Открытый урок, мастер-класс Педагогические требования к открытым урокам Открытые уроки и воспитательные мероприятия – одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные уроки, не представляют особенностей подготовки и проведения открытых уроков.
Открытый урок в отличие от обычных – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких уроках протекает реальный учебный процесс. На открытом уроке учитель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи. Применение методического приема или метода обучения.
В этом смысле открытый урок – средство распространения позитивного или инновационного опыта. Открытый урок имеет методическую цель, в которой отражается то, что учитель хочет показать посещающим урок. Формулировки методической цели разнообразны. Например, «Ознакомление педагогов с методикой развития у учащихся навыков решения учебных задач» или «Показать посещающим урок методику организации учебной деятельности в группах» и т.д.
- К подготовке и проведению открытых уроков предъявляют ряд требований.
- Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса.
- Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.
- Открытые уроки посвящаются только актуальным проблемам методической науки.
Показ уроков, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других учителей. Однако в методической работе с молодыми учителями это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них и традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.
Открытый урок обязательно должен иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Урок как форма организации учебного процесса сам может содержать новое, например, особую структуру. В любом случае открытый урок должен содержать новое для посещающих, ибо то, что хорошо использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.
Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает учитель. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой учебного заведения. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.
Открытый урок должен показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому учитель, показывающий открытый урок, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать. При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Урок должен проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.
Создание особых условий для открытых уроков, во-первых, нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации. Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся.
- Учащиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих.
- Также недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя на самостоятельное изучение оставшуюся часть.
- Для посещающих обязательно готовится рабочее место.
Места должны располагаться за спиной учащихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом с учащимися : учащийся, сидящий за одной партой с посторонним, вряд ли сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала.
Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Как показывает образовательная практика, этим требованиям часто пренебрегают: иногда в классе из 25 учащихся сидят 15-20 учителей. Отметим, что посещение урока хотя бы одним посторонним человеком создает дискомфорт и для учителя, и для учащихся, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.
Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включенных в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведенное на изучение темы.
- Недопустима «репетиция» открытого урока с одним и тем же классом.
- Это требование довольно часто нарушается: педагоги предварительно готовят учащихся к уроку, «проигрывают» его и т.д., называя все это подготовкой открытого урока.
- Рекомендуется сообщить учащимся о проведении открытого урока (самое меньшее, накануне).
Это подготовит учащихся к ситуации, когда на уроке будут сидеть посетители. Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы учебного заведения. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки. Нельзя проводить с одним классом в один день несколько открытых уроков.
Нежелательно проведение нескольких открытых уроков в одном и том же классе и в течение месяца. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают и учащиеся и учителя. Соблюдение требований к подготовке и планированию открытых уроков входит в функциональные обязанности заместителя директора, курирующего методическую работу.
Порядок подготовки и проведения открытого урока Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных уроков. Однако необходимость достижения методической цели открытого урока накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения.
Учитель, показывающий открытый урок, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей урока – освоения учащимися знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано. И самоанализ урока он осуществляет в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и усвоения учащимися учебного материала.
Анализ уроков посещающими также отличается от оценки при проверках работы учителя или при изучении его педагогического опыта. Выбор тем, позволяющих применить новое, осуществляется на основе анализа содержания программы и учебника. Поскольку состав знаний тем различен, методика их изучения также будет отличаться.
- Например, если методическая цель открытого урока относится к обучению работе с письменными источниками, в том числе с учебником, выбирается тема, позволяющая наиболее полно раскрыть приемы организации изучения учебника, дополняя информацией из других источников.
- Выбор методических приемов, методов обучения, ТСО и т.д., способствующих реализации методической цели.
Поскольку методики обучения предоставляют вариативные возможности использования средств обучения, учитель на открытом уроке должен показать их наиболее рациональное сочетание. Даже в том случае, когда нововведение (т.е. демонстрируемое посетителям) относится к процессуальной стороне учебного процесса (т.е.
- К методике), учитель должен определить, что из ранее использованного (общепринятого) он будет применять.
- Планирование открытого урока осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями.
