Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. У маленького ребенка внимание носит непроизвольный характер, малыш обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание. Ребенка первых месяцев жизни привлекают только сильные раздражители: яркие свет и цвет, громкий звук. Постепенно круг объектов внимания расширяется и увеличивается продолжительность его удерживания на каком-либо предмете. Малыш начинает проявлять всё больший интерес к окружающим предметам, внимательно рассматривает их, берет в рот, ощупывает руками.
Однако в годовалом возрасте ребенок ещё чрезвычайно быстро отвлекается. Стоит ему увидеть другой предмет или услышать посторонний звук – и его внимание тут же переключается на новый объект. В два года ребенок делает только то, что ему нравится, и внимание в таком случае называется непроизвольным (пассивным).
Зависит оно от того, чем заинтересовался малыш. Чем интереснее объект, тем дольше он задержит внимание крохи. Но как только интерес к объекту пропадает – ребенок оставляет это занятие. Постепенно ребенок учится сосредоточиваться на своём занятии, не обращая внимания на посторонние раздражители.
Его внимание начинает подчиняться задаче, которая стоит перед той или иной деятельностью. В два с половиной года малыш может сам направлять и некоторое время (приблизительно 10 — 15 минут) удерживать внимание на каком-либо предмете или деятельности (собирать башню из кубиков, раскрашивать картинку), т.е.
появляются зачатки произвольного внимания. Условия развития внимания детей 2-3 лет • Обогащайте знания ребенка, знакомьте его с многообразием окружающего мира, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное. • Выявляйте интересы ребенка и старайтесь поддерживать внимание ребенка к тому, что ему интересно (спрашивайте, предлагайте сравнить, закончить, хвалите, придумывайте новые варианты игры и т.д.).
- Занятия с ребенком должны проводиться только в игровой форме, быть посильными и не превышать 10 минут.
- Не давайте малышу для постоянных игр игрушки, с которыми предполагаете проводить занятия – иначе интерес к ним может пропасть.
- Перед занятиями уберите из поля зрения ребенка предметы, которые могут отвлечь его внимание.
• Рассказывая о чём-то ребенку, старайтесь сделать свой рассказ эмоциональным, живым, интересным, доступным и наглядным. • Привлекайте ребенка к играм, давайте ему свободу выбора и свободу действий, предоставляйте малышу возможность проявлять активность и самостоятельность.
- Проявляйте уважение к занятиям ребенка.
- Не отрывайте его от них по пустякам.
- Если есть необходимость прервать игру малыша, предупредите его об этом заранее («Через пять минут мы будем обедать»), или присоединитесь к этой игре и помогите ее логично завершить («Давай, эта коробка будет домиком! Пусть куклы зайдут в него и лягут поспать! А мы с тобой пока сходим в магазин») • Объясняйте ребенку, зачем нужно выполнять то или иное задание («сделаем из пластилина шарики, чтобы котёнок смог в них поиграть»).
• Разнообразьте виды занятий с ребенком, чередуйте активные и пассивные задания. • Не торопите малыша, так как торопливость приводит к невнимательности. Показатели развития внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет 2 года – 2 года 6 месяцев — Если вы укажете ребенку на какой-нибудь предмет (рукой или словом), он его внимательно рассмотрит (опосредованное внимание). — Пытается заканчивать начатые игры. Происходит формирование привычного внимания (переходная стадия между пассивным и активным вниманием).2 года 6 месяцев – 3 года — Учится переключать внимание.
Если ребенок занят игрой, его можно спросить о чём-то постороннем, малыш ответит и продолжит заниматься своим делом. — Может рассказать о предметах, которых в данный момент нет рядом. — Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью. — Ребенок может проявлять волевое усилие, т.е.
появляются зачатки произвольного внимания.
Полный ответ
Как улучшить концентрацию внимания у ребенка?
Для развития концентрации внимания попробуйте заниматься с ребенком, какой-нибудь деятельностью, требующей сосредоточенности, в шумной обстановке, например, включив музыку. При этом можно постоянно усложнять задание, делая музыку все более громкой.
Полный ответ
Как развить у ребенка внимательность?
Разнообразьте занятия, придумывайте интересные игры и задания, подключайтесь к тренировкам. А если у вас нет времени на составление программы занятий, записывайтесь на ‘Семейный курс развития памяти’ и реализуйте скрытый потенциал вместе! Помните, что процесс развития памяти и внимания у ребенка достаточно трудоемкий.
