Дети часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями, а традиционные методы, такие как глубокое дыхание, не всегда помогают с ним справиться. Когда ребенку необходимо быстро снять напряжение, попробуйте один из способов, предложенных ниже.1. Переверните ребенка вниз головой.
- Много столетий назад йоги обнаружили, что положение тела, в котором голова находится ниже уровня сердца, успокаивающе действует на организм.
- Для расслабления ребенку нужно наклониться, дотягиваясь ладонями до пальцев ног, или постоять на голове.
- Перевернутое положение тела укрепляет вегетативную нервную систему, отвечающую за стрессовые реакции организма.2.
Попробуйте визуализацию. Исследования показывают, что визуализация снижает уровень стресса. Предложите ребенку закрыть глаза и представить себе тихое, спокойное место. Затем помогите ему представить эту картину в деталях. Спросите, как выглядит это место, какие там запахи, что ощущает ребенок, находясь там.3.
Предложите ребенку воду. Обезвоживание приводит к снижению умственной продуктивности. Дайте ребенку выпить стакан холодной воды и немного посидеть. Выпейте стакан воды сами, и вы заметите, как данная процедура успокаивает нервную систему.4. Спойте что-нибудь. Все знают о том, что любимые песни поднимают настроение.
Кроме этого громкое пение (даже если вы при этом немного фальшивите) способствует выработке «гормонов счастья» – эндорфинов.5. Примите «позу собаки мордой вниз». Поза, известная в йоге как «Собака мордой вниз», как и перевернутое положение тела, восстанавливает вегетативную нервную систему.
Также она растягивает мышцы рук, ног и туловища, что приводит к сжиганию уровня глюкозы, выработанной в результате реакций организма на стресс.6. Рисуйте. Рисование не только помогает отвлечься от источника стресса, но и развивает стрессоустойчивость, Если вас пугает даже мысль о том, что ребенок будет рисовать красками, позвольте ребенку порисовать, например, кремом для бритья на шторке в душе.
Шторку будет легко вымыть, а ребенок не измажет всё вокруг.7. Попрыгайте через скакалку. Установите таймер на две минуты, включите музыку и позвольте ребенку прыгать через скакалку в ритме музыки. Если ребенку трудно прыгать через скакалку, он может просто подпрыгивать на месте.8.
- Попрыгайте в высоту.
- Устройте с ребенком соревнование, кто прыгнет выше, дальше или быстрее.
- Это еще один простой, но действенный способ выпустить пар с помощью физической активности,9.
- Пускайте мыльные пузыри.
- Дуть на вертушку или пускать мыльные пузыри – такие занятия помогут ребенку контролировать дыхание а, заодно, нормализовать состояние психики.
Кроме того, ребенку наверняка понравится бегать за лопающимися пузырями.10. Примите горячую ванну. После трудного рабочего дня нет ничего приятнее, чем полежать в горячей ванне в полной тишине и с приглушенным светом. Ребенку данная процедура также поможет успокоиться, расслабиться и отвлечься от всех занятий.
Позвольте ему взять с собой в ванную любимую игрушку и отдохнуть столько, сколько ему потребуется.11. Примите холодный душ. Хотя этот способ полностью противоположен предыдущему, он также укрепляет организм. Холодный или даже прохладный душ помогает снять мышечное напряжение, улучшает приток крови к сердцу, заметно повышает настроение.
Исследование, в котором приняли участие люди, практикующие закаливание, показало, что регулярное купание в холодной воде снижает напряжение, усталость, депрессию и негативные эмоции. Для совсем маленьких детей купание в холодной воде нежелательно. Лучше постепенно снижать температуру воды или попробовать контрастный душ.12.
- Пейте теплые напитки.
- Теплые напитки в прохладный день дают телу ощущение тепла.
- Это похоже на объятия изнутри.
- Чашка горячего шоколада или теплого молока помогут малышу быстро прийти в состояние гармонии.13.
- Задувайте свечи,
- Зажгите свечу и предложите задуть её ребенку.
- Затем зажгите её снова, но при этом немного отодвиньте от ребенка.
С каждым разом ребенку нужно будет дышать глубже и глубже, чтобы задуть свечу. Так в игровой форме вы можете научить ребенка глубокому дыханию.14. Наблюдайте за аквариумными рыбками. Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему в больницах часто ставят аквариумы? Согласно исследованиям, наблюдение за аквариумными рыбками снижает артериальное давление и частоту пульса.
- Более того, чем больше аквариум, тем эффективнее его действие.
- Когда вам потребуется успокоить ребенка, сводите его к местному пруду или аквариуму для небольшого сеанса «рыбной терапии».15.
- Посчитайте от 100 до 1.
- Счет в обратном порядке не только позволяет ребенку отвлечься от того, что его беспокоит.
Он также развивает концентрацию внимания и полезен дошкольникам в качестве подготовки к школе.16. Повторяйте мантры. Придумайте мантру, которую ребенок сможет использовать для успокоения. Хорошо подойдут фразы: «Я спокоен» или «Я уверен в себе».17. Дышите животом.
- Большинство из нас дышит неправильно, особенно в стрессовых ситуациях.
- Предложите ребенку представить, что его живот – воздушный шарик.
- Ребенок должен дышать глубоко, чтобы наполнить шарик воздухом.
- Повторите это простое упражнение пять раз, и вы увидите, что ребенок станет намного спокойнее.18.
- Сделайте пробежку.
Бег снижает стресс эффективнее, чем визит к психологу. Десятиминутная легкая пробежка не только повысит настроение ребенку, но и позволит справляться со стрессом на протяжении нескольких часов.19. Сосчитайте до пяти. Когда ребенку кажется, что он не может контролировать эмоции, предложите ему закрыть глаза и сосчитать до пяти.
- Эта своеобразная пятисекундная медитация позволит мозгу «перезагрузиться» и посмотреть на ситуацию с другой стороны.
