Учитель, педагог или преподаватель, Познавательные статьи Каждый человек общается с учителями, педагогами, преподавателями на протяжении всей жизни – сначала в качестве воспитанника, ученика и студента, затем в качества мамы/папы и бабушки/дедушки. При этом, несмотря на регулярное общение с людьми, посвятившими себя обучению и воспитанию молодежи, мало кто из задумывается над этимологией и лексическим значением слов «учитель», «педагог» и «преподаватель». Большинство считает эти слова синонимами. Для некоторых же учитель – это тот, кто работает в школе, а преподаватель – в среднем специальном или высшем учебном заведении. Слово «педагог» в быту употребляется реже, и не имеет точного значения в современном понимании.
- Смешение лексических значений этих понятий произошло уже в современном русском языке, поскольку в обывательском смысле они означают суть одного и того же процесса – обучения и воспитания.
- А в этимологии данных слов разбираются, в основном, специалисты – языковеды.
- Однако мы уверены, что каждый образованный человек должен понимать, чем педагог отличается от учителя или преподавателя.
Особенно это важно для тех, кто выберет своей профессией педагогическую деятельность.
Полный ответ
В чем разница между учителем педагогом и преподавателем?
Учитель учит не только своему предмету, но и жизни вообще, в том числе и сквозь призму своего предмета, а преподаватель просто передает свои знания по конкретному вопросу.
Полный ответ
Можно ли женщину назвать учителем?
Мария Ивановна — учительница или учитель? — Парламентская газета «Тюменские известия» Читаю деловые, научные и публицистические тексты конца XIX — начала XX вв. Обращаю внимание на то, что слово учительница и его «заместители» (преподавательница, наставница, надзирательница, классная дама, пепиньерка, помощница учительницы, учащая, учительша) употребляются гораздо реже, чем парные к ним слова учитель, преподаватель и др.
Почему? Часть первая — историческая Объясняется это просто: профессия учителя в России вплоть до конца XIX века была одной из «мужских» профессий: по материалам переписи 1897 г., в составе работников просвещения насчитывалось 107113 мужчин и 65729 женщин. Кроме преобладания мужского труда в сфере образования к объективным причинам более активного использования слов мужского рода следует отнести небольшое число специальных женских учебных заведений, в которых работали преимущественно женщины.
Так, составитель Исторической записки Тобольской Мариинской женской школы писал: «До 1851 года ни в Тобольске, ни в других городах Западной Сибири не было женского учебного заведения, и ни из чего не видно, чтобы в административной сфере или в среде местного общества возникала мысль о необходимости учредить такое заведение».
- С 1860-х гг.
- Правительство начало обращать внимание на состояние женского образования: после издания «Положения 10 мая 1860 г.» стали возникать женские училища.
- Но их число было невелико: в 1870 г.
- Во всей России всего 37 женских училищ первого разряда и 94 училища второго разряда.
- В этом же году они были преобразованы в женские гимназии и прогимназии.
В зависимости от того, какое ведомство открывало и содержало женские гимназии, они делились на женские гимназии Министерства народного просвещения и женские гимназии ведомства учреждений императрицы Марии. (С конца XVIII века существовало особое ведомство учреждений императцы Марии, жены Павла I.
- Оно управляло институтами благородных девиц, воспитательными домами, сиротскими институтами).
- К концу же XIX века бoльшая часть женщин-учительниц работала в учебных заведениях начального типа, так как по «Положению» 1864 г.
- Учителями начальных училищ «имели право быть как духовные, так и светские лица», были допущены к преподаванию и женщины.
После учреждения епархиальных училищ (женских средних учебных заведений церковного ведомства с семилетним курсом), устав которых был утвержден в 1868 году, учительницами многих церковно-приходских школ стали окончившие эти училища. На рубеже веков значительно расширилась сеть женских воскресных школ, увеличилось число женских гимназий, открывались женские средние специальные учебные заведения.
Процесс феминизации учительских кадров как начальной, так и средней школы привел к равноправию женщин, когда в 1911 году Министерство народного просвещения предоставило им право «держать экзамен на диплом правительственных высших учебных заведений, приобретать ученые степени магистра и доктора» и новое звание «учительницы средних учебных заведений».
В качестве субъективной причины возрастающей роли женщины в педагогическом труде один из деятелей народного образования Западной Сибири начала ХХ века назвал «естественную женскую заботу о детях и склонность к их воспитанию, а также выносливость и терпеливость женщин, так необходимые в тяжелом учительском труде».
- Кроме того, мужчины, обязанные содержать семью, покидали школу из материальных соображений.
- В конце XIX — начале XX вв.
- В реестре педагогических должностей наименования занятых обучением и воспитанием женщин использовались наравне с наименованиями мужчин.
