6 советов от учителей: как удержать внимание ребенка во время занятий
- Менять основной вид деятельности
- Не забывать про эмоциональный настрой
- Выстраивать рутину
- Учитывать особенности ребенка
- Играть
- Позволять иногда отвлекаться
Как создать тишину в детском саду?
«Управление тишиной». Рекомендации для педагогов дошкольных учреждений Надежда Борискина «Управление тишиной». Рекомендации для педагогов дошкольных учреждений Игровой момент служит хорошей завязкой для начала занятия. Но до этого детей нужно собрать вокруг себя и добиться тишины, А мы совсем не всегда настроены на феерическое театральное действо, способное переключить всех детей со свободной игры на организованную деятельность в рамках занятия.
Занятия, даже хорошие, — это все — таки будни. Поэтому мы вынуждены прибегать к другим приемам — более простым, но эффективным. Свисток, колокольчик и бубен. В школе о начале урока оповещает звонок. Звонок — это специальный сигнал, о значении которого детям сообщают, когда они начинают учиться. Педагоги детского сада часто используют в своей работе колокольчик — с той же целью.
Колокольчик сигналит — значит, нужно отложить свои занятия и собраться вокруг педагога, Так как дети маленькие, даже умение реагировать на условный сигнал требует обучения, более того : педагог в состоянии превратить ситуацию обучения и приучения реагировать на сигнал в развивающую.
- К примеру, дети по его приглашению собираются в круг, и педагог сообщает : Посмотрите, что я вам принесла.
- Это мои помощники : колокольчик, бубен с бубенчиками и свисток.
- Они умеют отдавать команды.
- Голоса моих помощников и их команды вам предстоит запомнить.
- Если я свистну в свисток, вы должны тут же собраться вокруг меня в кружок.
Если я позвоню в колокольчик, вам нужно срочно бежать к своим столикам и садиться на стульчики. А если я буду греметь бубенчиками бубна, это сигнал встать рядом со своими шкафчиками. Запомнили? Затем педагог проводит испытание детей. Сейчас вам кажется, что вы запомнили команды.
- Но я пока не знаю, насколько прочно.
- Это нужно проверить.
- Чем бы вы ни занимались, услышав команду, нужно постараться быстро ее выполнить.
- После этого дети могут разойтись по своим делам.
- Некоторое время педагог делает вид, что ничего не происходит.
- Но в какой-то момент звучит сигнал, и дети должны на него отреагировать.
Ситуация воспринимается поначалу как игровая. Она таковой и является. Этот игровой потенциал нужно использовать в полную меру : дети должны наиграться. Но затем педагог должен последовательно использовать своих «помощников» для организации жизни в группе — так, чтобы следование командам стало почти рефлекторным.
Это сильно помогает сохранить голосовые связки и добиться быстрого сбора детей. Управление тишиной, После того, как дети собрались и заняли места, перед педагогом стоит другая задача — установление тишины, То есть от каждого ребенка требуется добиться молчания. Молчание — состояние, противоположное крику.
Вместо того чтобы стучать, топать и взывать на повышенных тонах : «Тихо! Тихо! Тихо!», педагог может сыграть на этом противостоянии, объявив себя Повелителем звука (Дирижером шума, Феей громкости и т.п.), — Представьте себе, — говорит педагог, — что моя ладонь – это громкоговоритель.
Если я ее широко раскрываю, оттуда доносится громкий звук. Если я собираю пальцы в щепотку, звук становится тише. Если я сжимаю кулак, звук замолкает. Сейчас вы будете произносить звук «А», Но внимательно следите за движениями моей ладони. Педагог дирижирует звуком, позволяя детям тянуть заданный звук очень громко.
Так, чтобы в какой-то момент они почти кричали. Но это длится всего одну-две секунды. Затем звук по знаку ладони становится тише. Некоторое время он может вибрировать, что очень забавляет детей. И, наконец, педагог собирает звук в ладонь. После этого можно прижать палец к губам, призывая к абсолютной тишине,
- Если игра проводится стоя, после этого педагог кивком приглашает детей сесть — на стульчики или на ковер.
