Какие Бывают Формы Работы На Уроке?

Какие Бывают Формы Работы На Уроке
Теория и методика обучения технологии с практикумом Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность на уроках технологии рассматривается как средство общего развития: становление социально-значимых качеств личности, а также формирование специальных технологических и универсальных учебных действий.

  • Предметная область «Технология» решает конкретные задачи, сформулированные на основе личностных, метапредметных и предметных требований.
  • Решение данных задач возможно при грамотном планировании и осуществлении различных организационных форм обучения.
  • Под организационной формой обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы, формы руководства деятельностью школьников, а также структуру построения учебных занятий.

Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством учащихся, характерными особенностями содержания отдельных разделов учебной программы курса «Технология», материально-техническим обеспечением школьных мастерских. Успех учебно-воспитательного процесса зависит не только от использованных методов обучения, но и от организационных форм учебной работы.

  1. Основной формой организации учебной работы в школе является урок.
  2. Под уроком понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками.
  3. Принципиальным отличием современного подхода к уроку является его ориентация на результаты освоения основных образовательных программ.

Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности, в частности: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

К современному уроку предъявляются следующие основные требования: урок должен быть проблемным и развивающим – учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся.

Федеральные государственные образовательные стандарты вводят новое понятие – учебная ситуация, под которой подразумевается особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.

В связи с новыми требованиями стандарта перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации строится с учетом возраста ребенка; специфики содержания уроков технологии; меры сформированности универсальных учебных действий у учащихся.

Для создания учебной ситуации могут быть использованы следующие приемы: предъявить противоречивые факты теории; обнажить житейское представление и предъявить научный факт; использовать приемы «яркое пятно», «актуальность». Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.

  1. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
  2. Однако уроки технологии имеют организационную особенность, обусловленную спецификой предмета.
  3. Урок технологии состоит из значительного числа элементов, составляющих отдельные этапы его проведения.

Наиболее общими элементами различных уроков технологии являются:

организационная часть; сообщение темы и целей урока, мотивировка целей обучения; актуализация и проверка знаний ранее изученного учащимися учебного материала; изложение нового материала; закрепление нового материала; вводный инструктаж учителя, включающий объяснение порядка выполнения практического задания в практической работе, показ и объяснение приемов работы с учетом требований техники безопасности, а также приемов самоконтроля за ходом и результатами практического задания; самостоятельная работа учащихся по выполнению полученного задания, текущее инструктирование учащихся учителем и контроль за их работой; итоговая часть урока, включающая в себя прием учителем выполненных учащимися работ и заключительный инструктаж, а также подведение общих итогов урока и уборку рабочих мест и всего учебного кабинета.

Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода: организационный момент; актуализация знаний; постановка учебной задачи; «открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения); первичное закрепление; самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; самоанализ и самоконтроль; включение нового знания в систему знаний и повторение; рефлексия деятельности (итог урока).Вместе с тем к каждому уроку предъявляются следующие дидактические требования: четкость дидактической цели; соответствие учебного материала урока учебной программе; изложение учебного материала на уровне современных достижений науки, техники и технологии; целесообразный выбор методов обучения, рациональная структура урока; организационная четкость урока; соблюдение правил безопасности в работе учащихся; использование различных организационных форм работы учащихся на уроке. В настоящее время установились три основные формы организации работы учащихся на уроках технологии : фронтальная; групповая (звеньевая); индивидуальная.

Достоинства и недостатки каждой организационной формы следует рассматривать одновременно с двух точек зрения. Важно определить, какая из форм наиболее эффективна в части овладения знаниями, формирования профессиональных умений и навыков; не менее важно, чтобы при организации обучения у школьников формировалось наиболее приближенное к реальному представление о производстве и современных технологических процессах.

Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. Инструктирование учащихся (вводное, текущее и заключительное) и контроль за их работой осуществляются учителем одновременно для всех учеников. Эта организация учебной работы используется обычно в начальный период освоения новых рабочих приемов и трудовых операций.

Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего инструмента и оборудования для всей группы одновременно занимающихся учащихся. Положительной стороной фронтальной организации труда учащихся на уроке является то, что ученик, работая в коллективе, в то же время выполняет изделие или другую порученную ему работу от начала до конца сам, видит результаты своей работы.

Он осваивает при этом все трудовые операции, овладевая всем кругом соответствующих умений и навыков. Вместе с тем фронтальная организация работы учащихся на уроке имеет свои трудности и недостатки. Фронтальную работу нельзя организовать, если нет возможности обеспечить всех учащихся необходимым оборудованием и инструментами.

Индивидуальные особенности и различные познавательные возможности учащихся требуют дифференциации учебно-трудовых заданий, что нарушает фронтальность учебной работы учащихся. Групповая (звеньевая) форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек.

небольшие группы (3–6 человек) могут работать как над теоретическими, так и над практическими заданиями – на уроке, а также на внеурочных и внешкольных занятиях; состав групп постоянен, каждая группа представляет своего рода «миниатюру класса», в группу должны входить учащиеся различающиеся образом мышления, умением взвешивать принимаемые решения. работой группы руководит старший, функции которого учащиеся выполняют поочередно – с целью научиться и руководить, и подчиняться; группы работают под обязательным контролем учителя – это помогает разрешить тупиковые ситуации и оценить индивидуальные результаты.

Применительно к курсу «Технология» можно сказать, что групповая форма организации работы учащихся особенно приемлема при выполнении проектов. Естественно, что при групповом выполнении задания усложняется руководство учебным процессом: учителю приходится осуществлять контроль одновременно за несколькими разнообразными рабочими участками.

Но и достоинства этой организационной формы очевидны. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес к работе. Индивидуальная форма организации работы, выполнение каждым учащимся различного задания, применяется сравнительно редко. Конечно, для сильного ученика, которому дана сложная, интересная задача, и для слабого, который также выполняет посильное задание, такой вид важен для самоутверждения.

Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп обучения. Вне зависимости от формы организации деятельности учащихся на уроке выделяются различные типы уроков. Тип урока определяет основная учебная задача, которая должна быть на нем решена.

В зависимости от дидактических целей уроки технологии делятся на следующие основные типы: урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала); урок формирования умений и навыков (основная цель – практическое освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование технологических умений и навыков); урок по решению технических задач; урок – лабораторная работа; контрольно-проверочный урок (основная цель – проверка знаний, умений и навыков учащихся); комбинированный урок (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из ведущих).

Вне зависимости от типа урока существуют основные моменты, которые следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку:

развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса; овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться ; для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать познавательную деятельность учащихся.

Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под структурой урока понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Урок приобретения учащимися новых знаний (теоретический), На уроках этого типа учащимся сообщают теоретические сведения, формируют новые понятия.

