Успехи или неуспехи (в работе, учебе, общении и др.) характеризуют ведущие тенденции адаптации человека в социуме. Успех всегда соотносится с достижением конкретной цели, Поэтому с точки зрения одной цели действие может быть успешным, с точки зрения другой – то же действие будет неуспешным, а с точки зрения третьей цели – действие может характеризоваться как нейтральное.А.В.
- Либин определяет вектор жизненного успеха человека в виде суммы векторов личностного успеха, рассматриваемого как степени самосовершенствования человека, и профессионального успеха,
- Личностный успех выражается в достигнутом человеком уровне личностной зрелости, связанной с ощущением субъективного и семейного благополучия.
Профессиональный успех отражается в степени творческого своеобразия конечного результата или продукта деятельности. Наконец, жизненный успех может быть достигнут как за счет одного из этих двух факторов (и в этом случае он неизбежно строится на основе гиперкомпенсации), так и за счет наиболее оптимального сочетания личностного и профессионального компонентов,
В принципе любую деятельность можно рассматривать как успешную или неуспешную, если сравнивать ее с определенными эталонами качества выполнения. Эти эталоны могут быть конкретными и абстрактными, общими и специфичными. В простейших случаях они состоят из элементарных альтернатив типа «решил – не решил», «удалось – не удалось».
По мере развития деятельности эти эталоны становятся более дифференцированными. Еще Ф. Хоппе (F. Hoppe), опыты которого по изучению уровня притязаний стали классическими, считал, что основным критерием успеха-неуспеха является уровень притязаний. Если человек при решении задачи достиг или превзошел свои притязания, то он ощущает успех и повышает свои притязания; если же он не достиг их, то ощущает неуспех и снижает притязания, Общепринятой посылкой теории притязаний и мотивации достижений является следующее положение: человек надеется на успех и стремится к нему и в то же время боится неуспеха и избегает его. Неуспех вреден, так как влечет за собой наказание, снижение самооценки и социального статуса и связанные с ним отрицательные эмоции.
- А успех, напротив, по Дж.В.
- Аткинсон (J.W.
- Atkinson), несомненное благо, к которому надо стремиться из-за наград, похвал, положительных эмоций, повышения социального статуса и самооценки.
- В современных условиях под успехом понимается достижение поставленной цели, превышение своих прежних результатов и социальных норм,
С психологической точки зрения успех – это переживание состояний радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Поэтому успех может быть определен как оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности. Успех всегда имеет две стороны. Одна – сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая – общественная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы.
Связь этих сторон несомненна и органична. Позитивная мотивация является необходимым условием достижения успеха. С другой стороны, чем сильнее мотив к достижению значимой для человека цели, тем больше угроза ее недостижения, Успех может быть частичным (решена поставленная задача, но не превзойден уровень предыдущих достижений и уровень социальных нормативов) или полным (достижение цели повышенной трудности, которая заметно превышает предыдущие достижения человека, его возможности и способности, а также средние социальные нормативы).А.В.
Либин выделяет ряд компонентов поведенческих стратегий, которые связаны с устойчивыми личными особенностями, влияющими на достижение успеха. К таким компонентам исследователь относит соревновательность, преимущественную ориентацию на успех (а не на избегание неудач), реалистично высокий уровень притязаний,
Подчеркивается, что успех человека в большей степени связан с личностными предпосылками, чем с ситуационными (имея в виду обстоятельства, затрудняющие или облегчающие достижение намеченных целей), Можно выделить несколько оснований (или критериев) для понимания профессионального и личностного успеха человека.
Во-первых, успех может оцениваться по конкретным результатам (заработанным деньгам, купленным благам, созданным шедеврам или сделанным открытиям, по полученным знаниям, премиям, наградам и т.д.). Во-вторых, успех может оцениваться по затраченным усилиям, поскольку одни и те же результаты у разных людей имеют разную ценность.
В-третьих, при оценке жизненного успеха бывает важно понять, чем пришлось заплатить данному человеку за свои достижения. Может оказаться, что за успех пришлось заплатить совестью, достоинством, благополучием близких людей, а средством для достижения успеха стали предательство, разрыв значимых социальных связей, подлость.
Поэтому обратим внимание на мысль Н.С. Пряжникова о том, что «искусство построения жизненного успеха не в том, чтобы как в супермаркете покупать этот успех, платя за него своим достоинством, превращенным в «валюту», а в том, чтобы, достигая намеченных целей, еще и приумножать свое внутреннее достоинство»,
В качестве субъективного критерия успеха выступает удовлетворённое желание от достижения цели, поставленной перед собой самим человеком. Но ощущение человеком своего успеха связано с его системой отношений (к себе, к другим людям, к миру в целом). И порой, глядя на деструктивную активность человека, добившегося некоторого успеха, замечаешь, насколько справедливы слова, сказанные французским писателем Франсуа Ларошфуко (1613-1680 г.): «Нам мало добиться успеха.
- Надо еще, чтобы друзья наши потерпели крах»,Э.
- Берн (1988 г.) предложил идею того, что каждый человек имеет одну или несколько основных жизненных позиций или, как он назвал их, «жизненные сценарии».
- Эти жизненные позиции диктуют и наше поведение в целом, и наши отношения с другими людьми.
- Для успешности человека важно знать не только то, как правильно делать, но и в каком диапазоне можно отступить от нормы,
Непродуктивность, а порой и опасность действий по заранее и навсегда зафиксированным правилам, «привычным действиям» подтверждает и статистика дорожно-транспортных происшествий: работники ГАИ говорят, что в большинство аварий попадают вовсе не те люди, которые только что сели за руль, а те, кто знает правила и бездумно им следует, не учитывая конкретную ситуацию. обращает внимание, что в самом слове успех заложена его суть – «Успеть!», что для невротика становится лозунгом всей его жизни. Невротики, пребывая в постоянной погоне за ложными целями и иллюзорными ценностями, все время куда-то опаздывают. Добежав к заветному финишу, задыхаясь и обливаясь потом (а то и слезами), они к своему неудовольствию узнают, что он является стартом нового забега.
И так во всем, всю жизнь», Бегущие рядом воспринимаются как соперники или противники. Нет ни времени, ни сил на то, чтобы осмотреться, сделать необходимый выбор и принять осмысленное решение, тем более их нет на то, чтобы насладиться самим процессом движения. Мало кто из невротиков понимает, что истинная траектория их жизненного движения напоминает замкнутый круг.
Следует признать, что во многих случаях именно энергией, постоянным самоотверженным стремлением невротиков к эфемерному успеху двигается вперед цивилизация, вертится колесо прогресса, изобретаются новые технологии. Но сами они находятся вне жизненной реальности: главное для них – «Успеть!».
- И ломаются по пути ноги, и трещат по швам отношения с близкими людьми, и разбиваются человеческие судьбы.
- А ради чего? Рассмотрим жизненный успех с точки зрения построения карьеры,
- Современный словарь иностранных слов (1993 г.) определяет карьеру как продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение известности, славы, выгоды.
Само понятие «успешная карьера» предполагает постоянное жесткое соревнование со своими конкурентами и соперниками. Немецкий исследователь В. Берг, обращаясь к этимологии слова «карьера», пишет, что у древних римлян это слово означало «построение в боевом порядке колесниц», а у французов «карьера» и сейчас означает «поводья, которыми лошадь пристегивается к повозке для того, чтобы она могла бежать в нужном направлении»,
- Таким образом, уже в изначальных значениях слова «карьера» просматривается направленность не столько на соревнование, сколько на жесткое соперничество,
- Важен и второй аспект – наездник, который посредством поводьев («карьеры») управляет внешней энергией («лошадью»), направляя ее в нужном направлении.
Исследователи отмечают парадоксальность ситуации, отражающей сложившиеся в обществе представления о путях построения успешной карьеры и отношение людей к этим путям. С одной стороны, людям с детства внушают, что жизненный успех достигается усердием в учебе, упорным трудом, честностью и т.п.
- С другой стороны, молодой человек достаточно быстро обнаруживает, что для «успеха» зачастую более полезными оказываются противоположные качества.
- Реально многие люди, зная о разных путях построения жизненного успеха (о «честном» и «нечестном», «порядочном» и «непорядочном»), все-таки надеются, что именно их собственный, индивидуальный путь окажется «более честным» и «более порядочным».
К сожалению, жизнь заставляет признать, что «вообще без каких-либо компромиссов и моральных уступок ничего в жизни не добьешься», И тогда проблема достижения успеха в карьере сводится к тому, как свести эти компромиссы и уступки к минимуму. Успех имеет и «оборотную» сторону.Г.
Селье писал, что «успех всегда способствует последующему успеху, крушение ведет к дальнейшим неудачам», В то же время «стресс рухнувших надежд» приводит к заболеваниям (язва желудка, мигрень, высокоеу артериальное давление и даже просто повышенная раздражительность)», Неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радость он не приносит, но уважать его следует.
Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. Лишь глубина неуспеха помогает нередко человеку вообще постичь всю глубину успеха. Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций. Успех может разложить личность, неуспех – формировать ее лучшие качества.
- Одно без другого не существует, точнее, не должно существовать.