- Этот способ организовать внимание детей и установить тишину можно нагрузить дополнительным смыслом, превратив в фонетическое упражнение,
- В разные дни недели можно играть в разные звуки (естественно, гласные) : в понедельник — А, во вторник — О, в среду — Э, в четверг — У, в пятницу – Ы или И.
- Кричим и скачем по команде.
Мы понимаем, что дети, принуждаемые сидеть некоторое время на занятии, устают. Ослабевает их внимание, и они выпадают из режима тишины, Ребенок начинает разговаривать с соседом, вертеться, вскакивать не только потому, что он непослушный, но и потому, что он устал.
- Задача педагога — опередить ребенка в желании устроить себе разрядку и предложить ему все что педагог, зная особенности детей, должен организовать паузу чуть раньше, чем того захочет ребенок.
- В качестве отдыха мы обычно предлагаем детям пальчиковую или ритмическую гимнастику.
- Эти формы, безусловно, полезны, но не учитываются в полной мере необходимости звуковой разрядки.
Ребенок не просто хочет произносить слова. Он хочет говорить в полный голос или даже кричать. Поэтому можно в середине занятия повторить упражнение с вибрирующим голосом. Но можно предложить и другие формы.
- Например, детям предлагается несколько раз рассказать двустишие или четверостишие : сначала — очень тихо, потом — громче, громче очень громко, и снова — тише, тише, тише.
- Тише, мыши, кот на крыше,
- А котята еще выше.
Педагог опять берет на себя роль дирижера. Он регулирует силу звука, показывая ладонью его уровень — от положения на уровне живота до положения на уровне лба и обратно. Когда рука достигает самого высокого положения, дети должны выкрикнуть слова, обязательно выкрикнуть.
Мы помним, что тишина достигается тем успешней, чем более психологически верно мы умеем манипулировать детскими импульсами. Дети ложны иногда кричать — но по нашей воле, по нашей команде. Это хитрость, однако она работает. Можно усложнить произнесение рифмовки за счет добавления движения. В начальном положении дети сидят на корточках.
По мере нарастания звука они приподнимаются, в момент кульминации полностью выпрямляются, встают на ноги, а потом снова начинают приседать. Волшебные движения. Для того, чтобы динамическая пауза оказалась эффективной, детям можно предоставить возможность двигаться между рядами, а не просто выполнять движения, стоя на месте.
Однако эти движения, как и звуки, должны быть управляемыми, Одним из замечательных, любимых детьми игровых упражнений является движение по сигналу бубна. — Вы — волшебные игрушки, — говорит педагог, — Вы лишены способности двигаться по собственному желанию. Волшебница связала вас с бубном. Пока бубен звучит, вы можете передвигаться, как только бубен замолкает, вы застываете на месте.
Бубен звучит в течение коротких : и неровных временных промежутков. В таком прерывистом ритме, периодически застывая в разных позах, детям можно позволить дойти чуть ли не до педагога, Потом педагог делает движение, по которому дети должны повернуться к нему спиной и двигаться под бубен в обратном направлении.
- Это упражнение не просто позволяет детям переключиться и отдохнуть от напряжения.
- Оно родственно театрализованному этюду.
- И потом, на каком-нибудь празднике, его вполне можно использовать в сценарии, где предполагается появление колдуньи, заколдовывающей детей и лишающей их способности передвигаться по собственной воле.
Не буду специально останавливаться на необходимости организовывать на занятии смену деятельности : это азбука детской психо-физиологии. Замечу только, что смена положения и места во время занятия — посидеть на стульчиках, постоять у доски, подойти к демонстрационному стенду у дальней стены комнаты, перебраться на ковер, где можно лечь на живот, — все, что способствует снижению утомляемости.
А значит — делает поведение детей более управляемым, Cуществует несколько игр, которые помогут восстановить дисциплину в группе. Вот некоторые рекомендации, Воспитатель должен чувствовать себя комфортно и уверенно. Говорить следует четко и серьезно. Обращаясь к группе детей, рекомендуется говорить погромче, однако не переходить на повышенные тона.