- Также это приучит ребенка хорошо подумать перед совершением какого-либо действия в стрессовой ситуации.20.
- Выговоритесь.
- Дети, способные свободно говорить о своих чувствах и о том, что их беспокоит, рано учатся разбираться в происходящих ситуациях и собственном отношении к ним.
Родителям не следует сразу же советовать ребенку, как решить проблему. Сначала выслушайте ребенка и задайте ему наводящие вопросы, помогающие прояснить ситуацию.21. Напишите письмо самому себе. Мы никогда не будем так же критичны к своему другу, как к самим себе.
То же самое происходит и у детей. Научите их быть добрее к себе, а в трудных ситуациях спрашивайте, что бы они сказали в такой ситуации своему лучшему другу.22. Украсьте стену. Речь не идет о красках и декорациях, можно просто повесить на стену плакат или картинку из журнала. Это поможет ребенку проявить свои творческие способности.
В таком деле важен сам творческий процесс, а не результат.23. Изготовьте доску визуализации. Пусть ребенок вырежет из журналов фразы и картинки, иллюстрирующие его интересы и мечты. Наклейте их на специальную доску на стене. Такое занятие поможет ребенку не только разобраться в том, чего он хочет от жизни, но и позволит отвлекаться от источника стресса в трудные моменты, фокусируя свое внимание на том, что ему действительно интересно.24.
Обнимите ребенка или позвольте ему обнять вас, Объятия способствуют выработке окситоцина – гормона, обеспечивающего работу иммунной систем организма.20-секундные объятия снижают давление, улучшают самочувствие и снижают стрессовые реакции организма. Объятия принесут пользу и вам, и вашему ребенку.25.
Гуляйте на природе, Согласно исследованиям, 50-минутные прогулки на природе улучшают мыслительные процессы и снижают уровень стресса. Если у вас нет столько свободного времени, то даже 15-минутная прогулка на свежем воздухе поможет ребенку справиться со стрессом.26.
Представьте себя через несколько лет. Это отличный способ мотивировать ребенка поставить цели на будущее и стремиться к ним. Пусть он запишет, каким хочет видеть себя через неделю, месяц, год или более продолжительный срок.27. Подуйте на вертушку. Как и в случае со свечей, данное упражнение тренирует дыхание ребенка, однако здесь акцент делается на контролируемый выдох, а не на глубокий вдох.
Ребенок должен заставить вертушку крутиться медленно, потом быстро, потом опять медленно. Так он научится регулировать своё дыхание.28. Лепите из пластилина. Во время лепки участки мозга, отвечающие за стрессовые реакции, становятся неактивными, поскольку импульсы активизируют другие участки мозга.
Можно купить пластилин в магазине или сделать его своими руками.29. Поработайте с глиной. Подобный эффект наблюдается и при работе с глиной. Позвольте ребенку вылепить что-нибудь из глины или сделать чашку с помощью гончарного круга. Это также прекрасная возможность для ребенка научиться чему-то интересному и сформировать новый практический навык.30.
Пишите. У старших детей ведение дневника или просто описание своих чувств на бумаге благоприятно сказывается на настроении, особенно если они уверены, что эти записи никто не читает. Дайте ребенку тетрадь, и пусть он опишет свои чувства. Убедите ребенка в том, что его записи никто не будет читать, пока он сам об этом не попросит.
- Постоянное ведение дневника положительным образом сказывается на памяти, концентрации внимания и мышлении ребенка.31.
- Благодарите.
- Кроме описания чувств предложите ребенку записывать, кому и за что он благодарен.
- Это помогает повысить успеваемость в школе и снизить уровень стресса.
- Для этого можно завести отдельную «тетрадь благодарностей».32.
Называйте свои эмоции, Неумение распознавать негативные эмоции часто становится причиной стресса у детей. Если ребенок злится, испытывает панику или страдает от перфекционизма, попросите его назвать это чувство, дать ему имя. После этого помогите ребенку справиться с негативом.
Например, спросите у малыша: «Тебя опять беспокоит идеальность?». В такой игровой форме вы можете обсудить, как преодолеть перфекционизм, а ребенок не останется один на один со своим чувством.33. Покатайтесь на качели. Катание на качели не только укрепляет мышцы ног и туловища, но также снижает уровень стресса (такой эффект имеют движения раскачивания).
Покатайте ребенка на качели или он может покататься самостоятельно, чтобы успокоить эмоции.34. Толкайте стену. Это хороший способ избавиться от гормонов стресса, не выходя из комнаты. Ребенок должен в течение 10-ти секунд толкать стену. Повторите упражнение три раза.
Чередование мышечных усилий и расслабления приводит к выработке «гормонов счастья».35. Мните тонкую бумагу. Мять бумагу – одно из любимых занятий маленьких детей. Их успокаивает не только шелест бумаги, но и её текстура. Сенсорные импульсы активизируют определенные участки мозга, снижающие уровень стресса.36.
Лопайте пузырьки на упаковке. Купите немного такого материала и порежьте на небольшие куски, чтобы успокаивать ребенка в моменты стресса.37. Катайте теннисный мяч по спине. Такая процедура действует в качестве легкого успокаивающего массажа. Делайте её, когда ребенку необходимы успокаивающие прикосновения.
Массируйте плечи, шею и нижнюю часть спины – эти участки наиболее напряжены в момент стресса.38. Массажируйте ступни небольшим мячиком. Это помогает улучшить кровообращение и воздействует на определенные точки на ступнях, помогая снять стресс и убрать напряжение мышц ног. Ребенку может покатать мяч по всей поверхности ступни, наступая на него с разной силой.39.
Определите «спокойное место» в доме. Ребенок должен иметь определенное место в доме, где он сможет прийти в себя в моменты утраты контроля над эмоциями. В этом месте ребенок должен чувствовать себя максимально комфортно, чтобы иметь возможность для полноценного отдыха и восстановления душевного равновесия.40.