- Так, в начальных школах (школах грамоты, земских школах, приход-ских и министерских училищах) обучением и воспитанием детей занимались учителя / учительницы,
В средних учебных заведениях (классических гимназиях, реальных и коммерческих училищах, кадетских корпусах, семинариях, Мариинских и министерских женских гимназиях, женских епархиальных школах, а также в прогимназиях) функция обучения закреплялась за преподавателями / преподавательницами, а функция воспитания — за воспитателями / воспитательницами, наставниками / наставницами и надзирателями / надзирательницами / классными дамами,
Эту группу слов расширяют сочетания «помощник / помощница учителя» и наименование «пепиньерка». Пепиньерками называли помощниц воспитательниц, которые избирались на один год из учениц старших классов гимназий, успешно занимавшихся в предшествовавшем учебном году. Подчеркнем: во всех случаях для называния женщины — конкретного представителя работников «педагогической нивы» — использовались специализированные слова — существительные женского рода.
Часть вторая — грамматическая В современном российском школьном образовании ведущая роль принадлежит учителям-женщинам. Однако слово учительница находится за пределами делового общения, в котором употребляется официальное наименование учитель, Это слово, как и многие другие названия лиц по роду деятельности, может указывать на: а) лицо мужского пола («Учитель-словесник Е.Н.Ильин оказался мастером неожиданных вопросов») ; б) лицо женского пола («Моя бабушка всю жизнь работала учителем») ; в) лица независимо от их пола («Учителями славится Россия», «Учитель года — 2006», «Заслуженный учитель РСФСР»),
- Имя существительное учительница не имеет стилевых помет в нормативных словарях современного русского языка, однако имеет специфическое значение (не может выражать «общее понятие о человеке», как, например, парное слово мужского рода).
- Подобные парные образования, принятые в нейтральной речи (преподаватель — преподавательница, студент — студентка, заведующий — заведующая), известный лингвист Д.Э.Розенталь считает «в равной мере связанными с женским и мужским трудом», однако рекомендует в официально-деловом стиле сохранять форму мужского рода, когда «речь идет о номенклатурном наименовании должности».
Вот такой парадокс: ХХ век, открывший женщинам доступ ко всем профессиям, закрепивший за ними обучение и воспитание, вытеснивший мужской труд из этой сферы, в языковой практике устранил существовавшую специализацию слов мужского и женского рода, отнес слово «учитель» к большой группе названий лиц по роду деятельности вне зависимости от их пола.
В этой группе, например, слова летчик, тракторист, спортсмен, студент (при наличии женских форм летчица, трактористка, спортсменка, студентка). Интересно, что для многих профессий язык не нашел парных эквивалентов, и мы называем женщин «по-мужски»: доктор, дирижер, инженер, министр, адвокат, судья, юрист и администратор, бизнесмен, дизайнер, менеджер.
Казалось бы, самый удобный способ сказать о женщине — добавить суффикс. Тогда какой именно: инженерКа, инженерШа, инженерИЦа, инженерЕССа, инженерИНа? Многие суффиксы, создающие наименование деятеля женского пола, выражают оценку и стилистически окрашены (ср.
Просторечные врачиха, директриса, докторша, хирургиня и подобные). Вот и избрал литературный язык другой показатель «женской профессии» — смысловое согласование: доктор Иванова поставила диагноз, Правила требуют указания на реальный пол человека в согласуемых формах сказуемых — глаголов в прошедшем времени или сослагательном наклонении — при отсутствии такого согласования в формах определений: хороший стоматолог назначила лечение, наш директор Вера Ивановна.
Однако «живая» практика использования существительных мужского рода (министр, декан, доцент, юрист и т.п.) в качестве наименований лиц как мужского, так и женского пола демонстрирует стремление точнее указать на половую принадлежность: наша повар, обманутая экскурсовод, а также заведующая детским садом, ведущая программы,
Такое обозначение реального пола отражает действительность, поскольку современные женщины могут занимать любые должности, владеть любыми специальностями, которые традиционно считались «неженскими». И все-таки в строгой деловой или научной речи точные обозначения профессии — это слова мужского рода, а значит, правильно следует писать: «Объявить благодарность директору, классному руководителю, учителю.», даже если все они — женщины.
Читать подробнее: Мария Ивановна — учительница или учитель? — Парламентская газета «Тюменские известия»
Полный ответ
В чем разница между воспитателем и учителем?
В чем разница воспитатель и педагог дошкольного образования
- Дистанционное обучение педагогов.
- По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.
- Подробней на странице
- « ».
Наш телефон 8-800-775-09-71 Бесплатный звонок по России! В педагогической профессии для обозначения ее субъектов используются разные понятия — педагог, учитель, воспитатель. В обыденной речи между ними чаще всего ставится знак тождественности. Однако нам, как специалистам в области образования, необходимо понимать точное научное значение данных терминов.
- Среди них самое широкое по значению — педагог.
- Педагогом можно назвать любого специалиста, работающего в системе образования, осуществляющего педагогическое воздействие на других людей.В.Г.
- Онушкин и Е.И.
- Огарев дают следующее определение этому понятию: » Педагог — общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности.
По социальному статусу педагоги подразделяются на два вида: а) профессионалы, то есть лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в других областях.
- К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры социальных групп, научных школ и т.д., чьи опыт и знания становятся достоянием других»,
- Таким образом, учитель общеобразовательной школы является профессиональным педагогом.