Полный ответ
Почему у ребенка нет концентрации внимания?
У ребенка проблемы с концентрацией внимания? Рассмотрим основные причины данного нарушения: — 1) Самая распространенная причина проблем с концентрацией внимания – нарушения в работе нервной системы ребенка. В этом случае помочь могут только квалифицированные специалисты – невролог и нейропсихолог.2) Неправильно спланированный распорядок дня или его отсутствие.
Нужно приучить малыша вставать и ложиться спать в одно и то же время, уделять время прогулкам на свежем воздухе и активным играм, а также сформировать биоритм. Постепенно определенный режим превратится в хорошую привычку.3) Неправильно выстроенные взаимоотношения с ребенком. Со стороны родителей не должно быть излишней опеки, необходимо развивать самостоятельность и чувство ответственности.
Но совсем обделять вниманием свое чадо не рекомендуется — важно, чтобы ваш ребенок точно знал, что вы всегда поддержите его. Всегда выслушивайте мнение малыша и на простых, понятных для него примерах объясняйте тот или иной вопрос. Дети, окруженные любовью и взаимопониманием родителей, всегда более активны и сосредоточены на своих целях.
Полный ответ
Сколько времени ребенок может удерживать внимание?
Внимание: основные свойства — Основные качества и характеристики внимания дошкольников включают: концентрация, переключаемость, объем, устойчивость, избирательность, распределение. Концентрация внимания заключается в способности быстро сосредоточиться на предмете, а также максимально удерживать внимание на объекте, не поддаваясь отвлекающим факторам.
Концентрация внимания у детей дошкольного возраста достаточно низкая, поэтому следует работать над ее развитием. Для достижения поставленной цели необходимо подобрать подходящие упражнения. Сформировать необходимый уровень внимания и его свойств можно, записав малыша на курсы подготовки детей к школе,
Упражнение для повышения концентрации внимания. С малышом следует попробовать выучить небольшие стихотворения. Первую часть стишка необходимо разучивать при включенном телевизоре. Громкость должна быть минимальная. Второе четверостишие учите с ребенком при более громком звучании радио, телевизора или другого источника.
- Заключительную часть стиха следует попробовать заучить включив телевизор достаточно громко.
- Переключаемость -свойство внимания, которое заключается в способности максимально быстро концентрировать на одном, а потом совершенно ином предмете или виде деятельности.
- Следует помнить, что маленький ребенок при такой смене ощущает и зачастую демонстрирует своим поведением недовольство и напряжение.
Чем старше становиться ребенок, тем менее ярко проявляется такая особенность. Объем внимания можно охарактеризовать, проверив количество предметов, которые остаются в поле зрения и за которыми следит малыш. В 5-6 лет ребенок одновременно сопровождает и удерживает в поле зрения три предмета и более.
Внимание малыша в этом возрасте более сформировано, и он замечает достаточно мелкие детали. Тогда как в 4 года он способен следить только за одним объектом. Учитывайте, если предмет малыш видит впервые, объем внимания становится значительно уже. Отличие также проявляется во внешних характеристиках образов.
Если в 3 года ребенок обращает внимание на яркие особенности предметов, размеры, то в старшем возрасте такие качества становятся менее важными. Устойчивость заключается в длительности периода концентрации внимания на предмете или виде деятельности. Психологи считают, что дети 5 лет могут сосредоточиться на процессе на время до 2 часов. Если это интересная и занятная игра, ребенок дольше может удерживать внимание, и значительно меньше со скучным занятием.
Избирательность внимания дает возможность дошкольнику сконцентрировать свое внимание на более важном процессе или объекте либо на отдельном этапе выполнения действия, который является необходимым для решения поставленной задачи. Распределение внимания- особенность, благодаря которой дети дошкольного возраста могут успешно следить за несколькими предметами или справляться с несколькими задачами одновременно.
В соответствии с исследованиями, рациональное и быстрое распределение внимания требует дополнительного развития, тренировки. Именно эту особенность учитывайте, занимаясь с малышами. Важно изучить индивидуальные качества и особенности малыша и не забывать о них в процессе работы с ребенком.
Полный ответ
Как развить внимательность и усидчивость у ребенка?