- Достаточно распространена ситуация, когда человек добился успеха – признания своего труда, высокого социального статуса, осуществления сокровенных желаний.
- И вдруг, когда, казалось бы, пришла пора пожинать плоды, наступает крах – отказ от любимой работы, потеря семьи, возникают разнообразные душевные и соматические заболевания, злоупотребление алкоголем.
Да и снижение результативности деятельности специалиста, наблюдаемое после достижения им профессиональных вершин, заставляет задуматься над ролью успеха для человека. Таким образом, достижение человеком высоких успехов в определенном виде деятельности зачастую сопровождается неблагоприятными последствиями (на физиологическом, психологическом и социальном уровне), которые получили название болезней успеха (или, иначе, болезней после успеха ),В.С.
Ротенберг причиной возникновения заболевания после успеха ( болезни успеха ) считает снижение человеком активности после достижения цели и изменение системы ценностей для оправдания этого снижения. Отмечается высокая частота случаев депрессий и самоубийств после достижения цели, носящей характер сверхзадачи.
При этом процесс достижения цели может удлиняться в зависимости от случайных причин (например, отсрочка защиты диссертации в связи с необходимостью сбора дополнительного материала), однако болезнь успеха наступает только после достижения цели и завершения борьбы,
- Если же после достижения цели человек переключается на другую высокомотивированную деятельность, необязательно сопровождаемую положительными эмоциями, то заболевания (либо душевного неблагополучия) не наступает.
- В частности, так называемый «постдиссертационный синдром» не отмечается у тех, кто «сразу после защиты включается в новые интересные исследования»,
Успех в профессиональной деятельности означает, что у человека повышается социальный статус и самооценка. Он становится «одним из немногих». При этом, как подметил А. Камю: «Нам лишь тогда охотно прощают наши удачи и успехи, если мы согласны великодушно делиться ими.
- Но непременное условие счастья – не думать о других.
- А раз так, выхода нет.
- Счастливый и осужденный – или прощенный и несчастный»,
- Следует различать понятия «успех» и «ситуация успеха».
- Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.
- В качестве ситуации успеха рассматривается такое целенаправленное, организованное сочетание внешних (объективных и субъективных) характеристик среды, в которых осуществляется деятельность, а также у внутренних (психологических) факторов, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности.
Создаваемая с учетом указанных факторов ситуация успеха может быть результатом продуманной, подготовленной стратегии и тактики. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Сформированная человеком конструктивная система отношений и вера в себя может поднять его над ситуацией, дать силы для преодоления объективных трудностей и достижения успеха. Брахван Шри Раджнеш (Ошо) писал: «Вы слышали, что грешники отправляются в ад, – но то не так.
- Куда бы ни попал грешник – он создает ад, и куда бы ни попал святой – там небеса»,
- Каждый человек во многом сам формирует субъективную составляющую ситуации успеха, имеющую очень важное, а иногда и определяющее значение.
- Именно он своим поведением и своим отношением формирует и ситуацию собственного успеха (или, напротив, ситуацию собственной неудачи), и свое состояние в деятельности.
Немецкие психологи Х. Томэ и У. Лерв на основе анализа обширных эмпирических данных приводят ряд поведенческих реакций, затрудняющих приспособление к трудностям жизни. К числу таких реакций относятся: безропотное смирение, подавленность, депрессия, а также стремление к избеганию тяжелых ситуаций, подавление мыслей об источнике возникших трудностей, широкое использование подсознательных механизмов психологической защиты (приводится по ).А.
- Бандура показал, что успешность поведения (особенно в трудных жизненных ситуациях) во многом зависит оттого, насколько человек уверен в своих способностях и верит в успешность своих действий.
- Давно подмечено, «что мыслит человек в сердце своем, тем он и является в действительности».
- Наша внутренняя речь является программой нашего внешнего поведения.
А значит, даже в мыслях надо проявлять уверенность. Человеческая мысль материализуется посредством психологического механизма самовнушения. Самовнушение может привести человека к благополучию и процветанию, но так же легко может ввергнуть его в юдоль страданий, несчастий и даже смерти.
- Если наполнить свое сознание страхом, сомнением и неверием в собственные силы и способности, самовнушение усилит дух неверия, а подсознание сделает его существование вполне реальным.
- От отношения человека к жизни, от его самопрограммирования во многом зависят жизненные успехи или неуспехи.
- Возникают вопросы: «Программирование себя на достижение какого успеха и какой ценой ? », а также: «Не обернется ли стремление к некоторому локальному успеху («здесь и сейчас») бедой для личности в будущем?».
Ответы на подобные вопросы связаны со сферой морали и нравственности. В свою очередь, моральные принципы и принятые личностью нравственные нормы проявляются в конкретных поступках человека.Г. Гейне называл нравственность разумом сердца, У каждого человека может быть свое понимание добра, справедливости, блага, но все же есть некоторые сложившиеся в человеческом обществе общие нравственные принципы. В научной литературе словосочетание «морально-этический» встречается весьма часто, прежде всего, применительно к оценке поступков, а то и «облика» человека в целом. Но это словосочетание не отменяет простого слова «грех», как и не отменяет понятия, им обозначаемого.
У верующих грех означает нарушение религиозных предписаний, правил. В общечеловеческом смысле грех означает предосудительный (т.е. осуждаемый обществом) поступок. Грехопадение означает нравственное падение личности, поступок, совершенный в нарушение норм общественной морали. В христианской религии говорится о существовании трех видов греха.
Во-первых, мы грешим, уже тогда, когда совершаем то, от чего Слово Божье предостерегает нас Перечень грехов, от которых предостерегает Библия, вполне включает такие явления, как половая распущенность, поклонение ложным богам, волшебство, вражда и ненависть, ссоры и интриги, клевету и злоречие, непримиримость, жестокость, предательства, клятвопреступление, наглость, напыщенность, проявление эгоизма, пьянство, убийства и др.
Во-вторых, мы грешим не только совершая вышеуказанные поступки, но также, тогда когда избегаем делать добро, если для этого есть все возможности. По этому поводу апостол Иаков пишет: «А потому, если вы знаете, как поступать правильно, но не поступаете так, то повинны в грехе», В-третьих, уже одни только греховные мысли сами по себе являются грехом.
Евангелие не только не одобряет наши греховные поступки, но и дает оценку внутренним помыслам человека – его намерениям, желаниям и первопричинам поступков, В период раннего Средневековья в христианстве возникла «теория семи смертных грехов», к которым причисляются гордыня, алчность, зависть, злоба, похоть уныние, чревоугодие. Указанные семь грехов выделены не потому, что это самые тяжкие или самые великие из всех грехов, а потому, что они неизбежно влекут за собой другие грехи.
Эта теория впервые встречается у Папы Римского Григория Великого, жившего в VII в. и получила распространение после трудов Фомы Аквинского, жившего в XXIII веке. Смертным грехом называли такой грех, который приводит к духовной смерти человека, С библейских времен существует выражение: «грехи отцов падают на голову детей».
Уже в древности было подмечено, что поведение родителей очень сильно влияет на судьбу их детей. В Библии сказано, что потомки до третьего – четвертого колена отвечают за грехи предков. Современная психология (Э. Берн, М. Джеймс и др.) объясняет такое влияние наличием «родительского сценария», вносимого в подсознание ребенка в процессе его воспитания и предопределяющего в дальнейшем его поведение и систему отношений. Осознание греховности своего поступка связано у человека с возникновением чувства стыда. В словаре стыд определяется как «эмоция, возникающая в результате осознания человеком несоответствия, реального или мнимого, своих поступков (или других индивидуальных проявлений) принятым в данном обществе и им самим разделяемым нормам или требованиям морали.
Стыд переживается как неудовлетворенность собой, самоосуждение или самообвинение. Стремление избежать подобных переживаний – мощнейший мотив поведения, направленного на самосовершенствование», Повышая чувствительность к оценкам окружающих людей, стыд участвует в регуляции общения, затрудняя или облегчая межличностные контакты.
Стыд – это эмоция, полностью обусловленная социально; он формируется онтогенетически – в процессе воспитания, в результате сознательного усвоения этических норм и правил поведения, принятых в конкретной социальной группе, в которой происходило формирование личности данного человека.
Поэтому вполне вероятной является ситуация, когда человек совершает поступки, вступающие в противоречие с общественной моралью, но являющиеся нормой поведения в том социальном слое, в котором он воспитывался. В результате мы сталкиваемся с проявлением «бессовестности»,– отсутствием стыда у человека за те или иные совершаемые им предосудительные ( греховные – с точки зрения общественной, например, христианской, морали) поступки, когда он говорит, искренне не понимая постыдности совершаемого: «А что здесь такого ?!».
Защитные реакции организма блокируют эмоции стыда, загоняя их «вглубь», на уровень подсознания. Именно поэтому бесстыдство при совершении человеком аморальных (осуждаемых большинством людей) поступков является признаком деградации личности – как следствие снижения в ее структуре роли таких общественно значимых свойств личности, как моральные качества.
- Подобное вырождение личности, низведение сущности человека до уровня организма и есть свидетельство духовной смерти.
- Но человек представляет собой значительно большее, чем биологический организм.
- И его подсознание неподвластно времени.
