет), то это вызывает наибольшую тревогу. Ведущей деятельностью в этом возрасте является учебная деятельность — это значит, что ребенок развивается именно через школьное обучение.
- Если этого не происходит, значит внутри ребенка происходит что-то, что мешает ему самореализовываться.
- Это могут быть конфликты с одноклассниками, педагогами, даже возможен буллинг — школьная травля.
- Обычно в младшей школе буллинг носит физический характер, если речь идет о затяжном конфликте с одноклассниками.
Также возможен и буллинг со стороны учителя — например, если педагог позволяет себе психологическое насилие в адрес учеников (обзывает, унижает, сильно давит). Еще одной причиной нежелания посещать школу у ребенка семи-десяти лет может быть слишком высокая нагрузка как в школе, так и на дополнительных занятиях.
- В этом случае стоит пересмотреть весь распорядок ребенка и расставить приоритеты.
- Обратите внимание и на режим сна и бодрствования — конечно, если малыш вынужден делать домашнее задание до часу ночи, он просто не высыпается, что и вызывает у него вполне логичное желание остаться дома в теплой постельке.
Подростки (11–16 лет) чаще всех остальных детей отказываются идти в школу. Но обычно они не ставят родителей в известность о своем нежелании и просто прогуливают. С кризисом подросткового возраста учебная деятельность перестает быть ведущей и отходит на задний план, на смену ей приходит интимно-личностное общение со сверстниками.
Подросток развивается через постоянную коммуникацию со сверстниками — тинейджеры постоянно ссорятся, мирятся, общаются, влюбляются, они пробуют на себе разные роли, экспериментируют с отношениями. Учеба совершено не вписывается в их поле интересов — о каких косинусах речь, когда вокруг столько ровесников? Это нормально, но замотивировать подростка ходить в школу все же возможно.
Во-первых, школа — это отличное поле для коммуникации с одноклассниками, там можно выбирать себе компанию по вкусу, общаться с ребятами из разных классов. Ничего страшного в том, что мотивация к посещению школы не будет именно учебной, нет, важно просто не отвернуть подростка от школы.
Во-вторых, тинейджерами часто движет любопытство. Попробуйте трансформировать хобби ребенка в научный интерес. Например, информатика отлично демонстрирует создание компьютерных игр, биология — изменения в теле самого подростка, которые его сильно волнуют, литература — предмет, в котором много внимания уделяется именно проблеме отношений, столь важной для тинейджеров.
Если же в школе присутствует буллинг (школьная травля), у подростка не складываются отношения со сверстниками или педагогами, то и желание посещать школу пропадает. Буллинг является серьезной проблемой современной школы, и, если причиной отказа посещать занятия является именно травля, то необходимо,
Тем не менее еще одной общей и очень важной причиной нежелания посещать школу для детей всех возрастов является семейная ситуация. Если ребенок недополучает внимания родителей, то ему больше захочется провести день с мамой и папой, чем сидеть за партой и решать уравнения. Поэтому обязательно разговаривайте с ребенком, спрашивайте, чем вызвано его «мама, я не хочу в школу!».
Если ребенок честно вам ответит, что хочет просто побыть с вами, возможно, стоит разрешить ему пропустить один учебный день. Для его развития гораздо важнее будет удовлетворить потребность в общении с родителями — погуляйте, поиграйте, просто поговорите по душам.
- Проводите с детьми больше времени, искренне интересуйтесь их жизнью, и тогда вам удастся избежать этой проблемы.
- Материал подготовлен для нашего издания порталом «» в рамках нашей совместной ежемесячной рубрики.
- Сайт «Я-родитель» уже более семи лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов — и с точки зрения родителей, и с точки зрения ребенка.
Читать подробнее: Мой ребенок не хочет ходить в школу. Что делать?
Полный ответ
Что будет если подросток не будет ходить в школу?
Ответственность детей и родителей за непосещение ребенком школы Ответственность детей и родителей за непосещение ребенком школы Скажите, пожалуйста, какие юридические последствия может иметь для меня и моего сына, 16 лет, следующая ситуация: он отчислен из 11 класса за систематическое непосещение школы (я написала заявление, под давлением директора указала, что причина является переезд в другой город, хотя причина просто в том, что он не желает больше учиться).
- Добрый день.
- В соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 43):
- За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания.
Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Согласно п.5 статьи 18 Закона Города Москвы «Об общем образовании в городе Москве»: Государственное образовательное учреждение незамедлительно информирует об исключении обучающегося из государственного образовательного учреждения его родителей (законных представителей), окружную комиссию по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования, уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы и районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В случае исключения несовершеннолетнего из государственного образовательного учреждения районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с окружной комиссией по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования, уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы и родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимает меры по его трудоустройству и (или) продолжению им обучения в другом государственном образовательном учреждении.
- СК РФ: Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей
- КоАП: Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
- УК РФ: Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
- Михаил Красильников, юрист, специалист по семейному праву, адвокат Адвокатской палаты города Москвы
Читать подробнее: Ответственность детей и родителей за непосещение ребенком школы
Полный ответ
Что будет с родителям если ребенок не ходит в школу?
От 20% до 30% — комиссия к родителям применяет меры воздействия, как правило, выносит предупреждение. Свыше 30% пропусков уроков влечет привлечение к административной ответственности, так как родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Полный ответ
Можно ли перестать ходить в школу?
Получение основного образования является обязательным до 18 лет. Это значит, что уйти из школы по собственному желанию можно по достижении этого возраста. До наступления 18 лет можно перевестись в другую школу или выбрать иную форму получения образования, например, перевестись в вечернюю школу.
Однако до 18 лет такие решения могут приниматься только при наличии согласия родителей и по их заявлению. Учащийся старших классов может рассмотреть вопрос о переходе на такие формы обучения как самообразование или обучение по индивидуальному плану. Об условиях перехода на эти формы обучения можно узнать в администрации школы.
Решение о прекращении учебы в школе принимается в исключительных случаях по согласию родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.
(п.6 ст.66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ) Могут ли родителей привлечь к ответственности, если ребенок уходит из 9 класса и не продолжает обучение? Получение общего образования является обязательным. В случае, если родители уклоняются от выполнения обязанностей по дальнейшему получению ребенком общего образования, к ним могут быть применены меры административного воздействия (штраф).
Полный ответ
Можно ли не ходить в школу без причины?
