Что Нужно Для Запуска Речи Ребенку?

Что Нужно Для Запуска Речи Ребенку
Чем раньше вы начнете, тем быстрее и легче ребенок нагонит своих говорящих сверстников!

  1. Уберите телефон, выключите телевизор
  2. Разговаривайте с ребенком
  3. Пойте песни, читайте стихи
  4. Покажите, как говорить
  5. Развивайте сенсорное восприятие
  6. Побуждайте ребенка говорить

Полный ответ

Что стимулирует речь ребенка?

Стимуляция гуления —

  • Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда.
  • Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог. Издавая звуки, напоминающие гуление, воркование, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам.
  • Повторяйте звуки, которые произносит Ваш малыш. Помните, что «говорящее лицо» является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи.
  • Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки.
  • Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. Кроме того, подобное «тормошение» стимулирует комплекс оживления.
  • Если ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову – это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении.

Полный ответ

Что необходимо для возникновения речи?

Для нормального развития речи необходимо, чтобы головной мозг и особенно кора его больших полушарий, достиг определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие – полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.
Полный ответ

Какие витамины способствуют развитию речи ребенка?

10 советов маме ребенка с задержкой речевого развития Каждая мама должна быть знакома с принципами нейродиетологии, а мама ребенка с проблемами развития – тем более. Дети с нарушениями развития и задержками речи обязательно должны правильно питаться. Как же маме составить рацион питания ребенку, и какие продукты будут полезны такому малышу? Вот наши советы, которые пригодятся маме ребенка с ЗРР: 1. Необходимо насытить рацион продуктами, содержащими достаточное количество кальция (молоко, творог и другие кисломолочные продукты, рыба, зеленые овощи, орехи, семена).

  • Чтобы кальций усваивался лучше, необходимо достаточное поступление в организм витамина Д.2.
  • Обязательно вводите в рацион продукты, богатые калием: мясо, крупы, картофель «в мундире», пшеничные отруби, представители бобовых (фасоль, горох, чечевица, нут), морковь, тыква, свекла, огурцы, помидоры, капуста, зелень, яблоки, вишня, черная смородина, ежевика, виноград, сухофрукты, орехи.3.

Вводите в рацион продукты, богатые фосфором. Источником фосфора являются: некоторые виды круп (гречневая, овсяная, пшено), рыба, молоко и кисломолочные продукты, яйца.4. Чтобы ребенок был спокоен, и состояние нервной системы способствовало развитию речи, важен спокойный сон, а для этого в организме малыша не должно быть дефицита магния.

  1. Его содержат: мясо, молоко, гречка, отруби, пшено, бобовые, картофель, морковь, бананы, абрикосы, персики, клубника, ежевика, малина, орехи, кунжут.
  2. Препятствует усвоению магния повышенное употребление сахара.5.
  3. Не позволяйте ребенку есть пищу с искусственными ароматизаторами, красителями, консервантами, повышенным содержанием сахара и кофеина! Эти продукты будут возбуждать нервную систему, а это вредно для правильного развития речевой функции.6.

Обязательно соблюдайте правильное соотношение белков, жиров и углеводов.7. Не забудьте про витамины группы В. Именно эта группа витаминов отвечает за состояние нервной системы. Витамины группы В обязательно назначают детям с нарушением речевой функции. В каких же продуктах «водятся» эти витамины?

Витамин В1: гречневая и овсяная крупы.Витамин В3 (ниацин, витамин PP): мясо, молоко, семена подсолнечника, арахис, фасоль, горох, грибы, неочищенные зерновые культуры и каши из недробленых круп.Витамин В6: шпинат, проросшая пшеница.Виамин В9 (фолиевая кислота): печень, шпинат, грецкие орехи, ржаная мука.Витамин В12: кисломолочные продукты, яйца, зеленые части растений, салаты, зеленый лук, говяжья печень.Витамины группы В являются главными витаминами для профилактики и коррекции задержки речевого развития, алалии. Они участвуют в синтезе миелина, недостаток которого вызывает эти нарушения.Витамины группы В участвуют в синтезе нейромедиаторов, улучшают состояние клеток печени, нервных волокон. Детям, страдающим дизартрией, необходимо принимать эти витамины для улучшения питания тканей. Если ребенку проводят логопедический массаж, то на фоне приема витаминов группы В повышается его эффективность.

