Что Необходимо Педагогу Для Успешной Работы?

Что Необходимо Педагогу Для Успешной Работы
Критерии успешной работы учителя в соответствии с ФГОС

  • Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
  • Эрнст Легуве

Нынешний учебный год для всех школ стал началом перехода на новые образовательные стандарты. А значит, перед школой ставятся новые задачи по адаптации образования к требованиям нового документа. В документе выдвинуты требования не только к уровню знаний, умений и навыков, а и к компетентности выпускников разных школьных ступеней.

  1. Дело в том, что жизнь изменилась – стала динамичной, информационно насыщенной, перестала быть однозначно заданной.
  2. Надо уметь быстро ориентироваться в происходящих изменениях, перестраиваться.
  3. И задача школы теперь помочь ученику стать грамотным в вопросах разрешения жизненных ситуаций.
  4. А знания, которые человек получает в школе, должны служить ему средством для решения его жизненных проблем.

В идеале мы должны получить ученика, который учится уже потому, что знает, зачем учится. «Учитель- это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить»,- писал В.М. Лизинский. Учителя в формулу «знания-умения-навыки» не загонишь.

Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. Материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), — это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как и врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибки.

Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность. Выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим мы должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это.

  1. педагогические;
  2. психологические;
  3. профессионально-личностные.

Педагогические критерии успешности учителя.

  1. уровень обученности
  2. уровень сформированности общеучебных умений и навыков
  3. состояние исследовательской работы и работы по самообразованию
  4. образование педагогов и повышение квалификации
  5. способность к самоанализу, рефлексии
  6. инновационная деятельность.

1. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце четверти, входящий мониторинг, итоговые работы, экзамены, ЕГЭ, ИГЭ. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке.2. Уровень сформированности общеучебных умений и навыков состоит из 3 групп:

  • учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);
  • учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать);
  • учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля).

3. Состояние исследовательской работы и работы самообразованию. «Учитель- это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания.

Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.4. Образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.5. Способность к самоанализу, самодиагностике (рефлексии). Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают.6.

Инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.

  1. Психологические критерии успешности учителя
  2. «Настоящее образование,- писал в свое время Добролюбов,- это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».
  3. Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность».
  4. Первый критерий — интерес, мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. «Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно.

Но лучше всего — создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом. Второй критерий — сознательное обучение. Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться — долг ребенка.

«Науку,- писал Герцен,- надобно прожить, чтобы не формально усвоить её». И в учении тоже; чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося. Третий критерий — взаимоотношения в системе «учитель-ученик»,

В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.

Четвертый критерий — учет индивидуальных особенностей ученика. Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание, вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя.

К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя. Профессионально-личностные критерии успешности учителя Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности.

Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только часть личностных качеств, которая профессионально значима. Такие качества структурировались в работах Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина, Н.Ф. Кузьминой. Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили такие качества личности учителя, которые, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.1.

  • Интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
  • Адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
  • Доброжелательность реакции учителя на возбуждение учащихся;
  • Уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов своего труда.
  • 2. Выразительность речи
  • Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
  • За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.

3. Творческое начало личности. Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно. Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет, ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов.

  1. Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.
  2. Я горы вмиг с ребятами сверну (ещё бы знать, зачем).
  3. Планировать могу, могу и делать.

5.Чувство юмора. Дети любят разных учителей, но более всего веселых — таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.В.А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя.

  • Эти два качества характеризуют развитие воли учителя.
  • Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленные цели и доводить принятые решения до конца.
  • Дисциплинированность — это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.
  • Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями, учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

Прежде всего, конечно, он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы.

  1. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий.
  2. На сегодня это уже аксиома, как умение читать.
  3. Особенно высоки требования к учителям старшей школы — по большому счету, это те же требования, что и к вузовским преподавателям.
  4. Учитель, как и университетский профессор, должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки – осмыслять и описывать свой профессиональный опыт.

Все эти критерии к педагогам направлены на то, чтобы образовательные учреждения располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным) кадровым потенциалом.17.07.2012 Читать подробнее: Критерии успешной работы учителя в соответствии с ФГОС
Полный ответ

Что важно для преподавателя?

Учитель – это не профессия, а образ жизни. — частная школа Ступени / / Учитель – это не профессия, а образ жизни. Учитель – это не профессия, а образ жизни. Автор: Яковлева Ольга Сергеевна, учитель математики НОУ школы «Ступени». Профессия педагога, во все времена, – одна из важнейших в обществе, ведь от его усилий зависит будущее наших детей, наше будущее. Это единственный человек, который большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением детей. Обучение и воспитание – две главные функции в деятельности учителя.

  • Так было всегда, но наша жизнь меняется, и мы должны понимать, что надо идти в ногу со временем.
  • Искать и находить новые методы и формы работы.
  • Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования, такие, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.

Нельзя обойти вниманием внешний вид и стиль учителя. На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – отсутствие подлинного призвания, равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. Он распознает фальшь, остро отреагируют на невнимание, и оценит тех педагогов, которые отнесутся к нему с уважением и пониманием.

  1. Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, находить с ними общий язык, понимать детские проблемы, и, естественно, должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным, а главное запоминающимся.
  2. Учитель должен одинаково любить каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, хорошенького и не очень, должен ставить себя на его место.

На том простом основании, что они, ученики, – дети. Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы после окончания школы, они четко осознавали свое место в обществе. Ведь школа – чрезвычайно важный, самостоятельный и ценный этап жизненного пути.

  1. Будут ли эти годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти школьника заполненными мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, – во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его собственных отношений с учителями и учениками.
  2. Я думаю, что очень распространенная и типичная ошибка учителей – неумение разглядеть особенность каждого ученика.