Последствия для ребенка и родителя если ребенок неделю пропускает школу без уважительной причины. Закон «Об образовании в Российской Федерации» ничего не говорит о том, сколько дней позволено пропускать школу. Дошкольные учреждения руководствуются СанПиНом, где говорится, что после 5-дневного отсутствия в садике необходимо предоставить справку от врача.
Санитарные нормы для общеобразовательных учреждений не предусматривают подобного условия. В школах самостоятельно определяются допустимые сроки отсутствия на занятиях. Существуют правила внутреннего распорядка, обязательные к соблюдению со стороны родителей. Именно в них и прописаны возможности и последствия прогула школы.
Стоит помнить, что более 50% пропусков ребенок не сможет получить аттестацию по предмету. В подобных случаях школа вынуждена общаться с родителями. Если пропуски безосновательны, то ребенок ставится на внутришкольный учет, школа занимается с родителями, стремится наладить положение. Внимание! Ответ от пользователя, не зарегистрированного в качестве юриста. Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.
- Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.
- Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации; Если пропуски не систематические можете любую причину придумать семейный обстоятельства и тп.
Если постоянно пропускает без оснований то вы определитесь уже где ребенок будет получать образование. Если в школе то пусть ходит. Если дома, то предоставьте в школу заявление об этом желании ребенка и родителей. В ином случае комиссия может заинтересоваться почему ребенок не реализует свое право на обучение, какие причины. Статья 63 Семейного кодекса. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: 1) административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»); 1.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.2.
Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, — 3.
Повторное совершение административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток. (часть 3 введена Федеральным законом от 04.05.2011 N 98-ФЗ) 2) семейно – правовой (статьи 69 («Лишение родительских прав»),73 («Ограничение родительских прав») Семейного кодекса Российской Федерации); СТ 69 СК РФ Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
СТ 73 СК РФ 1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав).2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).
- Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.
- Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав.
В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока.3. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 настоящего Кодекса), дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями и другими организациями, а также прокурором.3) уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»)) Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, — наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Полный ответ
Сколько можно не ходить в школу?
Чем регламентируется пропуск детсада или школы без справки — Справка о здоровье нужна детскому саду и школе как подтверждение того, что ребенок здоров и не заразит сверстников. Обычно ее выдает педиатр в районной поликлинике или частном медицинском центре, где наблюдается ребенок.
Получить справку можно как после выздоровления, так и после длительного отсутствия. Во многих регионах России ее требуют с ребенка, который посещает детский сад, после летних каникул. В Москве в этом случае справка не нужна. Школы и детские сады руководствуются санитарными правилами от 28 сентября 2020 года.
В них написано, что ребенок должен принести справку после перенесенного заболевания независимо от того, как долго он болел. В справке указывают диагноз, длительность заболевания и подтверждают отсутствие контактов с людьми с инфекционными заболеваниями.
- Но в документе никак не обозначено, как долго здоровому ребенку можно пропускать садик, не обращаясь к врачу за справкой.
- Это путает родителей: по старому и сейчас недействующему санпину в саду требовали справку, если ребенок отсутствовал по болезни, а также больше пяти рабочих дней по любой другой причине.
Родители, знакомые с текстом новых санитарных правил, начинают возмущаться, если у них требуют справку, когда ребенок не болел, и их можно понять. Теперь сроки отсутствия прописаны только в письме Минздрава: со справкой принимают детей после болезни или отсутствия свыше пяти рабочих дней.
- Эта рекомендация дублирует текст недействующего санпина: ребенок может пропустить полную рабочую неделю по любой причине, кроме болезни, и прийти в сад или школу без справки.
- Но письмо Минздрава не нормативный акт — требовать справку только на его основании детские сады и школы не вправе.
- При этом они могут, опираясь на это письмо, установить необходимость справки после отсутствия по семейным обстоятельствам в своих внутренних документах.
В этом случае требование будет правомерным. Еще сроки пропуска образовательных учреждений без справки могут быть прописаны в нормативном документе местной администрации. Тогда детские сады и школы могут ссылаться на него. Родители вправе ознакомиться с документами, на основании которых у них требуют справку.
Полный ответ
Сколько можно не водить ребенка в школу?
1, 3, 5 — что законно? Через сколько дней пропуска школы или детского сада надо идти за справкой? Фото: Properm.ru Санитарные нормы, по которым после пяти дней пропуска школы или детского сада требовалась справка от врача отменили в январе 2021 года. Сейчас в некоторых дошкольных учреждениях и школах требуют справку после трех дней отсутствия ребенка, в некоторых после одного дня пропуска.
Какие требования законны? Новые санитарные правила (СанПиН СП 2.4.3648–20), которые вступили в силу 1 января 2021 года, отменили «правило пяти дней». Раньше, если ребенок пропускал школу или детский сад пять дней и более, то вернуться в учреждение мог только со справкой от врача. Это правило касалось только тех случаев, когда пропуски не были связаны с болезнью.
Здесь всё осталось по-прежнему: если пропуск связан с болезнью, то вернуться необходимо только со справкой от педиатра, вне зависимости от количества дней пропуска (пункт 2.9.4 СанПиН СП 2.4.3648–20): « после перенесенного заболевания вне зависимости от продолжительности болезни дети допускаются к посещению занятий в школе при наличии медицинского заключения ».
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» отсутствует информация о том, через сколько дней пропуска требуется справка о врача. В некоторых регионах страны управления Роспотребнадзора разъяснили, что количество дней пропуска без справки школы и детские сады могут устанавливать самостоятельно, но это требование должно быть зафиксировано в документах учреждения.
Как сообщили Properm.ru в департаменте образования администрации Перми, ребенка можно оставить дома в профилактических целях без получения справки в течение 3–5 дней. Если ребенок будет отсутствовать в учебном заведении более пяти дней, то справку делать придется все равно.
Полный ответ
Можно ли уйти из школы в 15 лет?
Получение основного образования является обязательным до 18 лет. Это значит, что уйти из школы по собственному желанию можно по достижении этого возраста. До наступления 18 лет можно перевестись в другую школу или выбрать иную форму получения образования, например, перевестись в вечернюю школу.
Полный ответ
Как называется боязнь ходить в школу?
Аллодоксафобия (от др. -греч.
Полный ответ
Чего боится каждый подросток?
Детские страхи от 11 до 16 лет — Психологос Подростковый возраст — ответственный период в становлении мировоззрения, системы отношений, интересов, увлечений и социальной направленности. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений.
Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой — быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Разрешить это противоречие не очень легко, и здесь есть несколько путей: от эгоцентризма и ухода в себя ценой потери контактов со сверстниками и дружбы с ними до слепого конформизма — некритического восприятия любых групповых предписаний, отказа от личной свободы и самостоятельности в мнениях и суждениях.
Потребность быть собой — это и стремление к совершенствованию своего «я», что неотделимо от беспокойства, тревоги, страха быть не собой, то есть стать кем-то другим, в лучшем случае — обезличенным, в худшем — потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком.
Чаще всего страх быть не собой означает страх изменения. Поэтому эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки боятся не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в нетерпимости к физическим недостаткам других людей или в навязчивых мыслях о собственной «уродливой» фигуре, «некрасивых» чертах лица и т.п.
Страх изменения имеет и физиологическое обоснование, поскольку в период полового созревания происходят волнующие сдвиги в деятельности организма (появление менструаций у девочек или поллюций у мальчиков, увеличение или уменьшение массы тела, чрезмерно быстрый рост и болезненные преходящие ощущения в различных частях тела и т.д.).
Как уже отмечалось, в младшем школьном возрасте страх смерти родителей начинает преобладать над страхом смерти себя, достигая максимального развития, как и страхи войны, в подростковом возрасте. У подростков выражены также страхи нападения и пожара, у мальчиков, к тому же, страхи заболеть, у девочек — стихии и замкнутого пространства.
Все перечисленные страхи носят главным образом характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти, напоминают о нем подчеркнутым и определенным образом сфокусированным инстинктом самосохранения. У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, что отражает их большую склонность к страхам вообще.
Тем не менее, среднее число всех страхов у них и мальчиков заметно уменьшается в подростковом (и младшем школьном) возрасте по сравнению с дошкольным. Все страхи можно условно разделить на природные и социальные, Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и помимо основополагающих страхов смерти себя и родителей включают страхи: чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т.д.
Социальные страхи — это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т.д. Специальный опрос подростков 10-16 лет показал явное преобладание природных страхов в 10-12 лет и социальных — в последующие годы, с максимальным нарастанием в 15 лет.
- Мы видим своеобразный перекрест рассматриваемых страхов в подростковом возрасте — уменьшение инстинктивных и увеличение межличностно обусловленных страхов.
- По сравнению с мальчиками у девочек большее число не только природных страхов, но и социальных.
- Это не только подтверждает большую боязливость девочек, но и указывает на более выраженную у них тревожность.
Для уточнения этих данных использована специально разработанная шкала тревожности из 17 утверждений типа: «Часто ли тебя охватывает чувство беспокойства в связи с какими-либо предстоящими событиями?», «Беспокоит ли тебя, что ты в чем-то отличаешься от сверстников?», «Волнует ли тебя будущее своей неизвестностью и неопределенностью?», «Трудно ли тебе переносить ожидание контрольных и ответов?», «Часто ли у тебя от волнения перехватывает дыхание, появляется комок в горле, дрожь в теле или красные пятна на лице?», «Имеешь ли ты обыкновение собираться раньше большинства твоих сверстников?» и т.д.
Выяснилось, что тревожность, как и социальные страхи, достигает своего максимума у мальчиков и девочек в 15 лет, то есть к концу подросткового возраста, причем у девочек тревожность достоверно выше, чем у мальчиков. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающейся чувствительности в сфере межличностных отношений.
В 12 лет у мальчиков меньше всего выражены страхи как природные, так и социальные, и вместе с ними эмоциональная чувствительность. Девочки в этом возрасте меньше всего боятся смерти. Снижение эмоциональной чувствительности и обусловленное этим уменьшение отзывчивости и общего количества страхов, прежде всего у мальчиков, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему усилением возбудимости, негативности и агрессивности.
- Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот: чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического и психического ущерба.
- Недаром мы видим, как одни, расторможенные в поведении, самоуверенные и агрессивные подростки бахвалятся своим бесстрашием и бесцеремонностью, отсутствием нравственно-этических установок, а другие страдают от неспособности защитить себя, будучи неуверенными в себе, вечно виноватыми и мечтающими о мире и согласии между всеми, без исключения, людьми.
Большинство же подростков находятся как бы посередине: не такие самоуверенные, они могут постоять за себя при необходимости и более гибки и контактны в отношениях со сверстниками. И страхи у них есть, но их относительно немного и они, скорее, средство защиты, предупреждения опасности там, где она реально может представлять угрозу для жизни, здоровья и социального благополучия.
Так что в подростковом диапазоне страхов будут их полное отсутствие при расторможенности, избыток при неуверенности в себе и неврозах и наличие естественных для возраста страхов как сигналов опасности. По данным статистического (корреляционного) анализа, отсутствие эмоционально теплых, непосредственных отношений с родителями у младших подростков или конфликтные отношения с ними у старших подростков существенным образом влияют на увеличение страхов, прежде всего, в области межличностных (социальных) отношений.
Причем девочки реагируют на отсутствие взаимопонимания между родителями гораздо большим увеличением страхов, чем мальчики, то есть отчуждение родителей травмирует их больше и нередко способствует появлению депрессивных оттенков настроения. Таким образом, межличностная напряженность и низкое взаимопонимание в семье увеличивает число страхов у подростков, подобно тому как это происходит в старшем дошкольном возрасте.
Очевидно, что эти возрастные периоды по-своему чувствительны к страхам, что и нужно учитывать часто ссорящимся или не разговаривающим друг с другом взрослым. Как никогда раньше, большое число страхов у подростков понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, претворение планов в жизнь и полноценное общение.
Это подтверждают и данные опроса в классе. При значительном числе страхов имеют место неблагоприятное положение подростка в коллективе, малое число положительных выборов со стороны сверстников, особенно того же пола, то есть низкий социально-психологический статус.
Как мы видим, страхи у подростков — не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрываются. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неспособности защитить себя. Постепенное перерастание страхов в тревожные опасения говорит также о неуверенности в себе и отсутствии понимания со стороны взрослых, когда нет чувства безопасности и уверенности в ближайшем, социальном окружении.
Следовательно, подростковая проблема «быть собой среди других» выражается как неуверенностью в себе, так и неуверенностью в других. Вырастающая из страхов неуверенность в себе является основой настороженности, а неуверенность в других служит основой подозрительности.