8. Соблюдение питьевого режима, питье мелкими глотками. Питье желательно разделить с приемом пищи.9. Соблюдение режима питания (прием пищи в определенное время, чтобы организм и нервная система привыкли к ритму).10. Давайте ребенку понюхать, пожевать, откусить готовящийся продукт, показывайте процесс приготовления пищи, соблюдайте эстетику и культуру питания, вырабатывайте интерес к разнообразной, натуральной (не баночной), полезной еде. Консультируйтесь с врачами и специалистами по здоровому питанию по вопросам кормления ребенка:

когда именно вашему малышу в связи именно с вашими проблемами надо вводить прикормы?какие продукты именно вашему малышу следует вводить в рацион?как технически приготовить настоящую кашку или супчик, пюре или котлетку?какие рецепты приготовления пищи можно использовать именно в вашем случае?как стимулировать сосание, глотание и жевание у малыша с первых месяцев жизни, чтобы подготовить артикуляционный аппарат к формированию речевой функции?

Обращайтесь к нашим специалистам по раннему развитию. В наших рядах есть знатоки и по вопросам питания! Мы с вами пройдем интереснейший путь приобщения ребенка к вкусным и полезным блюдам, которые помогут сформировать, сохранить и скорректировать все его сферы развития, а не только речевую функцию. Читать подробнее: 10 советов маме ребенка с задержкой речевого развития
Полный ответ

В каком возрасте ставят задержку речевого развития?

Диагноз « задержка речевого развития » впервые выставляется детям младше 3–4-х лет, если малыш осваивает родной язык гораздо медленнее своих сверстников.
Полный ответ

Что влияет на развитие речи ребенка?

9 правил развития речи у ребенка, которые многие не знают или игнорируют Простые и доступные каждой маме. Любая семья мечтает, чтобы их малыш заговорил как можно раньше. О том, как помочь ребенку овладеть навыком речи и что можно сделать дома, чтобы ускорить этот процесс, «Летидору» рассказала логопед, специалист по проблемам обучения в Exupery International School Алина Малошик. О развитии речи можно и нужно говорить уже начиная с раннего младенчества. Ведь система речи формируется задолго до того, как ребенок начинает произносить первые осмысленные слова. В развитии речи важны интонация, жесты, контакт глаз, прикосновения, улыбка. Все это формирует невербальную речь, невербальное общение, что впоследствии даст толчок развитию вербальной речи. Поэтому заниматься развитием речи можно и нужно уже с пеленок. Речь каждого ребенка должна проходить через такие этапы, как гуление (с 2 месяцев), лепет (около 6 месяцев), так называемая экспрессивная речь ребёнка. Вялость или отсутствие этих этапов должны насторожить и послужить поводом обратиться к педиатру.

  1. Если вышеуказанные этапы были своевременными, то формирование речи постепенно переходит к слогам, словам и предложениям.
  2. Когда малыш пробует свои силы в слогах, стоит начать обучение с простых, односложных слов, привязанных к ситуациям и интонациям: «бах!» (если что-то упало), «ах!» (выражение удивления) и прочих.

Наравне с этим можно переходить к звукоподражанию, озвучивать животных. К году ребенок вполне может освоить, что кошка говорит «мяу», корова — «му-у», поезд — «ту-ту», а машина — «би-би». Когда ребенок начинает осваивать речь, родителю или тому взрослому, который проводит с ним больше всего времени, стоит использовать правило: обращаясь к ребёнку, говорить на одно слово больше, чем говорит ребенок, чтобы не перегрузить его избыточным красноречием.

Например: «мама спит», «пойдём гулять», «брат отдыхает», «ужин готов».Соответственно, если ребёнок уже научился складывать слова в словосочетания, то родитель в своём обращении использует уже предложения из трёх слов.Разговаривая с ребёнком таким образом, мы доступным ему способом помогаем быстрее освоить речь и начать говорить.

Конечно, маме в декрете порой очень хочется пообщаться, и она часто изливает свой поток красноречия именно на ребенка, описывая ему окружающий мир. Это не плохо. Однако с длинными и красочными описаниями, сложными словами и выражениями в этот период времени лучше быть осторожнее. Покажите ребёнку практическое применение речи. Например, как при помощи слов мы можем влиять на людей. Для этого слова нужно научить малыша привязывать слова к действиям. Например, если ребенок подходит к сидящей маме, чтобы она пошла за ним, ему достаточно потянуть ее за руку, чтобы мама встала и послушно пошла вслед.

Лучше в такой ситуации побудить ребенка сначала озвучить свое желание, сказать «иди!» или «пойдем!», а только потом уже сразу же встать и пойти за ним. Такая мгновенная реакция мамы покажет ребенку магию слова, а также связь слова и действия. О важности занятий мелкой моторикой для развития речи сегодня знает практически каждый: шнуровка и лепка, сенсорные коробки и мозаика, — этих занятий и развивающих игр, стимулирующих речевые зоны мозга, у ребенке в избытке.