- Не отличающийся в структурном отношении от обычных уроков открытый урок имеет методическую цель, достижению которой подчиняется и содержание учебного материала и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
По возможности планы уроков, усовершенствованные и отредактированные совместно с заместителем директора тиражируются для предоставления посетителям. Наблюдения на открытом уроке. В отличие от посещения уроков с целью контроля или поиска элементов новизны, в опыте педагога на открытых уроках наблюдают новую методику, предлагаемую учителем.
Соответственно, другие стороны учебного процесса не становятся предметом изучения (хотя и негативные, и позитивные стороны не остаются незамеченными посетителями). Наблюдающий урок определяет сочетаемость нового с широко используемыми на практике средствами обучения, их функциональное изменение в сочетании с вновь вводимым.
Изучает возможность достижения предлагаемой новацией целей обучения с меньшими затратами времени и сил, эффективность (или жизнеспособность) ее устанавливается позитивным влиянием на развитие системы знаний, умений и навыков учащихся. При наблюдениях на открытом уроке посещающий его педагог также отвечает на вопросы, сможет ли он применить предлагаемое в своем опыте, каковы границы его применения, возможны ли негативные последствия, какие дополнительные источники информации нужно изучить для применения в своей работе и т.д.
- Таким образом, посещающий открытый урок педагог изучает опыт коллеги с точки зрения собственного опыта, поэтому он, возможно спонтанно, одновременно подвергает оценке и свою деятельность.
- Порядок анализа (самоанализа) открытого урока Анализ открытого урока с участием посетивших урок не является обязательным.
В анализе открытых уроков, проведенных в рамках научно-практических конференций, необязательно участие и самого учителя (т.е. он может отказаться от этого). Если планом методической работы или научно-методического семинара планируется анализ (например, если речь идет об обучении молодых учителей анализу урока) вначале слово дается педагогу – автору урока.
- Он напоминает методическую цель, дает описание работы по его достижению.
- В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого урока, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса.
- Посетители оценивают урок также с точки зрения методической цели.
- В отличие от анализа уроков, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии, споры и т.д.
Ниже предлагается порядок анализа открытого урока, такую же логику может иметь подробный самоанализ. Алгоритм анализа (самоанализа) открытого урока
№п/п | Педагогические явления | Показатель оценки |
1. | Методическая цель и инновации | Суть инновации и ее роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Роль инновации в выполнении задач обучения предмету. Взаимосвязь с традиционной методикой. Достижение методической цели открытого урока. Факторы, препятствующие полному достижению методической цели. |
2. | Методическая цель и содержание урока | Соответствие содержания темы методической цели (реализации инновации). Изменения содержания тем (структурные изменения, включение дополнительного материала и т.п.) Соответствие изменений методической цели. |
3. | Методическая цель и структура урока | Педагогическая целесообразность выбора структуры урока. Соответствие выбранной структуры урока методической цели. Вариативность структуры урока, позволяющей достичь методическую цель. |
4. | Методическая цель и методические приемы, методы обучения | Выбор методов и методических приемов, соответствующих методической цели. Функциональные изменения традиционных методов и приемов обучения. Методически целесообразное сочетание методов и методических приемов. |
5. | Инновации и формы организации учебного процесса |
|
6. | Инновация и учебно-познавательная деятельность учащихся | Особенности учебно-познавательной деятельности учащихся при применении инновации. Роль инновации в активизации познавательной деятельности учащихся. Уровень познавательной самостоятельности учащихся. Развитие творческих способностей учащихся. Активность учащихся на открытом уроке. |
7. | Негативные последствия применения инновации | Возможные негативные последствия применения инновации. Условия, при которых проявляются негативные последствия применения инновации. |
8. | Вариативность применения инновации на уроках | Варианты применения инновации на уроке. Методическая целесообразность выбранного варианта применения инновации. |
9. | Перспективы применения инновации в образовательной практике | Границы применения инновации. Тиражируемость инновации. Применимость в обучении другим предметам. Применимость в учреждениях другого типа. |
10. | Перспективы развития инновации | Целесообразность внедрения инновации в образовательную практику. Направления развития инновации (теоретические исследования, создание технологии, учебно-методических комплексов) и т.д. |
11. | Инновации и методическая работа | Методическая работа по внедрению инновации. Формы организации методической работы при внедрении инновации. Формы и методы подготовки педагогов к внедрению инноваций. |
Читать подробнее: Открытый урок, мастер-класс
Полный ответ
В чем смысл открытого урока?