- Слушайте музыку.
- Музыка улучшает настроение, способствует здоровому сну, снижает уровень стресса и беспокойства.
- Слушайте музыку различных стилей, установите оптимальный уровень громкости в доме, машине и спальне ребенка.41.
- Устройте танцевальную вечеринку.
- Физическая нагрузка в сочетании с удовольствием от музыки принесет ребенку пользу.
Ему понравится такая активность в сочетании с развлечением. Если ребенок в плохом настроении, сделайте музыку громче и устройте танцевальную вечеринку в комнате. Настроение ребенка мгновенно поднимется.42. Покричите. Иногда плохое настроение ребенка связано с тем, что его переполняет слишком много эмоций.
Пусть ребенок примет свободную позу и представит, как эмоции проходят сквозь его тело от пальцев ног до рта. Для их освобождения ребенку нужно громко закричать.43. Поменяйте обстановку. Когда мы испытываем сильные негативные эмоции, иногда нужно просто выйти из дома. Смена обстановки поможет малышу быстро успокоиться.
Если вы находитесь дома – выйдите на прогулку. На улице найдите спокойное место, где можно присесть. Смените обстановку и это поможет ребенку быстро восстановить самообладание.44. Выйдите на прогулку. Мы часто ходим гулять для того, чтобы навести порядок в мыслях.
На нас успокаивающе действует не только свежий воздух, но и естественные ритмы природы. Выйдите на прогулку вместе с ребенком, и, возможно, он поделится с вами причинами своего плохого настроения.45. Запланируйте веселое занятие. Когда вы чем-то обеспокоены, кажется, что на вас давят стены и мир вот-вот рухнет.
Некоторым детям необходимо помочь посмотреть в будущее, чтобы отвлечь от внутреннего диалога. Запланируйте какое-нибудь веселое занятие для всей семьи, позвольте ребенку поучаствовать в его обсуждении. Любая тема, связанная с будущим, будет ему полезна.46.
Испеките хлеб. Все бабушки в мире знают, что процесс выпекания хлеба помогает избавиться от стресса. В Интернете вы можете найти много простых рецептов приготовления хлеба. Ребенок может самостоятельно смешать ингредиенты и замесить тесто. Ему обязательно понравится результат вашей совместной работы.47.
Сплетите браслет. Работа руками вызывает состояние полной поглощенности занятием. Подобный эффект имеют такие занятия, как вязание, вышивка или любое другое дело, помогающие малышу забыть о внешних обстоятельствах.48. Покатайтесь на велосипеде. Катание на велосипеде понемногу теряет популярность у детей.
- Но велосипедные прогулки не только благоприятны для суставов – они развивают равновесие и физическую выносливость.
- Можно организовать велосипедные прогулки всей семьей.49.
- Раскрашивайте книги-раскраски.
- Раскраски – отличный способ занять и успокоить ребенка, развить у него мелку моторику и концентрацию внимания.
Купите ребенку карандаши и фломастеры и раскрашивайте страницы книг-раскрасок вместе с ним. Эти, казалось бы, простые способы, помогут не только улучшить психоэмоциональное состояние ребенка любого возраста, но и научить его лучше разбираться и справляться с негативными эмоциями.
Полный ответ
Как помочь ребенку справиться с нервами?
Как помочь ребенку справиться со стрессом? Отвечают психологи специалист по когнитивно-поведенческой психологии, системной семейной терапии и клинической психологии Дети — очень тонко организованные существа. Они считывают эмоциональный фон своих родителей и их невербальное поведение даже лучше, чем то, что мы открыто им транслируем.
В том числе это касается негативных эмоций, таких как тревога, страх, гнев, злость. Для того чтобы помочь ребёнку справиться с такими сложными чувствами, в первую очередь важно их идентифицировать. Мы, родители, должны проговорить: «Я понимаю, что тебе страшно» или «Я понимаю, что ты сейчас злишься». Идентификация эмоции — важная часть процесса, фактически так и воспитывается эмоциональный интеллект, когда человек может распознавать собственные эмоции и с ними справляться, а также распознавать их у окружающих, чтобы адекватно реагировать.
Далее надо нормализировать состояние: «Я понимаю, что ты злишься. Так бывает, когда у нас что-то не получается (скажите здесь то, что подходит к вашей ситуации)». Или можно сказать так: «Ты весь в напряжении. Я вижу, что ты разочарован». Важно объяснять ребенку, что чувства даны нам для того, чтобы помогать справляться с различными ситуациями в жизни.
Чувства могут быть болезненными, но если пытаться их избежать — это наделяет их еще большей силой. Если ребенок волнуется или, например, боится происходящих в мире событий, потому что столкнулся с новостями или услышал что-то от взрослых, важно объяснить ему ситуацию — по возможности на уровне развития ребенка, то есть без подробностей и достаточно честно.
Этот шаг непростой, но если вы будете проактивны и начнете сложный разговор первым, то вам удастся избежать ситуации, в которой ваш ребенок будет искать ответы на вопросы самостоятельно в разных источниках. Кроме того, поможет игра как инструмент проживания сложных эмоций, особенно если вы играете в ролевые игры с игрушками.
- Игра помогает проживать социально сложные ситуации.
- Игра — это безопасное пространство.
- И последнее — практики осознанности.
- В таких практиках родители помогают ребенку подумать и рассказать, что он чувствует в моменте, посмотреть на свои чувства как будто со стороны.
- Все это облегчает задачу поиска ответа на вопрос, почему сложные чувства и эмоции появились.
педиатр, психолог-консультант медицинского онлайн-сервиса «СберЗдоровье» Чтобы помочь ребенку справиться со стрессом, важно стабилизировать свое собственное состояние и лишь после переходить к разговорам с детьми. Затем необходимо провести диагностику эмоционального состояния ребенка.