Чаще всего такими уроками начинается изучение новых тем или разделов учебной программы. Поэтому основное место на них занимает изучение нового материла. На уроках данного типа учащиеся знакомятся с элементами материаловедения (свойствами и способами получения различных материалов: древесины, металлов, тканей), изучают различные технические устройства (рабочие и измерительные инструменты и приборы, приспособления, аппараты, станки и машины), овладевают конкретной технологией преобразования материалов, энергии или информации.

На уроках приобретения новых знаний, учащиеся учатся чтению чертежей и эскизов, работе с технологическими картами, а также знакомятся с вопросами организации труда, общими правилами техники безопасности и охраны труда. Структура теоретического урока может включать в себя следующие структурные элементы: организационную часть; сообщение темы и цели урока; изложение теоретического материала; закрепление изложенного учебного материала путем краткого опроса учащихся, работу по усвоению теоретических знаний в виде решения технических задач и упражнений; подведение итогов урока; задание на дом.

Урок формирования умений и навыков (практический). Такие уроки отличает самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя. На уроках данного типа ученики овладевают практическими умениями и навыками правильной организации рабочего места, пользования рабочими и измерительными инструментами, управления деревообрабатывающими и металлорежущими станками, швейными машинами, другой техникой.

Большую роль практические уроки играют в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры. Практические уроки проводятся чаще других типов занятий. Примерная структура урока формирования умений и навыков:

Организационная часть. Характеризуется тем, что кроме собственно учебного процесса организуется и трудовой производственный процесс. Это значит, что при организации урока нужно выдать учащимся заготовки, рабочие чертежи, технологические карты, рабочие и измерительные инструменты; выделить им время для подготовки к работе своих рабочих мест. Сообщение темы и целей урока. Мотивировка целей обучения, то есть обоснование того, для чего необходимо выполнение предстоящей учебно-практической работы и с точки зрения учебно-познавательной (чему научатся ученики, какие умения и навыки приобретут), и с практической точки зрения (какая будет практическая польза от того изделия, которое изготовят ученики при выполнении практической работы). Вводный инструктаж – объяснение порядка выполнения практической работы, демонстрация рабочих приемов выполнения отдельных технологических операций, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля во время изготовления изделия. Пробное выполнение приемов работы учащимися. Этот элемент включается в структуру практического урока в тех случаях, когда ученики осваивают совершенно новые рабочие приемы, с которыми они не встречались в практической деятельности. После вводного инструктирования, чтобы убедиться, что ученики правильно восприняли показанные учителем новые рабочие приемы, учитель предлагает одному из учеников повторить эти действия по выполнению рабочего приема. Если ученик выполняет их правильно, то можно переходить к самостоятельной практической работе учащихся. Самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя. По времени это самая большая часть урока. Текущий инструктаж учителя заключается в обходе рабочих мест учащихся и контроле за их работой. При этом учитель отмечает правильность выполняемых приемов, указывает на недостатки, дает дополнительные пояснения, показывает правильные приемы. Итоговая часть урока посвящается приему выполненных ученических работ, их оценке и заключительному инструктажу. В заключительном инструктировании учитель подводит итоги практической работы учащихся, анализирует типичные ошибки и трудности. Завершается урок уборкой рабочих мест учащихся и всего помещения.

Урок по решению технических задач. Этот тип урока занимает как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими уроками. С одной стороны, на них ученики решают задачи производственного характера, с другой стороны, эти задачи решаются в расчетно-техническом плане, в плане конструкторской и технологической подготовки производственных процессов, Данные уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий из древесины, металлов, тканей и других материалов; составлению чертежей и эскизов на эти изделия; планированию технологических процессов изготовления изделий и разработке технологических карт; решению других технических задач, например, расчету режимов машинной обработки материалов и др.

Примерная структура урока gj решению технических задач: организационная часть; сообщение целей и темы урока; изложение теоретического материала, на котором основано решение технических задач; закрепление теоретического материала; решение технических задач; итоговая часть урока. Урок – лабораторная работа.

Эти уроки являются разновидностью практических уроков, так как на них учащиеся занимаются, в основном самостоятельной практической деятельностью. Однако, в отличие от практических уроков, здесь ученики не занимаются производительным трудом, не осуществляют производственный процесс, а выполняют лабораторные работы.

Лабораторные работы по технологии связаны обычно с практическим изучением материалов (древесины, металлов, тканей и др.), исследованием механических, технологических и других свойств этих материалов, изучением конструктивного устройства рабочих и измерительных инструментов и приборов, приспособлений, станков, других технологических, энергетических транспортных машин.

Примерная структура урока – лабораторной работы: организационная часть; сообщение целей и темы урока; изложение теоретического материала, на котором основана лабораторная работа; закрепление теоретического материала; выдача задания на лабораторную работу; выполнение лабораторной работы учащимися; итоги лабораторной работы и всего урока в целом.

  • Контрольно-проверочный урок.
  • Целью данного урока является получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, о степени прочности усвоения технических знаний, умений и навыков.
  • Контрольно-проверочные уроки проводятся обычно в конце четверти, полугодия, учебного года.
  • Этот вид урока широкого распространения в школе не получил, так как в большинстве случаев ученики не успевают за одно занятие изготовить контрольное изделие.

Чаще применяются заключительные контрольные уроки, которые проводятся в каждом классе в конце работы с целью проверки приобретенных учениками знаний по технологии обработки древесины, металлов, ткани и др. и практических умений и навыков на основе качества выполненных изделий.

  1. Завершается занятие оформлением выставки ученических работ.
  2. Структура такого урока следующая: организация класса; сообщение темы и целей урока; фронтальный опрос учащихся (или письменные ответы на вопросы); осмотр и оценка изделий, изготовленных учениками; оформление выставки ученических работ; подведение итогов.

Комбинированный урок, В процессе комбинированного урока решается одновременно несколько дидактических и учебных задач. Структура комбинированного урока: организационная часть; сообщение темы и целей урока; опрос учащихся по изученному материалу; изложение нового учебного материала; закрепление; вводный инструктаж; пробное выполнение приемов практической работы; самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя; итоговая часть урока. Какие Бывают Формы Работы На Уроке Взяв за основу комбинированный урок, можно спроектировать урок любого типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

  1. Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим универсальные учебные действия (УУД), которые формируются при организации деятельности учащихся на уроке (табл.11).
  2. В практике работы учителя технологии применимы и полезны и другие формы организации учебной работы,
  3. Одной из таких форм являются производственные экскурсии.
Читайте также:  Что Делать Если Занижают Оценки В Школе?

Учебной программой по технологии не предусмотрены специально экскурсии на производство. Но очевидно, чтобы дать учащимся полное представление о современном производстве, такие экскурсии необходимы. Многие проблемы могут быть представлены в понятной для учеников наглядной форме только при соприкосновении с реальной производственной средой.

  • Экскурсия – это форма организации обучения, в ходе которой учащиеся наблюдают изучаемые предметы, явления и процессы в производственных условиях.
  • Каждая экскурсия должна быть связана с содержанием программного материала и иметь конкретную учебную цель.
  • Учебный результат экскурсии во многом зависит от подготовки к ней.