Настороженность и подозрительность превращаются в недоверчивость, что оборачивается в дальнейшем предвзятостью в отношениях с людьми, конфликтами или обособлением своего «я» и уходом от реальной действительности. В отличие от обычного, навязчивый страх воспринимается как нечто чуждое, происходящее непроизвольно, помимо воли, как своего рода наваждение.
Попытки справиться с ним путем борьбы способствуют только его укреплению, подобно тому, как свая все глубже и глубже уходит в землю при резких ударах. Физиологически навязчивость — это всегда определенный, генерирующий беспокойство динамический участок мозга, который, как доминанта, отгорожен от остальных отделов мозга защитным, запредельным торможением.
- Образно говоря, мы имеем высокую башню, постоянно излучающую яркий, слепящий свет даже днем, когда в этом нет никакой необходимости.
- Сама же башня окружена надежной системой защитных сооружений в виде стены, рва с водой, сторожевыми вышками и т.д.
- Взять наскоком эту крепость не удается, подобно тому, как иногда не получается сбросить, стряхнуть с себя страхи.
Навязчивые страхи — это то, что неприемлемо для человека, то, что он не хочет допустить в свое сознание, но от чего сразу не может освободиться сам, поскольку это означало бы полную, окончательную, бесповоротную победу рациональных сторон психики над ее эмоциональными, чувственными, инстинктивными сторонами.
Страх бы и прошел со временем, но он закрепился именно вследствие борьбы с ним, непримиримого отношения, неспособности пойти на компромиссы, признать свою неудачу и защитить себя в дальнейшем. Из изложенного выше следует, что навязчивым страх становится не сразу, а спустя какое-то, иногда довольно длительное, время.
Исходный же страх может появиться быстро, внезапно от сильного, неожиданного испуга, переживания, потрясения, то есть в результате эмоционального стресса или шока, который фиксируется, запечатлевается и действует подобно занозе, причиняя беспокойство всякий раз, когда вспоминаются аналогичные обстоятельства или когда с ними соприкасаются.
Скажем, испытанный однажды страх при ответе у доски, растерянность, замешательство могут непроизвольно запечатлеваться в эмоциональной долговременной памяти (а она всегда выражена у тех, кто предрасположен к страхам) и напоминать о себе всякий раз при повторных вызовах к доске. Разовьется тогда и волнение в ожидании очередной неудачи, даже просто от представления о ее возможности.
Итогом будут скованность, напряжение, сбивчивая, невнятная речь, потеря хода мысли и получение не той оценки. Подобным образом идет непроизвольное саморазвитие страха, воспринимаемого как чуждое, не подчиняющееся воле образование. Все большее переживание своей неполноценности, снижение активности, отказы от какого-либо риска, неестественная возбудимость в ожидании и торможение при ответах и есть типичная картина невроза навязчивых состояний, в виде страхов, или невроза ожидания, как говорили раньше.
- Характерно и развитие в подобных случаях невротического заикания с неизбежными письменными ответами, прекращением вызовов к доске и ответов с места вообще.
- Нужно ли говорить, что это только способствует фиксации заикания, развитию пораженческих настроений и инвалидизации психики подростка.
- По такому же типу развивается навязчивый страх замкнутого пространства, когда обморочные состояния от духоты или утомления, пережитые при давке в метро, автобусе, служат причиной отказа от этих видов транспорта в дальнейшем, поскольку существуют страхи повторения испытанного ужаса.
В обоих случаях речь идет о фобиях — навязчивых страхах, когда существует непроизвольная болезненная фиксация на каких-либо пережитых, травмирующих событиях жизни. Лежащая в основе подобных страхов навязчивость указывает на определенную негибкость мышления, застойность психических процессов, обусловленных как гипертрофированным развитием чувства долга, принципиальности, так и чрезмерным утомлением, перенапряжением интеллектуальных процессов.
Еще не окрепшая психика подростка не выносит насилия над собой, длительной и изматывающей гонки за престижем. Недаром навязчивые страхи и мысли типичны для детей и подростков, стремящихся не столько соответствовать общепринятым нормам, успевать во всем, сколько быть всегда первыми, получать только отличные оценки.
Причем здесь не делается никаких исключений, не учитываются требования момента, реальное соотношение сил, то есть опять же проявляются негибкость и максимализм. Все эти подростки с обостренным чувством «я», обидчивые и честолюбивые, односторонне ориентированные на успех, не признающие никаких отклонений от заданной цели и тем более поражений.
- С одной стороны, они хотят во всем соответствовать принятым обязательствам, оправдать ожидания, то есть быть вместе со всеми.
- С другой стороны, они не хотят потерять свою индивидуальность, раствориться в массе, быть слепым исполнителем чьей-то воли.
- В этом мы снова видим трудноразрешимую при неврозах проблему «быть собой среди других», поскольку довлеющий страх «быть не собой», то есть измененным, лишенным самоконтроля и неспособным в целом, означает и страх не соответствовать другим, не быть принятым сверстниками и (более широко, в плане школьной адаптации) социально признанным.
Остановимся подробнее на связанных с навязчивыми страхами опасениях и сомнениях, поскольку они присущи именно подростковому возрасту. Во многом они имеют предпосылки в младшем школьном возрасте, в уже рассмотренных страхах того, что может случиться, страхах опоздать, не успеть, быть не тем, не соответствовать требованиям.
Все эти страхи пропитываются у подростков навязчивыми мыслями, различного рода идеями фикс, что порождает навязчивые опасения какой-либо неудачи, поражения, стыда и позора. Часто навязчивые опасения касаются здоровья, особенно если в семье кто-нибудь часто болеет и идет много разговоров на эту тему. Если подросток достаточно мнителен и подвержен беспокойству (а это достается ему «в наследство» от тревожно-мнительных родителей), то у него проявляются навязчивые опасения, что его никто не любит, не понимает, что он никому не нужен, что у него нет будущего, перспектив, возможностей, что все уже позади, закончено, остановилось и жить не имеет смысла.
Подобный нигилизм существования отражает тревожно-мнительный стиль мышления, своего рода «горе от ума», невозможность достижения идеала, стремление всем понравиться, делать все так, как нужно, как следует. Подобная сверхценная идея вступает в противоречие со свойственной мнительным людям мягкостью характера и неуверенностью в себе.