- Поэтому негативная эмоция стыда за совершенные ранее неблаговидные поступки будет вновь и вновь всплывать, доставляя человеку весьма неприятные ощущения.
Продолжаться это может многие годы, пока человек не найдет в себе силы раскаяться в содеянном когда-то зле – не случайно все религии, так или иначе, выводят человека на необходимость понимания этого. И искреннего раскаяния (как и покаяния перед тем, кому вольно или невольно причинил зло) не заменит ни постановка свечки в церкви, ни формальное «отпущения грехов» священником или «спонсирование» пожертвований на храм.
- Ужасная тяжесть в душе останется.
- В мировой художественной литературе представлены многочисленные описания мучительных страданий человека на исходе его жизни за совершенные грехи.
- В то же время, как заметил Ф.
- Ларошфуко, «наше раскаяние – это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ»,
Для многих людей такое осознание является сдерживающим фактором от «греховного» поведения. Но более действенным является саморегуляция человеком своего поведения в рамках принятых в обществе нравственных норм и правил. У каждого человека есть свобода выбора – выбрать свой жизненный путь, свою систему отношений к людям и к самому себе. получивший свое отражение в русской лексике как «стервозный». Причем слово «стерва», произносимое в чей-то адрес с оттенком легкой досады и восхищения, слышим и от мужчин, и от женщин. Удивительно и то, что многие женщины воспринимают это слово почти как комплимент.
И для этого сегодня есть основания. Определенная категория женщин, способных постоять за себя, стала «остервенело рваться вперед», «идти по головам», добиваться цели любыми средствами. «Доброта» вдруг оказалась едва ли не синонимом «глупости» и неспособности постоять за себя. Многодетная семья стала вызывать недоумение, а «умная, красивая и одинокая» стерва – восхищение, поскольку обладает массой выигрышных качеств, позволяющих достигать намеченного.
Чтобы понять психологическую сущность рассматриваемого феномена и сформировать свое (осмысленное) отношение к нему, целесообразно рассмотреть происхождение слова, обозначающего данного явление. Словарь С.И. Ожегова (1996 г.) толкует слово «стерва» как бранное: негодяй, мерзавец.
«Стервенеть – приходить в крайнюю ярость, свирепеть». Согласно «Этимологическому словарю русского языка» М. Фасмера (со ссылкой на В.И. Даля), слово «стерва» происходит от древнерусского стьрва, стьрвь – труп. Этимология слова связана с глаголом «стербнуть» (делаться жестким, отмирать) или древнеперсидским корнем strav-, авестийским star- (осквернять себя, грешить), средневерхненемецким sterben – умирать, разлагаться, гнить.
Кажется, такое толкование не дает ни малейших оснований для того, чтобы воспринимать слово «стерва» как комплимент или произносить его с восхищением. Скорее, понимание происхождения и смысла слова «стерва» и производных от него слов вызывает естественные ассоциации с понятием греховность (применительно к поведению), а также с понятием «духовная смерть» (применительно к личности человека).
Поэтому, когда слышишь как старушка, внешне – «божий одуванчик», поучает своих учениц: «Женщина должна быть немножко (?) стервой», то возникает ощущение чего-то сатанинского А от молодой женщины, гордо заявляющей: «Да, я стерва!» – несет чем-то тленным На пути к своему успеху люди используют разные средства, но, как известно, не всякие средства оправдываются наличием даже высокой цели.
В рассматриваемом аспекте полезной, понятной и вполне осуществимой является следующая максима (иначе – принцип поведения), вытекающая из категорического императива, предложенного Иммануилом Кантом: в отношениях с другими людьми поступай так, как бы ты хотел, чтобы люди поступали с тобой, и избегай поступать с людьми так, как бы ты не хотел, чтобы они поступили с тобой.
Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – № 1. – С.3-18. Берг, В. Карьера – суперигра: Нетривиальные советы на каждый день / В. Берг; пер. с нем. – М. : Интерэксперт, 1998. – 270 с. Камю, А, Падение / А. Камю // Новый мир. – 1969. – № 5. – С.134. Курек, Н.С. И все-таки головокружение от успеха – это плохо / Н.С. Курек // Человек. – 1991. – № 1. – С.87-93. Ларошфуко, Ф, Максимы / Ф. Ларошфуко // Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Том 42. – М. : Худож. литература, 1974.– 544 с. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с. Либин, А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин. – М. : Смысл; Per Se, 2000. – 549 с. Ошо (Бхагван Шри Раджнеш), Начало начал / Ошо; пер. с англ. – М. : Либрис, 1992. – 79 с. Пряжников, Н.С, S ≠ $, или Личность в эпоху продажности / Н.С. Пряжников. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : МОДЭК, 2000. – 224 с. Пряжников, Н.С, Психология труда и человеческого достоинства : учеб. пособие / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М. : Академия, 2001. – 480 с. Ротенберг, В.С, Проблемы воспитания в свете психосоматической парадигмы / В.С. Ротенберг // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – С.22-28. Селье, Г, Стресс без дистресса / Г. Селье. – Рига: Виеда, 1992. – 109 с. Сельчёнок, К.В, Словарь житейских проблем / К.В. Сельчёнок. – Мн. : Харвест, 1997. – 304 с. Словарь психолога-практика / сост.С.Ю. Головин. – 2-е изд., переработ. и доп. – Мн. : Харвест, М. : АСТ, 2001. – 976 с. – (Библиотека практической психологии). Хорни, К. Невротическая личность нашего времени; самоанализ / К. Хорни; пер с англ. – М. : Прогресс, Универс, 1993. – 480 с. Hoppe, F, Erfolg und Misserfolg / F. Hoppe // Psychologische Forschung: Untersuchungen zur Handlungs- und Affektpsychologie. – 1930. – № 14.
Кликните здесь:- Молитва Франсуа Вийона — Услышите и увидите, — Жанна Бичевская, слова и музыка Булата Окуджавы Примечания: Послание апостола Павла. К Галлам 5:19-21. Матфея 15:19; 1-е Коринфянам 6:9-10; Ефесянам 4:25-31; 2-е Тимофею 3:2-4. Соборные послания апостолов.
Полный ответ
Что такое успех в психологии?
Понятие успеха в психологии включает в себя достижение поставленной цели и обретение определенного социального и материального статуса.
Полный ответ
Что такое успех и успешность?
Что такое «успех» и «успешность» Исследования показывают, что в обыденном сознании происходит дифференциация понятий «успех» и «успешность». В понятии « успех» фиксируются, скорее, объективные достижения в конкретной деятельности и в жизни в целом, а понятие « успешность» отражает субъективное переживание и условия достижения успеха.
При этом в качестве условий достижения успеха для большинства испытуемых выступают личностные, а не внешние ресурсы. Образ идеального успешного человека, Психологические исследования позволяют выявить существующие в обществе устоявшиеся стереотипные представления об успехе и успешном человеке, прототипы успешной личности, существующие в культуре.
По данным исследования Н.В. Лейфрида, проведенного по разновозрастной выборке, идеальный успешный человек в представлении других людей обладает такими признаками, как: целеустремленность, общительность, ум, материальная обеспеченность, ответственность.
При описании идеального успешного человека акцент, в первую очередь, делается на личностных характеристиках и способах достижения успеха, чем на конкретных результатах деятельности и других проявлениях успеха. Образ реально успешного человека, Изучение представлений о реальном успешном человеке выявило, что для успешного человека характерны: материальная обеспеченность, семья, карьерный рост, достижение поставленных целей, престижная работа, высокий социальный статус, статус руководителя предприятия, свой бизнес.
Основными критериями оценки успешной личности в реальной ситуации чаще являются внешние, социально значимые достижения, Данный факт Лейфрид объясняет тем, что внешние показатели объективно более доступны для личности, что существенно сокращает процесс социального познания, интерпретации действительности и отнесения конкретного человека к определенной группе.
- первый описывается исключительно внешними, социально признанными показателями успеха, что отражает наиболее распространенные ценности людей современного общества;
- характерными чертами второго являются исключительно личностные характеристики, что, по всей видимости, и отражает особенности представлений людей, гибко учитывающих современные требования и реалии российского общества.
Лейфрид проводит интересное сравнение представлений об успехе в зависимости от личностного типа ответственности. Разработанная типология может быть полезна для диагностики и последующего консультирования представителей бизнеса. На основе сопоставления показателей ответственности (локус контроля, когнитивный, эмоциональный и поведенческо-результативный компонент) он выделяет следующие типы:
- оптимально-ответственный;
- исполнительский;
- ситуативный;
- эгоистический;
- функциональный.
1. Оптимально-ответственный тип личности связывает успех и условия его достижения с внутренними личностными ресурсами — умением принимать на себя ответственность, реализацией своих способностей и возможностей в процессе достижения поставленных целей, несмотря на наличие трудностей.
Люди оптимального типа в качестве критериев успеха называют внутренние, личностные, характеристики, такие как самореализация, удовлетворенность, независимость. При этом их определения успеха не являются общепринятыми и не содержат стереотипных высказываний. Они отражают стремление реализовывать свои способности и возможности, проявлять активность и независимость, а также ощущать удовлетворенность своей жизнью.