В первую очередь необходимо определить тему, цель и объект экскурсии. Тема экскурсии формулируется в зависимости от содержания изучаемого материала. Цель экскурсии определяется задачами учебной работы. Объект экскурсии выбирается в зависимости от ее цели и производственного окружения школы.

Методика проведения экскурсий предполагает подготовку к экскурсии, ее проведение и подведение итогов. Подготовка к экскурсии начинается с составления плана, исходя из целей определяются вопросы, на которые учащимся стоит обратить особое внимание. Чтобы повысить активность учащихся во время экскурсии, необходимо дать им план ее проведения и вопросы, на которые нужно будет ответить по окончании экскурсии, а также индивидуальные задания.

Экскурсия может проводиться под руководством учителя или специалистов предприятия. В последнем случае учитель должен ознакомить их с целями, содержанием и планом экскурсии и обсудить вопросы методики ее проведения. К экскурсии учащихся готовят заранее.

На уроке учитель знакомит их с задачами и планом ее проведения, дает общие и индивидуальные задания, объясняет порядок организации и правила поведения на предприятии; проводит повторение материала, связанного с темой экскурсии; сообщает некоторые сведения о предприятии. Перед началом экскурсии учащимся напоминают о ее целях и заданиях, которые они должны выполнить.

Далее экскурсовод обращает внимание учащихся на наиболее существенные стороны наблюдаемых объектов. Учащиеся ведут записи, делают зарисовки, задают вопросы экскурсоводу. Иногда во время экскурсии они выполняют практические задания: проводят различные измерения, опыты, опробуют оборудование, практикуются на рабочих местах.
Полный ответ

Какие есть формы работы на уроке?

Выделяют три формы организации: 1) индивидуальная работа ; 2) фронтальная работа ; 3) групповая форма работы.
Полный ответ

Какие бывают методы урока?

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2018 года; проверки требуют 8 правок, Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) — способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
    1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала).
    2. Продуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
    3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
  2. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
  3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.
Полный ответ

Что является формой обучения?

Формы обучения — это целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия и отношений учителя и учащихся.
Полный ответ

Что такое формы организации учебной деятельности?

Под формой организации познавательной деятельности следует понимать «целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно- познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и
Полный ответ

Что такое формы и методы?

Формы и методы обучения » У преподавателей-практиков нередко встречается смешение понятий «форма» и «метод», поэтому начнем с их уточнения. Форма обучения — это организованное взаимодействие обучающего (преподавателя) и обучаемого (студента). Главным здесь является характер взаимодействия преподавателя и студентов (или между студентами) в ходе получения ими знаний и формирования умений и навыков.

Формы обучения: очная, заочная, вечерняя, самостоятельная работа студентов (под контролем преподавателя и без), лекция, семинар, практическое занятие в аудитории (мастерской), экскурсия, производственная практика, факультатив, консультация, зачет, экзамен, индивидуальная, фронтальная, индивидуально-групповая.

Они могут быть направлены как на теоретическую подготовку студентов, например, лекция, семинар, экскурсия, конференция, «круглый стол», консультация, разные виды самостоятельной работы студентов (СРС), так и на практическую: практические занятия, разные виды проектирования (курсовое, дипломное), все виды практики, а также СРС.

  • Метод (от гр.
  • Methodos — «исследование») — это способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; вообще — прием, способ или образ действия (см.
  • Словарь иностранных слов); способ достижения цели, определен-ным образом упорядоченная деятельность (см.

философский словарь); совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В качестве метода могут выступать система операций при работе на определенном оборудовании, приемы научного исследования и изложения материала, приемы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т.д.

/52, с.162/. Существует более 200 определений понятия «метод». Герберт Нойнер и Ю.К. Бабанский понимают под методом обучения «последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала» и дополняют, что действия, из которых складывается метод, включают в себя определенные операции.

Эти операции обозначаются термином «прием» /53, с.303/. «Метод обучения предполагает прежде всего цель учителя и его деятельность имеющимися у него средствами. В результате возникает цель ученика и его деятельность имеющимися у него средствами» /28, с.187/.

  • По мнению И.Я.
  • Лернера, «всякий метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели» /54, с.186/.
  • Можно было бы и далее приводить цитаты по определению понятия «метод», но даже из этих немногих напрашивается вывод, что метод — это сочетание (единство) способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения, т.е.

метод отражает как способ, так и характер организации познавательной деятельности студентов. Главное, что отличает метод от формы — это цель и то, что в методе задан способ приобретения знаний и степень (характер) участия самого студента. Следует, однако, отметить, что существует два уровня методов обучения: общедидактический и частно дидактический, или частнопредметный.

  • объяснительно-иллюстративный,
  • репродуктивный (воспроизведение),
  • проблемное изложение,
  • частично-поисковый (эвристический),
  • исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный, метод состоит в том, что преподаватель разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают. Это один из наиболее экономных способов подачи подрастающему поколению обобщенного и систематизированного опыта человечества.

  1. Он не формирует навыки и умения пользоваться этими знаниями, но обеспечивает репродуктивную деятельность 1-го уровня — узнавание и знания 1-го уровня — знания-знакомства.
  2. Репродуктивный метод предполагает составление преподавателем заданий для обучающихся на воспроизведение ими знаний и способов деятельности (решение задач, воспроизводство опытов, выводов и т.д.).

Вид деятельности — репродуктивный, уровень умственной деятельности — 2-й — воспроизведение, 2-й уровень знаний — знания-копии. Этот метод имеет ряд форм и способов проявления (письменно, устно, индуктивно, дедуктивно). Проблемное изложение заключается в том, что педагог ставит проблему и сам раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя обучающимся контроль за этой логикой, побуждая к вопросам и показывая им доступный для них, более высокий уровень мышления.

  1. Примером проблемного изложения материала является публичная лекция К.А.
  2. Тимирязева (1843—1920) «О жизни растений».
  3. В начале лекции ставится проблема: почему корень и стебель растут в противоположные стороны? Лектор не дает слушателям готового объяснения, а рассказывает, как наука шла к этой истине.
  4. Сообщает гипотезы, приводит описания тех опытов, которые проделывались в свое время уче-ными для проверки гипотез о причинах этого явления; рассказывает о том, как исследовалось при этом влияние влаги, света, сил земного тяготения.

А потом уже рассматривает фактор напряжения тканей корня и стебля, заставляющий их расти в противоположных направлениях. Как видно из примера, проблемное обучение в практике появилось не сейчас, но только в 80-е годы стали появляться книги, статьи по теории и практике проблемного обучения.

  1. Суть метода в том, что обучающийся, следя за логикой изложения, усваивает этапы решения всей проблемы.
  2. Проблемное изложение материала активизирует мышление обучающихся в отличие от информационного, т.е.
  3. Передачи готовых выводов, которое предполагает объяснительно-иллюстративный метод.
  4. При проблемном изложении студенты приобщаются к способам поиска знаний, включаются в атмосферу научного поиска и становятся как бы соучастниками научного открытия.