- Термин «учитель» употребляется в двух значениях.
«Учитель — лицо, передающее другим освоенные им знания, умения и навыки, приобретенный жизненный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле — должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в общеобразовательной школе «,
- Как вы уже заметили, тех людей, которые выполняют обучающие функции в университете, учителями не называют, они являются преподавателями.
- В широком смысле слово «учитель» обычно употребляется для уважительного обращения к человеку, личность образ жизни которого являются примером для подражания.
- Так называют тех, кто отыгрывает в жизни общества, небольшой группы людей или отдельного конкретного человека роль жизненного эталона, образца.
В широком смысле Учитель — это авторитетный, мудрый человек, оказывающий большое влияние на людей. Учителем называют также человека, создавшего свои направления, научные и художественные школы в областях науки, литературы, искусства. Это высокое звание по праву носят, например, А.С.
Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и другие представители классической литературы.К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, М.П. Чехов — представители особого направления в развитии театра.К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.И. Пирогов и др. — представители научных педагогических школ.Д.И. Менделеев — основоположник научной школы в области химии и т.д.
В идеале широкий и узкий смыслы слова «учитель» по отношению к тем, кто осуществляет свою профессиональную педагогическую деятельность в общеобразовательной школе, должны совпадать. Однако идеал воплощается в жизни крайне редко. И хотя среди учителей по должности есть достаточно много людей авторитетных и мудрых, Учителей в широком смысле слова, все же в основном данный термин используется в педагогической действительности и в обыденной жизни в его узком значении, то есть учителем называют преподавателя-предметника общеобразовательной школы, профессионально выполняющего свои функции.
- Функции учителя многообразны, однако среди них можно выделить четыре основных: обучающую, воспитательную, развивающую, общественно-педагогическую.
- Учитель прежде всего учит, то есть помогает детям овладевать знаниями, умениями и навыками, способами их приобретения, приемами и методами учебной работы.
Обучающая деятельность учителя (преподавание) проявляется в организации им объяснения учебного материала, его закрепления и обобщения, контроля и т.д. Организация учебного процесса, общение учителя с учащимися, сама личность педагога — все это способствует формированию определенных черт личности растущего человека, развитию его индивидуальности, способностей, мышления, взглядов на окружающую действительность, мировоззрения как системы взглядов и убеждений.
Так в работе учителя реализуются воспитательная и развивающая функции. Следует отметить, что как представитель интеллигенции, учитель никогда не ограничивает свою профессиональную деятельность только служебными рамками. Учитель — это просветитель, пропагандист знаний (особенно педагогических) среди населения, родителей учащихся.
Участие в многочисленных школьных мероприятиях, неформальное общение с воспитанниками и их родителями, руководство внеклассной работой, выполнение общественно-полезной деятельности — это и есть выполнение общественно-педагогической функции. Тесно связаны между собой, но не тождественны понятия «учитель» и «воспитатель».
- Последнее тоже употребляется в нескольких значениях.
- В широком смысле воспитателем (как и педагогом) называют любого человека, который занимается воспитанием как процессом формирования личности,
- Неформальными воспитателями являются родители, другие близкие родственники и люди, окружающие ребенка и оказывающие на него педагогическое влияние.
В узком, профессионально-педагогическом значении, воспитатель — это должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательных учреждениях, Например, в дореволюционной России наряду с учителями в мужских гимназиях работали классные наставники, в женских — классные дамы, основными функциями которых был контроль за поведением гимназистов, забота об их надлежащей дисциплине.
В военных учебных заведениях их называли классными надзирателями. В семьях привилегированных сословий воспитанием детей занимались гувернеры и гувернантки, бонны. В их обязанности не входило обучение, они должны были находиться рядом с детьми, своим примером и наставлениями учить их хорошим манерам, поведению, организовывать с ними игры, заботиться об их здоровье и т.д.
В СССР штатные должности воспитателей, права и обязанности которых определяются специальными положениями в Трудовом праве, были введены в дошкольных учреждениях, детских домах, интернатах и приютах, в школах с продленным днем, в общежитиях для учащихся, суворовских и нахимовских училищах, в исправительных учреждениях для малолетних преступников.
Это положение сохранилось и сегодня. В общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях воспитательные функции выполняют все педагоги. Для организации и координации воспитательной работы в 4 — 12 классах назначаются классные руководители. В группах средних и высших учебных заведений их называют кураторами, лицами, координирующими учебно-воспитательную работу со студентами.
Воспитатель, классный руководитель отвечает за воспитание и обучение школьников. Здесь должна быть оговорка — за качество обучения по конкретному предмету несет ответственность учитель-предметник, но общее позитивное отношение ученика к учебной работе обязан формировать все же классный руководитель.
- Он в большой мере является создателем эмоционально-интеллектуального фона в детском коллективе, контролирует посещаемость учащимися уроков, формирует в их сознании добросовестное отношение к учебному труду.
- В последнее время в некоторых школах появились должности освобожденных воспитателей.
- Эти работники школы, как правило, не преподают, не занимаются обучающей деятельностью.