Для привлечения внимания можно использовать игровые моменты, которые привлекают внимание детей и настраивают их на спокойный лад. Например, если перед началом занятия дети расшумелись, скажите : «Внимание! К нам в гости на занятие сегодня заглянет зайка (или любой другой персонаж),
Она будет играть вместе с нами». Затем следует от лица персонажа поздороваться с детьми. Не бойтесь использовать подручные средства. Тишины в группе можно достичь, прибегнув к помощи музыкальных инструментов : колокольчика, бубна, игрушечного барабана. Основные «возмутители» спокойствия, для которых дисциплина в детском саду не указ — гиперактивные дети.
Они просто не могут усидеть на месте и несколько минут. Как это ни странно, но такие дети отличаются хорошей памятью на рифмы и стихи. Воспользуйтесь этим. Начните занятие с легкого стишка, вроде «Нам не надо драться, нам надо заниматься», «Один-два-три-четыре-пять.
Сейчас мы будем все читать!», Вообще, золотое правило порядка в группе — чем интереснее занятие, тем спокойнее дети. Важна мотивация. И, как говорят психологи, это не детям неинтересно, а взрослые не умеют их заинтересовать. Если дети разбаловались в середине занятия, то можно попробовать применить несложные упражнения,
Например, поиграйте в игру «Руки-ноги», По одному хлопку дети должны поднять руки, на два хлопка — встать, на три хлопка — топать. Несмотря на кажущуюся простоту, даже взрослые часто путаются в действиях. Однако это незаменимая игра для того, чтобы привлечь внимание детей и помочь им сконцентрироваться на предмете.
Другое упражнение называется «Кто меня слышит», Воспитатель по мере проведения занятия обращается к детям с просьбами : «Кто меня слышит, хлопни один раз/посмотри на дверь/изобрази кошку», Каждый раз задания меняются. Дети, будучи заинтригованы и находясь в ожидании следующего задания, слушают воспитателя более внимательно.
У воспитателя должны быть определённые психологические установки и тогда дети почувствуют их и будут слушаться или хотя бы считаться с тем, что им говорят. Разговаривать обращаясь к группе детей надо погромче, но желательно не кричать. Надо говорить серьёзно, чётко и уверенно.
Можно и даже нужно использовать игровые моменты. Можно сказать «Тихо! К нам на занятие пришла собачка! Она на Вас смотрит! «, затем от лица этой собачки поздороваться изменив голос. Можно для привлечения внимания детей использовать бубен, колокольчик, игрушечный барабан или ещё какую-нибудь музыкальную игрушку.
Можно открыть перед детьми большую книгу, а если кто-то баловаться начинает закрыть её и сказать «Вот дети начали баловаться и книга от нас закрылась, сказка спряталась». Как ни странно, игровые моменты привлекают внимание, направляют на то чтобы детей на то чтобы они притихли и настроились на более спокойный лад.
- Именно гиперактивные дети любят движение жизни.
- С ними можно использовать юлу, часы со стрелками, машинку с радиоуправлением,
- У гиперактивных да и просто у активных детей бывает очень хорошая память на стихи и рифмы.
- Приглашайте на занятие не прозой, а стихами, говорите что-нибудь в рифму.
- Например, «Один, два, три, четыре, пять.
Сейчас мы будем рисовать. «, «Нам не надо драться, нам надо заниматься. «, «Мы друг-другу не мешаем, мы друг-другу помогаем. » и так далее. Очень хорошо использовать мяч, говорит тот, у кого мячик. Если физминутка, то обязательно проговариваем правила игры, не выполняешь правило, выходишь из игры и сидишь на стульчике, смотришь, иначе никак внимание не сконцентрировать.
Полный ответ
Как привлечь внимание детей?
«Как удержать внимание детей на занятиях» У каждого педагога есть свои находки, хитрости, которые рождаются в процессе приобретения опыта. И эти находки порой бывают такими точными и эффективными, что сразу идут в «народ» и служат не одному поколению коллег.