Студенты являются слушателями, но не пассивными. Проблемное изложение обеспечивает продуктивную деятельность и умственную деятельность 3-го уровня — применения. (Студенты сами делают выводы в отличие от объяснительно-иллюстративного метода, где преподаватель дает выводы в готовом виде.) Знания 3-го уровня — знания-умения.

  1. Частично-поисковый (эвристический) метод.
  2. Его цель — постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению проблемы, выполнение отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы, отдельных типов исследований путем самостоятельного активного поиска.
  3. При этом подключать студента к поиску можно на различных этапах занятия в зависимости от использованных приемов.

Пути реализации этого метода: а. Эвристическая беседа, т.е. вопросно-ответная форма взаимодействия преподавателя со студентами. В активизации познавательной деятельности обучающихся вопросы имеют, по мнению дидактов, едва ли не первостепенное значение. Суть эвристической беседы в том, что преподаватель заранее продумывает систему вопросов, каждый из которых стимулирует студента к небольшому поиску.

  1. максимально стимулировать познавательную активность студентов;
  2. при этом студент, используя имеющуюся базу знаний, должен при ответе стремиться к поиску новых сведений.

Только в этом случае ответ вызовет интеллектуальное затруднение у студента и целенаправленный мыслительный процесс. Система вопросов должна быть связана логической цепью. Преподаватель продумывает не только систему вопросов, но и предполагаемые ответы студентов и возможные «подсказки».

  • Вспомните метод Сократа!) Наконец, преподаватель сам подытоживает главное.
  • Этот метод требует от преподавателя большего педагогического мастерства, чем при проведении занятий объяснительно-иллюстративным методом.б.
  • Выдвижение студентами гипотез при решении учебных проблем.
  • Понимая огромную роль гипотезы в научных исследованиях, мы часто недооцениваем роль и место студенческих гипотез при обучении какому-либо предмету.

Умелое сочетание этого приема с экспериментальными исследованиями позволяет реализовать в обучении путь научного познания: «от проблемы к гипотезе, от гипотезы к эксперименту, от эксперимента к теоретическому осмысливанию выводов», затем к новой проблеме, причем некоторые эти пути студенты проходят активно, самостоятельно, осуществляя частичный поиск в исследовании проблемы.

Преподаватель умело подводит их к обоснованию гипотезы. Частично-поисковый (эвристический) метод обеспечивает продуктивную деятельность, умственную деятельность 3-го и 4-го уровней (применение, творчество) и 3-й и 4-й уровни знаний, знания-умения, знания-трансформации. Исследовательский метод базируется на конструировании исследовательских заданий и проблемных задач, самостоятельно решаемых студентами с последующим контролем преподавателя.

В основу системы положены принципы, разработанные советской педагогической наукой, в том числе академиком Л.В. Занковым, среди них: преподавание на высоком научном уровне, крупными блоками, опережение теоретических знаний, многократность повторения, «открытых перспектив», т.е.

Возможность улучшить оценку, бесконфликтность ситуаций и др. Исследовательский метод обеспечивает продуктивную деятельность обучаемого на самом высоком уровне, на 4-м, т.е. творчество,которое дает знания-трансформации, 4-й уровень знаний. Итак, все эти методы отличаются по характеру познавательной деятельности обучаемого и деятельности преподавателя, организующего эту деятельность.

Во время занятий можно использовать комбинацию методов, например: Каждый метод имеет определенную структуру — индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную (от частного к общему, и наоборот). Каждый метод обеспечивает определенный вид деятельности и уровень умственной деятельности и знаний.

  • Для достижения целей обучения используются различные частно дидактические методы, средства, организационные системы и формы.
  • Обычно они характеризуются по видам деятельности преподавателя и студента: лекция, рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация натуральных объектов, опытов, трудовых операций, наглядных пособий, наблюдения, упражнения и т.д.

По источнику получения знаний частнодидактические методы подразделяют на три группы: словесные (аудитивный, аудиовизуальный, книга и т.д.), наглядные (диафильм, фильм, видео, иллюстрации), практические. По дидактическим задачам различают методы воспитания, обучения, развития способностей, т.е.

Методы образования. Классифицируют методы и по логическим формам мышления: наглядно-предметный, наглядно-образный и словесно-логический. Как видим, потому и встречается более 200 определений понятия «метод», свидетельствуя о существовании как общедидактических методов, так и форм обучения, являющихся по сути своей частнодидактическими методами.

Итак, как общедидактические, так и частнодидактические методы отличаются по цели и характеру познавательной деятельности обучаемого и деятельности преподавателя, организующего эту деятельность для достижения определенной цели. В учебном процессе действует принцип единства обучения, воспитания и развития.

Объяснительно-иллюстративный метод воспитывает: внимательность, дисциплину, сдержанность, наблюдательность, терпение, выдержку и т.п.; репродуктивный: логику изложения, трудолюбие, аккуратность, наблюдательность, систематичность в работе; проблемное изложение: внимательность, наблюдательность, инверсионность мышления, логику мышления.

Частично-поисковый и исследовательский методы дают студентам большие возможности для подготовки к самообразованию, вырабатывают ответственность, активность, самостоятельность, инициативность, инверсию мышления и т.п. Выбор метода зависит от возможностей самого преподавателя как специалиста, ученого и педагога.

  1. Нет универсального метода, который всегда был бы оптимальным.
  2. Чем лучше преподаватель знает свою дисциплину, владеет педагогическими и психологическими закономерностями процесса обучения, тем больше вероятность того, что он выберет наиболее эффективный в педагогическом отношении метод обучения.
  3. Совокупность способов целесообразного проведения является предметом методики — отрасли педагогической науки.

Методика появилась раньше, чем дидактика. Она излагает правила и методы преподавания какого-либо отдельного учебного предмета: методика преподавания языка, математики, физики и т.д. Ключевые слова: Источник: Басова Н.В., Педагогика и практическая психология Читать подробнее: Формы и методы обучения
Полный ответ

Что такое формы и методы обучения?

Формы и методы обучения. Понятие и классификация. Формы и методы обучения. Понятие и классификация. Forms and methods of teaching. Concept and classification.В.В. Ковтун старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки и оперативного планирования Международного межведомственного центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом ВИПК МВД России, подполковник полиции.V.V.

  • Ovtun senior lecturer of the Department of tactical and special training and operational planning Of the international interdepartmental center for training and retraining of specialists in the fight against terrorism and extremism VIPK MVD of Russia, Lieutenant Colonel.
  • Ключевые слова: обучение, воспитание, учебная дисциплина, методика, преподавание.

Key words: training, education, academic discipline, methodology, of teaching. Аннотация: статья объясняет различия между методами и формами обучения. Рассказывает историю возникновения. На какие виды классификации делятся и почему. Abstract: the article explains the differences between methods and forms of education.