В должностные обязанности классного руководителя, освобожденного воспитателя входят ответственность и забота за здоровье детей, их физическое развитие. Воспитатель организовывает быт и досуг ребят в учебно-воспитательном учреждении, проводит разнообразную культурно-массовую работу, участвует в создании и функционировании детских общественных организаций.
Понимание терминов «педагог», «учитель», «воспитатель» поможет вам осознать важное положение: хорошим педагогом может стать тот, кто не только хочет этого, чувствует свое педагогическое призвание, талант, но и дополняет их специальным педагогическим образованием, стремится овладеть профессией учителя, воспитателя.
Настоящим педагогом может и не стать тот, кто полагается только на свои педагогические способности, талантливость или только на педагогическое образование, педагогическую квалификацию. Рассмотренные нами понятия находятся в тесном диалектическом единстве.
- Дистанционное обучение педагогов.
- По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.
- Подробней на странице
- « ».
Наш телефон 8-800-775-09-71 Бесплатный звонок по России! Читать подробнее: В чем разница воспитатель и педагог дошкольного образования
Полный ответ
Откуда пришло слово педагог?
Педаго́г в Древней Греции (др. -греч. παιδαγωγός, «ведущий ребёнка») — раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с семилетнего возраста. В обязанности педагога входила охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в школу — и элементарное обучение грамоте.
Полный ответ
Кому нельзя быть педагогом?
Противопоказания педагогической деятельности: не может быть учителем аморальный человек, не имеющий твердых убеждений; неумение сдерживать раздражение, излишняя резкость в обращении с детьми; серьезные дефекты речи, хронические заболевания гортани, органов слуха и зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата.
Полный ответ
Каким словом можно заменить слово учитель?
Синонимы: Наставник, преподаватель, воспитатель, руководитель, гувернер, ментор, репетитор, педагог; доцент, профессор; учительница, наставница, бонна, гувернантка, репетиторша, классная дама, мадам, мамзель. Ср.
Полный ответ
Как правильно женщина учитель или учительница?
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед.ч. | мн.ч. |
---|---|---|
Р. | учи́тельницы | учи́тельниц |
Д. | учи́тельнице | учи́тельницам |
В. | учи́тельницу | учи́тельниц |
Тв. | учи́тельницей учи́тельницею | учи́тельницами |
Почему учителя а не учители?
Форма множественного числа «учители» — Слово «учитель» образует форму множественного числа «учители» с безударным окончанием -и, если обозначает главу учения, имеющего своих последователей, авторитетного человека, наставника, пропагандирующего свои взгляды в какой-либо области.
пропуск и (занятий) — пропуск а́ (документы);ток и (электричества) — ток а́ (места молотьбы зерновых);тормоз ы (препятствия) — тормоз а́ (машин) и т.д.
Читать подробнее: «Учителя» или «учители», как правильно?
Полный ответ
Как называют учителя в школе?
УЧИТЕЛЬ — УЧИТЕЛЬ, учителя, мн. учителя и (книжн.) учители, муж.1. (учители устар.). Лицо, занимающееся преподаванием какого нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. «Народный учитель должен у Нас быть поставлен на такую Толковый словарь Ушакова учитель — Наставник, преподаватель, воспитатель, руководитель, гувернер, ментор, репетитор, педагог; доцент, профессор; учительница, наставница, бонна, гувернантка, репетиторша, классная дама, мадам, мамзель.
Мы взяли к детям мамзель Ср. См Словарь синонимов учитель — УЧИТЕЛЬ, наставник, педагог, преподаватель, репетитор, устар. ментор, жарг. препод УЧИТЕЛЬНИЦА, наставница, преподавательница, разг., шутл. педагогиня, разг. репетиторша, разг., пренебр. училка, разг. учителка, разг. учительша Словарь-тезаурус синонимов русской речи УЧИТЕЛЬ — УЧИТЕЛЬ, я, мн.
я, ей и и, ей, муж.1. (мн. я, ей). Лицо, к рое обучает чему н., преподаватель. Школьный у.У. математики. Домашний у. Заслуженный у. (почётное звание).2. Глава учения (во 2 знач.), человек, к рый учит (научил) чему н. (высок.). Толковый словарь Ожегова УЧИТЕЛЬ — Ефим Юльевич (1913 88), оператор, режиссёр документального кино, народный артист СССР (1976).
- Участвовал в создании фильмов Ленинград в борьбе (1942), Парад победы (1945).
- Поставил фильмы: Русский характер (1957), Мир дому твоему (1960), Граница Русская история УЧИТЕЛЬ — «УЧИТЕЛЬ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1939, ч/б, 103 мин.
- Киноповесть.
- О молодом учителе, приехавшем на работу в родное село, где ему удалось завоевать всеобщее признание и обрести личное счастье.
Яркая актерская работа Тамары Макаровой в роли Груни Энциклопедия кино Учитель — см. Воспитатель (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) Сводная энциклопедия афоризмов Учитель — лицо, имеющее необходимое профессиональное образование и соответствующую квалификацию, работающее в учреждениях общего, дошкольного, внешкольного образования, начального и среднего профессионального образования, выполняющее учебную, научную, Официальная терминология учительё — сущ., кол во синонимов: 1 • учителье (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н.