Положение о проведении открытого урока
- ПОЛОЖЕНИЕ
- О ПРОВЕДЕНИИ ОТКРЫТОГО УРОКА (ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ)
- 1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ»; Уставом ОУ.1.2. Настоящее положение распространяется на все ступени образования, в которых предусмотрено проведение открытого урока (открытого занятия).1.3. Открытый урок (открытое занятие) является формой распространения и пропаганды передового опыта, результатом методической работы учителей и педагогов дополнительного образования, действенным элементом учебного и воспитательного процессов в ОУ; 1.4.
Целью открытого урока (открытого занятия) является показ передовых форм и методов учебно — воспитательного процесса, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.1.5. Задачей учителя, демонстрирующего открытый урок (открытое занятие), является оценка эффективности применяемых технологий, методов, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, создание собственной системы учебно-воспитательной работы.1.6.
Для проведения открытого урока (открытого занятия) может использоваться любой тип и вид учебных занятий по любой форме обучения.1.7. В начале учебного года составляется график проведения открытых уроков (открытых занятий) в каждом методическом объединении.
- Утвержденный график доводится до сведения педагогов школы.1.9.
- Основным критерием для оценки эффективности открытого урока (открытого занятия) должны быть качество знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися под руководством педагога.1.10.
- Открытые уроки (открытые занятия) для всех педагогов ОУ направлены на оказание им помощи в решении задач по совершенствованию учебно — воспитательного процесса.2.
Планирование открытых уроков 2.1. На Методическом совете в конце учебного года проводится анализ взаимопосещений уроков и занятий педагогов методических объединений, определяется опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году.2.2.
- На основании обсуждения творческого опыта педагогов членами методического совета составляется план проведения открытых уроков (открытых занятий) с целью обобщения их опыта.2.3.
- При составлении плана проведения открытого урока (открытого занятия) целесообразно поручать в первую очередь опытным, творчески работающим педагогам.
Могут привлекаться к открытым урокам молодые преподаватели, если у них есть интересные поиски, педагогические находки.2.4. При планировании открытых уроков (открытых занятий) определяется конкретная методическая цель.2.5. Выбор темы открытого урока (открытого занятия) предоставляется педагогу, который проводит открытый урок.
При прочих равных условиях, преимущество должно быть отдано сложным темам программы, которые важны для осуществления межпредметных связей, метапредметного подхода, развития ключевых компетенций обучающихся, недостаточно освещены в методической литературе, требуют серьезных изменений в методике их изложения.2.6.
При планировании открытых уроков (открытых занятий) следует равномерно распределять их по учебным классам. Нецелесообразно планировать их на сентябрь и первую неделю каникул (адаптационные периоды).2.7. Рекомендуется планировать один открытый урок (открытое занятие) педагогу в течение одного года, но не ограничивать данными рекомендациями, если педагог проявляет инициативу.3.
- Требования к открытому занятию 3.1.Воспитательная направленность открытого урока (открытого занятия) должна обеспечивать единство обучения предмету, воспитания и развития учащихся.3.2.
- Научный уровень уроков (занятий) должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач.3.3.
Методическая оптимальность занятия должна определить правильность выбранных педагогических технологий; вида использования наглядности, ТСО; правильное распределение времени на структурные элементы занятия. Применение наиболее эффективных приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели урока (занятия), формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся — являются основными требованиями к открытому уроку (открытому занятию).3.4.
Открытый урок (открытого занятия) должно служить иллюстрацией выводов, к которым пришел педагог в результате педагогического эксперимента, методической работы или на основании многолетнего опыта.4. Подготовка открытого учебного занятия 4.1. Подготовка к открытому занятию проводится в соответствии с требованиями оптимальной методики проведения урока (занятия): анализ содержания учебного материала; анализ особенностей учащихся конкретного класса; выбор форм, методов, средств обучения; краткое описание хода урока (занятия) в соответствии с предъявляемыми требованиями к планированию.4.2.