  • У преподавателей – практиков нередко встречаются смешение понятий «форма» и «метод», поэтому начнем с их уточнения.
  • Форма обучения – это устойчивые организационные и временные компоненты учебно-воспитательного процесса, в рамках которых осуществляются основные виды педагогической деятельности.
  • Из определения следует, что формы обучения отражают организационную сторону учебно-воспитательного процесса в пределах установленного конкретного времени и призваны решать следующие задачи:
Читайте также:  Как Играть В Игру Тише Едешь - Дальше Будешь?

1. Определять соотношение индивидуального, группового и коллективного обучения.2. Регламентировать совместную деятельность преподавателя и слушателей в процессе обучения.3. Выявлять степень активности обучающихся и пути повышения их познавательной деятельности.4.

Определять требования к преподавателям по организации различных видов занятий. Форма обучения предполагает организованное взаимодействие обучающего (преподавателя) и обучаемого (слушателя), либо взаимодействие между обучающимися в ходе получения ими знаний и формирования умений и навыков. Формы организации обучения имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям, один из них продолжительность учебных занятий. По длительности времени обучения различают: классический урок (45 мин.), спаренное занятие (90 мин.), спаренное укороченное занятие (70 мин.), а также уроки без звонков произвольной деятельности.

Кроме этого выделяют такие формы обучения как : очная, заочная, вечерняя, самостоятельная работа студентов (под контролем преподавателя и без), лекция, семинар, практическое занятие в аудитории (мастерской), экскурсия, производственная практика, факультатив, консультация, зачет, экзамен. Они могут быть направлены как на теоретическую подготовку студентов, например, лекция, семинар, экскурсия, конференция, «круглый стол», консультация, разные виды самостоятельной работы студентов (СРС), так и на практическую: практические занятия, разные виды проектирования (курсовое, дипломное), все виды практики, а также СРС.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально — групповой, (в школах средневековья), взаимного обучения (Белл — ланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система),бригадное обучение (существовавшее в 20-е годы в советской школе),американский «план Трампа», согласно которому 40% времени учащиеся проводили в больших группах (100-150 человек),20 % — в малых (10-15учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу.

  1. Классно-урочную форму организации отличают следующие особенности:
  2. ­ постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
  3. ­ каждый класс работает в соответствии со своим учебным планом;
  4. ­ учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

­ каждый урок посвящается только одному предмету (монизм). Э та особенность была заложена изначально, однако в настоящее время все чаще преподаватели при подаче материала от монизмов отходят, совершенствуя методики преподавания. При обучении в системе МВД уделяется особое внимание взаимосвязи изучаемого предмета с другими дисциплинами и говорится об обязательном прослеживании между ними предметной связи.

  • — постоянное чередование уроков (расписание);
  • — руководящая роль учителя (педагогическое управление);
  • — применяются различные виды и формы познавательной деятельности слушателей (вариативность деятельности).

В учебных заведениях МВД России применяются разнообразные организационные формы обучения, выбор которых всегда обусловлен учебными и воспитательными целями каждой темы занятий. Поэтому существует классификации форм обучения, которая называется целевой.

Она подразделяет все формы обучения в зависимости от объема выполняемых ими функций на: 1.Коллективные, групповые, индивидуальные, Их выбор обусловлен дидактически целесообразным привлечением слушателей на тот или иной вид занятий.2.Основные и вспомогательные. Последние в свою очередь подразделяются на: консультативно — ознакомительные, специфические и контрольно-проверочные в зависимости от функций, выполняемых ими в педагогическом процессе.3.Теоретические, направленные преимущественно на приобретение слушателями знаний, и практические, основная цель которых – формировать у будущих специалистов умения и навыки профессиональной деятельности.

Приведенная классификация является весьма условной, т.к. каждая форма обучения, хотя ив разной степени, но выполняет все функции :

  1. ­ развивающую;
  2. ­ обучающую
  3. ­ воспитательную;
  4. ­ контрольную.

Большое значение в подготовке специалистов для ОВД в системе МВД России приобретают комплексное использование различных форм обучения в учебно-воспитательном процессе. При этом важно в каждой учебной дисциплине соблюсти разумное соотношение всех форм обучения, чтобы обеспечить выполнение требований государственных образовательных стандартов и квалификационных характеристик в усвоении профессиональных образовательных программ на установленных уровнях знаний.

Формы и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи. Более того отдельные из них имеют одинаковые названия. Например, лекция как форма обучения и лекционный метод передачи знаний. Тоже можно сказать об игре как форме обучения и игровой метод проведения занятий. Однако между ними есть существенные различия, суть которых состоит в том, что формы обучения отражают организационную и временную характеристику учебно-воспитательного процесса, а методы обучения – его процессуальную, методическую сторону.

Термин «метод» происходит от греческого слова « methodos »,что означает путь, способ продвижения к истине, ожидаемому результату. Метод обучения – категория историческая. Так, в древние времена преобладали методы обучения, основывавшиеся на подражании.

Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия, например, трудовые, ученики овладели ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы, членами которой они были. С момента организации школ появились словесные методы обучения. Основным способом преподавания была передача учителем готовой информации с помощью письменного, устного, а позднее и печатного слова с последующим усвоением его учащимися.

В это время слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам – одной из главных задач образования. В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают свое значение единственного способа передачи знаний слушателям.

  • Методом обучения называют совокупность приемов совместной деятельности преподавателя и обучающихся, обусловленных дидактическими задачами и направленных на достижение целей занятия, а также на воспитание и развитие слушателей в процессе обучения.
  • Метод обучения характеризуется тремя признаками, Он обозначает:
  • -цель обучения;
  • -способ усвоения;
  • -характер взаимодействия.
  • Следовательно, понятие метода обучения отражает :

1.Способы обучающей работы преподавателя и способы учебной работы слушателей в их взаимосвязи.2.Специфику их работы по достижению различных целей обучения. Таким образом, методы обучения — это способы совместной деятельности преподавателя и слушателей, направленные на решение задач обучения.

«Метод» от «формы» отличает цель, и то, что в методе задан способ приобретения знаний и степень (характер) участия самого слушателя. Например, преподаватель объясняет новый материал – он использует метод объяснения, слушатели самостоятельно изучают материал-это метод самостоятельной работы, слушатель выполняет практическое задание-метод практической работы, преподаватель использует на уроке наглядный материал — метод иллюстрации и т.д.

Такой подход к методам обучения послужил поводом разным авторам выделять различное количество методов обучения, давать им крайне разнообразное наименование и классифицировать их по различным основаниям. Так выделяют словесные, наглядные и практические методы обучения.

Существуют и другие классификации: методы обучения подразделяют на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения, закрепления и проверки знаний, умений и навыков. Все методы обучения можно также подразделить на две группы: пассивные и активные. Методы реализуются в педагогической действительности в различных формах: в конкретных действиях, приемах, организационных формах и т.п.