Но помимо этого речь стимулируют занятия спортом, прогулки, музыка и танцы. Последние, кстати, влияют на развитие моторного планирования — понимания человеком того, что говорить дальше, умение связывать между собой части речи и предложения. Так что занятия танцами нужны для развития логики речи. Да и в целом для психического и когнитивного развития ребенка спорт, балет, танцы полезны. Каждый новый навык запускает и формирует новые нейронные связи в мозгу у ребенка, а результат этого положительно сказывается на речи. И, конечно, помним про занятия сенсорной интеграцией, занятия на развитие психических функций мозга (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия) и пальчиковую гимнастику, когда весёлый ритмичный стишок накладывается на движения пальчиков.

Если кажется, что ребенок недостаточно быстро осваивает речь, подключите упражнения на мелодику речи. Чаще пойте, обращаясь к ребенку, выпевайте слова. Пойте частушки, играйте в ладушки. Музыкальное образование, слух и голос тут не важны — важна напевность и плавность речи. Читайте стихи — короткие и понятные, они полезны тем, что развивают память и ритм, формируют фонематический слух.

Так что простые и хорошо рифмованные детские стихи и потешки тоже помогут наладить процесс развития речи. Всем ли детям в тот или иной момент нужен логопед? Для коррекции речи логопед нужен не всем, но логопед занимается не только коррекцией нарушений, но и развитием лексико-грамматических конструкций, развитием связной речи, профилактикой нарушений письма и чтения, развитием фонематического слуха, развитием когнитивных функций мозга и многими другими полезными вещами.

Когда идти к специалисту? Если у мамы есть сомнения в том, насколько правильно развивается речь ребенка (даже если никто, кроме нее, эти сомнения не разделяет), лучше сходить на консультацию к логопеду. Поощряйте детей рассказывать и сочинять разные истории: озвучивайте игрушки, придумывайте вместе с ребенком тайную жизнь личных вещей (рюкзачка, домашних тапочек, зубной щетки, кухонной утвари).

Чаще играйте в игры «а что если», предлагая ситуации, которые можно развить в истории: а если бы люди умели летать? А если бы животные могли говорить? А что было дальше в этой сказке после того, как мы ее дочитали? Все это позволяет эффективно развивать речь. Разговаривайте с ребенком, задавайте ему больше вопросов, уберите подальше смартфон, планшет и выключите телевизор. Общайтесь без посредников, не отвлекаясь на чаты и мессенджеры. Даже если мама работает, то лучше провести с ребенком один качественный час перед сном, поговорив, расспросив друг друга, почитав сказку, чем быть рядом весь день, не выпуская из рук телефон.

Как и в любых других занятиях, ключ успеха к развитию речи — это регулярность. Заброшенная на дальнюю полку сенсорная коробка и одна полузабытая потешка вряд ли принесут существенную пользу. Поэтому важно заниматься немного, но ежедневно: можно варьировать между собой разные занятия, держать на видном месте инструменты для развития мелкой моторики, чаще разговаривать друг с другом.

Если на каком-то этапе понадобилась коррекция специалиста, нужно помнить о том, что разовый визит — не панацея и, чтобы добиться результата, придется регулярно выполнять домашние задания логопеда. Помните, что если вас что-то беспокоит, не стоит думать, что это когда-то «пройдет само».
Полный ответ

Читайте также:  Что Включается В Рабочее Время Педагогических Работников?

Что влияет на задержку речи у детей?

Причины возникновения ЗРР — Задержку развития речи вызывают десятки факторов, врачи делят их на три группы по времени воздействия неблагоприятных факторов. Таблица № 3. Причины ЗРР по времени воздействия

Период Когда возникает Значимые факторы
Пренатальный В период внутриутробного развития. Гипоксия плода, гидроцефалия, нарушение формирования головного мозга, врождённая патология органов слуха, речи.
Натальный Во время родов. Родовая травма, обвитие пуповиной, длительный безводный период.
Постнатальный После рождения. Нервно-психические расстройства, нейроинфекции, заболевания среднего и внутреннего уха, травма речеслухового или речедвигательного аппарата, черепно-мозговая травма, отставание развития костно-мышечных структур лица.

Задержка речевого развития в раннем возрасте возникает у:

  1. 80% детей, родившихся в результате беременности, протекавшей с осложнениями;
  2. 50% с перинатальным повреждением нервной системы;
  3. 55% испытавших проблемы во время рождения:
  • при использовании стимуляции в родах – отставание речи выявлено в 79% случаев;
  • после кесарева сечения – в 70%.