Начинать подготовку рекомендуется с формулировки методической цели открытого урока (открытого занятия), которую в обязательном порядке следует обсудить с коллегами.4.3. Выбор темы открытого урока (открытого занятия) делает педагог самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им или усовершенствованные приемы и методы, организацию учебной деятельности учащихся на разных этапах урока (занятия).4.4.
- В соответствии с методической целью урока (занятия) педагог выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства.4.5.
- При подготовке к открытому уроку (занятию) педагог должен использовать современную информацию, подобрать материалы из периодической, научно — технической и методической литературы, использовать результаты посещения методических конференций, выставок и т.п.4.6.
К открытому уроку (занятию) необходимо составить план с рациональным распределением времени и указаниями учебной деятельности учащихся и деятельности педагога на каждом этапе открытого урока (занятия).4.7. Материально — техническое оснащение урока (занятия) рекомендуется продумать и подготовить заранее.4.8.
Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Следует помнить при этом, что обилие наглядных пособий рассеивает внимание учащихся.4.9. Объединение педагогов должно оказать необходимую помощь педагогу в подготовке открытого урока (занятия).4.10 План открытого урока (открытого занятия), методическая документация к нему подробно обсуждается с руководителем объединения, если открытый урок (занятие) проводится для педагогов данного объединения; с заместителем директора по УВР, если на нем решаются проблемы всего педагогического коллектива.5.
Методическое обеспечение открытого занятия.5.1. Полный комплект документов, определяющих методическое обеспечение урока (занятия), готовится не позднее, чем за неделю до его проведения.5.2. В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения.5.3 Методическая цель открытого урока (занятия) формулируется в соответствии с методической темой педагога.5.4.
Методическая разработка или методические рекомендации к открытому занятию должны отражать вопросы организации и методики учебно — воспитательного процесса на уроке (занятии).5.5 Педагог, готовящий открытый урок (открытое занятие), рассматривает в методической разработке учебно — воспитательный процесс в свете тех педагогических задач, которые положены в основу занятия, чтобы используемые методы и средства воздействия на учащихся способы организации их деятельности помогли другим педагогам критически оценивать всю систему работы и вызвали желание ее усовершенствовать.5.6.
Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого урока (занятия), чтобы все ценное, что получено в процессе его проведения, нашло в ней отражение и могло использоваться другими педагогами.5.7. Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям к разработке урока (занятия).6.
Проведение открытого занятия.6.1. За одну неделю до проведения занятия педагог или руководитель методического объединения информирует методическую часть о проведении открытого учебного урока (занятия).6.2. Открытый урок (открытое занятие) проводится в деловой обстановке.6.3. Приглашенные входят в класс до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и учащихся.6.4.
Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога, ведущего его.6.5. Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, достигает поставленной цели; с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности.6.6.
- Результаты наблюдений отражаются в бланке «Лист наблюдений открытого урока (занятия)».7.
- Обсуждение и анализ открытого урока (открытого занятия) 7.1.
- Обсуждение открытого урока (занятия) проводится в день его проведения.7.2.
- Организует обсуждение руководитель методического объединения или ответственное за подготовку урока (занятия) лицо.7.3.
Цель обсуждения — оценка правильности постановки цели урока (занятия), целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.7.4. При обсуждении урока (занятия) вопросы должны носить конкретный характер: об отдельных приемах работы, о конкретных моментах данного урока (занятия), не уводить обсуждение от поставленной цели.7.5.
- — педагог, проводивший урок (занятие);
- — приглашенные учителя;
- — руководитель методического объединения;
- — представитель администрации, ответственный за методическую работу;
- — педагог, проводивший урок (занятие).
7.6. Первое слово предоставляется педагогу, который проводил открытое занятие. Он должен четко раскрыть цели учебного, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические заключения по проведению урока (занятия) и содержанию подобранного материала.
- Выступление педагога должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы.7.7.
- Выступающие должны детально разобрать достоинства и недостатки занятия, оценить занятие с позиции дидактических принципов, обратить внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность использования наглядных пособий и дидактических материалов.
В ходе обсуждения можно отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании урока (занятия), дать рекомендации по совершенствованию системы работы.7.8. В заключении выступают руководитель методического объединения и представитель администрации.
Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено присутствующими, дают оценку использованным приемам и методам, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели и делают вывод о целесообразности использования представленного опыта.7.9. При анализе открытого урока (занятия) все выступающие должны оценить воспитательную роль занятия, его значение.