- Тришин.2013 Словарь синонимов УЧИТЕЛЬ — УЧИТЕЛЬ.
- Педагогическая профессия и должность в системе образования.
- ЮНЕСКО приняла (1966) «Рекомендацию о положении учителей», охватывающую широкий круг вопросов, связанных с целями и политикой в области образования, подготовкой и Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) учитель — учитель, род.
учителя, мн. (в знач. «преподаватель») учителя, род. учителей. В знач. «глава учения, имеющий последователей») учители, род. учителей Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Полный ответ
Можно ли работать учителем изо без педагогического образования?
Можно ли работать учителем в школе без педагогического образования — Согласно ч.1 ст.46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профстандарт), утвержденному приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н, к образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Образование, позволяющее работать воспитателем детского сада В письме Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08 отмечается, что требование профстандарта о наличии высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность.
- Условие о получении этой категорией лиц дополнительного профессионального образования является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.
- Вместе с тем требование о получении дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих высшего образования или среднего профессионального образования по направлению «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.
Таким образом, лицо, не имеющее педагогического образования, вправе преподавать, если его основное образование относится к области, соответствующей преподаваемому предмету, либо при наличии дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации.
Полный ответ
Можно ли мужчине быть воспитателем?
«Может ли мужчина работать воспитателем в детском саду (в России)? » — Яндекс Кью Работа и карьера Детские сады Воспитатели Да, конечно, мужчина может работать в детском саду. Это нечастая практика, но, например, в моем детском саду инструктором по физической культуре был мужчина.
- Чтобы стать воспитателем, нужно иметь педагогическое образование, требований к стажу нет.
- Можно окончить колледж или вуз по специальности,
- Комментировать ответ Комментировать Здравствуйте.
- Может, при наличии педагогического образования и вакансий.
- Отказывать, ссылаясь на то, что воспитателем хочет быть мужчина, работодатель права не имеет.
Комментировать ответ Комментировать Здравствуйте. Может, при наличии педагогического образования и вакансий. Отказывать, ссылаясь на то, что воспитателем хочет быть мужчина, работодатель права не имеет. Комментировать ответ Комментировать Читать подробнее: «Может ли мужчина работать воспитателем в детском саду (в России)? » — Яндекс Кью
Полный ответ
Можно ли быть воспитателем без высшего образования?
Как воспитателю получить эту должность — По закону «Об образовании» для работы педагогом нужно иметь среднее или высшее профессиональное образование, а также квалификационную подготовку. То есть можно закончить любой вуз и пройти профессиональную переподготовку.
- Но в любом случае в детском саду можно начать карьеру с позиции младшего воспитателя или просто воспитателя.
- Сразу должность старшего воспитателя никому не доверят.
- Чаще всего воспитатель работает на группе несколько лет, активно участвует в мероприятиях, пробует писать пособия или программы, а потом претендует на должность старшего воспитателя.
Старший воспитатель — это должность в детском саду, поэтому можно перевести сотрудника на нее приказом. Для этого не нужно увольнять педагога, а потом нанимать заново, хотя некоторые организации это практикуют. В некоторых детских садах может не быть должности старшего воспитателя — вместо нее работает методист.
Полный ответ
Как в старину называли учителей?
Учителя в Древней Руси — История педагогики и образования — Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя
Робот извещает Вас о том, что у этой страницы на сайте нашлись похожие материалы. студентка 1 курса факультета Истории и права Сидоров Сергей Владимирович кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГОБУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» Работа учителя трудна и разнообразна. Хороший учитель не только передает свои знания детям, он формирует их отношение к изучаемому предмету, готовит их к дальнейшей жизни в обществе. Современное образование и современные представления об учительской профессии обусловлены историческим развитием. Профессия учителя является одной из древнейших. Еще в Древней Руси были учителя. Мы обратимся к этому историческому периоду, чтобы выявить особенности представлений о миссии учителя, послужившие основой образования в 9-14 веках. Киевская Русь – это средневековое государство в Восточной Европе, образовавшееся в IX веке. Оно возникло под властью князей династии Рюриковичей в результате объединения восточных племен. Главой государства являлся князь, власть которого была наследственной. В управлении территориями кроме князя участвовали и бояре, «мужи», были нанятые князем дружинники. По форме правления Русь была ранней феодальной монархией, т.е. государством переходного типа от первобытного строя к феодализму у народов, которые миновали рабство, но процесс формирования феодальных отношений происходит при остатках первобытного строя (вече, кровавая месть и т.