Уникальность его характера и специфику его восприятия, талант к тем или иным предметам и огорчение от непонимания сложных дисциплин. Абсолютно неправильно оценивать ребенка по каким-то усредненным, внешним показателям. Таким образом, учитель, как и 50 лет назад, должен быть широко образованным, добрым, интеллигентным, красивым, понимающим детей. Учитель – это не профессия, а образ жизни. Я уверена, что главное в работе учителя – развитие души, формирование характера, воспитание настоящего Человека. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.
Полный ответ

Кто такой успешный учитель?

Эссе на тему «Успешный учитель» Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он приобретает право учить. Учителя в формулу «знания — умения-навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, в действительности не существует. Каким же должен быть учитель? Но главное одно, каким бы он не был, учитель входит в жизнь каждого из нас и оставляет в ней глубокий след.

Всякая профессия начинается с призвания. Так учитель, прежде всего, должен любить детей. Общение с детьми будет интересно, их дела будут искренне волновать. Профессия учителя довольно- таки тяжёлая, ведь ученикам нужно уделять много внимания. Успешный учитель, должен быть в первую очередь грамотным. Он должен полностью владеть своим предметом, который преподаёт.

Любой эффективный образовательный процесс должен быть направлен на действия, а в этой профессии, как ни в какой другой, теоретически знания бессмысленны без практического применения. Главная функция учителя — управление процессом обучения, воспитания, развития, формирования заботливости своих учеников в мир школьных наук, учить упорству, настойчивости, трудолюбию, а главное умению учить на уроках, добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний.

  • Я считаю, что успешный учитель должен, прежде всего, отдавать себе отчёт, что ученика волнуют не знания, а собственно отметка, а также то, что знаний добиваются в процессе обучения.
  • Главным я считаю также то, что настоящие учителя всегда помнят, что главное в школе — это дети, а затем уже учебные программы и методы преподавания.

Именно дети определяют качество учебного заведения. Успешные учителя верят в успех своих учеников, но ещё в большей степени верят в то, что сами способны на многое другое, а это в свою очередь подвигает их к постоянному самосовершенствованию и самовоспитанию.

  • Учителю необходимо всю жизнь саморазвитие, самообразование, то, что называется эрудицией.
  • Учитель, который не любит читать — это не учитель.
  • Нужно помнить всегда об основной заповеди учителя: привить ученикам любовь к знаниям.
  • Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
  • Если учитель имеет только любовь к ученику — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он — совершенный учитель. Таким образом, успешный учитель — это человек, преданный своему делу и своим ученикам. Также он должен быть профессионалом, владеющим комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний.

Учитель будет успешным тогда, когда будет настроен на восприятие психологического состояния ученика и вовремя придёт ему на помощь; — тогда, когда будет уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для самоутверждения и самореализации; — тогда, когда не будет равнодушным к состоянию, поступкам и высказываниям детей; — тогда, когда не будет оставлять ученика в состоянии безысходности.

Читайте также:  Можно Ли Отпускать Детей С Урока В Туалет?

Быть успешным учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Читать подробнее: Эссе на тему «Успешный учитель»
Полный ответ

Каким должен быть современный учитель?

Какой он, современный учитель? Рочев Денис Игоревич Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России 2014», Председатель Ассоциации молодых учителей России. Изменения, происходящие в стране, в обществе, предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос.Это человек, способный создавать условия для развития способностей обучающихся, повышать мотивацию к изучению предметов.Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.Современный учитель – это профессионал, мастерство которого определяется его профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е.

  1. Целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.Современный учитель должен стремиться к успеху.
  2. А успешный учитель воспитает успешного ученика.
  3. Как же сделать так, чтобы в школах появились успешные учителя? Над этим вопросом я размышлял в самолете Санкт-Петербург – Симферополь.

Я никогда не был в Крыму и поэтому с нетерпением ждал встречи с крымскими коллегами. Какие они, новые российские учителя? Я ехал с ощущением того, что нам обязательно будет интересно вместе, и я не ошибся. Это учителя, которым сейчас вдвойне сложнее работать – привыкать к новым требованиям и новым стандартам, но вместе с тем я увидел, что им вдвойне интереснее работать.

  • Они молоды, активны и открыты для всего нового.
  • Сама тема Всероссийского форума молодых учителей в республике Крым — «Молодой учитель в социальном векторе региона» — обещала интересные дискуссии и общение с коллегами.
  • В региональном институте повышения квалификации собрались педагоги из всех уголков полуострова.

Я был приглашен модерировать дискуссионную площадку по теме «ИНТЕГРАЦИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ: ВЗГЛЯД МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА». Мне было важно услышать молодое поколение учителей Крыма и обсудить с ними следующие вопросы:- Как привлечь в школы потенциально успешных учителей – способы повышения социальной привлекательности педагога- как воспитать успешного учителя – процесс профессионального роста в социально-педагогическое пространство- как помочь профессионалу совершенствовать профессиональные компетенции в контексте внедрения новых ФГОС.Меня очень порадовало, что ребята прибыли на Форум с интересными идеями и выступлениями.

Приехали не просто формально выступить, как это часто бывает, а с желанием включиться в работу Всероссийского педагогического собрания и Ассоциации молодых учителей России. На пленарном заседании Валентина Николаевна Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания, попросила еще раз задуматься, насколько важна роль учителя именно сегодня, когда необходимо воспитать образованного и сильного гражданина России.

Чтобы воспитать такого ученика, молодому учителю необходимо самому овладеть современными образовательными технологиями. Лучший способ сделать это – профессиональное общение и обмен опытом в рамках Ассоциации молодых учителей России. Для успешной интеграции молодых учителей Крыма в российское образовательное поле было предложено создать Ассоциацию молодых учителей Севастополя под руководством Ермолаева Дмитрия Николаевича и Ассоциацию молодых учителей республики Крым под руководством Пшеничной Галины Игоревны.
Полный ответ

В чем призвание учителя?

Это призвание, особая благородная миссия! Личным примером вы воспитываете в детях порядочность, любовь к Отечеству, справедливость. Эти знания не получить из школьных учебников, их можно только впитать в себя рядом с мудрым и заботливым наставником. Роль учителя всегда высоко ценится обществом и государством.
Полный ответ

Чем привлекательна профессия педагога?