- Так как я не давно пришла в нашу профессию, то стараюсь много читать литературы необходимой для самообразования.
- Хочу поделиться с Вами советами, которые для многих педагогов окажутся полезными.
- Как удержать внимание детей на занятиях : Не секрет что удерживать внимание детей на занятиях, особенно всей группы, очень сложно.
Ведь от того, насколько ребенок внимательно слушает педагога, зависит качество усвоения им материала. Соблюдение правил поведения на занятиях организует и дисциплинирует детей, приучает уважительно относиться к учебному процессу и формирует готовность к школе.
Если вызвать у ребенка положительный эмоциональный настрой и интерес к предстоящей деятельности, то концентрация внимания будет более длительной. Ведь, как известно, ребенок делает только то, что ему действительно интересно. На вид простое, неинтересное занятие можно обыграть любым незатейливым сюжетом, придумав какое-нибудь забавное обоснование любому делу.
Если дети часто отвлекаются и болтают на занятиях, то чаще всего причина этого- скука из-за плохо подобранного наглядного материала, отсутствие интригующего момента, неинтересного или не соответствующего возрасту материала и т.д. Важно учитывать это и не перетруждать детей,
- Вот несколько советов : -Для привлечения внимания группы используйте невербальные средства-жесты.
- Например сигналом » Внимание » может стать один и тот же жест (рука вверх или что-то другое),
- Вы можете использовать его, когда хотите напомнить детям, что нужно слушать.
- Постепенно дети привыкнут к этому жесту, и это позволит Вам лишний раз не отвлекаться от темы.
— Во время начала занятия не дожидайтесь полной тишины в группе, обязательно найдутся те дети, которые будут вертеться и разговаривать. Чтобы привлечь внимание детей, сначала можно повысить голос, но потом, как только заметите, что дети угомонились и стали слушать, говорите спокойным и тихим голосом.
- Для привлечения внимания можно использовать игровые моменты, которые привлекают внимание детей и настраивают их на спокойный лад.
- Например, если перед началом занятия дети расшумелись, скажите: «Внимание! К нам в гости на занятие сегодня заглянет зайка (или любой другой персонаж).
- Она будет играть вместе с нами».
Затем следует от лица персонажа поздороваться с детьми. Не бойтесь использовать подручные средства. Тишины в группе можно достичь, прибегнув к помощи музыкальных инструментов: колокольчика, бубна, игрушечного барабана. — Ребят, которые обычно вертятся и отвлекают друг друга, рассадите подальше.
- Сами распределяйте кто и где будет сидеть, но не делайте это постоянно, каждый ребенок должен знать свое рабочее место.
- Если кто-то из детей пытается перебить вас во время проведения занятия не по теме в первый раз, не обращайте внимания (конечно если он не просится в туалет или не возникло что-то непредвиденное).
Следует реагировать только на вторую попытку. Позже, в течении дня, поговорите с ним, обсудите с ним как он мог поступить иначе, чтобы не перебивать вас и не отвлекать других. Если дети разбаловались в середине занятия, то можно попробовать применить несложные упражнения.
- Например, поиграйте в игру «Руки-ноги».
- По одному хлопку дети должны поднять руки, на два хлопка — встать, на три хлопка — топать.
- Несмотря на кажущуюся простоту, даже взрослые часто путаются в действиях.
- Однако это незаменимая игра для того, чтобы привлечь внимание детей и помочь им сконцентрироваться на предмете.
— С часто отвлекающимися и непослушными детьми можно поиграть в игру- предложить им побыть в роли воспитателя и провести занятие с детьми или куклами, а самое главное- самим в процессе этого занятия решать, что будет происходить в это время, в какой последовательности и т.д.
Необходимо отметить трудолюбие ребенка, его выдумку. Чрезвычайно важна похвала. Выразить ее можно не только вербальным способом, но и непосредственно какими-либо тактильными действиями. Необходимо чаще говорить ребенку: «Меня радует, что ты самостоятельно справился с заданием», «Если тебе надо помочь, я всегда готов сделать это» и т.д.