Сядьте рядом, возьмите его за руку. Обнимите — это способно дать чувство стабильности как для ребенка, так и для взрослого. Важно проговорить его чувства вслух: «Понимаю, что тебе страшно, ты волнуешься, тревожишься». Подтвердите эти чувства, не отрицайте их: «Такое может быть, это нормально. Я тоже чувствую что-то похожее». Дайте ребенку право на любые чувства, объясните: то, что с ним происходит, — нормальная реакция. Говорите ребенку правду, не отмахиваясь, не увиливая, на понятном для его возраста языке. Не рассказывайте сразу все, следуйте за вопросами ребенка. Не скрывайте свои чувства. Покажите, что они тоже нормальны и что вы способны с ними справляться. Пусть не идеально, но способны. Это также даст ребенку понять, что он не одинок в своих переживаниях и может опереться на взрослого. В случае нестандартных действий регулярно проговаривайте и объясняйте ребенку, что и зачем вы совершаете. Какие могут быть дальнейшие решения. Необходимо, чтобы ребенок видел, что взрослый понимает ситуацию и может как-то повлиять на нее. Например: «Для того чтобы стало безопаснее, мы закрываем все окна и двери». Создайте для ребенка какие-то рутинные дела. Привычный порядок действий в новой обстановке станет для него опорой.
Если вы чувствуете и понимаете, что не можете справиться со стрессом и тревогой, обратитесь к специалисту. Многие психологи сейчас принимают онлайн. психолог, ведущая трансформационного практикума по перепроживанию младенческого опыта и излечению детских травм В жизни человека стресс — неизменная составляющая, нормальная реакция на изменения.
Но при хроническом стрессе происходит блокировка возможностей развития и обучения. Причины развития хронического стресса могут быть такими: Голод, жажда, шум, недостаточный сон, психоэмоциональные и физические перегрузки, травмы, болезни, кислородное голодание, неудобная одежда и т.п. Данная группа самая неявная, и родителям нужно внимательно такие причины отслеживать.
Например, шум каждый переносит по-своему. Возможно, именно вашему ребенку после целого дня в школе нужен период тишины и покоя. Это глобальные изменения в жизни: переезд, развод родителей, смена школы. Родители изначально понимают, что стало стрессовым фактором для ребенка.
- Однако здесь существуют и две неявные группы причин: состояние неуспеха (постоянное недовольство от мамы с папой по самым разным поводам) и ситуация неопределенности, когда нет четких правил, ожидаемых реакций от взрослых.
- Это травма привязанности, эмоциональное насилие, нехватка контакта с родителями, недостаточно развитый эмоциональный интеллект.
Чем помочь ребенку? Самое главное — быть внимательным. Помнить о каждой группе факторов стресса и, если ребенок резко изменил поведение, искать причины в каждой области. Также важно предпринять следующие шаги:
Обеспечить максимально комфортные условия жизни: правильный распорядок дня без перегрузок, сохранение двигательной активности, прогулки на свежем воздухе. Давать ребенку тепло и поддержку, искренне интересоваться его делами, общаться с глазу на глаз без гаджетов и не между делом. Помочь понять, что происходит, правильно формулировать свои чувства, облекая их в слова. Так ребенок снижает состояние стресса. Придумывать поддерживающие ритуалы, которые помогут проживать отрицательные эмоции. Играть, если ребенок не против, — это наладит контакт, переключит внимание и поможет расслабиться. Обеспечить возможность выплеснуть негативную энергию с помощью творчества, проигрывания историй и других методик. Чаще обнимать ребенка, поглаживать, если он не напрягается и готов к этому.
Не оставляйте детей один на один с негативом. Любые масштабные события так или иначе коснутся ребенка, особенно если речь идет о подростках. Они в любом случае узнают новости — услышат в школе, увидят дома по телевизору или в интернете. Не избегайте сложных тем, общайтесь, выстраивайте разговор в соответствии с возрастом ребенка.
Полный ответ
Как снизить возбудимость нервной системы у ребенка?
В более позднем возрасте ребёнок постоянно находится в движении, ему сложно усидеть на месте и т.д. Статья подготовлена при участии детского невролога Людмилы Валерьевны Филипповой Детская гипервозбудимость — это общее название целого ряда состояний, которые характеризуются излишней двигательной активностью, беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, проблемами со сном, и повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью.
- Данный синдром не может проявиться на пустом месте без провоцирующих факторов,
- Сюда можно отнести: инфекционные заболевания матери в период беременности, либо же инфекции, перенесённые ребёнком в первые недели жизни, различные родовые травмы, роды с осложнениями, гипоксия плода, токсикоз и нервное напряжение матери при беременности.
Какова картина течения данного расстройства? У ребёнка наблюдаются вспышки гнева, истерики, возникающие на ровном месте, быстрая смена настроения. Дети склонны к хулиганскому поведению. Им сложно сфокусировать своё внимание на чём-то одном длительное время.
Младенцы при гипервозбудимости очень плохо спят, могут подолгу кричать, плач их монотонный. Несмотря на то, что признаки гипервозбудимости проявляются довольно быстро, в раннем возрасте, родители часто не обращают на них внимание. А настораживать должны следующие симптомы : когда малыш просыпается от каждого шума и с трудом засыпает, плохо ест, ладони часто сжаты в кулачки, а кожа имеет голубоватый или красноватый оттенок из-за расположенных близко к поверхности кожи вен.
В более позднем возрасте ребёнок постоянно находится в движении, ему сложно усидеть на месте, постоянно меняет свои занятия, может быть довольно агрессивно настроен по отношению к своим сверстникам. К сожалению, пока что не существует специальных приборов, тестов и анализов, помогающих быстро и точно диагностировать у ребёнка гипервозбудмость.