Чем привлекательна профессия преподавателя? Преподаватель — это сложная, но увлекательная профессия. Она дает человеку возможность раскрыться, проявить творческие способности. Хороший преподаватель — это не тот, кто знает содержание всех учебников, а тот кто может вложить знания в учеников, передать им свой опыт.

Копировать с других сайтов запрещено. Стикеры и подарки за такие ответы не начисляются. Используй свои знания. :)Публикуются только развернутые объяснения. Ответ не может быть меньше 50 символов!

Читать подробнее: Чем привлекательна профессия преподавателя?
Полный ответ

Какие профессиональные и личностные качества должны быть присущи педагогу?

Профессионально важные качества и умения учителя Общеизвестно, что система образования и воспитания — главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы.

Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала. По прежнему остаются актуальными слова К.Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.

Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу.

Личность учителя — основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства.

Я педагог раннего развития. Делюсь опытом успешной работы от А до Я

Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование, поэтому прежде следует остановиться на вопросе о структуре личности учителя, о профессионально важных качествах, которые определяются профессиограммой учителя.

Профессиограмма — понятие весьма широкое, оно включает множество аспектов. В психолого-педагогической литературе профессиограмма учителя рассматривается как обобщенная идеальная абстрактная модель личности учителя, интегрирующая наиболее существенные личностные и специфические производственные качества, профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие успех в решении задач профессионального становления.

Деятельность учителя и неисчислимое множество нужных для нее профессиональных и душевных качеств в рамки профессиограммы вместить трудно. И все-таки можно выделить профессионально важные качества учителя, т.е. качества, способствующие эффективному выполнению педагогической деятельности и достижению педагогического мастерства.

  1. умственные;
  2. дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь и т.д.);
  3. перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность);
  4. организаторские качества;
  5. волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.);
  6. коммуникативные;
  7. тактичность;
  8. педагогическое воображение, способность к распределению внимания;
  9. динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению;
  10. эмоциональная устойчивость (способность владеть собой);
  11. оптимистическое прогнозирование;
  12. креативность,

Среди психологических характеристик общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое самосознание, педагогическое воображение, педагогическая самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность, эмпатия и др.

(А.К.Маркова). Чем более развиты педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, способности управлять своими мыслями, действиями, поступками, отношениями и др., тем более продуктивной, интересной, результативной является педагогическая деятельность. Личность — сложное социально-психологическое образование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур.

В социально-психологической литературе пока не сложилось единого и общепринятого понимания личности. Согласно психологической концепции личности, разработанной К.К. Платоновым, содержание ведущей подструктуры составляет социальная направленность личности, система ее ведущих отношений и потребностей, ее мотивов, идеалов, взглядов.

« Первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально преломленное классовое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания.

Она социально обусловлена. Коротко ее можно назвать подструктурой направленности личности», Направленность личности включает в себя влечения, желания, интересы, мировоззрение, убеждения (К.К.Платонов). Во вторую подструктуру включено все, что входит в содержание опыта индивида: знания, умения, актуальные способности, общая культура и развитость, навыки, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения.

Третья подструктура образована особенностями познавательных, эмоциональных и волевых процессов личности. В третью подструктуру — особенности психических процессов — входят «черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей психических процессов как форм отражения действительности». Четвертая подструктура — биопсихическая подструктура личности — охватывает наследственно заданные индивидуальные особенности личности и включает в себя свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства.

Четыре основные иерархически рядоположенные пересекающиеся подструктуры личности тесно взаимодействуют друг с другом и включают в себя все известные свойства личности. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.

  1. социально обусловленных качеств личности;
  2. уровня ее подготовленности (опыт личности);
  3. особенностей ее отдельных психических процессов;
  4. биологически обусловленных особенностей личности (темперамент, тип нервной системы, физические недостатки, болезненные отклонения и задатки).

Исходя из этого требования к личности учителя можно разделить на несколько групп:

  1. требования как к представителю общества и исполнителю социального заказа (идейно-политические и нравственно-педагогические качества, убеждения, мотивы поведения, общеличностные качества и черты характера, чувство долга и ответственности);
  2. требования, касающиеся индивидуального опыта (теоретическая и методическая подготовленность по преподаваемому предмету, педагогическая и психологическая грамотность, специальные профессиональные умения и способности — познавательные, конструктивные, коммуникативные, информационные, организаторские, общее развитие);
  3. требования к развитию психических процессов (педагогическое мышление, эмоционально-волевые качества);
  4. требования к психофизическим особенностям личности (состояние здоровья, темперамент, уравновешенность, приспособленность человека к требованиям профессии).

Профессиональные качества и свойства в структуре личности К.К. Платонова размещаются по вертикали, пронизывая все подструктуры. Такая классификация позволяет учесть все признаки профессионализма.А.К. Маркова предлагает свою структуру личности учителя, которая включает:

  1. мотивацию личности (гражданскую, познавательную, самообразовательную направленности личности);
  2. свойства личности (педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности);
  3. интегральные характеристики личности, определяющие ее неповторимость и уникальность (педагогическое самосознание; индивидуальный стиль деятельности; креативность как творческий потенциал).

Педагогическое творчество предполагает наличие у учителя как общих качеств (эрудированность, чувство нового, способность к анализу и самоанализу, гибкость мышления, активность, волевые качества и т.д.), так и специфических педагогических способностей и качеств личности (педагогическая наблюдательность, распределенное внимание, умение передавать другим накопленные знания, перцептивные качества, педагогический такт, умение проектировать развитие личности ученика), которые многими исследователями признаются весьма существенными для творческой активности (Ф.И.Гоноболин, Н.В.

  • направленность;
  • знания;
  • способности;
  • умения.

Направленность личности учителя связана с системой педагогических целей и осознанием способов их достижения, с умением общаться с детьми, с желанием обучать и воспитывать их. Она определяется, прежде всего, мировоззрением учителя, его политическими и нравственными идеалами.