Также нужно реже высказывать оценочные суждения. Не стоит говорить: «Это ты сделал хорошо, а это – плохо». Можно предложить ребенку помощь: «Разреши, помогу!», «Давай сделаем (нарисуем, расскажем) вместе». Так образом, чтобы привлечь внимание ребенка, удержать его, вызвать желание участвовать в подготовленном Вами мероприятии, в идеале необходимо тонко чувствовать психологию ребенка, ну или соблюдать вышеперечисленные рекомендации.
Полный ответ
Что будет если все время кричать на ребенка?
Семь веских причин, почему никогда не стоит кричать на своих детей. Если вы хотите быть хорошими родителями, никогда не совершайте подобных ошибок.
Из-за криков у ребёнка может возникнуть психологическая травма. Психологи пришли к выводу, что если родители часто кричали на ребёнка в детстве, то в подростковом возрасте у него может возникнуть глубокая депрессия. Из-за детской травмы у таких подростков есть сложности с самооценкой, они склонны лгать взрослым по любому поводу и не готовы рассказывать о своих проблемах даже в самых тяжёлых ситуациях. Крик показывает беспомощность родителей. Психологически устойчивый человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта вряд ли будет срываться на маленького ребёнка. Скорее он выйдет из комнаты, переведёт дух и только потом объяснит, что так делать нельзя. Крик же говорит только о том, что мама или папа не знает, что делать в данной ситуации и не может найти в себе силы, чтобы сдержаться. Крик не помогает воспитании. Он вызывает у ребёнка только чувство обиды и беспомощности. Добиться искренних слов извинения и признания ошибок после конфликта, который проходил на повышенных тонах, вряд ли удастся. Крик приводит к агрессии. Не секрет, что дети «зеркалят» поведение родителей. Но кричать или бить в ответ они не смогут из-за того, что их статус в семье ниже. Именно поэтому они начинают проявлять агрессию по-другому: драться на детских площадках, бить одноклассников и унижать учителей. Кстати, доказано точно, что подростки, устраивающие в школах травли одноклассников, обычно страдают от недостатка внимания в семье. Крик ничем не лучше физического насилия. Конечно, если твоему ребёнку уже 13-14 лет, он может дать тебе отпор и ответить тем же, то есть накричать и уйти, хлопнув дверью. Но маленькие дети не могут позволить себе так вести себя по отношению к взрослым. Выходит, что, когда ты кричишь на ребёнка, ты автоматически унижаешь его, ведь происходящее больше напоминает психологическое насилие над ребёнком, который не в силах защитить себя. Крик физически вредит здоровью ребёнка. Доказано, что ребёнок, на которого все кричат, обречён на проблемы со здоровьем. Учёные сделали вывод, что грубость родителей ухудшает работу мозга, сердечно-сосудистой системы и даже может привести к ожирению. А исследование психиатров показало, что словесные оскорбления, унижения или упрёки, сказанные мамой или папой в порыве гнева, могут значительно и надолго изменить структуру детского мозга. Криком можно разрушить любовь. Дети всё воспринимают буквально. И когда самый дорогой человек на свете на него кричит, малыш думает, что родители его больше не любят, или ещё хуже — ненавидят. И какие бы слова не были сказаны позже, ситуация запоминается на уровне подсознания. Это может привести к тому, что ребёнок будет ощущать себя угнетённым и напуганным, станет во всём повиноваться, лишь бы только получить ту самую родительскую любовь.
Автор: Помощник санитарного врача Надежда Колдавеа Источник: Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области в Шиловском районе»
Полный ответ
Почему дети не слушаются?
Основная причина детского непослушания – недостаток внимания со стороны взрослых. Капризничая, бунтуя и делая все наперекор, ребенок пытается привлечь родительское внимание. Способ странный, во многом неприятный для обеих сторон, но весьма действенный.
Полный ответ
Что делать если воспитатель кричит на ребенка?