Если родители заподозрили, неладное, им стоит немедленно обратиться к врачу-педиатру или неврологу. После осмотра ребёнка и сбора подробного анамнеза, специалист может назначить УЗИ, рентгенографию шейного отдела позвоночника, электроэнцефалографию и прочие дополнительные обследования. Самое главное при диагностики гипервозбудимости — определить природу заболевания, которая может быть неврологической, психологической, метаболической и прочей.
От этого зависит разработка стратегии лечения с недугом. В качестве лечения гипервозбудимости назначается приём успокаивающих нервную систему и психостимулирующих препаратов, массаж, гидротерапия, лечебная физкультура. Помимо всего прочего, таким детям необходимо соблюдать определённый распорядок дня, чаще бывать на свежем воздухе, играть в спокойной комфортной обстановке.
Чтобы сократить вероятность появления у ребёнка гипервозбудимости, следует заранее позаботиться о профилактике болезни, а именно на время беременности важно отказаться от вредных привычек, придерживаться режима питания и сна, и, конечно, находиться под постоянным врачебным наблюдением. А если же так случилось, что малыша не удалось уберечь от недуга, крайне важно не запускать болезнь, иначе заболевание будет прогрессировать и в будущем у ребёнка может развиться стойкое невротическое расстройство.
Поэтому своевременный поход к неврологу станет залогом прекрасного самочувствия и здоровья вашего реьёнка в будущем. ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЁМ К ДЕТСКОМУ НЕВРОЛОГУ
Полный ответ
Как понять что у ребенка проблемы с нервной системой?
Клиника Основа в Санкт-Петербурге 20.10.2022 В течение первых 3 лет жизни ребенок приобретает 50% знаний, умений и навыков, которые являются базой для последующего обучения. А первый год жизни ребенка неврологи называют «золотым годом», так как он является самым важным для малыша. Нарушения нервной системы, вызванные патологическим течением беременности и родов (гипоксия плода, родовые травмы и пр.), необходимо выявлять именно на первом году жизни ребенка, когда лечение и реабилитация наиболее эффективны.
Термином «перинатальные поражения ЦНС» объединяются синдромы, возникшие в результате повреждения мозга в период беременности, родов и в течение первых 7 дней жизни.Распространенность ПП ЦНС значительно выше среди недоношенных детей, детей, рожденных с низкой массой тела, при многоплодной беременности.
Факторами риска развития данной патологии являются:
заболевания матери (сахарный диабет, гипотиреоз, ожирение, анемия, сердечно-сосудистая патология); профессиональные вредности, употребление алкоголя, наркотических веществ, лекарственных препаратов (особенно на ранних сроках гестации); стрессы и психологический дискомфорт беременной женщины; нарушения физиологического течения беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода, токсикозы беременных, угроза прерывания); внутриутробное инфицирование плода (цитомегаловирусная инфекция, герпес, токсоплазмоз, краснуха и др.); иммунологическая несовместимость матери и плода (по АВО и резус-фактору).
Существенное место в развитии ПП ЦНС занимают асфиксия плода и родовые травмы, наиболее часто возникающие при следующих состояниях:
преждевременные роды; клинически узкий таз; тазовое предлежание плода; слабость родовой деятельности; длительный безводный период и длительное стояние головы плода в родовых путях; затяжные или стремительные роды; кесарево сечение, инструментальное пособие в родах.
Клинические симптомы заболевания зависят от тяжести состояния, размера и локализации зон повреждения мозга. Чаще всего родители отмечают нарушения сна у ребенка (сон «чуткий», непродолжительный), раздражительность, повышенную плаксивость, частые срыгивания, вздрагивания, дрожание подбородка и кистей рук, запрокидывание головы.
- При тяжелой степени заболевания возникают задержки психомоторного развития, нарушается формирование установочных рефлексов.
- Такие малыши позже овладевают навыками ходьбы, отмечаются моторная неловкость, задержка речевого развития.
- В дошкольном и школьном возрасте такие дети часто бывают гиперактивными, невнимательными, неусидчивыми, иногда конфликтными, по сравнению со сверстниками хуже овладевают навыками чтения, письма.
В повседневной жизни неряшливы, забывчивы, необязательны и в то же время амбициозны, часто стремятся к лидерству в коллективе. Для предупреждения возникновения подобных нарушений крайне необходима своевременная консультация детского невролога. Стоимость консультации детского невролога — 1800 руб. Записывайтесь онлайн или закажите обратный звонок. Диагноз ПП ЦНС устанавливается на основании жалоб родителей, тщательного изучения анамнеза с оценкой имеющихся фактров риска, осмотра ребенка, проведения УЗИ головного мозга (нейросонографии).
- УЗИ головного мозга — безопасный, атравматичный и высоко информативный метод для уточнения характера нарушений и оценки эффективности проводимого лечения.
- Лечение направлено не только на восстановление имеющихся нарушений функций нервной системы, но и на предупреждение развития новых патологических процессов у ребенка с ПП ЦНС.
Лекарственные препараты, используемые в нейропедиатрии, безопасны и направлены на восстановление метаболизма и функции неронов в поврежденных зонах головного мозга.Раннее включение в программу комплексной реабилитации немедикаментозных воздействий, таких как массаж, лечебная гимнастика с использованием специальных адаптированных методик, физиотерапия, плавание, позволяет минимизировать лекарственную терапию, поэтому эти методы являются приоритетными.
Позиция родителей имеет огромную роль в реализации реабилитационных мероприятий и восстановлении нарушенных функций.Многолетние практические наблюдения показывают, что при условии ранней диагностики заболеваний ЦНС и раннего начала адекватного систематического лечения отмечается значительное уменьшение выраженности неврологической симптоматики и восстановление нарушенных функций. Детский невролог, врач высшей квалификационной категории Рыжова Виктория Викторовна
Читать подробнее: Клиника Основа в Санкт-Петербурге
Полный ответ
Как проявляется нервное напряжение?