д.). Особое внимание следует обратить на то, что Русь не была сильно централизованным государством. Не стала она и политической федерацией, потому что княжеские съезды собирались редко и их постановления не имели ни какой юридической силы, Все спорные вопросы решались с помощью оружия или соглашения. В 988 году при князе Владимире Святославовиче официальной религией на Руси становится христианство. Владимиру предписывают постановку задачи огромной сложности, от решения которой зависела не только собственная судьба князя, но и вся дальнейшая история его рода, народа, государства. До принятия христианства учения, позволяющего овладеть знаниями, накопленными в значительный культурно-исторический период, на Руси не существовало, Разумеется, обучение охоте, ремеслу присутствовало в жизни языческих народов, но оно носило прикладной характер, необходимый для выживания этносов. Христианское обучение изначально носило иной характер, оно было устремлено к совершенству личности, к проявлению в человеке образа Божьего. На Руси с этого времени проповедники учения Христа стали духовными наставниками, призванными быть воспитателями человеческого в человеке, для того чтобы ученики стали способны к благодатному благоуподоблению, а после – наследниками и гражданами Царства Небесного. С принятием христианства изменились все стороны жизни Древней Руси, в том числе и воспитание, образование. Русь включилась в культурный мир наиболее передовых государств того времени, У каждого проповедника, пытавшегося выступать в учительской роли, явственно выражено стремление склонить властителя земли Русской к выбору своей веры. Однако не всем удается стать учителями восточных славян. Князь произвел исторический выбор веры, лишь когда сам оказался участником своеобразного «педагогического процесса»: греческий православный философ фактически стал его первым учителем, а он – послушным учеником. Византийский проповедник весьма искусно преподал Владимиру главный урок – основное содержание Священной истории: от сотворения мира до Пришествия Христа. В это же время в летописях можно найти первые упоминания о школах. В «Повести временных лет» читаем: «Послал он (князь Владимир) собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение». Или запись в Вологодско-Пермской летописи в том же 988 г.: «Князь великий Владимир, собрав детей, 300 отдал, учите грамоте». На Руси складывалось искреннее почитание учителей. В «Слове Похвальном Сергию Радонежскому» Премудрый Епифаний восхваляет Сергия не только как великого чудотворца, но и как учителя. Епифаний говорит, что Сергий Радонежский был отцам отец и учителям учитель, ведь он неложный и праведный учитель. Зачастую обязанности учителя совпадали с обязанностями как родителя, так и воспитателя. В своем «Поучении» другой князь Владимир – Мономах – говорит об основных правилах жизни, которые должен соблюдать и сам властитель, и его дети. Во-первых, любить свою Родину, заботиться о народе. Во-вторых, творить добро близким, уклоняться от злых дел. В-третьих, не грешить и быть милостивым, На Руси учителей называли мастерами, намекая этим на уважение к личности наставника растущего поколения. Мастеров-ремесленников, которые передавали свой опыт, также называли, да и сегодня называют, уважительно: учитель. Из можно узнать, что обучаться могли все желающие, независимо от принадлежности к сословию. Ограничением к обучению могли служить только нежелание родителей либо уж совершеннейшая их бедность, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение своего чада. Ученик приходил в то заведение, где обучался, ранним утром и для начала кланялся образам, учителю, а затем и всем учащимся. Школьнику предстояло провести в школе целый день до звонка к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий. Учение всегда начиналось с ответа урока, который изучался ранее. Когда же урок был всеми рассказан, все ученики совершали общую молитву перед дальнейшими занятиями. Затем каждый занимал место, указанное учителем. Услышать из уст учителя столь часто употребляемую сейчас фразу «Без родителей в школу не приходи» было просто неуместно, потому что исключалось какое-либо вмешательство родственников в процесс обучения и воспитания. Обучающимся запрещалось драться, воровать, шалить и пакостить, они также сами занимались хозяйственными делами. Особенно строго запрещалось шуметь в самой школе и рядом с ней, потому что училище находилось в доме, принадлежащем учителю. Дисциплина в древнерусской школе была очень суровая. В азбуке, напечатанной в 1679 году, есть такие слова: «Розга ум вострит, возбуждает память». Но учитель пользовался розгами в меру. О том, как следует учить детей, говорилось в Уложении Стоглавого Собора, который, по сути, был руководством для учителей, Там говорилось, что нужно учить детей не яростью, не гневом, а любовью и ласковым утешением. Для того чтобы отдохнуть или отлучиться по необходимым делам, учитель выбирал себе помощника: старосту. Староста был чуть ли не вторым человеком в школе и имел множество обязанностей. Скорее всего, старост было трое: один главный и двое его помощников. Обучение и воспитание отроков были проникнуты очень глубоким почтением к православной вере. Ученики обязаны были ходить в церковь не только в праздничные дни, но и вечером, после окончания занятий. С теми, у кого учение шло плохо учитель занимался дополнительно, рассказывая им о Сергии Радонежском и Александре Свирском, которым вначале учение совсем не давалось. Князь оплачивал учителей («дая им от имени своего урок»), но порой учителя работали бесплатно. Учебный год начинался 1 декабря в день памяти пророка Наума, этот день ещё называли «Наум-грамотник», ребенок мог поступать на обучение в любое время. В школы принимали только мальчиков. Определенного срока обучения не было. Научился считать, писать, читать – значит, закончил школу. Всё зависело от способностей обучающегося. В изобразительном искусстве Древней Руси популярен иконописный сюжет «Приведение в учение». На этой иконе мы можем увидеть мать и отца, которые подводят мальчика 7 лет к учителю. Они вручают сына учителю, в облике которого подчеркнута высокая духовность. Ученик в руках держит книгу. В результате современных археологических исследований обнаружено множество берестяных грамот, написанных в Древней Руси людьми разных сословий. Из этого можно сделать вывод, что грамотность проникла практически во все слои населения на Руси. По распространению грамотности Русь была близка к Византии того времени и опережала Западную Европу. Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, является Великий Новгород. Первая находка была совершена в 1951 году, и с тех пор из почвы извлекают все новые и новые грамоты. Большинство найденных грамот – это частные письма, носившие деловой характер, а также долговые списки. Реже встречаются церковные тексты, молитвы, школьные упражнения и азбуки. Иногда можно столкнуться с грамотами шуточного содержания. Среди авторов писем есть и женщины. Горожане обучались грамоте с детства, и сами писали письма, а вот среди высокопоставленных чиновников была уместна фигура писца. К XI веку население Новгорода переписывались не только с теми, кто жил в городе, но и с теми, кто находился далеко за его пределами. В берестяных документах соблюдается достаточно стройная грамматическая и орфографическая система, в рамках которой 90% грамот написаны без единой ошибки. Как и в Европе, в древнерусских храмах и монастырях также велось обучение. Известно, что в каждой из монастырских школ учеников было очень мало и никакого определенного плана их обучения не было. В этих школах образование предусматривало подготовку детей к самостоятельной работе с церковными книгами и Священным писанием. В них учились все желающие, которые хотели освоить грамоту и получить хоть какое-то образование. Также проводились уроки чтение нот и пение. При монастырях получили элементарное образование большое число русских людей, именно монастыри были образовательными центрами. В них создавались летописи и библиотеки. Надо отметить, что к книгам относились очень осторожно, их ценили и берегли. Одним из первых монастырей на Руси была Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 году при Ярославе Мудром. В Киево-Печерской лавре Нестором было начато создание «Повести временных лет», которая стала для нас основным источником знаний о Киевской Руси. В монастыре собирали иконы, переписывали и переводили с греческого языка разнообразные книги: Священные писания, поучения, сказания, жития святых. Также там накапливались большие библиотеки рукописных книг. Монах Киево-Печерской Лавры Алимпий после обучения у греческих мастеров стал одним из первых русских иконописцев. Монастырь уже в XI веке центром стал летописания, книжности, просвещения. Образование в рамках богословской программы поднималось до уровня высших духовных учебных заведений Византии. В XI-XII в. из монастыря вышло более 500 епископов, много иконописцев, зодчих, врачей, летописцев, В этот период ещё не было сформировано сословие профессиональных учителей, поэтому обучением обычно занимались представители низшего духовенства (певчие, дьячки, чтецы), и «мастера грамоты» (мелких чиновников, грамотных людей, служителей различных государственных учреждений). Следует отметить, что церковь к «мастерам грамоты», как правило, относилась подозрительно, часто преследовала их деятельность. В Древней Руси были и школы высшего типа, готовившие как к государственной, так и к церковной деятельности. В таких школах наряду с богословием изучались множество других наук (философия, риторика, грамматика), также знакомились с историческими, географическими и естественнонаучными сочинениями. Образование ценилось очень высоко. Хорошо образованных людей летописи называли «книжными мужами». Летопись рассказывает, что отдавая своих детей в учение в монастырь, матери плакали по ним, «как по мертвецам». Среди них еще сильны были языческие верования, рождавшие ненависть к иноземному учению, с которым следовало познакомиться их сыновьям. Матери горевали о потере сыновей, ведь их дети навсегда уходили в обители, т.е. должны были «погибнуть для мирской жизни», принять постриг, обрести иное имя и стать монахами. Становясь образованным, юноша уже более не возвращался в мир. Школы являлись проводниками православной веры и нравственности, но говорить о возникновении системы образования в этот период не приходится. Видимо, такое обучение не преследовало ничего, кроме целей нравственного воспитания в духе православия, поскольку по окончании монастырской школы, высшей по тому времени, ребенок не получал больше никакой возможности для продолжения своего образования. Итак, можно сделать вывод о том, что в роли учителя в Древней Руси выступал и сам князь, и священник, и «мастер грамоты». Учителя пытались научить людей самому читать, писать и считать, важную роль в Древней Руси играло изучение основ религии: Закона Божьего. С момента зарождения профессии педагога за учителями закрепилась воспитательная функция, единая и неделимая. Использованная литература 1.Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / сост.С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – 363 с.2.История педагогики и образования / Под ред.А.И. Пискунова. — М.: Сфера, 2004. – 512 с.3. История педагогики: учеб. для аспирантов и соиск. учен. степени канд. наук / под ред.Н.Д. Никандрова. – М.: Гардарики, 2007. – 416 с.4. Вернадский, Г.В. Киевская Русь // Библиотека Гумер. История. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/ver/index.php (дата обращения: 10.10.2011).5. Паначин, Ф.Г. Развитие просвещения и подготовка учителей на Руси (XI-ХУЛ вв.) // Сов. педагогика. – 1980. – № 8.С.108-115.6. Уткин, А.В. Учительство как духовная традиция Руси конца 10 –17 века // Образование и наука. – 2007. – №2.С.94-106. Поучение Владимира Мономаха, / По мнению робота, со статьёй «Учителя в Древней Руси» тематически связаны: Для ссылки: Петрова К.С., Сидоров С.В. Учителя в Древней Руси // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/16-1-0-46 (дата обращения: 20.10.2022). |
Автор(ы) : Петрова К.С., Сидоров С.В. | Опубликовано 31.12.2011 | Просмотров : 40403 |
Читать подробнее: Учителя в Древней Руси — История педагогики и образования — Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя
Полный ответ
Как правильно педагог?