«Под профессиональной направленностью имеют в виду интерес к профессии и склонность заниматься ею. Понятие направленность включает в себя представление о цели, мотивы, побуждающие к деятельности, и эмоциональное к ней отношение»,Л.Ф. Спирин определяет направленность личности учителя как мировоззренческую позицию, определяющую систему активных отношений педагога к профессиональной деятельности и ее основному объекту — ребенку и проявляющуюся в духовных и социальных потребностях личности, в ее взглядах, в мотивах поведения, в установках, ожиданиях, идеалах,В.А.

Сластенин считает, что «профессионально-педагогическая направленность образует тот каркас, вокруг которого компонуются основные свойства личности учителя», Направленность личности является основой саморазвития и профессионализма. Будучи сформированной, ставшая свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности.

  1. выявление интереса к профессии как отражение потребности ее приобретения;
  2. формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности;
  3. формирование целеустремленности в овладении основами педагогического мастерства;
  4. становление комплекса качеств, профессионально значимых для учительского труда,

Высшая форма профессиональной направленности характеризуется педагогическим мастерством. Обобщение материалов многих исследований позволяет выделить в профессиональной подготовке учителя три стороны:

  1. научно-теоретическую, отражающую степень владения учителем основами науки и учебным предметом;
  2. психолого-педагогическую, фиксирующую уровень владения основами педагогики и психологии (умение проводить научно-педагогический анализ программ и учебников; умение формулировать педагогические цели; владение знаниями возрастной физиологии, возрастной и педагогической психологии; владение методами обучения и воспитания);
  3. методическую, свидетельствующую об уровне овладения методикой обучения и воспитания (владение учебным материалом, владение учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения, умение организовать учебную и внеклассную работу по предмету и воспитательную работу),

Эти же компоненты педагогической деятельности выделял В.А. Сухомлинский, отвечая на вопрос «Что значит хороший учитель?».

  • во-первых, это «человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка»,
  • во-вторых, это «человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонты — новейшие открытия, исследования, достижения»,
  • в-третьих, это «человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно»,

Н.С. Яковлев, много лет проработавший директором сельской школы, считает: «Учитель должен быть,

  • во-первых, талантливым популяризатором знаний;
  • во-вторых, талантливым методистом;
  • в-третьих, талантливым педагогом и психологом, умеющим устанавливать и поддерживать должный педагогический контакт с учениками»,

Педагогу как творческому работнику должен быть присущ ансамбль педагогических способностей. «Под педагогическими способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, ее (психологические) качества, которые отвечают (соответствуют) требованиям, предъявляемым педагогической деятельностью к человеку-исполнителю (т.е.

учителю) и определяют тем самым успешное овладение этой деятельностью»,Н.В. Кузьмина определяет способности как индивидуальные, устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности (рефлексивный уровень) и нахождению наиболее продуктивных способов получения в ней искомых результатов (проективный уровень),

Исследования советских психологов и педагогов Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др. показали, что педагогические способности — сложное структурное психологическое образование. В структуре педагогических способностей выделяют три подструктуры:

  1. личностные способности (характерологические черты): расположенность к детям, выдержка и самообладание;
  2. дидактические способности (связанные с передачей информации учащимся): способность объяснять, экспрессивно-речевые способности, академические способности;
  3. организационно-коммуникативные способности (связанные с организаторской функцией и общением): организаторские способности, коммуникативные способности, перцептивные способности, суггестивная способность (волевое воздействие на учащихся), педагогический такт, педагогическое воображение (способность предвидеть последствия своих действий).
Читайте также:  Какая Самая Сложная Игра В Мире?

Ведущими в ансамбле педагогических способностей Ф.Н. Гоноболин считает:

  • умения понимать ученика;
  • доступное изложение материала;
  • организаторские способности;
  • педагогический такт;
  • предвидение результатов работы, возможных трудностей и ошибок;
  • способность проектировать качества своих учеников и др.

А.И. Щербаков выделяет в своих исследованиях ряд педагогических способностей:

  • способность «видеть» ребенка и управлять его развитием;
  • наблюдательность;
  • самостоятельность мышления;
  • способности к аналитико-синтетической работе и т.д.

Н.В. Кузьмина относит к педагогическим способностям:

  • педагогическую наблюдательность;
  • педагогическое воображение;
  • педагогический такт;
  • распределение внимания;
  • требовательность.

Прежде всего к умениям и навыкам, необходимым для решения педагогических задач, относится педагогическая техника, которая включает в себя:

  • умение найти верный тон и стиль общения с детьми;
  • овладевать и управлять их вниманием;
  • выбирать оптимальный темп обучения;
  • управлять проявлением своих чувств;
  • убедительно выражать внешне (мимикой, жестикуляцией, голосом) свое отношение к действиям и поступкам учащихся.

Педагогическая техника включает две группы умений:

  1. умение управлять собой (владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи);
  2. умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач (дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия).

К педагогической технике И.П. Раченко относит «определенный набор умений в организации самообразования и самовоспитания, общения с учащимися, выбора нужного тона и стиля работы, навыков организации и управления своим вниманием, мышлением, памятью, воображением, а также вниманием, памятью, мышлением, воображением учащихся, умений определять душевное состояние учащихся по внешним признакам поведения, навыков специальных педагогических качеств — речи, жеста, мимики, осанки и т.д.»,Ю.И.

Турчанинова считает овладение педагогической техникой одной из ступенек к мастерству. Педагогическая техника в структуре педагогической деятельности выполняет роль инструмента, помогающего воплотить решение. Учитель тогда овладеет личной педагогической техникой, когда им будет отработан, отшлифован тот или иной прием до состояния навыка, который в дальнейшем будет использоваться легко и свободно.

Это происходит только в процессе педагогической деятельности при непосредственном взаимодействии с учащимися. Важной чертой личности учителя является педагогический такт, который понимается как «чувство меры в проявлении требовательности, умение выбрать форму требований, особая чуткость, проявляемая во всей системе многообразных отношений с учащимися, их родителями, в разрешении порой чрезвычайно тонких психологических вопросов, которые возникают в процессе педагогической деятельности»,Ф.Н.