Причины, симптомы и последствия перенапряжения — Все факторы, из-за которых возникает нервное перенапряжение, можно разделить на две группы: острые (резкая смена образа жизни) и длительные (негативные факторы воздействуют на психику продолжительно). Причинами может быть недостаток полноценного отдыха и плохой сон, слишком быстрый ритм жизни, которые вызывают стресс. Проявления перенапряжения:
головная боль, вялость, тревожность, раздражительность; учащенное сердцебиение, боль в области сердца; дрожь в конечностях, мышечное напряжение; повышенное потоотделение; бессонница, короткий сон, кошмары; забывчивость, головная боль, агрессивность.
Такое состояние может проявляться как в заторможенности, апатии и вялости, так и в противоположных реакциях — навязчивой повышенной активности, состоянии возбуждения. Нервное перенапряжение может привести к целому ряду негативных последствий:
снижению иммунитета, как следствие — частым инфекциям; нарушению (повышению или понижению) артериального давления; вегетососудистой дистонии, как следствие — сильным головным болям; нарушению обмена веществ, ожирению, булимии; заболеваниям щитовидной железы и сахарному диабету.
Самолечение — опасно: только специалист может разработать программу лечения, которая не просто устранит симптомы, но приведет в порядок жизненный ритм, стабилизирует в организме все процессы.
Полный ответ
Как распознать что ребенок испытывает психологический стресс?
На наличие психологического стресса у ребенка указывают следующие признаки: —
Эмоциональная неустойчивость – легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступках, капризность, страхи. Вегетативная неустойчивость – легко возникающее покраснение или побледнение кожи, в основном на лице, «комок в горле», «каша во рту», колебание артериального давления (преимущественно в сторону его понижения), повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочувствие при колебаниях атмосферного давления. Нарушение сна: трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочувствие утром после пробуждения. Нарушение обмена веществ, нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые вещества в виде кашля, зуда. Частые простудные заболевания, особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов. Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи – энурез, недержание кала, энкопрез, нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивания мышц лица), мигание, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц – звуки типа «кх-кх», поперхивание, покашливание, попискивание, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь. Такие нарушения часто не осознаются и не замечаются ребенком, и очень часто зависят от времени года, утомления, нервного напряжения. Невротические реакции – кратковременные переживания в ответ на действия психотравмирующих факторов – повышенная возбудимость или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения, состояние подавленности при расставании, заостренные переживания по поводу наличия заболевания или физического дефекта. Патологические привычки – упорный онанизм (мастурбация), постоянное сосание пальца, навязчивое грызение ногтей.
Очень часто все указанные признаки неблагополучия в психологическом состоянии и эмоциональной жизни усиливаются или проявляются в трудные моменты жизни ребенка, к которым относятся начало посещения детского сада или школы, эмоциональная холодность или чрезмерная опека значимых взрослых, а также острая или длительная психотравмирующая ситуация.
Полный ответ
Почему ребенок стал нервным?
Что делать, если у ребёнка повышенная раздражительность.25 июня 2020 Повышенная возбудимость и раздражительность ребенка могут быть следствием многих причин, в том числе физиологических, связанных с незрелостью нервной системы, ее реакцией на различные негативные воздействия во время беременности (болезни мамы, курение, употребление алкоголя, физические и эмоциональные перегрузки), а также рождение раньше срока, с помощью кесарева сечения или в тяжелых естественных родах. До 3 лет любой повод – неправильное питание, громкие звуки, яркий свет, неудобная одежда, смена обстановки, проявление негативных эмоций взрослых — могут вызывать раздражение, плаксивость, проблемы со сном, быструю утомляемость ребенка. Что могут сделать родители? — Постарайтесь как можно скорее устранить дискомфорт и успокоить ребенка.
- Обеспечьте соблюдение режима дня, правильное питание, физические и психологические нагрузки, адекватные его возрасту и состоянию.
- Не пытайтесь воспитывать у маленького ребенка выдержку и выносливость, это только усугубит его дискомфорт и затруднит возвращение к эмоционально стабильному состоянию.
- Заранее подготавливайте ребенка к любым изменениям, рассказывайте и объясняйте, что будет происходить, смягчайте содержание неприятной информации.
Например, расскажите, зачем нужно идти к врачу и почему это хорошо, когда и по какому поводу к вам придут гости, сколько времени ребенок проведет без вас (с бабушкой или няней), чем он будет заниматься в детском учреждении. Если пора заканчивать игру и идти спать, расскажите, что игрушки устали, выглядят сонными и предложите сначала уложить их спать, а потом лечь самому.
Сохраняйте спокойствие сами, не заражайтесь эмоциями ребенка. Пока родитель в спокойном состоянии, он способен повлиять на ситуацию и помочь ребенку справиться с эмоциями. Не показывайте свой испуг или разочарование, не пугайте ребенка предположениями о том, что могло бы случиться, и не утомляйте его нравоучениями.
Дошкольный возраст. Чем старше становится ребёнок, тем большее значение в развитии и закреплении раздражительности приобретают факторы воспитания, поэтому родителям следует обратить внимание на используемые стратегии воспитания и собственное поведение, которое ребенок может копировать.
Показывайте пример конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и уважительного отношения ко всем членам семьи. Не бойтесь извиниться, если были не правы или в запале сказали обидные слова. Учитесь переключать свое эмоциональное состояние, распознавать и предотвращать вспышки раздражения. Следите за своим психологическим здоровьем, не доводите себя до состояния истощения и «загнанности».
— Если ваш ребенок тревожный и бурно реагирует на неудачи — предоставляйте ему больше самостоятельности в ситуациях, не угрожающих его здоровью, не окружайте его чрезмерной заботой. Ребенку важен опыт преодоления трудностей, это придает ему уверенность в своих силах.