Сравнительный анализ возрастных особенностей представлений об успехе людей этого типа показал, что с возрастом усиливается роль личностных критериев по сравнению с внешними: социально-статусными и материальными критериями. Достижение успеха, по мнению представителей оптимального типа, зависит, прежде всего, от самой личности, наличия необходимых знаний, умений и личностных ресурсов, от способностей реалистично оценивать собственные возможности в процессе достижения поставленных целей, а при наличии трудностей находить средства преодоления.
Они считают, что именно ответственность является главным фактором, влияющим на достижение успеха. Это связано с тем, что ответственность предполагает способность личности соотносить необходимое и желательное с точки зрения своих индивидуальных особенностей и тем самым достигать успеха в деятельности и жизнедеятельности.
В качестве внешнего критерия оценки успешной личности выступает профессионализм как показатель высоких профессиональных достижений, который предполагает качественное выполнение деятельности. Специфика представлений испытуемых этого типа ответственности выражается в преобладании в прототипах личностных характеристик, и, несмотря на внешне ориентированные факторы (например, «социальный статус» и «работа и семья»), в каждом из них присутствует личностный критерий успеха.
Успешная личность в обыденном сознании людей этого типа — это личность, которая достигает результатов в разных сферах, Основные характеристики представлений об успешном человеке — это осознанность, радикализм (динамика представлений), гармоничность, рационализм, индивидуальность.2. Люди исполнительского типа связывают представления об успехе и успешной личности с доминированием внешних, социально признанных, критериев,
В качестве условий достижения успеха выступают как внешние факторы (удача, благоприятное стечение обстоятельств), так и личностные ресурсы, обеспечивающие успех при отсутствии заинтересованности и добровольности в деятельности (старание, терпение). Наиболее распространенные определения понятия «успех» у испытуемых исполнительского типа ответственности — достижение поставленных целей (64,2%), осуществление мечты (49,1%) и благоприятное стечение обстоятельств (40,6%).
Наибольший процент испытуемых, не проявляя самостоятельности, дают общепринятое определение успеха, обусловленное существующими в обществе традициями и культурными особенностями страны. Для лиц исполнительского типа характерно определение успешности как старания (48,1%), в котором отражается специфика ответственности этого типа: с одной стороны, благодаря старанию обеспечивается качество и своевременность выполнения работы (что можно оценить как успех), с другой — старание при отсутствии самостоятельности и отказ от деятельности при наличии трудностей и препятствий не приведет личность к успеху.
При описании успешного человека люди исполнительского типа наиболее часто указывают только внешние признаки достигнутого успеха (исключение составляет целеустремленность), которые можно объединить в три группы:
- первая связана с профессиональными достижениями — престижная работа, карьерный рост, профессионализм;
- вторая объединяет статусные характеристики — высокий социальный статус, руководитель предприятия и как следствие — уважение других людей и материальная обеспеченность;
- третья — это социально значимые ценности современного общества — семья, дети и образование.
Если лица оптимального типа интегрируют и модифицируют социальную информацию, существующую в культуре и отдельных группах в соответствии с убеждениями и личностными особенностями, лица исполнительского типа отражают пассивное отношение к социальной действительности, нежелание осмысленно подходить к формированию представлений и использование внешних, социально-статусных, показателей при определении критериев успешности личности.
Примечательно, что данная тенденция проявляется независимо от возраста представителей исполнительского типа. Женщины этого типа чаще отмечают такие дескрипторы, как семья и дети, отзывчивость, проявление заботы, доброта, общительность, готовность помочь другому, внимание к другим людям и привлекательность.
Для мужчин главными характеристиками успешной личности являются престижная работа, своя фирма, бизнес, карьерные достижения, материальная обеспеченность, высокий социальный статус, руководящая должность. Ответственность как критерий личностной зрелости у лиц исполнительского типа не относится к устойчивым свойствам личности, что отражается в представлении об успехе и успешном человеке.
Представления, скорее, характеризуют традиционный для данного общества взгляд на успех и не учитывают современные тенденции и изменения. Содержание представлений ответственности свидетельствует об установке полагаться на готовые, принятые в группе (обществе в целом) суждения.3. Для представителей ситуативного типа успех — это достижение поставленных целей (78,3%), благоприятное стечение обстоятельств (76,7%), общественное признание (70%).
Они чаще дают общепринятое определение успеха, не отличающееся оригинальностью и своеобразием. Понимание успеха как удачи (благоприятного стечения обстоятельств) связано с преобладанием экстернального локуса контроля у испытуемых этой группы. С возрастом представления об успешном человеке у испытуемых ситуативного типа содержательно не изменяются.
- Этот факт можно объяснить особенностями данного типа: ответственность не является устойчивым свойством личности, а выступает лишь как ответственное отношение к определенному роду ответственным ситуациям и заданиям.
- Представления об успехе мужчин и женщин отражают существующие в обществе тендерные стереотипы.
Мужчины чаще дают такие определения успеха, как материальная обеспеченность, карьерный рост, наличие престижной работы. Типично «женскими» являются определения успеха как благополучия в семье и счастья. Представители ситуативного типа не дифференцируют понятия «успех» и «успешность».
- В целом, как при определении успеха, так и успешности, они ориентированы на внешние, социально признанные, критерии,
- Из наиболее важных условий достижений успеха для лиц ситуативного типа можно выделить: благоприятное стечение обстоятельств, поддержка близких, целеустремленность, помощь других людей.
К основным характеристикам успешной личности относят материальную обеспеченность, высокий социальный статус, наличие семьи, карьерный рост, руководящую позицию. Данные характеристики являются объективными, четко определенными, что позволяет безошибочно отнести личность в группу успешных или неуспешных людей, в этом проявляется характерная для людей этого типа тенденция к избеганию неудач.4.
- Лица эгоистического типа в представлениях об успехе и успешности зависимы от значимой для конкретной личности сферы или ситуации жизнедеятельности.
- Частичное принятие ответственности определяет указание в качестве условий достижения успеха как внешних, так и внутренних, личностных, ресурсов.
- Основными показателями успеха для испытуемых эгоистического типа выступают благополучие во всем, достижение поставленных целей, удовлетворенность собой и своей жизнью.
Для людей данного типа удовлетворенность даже при отсутствии первоначального интереса и качества выполняемой работы — важная характеристика, именно этим, на наш взгляд, объясняется определение успеха как благополучия и удовлетворенности. Специфическим для испытуемых ранней взрослости является определение успеха как достижения поставленных целей.
В этом случае фиксируются объективные достижения в конкретной деятельности и жизнедеятельности и субъективная оценка успеха. Испытуемые средней взрослости чаше определяют успех как благополучие во всем, удовлетворенность жизнью, способность решать возникающие проблемы, высокий социальный статус, наличие престижной работы, удача.
С возрастом увеличивается значимость субъективной оценки успеха (благополучие, удовлетворенность), количества внешних признаков успеха (статус, престижная работа). Противоречивый характер ответственности людей этого типа находит отражение в содержании представлений об успехе испытуемых средней взрослости: 22% определяют успех как способность решать проблемы, подчеркивая роль личности в его достижении, и 16% — как удачу.
Определение понятия «успешность» содержит указания на субъективное переживание успеха; объективные показатели достижений и субъективную его оценку; условия достижения успеха; на рассмотрение успешности как качества личности. В сознании людей эгоистического типа представления об успешности размыты, не конкретизированы, зависимы от значимого для конкретной личности аспекта жизнедеятельности.
В качестве условий достижения успеха люди эгоистического типа в равной степени называют внешние и внутренние личностные ресурсы, что обусловлено, с одной стороны, их самостоятельностью, четким представлением результатов деятельности и умением преодолевать препятствия и трудности, а с другой — частичным принятием ответственности.
- В наиболее распространенных представлениях об успешном человеке испытуемых эгоистического типа ответственности преобладают внешние, социально признанные характеристики: материальная обеспеченность, семья, карьерный рост.
- С возрастом происходит осознание роли личного вклада в достижение успеха.
- Женщины этого типа одинаково связывают успех с семьей и работой, тогда как мужчины в большей степени ориентированы на социальные позиции, умение их завоевать и личностные условия достижения успеха.
В целом можно сказать, что противоречивый характер ответственности, зависимость испытуемых эгоистического типа от группы и конкретной ситуации обусловливает содержание представлений об успехе и успешной личности.5. Функциональный тип ответственности характеризуется тем, что в содержании представлений об успешности, успехе, условиях его достижения у лиц этого типа доминируют внешние социальные, критерии, демонстрирующие отсутствие самостоятельности, осознанности при их формировании, желание действовать строго по образцу, в соответствии с инструкцией.
В результате изучения представлений об успехе испытуемых функционального типа была выявлена следующая закономерность: из 12 определений успеха последний в иерархии дескриптор был назван 32,2% испытуемыми, поэтому, с одной стороны, можно говорить о четкости представлении, с другой — наличии стремления действовать строго по образцу, не проявляя творчества и отмечая стереотипные характеристики успеха.