Полезные игры — Рассеянность и сложности с концентрацией внимания – повод не для паники, а начала работы с учеником. Если проблема не выражена ярко или проводится ее профилактика, можно обойтись введением в жизнь малыша интересных и полезных развлечений. Только помощь учителей и родителей поможет ребенку стать более внимательным и усидчивым. Если ребенок неусидчивый и невнимательный, его досуг следует разнообразить такими играми:
шашки и/или шахматы; игра на противоположные действия – малыш должен выполнять действие, которое противоположно тому, что делает ведущий. Это может быть прыжок в ответ на приседание, подъем рук в ответ на их разведение в стороны и т.д.; игра «не собьюсь» – ребенку предлагают сосчитать до 30, но с какой-то оговоркой. Например, вместо чисел с тройкой – гавкать, или вместо четных – приседать и т.д.; игра «повтори фразу» – ведущий говорит фразу, в которой использует объект или действие. Например, я еду на море и беру с собой шляпу. Ребенок должен подхватить тему и к шляпе добавить еще один предмет. Так цепочку нужно увеличивать до максимума, каждый раз полностью перечисляя все уже упомянутые объекты.
Развить внимание у ребенка 10 лет и старше помогут головоломки и паззлы. Также можно найти в интернете немало ресурсов, предлагающих игры на развитие реакции, концентрации, усидчивости. Даже обычное чтение книг, работа с раскрасками или выполнение поделок – дополнительные способы улучшить внимательность.
Полный ответ
Как увеличить объем внимания?
Увеличение объема внимания — Объем внимания — очень важная составляющая кратковременной памяти. Известно, что при одноразовом предъявлении человек может воспринять и запомнить от 5 до 9 объектов. Это количество было экспериментально установлено американским психологом Миллером в 1945 году.
Сформулированное им на основании этого правило гласит, что объем внимания человека зависит не от количества воспринимаемых данных, а от числа блоков, или кусков информации, число которых постоянно и равно 7 ± 2. Следуя этому правилу, можно утверждать, что при одновременном восприятии одинаково запоминаются и 7 букв, и 7 цифр, и 7 слов, и 7 идей.
А это значит, что самый эффективный способ запоминания — это их кодирование. Для увеличения объема внимания очень полезно следующее упражнение, которое рекомендуется выполнять в 2 этапа. Сначала в течение буквально 1 секунды задержите свой взгляд на каком-либо предмете: лице человека, фасаде здания, цветке, животном и т.п.
Затем закройте глаза и попытайтесь воспроизвести его в своем воображении, припомнив как можно больше деталей. Откройте глаза и сравните реальный предмет с воображаемым. Когда они будут полностью совпадать, можно перейти к следующему этапу: за тот же отрезок времени постарайтесь запомнить окружающие вас предметы и мысленно воспроизвести их.
Чтобы их было больше, научитесь рационально группировать их по каким-либо признакам.
Полный ответ
Чем опасен синдром дефицита внимания?
Чем опасен СДВГ? — Нарушение внимания и гиперактивность у детей приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых.
- Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).
- Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления.
В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок с дефицитом внимания также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам.
Полный ответ
Как понять что у ребенка СДВГ?
Диагностика — Синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется методом опросника, наблюдения за поведением ребенка и обследованием головного мозга, Задавая вопросы родителям, врач-специалист составляет клиническую картину, дифференцируя симптомы нормального поведения от действительных отклонений, чтобы точно определить, идет ли речь о СДВГ или обычном переходном возрасте.
Полный ответ
Что делать если ребенок не может сосредоточиться?
«Ребенок не может сосредоточиться» 1 384 Чрезмерная активность и рассеянность у младших школьников всегда имеют причину, объясняет психолог Татьяна Бедник. Чтобы найти ее и устранить, взрослым прежде всего стоит позаботиться о собственном состоянии душевного равновесия. «Он забывает только что прочитанное, не выполняет задания до конца, легко отвлекается. Ребенку трудно сосредоточиться, и это беспокоит родителей. Как будто сами они бывают сосредоточены по восемь часов в день! Математика, чтение или сольфеджио — трудно фиксировать внимание на деятельности, которая надоедает.
- И в этом дети мало отличаются от нас, взрослых.
- Кроме того, задачи, которые ставит перед ребенком (усидчивость, аккуратность), мобилизуют всю энергию и мешают — временно — сосредоточиться на других задачах.