При этом приемы и методы жестко не привязаны друг к другу. Например, в таких приемах как беседа или работа с книгой, могут найти воплощение разные методы обучения. Беседа может быть эвристической и проводить в жизнь частично-поисковый метод, а может носить репродуктивный характер, реализовывать соответствующий метод и быть нацеленным на запоминание и закрепление.

То же можно сказать и о работе с книгой, и об экскурсии, и т.д. Необходимо оговорить, что по логике, заложенной в разных классификациях методов, одни и те же виды деятельности могут быть отнесены к разным дидактическим категориям. Например, те же беседа или работа с книгой могут быть по одной классификации отнесены по одной классификации к методам, по другой — к приемам.

При этом, число приемов может постоянной увеличиваться в зависимости от содержания учебного материала, новых целей и конечно, от творчества учителя, его педагогического мастерства и тем самым придавать индивидуальность манере его педагогической деятельности.

  • Многообразие сочетания приемов составляют методики преподавания.
  • В реальной педагогической действительности методы обучения, также как и приемы, осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и слушателями и используемые для эффективной организации учебной деятельности обучающихся.

Этими средствами являются различные виды деятельности (учебная, игровая, трудовая), предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и др.

  1. Методы обучения призваны выполнять следующие функции:
  2. — обучающую;
  3. — воспитательную;
  4. — организующую;
  5. — активизирующую.
  6. Если Вы заметили функции форм и методов обучения перекликаются, это видно даже по их одинаковым названиям.

Обучающая функция выражается в вооружении слушателей знаниями, навыками и умениями, необходимыми для творческого решения практических задач специалистами-выпускниками учебного заведения. При этом, методы теоретического обучения призваны дать обучающимся целостные взаимосвязанные знания об относительно сложной самостоятельной правоохранительной деятельности, которую предстоит им выполнять в ОВД.

  • Методы практического обучения наилучшим образом реализуют данную функцию в том случае, когда они путем моделирования максимально приближают обучение к реальным действиям специалистов, как в статистике, так и в динамике, обеспечивая формирование умений и навыков обучающихся.
  • В применении любого метода обучения важно чтобы преподаватель проявлял активную жизненную позицию, излагал материал убедительно, доказательно, вел диалог целеустремленно, с учетом интеллектуального уровня развития слушателей и их индивидуальных особенностей, осуществлял перевод системы знаний в систему действий.

Воспитательная функция должна пронизывать каждое занятие. При этом, преподаватель обязан реализовывать её во всех методах обучения. Это достигается: 1. отбором содержания материала занятий; 2. умением преподавателя излагать этот материал так, чтобы воздействовать не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю.

  1. Умелое применение воспитательной функции в каждом методе обучения способствует осуществлению одного из ведущих дидактических принципов: принципа воспитывающего обучения.
  2. Благодаря этому достигается, наряду с подготовкой квалифицированного специалиста, и формирование его как личности сосвоими взглядами, убеждениями, мировоззрением.

Развивающая функция характеризуется тем, что каждый метод обучения должен быть ориентирован не на память, а на развитие профессионального мышления обучающихся. Реализация данной функции через методы обучения имеет целью не только передать слушателям определенную сумму знаний, но и научить их логично строить свои мысли, аргументировано и научно обоснованно отстаивать свои взгляды, грамотно вести дискуссию с собеседниками.

  • Все методы обучения в своей совокупности и каждый отдельно, при правильном их применении, способствуют всестороннему развитию обучающихся, формированию у них творческого мышления.
  • Организующая функция каждого метода обучения заключается в том, чтобы в процессе взаимной деятельности преподавателя и слушателей научить последних управлять своей самостоятельной работой по усвоению программного материала.

Особенно велика роль преподавателя в осуществлении данной функции в процессе раскрытия темы при ориентировании слушателей на новую литературу и другие материалы периодической печати. Вместе с тем, по ходу занятия обучающимся даются рекомендации:

  • ­ по включению их в учебную, научно-исследовательскую и кружковую работу;
  • ­ по организации для них консультаций, индивидуальных собеседований, коллоквиумов;
  • ­ по работе с литературой и др.

Активизирующая функция призвана развивать у слушателей интерес к теме, предмету и формировать мотивы учения у каждого из них и у группы в целом. Эту функцию преподаватели реализуют на занятиях, применяя разнообразные методические приемы и средства. Преподаватели, не обладающие достаточным арсеналом методических приемов и не умеющие, а иногда и не желающие использовать средства наглядности и технические средства, не могут рассчитывать на высокую активность слушателей на занятиях.

  • Поэтому они чаще всего склонны делить все методы обучения на активные и пассивные, забывая при этом главное требование, предъявляемое к преподавателю: любое занятие должно быть проведено активно, с интересом для слушателей.
  • В противном случае оно не достигает своих дидактических целей.
  • Обеспечение высокой активности обучающихся на всех видах занятий – это искусство, к овладению которым должен стремиться каждый преподаватель.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучения.1.Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий.

В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединяется ещё один – книга, а в последние десятилетия все сильней заявляет о себе безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.

В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения). Традиционные методы обучения и их модификации.

Практический Наглядный Словесный Работа с книгой Видеометод
  1. Опыт
  2. Упражнение
  3. Учебно-производительный труд
  • Иллюстрация
  • Демонстрация
  • Наблюдения слушателей
  1. Объяснение
  2. Разъяснение
  3. Рассказ
  4. Беседа
  5. Инструктаж
  6. Лекция
  7. Дискуссия
  8. Диспут
  • Чтение
  • Изучение
  • Реферирование
  • Беглый просмотр
  • Цитирование
  • Изложение
  • Составление плана
  • Конспектирование
  1. Просмотр
  2. Обучение
  3. Упражнения под контролем «электронного учителя»
  4. Контроль

2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на занятии. Выделяют следующие методы:

  • ­ приобретение знаний;
  • ­ формирование умений и навыков;
  • ­ применение знаний
  • ­ творческая деятельность
  • ­ закрепление
  • ­ проверка знаний, умений, навыков.
  • Нетрудно заметить, что данная классификация методов согласуется с классической схемой организации учебного занятия и подчинена задаче помочь педагогам в осуществлении учебно-воспитательного процесса и упростить номенклатуру методов.

3.Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности ( И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).Тип познавательной деятельности (ТПД) – это Уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают слушатели, работая по предложенной преподавателем схеме обучения.

  1. Общедидактическими методами являются:
  2. 1. объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
  3. 2. репродуктивный (воспроизведение);
  4. 3. проблемное изложение;
  5. 4. частично-поисковый (эвристический);

5. исследовательский. Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный метод состоит в том, что преподаватель разными средствами предъявляет информацию об объекте обучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают её, осознают и запоминают.

  1. Это один из наиболее экономных способов подачи подрастающему поколению обобщенного и систематизированного опыта человечества.
  2. Он не формирует навыки и умения пользоваться этими знаниями, но обеспечивает репродуктивную деятельность 1-го уровня — узнавание и знания, 1-го уровня – знания — знакомства.
  3. Репродуктивный метод предполагает составление преподавателем заданий для обучающихся на воспроизведение ими знаний и способов деятельности (решение задач, воспроизводство опытов, выводов и т.д.) Вид деятельности — репродуктивный, уровень умственной деятельности – воспроизведение,2-й уровень знаний – знания- копии.