В группу высокой частоты встречаемости вошли следующие определения успеха: уважение окружающих людей, благополучие в семье, достижение поставленной цели, карьерный рост, материальная обеспеченность, высокий социальный статус. Сравнительный анализ тендерных особенностей представлений об успехе показал, что типично женским является понимание успеха как благополучия в семье, мужским — карьерный рост, материальная обеспеченность, наличие престижной работы.
По мнению испытуемых функционального типа, достижение успеха связано в первую очередь с возможностями и способностями субъекта — настойчивостью как способностью длительное время осуществлять деятельность и достигать в ней успеха и общительностью как умением устанавливать контакты и в итоге иметь социальную поддержку для достижения успеха.
Также условиями достижения успеха выступает красота и высшее образование как внешние, не зависящие от самой личности, ресурсы. При описании успешного человека испытуемые функционального типа ответственности называют как внешние, так и внутренние личностные, характеристики, что соответствует феноменологическому описанию данного типа: зависимость от группы, обращение к социально-психологическим поддержкам, ориентация на инструкции, образцы, готовые решения.
- Следует отметить, что психологические исследования помогают увидеть наиболее типичные представления о личности деловых людей, соотношении успеха и причинах, обусловливающих их успешность.
- Это может быть когнитивной основой индивидуального консультирования, работы над имиджем и личностным ростом, в социальном самоопределении субъектов бизнеса.
Наталья Львовна Ивaнoвa, доктор психологических наук, профессор кафедры организационной психологии ГУ ВШЭ. Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter, Читать подробнее: Что такое «успех» и «успешность»
Полный ответ
Что значит успех для человека?
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 июня 2022 года; проверки требуют 3 правки, Перейти к навигации Перейти к поиску В родственных проектах
- Значения в Викисловаре
- Цитаты в Викицитатнике
Успе́х может означать:
Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо,
Как понять что такое успех?
Успех – это способность прожить жизнь так, как хочется, делая то,что приносит наибольшее удовольствие, в окружении людей, которых вы уважаете и которыми восхищаетесь.
Полный ответ
Что такое успех своими словами?
Что такое успех и как он связан с достижением целей? — Если бы вас спросили « что такое успех ?», как бы вы ответили? Многие теряются, не зная, что сказать. А после некоторых размышлений выдают стереотипные ответы: «деньги, хорошая работа, известность семья, здоровье, долгая жизнь».
Если верить определению толкового словаря, успех – это удача в достижении поставленных целей, положительный результат действий. Второе значение этого слова – общественное признание, то есть признание, которое мы получаем от других людей, Если считать, что большинство ставит своими целями именно деньги, хорошую работу, известность, семью и здоровье, тогда вроде как все сходится.
А если у каждого человека индивидуальные цели ? Вероятно, тогда и успех у каждого свой собственный, не похожий на успех соседа. Тогда, чтобы определить формулу своего успеха, нужно сначала понять, какие у вас цели. Как у всех? Свои собственные? Или всего понемножку?
Полный ответ
Как с педагогической точки зрения определяется успех?
Яфаева В.Г. Ситуация успеха как стимул и фактор интеллектуального развития дошкольников Ребенок-дошкольник – носитель индивидуального диапазона задатков и воз можностей, связанного с обогащением и усложнением механизмов его ментального (умственного) опыта.
- При одних условиях происходит интенсивное наращивание и прогрессирующее усложнение умственного опыта, при других – процесс его накопления и интеграции оказывается замедленным и редуцированным.
- В конечном счете, именно процессы индивидуального опыта предопределяют индивидуальные интеллектуальные возможности.
В контексте данной статьи мы рассмотрим идею использования приемов создания ситуации успеха как стимула развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Необходимость создания ситуации успеха каждому ребенку давно осознана педагогической общественностью.К.Д.
- Ушинский в педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ребенка к обучению.
- А интерес появляется только тогда, продолжает он, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.
- Известный американский ученый, психолог, психотерапевт и педагог У.
Глассер также убежден, что если ребенку удается добиться успеха в познавательной деятельности, то у него есть все шансы на успех в жизни. А вот если ребенка лишить веры в себя, трудно будет надеяться на его «светлое будущее», убеждает нас доктор педагогических наук А.С.
- Белкин. «Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения», – утверждает ученый.
- В работах отечественного ученого В.А.
- Сластенина определяется главный смысл деятельности педагога – создание каждому воспитаннику ситуации успеха.
Как бы вторя этому, специалисты дошкольного образования уверяют, что они всегда стремятся создать детям ситуацию успеха. Ее достижение в массовой практике ДОУ связывается с организацией и проведением различных интерактивных мероприятий интеллектуально-творческого характера (конкурсы, выступления, экспозиции авторских работ, ярмарки проектов, праздники, брифинги, олимпиады, КВНы и пр.).
Данные формы работы чаще реализуются педагогами согласно двум сценариям. Первый заключается в том, что ребенок находится в ситуации сравнения его «достижений» с другими. Во втором варианте в сравнительную «борьбу за победу» вовлекаются команды (группы) детей. В первом случае на успех изначально обрекается незначительное количество избранных победителей, а для остальных закрепляется неблагоприятная для развития «ситуация неуспеха», а в дальнейшем и «ситуация избегания неудач».
Очевидно, что при таком подходе никогда не решится задача – создание ситуации успеха каждому ребенку. А ведь в этом сценарии самодостаточным был бы прием подбора номинаций для каждого ребенка, согласно его персональным особен ностям, к примеру, «Звонкий голосочек», «Человек-идея», «Маленький гений», Мистер шутка», «Любимец жюри», «Самый находчивый» и т.д.
- Второй же вариант направлен на формирование, в конечном итоге, начал коллективизма, взаимопомощи и сотрудничества.
- Это сценарий достижения общей радости и общей победы (с гуманных позиций), так называемый синдром обезличенной общей победы, разделенной с другими, иначе – радость на всех.
- Хотя и в рамках данного сценария вполне уместно номинирование меры индивидуально-личностного вклада каждого ребенка в общую победу, к примеру, «Самый реактивный живчик команды», «Лучик знаний», «Супернаходчивость!», «Тише едешь – верно мыслишь!» и т.д.
Однако подбор этих номинаций по мере хода мероприятия, а не по сценарию, достаточно серьезный шаг для ряда педагогов, слабо владеющих навыками «быстрого реагирования». Но ведь именно в этом и заключаются профессионализм, творчество и гуманность педагога! Педагог должен отыскать и поддерживать источник внутренних сил каждого ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание познания окружающего мира (не в этом ли заключается интеллектуальная социализация?).
- Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и ощущал внутреннее удовлетворение, а это не что иное, как создание ситуации успеха.
- Что же такое ситуация успеха? Здесь стоит разделить понятия «ситуация успеха» и собственно «успех», хотя связь этих понятий несомненна и органична.
Так, «ситуация» – сочетание условий, обеспечивающих успех, а «успех» – собственно, результат подобной ситуации.
- С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной тактики педагога на получение запрограммированных результатов.
- Создание ситуации успеха каждому ребенку должно рассматриваться как результат спроектированной стратегии, предполагающей:
- 1) создание комфортных психолого-педагогических условий каждому ребенку, в обязательный перечень которых входят:
- мотивация благополучия через создание ситуаций успеха в целях самоутверждения ребенка и высвобождения скрытых, потенциальных возможностей;
- положительная оценка достижений ребенка (не сравнивая его с другими детьми), подкрепляемая публичными поощрениями;
- недопущение отрицательной оценки интеллектуальной деятельности ребенка, индивидуальное обсуждение неудач и недочетов;
- уважение к идеям и мыслям ребенка;
- обеспечение терпеливой поддержки и внимания и т.д.;
- 2) выработку индивидуальных эталонов или относительных норм, по которым педагог оценивает достижения в интеллектуальном развитии и информирует о них детей;
- 3) индивидуализацию степени трудности заданий посредством предоставления детям возможности их выбора;
- 4) включение внутренних активизаторов ребенка;
- 5) осуществление оценки деятельности с точки зрения внутренних изменчивых фак торов – усилий;
- 6) обеспечение внешнего подкрепления на основе индивидуальных относительных норм.
Такая организация развивающего процесса может оказывать длительное воздействие на развитие мотивов, т.е. создается ситуация, когда интеллектуальная деятельность для дошкольника становится желанной, любимой, приносящей радость от познания нового. На базе этого состояния формируются устойчивые чувства удовлетворения, меняется уровень самооценки, самоуважения ребенка, иными словами, активизируется его внутренний потенциал.
Педагог должен помнить, что любая интеллектуально-познавательная деятельность детей должна быть связана с получением радости и удовольствия. А поскольку радость – это социальное свойство, ребенок, как правило, несет свою радость другим. Очень важно, чтобы именно его успех или радость были замечены и публично одобрены.
Поощрение вселяет уверенность, повышает статус личности, чувство собственного достоинства. Педагогам необходимо помнить, что:
- успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;
- ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, желания и ума;
- ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего самому себе.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к познанию и обучению, но достижение успеха затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и навыков, психофизиологические особенности развития и слабую саморегуляцию ребенка.
В связи с чем педагогически оправданным считается организация для ребенка ситуации успеха самостоятельно выполненной деятельности с помощью ряда операций в эмоционально доброжелательной атмосфере радости и одобрения, создаваемых как вербальными (подбадривающие слова и мягкие интонации), так и невербальными (мимико-пластическими: открытая поза, доброжелательная мимика, определенные жесты) средст вами и приемами.