- Постоянная невнимательность 7–10-летнего школьника может быть вызвана кризисной ситуацией в семье (страхом перед отчимом, ревностью к младшему брату или сестре) или стрессом, связанным со школой.
Душевное беспокойство несовместимо с вниманием. Вместо того чтобы нервничать и увеличивать его переживания, постарайтесь, сохраняя бесстрастие, выяснить, что тревожит или смущает вашего ребенка. Наше спокойствие так же заразительно, как и волнение. Проверьте: есть ли у него время, чтобы поиграть и разрядить свою энергию после школы? Понаблюдайте, в какие часы ему легче сосредоточиться на учебе, и предлагайте садиться за уроки именно в это время.
- Если ребенку трудно переключаться с одного задания на другое, составьте вместе план занятий и заранее предупреждайте его о том, что предстоит делать дальше.
- Уберите с рабочего стола все лишнее (игрушки, гаджеты) и предложите начинать делать уроки с самых легких предметов — они «прогревают» мозг и повышают концентрацию внимания.
Поощряйте попытки искать ответы самому — любознательность развивает способность сосредоточиться на одном предмете. Но если ребенок постоянно возбужден, ему трудно сконцентрироваться на любом, даже привлекательном занятии, если эти симптомы наблюдаются дольше полугода, имеет смысл обратиться к неврологу, который выявит (или нет) возможное гиперактивное расстройство и предложит соответствующую помощь».
«Лучшие методики развития внимания у детей» Ольга Машталь «Нарушения внимания у детей» Герхард Лаут, Петер Шлоттке Игры, задания, упражнения и ценные практические советы, собранные в этих книгах детскими психологами, помогут улучшить концентрацию внимания ребенка в любом возрасте (Наука и техника; Академия, 2008).
Читать подробнее: «Ребенок не может сосредоточиться»
Полный ответ
Как развить внимательность и усидчивость у ребенка?
Полезные игры — Рассеянность и сложности с концентрацией внимания – повод не для паники, а начала работы с учеником. Если проблема не выражена ярко или проводится ее профилактика, можно обойтись введением в жизнь малыша интересных и полезных развлечений. Только помощь учителей и родителей поможет ребенку стать более внимательным и усидчивым. Если ребенок неусидчивый и невнимательный, его досуг следует разнообразить такими играми:
шашки и/или шахматы; игра на противоположные действия – малыш должен выполнять действие, которое противоположно тому, что делает ведущий. Это может быть прыжок в ответ на приседание, подъем рук в ответ на их разведение в стороны и т.д.; игра «не собьюсь» – ребенку предлагают сосчитать до 30, но с какой-то оговоркой. Например, вместо чисел с тройкой – гавкать, или вместо четных – приседать и т.д.; игра «повтори фразу» – ведущий говорит фразу, в которой использует объект или действие. Например, я еду на море и беру с собой шляпу. Ребенок должен подхватить тему и к шляпе добавить еще один предмет. Так цепочку нужно увеличивать до максимума, каждый раз полностью перечисляя все уже упомянутые объекты.
Развить внимание у ребенка 10 лет и старше помогут головоломки и паззлы. Также можно найти в интернете немало ресурсов, предлагающих игры на развитие реакции, концентрации, усидчивости. Даже обычное чтение книг, работа с раскрасками или выполнение поделок – дополнительные способы улучшить внимательность.
Полный ответ
Что делать если у ребенка нет усидчивости?
Применяйте комплексный подход — Как же быть? Проблему усидчивости нельзя решать, как говорится, с наскоку: нужно применять исключительно комплексный подход. Самое первое в нем – правильная организация времени ребенка. Необходимо с младенчества приучать его к определенного распорядку дня: подъем и отбой, все приемы пищи, прогулки, дневной сон, игры и занятия.
Все это должно неизменно происходить в одно и то же время с крайне редкими отклонениями от графика (в реальной жизни без них все-таки не обойтись). Это приучит малыша к порядку и научит слову «надо». Также с самыми маленькими детьми необходимо как можно чаще общаться – в возрасте до 2 лет речь взрослого является для ребенка отличным объектом концентрации внимания.
Он учится слушать, понимать, адекватно реагировать как своей речью, так и поступками. Особенно это полезно во время простых игр: покатайте с ребенком мячик, полепите куличи в песочнице, поиграйте в ладушки и т.п. – и все это нужно обязательно сопровождать комментариями, оценками и похвалой за каждый успех своего малыша.
Полный ответ