В то же время требуйте уважительного отношения к старшим, соблюдения режима дня, правил вежливости и норм поведения в общественных местах. Иначе вседозволенность и полная свобода могут привести к частому раздражению и выражению недовольства даже при необходимых и обоснованных требованиях. — Разговаривайте с ребенком, объясняйте ребенку свою позицию.
Будьте терпеливы и готовы уделять этому столько времени, сколько потребуется ребенку, чтобы понять вас и прийти к соответствующим выводам. Грубость, пренебрежение, угрозы, шантаж травмируют детскую психику и недопустимы в воспитании. — Предлагайте и разбирайте вместе возможные варианты поведения в ситуациях, вызывающих у ребенка раздражение, способы реагирования на неприятности.
- Поощряйте его рассуждения и вовлекайте в диалог, помогая ребенку научиться преодолевать трудности.
- Хвалите и поддерживайте, если не все получается.
- Например: «Ты молодец, что пытаешься сам справиться.
- Учиться всегда сложно, но ты скоро научишься этому».
- У младших школьников переживания и раздражительность будут связаны еще и с высокой ответственностью, учебной нагрузкой, отношениями с одноклассниками и учителями, атмосферой в классе.
Ваша задача в спокойной домашней обстановке помочь ребенку отреагировать на обиды, поддержать его и помочь переключить внимание. — Обсуждайте с ребенком ситуации, вызывающие у него эмоциональный отклик. Осознание детьми собственных мыслей, эмоций и действий происходит с помощью взрослых.
Поэтому, разбирая ситуацию, мы помогаем ребенку осознавать ее. Привычка держать в себе переживания может привести к нервному перенапряжению, повышенной тревожности, ночным страхам и даже к развитию соматических заболеваний. — Не требуйте идеального выполнения заданий по всем предметам, это будет вызывать раздражение и нежелание что-либо делать еще до начала работы.
Нормально, что к каким-то наукам дети более способны, одни предметы им даются легче, чем другие. Не давите и не ругайте ребенка, не сравнивайте с другими детьми или с собой в детстве. — Организуйте ребенку возможность отдыха, смены вида деятельности и общения с ровесниками за пределами школьного коллектива – в различных кружках, спортивных секциях, музыкальной школе, с друзьями по двору.
Повышенная раздражительность, агрессивность, нервозность — характерные особенности подросткового возраста, Их появление в первую очередь связано с гормональными перестройками, происходящими в организме. Нервная система не может быстро адаптироваться, подростки часто не осознают и не могут контролировать свои эмоции, чувствуют одиночество из-за своей эмоциональной нестабильности.
— Разговаривайте доброжелательно, интересуйтесь переживаниями подростка. Проявляйте больше внимания и любви к нему, просто за то, что он есть. Тогда подросток будет чувствовать себя более уверенно, у него будет повышаться самооценка. — Помогите подростку осознать причины своей раздражительности, развёрнуто проговаривая различные ситуации, чтобы научить подростка лучше понимать и контролировать своё психологическое состояние.
- Подростки уже считают себя взрослыми и будут защищать свои права, если вы будете относиться к ним, как к детям.
- Объясните ему, что быть взрослым — это большая ответственность, что он должен уметь контролировать свои эмоции и отвечать за свои поступки.
- Предоставьте подростку больше свободы при условии соблюдения ваших с ним договоренностей (звонки в определенное время, некоторые важные ограничения).
Позвольте ему самостоятельно сказать, когда придет, что-то сделать самому и похвалите за результат, тогда возникает радость успеха и желание сделать и быть лучше. — Не обвиняйте, а пытайтесь понять подростка — увидеть его проблемы, поставить себя на его место, вспомнить, какие у вас были переживания в этом возрасте.
Полный ответ
Как вылечить нервную систему без лекарств?
Профилактика стрессов: Как укрепить психику и нервную систему Закаливание. Самым эффективным методом закаливания является моржевание. С его помощью можно вернуть свои нервы, укрепив общее состояние здоровья с иммунитетом, а также значительно развить силу воли.
- Постепенно появляющаяся стойкость к холодной воде очень полезна для организма.
- Положительный эффект также оказывает ультрафиолет, сочетаемый с теплом.
- Поэтому при долгих прогулках или лежании на пляже человек закаляется и пропитывает тело витамином D.
- Добиться результата удастся, если следовать следующим правилам: Степень охлаждения нужно увеличивать постепенно.
Процедуры должны быть регулярными. Закаливание – сложная физиотерапия, у которой есть множество особенностей. Тем, кто захочет применять ее на регулярной основе, рекомендуется прочитать соответствующие книги, которые помогут подробнее разобраться во всех вопросах.
- Физическая активность.
- Регулярная физическая активность увеличивает работоспособность организма, насыщает мозг кислородом, повышает стрессоустойчивость, оказывает профилактическое воздействие против многих заболеваний.
- Наиболее полезный эффект от нее заключается в снятии нервного и психического напряжения.
Умеренная физическая нагрузка помогает нервам восстанавливаться, что очень важно для всех людей. Одним из лучших вариантов являются прогулки на свежем воздухе. Они включают легкие физические упражнения, закаливание, психологический отдых. Укрепление нервной системы с их помощью происходит довольно быстро.
- Бег;
- Аэробика;
- Йога;
- Пилатес;
- Скалолазание;
- Боевые искусства;
- Фитнес.
- Важнейшим условием является регулярность тренировок, а также их качество.
Вредные привычки. Отказ от вредных привычек является главным условием для получения какого-либо результата в восстановлении своих нервов. Если продолжить выпивать, курить или принимать психоактивные вещества, то добиться положительных изменений не удастся даже при приеме лекарственных средств.
Алкоголь многие считают практически безвредным. Однако даже редкое употребление спиртных напитков в небольших количествах приводит к повышенному возбуждению и сбоям нервной системы. Если выпивать регулярно, то у человека могут развиться различные заболевания, которые сказываются на нервах. При курении снижаются память и внимательность, а также уровень интеллекта.