В результате, чтобы быть окончательно уверенным в том, что все делается как нужно, и тем самым избежать беспокойства по поводу своей некомпетентности, мнительные люди вынуждены постоянно проверять точность, правильность, соответствие своих действий, что и выражается в виде непроизвольно появляющихся навязчивых сомнений.
Например, в том, правильно ли сделано домашнее задание, собрано ли все, что нужно, в портфель, закрыта ли дверь, а если да, то, может быть только на один оборот ключа и т.д. и т.п. Поскольку навязчивые сомнения могут появляться по любому, даже самому ничтожному поводу, они причиняют немало мучений подросткам, заставляя непроизводительно тратить свою психическую энергию, поскольку не могут быть «выброшены из головы» одним усилием воли.
- Навязчивые опасения и сомнения часто сочетаются между собой, подобно тому как дополняют друг друга их источники — тревожность и мнительность.
- Для того чтобы опасаться, нужно сомневаться в своей способности защитить себя, а чтобы сомневаться, нужно опасаться сделать что-либо не так.
- Нередко человек, подверженный навязчивым опасениям, представляется окружающим как заядлый скептик, а испытывающий навязчивые сомнения — как безнадежный пессимист, что не только дополняет друг друга, но и создает типичный для подросткового возраста тревожно-депрессивный настрой с его пониженным фоном настроения, беспокойством, чувством безнадежности и неверия, пессимистической оценкой перспективы.
(Противоположную неврозам картину мы видим при психопатических развитиях личности в виде бесцеремонности, агрессивности, расторможения влечений и неадекватно завышенной самооценки). Проиллюстрируем сказанное рядом наблюдений. В первом случае речь идет о боязливой, неуверенной в себе и мнительной девочке 14 лет, которую преследовал навязчивый страх непроизвольного мочеиспускания (один раз это произошло незаметно для окружающих).
- Из-за страха повторения неприятного эпизода она становилась скованной и застенчивой в новых ситуациях общения, а от постоянного напряжения — раздражительной, подавленной и плаксивой.
- Детство не было счастливым.
- Мать развелась с отцом, когда ребенку было 4 года.
- Девочка долго грустила, временами была капризной и плаксивой, скучала по отцу, к которому успела привязаться.
Но непримиримая мать была категорически против дальнейших контактов дочери с отцом, хотя бы и потому, что они были похожи друг на друга как две капли воды. В 6 лет на фоне возрастного страха смерти девочка тяжело перенесла двукратную операцию по удалению аденоидов, боялась всех медицинских процедур и ее нельзя было уговорить идти лечить зубы.
В школе возникли проблемы из-за застенчивости и насмешек сверстников. В результате все больше стала уходить в себя, сдерживая внешнее выражение чувств, появились головные боли и, наконец, произошел эпизод с непроизвольным мочеиспусканием. Ее организм не выдержал многолетней нервно-психической перегрузки, состояния постоянного беспокойства и страха.
Переживания были настолько сильны, что стала контролировать каждый свой шаг, без конца посещать туалет и навязчиво думать о том, что может произойти. Не думать об этом она уже не могла, и ее навязчивые мысли, опасения, страхи были результатом болезненного расстройства эмоций, невротического конфликта между рациональными, контролирующими и эмоциональными, чувствующими сторонами психики.
- Следует сказать и о другой девочке 14 лет, которая не знала, чего она боится конкретно, так как боялась всего, а особенно — сделать что-либо не так, как нужно.
- Из-за этого была крайне скованной, нерешительной и застенчивой в общении.
- К тому же, будучи беззащитной и доброй, чувствительной и обидчивой, не могла постоять за себя, и ее мог обидеть кто угодно.
Боялась смерти, темноты и наказания, что, как мы знаем, присуще более раннему возрасту. Вследствие нарастающей с годами неуверенности, страхов и тревожности испытывала все больше затруднений в общении со сверстниками, часто была вынуждена отмалчиваться, переживая, что не такая как все, не умеет вести себя свободно и непринужденно.
- Соответственно и настроение становилось все более подавленным, и когда мы впервые увидели ее, она производила впечатление сникшей, заторможенной и потерявшей веру в себя.
- Выяснилось, что живет она с матерью и ее родителями, а отец был устранен из семьи вскоре после ее рождения.
- Всем в семье единолично распоряжается бабушка, считающая себя всегда и во всем правой.
Недоверчивая и подозрительная, бабушка к тому же постоянно опасается, как бы чего не случилось, никогда не выходит из дому одна, не пользуется транспортом. Ее постоянно сопровождает муж, человек исключительно мягкий и податливый. В то же время он постоянно сомневается в правильности своих действий, назойлив и приставуч — зануда, как оценивают его близкие.
Как и многие мнительные люди, он педант, болезненно воспринимающий любые перемены. Поэтому у него все разложено по полочкам, ручка всегда лежит на одном и том же месте, пальто — на одном крючке, каждое утро он заходит к внучке и, церемонно расшаркиваясь, говорит одни и те же слова приветствия. Общее у всех в семье — повышенная принципиальность в сочетании с постоянной озабоченностью, недовольством, отсутствием жизнерадостности, пессимизмом и неверием в возможность перемен.
Кроме того, у всех взрослых внутренний способ переработки переживаний (импрессивность), крайне ограниченный круг контактов и подчеркнутая избирательность в них, недостаточная общительность в целом. Очевидно, что в свое время жизнерадостный, контактный, общительный и тем самым «легкомысленный» для «глубокомысленной» семьи отец девочки «не пришелся ко двору» и был «предан анафеме» авторитарной бабушкой с ее категоричностью и нетерпимостью.
- Лишив дочь мужа, она продемонстрировала всем ее несамостоятельность и неумение жить «как нужно», «правильно», «как нас учили».
- Тем самым она могла, как и в детстве, властно опекать дочь.
- Неудивительно, что мать девочки и сама в подростковом возрасте испытала все теперешние проблемы дочери.
- Она также, скованная страхом, часто молчала, покрывалась красными пятнами при волнении, была застенчивой и стеснительной, робкой и нерешительной.
И сейчас не уверена в себе, боится, что в окружении незнакомых людей будет выглядеть смешной, уродливой, хотя и понимает неоправданность этих опасений. У дочери та же картина: застенчивость, робость и страх, что она скажет сверстникам, не смешно ли будет выглядеть при этом.
- Из-за навязчивых опасений теряется естественность в поведении, появляется скованность, меняется интонация голоса.