«педагог», где во втором слоге пишется гласная «а», «педогог», где во втором слоге пишется гласная «о».
Полный ответ
Кто такой педагог простыми словами?
Учитель и ученики (средневековая миниатюра) Учи́тель, учи́тельница ( преподаватель или педагог) — одна из самых распространённых общественных профессий, направленная на воспитание и обучение следующих поколений (шире — учащихся). Конфуций писал: Задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика. Конфуций
Полный ответ
Что значит быть преподавателем?
Быть учителем – это значит ежедневно делиться с детьми своими знаниями, жизненным опытом и душевным теплом. Такие способности даны не каждому, поэтому и говорят, что стать учителем можно только по призванию.
Полный ответ
Кто может быть преподавателем?
Для кого подходит — Преподавать в университете может человек, который в совершенстве владеет своим предметом, увлечен им и постоянно профессионально развивается. Он обязан быть на голову выше по знаниям, чем все студенты, присутствующие в аудитории. Это вопрос авторитета как самого работника, так и учебного заведения.
Если преподаватель найдет контакт с учащимися, то результаты его деятельности очень скоро станут заметны, в противном случае слушатели будут просто ждать окончания лекции. Ассистент, доцент или профессор должны постоянно повышать свой уровень, читать самую актуальную специализированную литературу, знакомиться с новинками в своей области знаний, ответственно подходить к подготовке к каждому занятию.
Среди необходимых личных качеств можно выделить:
- ответственность и трудолюбие;
- увлеченность своим делом;
- коммуникабельность, умение найти контакт с аудиторией и изложить материал в интересной и доступной форме;
- тягу к научной и творческой деятельности;
- активную жизненную позицию;
- усидчивость и сосредоточенность;
- уважительное отношение к своим студентам и коллегам;
- четкую и ясную речь;
- терпение и хладнокровие.
Хороший преподаватель всегда ищет разные возможности повысить уровень знаний своих студентов. Приветствуется организация и участие в различных конференциях, круглых столах, социальных проектах, конкурсах. Для поддержки начинаний можно привлекать российские или иностранные гранты.
Полный ответ
Кто может работать преподавателем в школе?
🔥 Что говорят юристы? — Учительница из Пензы рассказала историю своей коллеги: «У нас в школе работает преподавателем физической культуры Алевтина Павловна Киреева, без педагогического образования. По первому диплому она юрист, получила образование дистанционно.
- Нет, не может. Для этого нужно иметь профильное педагогическое образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Это противоречит требованиям профессиональных стандартов в части образования (ст.195.1, 195.3 ТК РФ). Дистанционная подготовка здесь не поможет.
- В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.46) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Если его диплом соответствует этим квалификациям, то он может работать педагогом.
- Имеет право работать. Согласно ст.46 ФЗ «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как нетрудно заметить, иметь педагогическое образование совсем не обязательно. Достаточно иметь среднее профессиональное образование (любое, заметьте) и пройти соответствующие курсы повышения квалификации, которые в настоящее время можно просто купить. И вот вы уже педагог. В России без педагогического образования работают тысячи, если не десятки тысяч людей. В нашем городе, например, их по меньшей мере 300 человек».
В то же время, по свидетельству учителя Ильи Максимова, его знакомому, мастеру спорта без педагогического образования отказали в праве работать в спортивной школе в Барнауле. Как бы ни сложились обстоятельства с кадрами в школе или в профессиональной карьере, всеобщим правилом и нормой в России должны быть учителя с педагогическим образованием.
Полный ответ
Можно ли стать учителем не имея педагогического образования?
Можно ли работать учителем в школе без педагогического образования — Согласно ч.1 ст.46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профстандарт), утвержденному приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н, к образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Образование, позволяющее работать воспитателем детского сада В письме Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08 отмечается, что требование профстандарта о наличии высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность.
- Условие о получении этой категорией лиц дополнительного профессионального образования является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.
- Вместе с тем требование о получении дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих высшего образования или среднего профессионального образования по направлению «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.
Таким образом, лицо, не имеющее педагогического образования, вправе преподавать, если его основное образование относится к области, соответствующей преподаваемому предмету, либо при наличии дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации.
Полный ответ