Определить, когда именно возникло нарушение в многих случаях не удаётся, поэтому чаще используют другую классификацию, в которой причины делят на биологические и социальные. Таблица № 4. Виды задержки речевого развития

Виды Причины Примеры
Биологические Перинатальное поражение головного мозга. Асфиксия или гипоксия в родах, внутриутробные инфекции, рождение раньше или позже срока.
Болезни в раннем детстве. Черепно-мозговые травмы, гипотрофия, нейроинфекции, частые ОРВИ и другие болезни.
Тугоухость Любые нарушения слуха, в том числе тубоотиты, вызванные аденоидитами.
Наследственность Медленное созревание речевых центров может быть обусловлено генетическими факторами.
Социальные причины задержки речевого развития у детей Невостребованность речевого общения. Ребёнок растёт в семье «молчунов», близкие практически не общаются друг с другом. Либо, напротив, родители предугадывают все желания малыша, поэтому ему незачем говорить.
Педагогическая запущенность. Никто не уделяет внимания младенцу: не играет с ним, не разговаривает в достаточной мере. Сюда же относится госпитализм, когда ребёнок много времени проводит один в больнице или другом социальном учреждении.
Психологическая травма. Сильный испуг, неблагоприятный климат в семье, другие стрессовые факторы.
Дисгармоничное воспитание. Доминирующая гиперпроекция, педагогическая непоследовательность.
Билингвизм Дети позже начинают говорить в силу двойной нагрузки на речевой центр.

Если причина известна, лечение назначить легко, однако примерно в трети случаев родители не спешат записываться к логопеду, долго думают, что это просто особенности ребёнка и «само пройдёт», поэтому коррекция детей с задержкой речи часто начинается поздно, ближе к школьному возрасту.
Полный ответ

Сколько нужно занятий с логопедом для запуска речи?

Оптимальный вариант в большинстве случаев – 2-3 занятия в неделю. Больше – можно, меньше – нельзя.
Полный ответ

Какие факторы влияют на речь?

УДК 81’33 Н.А. Бурыгина аспирант кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики Института прикладной и математической лингвистики английского факультета МГЛУ; e-mail: natangens@gmail.com ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЧЕВОЙ АППАРАТ И РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА В центре внимания статьи — устная речь человека.

В настоящее время исследование влияния различных факторов на речевой сигнал является одной из главных задач прикладного речеведения. В работе была предпринята попытка выявить факторы, влияющие на речевой аппарат и речь человека. Для их определения был проведен обзор и анализ научной литературы российских и зарубежных авторов.

Учитывая сложность и комплексность процесса речепроизводства, при анализе факторов явление устной речи рассматривалось с точки зрения разных дисциплин: наркологии, психолингвистики, анатомии, фоноскопии, психиатрии, отоларингологии, психологии. В результате исследования был выявлен ряд факторов, влияющих на речевой аппарат и речь человека в целом.

К ним относятся: дефекты в строении артикуляторных органов, интоксикация, возраст, заболевания, а также эмоциональное состояние. Однако следует отметить, что в ряде случаев сложно установить, каким из факторов вызваны те или иные изменения речи. Кроме того, эксперименты в данной области сложны, учитывая трудность выявления нейтрального эмоционального состояния, а также возможность имитации речи диктором.

Ключевые слова: речевой аппарат; речь; интоксикация; возраст; эмоциональное состояние; заболевания; дефекты артикуляторных органов. Burygina N.A. Postgraduate Student, Department of Applied and Experimental Linguistics, Institute of Applied and Mathematical Linguistics, Faculty of the Humanities and Applied Sciences, MSLU; е-mail: natangens@gmail.com FACTORS OF INFLUENCE ON ORGANS OF ARTICULATION AND HUMAN SPEECH The article is focused on speech.

  1. At present, the study of influence of various factors on the speech signal is one of the main tasks of applied speech studies.
  2. The paper is an attempt to discover factors affecting vocal apparatus and speech.
  3. To gain the objective a review and analysis of scientific literature of Russian and foreign authors was performed.

Taking into account the interdisciplinarity of speech production, during the analysis the phenomenon was viewed in the context of a variety of sciences: narcology, psycholinguistics, anatomy, phonoscopy, psychiatry, otolaryngology, and psychology. As a result of the study, a set of factors affecting the vocal apparatus and the speech of the person as a whole was discovered.

They include: defects in articulatory organs structure, intoxication, age, illness, and emotional state. However, it is worth noting that in some cases it is difficult to establish which of the factors one or another change in speech was caused by. Moreover, experiments in this area are difficult, given the complexity of detecting neutral emotional state and the possibility of speech simulation.