- Как она сама говорит: «Есть девочки, которые не лезут в карман за словом, я же сразу не могу сказать, сообразить, что ответить, до меня позже доходит, как нужно было бы сказать, но уже поздно, и я очень переживаю это».
Застенчивость не обошла стороной и мальчика 12 лет, который терялся в школе и от страха не мог сказать ни слова, если его спрашивали внезапно или не о том, что он так старательно учил дома. Большинство же его сверстников не только не испытывали подобных проблем, но, скорее, не очень переживали по поводу своих ответов, демонстрируя независимость и отсутствие страха.
Наш же мальчик, будучи крайне осторожным и предусмотрительным, постоянно боялся сделать что-либо не так и полностью растерялся в 4-ом классе, когда лишился прежней учительницы, к которой привык за три года, понимая, чего она от него хочет, на что может рассчитывать, то есть он мог прогнозировать ее требования и приспособился к ним.
Адаптироваться таким же образом к многочисленным учителям в 4-ом классе уже не мог, поскольку все они требовали по-своему, и часто им было не до его особой чувствительности. Тем не менее, больше всего на свете он боялся, когда ребята начинали дружно смеяться над его ответами.
- Тогда речь становилась невнятной, и он готов был от стыда провалиться сквозь землю.
- Друзей у него не было, школу невзлюбил окончательно и ходил в нее, как на исправительные работы, отбывая повинность.
- Все это можно понять, если учесть, что мальчик был невротически привязан к матери и мог делать уроки только в ее присутствии, будучи спокойным и уверенным только тогда, когда она тут же, без промедления, проверяла домашнее задание и исправляла все допущенные ошибки, то есть приготовление уроков было тщательно отрепетированным ритуалом, устраняющим вероятность неудачи.
Но как раз в школе она его и настигала из-за растерянности и страха в отсутствие поддержки со стороны матери. Страх сказать что-либо не так или сделать плохо был внушен не только беспокойной матерью, но и мнительным отцом, который более чем серьезно принялся за его воспитание в 10 лет, когда сын был по возрасту повышенно восприимчив к внушениям.
- Отец педантично проверял каждый шаг и без того ответственного сына, читал без конца мораль, угрожал всяческими карами и даже наказывал физически за ошибки.
- Вскоре на отца стала равняться и мать, что сын воспринял крайне болезненно, поскольку она начала раздражаться и сердиться.
- В итоге, вместо того чтобы помочь сыну преодолеть неуверенность и зависимость, родители непроизвольно усиливали их излишним давлением, моральным гнетом и физическими наказаниями.
Делали они все это во имя любви к своему единственному и поздно родившемуся ребенку, но результат, как видим, был противоположным их стремлениям. Вселившийся в мальчика страх истощал остатки уверенности, вызывал замешательство при ответах в школе и общении со сверстниками.
За помощью к нам обратился отец, письменно изложивший, что его беспокоило у сына: 1) временами не слышит, не обращает внимания на советы; 2) слишком долго делает уроки, с 16 до 22 часов, и не учится так, как мог бы; 3) боится всего, что есть и чего нет на свете; 4) не имеет друзей и становится сам не свой в незнакомом месте.
Вначале отец был таким же нетерпеливым и требовательным к нам, как и к сыну, ожидая незамедлительного решения всех его проблем. Постепенно он понял, особенно после того, как ответил на опросники и мы поговорили с ним, что многие проблемы сына присущи и ему самому, и жене, а «глухота» сына не что иное, как защитная, охранительная реакция мозга в ситуации болезненного перенапряжения нервных сил и возможностей.
К чести отца, он смог во многом перестроить себя и посещал вместе с сыном игровые занятия по развитию контактности, уверенности в себе и адекватной психической защиты. Мать также в чем-то перестроила свою тактику, предоставляя большую самостоятельность сыну и помогая ему при реальной необходимости. Так были устранены его страхи и остановлено развитие тревожной мнительности в характере.
Слагалась она, во-первых, из навязчивых страхов не оправдать требований и ожиданий родителей, лишиться поддержки и любви, особенно матери, инфантильная зависимость от которой только усиливалась напускной строгостью отца. Во-вторых, из навязчивых опасений не соответствовать роли хорошего ученика и, в-третьих, из навязчивых сомнений в своей способности быть «как все», дружить и общаться.
Полный ответ
Как реагировать на неуважение подростка?
Что делать, если вы столкнулись с неуважением со стороны подростка: советы психолога для родителей По мнению психологов, самые эмоционально напряженные для семьи годы — это время подросткового возраста детей. Ребенок меняется внешне и внутренне, что вызывает невероятное напряжение.
Каждый день он испытывает совершенно разные чувства, причины которых не всегда понимает. И нередко родители, в том числе и приемные, сталкиваются с такой проблемой, как неуважение к ним со стороны дочери или сына. О том, как справиться с этим явлением, рассказывает психолог Центра содействия семейному воспитанию «Юнона» Снежана Вериженко.
Создать безопасное пространство для взросления « Несмотря на трудности, подростковый возраст — это важная часть жизни человека, переход из детства во взрослую жизнь. Подросток готовится расстаться с зависимостью от родителей. Это длительный процесс, он не произойдет в одночасье.
Если родители в это время обеспечивают необходимые подростку внимание, заботу, любовь, дисциплину, баланс, принятие, понимание, то сложный период может пройти спокойно. Если ваши дети проживают подростковый возраст без резких перепадов, чувствуя любовь и понимая границы, то будут лучше подготовлены к самостоятельной взрослой жизни и смогут активно и успешно исполнять в ней все роли », − рассказывает Снежана Вериженко.
Поэтому одной из важнейших родительских задач в этот период жизни ребенка становится его подготовка к взрослению, а для этого необходимо безопасное пространство. Речь идет о здоровых границах дозволенного и структуре воспитания. Подростков в это время, как правило, раздирают противоречия, внутренние конфликты между мыслями и чувствами.
- Противоречия обнаруживают себя: зависимость от родителей и желание быть полностью свободным от них; погружение в себя и активность в общении с внешним миром; привязанность к дому и поглощенность друзьями; здравомыслие и эмоциональная импульсивность.
- Почему подростки не уважают Уважение — это проявление почтения к человеку из-за его значимости или социального статуса.
Когда подростки не уважают, они дают понять, что не чтят личность, чувства, потребности, правила и стандарты человека. Неуважение легко распознать по взгляду, тону голоса, мимике, нежеланию подчиняться, обесцениванию мнения. Неуважение может проявляться по отношению к родителям, учителям, родственникам, соседям, посторонним людям и даже сверстникам.