Этот метод имеет ряд форм и способов проявления (письменно, устно, дедуктивно, индуктивно). Проблемное изложение заключается в том, что педагог ставит проблему и сам раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя обучающимся контроль за этой логикой, побуждая к вопросам и показывая им доступный для них, более высокий уровень мышления.

  • Примером проблемного изложения материала является публичная лекция К.А.Тимирязева (1843-1920) «О жизни растений».
  • В начале лекции ставится проблема: «Почему корень и стебель растут в противоположные стороны?» Лектор не дает слушателям готового объяснения, а рассказывает, как наука шла к этой истине.
  • Сообщает гипотезы, приводит описания тех опытов, которые проделывались в свое время учеными для проверки гипотез о причинах этого явления; рассказывает о том, как исследовалось при этом влияние влаги, света, земного тяготения.

А потом уже рассматривает фактор напряжения корней стебля, заставляющий их расти в противоположных направлениях. Как видно из примера, проблемное обучение в практике появилось не сейчас, но только в 80-е годы стали появляться книги, статьи по теории и практике проблемного обучения.

Суть метода в том, что обучающийся, следя за логикой изложения, усваивает этапы решения всей проблемы. Проблемное изложение материала активизирует мышление обучающихся, в отличие от информационного, т.е. передачи готовых выводов, которое предполагает объяснительно-иллюстративный метод. Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности.

На определенном этапе обучения учащиеся не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования, излагая её решение от начала и до конца. И хотя слушатели при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

  • Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:
  • 1.знания слушателям не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
  • 2.преподаватель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
Читайте также:  Что Будет Если Учитель Оскорбил Ученика?

3.слушатели под руководством преподавателя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

  1. Метод получил название частично-поискового потому что, учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную проблему от начала до конца.
  2. Потому учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель – учащиеся -преподаватель — учащиеся и т.д.
  3. Часто знаний сообщает преподаватель, часть слушатели добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания.

Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа. Сущность исследовательского метода сводится к тому, что: 1. Преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени.2.

Знания учащимся не сообщаются. Слушатели сами добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами слушатели.3. Деятельность преподавателя сводится к оперативному управлению решения проблемных задач.4.

Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки — значительные затраты времени и энергии преподавателей и слушателей.

Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации. К частнопредметным методам обычно относят то, что на дидактическом уровне называют приемами, способами и формами обучения. Отсюда и смешение понятий метода и формы.4.По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения: 1.Методы, способствующие первичному усвоению материала.2.Методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

К первой группе относятся: информационно – развивающие методы (устное изложение преподавателя, беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы);исследовательский метод. Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.

Вывод: Многообразие методов обучения и различные подходы к их классификации расширяют знания преподавателей о технологии обучения и позволяют выбирать для проведения каждой темы занятия те из них, которые в сочетании с техническими средствами, наилучшим образом активизируют познавательную деятельность обучающихся и обеспечивают необходимый уровень усвоения программного материала.

При этом успешное использование целевых форм обучения предполагает комплексное применение эффективных методов для раскрытия отдельных тем занятий и их учебных вопросов. Однако, у молодых преподавателей, не имеющих достаточного педагогического опыта и методической подготовки, выбор методов для проведения занятий, часто вызывает затруднения, опытным же преподавателям это удается лучше и результаты усвоения учебного материала, естественно выше.

  1. Умение преподавателей правильно выбирать лучшие целевые формы и наиболее активные методы обучения для проведения каждой конкретной темы занятий определяет уровень их методического мастерства.
  2. Л И Т Е Р А Т У Р А : 1.Басова Н.В.
  3. Педагогика и практическая психология.
  4. «Феникс», г.
  5. Ростов-на-Дону,1999г.2.Давыдов Н.А., Бойченко Н.А.

Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов. Симферополь, «Таврия»,1992г.3. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999.4. Педагогика. Под редакцией П.И. Пидкасистого. – М., 1998.5. Психология, Педагогика, этика. Под редакцией Ю.В. Наумкина. – М., 1999.В.В.

Ковтун старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки и оперативного планирования Международного межведомственного центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом ВИПК МВД России, подполковник полиции Наш адрес: ВИПК МВД России ул. Пихтовая, д.3, микрорайон Авиационный, г.

Домодедово, Московская область, 142008 Тел.: 8-495-736-91-99, 8-495-736-92-10, факс 8-495-736-91-60 E — mail :, Официальный сайт: www, vipk, mvd, ru Читать подробнее: Формы и методы обучения. Понятие и классификация.
Полный ответ

Какие есть методические приемы?

Перечислим общие Page 4 4 методов обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; про- блемное изложение изучаемого материала; частично-поисковый или эври- стический метод; исследовательский метод. Другая часть – частные (конкретные) методы.
Полный ответ

Какие формы образования вы знаете?

Формы обучения — В России существует три основные формы получения образования:

  • очная (дневная);
  • очно-заочная (вечерняя) ;
  • заочная,

Ограничения на получение образования по той или иной форме обучения может устанавливаться законодательством об образовании и (или) образовательным стандартом. Также возможно получение образования в форме экстерната (самообразования) и семейного образования с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях,

За организацию семейного обучения ребёнка по программам средней школы родители имеют право на компенсацию, размер которой устанавливается законом того субъекта Российской Федерации, в котором учится ребёнок. Подавляющее большинство субъектов Российской Федерации не выплачивает никакой компенсации для родителей за семейное обучение.

По состоянию на 2018 год, по словам министра образования Омской области Татьяны Дерновой, только в пяти регионах России родители получают компенсацию за семейное обучение собственных детей, Так в Омской области по состоянию на 2018 год такая компенсация существовала и выплачивалась в размере от 7816 руб.

  • сетевое обучение, Сетевая форма реализации образовательных программ — реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций ;
  • электронное и дистанционное обучение,

Полный ответ

Какие бывают формы получения образования?

Формы обучения в России: какие бывают виды образования в школе в РФ, что подойдёт вашему ребёнку Основное общее образование в нашей стране является обязательным (статья 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, попросту — в школах;
  • вне таких организаций.

Полный ответ

Что такое форма урока?

Форма урока — это формат, в котором построен весь урок. В структуре ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются свободно.
Полный ответ

Какие методы использует учитель на уроке?

Словесные методы (источником является устное или печатное слово); наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия); методы проблемного обучения.
Полный ответ

Что такое фронтальная работа на уроке?

Фронтальная работа учителя: новая старая классика – Учительская газета Кто учился в советское время помнит, как учитель перед уроком готовил наглядные материалы: бюст Пушкина из шкафа достать, найти и повесить на доску географическую карту или принести из лабораторного класса пробирки с реактивами. А уж просмотр диафильма на уроке и вовсе казался действом необычным и надолго запоминающимся. Какие Бывают Формы Работы На Уроке И тогда, и сейчас фронтальная работа учителя является одним из основных форматов процесса обучения. Согласно классическому определению, «фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты.