Key words: vocal apparatus; speech; intoxication; age; emotional state; diseases; injuries and defects of articulatory organs. Введение Речевая коммуникация представляет собой особый вид взаимодействия людей, связанный с передачей информации, относящейся как к внешнему, так и к внутреннему миру человека.

  1. «Производство речи представляет собой чрезвычайно сложный многоступенчатый процесс.
  2. Сообщение начинает формироваться на доязыковом уровне и заканчивается созданием акустического сигнала, проходя через множество промежуточных стадий»,
  3. С точки зрения нейрофизиологии речевой аппарат состоит из двух частей, тесно связанных между собой: 1) центрального (или регулирующего) речевого аппарата и 2) периферического (или исполнительного).
Читайте также:  Что Нельзя Делать Детям В Школе?

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам»,

  • «Периферический речевой аппарат (далее — ПРА) состоит из трех основных отделов: дыхательного (бронхи, трахея, диафрагма), голо-сообразовательного (гортань и голосовые складки) и артикуляционного (активные и пассивные органы артикуляции)»,
  • «Помимо вышеуказанных органов, ПРА включает в себя ряд соединенных между собой воздушных полостей — полость легких, трахеи, гортанную полость, глотку, ротовую и носовую полости.

Данные полости участвуют в производстве речевых звуков, а их последовательность образует особую аэродинамическую структуру, которая называется речевым (голосовым) трактом», Для решения ряда задач, связанных с прикладным речеведением, необходимо выявить факторы, влияющие на речевой аппарат человека.

Учитывая сложность и комплексность процесса речепроизводства, при анализе факторов следует рассматривать явление устной речи с точки зрения разных дисциплин: наркологии, психолингвистики, анатомии, фоноскопии, психиатрии, отоларингологии, психологии. Дефекты строения артикуляторных органов Устная речь определяется дефектами в строении органов артикуляции (далее — ОА).

Любые нарушения в строении АО врожденного или рано приобретенного характера (в возрасте до 7 лет) неизменно влекут за собой трудности в формировании и развитии речи. Более поздние приобретенные дефекты АО как правило не приводят к тяжелой речевой патологии, но могут существенно влиять на качество и отдельные характеристики речи.

  • Наибольшее значение в отношении влияния на функцию голосо- и речеобразования имеют аномалии развития органов артикуляции — губ, твердого и мягкого нёба, языка, челюстей и зубов,
  • Речь у детей с дефектами губы и нёба становится глухой, недостаточно внятной, приобретает гнусавость (открытая ринолалия), наблюдаются нарушения в произношении, как согласных, так и гласных звуков (полная назализация).

Аномально высокий свод твердого нёба («готическое» нёбо) также может вызвать нарушение звукопро-изношения, Наиболее выраженные дефекты речи, несомненно, связаны с «волчьей пастью»: речь приобретает гнусавость, становится глухой и недостаточно внятной, наблюдается нарушение в произношении как согласных, так и гласных звуков (полная нозализация).

При других врожденных аномалиях губы и нёба их проявление в речи менее выражено, Дефекты развития челюстей и зубного ряда чаще всего проявляются в виде аномалий прикуса. Под прикусом понимают взаимное расположение верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях. Все дефекты строения и расположения зубов чаще всего сопровождаются нарушениями произношения в форме шепелявости,

Кроме того, эффекты развития языка существенно снижают возможности освоения звукообразования. «К аномалиям развития языка относится, прежде всего, полное его отсутствие, или аглоссия; недоразвитие языка (микроглоссия) или ненормально большой язык (макроглоссия)»,

Интоксикация Несомненно, разные виды интоксикации — как постоянной, так и временной влияют на РА. В целом, интоксикацию можно разделить на три типа: алкогольную, наркотическую и медикаментозную. По времени воздействия интоксикацию можно разделить на два типа: острую и хроническую. К обеим категориям можно отнести алкогольную, наркотическую и медикаментозные интоксикации.

Речь у человека при интоксикации героином становится замедленной, голос тихим. Можно заметить появление таких характеристик голоса, как сдавленность, надтреснустость, охриплость, сиплость, гнусавость. По этим признакам можно определить опьянение из соседней комнаты, по телефонному разговору.

Наркоманы пытаются объяснить изменения голоса «простудой», но других признаков простуды не наблюдается, Невнятная речь (дизартрия) наблюдаеся также при употреблении барбидуратов, атропина и седативных препаратов, К первитиновой наркомании относят смазанную речь. При фенилпропаноламиновой наркомании — речь дизартрична, наблюдается речевое возбуждение.