Здесь педагогам помогут такие технологические операции создания ситуации успеха, как:
- снятие страха (выраженное в словах: «Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает», «Люди учатся на своих ошибках и находят разные способы решения проблемы» и др.);
- внесение мотива («Без тебя и твоей помощи мне (или твоим друзьям) не справиться» и др.);
- авансирование успешного результата («Ты справишься с этим», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь»);
- латентное (скрытое) инструктирование ребенка в способах выполнения («Наверное, лучше всего начать с а затем », «Ты конечно же не забудешь о » и др.);
- персональная исключительность («Только на тебя я и могу положиться», «Только ты и сможешь предположить» и др.);
- мобилизация активности, педагогическое внушение («Нам так не терпится узнать, что ты думаешь по этому поводу.», «Не терпится узнать, что же у тебя получится», «Ты делаешь так необычно, аккуратно» и др.);
- высокая оценка определенной детали («Здорово придумал», «Тебе особенно удалось», «Самое замечательное в твоем ответе», «Так чудно», «Мне интересно твое предположение», «Это выглядит здорово!», «Это что-то особенное!» и др.).
Какие же мы применяем вербальные способы выражения положительной реакции на ответы, действия и деятельность детей, способствующие их эмоциональной поддержке? Абсолютно верно, диапазон односложных высказываний типа: «Правильно!», «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Отлично!», «Замечательно!» – весьма скромен и настолько знаком детям, что порой уже особо не впечатляет и не «зажигает» детей на дальнейшие достижения.
- «Прекрасно!»;
- «Удивительно!»;
- «Превосходно!»;
- «Восхитительно!»;
- «Очень неплохо!»;
- «Ну просто изумительно!»;
- «Ах, вы только посмотрите!»;
- «Это что-то особенное!»;
- «Это выглядит здорово!»;
- «Именно так!»;
- «Браво!»;
- «Так чудно!»;
- «Об этом обязательно нужно рассказать»;
- «Ты сделал это!»;
- «Замечательно задумано!»;
- «Я просто в восторге!»;
- «Я просто обожаю» и пр.
Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых – педагогов, родителей, окружающих. В качестве резюме: было бы замечательно, если бы первая победа ребенка породила вторую, третью пробудила бы в нем силы, которые ранее порой и не подозревались, и грани его возможностей значительно бы расширились, ибо повседневная познавательная жизнь ребенка в маленьких достижениях и победах – это крылья ребенка, несущие его к осознанию себя, обретению собственной значимости.
Полный ответ
Какие компоненты включает в себя понятие успешность?
Теоретический анализ понятий «успеваемость» и «успешность обучения» в психолого-педагогической литературе Теоретический анализ понятий «успеваемость» и «успешность обучения» в психолого-педагогической литературе Курапова Татьяна Юрьевна, аспирант Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им.Н.Г. Чернышевского,
- педагог-психолог МВСОУ «Дульдургинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа».
- Научный руководитель – кандидат психологических наук, профессор
- Ежевская Татьяна Иннокентьевна.
В настоящее время многими исследователями отмечается снижение уровня успеваемости. Так, например, по данным Института возрастной физиологии РАО, свыше 70% учащихся испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы, и таким образом, попадают в разряд неуспешных в обучении,М.М.
Безруких предостерегает: «Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная, и психологическая, и медицинская, и педагогическая.», Действительно, проблема неуспеваемости – не только отечественная. Во многих странах (в том числе и весьма благополучных – например, Великобритании, США, Японии) ей уделяют серьезное внимание, о чем свидетельствует большое число публикаций теоретического, эмпирического и практического характера, большая часть которых посвящена поиску причин, оценке эффективности предлагаемых программ помощи.
Американский психотерапевт, профессор У. Глассер в одной из книг отмечал, что основной бич всех школ – проблема неудачников. «Надо искать пути к достижению успеха как можно большего числа детей и подростков. нам надо создавать такие школы, в которых бы все дети учились успешно, причем это касается не только богатых пригородов, где живет преуспевающий средний класс, но и всех без исключения городских районов, включая запущенные, да и просто бедные кварталы».»,
Следует отметить, что успешность обучения является одной из составляющих психологического здоровья школьников, сохранением которого обеспокоено всё психолого-педагогическое сообщество. Проблема успешности обучения школьников волнует умы ученых уже не одно столетие. Со времен Я.А. Коменского и по настоящее время продолжается изучение сущности, причин неуспехов учащихся в учебе, разрабатываются практические рекомендации.
Несмотря на длительность изучения, данная проблема остается еще недостаточно хорошо исследованной. И связано это с тем, что неуспешность как сложное, многогранное явление школьной действительности требует разносторонних и неоднозначных подходов при её решении.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что очень часто происходит смещение понятий «успешность обучения» и «успеваемость». Мы глубоко убеждены в том, что данные термины далеко не равнозначны. Что же понимается под «успеваемостью»? Словарь русского языка С.И. Ожегова дает такое определение: «Успеваемость – степень успешности усвоения учебных предметов учащимися»,
С точки зрения педагогики, проблема успеваемости, прежде всего, ориентируется на такой интегральный показатель «как фонд усвоенных знаний» (Калмыкова З.И.). По мнению Л.А. Регуш, «В психологии, говоря о неуспеваемости, имеют в виду её психологические причины, которыми являются, как правило, свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и т.д.
Педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом»,А.А. Бударный и У.Д. Розенталь определяют неуспеваемость как несоответствие минимальным требованиям и убеждены в том, что содержание понятия «неуспеваемость» во многом зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс.
Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований соотносящихся с баллом «три», то неуспеваемость выражается баллами «два» и «один». Однако эти правила подправляются реальной практикой: выставленные удовлетворительные оценки не мешают учителям, родителям, нередко и ученику знать, что он «не успевает»,
По мнению М.А. Данилова неуспеваемость связана с движущими силами процесса обучения и его противоречиями. В тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость,В. Оконь определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними силами,
В большинстве случаев школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень усвоения знаний. Более того, школьная неуспеваемость психически здорового школьника является, как правило, «браком» в работе образовательного учреждения.
- Подход к изучению неуспеваемости путем анализа порождающих её условий нельзя, на наш взгляд, считать достаточным, поскольку он направлен на выяснение только внешних условий.
- Задаче раскрытия внутреннего содержания понятия «неуспеваемость» отвечает другой метод – определение видов неуспеваемости.
- На сегодняшний день существуют различные классификации школьной неуспеваемости.
А.А. Бударный выделяет два типа неуспеваемости – абсолютную и относительную. По мнению автора, абсолютная неуспеваемость выражена оценками «2» и «1» и соотносится с минимальными требованиями школьной программы. Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования школьной программы и возможностями отдельных учащихся,А.М.
- Гельмонт и Н.И.
- Мурачковский представляют другую классификацию, построенную в зависимости от устойчивости отставания.
- Они выделяют три степени школьной неуспеваемости: общее и глубокое отставание (по многим или всем предметам длительное время), ч астичная, но относительно стойкая неуспеваемость (по 1-3 наиболее сложным предметам) и эпизодическая неуспеваемость,
Польский исследователь В.С. Цетлин акцентирует наше внимание на том, что наряду с фиксированной неуспеваемостью существует неуспеваемость скрытая, которая может выражаться не только в пробелах знаний, но и в отношении учащихся к учению,Н.П. Локалова выделяет два типа школьной неуспеваемости: общее отставание в учебе и отставание по отдельным предметам,
- Школьная неуспеваемость бывает ранней и поздней.
- Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, ещё в 1-м классе.
- Поздняя появляется в средних классах.
- Отмечено, что при переходе из начальной школы в среднее звено качество знаний снижается на 30%.
- Это можно объяснить рядом причин: во-первых, усложняется школьная программа, возрастают требования, а умения и желания трудиться у учащихся остались на уровне начальной школы, во-вторых, переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со сверстниками, в-третьих, часто бывают случаи, что учеба запускается из-за того, что большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся.
Таким образом, с педагогической точки зрения неуспеваемость большинством ученых рассматривается как отставание ребенка в учебе, выражающаяся в пробелах в знаниях, умениях. С точки зрения психологии неуспеваемость, прежде всего, связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами.
Подводя итог вышесказанному, определим неуспеваемость как длительное отставание ученика в учебе, выражающееся неудовлетворительными оценками, обусловленное индивидуально-психологическими и педагогическими особенностями. Как же тогда трактовать успешность обучения? Само понятие успешности, на наш взгляд, является более объемным.
Конечно, у спешность обучения включает в себя некий уровень успеваемости, но он часто оказывается не на первом месте. Анализ психолого-педагогической литературы, различных научных теорий, подходов и концепций показал, что понятие «успешность обучения» рассматривается учеными в двух основных направлениях.
Первое можно обозначить как психологическое или психолого-педагогическое, где понятия «успех» и «успешность» определяются как особое эмоциональное состояние ученика, которое выражает его личное отношение (переживание) к деятельности или ее результатам (Г.Д.Кириллова, Е.И. Казакова, С.Д.Поляков, В.В.Сериков, Н.Е.Щуркова, и др.).