- Причинами проявления неуважения у ребенка могут быть его излишнее внимание к самому себе, рост самостоятельности, смена авторитетов, злость.
- Подростки эгоистичны, им свойственно самолюбование.
- Им трудно обратить внимание на то, что говорят другие, они больше слушают самих себя и сверстников, перед которыми преклоняются.
Чем больше подростки поглощены собой, тем меньше почтения они оказывают окружающим. Вот почему часто родители ощущают себя будто вычеркнутыми из жизни ребенка. Подростки становятся умнее и сильнее, а потому намерены быть более самостоятельными, мобильными и свободными.
- Именно ощущение взросления способствует тому, что дети становятся менее причастными и внимательными к чувствам и мыслям других, а потому думающие иначе люди раздражают подростков.
- Смена авторитета происходит по той же причине: подростки чувствуют себя более свободными и самостоятельными.
- Стремление к независимости заставляет их отвергать любую взрослую личность, обладающую определенной властью или авторитетом.
Они хотят быть сами себе начальниками, ни перед кем не отчитываться. Принимая во внимание, что задача возраста — отделение от родителей и приобретение независимости, сам по себе вызов взрослому авторитету не так уж и плох. И разрешить очередное противоречие между доверием и отрицанием авторитета для подростка полезно.
- Однако это может открыть путь к пренебрежению чувствами, желаниями, правилами, ценностями родителей, в крайнем случае — перерасти в открытое неповиновение.
- Еще одна причина неуважения — злость, вызванная давлением темных сторон подросткового возраста.
- Подросток может быть саркастичным, агрессивным, пренебрежительным, жестоким и не сожалеть об этом.
Пять правил для родителей
Правило 1. Будьте человеком, достойным уважения, Подростку не нужны безупречные родители, но он должен видеть в вас образ, которому он хотел бы подражать. Ему нужны ориентиры того, каким он сам хотел бы стать. Ваш ребенок должен вас уважать, но ему трудно это делать, когда он видит, что вы не работаете над собственным характером и проблемами или живете по принципу «делай, что я говорю, а не то, что я делаю». Правило 2. Примите как данность, что подросток имеет право на собственное мнение и собственные чувства. А потому научитесь давать место разногласиям и гневу. Когда ребенок не соглашается с вами, не пытайтесь прекращать недовольство так, как вы делали это, когда ему было девять лет, иначе он закроется и будет сопротивляться вашему отношению. Вместо спора используйте простой прием, срабатывающий в большинстве случаев: скажите, что вам интересна его мысль, и спросите, почему он так считает. Тогда ребенок не проявит непослушания, но донесет до вас свои желания или предпочтения. Правило 3. Требуйте уважения. Подростки имеют право на несогласие и гнев, но выражать его они должны в уважительной форме. Разъясните ребенку разницу между несогласием и неуважением, проведите разграничительную черту, сказав, например, следующее: «Я не против того, что ты не соглашаешься со мной в чем-то. Я вижу, что ты даже сердишься на меня, и понимаю, почему. Твое поведение показывает, какие проблемы нужно решить. Но я хочу, чтобы ты знал: я не терплю неуважительного отношения к себе. Под неуважением я понимаю следующее: закатывание глаз, когда я с тобой разговариваю, саркастические высказывания, неуважительный тон, повышение голоса, ругательства, оскорбления. Наверное, есть что-то еще, с чем я пока не сталкивался, но как только услышу это от тебя, непременно скажу об этом».Не соглашайтесь с грубостью и неуважением подростка, не упускайте случая сказать ему об этом, даже если неудобно или нелегко. Обратитесь за помощью и поддержкой к другим людям, если сами выбились из сил, устали бороться с подростком. Но в любом случае старайтесь удерживать позицию, что грубое и неуважительное отношение к людям недопустимо. Правило 4. Будьте примером того, чему вы хотите научить подростка. Именно родители являются главными учителями в вопросах решения разногласий и установления взаимопонимания, поэтому подавайте правильный пример и не перекладывайте ответственность за воспитание уважительного отношения к людям на других. Если вы легко обижаетесь на прямолинейность или вам свойственно критиковать, если вы вспыльчивы или подвергаете сомнению авторитет близких, работайте над собой, иначе вскоре вы увидите то же самое в вашем взрослеющем ребенке. Правило 5. Будьте последовательны в наказаниях. Как вы уже заметили, дети готовы проверять вас на прочность каждый час своей жизни. И когда они находятся в подростковом возрасте, вам нужно быть особенно готовыми к тому, что ваш ребенок проверит ваши слова. Если вы ясно говорите о неуважении, то необходимо установить систему наказаний и неуклонно следовать ей.
Оступаться, совершать ошибки, нарушать договоренности, спорить, не признаваться — нормально для подростков. Но важно, чтобы рядом были родители, понимающие важность ограничений и сами имеющие личные границы. Ограничения не дадут подростку скатиться в пропасть, обеспечат нормальное взросление, отделение от родителей и приобретение независимости. Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Читать подробнее: Что делать, если вы столкнулись с неуважением со стороны подростка: советы психолога для родителей
Полный ответ
Как законно не ходить в школу?
Законный способ не пойти в школу Существует множество способов для того, чтобы не ходить в школу. Однако большинство из них имеет негативные последствия и отражается на здоровье. Хорошая новость для тех, кто хочет получить образование и при этом не посещать образовательное учреждение: существует законный способ не пойти в школу – перейти на домашнее обучение.
В соответствии с законом РФ «Об образовании», у каждой семьи есть право не только на самостоятельный выбор школы, но также и на форму обучения их ребенка. Чтобы получить образование, не обязательно каждый день посещать школу – можно учиться дома или в форме экстерната. Семейное образование представляет собой одну из форм освоения учащимся общеобразовательных программ в семье.
На домашнее обучение ребенок может перейти с любого класса и так же в любой момент он имеет право вернуться к школьным занятиям.
Семья ребенка, находящегося на семейном обучении: — Получает в школьной библиотеке бесплатные учебники и другую литературу, консультации педагогов и методическую помощь. — Получает государственные выплаты в размере затрат на обучение учащегося (как если бы он учился в муниципальной или государственной школе).