Причиной тому сужение сосудов мозга, сочетаемое с кислородным голоданием и воздействием токсичных веществ, присутствующих в сигаретах. Даже чашка кофе негативно воздействует на нервную систему. Сначала она сильно возбуждается, а потом ее активность резко снижается.
- Постепенно это приводит к ее истощению.
- То же касается и различных энергетических напитков.
- Правильное питание.
- Знание того, какие продукты укрепляют нервную систему и психику, поможет избежать нервозности и вернуть себя к нормальному состоянию.
- Для этого потребуется составить рацион таким образом, чтобы он включал все необходимые вещества.
Важно учитывать: Белки. Они отвечают за общий тонус ЦНС, работу рефлексов, качество памяти, обучаемость. Куриное мясо, рыба, соя, творог, орехи – их нужно обязательно включить в рацион. Это особенно актуально для людей, занимающихся спортом. Жиры. Употребление жиров помогает тонизировать ЦНС, повышать работоспособность, укреплять эмоциональное здоровье.
Максимум пользы удастся извлечь из рыбы. Углеводы. Это основной источник энергии для мозга, обеспечивающий человека комфортным самочувствием и крепкими нервами. Злаки – лучшая еда, из которой можно получить полезные углеводы. Витамины (A, B1. B6, B12, C, D, E). Недостаток витаминов приводит к снижению памяти, ухудшению интеллекта, проблемам с иммунитетом и повышению риска развития болезней, что также затрагивает нервную систему.
Овсянка, яйца, отруби, свежие фрукты, овощи, орехи, рыба – именно они помогут насытить организм витаминами. Минералы (P, S, Zn, Ca, Fe, Mg). Они обеспечивают выработку веществ, которые важны для функционирования и укрепления ЦНС. Рыба, овощи, орехи, злаки, молоко, шоколад, цикорий – эти продукты содержат наибольшее количество полезных минералов.
При неправильном питании, когда человек ест вредную пищу, результат будет обратным. На это нужно обращать особое внимание. Режим дня. Составление правильного плана дня – первостепенная задача для тех, кто решил заняться укреплением своей нервной системы. Условия для каждого человека индивидуальны. План будет зависеть от профессии, режима работы, возраста, увлечений.
Важно каждый день есть в одно и то же время, посвящать отдыху только определенные часы, а также вносить в план максимум полезных событий. Рекомендуется ограничить себя в использовании современных технологий, снизив количество времени, которое тратится на смартфон, компьютер или другие электронные устройства.
Восстанавливать нервы будет проще, если особое внимание обратить на свой сон. Он должен длиться около 8 часов. Регулярный недосып приведет к истощению ЦНС, неврозу, повышенной утомляемости, снижению аппетита и дисфункции внутренних органов. Рекомендуется ложиться спать до 12 ночи, а просыпаться не позднее 8 утра.
Подросткам и пожилым людям нужно дополнительно спать от 1 до 2 часов после обеда. Важно создать хорошие условия для сна: прохлада, удобная постель, свежий воздух. Эмоции. Людям, интересующимся тем, как укрепить нервную систему в домашних условиях, нужно просто добавить в свою жизнь больше положительных эмоций.
Стоит пересмотреть свой взгляд на окружающий мир уже сейчас, чтобы стать более позитивным человеком с крепкими нервами. Если иметь негативный настрой, нервничать по любому поводу, постоянно переживать, то нервная система очень быстро начнет истощаться. Видеть во всем хорошее – полезный навык, который пригодится в жизни.
Позитивные люди более привлекательны для окружающих, они вдохновляют и мотивируют близких, а также легко достигают своих целей. Изменить свое отношение к окружающему миру помогут: йога, массаж, иглоукалывание, спорт, интересные хобби. Также они полезны для самой ЦНС.
Эмоциональный вопрос особенно важен, если речь идет о ребенке. Родители обязаны не только исключить из его жизни негативные факторы, но и создать комфортные условия для развития. Для этого достаточно всегда относиться к своему малышу с пониманием и терпимостью. Водная терапия. Вода тоже помогает самостоятельно укрепить нервную систему.
Именно поэтому так полезно закаливание с помощью обливаний и купания в ледяной воде. Но существуют и более простые методы водной терапии: Обтирания. Нужно просто слегка смочить полотенце, а потом протереть руки, ступни, пах, туловище. Желательно всегда соблюдать такой же порядок.
Контрастный душ или умывание. Потребуется 30 секунд стоять под прохладной водой, потом столько же – под горячей. Процедуру необходимо повторять многократно. Любое умывание или поход в душ рекомендуется заканчивать холодной водой. Достаточно 10 секунд в конце всех водных процедур. или гипноза. Делать этого крайне не рекомендуется.
Дыхательная гимнастика. Если психология и медикаментозная терапия не принесли нужного результата, то их эффективность можно легко усилить с помощью специальных дыхательных упражнений. Заниматься такой гимнастикой можно даже вдали от дома.
- Самое простое упражнение:
- Вдыхать воздух 4 секунды.
- Не дышать 2 секунды.
- Выдыхать воздух 4 секунды.
- Не дышать 2 секунды.
Все 4 пункта нужно повторять несколько раз подряд. Такое упражнение может не только успокаивать нервы, но и улучшать кровообращение. Выполнять его полезно ежедневно, например, сделав частью утренней зарядки. Сморгонская ЦРБ. Читать подробнее: Профилактика стрессов: Как укрепить психику и нервную систему
Полный ответ
Когда созревает нервная система у ребенка?
Формирование нервной системы начинается на 3-й неделе гестации. Появившаяся на 3-й неделе утробной жизни нервная система зародыша начинает интенсивно развиваться, и уже в начале 2-го месяца имеются зачатки всех отделов головного и спинного мозга.
Полный ответ