Второе направление связано с рассмотрением успешности обучения в ракурсе проблемы результативности и эффективности обучения, а также успешность обучения фигурирует в контексте показателей качества образования (Ю.К.Бабанский, В.В.Давыдов, Г.Д.Кириллова, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, Г.И.Щукина и др.).
- Успешность – ценностная категория, поскольку в понимании человеком своей успешности в жизни, в профессиональной деятельности отражается представление человека о смысле собственной жизни.
- Все исследователи, говоря об успешности, используют понятие «успех» В школе К.
- Левина проблема успеха изучалась в контексте проблемы целеполагания личности, а более конкретно — в связи с изучением уровня притязаний.
В экспериментальных исследованиях учеников К. Левина – Ф. Хоппе, М. Юкнат – исследовались роль успеха и неудачи в конкретной деятельности, зависимость динамики деятельности от наличия – отсутствия успеха, связь успеха с притязанием, трудностью задач, самооценкой (уровнем «Я») личности.
Проблема переживания успеха нашла свое развитие в работах Л. Фестингера, показавшего зависимость переживания успеха или неуспеха от зоны трудности задач и внутренней зоны возможностей человека: чем больше степень трудности задания внутри зоны возможностей испытуемого, тем больше валентность успеха на данном уровне трудности.
Исследуя успех или неудачу в конкретной деятельности, Ф. Хоппе, так же как и В.Н. Люсин связывал их с достижением – недостижением результата, к которому стремился человек. Успех является важнейшим условием стимулирования и динамики деятельности. По мнению исследователя, деятельность прекращается после ряда неудач, если потеряна малейшая возможность прийти к успеху В отечественной психологии неудачи в учении рассматриваются в основном при изучении неуспеваемости учащихся – трудности или невозможности освоения ими учебной программы.
- В зарубежной психологии проблема неудачи рассматривается в русле изучения мотивации поведения.
- В вероятности успеха или неудачи для человека необходимо выделять объективные и субъективные компоненты.
- Под объективным компонентом понимается наличие или отсутствие у человека реальных умений и навыков, требующихся для достижения успеха.
Субъективный компонент – это представление человека о степени своей способности к выполнению задания, обеспечивающее мотивацию деятельности. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно-полезной деятельности,
- Анализ современной научной литературы дает основание рассматривать понятие «успех» в различных аспектах:
- · в психологическом: «успех» понимается как переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность, либо совпал с её ожиданиями, надеждами (уровнем притязаний), либо превзошел их;
- · в социально-психологическом: «успех» рассматривается как оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами деятельности (когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе);
· в педагогическом аспекте «успех» трактуется как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения. Это может быть и успех ребенка в учебе, и успех педагога в обучении учащихся и успех родителей в воспитании детей, Таким образом, понятие «успех» можно рассматривать в узком и широком значении.
Узкое значение сводится к пониманию оценки конкретного результата деятельности, значимого для личности. В широком смысле под успехом понимается жизненная успешность, которую человек достигает и переживает в ходе собственной жизнедеятельности, стремясь реализовать свой творческий потенциал. Психологическое определение успешности включает в себя: результат достижения значимых целей; сам процесс, стимул (способ) достижения; субъективную удовлетворенность процессом и результатами собственной жизнедеятельности, т.е.
переживание своей успешности. Успешная деятельность тесно взаимосвязана с тем состоянием, которое человек испытывает, добиваясь успешного результата. Так, например, американский психолог М. Ксикзентмихали выявил признаки субъективного состояния внутренней мотивированности, которую испытывает человек от деятельности, приносящей удовольствие.
- Это состояние он назвал «ощущением потока» и возникает оно тогда, когда в деятельности человека сбалансированы «могу» и «надо», когда приведено в гармонию то, что должно быть сделано (требования деятельности) и то, что человек может сделать.
- Учебные задания должны быть такой степени сложности, чтобы они соответствовали способностям ученика.
В противном случае возникает либо состояние скуки, т.к. задания чрезмерно легки, либо состояние тревожности, т.к. сложность заданий превышает уровень развития способностей человека, Учебная деятельность требует от участвующих в ней не «одинаковости» её осуществления, а однонаправленности.
С феноменом объективного психологического различия составляющих совместной учебной деятельности учителя и ученика связана её эффективность. Чем более сближено понимание целей («я хочу этому научить» — учитель, «я хочу этому научиться» — ученик), мотивация (настроенность на учебный процесс в данный момент и учителя и ученика), эмоциональное принятие учебной ситуации (и для учителя и для ученика она эмоционально привлекательна), согласование способов подачи, восприятия и переработки информации, форм корректировки, контроля и самоконтроля деятельности, тем успешнее идет учебный процесс.
Сочетание всех этих условий принято называть «ситуацией успеха». Если понятие «успех» принято понимать как результат ситуации, то под «ситуацией успеха» понимается сочетание условий, которые его обеспечивают. В психолого-педагогической литературе ситуация успеха рассматривается как фактор развития отношений сотрудничества учителя с учащимися.
Так в учебной деятельности под «ситуацией успеха» И.А. Ларионова понимает «целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов, которые способствуют осознанному включению каждого учащегося в активную учебную деятельность в зависимости от индивидуальных возможностей, обеспечивают положительный эмоциональный настрой учащихся на выполнение учебной задачи и способствуют адекватному восприятию результатов своей деятельности» и предлагает в качестве функций «ситуации успеха» анализировать поисковую деятельность учащихся; подкрепление усилий личности, стимулируемой действиями авторитетного лица; самоопределение и саморазвитие, а также удовлетворение человеком самой деятельностью.
А также выделяет следующие «формы успеха» учащихся:
- 1) успех-признание результата;
- 2) успех-признание значимыми людьми;
- 3) успех-преодоление трудностей;
- 4) успех — осуществление назначения,
Следует отметить, что характер деятельности и целей учащегося может быть разным, поэтому и виды успешности также выделяются разные. Так, к примеру, А.С. Белкин выделяет три вида успеха: предвосхищающий, констатируемый и обобщающий, а также выделяет специфику восприятия успеха детьми разного возраста.
К примеру, у младших школьников в основе ожидания успеха лежит стремление заслужить одобрение взрослых (родителей, учителей), у подростков – стремление получить одобрение значимых сверстников, у старших школьников — стремление утвердить свое «Я», Под «ситуацией успеха» он понимает «целенаправленное организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значимых результатов в деятельности»,
Когда же хотят подчеркнуть еще и способы учения, позволившие достигнуть тот или другой результат, высокую или низкую успеваемость – применяют понятие учебной успешности. Впервые данное понятие было введено Б.Г. Ананьевым. Оно учитывает темпы, напряженность, индивидуальное своеобразие (стиль) учебной работы, степень прилежания и усилий, которые прилагает обучаемый, чтобы прийти к определенным достижениям.
Традиционно под успешностью обучения понимается высокая академическая успеваемость учащихся, определяемая как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Успешность обучения можно трактовать как полное или превосходящее ожидание достижения его целей, которое обеспечивает развитие ученика для перехода его на более высокие уровни обученности и саморазвитие как внутренне обусловленное изменение личностных качеств.
Обучение признается успешным, если, во-первых, позволяет достигнуть заданных норм, определяемых целями и задачами обучения, то есть достигнуть определенного, заранее заданного результата. И, во-вторых, если этот результат достигается наиболее рациональным способом, а именно, с меньшими временными затратами и трудовыми ресурсами.В.А.
Якунин понимает под успешностью обучения эффективность руководства учебно-познавательной деятельностью, обеспечивающего высокие психологические результаты при минимальных затратах (материальных, финансовых, кадровых, физических, психологических и т.п.),О.В. Хухлаева определяет неудачи в учении как несоответствие полученного ребенком результата учебной деятельности необходимому, вызывающие эмоциональное переживание и последующее изменение поведения,
Мы можем сделать вывод, что ч аще всего успешность учебной деятельности учащихся рассматривается как характеристика темпов, напряженности, индивидуального стиля работы, степени прилежания и усилий, прилагаемых ими для достижения учебных целей. Гносеологический анализ понятия «академическая успешность» позволяет сделать вывод, что как педагогическая категория она включает в себя: · результативность учебной деятельности и эффективность, используемых им способов достижения учебных целей; · субъективную удовлетворенность учащегося процессом и результатами учения, т.е.
- Переживание своей успешности.
- Если ученик в процессе обучения сумел преодолеть свой страх, затруднения, растерянность, неорганизованность, учебная деятельность имеет субъективную успешность.
- Такой школьник испытывает удовлетворенность собой и своей деятельностью.
- И, наоборот, несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник, на наш взгляд, не может быть отнесен к успешным, поскольку учеба не приносит ему радости, удовлетворения, «ощущения потока», всего того, что входит в понятие успешность.
Объективная успешность предполагает внешнюю оценку результатов учебной деятельности ребенка со стороны учителя, родителей, других референтных лиц и выражается обычно в виде поощрения или порицания в адрес ребенка. Итак, мы пришли к выводу, что понятия «успешность» и «успеваемость» не схожие по значению.