  • Гоноболин определяет педагогический такт как «умение учителя поддерживать правильные отношения с детьми, проявлять чуткость, внимательность, вежливость, находить необходимый верный тон в обращении с учащимися, предъявлять им разумные требования, уважать в детях человеческое достоинство»,
  • Педагогический такт требует знания психологии, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.

Педагогический такт является той основой, на которой вырастает духовная близость между учителем и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо он проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

  • проектирование;
  • конструирование учебного процесса и его осуществление.

Исходя из того, что общепедагогические умения являются основой частных, специальных умений, а специальные, специфические умения являются особенным отражением интегральных, опираясь на структуру деятельности учителя, определены следующие умения (Н.В.Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин, А.И. Щербаков и др.):

  • — гностические (умения расширять свои знания, изучать опыт коллег, анализировать собственный опыт или исследование учащихся, учебного процесса и результатов педагогической деятельности);
  • — конструктивно-проектировочные (умения, связанные с анализом собственной деятельности и проектированием учебно-воспитательного процесса);
  • — — организаторские ( умения организовывать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с поставленными целями);
  • — — коммуникативные (умения, необходимые для взаимодействия и воздействия в динамике педагогического процесса и являющиеся условием обеспечения передачи информации в процессе педагогического общения);

— прикладные (умения, определяемые художественными, спортивными и иными способностями учителя, а также требованиями педагогической работы (пение, хореография, спорт и т.д.)). Нетрудно заметить, что представленные компоненты не только взаимосвязаны, но иногда и достаточно сильно пересекаются.

Все компоненты педагогической деятельности образуют целостную динамическую структуру, в которой «одни компоненты, являясь стержневыми, играют ведущую роль, другие — второстепенную, подчиненную»,Н.В. Кузьмина и А.И. Щербаков установили, что в деятельности учителя-мастера при ведущей роли одного или нескольких компонентов гармонически сочетаются все ее компоненты.

Проблему педагогического творчества и совершенствования профессионального мастерства учителя следует решать комплексно, в процессе творческого саморазвития учителя. Каждый учитель может стать творческим педагогом «при большом стремлении, ясной цели, при упорстве и трудолюбии, при непрекращающейся работе по самообразованию, развитию общей культуры личности»,
Полный ответ

Какие умения необходимы учителю для осуществления педагогической деятельности?

Уметь внимательно слушать и слышать, адекватно воспринимать информацию; владеть всеми видами внимания и памяти; работать с источниками знаний; уметь составлять план свернутый (развернутый), конспектировать, тезировать, аннотировать, реферировать; делать сокращенные записи и обозначения ( NB — начальные буквы латинских
Полный ответ

Что такое педагогические навыки?

Смотреть что такое «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ» в других словарях: —

УМЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ — УМЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ. См. педагогические умения Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) Умения педагогические — совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми; различают три группы умений: связанные с постановкой задач и организацией ситуации; с применением приемов Современный образовательный процесс: основные понятия и термины Умения педагогические — совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми; различают три группы умений: связанные с постановкой задач и организацией ситуации; с применением приемов Педагогический словарь УЧАСТНИКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА — автономия обучающегося, адресант, адресат, бакалавр, билингв, билингвальный тип обучения, воспитывающая функция преподавателя, воспитывающее обучение, грамматический тип обучения, группа, групповая деятельность, групповые нормы, деловой стиль, Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ — МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. Свойство личности преподавателя как высший уровень освоенных профессиональных умений и знаний в данной области; необходимое качество преподавателя языка, обеспечивающее высокую степень владения языком и его преподавания Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — автократичность, автоматизация, автономия обучающегося, авторитарное воспитание, авторитарность, авторитет, авторская школа, адаптация социальная, академическая задолженность, аккредитация образовательного учреждения, акмеология, активная Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) Импровизация( педагогическая) — деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью И. является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность И. составляет Педагогический терминологический словарь Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ — ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. Дидактический принцип, характеризующий способности преподавателя к профессиональной деятельности в качестве преподавателя языка. Основу профессиональной компетенции составляют профессионально Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) Педагогическая технология — Понятие «педагогическая технология» появилось в начале 1960 х годов. С 1966 года в Англии раз в два года проходят конференции, по материалам которых выпускаются книги «Aspects of Educational Technology». Этот же термин используется и в Энциклопедия педагогических технологий

Полный ответ

Почему учитель должен быть творческим?

Творческий подход в работе педагога – это непрерывный процесс постоянного совершенствования. Только творчество педагога направлено не на создание нового, а на развитие существующего. Педагог вкладывает свои знания и умения в совершенствование личности и знаний своих учеников.

Творческий подход не только помогает в работе, но и повышает ее результаты. Поэтому я считаю это актуальным для себя, ведь так важно достигать больших результатов в работе. И считаю актуальным для каждого педагога в нашей стране, ведь от педагогов во многом зависит дальнейшая жизнь их учеников. Поэтому, в своем эссе, я хочу рассмотреть несколько вопросов.

Должен ли педагог использовать творческий подход или он может отвергнуть его? И для чего такой подход на самом деле нужен? А самое главное, как ему научиться?, Чтобы научится использовать творческий подход, нужно обладать потребностью творить. Необходимо и обладать творческими качествами, а также развивать их.

Академик В.А. Энгельгардт писал, что творчество — это физиологическая потребность «результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь». Это означает, что творчество — это самая настоящая потребность, присущая каждому человеку. А великий русский писатель Иван Александрович Гончаров утверждал, что «приёмам творчества не научишься.

У всякого творца есть свои приёмы. Можно только подражать высшим приёмам, но это ни к чему не ведёт, а в работу творческого духа проникнуть нельзя». Это значит, что необходимо развивать свою потребность творить. Для этого необходим каждодневный труд и поиск новых творческих идей в работе.