При развитии кокаиновой наркомании — речь «вязкая», медлительная, с персеверацией, лишенной какой-либо продуктивности. В течение 1,5-2 лет развивается опустошение психической сферы, речь становится монотонной и односложной, В рамках хронической интоксикации следует отдельно выделить табакокурение, поскольку данный вид интоксикации накладывает особый отпечаток на речь.

С точки зрения речевого аппарата вследствие курения происходит обжиг слизистой оболочки гортани и дыхательных путей, появление отечности, кровоизлияний, утолщений, узлов и полипов голосовых связок, появляются частые несмыкания голосовых связок. Курение поражает слизистую оболочку гортани отчего голос теряет звонкость, выносливость и диапазон.

Голос курильщика всегда сиповат на низких тонах и визглив на высоких, ограничен его диапазон, он слабый, часто срывается. К четырем основным эффектам, связанными с употреблением алкоголя, относятся: замедленная, «невнятная», «нечеткая», «спутанная» речь, речевые ошибки, нечеткое произношение звуков, а также слышимые изменения в качестве речи,

  • «На акустическом уровне: меняется уровень ЧОТ и увеличивается ее вариативность, понижается темп, увеличивается число и длина пауз, иногда снижаются параметры амплитуды и интенсивности, резко снижается беглость»,
  • В рамках автоматического распознавания речи А.Л.
  • Ронжиным был проведен эксперимент в результате которого была определена зависимость точности автоматического распознавания речи от степени алкогольной интоксикации говорящего (учитывались как изменения параметров голосового тракта, так и семантико-синтаксическая связность произносимой речи).

Уровень ошибок распознавания возрастал на первых стадиях интоксикации, затем постепенно фиксировался на определенном уровне. Длительность тестовой фразы также повлияла на точность распознавания; вначале тестирования диктор делал больше ошибок и меньше в конце.

  • Это объясняется тем, что при произношении первой фразы он испытывал большее волнение, что сказывалось на качестве речи, а при увеличении интоксикации, это волнение усиливалось,
  • Возраст Ввиду того, что по голосу можно легко определить возраст человека, его следует рассматривать как фактор, влияющий на речевой аппарат (далее — РА) человека.

Считается, что у пожилых людей диапазон голоса относительно узкий, голос отличается грубым тембром, нестабилен по силе, также меняется высота голоса. По мнению многих авторов, у пожилых женщин голоса более низкие, у пожилых мужчин, наоборот, более высокие, чем у лиц молодого возраста.

Степень выраженности возрастных изменений голоса зависит от состояния организма, образа жизни, конституциональной и расовой принадлежности, наследственных, социальных и экологических факторов. Для обозначения физиологических изменений голоса, характерных для пожилого возраста, используется термин «пресбифония».

При этом состоянии характерен ряд изменений РА: • атрофия мышечного аппарата органа; • постепенная кальцификация и оссификация хрящей гортани, снижение подвижности черпаловидных хрящей; • смещение гортани книзу; • увеличение плотности голосовых складок, ведущее к формированию более высокой ЧОТ, у мужчин и атрофия голосовых складок и снижение ЧОТ у женщин; • неполное смыкание голосовых складок при фонировании звуков в результате атрофических процессов в собственной пластинке слизистой оболочки гортани.

  • Люди с пресбифонией часто описывают свой голос как хриплый.
  • Субъективно отмечается появление добавочных призвуков в голосе, изменение тональности, придыхание, замедление темпа речи, дрожание голоса.
  • Голос становится более «тонким», грубым «блеющим».
  • В результате сравнительного анализа акустических параметров голоса в различных возрастных группах, проведенного В.В.

Шилен-ковой, было установлено, что в зрелом возрасте женщины имеют объективно лучшие показатели голосовой функции по сравнению с мужчинами, что проявляется более широким частотным диапазоном, лучшими возможностями использования тихого голоса и положительными значениями DSI.

С возрастом эти различия стираются, понижение частоты основного звука наблюдается не только у женщин, но и у мужчин. Однако это явление у лиц мужского пола менее заметно. Период старения сопровождается сужением частотного и динамического диапазона голоса, нарастанием jitter, ослаблением силы голоса и, как следствие, смещением DSI в сторону отрицательных значений.