Необходимость таких занятий обуславливается едиными учебными программами, обязательными для изучения всеми учащимися. При фронтальной работе ученик проявляет себя как личность, демонстрирует свои знания, эрудицию, память, желание и умение трудиться в коллективе. Это является основным достоинством фронтальной работы».

Но учебный процесс со временем меняется, а вместе с ним меняются и инструменты для его поддержки. С оснащением школ компьютерным оборудованием учитель все чаще «добывает» нужные ему цифровые материалы для проведения урока в интернете. С их помощью можно сделать урок более насыщенным, наглядным, динамичным, а также значительно расшить возможности учителя.

Наиболее эффективна фронтальная работа на уроках открытия новых знаний и общеметодологических уроках: преподаватели и учащиеся совместно могут комментировать материал и изучать его максимально подробно, разбираться в сложной проблеме. Использование ЭОР придает уроку некую гибкость, повышается уровень импровизации, можно быстро скорректировать план занятия.

Учитель выводит на экран тот материал, который необходим для решения сформулированной детьми проблемы (а она, как мы знаем, может отличаться от того, что запланировал педагог). Важно подчеркнуть, что хороший цифровой контент для фронтальной работы – инструмент не только учителя, но и учащихся.
Полный ответ

Какие бывают формы организации обучения?

Эмпирическая классификация форм организации обучения — Обычно выделяются три группы форм обучения:

  • фронтальные,
  • групповые,
  • индивидуальные,

Классификация носит эмпирический характер, так как в её основе лежит количественная характеристика: если осуществляется общеклассная работа, то есть акт обучения осуществляется в отношении всего учебного коллектива (класса), то это фронтальные формы; если класс делится на относительно автономные части (группы), то групповые; а если каждый ученик класса работает обособленно, независимо от остальных, то индивидуальные.

  • При этом, по сути, способ упорядочивания взаимодействия участников обучения во фронтальной (общеклассной) форме и в групповой может быть одинаковым.
  • Об эмпирическом характере такого деления свидетельствует также оформление терминов во множественном числе.
  • Эта классификация обусловлена практикой обучения, в которой в каждый временнόй период на учебном занятии наблюдается однотипная со-бытийная ситуация взаимодействия участников обучения.

Классификация может быть использована для адекватного описания и объяснения учебного процесса в рамках классно-урочной и лекционно-семинарской систем обучения,
Полный ответ

Что такое Фронтальная форма обучения?

Достоинства и недостатки фронтальной формы обучения — При фронтальной форме построения учебно-воспитательной работы, педагог использует приемы устного воспитательного и познавательного воздействия. Опросы проходят в устной форме. Письменные контрольные проверки в данном случае не проводятся. Учебная деятельность по фронтальной методике характеризуется целым рядом положительных моментов:

Создание условий для активного взаимодействия между педагогом и учащимися, а также между коллективом учащихся. Создание на занятии микроклимата коллективного думания. Формирования у учащихся чувства коллективизма, осознания себя частью коллектива и несение ответственности за свою деятельность перед коллективом. Навыки построения коммуникаций и диалогов между педагогом и учащимися, между учащимися. Минимальные временные затраты на организацию учебно-воспитательного процесса. Экономия временных и финансовых ресурсов.

Несмотря на активное применение данной формы организации учебного процесса, она не лишена недостатков. К ним относятся следующие:

Ориентация на абстрактного учащегося, имеющего средние навыки и способности. Применение метода на практике организации учебно-воспитательного процесса в школе приводит к обезличиванию и уравниванию всех учащихся, поскольку устанавливается единый темп работы и направления деятельности. Работоспособность и возможности учащихся не могут быть одинаковыми. Поэтому, их восприятие информации, развитие навыков и способностей, заинтересованность в познания не может быть одинаково эффективной. В школьном коллективе имеются учащиеся с высокими и низкими интеллектуальными способностями. Более развитые учащиеся легко усваивают материал, выполняют задания и даже, идут на шаг впереди педагога в обучении. Учащиеся же, с низкими интеллектуальными способностями работают медленно, тяжело усваивают учебный материал, требуют к себе повышенного внимания, дополнительной помощи и поддержки, временных затрат на обучение. К сильным учащимся требуется применять иные подходы, поскольку им нужно давать более сложные и трудоемкие задания, требующие применения креативного подхода и реализации творческих способностей. Применение фронтальной формы организации учебной деятельности характеризуется слабой продуктивностью, ее необходимо применять в комплексе с иными формами и методиками обучения.

Читать подробнее: Фронтальная форма организации учебной деятельности
Полный ответ

Что относится к средствам обучения?

Средства обучения и воспитания Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е.

  • Приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
  • Выбор средств обучения определяется: задачами урока или занятия; содержанием учебного материала; применяемыми методами обучения; предпочтениями учителя.
  • По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.
  • К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.

Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Основным звеном в системе образования является содержание. Именно оно является тем ядром, над которым строятся методы и формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка.

Содержание образования определяет способ усвоения знаний, который требует взаимосвязи средств обучения. Содержание образования в нашей школе реализуется на 3 уровнях: 1 уровень – урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок или занятие, он пытается наиболее полно отразить то содержание образования, которое входит в тему данного урока.2 уровень – учебный предмет.

  • Содержание учебного предмета формируется исходя из объема часов выделенных на предмет и значимости разделов учебного материала, которые выбраны в качестве изучения.3 уровень – весь процесс обучения.
  • На протяжении всех методов обучения в общеобразовательных учреждениях, охватывающие все содержание, т.е.

учебные предметы, их количество, количество часов выделенных на каждый из них)

Идеальные средства обучения Материальные средства обучения
1 уровень – на уроке:
Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке. Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.
2 уровень – учебный предмет:
Системы условных обозначений различных дисциплин, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету. Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету).
3 уровень – весь процесс обучения:
Система обучения и воспитания, методы обучения и воспитания, система общешкольных требований. Кабинеты для обучения, библиотека, столовая, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.

В свою очередь в нашей школе используются на различных уроках и занятиях и идеальные, и материальные средства обучения и воспитания:

Печатные – книги для чтения, учебники, учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, атласы и т.д. Наглядные плоскостные – карты настенные, магнитные доски, плакаты, иллюстрации настенные. Демонстрационные – макеты, стенды, гербарии, модели в разрезе, муляжи и т.д. Электронные образовательные ресурсы – мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы, электронные журналы и электронные дневники и т.д. Аудиовизуальные – слайды, образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п. Учебные приборы – колбы, барометр, компас и т.п. Спортивное оборудование – тренажеры, гимнастическое оборудование, мячи, спортивные снаряды и т.д.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса () Читать подробнее: Средства обучения и воспитания
Полный ответ