Стремиться понять природу творчества классик русской литературы XIX века не советовал. Но сейчас, в веке XXI, наука шагнула чуть дальше. Природа творчества была изучена. Качества необходимые в таком подходе к работе называют самые разные. Среди них и умение нестандартно мыслить и отказ от классического взгляда на привычные вещи.

Таких качество много. Но у каждого творческого педагога они должны быть свои. Творческий подход в работе педагога позволяет ему не только передать свои знания ученикам, но и заинтересовать в своем предмете. В пример я хочу привести педагогов, которые творчески преподают свой предмет.

  1. Результат их труда — любовь учеников к предмету.
  2. Они проявляют интерес.
  3. Творческий подход создает мотивацию.
  4. Так, ученики достигают блестящих результатов.
  5. Творческий подход в работе педагога заключается в использовании творческих средств в решении педагогических задач.
  6. Это может быть применение известных средств новыми способами или создание совершенно новых способов поведения в различных ситуациях.

Такой подход позволяет по новому взглянуть на привычные ситуации и найти новое, блестящее решение. Однако, творческий подход – это не только решение педагогических задач. Творческая деятельность – это познавательные, эмоциональные и мотивационные компоненты личности педагога.

  • Это позволяет педагогу не только развивать своих учеников, но и развиваться самому.
  • Благодаря творческому подходу педагог совершенствует свою личность.
  • Народный учитель СССР Владимир Абрамович Караковский утверждал, что «творчество педагога — важнейший признак педагогической культуры».
  • В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым.

Творческий педагог — это тот, кто открывает, умудряет и ободряет. Педагог, в своей работе, создает не предмет, а личность и знания человека, который всегда неповторим, уникален. Рассмотрев аспекты творческого подхода в работе педагога, я могу ответить на поставленные во введение к эссе вопросы.

  • Я считаю, что отказаться от использования творческого подхода нельзя.
  • Ведь каждый ученик — уникален.
  • И подход к каждому из них должен быть уникальным, творческим.
  • Такой подход нужен для того чтобы помогать ученикам развиваться и совершенствоваться самому.
  • Но научиться ему нельзя, его можно только развивать.

И у каждого из нас есть возможности для этого. Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице. Порядок вывода комментариев:
Полный ответ

Что относится к личностным качествам учителя?

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Автор: Толкын Сламбекова, Гулим Агзамова (Семей, Казахстан) К настоящему времени наука накопила богатый опыт в определении требований к личности педагога, на основе которого можно выделить два основных компонента — личностные и профессиональные качества педагога.

При формировании личности педагога в вузе появляется необходимость исследований будущего профессионала с точки зрения тех качеств, свойств, особенностей, которые обеспечивают его успешную профессиональную деятельность. Выявление и уточнение структуры профессионально важных личностных качеств, способствующих активному профессиональному становлению, во-первых, дает возможность сформировать целостное представление о профессии; во-вторых, позволяет строить учебные планы и программы в соответствии с требованиями, предъявляемыми выпускнику вуза профессиональной деятельностью; в-третьих, вуз при подготовке специалистов к самостоятельной работе по выбранной профессии получает научно обоснованные данные по развитию у студентов качеств, необходимых им для эффективной профессиональной деятельности.

В своих исследованиях ученые Н.В. Кузьмина, Н.Е. Мажар, Л.М. Митина, В.П. Симонов, В.А. Сластенин и др. установили, что далеко не каждый человек может стать учителем. Для овладения этой профессией необходима прежде всего довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, а также определенная психологическая предрасположенность к педагогической деятельности.

  1. Но на сегодняшний день основным критерием оценки выпускника педагогического ВУЗа являются в основном знания, тогда как определенным фактором успешности его профессиональной деятельности оказывается целостность его личности, духовное богатство, нравственный и эстетический облик.
  2. Педагогическая профессия относится к типу «Человек-Человек».

Согласно Е.А.Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать в уме знания о личных качествах многих и разных людей и т.д.

Человеку этой профессиональной схемы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая культура; «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»; «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может, стать лучше»; способность сопереживания; наблюдательность; «глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; решение нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции,

Читайте также:  Как Создать Здоровую Атмосферу В Коллективе?

В конце XIX в.П.Ф. Каптеревым отмечено, что одним из важных фак­торов успешности педагогической деятельности являются «лич­ностные качества» учителя. Отмечается обязательность таких ка­честв, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.

Специально подчеркивается не­обходимость остроумия, а также ораторских способностей, арти­стичности натуры. Особенно важна готовность к эмпатии, т.е. по­ниманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии,Л.М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик): вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, критичность, логичность, любовь к детям, наблюдательность, настойчивость, ответственность, отзывчивость, организованность, общи­тельность, политическая сознательность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность.

Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого портрета являются собственно личностные качества: направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я»,Н.И.Болдырев выделил приоритетные качества личности педагога-организатора: идейность, нравственную и гражданскую зрелость, общественную активность, увлеченность профессией, любовь к детям, гуманное, заботливое отношение к ним, высокую требовательность к себе и ученикам, коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении, психологическую совместимость с другими членами педагогического коллектива и другие, необходимые идеальному специалисту.

  • Немаловажную роль Н.И.Болдырев отводил качествам личности, которые помимо приоритетных неплохо было бы иметь учителю: такт, выдержка, самообладание, наблюдательность, искренность, находчивость, твердость, последовательность в словах и действиях, аккуратность, внешняя опрятность,
  • Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных т.е.

приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них И.П.Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества,

Проблеме профессионально значимых качеств учителя посвящают свои исследования большое количество ученых. Среди них Ф.Н.Гоноболин, Б.Р. Елканов, В.А.Сухомлинский, В.И.Журавлёва, И.А.Зимняя, И.А.Зязюн, А.В.Мудрик, Т.С.Полякова, В.П.Симонов, В.А.Сластёнин и др. По мнению многих ученых профессионально важными качествами понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения.