В большей степени эти изменения выражены у женщин, Заболевания Нарушениями речи занимается наука логопедия. Логопедические нарушения речи, в свою очередь, делятся на нарушения фонационного (внешнего) оформления речи и на нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи: «а) Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи: — афония, дисфония — отсутствие или расстройство голоса; — брадилалия — патологически замедленный темп речи; — тахилалия — патологически ускоренный темп речи; — заикание — нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; — дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата; — ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизноше-ния, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата; — дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата; б) нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи: — алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга; — афазия — полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга»,

  • Однако нарушения речи не появляются сами по себе, а возникают в результате различных заболеваний.
  • К заболеваниям, влияющим на РА, можно отнести лор-заболевания, т.е.
  • Заболевания горла, носа и ушей.
  • К наиболее распостраненным аболеваниям носа относятся: ринит, синусит, искривление перегородки носа.
  • Основным заболеванием горла является ларингит (охриплость и осиплость голоса, его грубость, отек слизистой подголосовой полости, которая приобретает вид гиперемированных валиков, суживающих просвет гортани.
Читайте также:  Сколько Времени Ребенок Может Удерживать Внимание?

Заболевания ушей, влияющие на голос, связаны с нарушением слуха, что приводит к усилению громкости речи. Другая группа заболеваний, влияющих на речь, — это заболевания, касающиеся психического здоровья. Для острого психотического расстройства характера дезорганизованная речь; ускоренная речь является одним из симптомов мании.

  1. Речь людей, перенесших эпилептический припадок, а также при некоторых психических расстройствах часто характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.
  2. При таких заболеваниях, как болезнь Альц-геймера, прогрессивный паралич, энцефалит в речи больных наблюдается периодическое повторение слогов или отдельных слов.

Также в научной литературе широко описана речь больных шизофренией. Речь шизофреника прерывается остановками, продолжающимися до нескольких секунд. С точки зрения построения и содержания речь отличается спутанностью и разорванностью. При этом в речи больного часто слышны особенные интонации, многочисленные логические ударения иногда в местах, где их наличие не предполагается.

  1. Эмоциональное состояние Речь, являясь формой поведения, также подвержена влиянию, изменяется во внешней коммуникативной среде, что говорит о том, что эмоциональное состояние играет заметную роль в формировании речевого сигнала.
  2. В результате исследования, проведенного на материале польских записей базовых эмоциональных состояний (гнев, грусть, счастье, страх, отвращение, удивление), на распознавание голоса было установлено, что EER (уровень ошибок биометрической системы доступа, при котором FAR и FRR равны) определенно зависит от эмоционального состояния диктора,

В другом исследовании записи были сделаны с учетом ряда физиологических параметров, включая характеристики голосовых связок, дыхание, ЭКГ, поверхностную электромиограмму. Акустические параметры, связанные с пороговым значением ЧОТ, диапазоном ЧОТ, jitter и спектральным распределением энергии, были проанализированы и сравнивались с психологическими параметрами.

  • Ряд параметров также статистически сравнивался по разным эмоциям.
  • Хотя методологические проблемы всё еще препятствуют подобным исследованиям, факторный анализ психологических и акустических параметров эмоционального состояния диктора обещает пролить свет на более четкую интерпретацию влияния эмоций на качество звука и речи.

В результате исследования было установлено, что: — наименьший нижний порог ЧОТ характерен для скуки и депрессии, а наивысшей — для счастья и тревоги, что является результатом увеличения напряжения мышц при сильных эмоциональных переживаниях; — депрессивная речь обладает ограниченным диапазоном ЧОТ, счастливая речь же наоборот.

Ограниченный диапазон ЧОТ для напряженной, раздраженной и тревожной речи, вероятно, отражает общее напряжение мускулатуры гортани, которая ограничивает корректировку напряжения голосовых складок и положение гортани; — анализ времени открытия и закрытия голосовой щели показал, что эмоции влияют на время закрытия голосовой щели.

При сильных эмоциональных переживаниях с высокой ЧОТ голосовая щель закрывается быстрее. Подобное быстрое закрытие является признаком повышенного голосового усилия и / или напряжения мышц гортани как в резком голосе, Заключение Принимая во внимание сложность и важность речи в нашей жизни, для решения задач прикладного речеведения необходимо выделить ее важные аспекты и особенности.

На основе анализа научных работ российских и зарубежных авторов по множеству дисциплин был выявлен следующий ряд факторов, влияющих на речевой аппарат и речь человека в целом с учетом междисциплинарности явления «речь»: — дефекты в строении артикуляторных органов; — интоксикация; — возраст; — заболевания; — эмоциональное состояние.

Однако отметим, что в ряде случаев сложно установить, каким из факторов вызваны те или иные изменения речи. Кроме того, эксперименты в данной области сложны, учитывая трудность выявления нейтрального эмоционального состояния, а также возможность имитации речи диктором.