Тон обсуждения должен быть деловой и доброжелательный. Необходим живой обмен мнениями, дискуссия, которые вызывают не только желание критически оценить работу коллеги, но и творчески использовать его опыт в работе.7.10. После выступления присутствующих слово вновь предоставляется педагогу, проводившему открытый урок (занятие).
Полный ответ
В чем разница между открытым уроком и мастер классом?
От открытого урока мастер — класс отличает: область применения ( открытый урок – это форма методической работы педагогов, применяемая в сфере образования; мастер — классы имеют более широкое применение: их используют художники и музыканты, спортсмены и литераторы, актеры и журналисты и т.
Полный ответ
Сколько по времени рекомендуется проводить открытый урок?
Открытый урок! Методические рекомендации по проведению Одна из важных форм организации методической работы — открытые занятия. Открытый урок — это урок, во время которого учитель применяет нестандартные методы подачи материала. Это может быть викторина, обсуждение, выступление с докладами.
На открытом уроке, как правило, присутствуют наблюдатели, это могут быть любые желающие, коллеги, руководитель или комиссия. Чтобы учитель и ученики чувствовали себя уверенно, желательно делать на открытом уроке то, что практикуется обычно. В первую очередь, вы должны правильно организовать начало вашего урока.
Момент проведения открытого урока начитается с приветствия. Проведение открытого урока рекомендуется ограничить временными рамками (45 минут). За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и педагогические находки преподавателя.
- При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью.
- Открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков обучающихся. Обучающиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих.
- Для посещающих обязательно готовятся рабочие места. Места должны располагаться за спиной обучающихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание.
- Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Отметим, что посещение урока хотя бы одним посторонним человеком создаёт дискомфорт и для педагога, и для обучающихся.
- Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включённых в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведённое на изучение тем.
- Недопустима «репетиция» открытого урока с одной и той же учебной группой. Рекомендуется сообщить обучающимся о проведении открытого урока (самое меньшее, накануне). Это подготовит их к ситуации, когда на уроке будут сидеть посетители.
- Схема поурочного плана
- 1. Тема урока
- Организационный момент
- взаимное приветствие преподавателя и обучающихся;
- проверка отсутствующих;
- организация внимания.
- Постановка целей урока: обучающей, развивающей, воспитывающей.
- Планируемые результаты обучения: обучающиеся должны знать, уметь
- Основные понятия (впервые вводимые на уроке).
- Тип урока.
- Основные методы, применяемые на уроке.
- Оборудование урока.
- Межпредметные связи.
- 2. Ход урока и режим времени
2.1.Проверка знаний
- устный опрос;
- комментирование ответов;
- оценка знаний;
- обобщение по опросу.
2.2.Закрепление материалов (имеет цель добиться, чтобы обучающиеся запомнили материал, научились использовать полученные знания — активное мышление) 2.3. Формы закрепления:
- демонстрация учебного фильма;
- решение задач, требующих практического использования полученных знаний и умений;
- групповая работа;
- выполнение задания.
3. Итоги урока Краткий вывод о проделанной работе, перечень полученных на уроке оценок с краткими комментариями; Читать подробнее: Открытый урок! Методические рекомендации по проведению
Полный ответ
Кто может прийти на открытый урок?
Кто имеет право приходить на урок к учителю без предупреждения Кто имеет право приходить на урок к учителю без предупреждения Разговор сегодня о посещениях уроков со стороны других педагогов и администрации. Многие учителя, особенно молодые специалисты, жалуются на них.
Отрывки из постов социальных сетей · Завуч заходит перед уроком и требует поставить подпись в каком-то журнале. После просьбы объяснить, что я должна подписать, она сказала, что будет регулярно приходить ко мне посередине урока (за строптивость). · Я МС. Ко мне на уроки постоянно приходят классные руководители, говорят со своими классами и остаются на пол-урока, смотрят за его ходом.
Мое мнение Когда я начинала педагогическую деятельность, ко мне не очень часто приходили на уроки. А надо было бы. Если завуч приходит по плану на урок (предупредив заранее), а потом разберет его по косточкам и даст советы, это здорово! Особенно молодому специалисту.