Вы можете обучать ребенка на дому самостоятельно или приглашать к себе учителей. При этом учащийся прикрепляется к конкретной школе, где он ежегодно проходит аттестацию и переводится в следующий класс по ее итогам. Успеваемость ребенка продолжает контролировать школа.
Если ученик, находящийся на домашнем обучении, не справляется с программой, администрация учебного заведения может предложить родителям оставить ребенка на второй год, продолжить учебу в школе или перевести в класс компенсирующего обучения. Однако пока родители не дадут свое согласие, учащегося не могут вернуть в общеобразовательную школу.
Еще одна форма школьного обучения и законный способ не пойти в школу – это экстернат (аттестация школьников, которые самостоятельно изучают учебные дисциплины, соответствующие образовательной программе). Ребенок может перейти на экстернат после того, как окончит начальную школу.
- На практике чаще всего экстернами становятся старшеклассники.
- Плюс экстерната заключается в том, что он позволяет получить общее образование в более свободном режиме, а также освобождает время для подготовки к поступлению в высшее учебное заведение.
- Школьник может перейти на самостоятельное обучение и приходить в школу только для сдачи экзаменов.
В этом случае платить за экстернат не придется. Читать подробнее: Законный способ не пойти в школу
Полный ответ
Можно ли в 16 лет нигде не учится?
Можно ли в 16 лет не продолжать учебу после 9 класса, а начинать работать? Несовершеннолетний имеет основания уйти с места учебы, однако в силу вступит статья 43 часть 4 Конституции РФ. Она гласит, что получение основного общего образования обязательно.
- В случае, когда гражданин 16 лет после того, как окончил девять классов школы, не начнет нигде учебу, его родители привлекутся по статье 5.35 части 1 КОАП РФ на основании того, что их воспитанник не получил обучения предусмотренного обязательным.
- Стоит добавить, что по причине невозможного обучения в школе, дети могут получить его как семейное образование.
Вам помог ответ? Да Нет Закон этого не запрещает. Вам помог ответ? Да Нет После окончания 9 класса и получения аттестата о получении основного общего образования Вы можете либо поступить на дальнейшую учебу в колледж (техникум), либо пойти работать с согласия родителей на неполный рабочий день, т.к. Вам нет еще 18 лет. Вам помог ответ? Да Нет
Полный ответ
Сколько дней в месяц можно не ходить в школу?
Сколько можно не ходить в школу без справки в 2021-2022 учебном году? — Конкретная статья в законодательстве с установленным сроком отсутствует. Нужно опираться на локальные акты школ, Письмо Минздрава, СанПиН 2.4.2.2821-10. Министерство здравоохранения гласит, что «после отсутствия более 5 дней дети принимаются в организации образования только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными»,
В срок не входят выходные, праздничные дни и каникулы в школе. В пункте 11.3 СанПиН прописано: «Обучающиеся допускаются к занятиям в общеобразовательной организации после перенесенного заболевания при наличии справки врача-педиатра». Учебные заведения в статьях своих Уставов обозначают допустимые дни пропуска без справки.
Для уточнения обращайтесь к администрации.
Полный ответ
Сколько дней подряд можно не ходить в школу?
Чем регламентируется пропуск детсада или школы без справки — Справка о здоровье нужна детскому саду и школе как подтверждение того, что ребенок здоров и не заразит сверстников. Обычно ее выдает педиатр в районной поликлинике или частном медицинском центре, где наблюдается ребенок.
Получить справку можно как после выздоровления, так и после длительного отсутствия. Во многих регионах России ее требуют с ребенка, который посещает детский сад, после летних каникул. В Москве в этом случае справка не нужна. Школы и детские сады руководствуются санитарными правилами от 28 сентября 2020 года.
В них написано, что ребенок должен принести справку после перенесенного заболевания независимо от того, как долго он болел. В справке указывают диагноз, длительность заболевания и подтверждают отсутствие контактов с людьми с инфекционными заболеваниями.
- Но в документе никак не обозначено, как долго здоровому ребенку можно пропускать садик, не обращаясь к врачу за справкой.
- Это путает родителей: по старому и сейчас недействующему санпину в саду требовали справку, если ребенок отсутствовал по болезни, а также больше пяти рабочих дней по любой другой причине.
Родители, знакомые с текстом новых санитарных правил, начинают возмущаться, если у них требуют справку, когда ребенок не болел, и их можно понять. Теперь сроки отсутствия прописаны только в письме Минздрава: со справкой принимают детей после болезни или отсутствия свыше пяти рабочих дней.
- Эта рекомендация дублирует текст недействующего санпина: ребенок может пропустить полную рабочую неделю по любой причине, кроме болезни, и прийти в сад или школу без справки.
- Но письмо Минздрава не нормативный акт — требовать справку только на его основании детские сады и школы не вправе.
- При этом они могут, опираясь на это письмо, установить необходимость справки после отсутствия по семейным обстоятельствам в своих внутренних документах.
В этом случае требование будет правомерным. Еще сроки пропуска образовательных учреждений без справки могут быть прописаны в нормативном документе местной администрации. Тогда детские сады и школы могут ссылаться на него. Родители вправе ознакомиться с документами, на основании которых у них требуют справку.
Полный ответ
Как долго можно не ходить в школу?
Получается, с сегодняшнего дня норма, о том, что можно не посещать учебные занятия в течение пяти дней отменена, — пояснили в управлении образования.
Полный ответ
Можно ли уйти из школы в 15 лет?
Получение основного образования является обязательным до 18 лет. Это значит, что уйти из школы по собственному желанию можно по достижении этого возраста. До наступления 18 лет можно перевестись в другую школу или выбрать иную форму получения образования, например, перевестись в вечернюю школу.
Полный ответ
Сколько ученик может не ходить в школу?
Сколько можно не ходить в школу без справки в 2021-2022 учебном году? — Конкретная статья в законодательстве с установленным сроком отсутствует. Нужно опираться на локальные акты школ, Письмо Минздрава, СанПиН 2.4.2.2821-10. Министерство здравоохранения гласит, что «после отсутствия более 5 дней дети принимаются в организации образования только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными»,
В срок не входят выходные, праздничные дни и каникулы в школе. В пункте 11.3 СанПиН прописано: «Обучающиеся допускаются к занятиям в общеобразовательной организации после перенесенного заболевания при наличии справки врача-педиатра». Учебные заведения в статьях своих Уставов обозначают допустимые дни пропуска без справки.
Для уточнения обращайтесь к администрации.
Полный ответ