Также следует заметить, что для фундаментальных исследований речевого сигнала необходимо применять несколько разных видов анализа данных: акустический, перцептивный и лингвистический. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Василенко Ю.С., Токарев О.П., Агапова Т.Н. Виброметрия голосового аппарата здоровых лиц и при заболеваниях полости носа и околоносовых пазух // Вестник оторинолар.

— 1997. — № 6. — С.26-29.2. Взаимосвязь эмоциональных и когнитивных нарушений в структуре наркологических заболеваний / Т.В. Агибалова, О.В. Рычкова, Г.Л. Гуре-вич, Р.К. Потапова // Наркология. — 2014. — № 1. — С.84-90.3. Гиляровский В.А. Психиатрия. — М. : АМН СССР, 1931.

— 757 с.4. Дудьев В.П. Психомоторика: слов.-справ. — М. : ВЛАДОС, 2008. — 366 с.5. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. — М. : РГГУ 2001. — 592 с.6. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред.Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М. : ВЛАДОС, 1998. — 680 с.7. Потапова Р.К., Потапов В.В. Язык, речь, личность.

— М. : Языки славянской культуры, 2006. — 496 с.8. Потапова Р.К., Потапов В.В., Лебедева Н.Н., Агибалова Т.В. Меж-дисциплинарность в исследовании речевой полиинформативности / под ред.Р.К. Потаповой. — М. : Языки славянской культуры, 2015. — 352 с.9. Пятницкая И.Н.

  1. Наркомании: руководство для врачей. — М.
  2. Медицина, 1994.
  3. 544 с.10.
  4. Ронжин А.Л.
  5. Определение степени алкогольной интоксикации человека на основе автоматического анализа речи / А.Л.
  6. Ронжин, О.О.
  7. Басов // Вестн. Моск.
  8. Ун-та МВД России. — 2015. — № 5.
  9. С.216-220.11.
  10. Русский народный сервер против наркотиков «NarCom.ru»,

— Режим доступа: http://www.narcom.ru/publ/info/262 12. Сова Л.З. Аналитическая лингвистика. — 3-е изд. — М. : Директ-Медиа, 2014. — 318 с.13. Участие газеты о проблемах молодежи, — Режим доступа: http://uchastie.narod.ru/spe3.htm 14. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.

Нарушения речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений. — М. : Профессиональное образование, 1993. — 232 с.15. Швецов А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: учебное пособие. — Великий Новгород, 2006. — 68 с.16. Шеврыгин Б.В., Манюк М.К. Оценка некоторых патологических состояний в ринологии // Вестник оторинолар.

— 1987. — № 6. — С.52-56.17. Шиленкова В.В. Пресбифония. Возрастные изменения акустических параметров голоса / В.В. Шиленкова, О.С. Бестолкова // Вестник оториноларингологии. — 2013. — № 6. — С.24-27.18. Brenner M, Cash JR. Speech analysis as an index of alcohol intoxication -the Exxon Valdez accident // Aviation Space and Environmental Medicine.

  • 1991.19. Gorham-Rowan M.
  • M, Laures-Gore J.
  • Acoustic-perceptual correlates of voice quality in elderly men and women.
  • J Comm Disorders. — 2006. — # 39.
  • P.171-184.20.
  • Johnstone T., Scherer K.R.
  • The effects of emotions on voice quality.
  • URL: http://www.keck.waisman.wisc.edu/~tjohnstone/0602.pdf 21.
  • Elly F., Harte N.

Forensic comparison of ageing voices from automatic and auditory perspectives // International Journal of Speech Language and the Law. — Vol.22 (# 2). — 2015. — P.176-202.22. Narcozona.ru. Объективно о наркомании. — URL: http://www.narcozona.ru/ pudoc.html (Дата обращения: 15.05.2016).23.

  1. Schiel F., Heinrich C.
  2. Disfluencies in the speech of intoxicated speakers // International Journal of Speech Language and the Law.
  3. Vol.22 (№ 1). — 2015.
  4. P.19-33.24.
  5. Staroniewicz P.
  6. Analysis of Verbal and Nonverbal Communication and Enactment.
  7. The Processing Issues // Lecture Notes in Computer Science. -2011.

— P.223-228.25. Zemlin W.R. Speech and Hearing Science: Anatomy and Physiology 3rd edition. — Prentice-Hall: Inc. Englewood Cliffs, New Jersey. — 1988.
Полный ответ

В каком возрасте ставят диагноз задержка речевого развития?

ЗПРР – термин и понятие, находящееся на стыке детской неврологии и логопедии. Диагноз « задержка речевого развития » впервые выставляется детям младше 3–4-х лет, если малыш осваивает родной язык гораздо медленнее своих сверстников.
Полный ответ