- Успеваемость – это степень совпадения реальных результатов учебной деятельности с запланированными.
- Успешность обучения – качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого учащегося.
- Иными словами, успешность отражает определенное свойство личности, содержащее в себе немало компонентов, имеющие свои характеристики.
Литература 1. Белкин А.С.Ситуация успеха: как ее создать — М.:Просвещение, 1991.- 176 с.2. Глассер У. Школы без неудачников. Пер с англ./ Общ ред и предисл.В.Я. Пилиповского.- М.: Прогресс, 1991.- 184 с.3. Забрамная С., Костенкова Ю. Неуспеваемость как она есть// Школьный психолог.-2004.
- 45. — С.27-30.4.
- Ларионова И.А.
- Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик»: Автореф. дис. канд. пед.
- Наук.-Екатеринбург, 1996.-28 с.5.
- Локалова Н.П.
- Как помочь слабоуспевающему школьнику.-М.: Педагогика, 1995.-94 с.6.
- Марусяк Н.Л.
- Школьные факторы риска.
URL.: (дата обращения 17.07.2010).7. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. — Минск.: «Народная.асвета», 1977.- 250 с.8. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990.- 383с.9. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред.Н.Ю.
- Шведовой.- 22 – е изд., стер.- М.: Русский язык., 1990.- 921 с.10.
- Регуш Л.А.
- Учить учиться! О проблеме школьной неуспеваемости// Психологическая газета. — 1999. — № 9. — С.8.11.
- Решетникова О.
- Трудности обучения в школе: комплексный подход.// Электронный ресурс.
- URL.: (дата обращения 06.08.2010).12.
- Хухлаева О.В.
Психологическое здоровье учащихся как цель работы школьной психологической службы// Электронный ресурс. URL.: (дата обращения 26.01.2010).13. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и её предупреждение. – М.: Педагогика, 1977.-120 с.14. Якунин В.А. Педагогическая психология Текст.
Учеб. пособие / В.А. Якунин ; Европ. ин-т экспертов. — 2-е изд. — СПб. : Изд-во Михайлова, 2000. -348 с.15. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов Текст. / В.А. Якунин ; М.: Логос, 1994. — 155 с.16. Csirzentmihalyi M. The dynamics of intrinsic motivation: a study of adoles – cents./ Eds.C. Ames, R.
Ames, Research on motivation in education.- N.Y. : Academic Press, 1989.- V.3. — H.45-71. Поступила в редакцию 23.08.2010 г. Читать подробнее: Теоретический анализ понятий «успеваемость» и «успешность обучения» в психолого-педагогической литературе
Полный ответ
Какие они успешные люди?
Мощный внутренний импульс — Успешным людям не нужны внешние стимулы, системы компенсаций и поощрений, Их цели не заданы социальными стереотипами, как у большинства. У них своя, внутренняя мотивация, не нуждающаяся в подпитке извне. Человек ставит цель и достигает ее вопреки мнению окружающих, руководствуясь собственными принципами и мотивами.
Полный ответ
Что такое жизненный успех?
Предварительный просмотр: — Сочинение-рассуждение «Жизненный успех». Тот, кто твёрдо уверен в направлении своих желаний и отваживается жить так, как мечтает, неизбежно и внезапно встретится со своим успехом. Генри Дэвид Торо. Успех – это удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели.
Словосочетание «жизненный успех» каждым понимается по-своему. На мой взгляд, он заключен в учебе, а в дальнейшем – в карьере. Я считаю, что перед тем как добиться жизненного успеха, необходимо поставить нужную цель. Успех придет к каждому. Главной залог успеха: уверенность, целеустремленность. Они всегда оставались, остаются и будут оставаться важным фундаментом для тех, кто хочет добиться успеха в жизни.
А еще это возможность все время самосовершенствоваться и познавать мир. Скажем, целеустремленный человек, я уверена, всегда найдет возможность заработать и никогда не будет беден. Он всегда сумеет создать вокруг себя благоприятную обстановку. Я вывела для себя один признак успешного человека – он всегда находится в гармонии с самим собой.
Все-таки, очень важно понять, что именно тебе нужно. Идти в том направлении, в котором хочется, несмотря на общественное мнение. Как бы оно не было, я думаю, не стоит слушать чужие советы. В конце концов, дорогу осилит идущий, а успех придет к тем, кто стремиться к этому. Один из примеров: Авраам Линкольн столько раз проигрывавший в политической игре, все-таки, стал президентом США, когда ему было уже за пятьдесят.
Как я уже ранее говорила, для меня жизненным успехом будет, когда я поступлю в своё желаемое учебное заведение, окончу его и найду отличную работу по специальности. Я, наверное, слишком забегаю вперед, но будущее покажет. Мне бы хотелось реализовать все свои возможности, это и будет для меня жизненным успехом.
Полный ответ
В чем секрет успеха в жизни?
Продукт > Персонал > Мысли дня от «Простого бизнеса» > Главный секрет успеха «Нужно брать от жизни всё, но не нужно забывать, что за все нужно платить, со временем нужно отдать ей долг», — А. Короленя (поэт) За все в этой жизни необходимо платить, ничего не дается нам просто так. Успех и богатство также имеет свою цену, мы платим за них годами учебы, нашими неудачами, взлетами и падениями. Все трудности и проблемы, которые мы решаем каждый день, делают нас сильнее и приближают к заветной цели. Каждый человек мечтает об успехе, ведь это уважение и признание наших достоинств со стороны окружающих, материальное благополучие и заслуженная репутация. Но, к сожалению, не все его добиваются, многие сдаются при первой же неудаче и прекращают всякие попытки бороться. Конечно, существует высокий риск неудачи в любом деле, но если человек готов к трудностям, препятствиям и имеет твердое решение никогда не сдаваться, все окажется возможным. Успех не дается слабым, только сильные духом, знающие себе цену люди могут преодолеть этот сложный путь. Достичь успеха возможно, реализовав себя как личность, работая над повышением личной эффективности, раскрывая творческий потенциал и таланты. Повышать личную эффективность и профессиональные способности можно, выполняя качественно свою работу. Если при этом работа приносит человеку удовольствие и материальный достаток, ему можно только позавидовать. Но со временем даже любимая работа может стать скучной и однообразной, поэтому работнику нужна мотивация. Одним из действенных способов мотивации персонала являются премии, льготы, повышение заработной платы, возможность карьерного и профессионального роста. Каждый человек может добиться успеха в бизнесе, если будет знать секреты, которые помогут подняться на вершину карьерной лестницы. Согласно социологическим исследованиям и результатам анкетирования работодателей, наиболее важный фактор, который отвечает за успех на работе, карьерный рост, увеличение заработной платы — внешний вид работника. Уделяя должное внимание не только повышению личной эффективности, но и своему имиджу успешного делового человека, успех не заставит себя долго ждать. Также немаловажным фактором успеха является правильно выбранная сфера деятельности. Выбирайте только ту работу и деятельность, которая действительно нравится. Работая на нелюбимой работе, в зависимости от приложенных усилий, можно заработать большие деньги, но невозможно достичь настоящего успеха, не получая удовольствия от работы. Главный секрет успеха — раскрыть в себе новые возможности, а работа представляет собой одну из сфер жизни, где можно эти возможности реализовать. Тренинги и семинары портала «Простой бизнес» направлены саморазвитие, повышение личной эффективности, а также открытие в себе новых граней и возможностей. Если Вы решили встать на путь развития и совершенствования личностных качеств, получить новые знания и возможности, для того чтобы стать сильнее, успешнее и богаче, нам с Вами по пути.
Полный ответ
Сколько времени нужно для того чтобы добиться успеха?
Правило 10 000 часов: как найти мотивацию, чтобы двигаться к цели Представьте, вы решили выучить английский, начали заниматься с педагогом и после первых уроков спрашиваете: «Сколько времени мне нужно, чтобы говорить свободно?» Что он вам ответит? Что успех зависит от многих факторов, что всё индивидуально На самом деле ответ на этот вопрос давно существует.
Учёные подсчитали и теперь могут точно сказать, сколько времени нужно, чтобы добиться успеха. И это — 10 000 часов. Эксперимент, который натолкнул учёных на этот вывод, описан в книге Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры». Начался он 20 лет назад в Академии музыки в Берлине, где всех скрипачей разделили на три группы.
К первой отнесли выдающихся студентов, которые должны были стать виртуозами, солистами ансамблей и достичь больших высот. Во второй группе были крепкие середняки, а в третьей — те, кто в лучшем случае мог рассчитывать на карьеру учителя музыки. Учёные подсчитали, сколько времени участники каждой из этих групп тратили на тренировки, и выяснили, что к двадцати годам у лучших студентов набиралось до 10 000 часов занятий.
У середнячков было 8000 часов, а у будущих учителей музыки — не более 4000. То же самое было справедливо и для пианистов. А потом это правило было успешно применено и для спортсменов, писателей и композиторов. Учёные не смогли найти ни одного человека, который бы не наработал свои 10 000 часов и добился бы схожих успехов.
Были люди, которые упорно трудились, но для того, чтобы стать лучшими, им не хватило таланта.
Полный ответ