По мнению Е.Ю.Самарцевой: «Профессионально значимые личностные качества учителя — это характеристики умственной, эмоционально-волевой, нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль»,

  1. Профессиональные качества педагога играют важную роль, так как являются основным показателем уровня педагогического мастерства.
  2. Педагог, в первую очередь должен владеть знаниями и умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.
  3. Его профессиональные качества должны отвечать требованиям и стандартам, общепринятыми для его области знаний.

Несмотря на то, что относительно набора профессионально значимых качеств и их классификации у исследователей наблюдаются различные точки зрения и подходы, они все же имеют практически одинаковое мнение по поводу значимости этих качеств, считая их фундаментальным компонентом личности учителя, наряду с профессионально-педагогической направленностью и педагогическим мастерством.

  • — направленности личности педагога;
  • — педагогические способности учителя;
  • — профессиональная компетентность педагога,

К важным профессиональным качествам по А.К.Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия,

  1. 1) Проектировочно-гностические способности:
  2. · педагогическое целеполагание;
  3. · педагогическое мышление.
  4. 2) Рефлексивно-перцептивные способности:
  5. · педагогическая рефлексия;

· педагогический такт,В.А.Сластенин выделил следующие профессиональные качества педагога: интерес и любовь к ребенку, справедливость, педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, общительность, требовательность, целеустремленность, организаторские способности, уравновененность, выдержка, профессиональная работоспособность,

По В.П.Симонову профессиональные значимые качества личности учителя: 1. Психологические черты личности как индивидуальности – сильный, уровновешанный тип нервной системы; тенденции к лидерству; уверенность в себе; требовательность; добросердечность и отзывчивость; гипертимность.2. Педагог в структуре межличностных отношений – преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами; незначительные конфликты только по принципиальным вопросам; нормальная самооценка; стремление к сотрудничеству с коллегами; уровень изоляции в коллективе равен нулю.3.

Профессиональные черты личности учителя – широкая эрудиция и свободное изложение материала; умение учитывать психологические возможности учащихся; темп речи 120-130 слов в минуту, четкая дидукция, общая и специальная грамотность; элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты; обращение к учащимся по именам; мгновенная реакция на ситуацию, находчивость; умение четко сформулировать конкретные цели; умение организовать всех учащихся сразу; проверяет степень понимания учебного материала.Т.А.Шингерей моделирует основные качества будущего учителя в рамках его пригодности к профессиональной деятельности: – будущий учитель должен обладать задатками к избранной деятельности (здоровьем, психофизическим равновесием, определенными внешними данными и т.д.); – нужно предусматривать его интеллектуальные возможности и способности («интеллектуальные способности человека, который решил стать педагогом, должны обеспечивать ему возможность усвоения определенного объема знаний, как общего характера, так и специальных.»).

Необходимо учитывать уровень нравственного развития будущего педагога; – важны такие психологические качества, которые позволяют успешно взаимодействовать с другими людьми («оптимизм и эмпативность, умение владеть собой, уверенность в себе, ровную доброжелательность к людям, развитое чувство юмора, быстроту реакции, способность ориентироваться в сложной ситуации.»),

Тем не менее очень сложно отделить профессиональные качества от нравственных и других свойств личности учителя, определяющих успех его педагогической деятельности. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что качество профессиональной подготовленности учителя зависит не столько от количества знаний, которыми он обладает, сколько от развитости у него эмоционально-волевой сферы, процессов творческого педагогического мышления, от сформированности профессионально значимых личностных качеств, педагогических способностей и педагогического мастерства.

Таким образом, личность педагога — это сложное сочетание не только знаний своего предмета, но и общечеловеческих качеств и умений. Литература: 1. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях.М., 1995.2. Каптерев П.Ф. Избр. пед.соч.М., 1982 3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.М., 1998.4.

Болдырев Н.И. Классный руководитель.М., 1978 5. Подласый И.П. Педагогика. В-2кн. Книга 1.М., ВЛАДОС, 2000 6. Самарцева Е.Ю. Профессионально значимые личностные качества учителя элитарной школы. //Вестник Томского государственного педагогического университета.2011.

– № 11.7. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. – Л., 1961. – 98 с.8. Маркова А.К. Психология труда учителя.М., 1993 9. Сластенин В.А., И.Ф.Исаев., Е.Н. Шиянов. Педагогика. Под.ред.В.А.Сластенина.М., Издательский центр «Академия», 2004. – 576с.10. Шынгерэй Т.А. Каму быць педагогам? // Народная асвета.

– 1994. – № 4. Читать подробнее: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Полный ответ

Что включает в себя личные качества учителя?

Личностные качества педагога, необходимые для успешной работы в учреждениях интернатного типа Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения, является общепризнанным во всех педагогических науках. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии; в его работе необходимы такие качества личности как – объективность, внимательность, контактность, чуткость, добросовестность, адекватность самооценки, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.

  • Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний детей и к сопереживанию.
  • Большое значение придаётся исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Но во всех этих «должностных» словах есть, я уверена в этом, и «Ахиллесова пята». Это – не умение увидеть себя глазами ребёнка, не умение ставить себя на место ребёнка или желание сберечь свои нервные клетки! Наши дети – это рентген! Они просвечивают нас так, что мало не покажется.

Мне иногда кажется, что это они нас не воспитывают, нет, проверяют на прочность. Вопрос в том – только ли на прочность? На что ещё? И в этом, уважаемые коллеги, мы выглядим не с лучше стороны. Я лично иду на работу и не знаю, экзамен на что мне предстоит сдавать, какие качества человека и педагога мне предстоит проявить.

Вообще-то не работа, а постоянный экстрим. В правильных текстах написано, что «дети видят в педагоге не только положительное, но выделяют и то, что они ХОТЯТ пересмотреть в себе»! Чушь. Это нам надо «прислушиваться» к ним постоянно. В педагогической науке есть такой термин – «эмпатия», т.е.