Иногда учителя не понимают этой пользы. А происходит это, потому что им не объясняют цель посещения, им кажется, что их «проверяют». Классные руководители наверняка тоже хотят помочь, ведь они знают своих ребят. Их ошибка, что не говорят о цели визита и сидят на уроках (???) без предупреждения. Другое дело – если завуч приходит «назло».
Действительно, иногда бывает такое. Мы в своей школе иногда жаловались на безобразное поведение некоторых учеников. В ответ на это завуч неизменно говорила, что она будет приходить к нам на уроки. И приходила. В ее присутствии дети вели себя хорошо (кто бы сомневался?), а на других уроках продолжалось то же самое.
- Сами понимаете, что после этого обращаться за помощью к администрации уже не хотелось))).
- Возможно, я не права, и это тоже называется помощью? Как думаете? А в последнее время перестали приходить на уроки. Ко всем.
- Даже к молодым.
- А им очень нужна методическая помощь.Нужны не проверки, а помощь))) Обратимся к закону Но что значит мое или мнения других педагогов? Надо посмотреть, что об этом говорит закон.
По закону порядок посещений уроков определяет само учебное заведение. Правила установлены еще приказом 223 Минпроса в декабре 1985 года, которые действительны до сих пор. И никто не отменял трудовой кодекс (197-ФЗ, декабрь 2001). Главное: · Посторонние лица присутствуют во время урока в классе только с разрешения директора школы или его заместителей.
- Вход в класс после начала урока разрешается в исключительных случаях только директору школы и его заместителям.
- · Не разрешается делать замечания учителям по поводу их работы во время проведения уроков и в присутствии учащихся.
- Порядок посещений: кто посещает, когда пре дупреждает, как часто и т.д.
- Должен быть прописан в документе школы, а работники ознакомиться с этим.
Исключительные случаи тоже должны быть оговорены заранее. Что считается нарушением Будут считаться нарушениями, если: · Нет такого положения в школе. · Предупредили не за 1-2 дня (как написано), а за 10-15 минут до начала урока или не предупредили вовсе.
- · Написано, что можно посетить 1 урок, а смотрят 2 подряд или больше.
- Исследование о посещениях Отвечают учителя.
- Почти 24% учителей из ответивших жалуются на то, что их посещают без предупреждения! Это серьезное нарушение.
- Что говорят педагоги Педагоги так реагируют на жалобы своих коллег: · Со звонком вы — хозяйка урока, попросите выйти и не мешать работать.
И на двери со стороны коридора повесьте объявление: «Идет урок. Огромная просьба — не отвлекать своими визитами». · Плюсую, но табличка – перебор))) · Не протестуйте. Слушайте внимательно все замечания. Постарайтесь извлечь из этого максимальную пользу. · Ткните коллег в локальный акт школы.
ЕЩЁ РАЗ:право приходить без предупреждения на урок есть только у администрации в исключительных случаях, оговоренных в локальном акте школы. Дневник бывшей Училки
Читать подробнее: Кто имеет право приходить на урок к учителю без предупреждения
Полный ответ
Чем открытый урок отличается от обычного?
Педагогические требования к открытому уроку «Презентация» Открытые уроки и воспитательные мероприятия – одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные уроки, не представляют особенностей подготовки и проведения открытых уроков.
- Открытый урок в отличие от обычных – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких уроках протекает реальный учебный процесс.
- На открытом уроке учитель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи.
- Применение методического приема или метода обучения.
В этом смысле открытый урок – средство распространения позитивного или инновационного опыта. Открытый урок имеет методическую цель, в которой отражается то, что учитель хочет показать посещающим урок. Формулировки методической цели разнообразны. Например, «Ознакомление педагогов с методикой развития у учащихся навыков решения учебных задач» или «Показать посещающим урок методику организации учебной деятельности в группах» и т.д.
- К подготовке и проведению открытых уроков предъявляют ряд требований.
- Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса.
- Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.
- Открытые уроки посвящаются только актуальным проблемам методической науки.
Показ уроков, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других учителей. Однако в методической работе с молодыми учителями это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них и традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.
Открытый урок обязательно должен иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Урок как форма организации учебного процесса сам может содержать новое, например, особую структуру. В любом случае открытый урок должен содержать новое для посещающих, ибо то, что хорошо использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.
Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает учитель. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой учебного заведения. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.
Открытый урок должен показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому учитель, показывающий открытый урок, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать. При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Урок должен проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.
Создание особых условий для открытых уроков, во-первых, нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации. Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся.
Учащиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих. Также недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя на самостоятельное изучение оставшуюся часть. Для посещающих обязательно готовится рабочее место.
Места должны располагаться за спиной учащихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом с учащимися : учащийся, сидящий за одной партой с посторонним, вряд ли сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала.
Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Как показывает образовательная практика, этим требованиям часто пренебрегают: иногда в классе из 25 учащихся сидят 15-20 учителей. Отметим, что посещение урока хотя бы одним посторонним человеком создает дискомфорт и для учителя, и для учащихся, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.
Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включенных в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведенное на изучение темы.
- Недопустима «репетиция» открытого урока с одним и тем же классом.
- Это требование довольно часто нарушается: педагоги предварительно готовят учащихся к уроку, «проигрывают» его и т.д., называя все это подготовкой открытого урока.
- Рекомендуется сообщить учащимся о проведении открытого урока (самое меньшее, накануне).
Это подготовит учащихся к ситуации, когда на уроке будут сидеть посетители. Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы учебного заведения. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки. Нельзя проводить с одним классом в один день несколько открытых уроков.
Полный ответ
Как часто рекомендуется проводить открытые занятия?
Рекомендуется каждому преподавателю проводить открытые занятия не реже одного раза в 2 года. Уровень открытого занятия должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач.
Полный ответ
Как будет открытый урок на английском?
Перевод ‘demonstration lesson’ на русский открытый урок м.р.
Полный ответ
Для чего нужен мастер класс?
Зачем нужны мастер-классы. Заранее хочу оговориться — эта статья будет полезна для начинающих преподавателей и учеников, нежели для опытных с обеих сторон. Мастер-классы различной тематики становятся все популярнее с каждым годом. Такой формат работы для организатора — отличный способ поделиться опытом и продвинуть свои услуги. Инструкция: Вы можете изучить немало теоретических источников, касающихся вашего хобби или определенных профессиональных навыков, но ничто не сможет сравниться по эффективности с личным опытом. Мастер-класс — одно из самых действенных средств для получения знаний, навыков и тонкостей определенного дела со стороны профессионалов.
- Если вы только начали погружение в новую сферу, у вас много вопросов и нехватка практических знаний, подобное мероприятие станет для вас бесценным источником информации.
- Для профессионалов организация мастер-классов нужна по нескольким причинам.
- Прежде всего, это мероприятие делает вас известным и популярным в узких кругах.
Передавая опыт, вы заставляете посетителей рассуждать и рассказывать о вас. В последние годы открываются отельные компании, набирающие специалистов для проведения всевозможных мастер-классов. Таким образом у клиента, попавшего в подобное место, после посещения одного из уроков может возникнуть желание научиться чему-то еще у других специалистов.
Целевая аудитория: Как ни парадоксально, мастер-классы помогают тем, кто вообще ничем не увлекается и не может найти себя. Таким людям подойдут обучающие уроки для новичков. Изначально может показаться, что какое-либо занятие не для вас и вряд ли способно увлечь вас надолго. Личный опыт под руководством наставника, новые тактильные и зрительные ощущения, первые успехи в творчестве — все это способно раскрывать ваши креативные способности и вызвать желания заниматься этим делом долгие годы.
Преимущества мастер-классов: ▪ Обратная связь — вот одно из главных преимуществ мастер-классов. Вы на месте сможете задать уточняющие вопросы, получить оценку своей работы или ценные советы, которые помогут вам достичь гораздо большего. ▪ Нет необходимости покупать материалы.
▪ Дружеская атмосфера – это не маловажный фактор проведения успешного мастер-класса. Совет: Как подготовить мастер-класс.
Всевозможные мастер-классы — это возможность не только получить информацию в доступной форме, но и поделиться ею, если вы чувствуете, что накопленных знаний и умений уже достаточно. Чтобы этот процесс стал взаимополезным для всех участников, заранее продумайте структуру и содержание вашего мастер-класса.
- Выберите тему мастер-класса.