Кричат на ребенка в детском саду. Узнали, что делать родителю 25.02.2020 08:00 Будучи мамой двоих детей, мне сложно представить родителей, которые ни разу в жизни не повышали голос на своих отпрысков. И здесь не стоит сразу бросаться в крайности и утверждать, что «кричащие» мамы и папы психически нездоровы.
Конечно, такие случаи, к сожалению, тоже нередки.А что делать, если вы стали свидетелями того, что на вашего ребенка в саду накричал воспитатель?Однажды в родительском чате мама девочки, которая посещает детский сад с моим сыном, написала сообщение следующего содержания:
«Родители скажите пожалуйста есть ли у кого притензии к воспитателям? Я сейчас постояла за закрытой дверью и была в шоке, как они разговаривают с нашими детьми! Особенно нянечка! Я не выдержала зашла и сказала, какое право они имеют так грубо разговаривать!» (орфография и пунктуация сохранены).
- Как выяснилось, воспитатели поспешили успокоить молодую маму, автора сообщения в чате, что кричали не на её дочь, а на другого ребенка.
- Правда это или нет, остается только догадываться.
- К сожалению, а, может быть, и к счастью, эта история не получила развития.
- Разве что кто-то из родителей предложил написать коллективную жалобу на воспитателей, но в том случае, если подобная ситуация повторится.
Понятное дело, что если вы стали свидетелем того, как воспитатель кричал на ваше чадо, оскорбляя или используя нецензурные выражения, незамедлительно отправляйтесь к заведующей детского сада либо в районный отдел образования для принятия соответствующих мер.
В данном случае эмоциональному педагогу, скорее всего, придется искать новое место работы. И вряд ли эта работа будет связана с воспитанием детей. Поскольку в договоре, который заключается между родителями и дошкольным учреждением образования, содержится пункт: «Дошкольное учреждение образования обязуется обеспечить охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья ребенка, его интеллектуальное, физическое и личностное развитие; коррекцию (элементарную, квалифицированную) имеющихся отклонений в развитии ребенка; развитие его творческих способностей и интересов; осуществлять индивидуальный подход к ребенку, учитывая особенности его развития; заботиться об эмоциональном благополучии ребенка».
Но если это был просто повышенный тон без оскорблений и недопустимых выражений? Может ли это нанести ущерб психическому здоровью вашего ребенка? Помочь найти ответ на поставленный вопрос нам поможет Татьяна Чернова, практикующий психолог, консультант по вопросам воспитания детей.
Полный ответ
Что влияет на внимательность?
Что такое проблемы с концентрацией? — Концентрация – это умение уделять особое внимание заданию, которое мы выполняем. Кроме того, при выявлении выявленных нарушений мы блокировали различные внешние факторы, например, посторонние звуки или даже наши собственные мысли.
Когда уровень концентрации внимания оптимален, мы выполняем работу, мы делаем нам меньше ошибок и тратим на нее меньше времени, лучше запоминаем информацию. Проблемы с концентрацией внимания, снижением внимания – это неспособность концентрироваться и концентрироваться на необходимом стимуле. При этом мы можем отвлечься от шума, звука мобильного телефона, различных мыслей и т.д., в результате чего мы перестаём выполнять операции.
Уровень концентрации человека зависит от следующих последствий:
Вовлечённость, приверженность задачеИнтерес к задачеСпособность ее контроляФизическое и эмоциональное состояниеПодходящие условия с максимальным внешним видом
При выполнении условий мозг легко сфокусировать внимание на обсуждение стимулов и блокирование всех остальных специальных стимулов и рассмотрение мыслей. Проблемы с концентрацией внимания
Полный ответ
Как без особых усилий поддерживать внимание на уроках?
18. Как без особых усилий поддерживать внимание на уроке? Учитель, понимая, что поддерживать внимание учеников нужно на определенном уровне, не вызывая утомления, строит урок так, чтобы деятельность на уроке была разнообразной, сосредоточение внимания чередует с расслаблением.
Полный ответ