быть требовательным, но при этом не вызывать у обучаемых отчуждённость; уметь поощрять (хвалить) обучаемых, но при этом не быть приторным; быть добрым, но без слабости (не добреньким); быть строгим, но без придирчивости; владеть чувством причастности, но не подменять обязанности обучаемого; уметь прогнозировать эмоциональный отклик у обучаемых.»

Но мне кажется, что это – мозги, а душа – это ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ! Мы можем сколько угодно планировать, предполагать и т.д., но переступаешь и и всё, что планировал, летит сами знаете куда. Интуиция сама по себе, без базы определённых знаний – ноль! Воспитатель должен ЗНАТЬ группу, уровень её знаний, её сильные и слабые стороны, её настроения, должен знать КАЖДОГО воспитанника, его слабые и сильные стороны, должен уметь индивидуализировать в зависимости от этого и подход к нему.

  • Воспитатель обязан пользоваться их доверием и уважением, избегать в своей работе обезлички.
  • Я позволю себе остановиться, буквально на чуть-чуть, на «должном» выполнении домашних заданий.
  • В процессе приготовления домашних заданий мы, воспитатели таких учреждений, выполняем ещё и функцию учителя, а значит мы должны владеть методикой обучения: уметь просто и образно, иллюстративно рассказывать, объяснять, делиться своим опытом, уметь задавать вопросы, выясняющие степень понимания и степень усвоения ребятами заданий, будить в них самостоятельность.

Сложность, вернее, специфика наших детей в том, что они не все находятся на уровне задаваемого. И в этой ситуации важны методы обучения, к которым обращаются вопитатели-педагоги: метод, обеспечивающий первичное восприятие знаний и умений детьми (рассказ, объяснение, толкование различных понятий) и метод осмысливания, развития и углубления знаний (объяснение фактов и явлений природы, труда в общественной жизни).

Наша задача состоит не только в том, чтобы исподволь готовить ребёнка к серьёзному, настойчивому, усидчивому труду, который не возможен без напряжения мысли, но и в том, чтобы утвердить в КАЖДОМ чувство собственного достоинства, научиться уважать себя, открыть доверие к себе и веру в себя и, главное, научить чуткости, сопереживанию к другим.

Другими словами – чтобы ребёнок чувствовал сердцем другого человека. И если этого нет в нас самих, то это не сможет родиться и в наших воспитанниках. Эти дети самого главного – родных людей. Мы для них ТРИЕДИНЫ: и мама, и папа, и учитель не только в учёбе, но и по жизни.

  1. В нашей работе учебно-воспитательный процесс – это многогранная духовная жизнь всего коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством ниточек, которые мы не можем себе позволить порвать.
  2. Главная причина недопустимых отношений между воспитателем и воспитанником – это взаимное недоверие и подозрительность, не переживание детских радостей и горестей, не стремление мысленно ставить себя на место ребёнка.

Мне кажется, что иногда, в силу нашего жизненного опыта (я узнала ого-го), возрастного (я прожила ого-го), мы очень часто говорим и воспринимаем их как ДРУГИХ! Говорят – по-другому, музыка – другая, одежда – другая. Но они – это мы, только другие. Можно очень много говорить о разных инновационных технологиях и т.д.

  1. И т.п., но есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем.
  2. И одно из них – это умение проникнуть в духовный мир ребёнка, не забывать, что он – это живой, неповторимый мир, который стоит на пороге в другой мир – мир познания, мир творчества и мир ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ отношений.
  3. И только от нас с вами, в силу опять-таки специфики нашей работы, зависит – в какой мир он выйдет, потому что мы, пока с ним, мы – это ЕГО глаза на наш мир.

Не идеализируя ребёнка, не приписывая ему каких-то чудодейственных свойств, подлинный воспитатель не может не учитывать того, что детское восприятие мира, детская эмоциональная и нравственная реакция на окружающую действительность отличается своеобразной ясностью, тонкостью, непосредственностью(какими бы кошмарами они не казались).

И, наверное, самое главное наше качество – это оставаться в душе РЕБЁНКОМ, несмотря на возраст и жизненный опыт. И призыв выдающегося польского педагога Януша Корчака возвыситься к духовному миру ребёнка, а не снисходить к нему. Надо понимать как тончайшее понимание и чувствование ДЕТСКОГО познания мира – познания УМОМ и СЕРДЦЕМ.

Используемая литература:

«В поисках решения» Святослав Довбня, Татьяна Морозова, изд-во Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства, 2007г. «Воспитание школьников», научно-методический журнал, 2002г.№2. «Воспитание школьников», научно-методический журнал,2009г.№9 «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёв, изда-во «Детская литература»,1985г.

5.04.2013 Читать подробнее: Личностные качества педагога, необходимые для успешной работы в учреждениях интернатного типа
Полный ответ

Какие качества не должны быть у учителя?

Качества плохого педагога назвали российские учителя 16 июля 2020 года, 07:14 Самое плохое — это безответственность и безразличие к своему предмету и детям. Что Необходимо Педагогу Для Успешной Работы Безответственность и безразличие к своему предмету и детям характеризуют плохого педагога. Так считают 20% учителей-участников опроса, проведенного онлайн-школой Skysmart. Об этом сообщает,16% назвали плохим качеством лень, отсутствие желания к развитию.

Педагогический талант называют главным признаком хорошего учителя 10% опрошенных, гибкость и мобильность педагога — 9%.Еще 8% участников опроса считают необходимым качеством доброжелательность и чувство юмора.Ранее сообщалось, что нижегородец Дмитрий Доронин победил в этапе конкурса «».

Закон дает право участникам специальной военной операции приостановить платежи по кредитам на весь срок службы плюс 30 дней. ИА «Время Н» узнало, как торговые сети привлекают клиентов. Во Всемирный день борьбы с раком груди, который отмечался 15 октября, корреспондент ИА «Время Н» пообщался с кандидатом медицинских наук, врачом-онкологом отделения хирургии опухолей молочной железы ГБУЗ НО «Нижегородский областной клинический онкологический диспансер» Натальей Гутаковской.
Полный ответ