- Даже если она будет рассчитана на новичков, попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.
- Не беритесь за ту область знаний, в которой вы не чувствуете себя уверенно.
- Прежде чем о чем-то рассказать людям, самостоятельно разберитесь в вопросе.
- Подведите итоги собственной практики в выбранной сфере.
Подумайте, что является главным в этом деле, о чем вы сами хотели бы узнать тогда, когда только начинали им заниматься, какая информация помогла бы в самом начале пути. ▪ Основываясь на собранных сведениях, составьте структуру вашего занятия. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага.
- Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы.
- Подготовьте наглядный материал.
- Это могут быть готовые образцы работ и пособия, а также контуры, которые понадобятся новичкам.
- Подготовьте примерный текст, который вы будете произносить – это позволит вам чувствовать себя увереннее.
Главные тезисы можно записать и взять с собой. ▪ Обязательно сфотографируйте занятие и результаты, которых добились ваши ученики – этот материал понадобится вам для оформления последующих мастер-классов. Какой формат мастер-классов больше нравится вам: оффлайн или онлайн? Пишите свои мнения в комментарии, ставьте лайк и получайте полный чек-лист подготовки МК живописи. Читать подробнее: Зачем нужны мастер-классы.
Полный ответ
Что такое мастер класс учителя?
Мастер — класс — это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников). Мастер — класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания.
Полный ответ
Как часто учитель должен давать открытые уроки?
Открытый урок каждый учитель должен проводить хотя бы один раз в год.
Полный ответ
Что такое открытый урок в колледже?
2. Цели и задачи проведения открытых уроков — 2.1. Открытый урок является формой распространения и пропаганды передового опыта, а также результатом методической работы преподавателя, действенным элементом учебного и воспитательного процессов, при этом не исключают необходимость оказания помощи преподавателю в решении новых задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.2.2.
Целью открытого урока является показ передовых форм и методов учебно-воспитательного процесса, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.2.3. Задачей преподавателя, демонстрирующего открытое учебное занятие, является оценка эффективности применяемых технологий, демонстрация методики преподавания, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, формирование собственной системы учебно-воспитательной работы со студентами.2.4.
Для проведения открытого урока могут использоваться любые типы и виды учебных занятий по любой форме обучения:
- — урок закрепления знаний;
- — повторительно-обобщающий урок;
- — комбинированный урок;
- — сообщения новых знаний;
- — урок-семинар;
- — урок-практикум;
- — урок экскурсия;
- — деловая игра; — ролевая игра;
- — урок-конференция;
- — урок-показ.
2.5. Модели открытого урока:
- — открытый урок для начинающих преподавателей колледжа. Здесь возможна демонстрация классического урока в рамках учебы молодых преподавателей или для обмена опытом в сфере применения новых педагогических технологий;
- — открытый урок преподавателя колледжа, имеющего высокий уровень научно-методической подготовки, с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью;
- — открытый урок, проводимый преподавателем с целью аттестации на квалификационную категорию;
2.6. В начале учебного года составляется график проведения открытых уроков по предметно-цикловым комиссиям. Методист колледжа составляет единый график проведения открытых уроков в колледже. Утвержденный график доводится до сведения всех преподавателей колледжа и является обязательным к исполнению.2.7.
Полный ответ
Как часто рекомендуется проводить открытые занятия?
Рекомендуется каждому преподавателю проводить открытые занятия не реже одного раза в 2 года. Уровень открытого занятия должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач.
Полный ответ
Что делает урок?
У этого термина существуют и другие значения, см. Урок (значения), Уро́к — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.
В такой форме проходят занятия в большинстве образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования ( школах, лицеях, гимназиях, колледжах и т.п.) в условиях классно-урочной системы обучения, В типологии учебных занятий М.А. Мкртчяна урок является разновидностью групповых учебных занятий.
Задачи урока являются образовательные, развивающие и воспитательные. В учебной практике современной России в соответствии с ФГОС разрабатывается календарно-тематический план преподавания какой-нибудь дисциплины, и там подробно расписывается тематика каждого школьного урока (Тема занятия, Общие компетенции, Вид занятия, Методы ведения занятия, Дидактическое обеспечение, Домашнее задание).
Полный ответ