Школа в СССР и сейчас: сравниваем две модели школьного образование — Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия» Скорее всего, многие слышали от взрослых, что раньше было лучше, в том числе, это фраза касается и обучения в школе. Многим будет интересно узнать, как учились наши родители, бабушки и дедушки и сильно ли школьное образование в СССР отличается от сегодняшнего регламента русской общеобразовательной школы.
Урок в СССР длился 45 минут, сейчас — 40 минут. А ведь эти пять минут могли бы усовершенствовать наш школьный интеллект в тысячи раз. Только представьте, сколько часов потеряно.Раньше во всех школах была шестидневка, а сейчас школьник проводит всего пять дней в школе, и это важный фактор при обучении. В советский период государство боролось с безграмотностью людей, обучаться письму приходилось всем. Благодаря декрету 1919 года стали появляется школы по всей стране.Советская начальная школа длилась с 1 по 3 классы, сейчас — с 1 по 4 классы, к тому же в первом классе учатся без оценок. Но раньше всего было 10 классов, поэтому средняя школа начиналась с 4 класса, а уйти для поступления в колледж можно было после 8 классов обучения. Получается, раньше школьная программа была сокращен по сравнению с той, по которой учатся в XXI веке.В СССР существовал единый стандарт школьной программы, во всем учебных заведениях учились строго по одному курсу, в одной школьной форме. На сегодняшний день существует более 7 школьных программ, одобренных ФГОС. Из-за различия в программе сейчас школьникам тяжелее переводиться и осваиваться в новых учебных заведениях. И не во всех учебных заведениях есть стандарты школьной формы, поэтому школьники одеваются по-разному.Стоит сравнить и предметы, например, иностранные языки. В СССР английский начинали учить с 4 класса, сегодня — со 2-го. Причём раньше действовало разделение на немецкий и английский язык, сейчас во многих учебных заведениях английский входит в основную программу, а второй язык — французский или немецкий — выбирают школьники. Если вспоминать советский период, то у многих сразу же появляется ассоциация с одинаковой школьной формой, особенно ее оттенках — коричневых и синих, а еще белых воротничков, фартука и бантах. Также атрибутом школьной формы являлся значок пионеров и комсомольцев. У пионеров были красные галстуки, а у комсомольцев — значок октябренка на груди. За последние десятилетия школьную форму несколько раз меняли, разрешили школьникам использовать белый верх и черный низ. Сегодня традиционная форма с фартуками, платьями и воротничками вновь вернулась в школьную жизнь. Для мальчиков, впрочем, ничего не поменялось.Самое важное сравнение – это выпускные экзамены. Стоит отметить, что они заметно отличаются от сегодняшней системы ЕГЭ. В советский период сдавались обязательные предметы, то есть русский и математика в письменном виде и в своей же школе, под присмотром учителей, а другие предметы по выбору сдавали устно не компьютеру, а преподавателю.
Можно сделать вывод, что от старой советской системы образования нам досталась большая учебная база, которая не столь кардинально за этот промежуток времени успела измениться. Все новое — хорошо забытое старое. Текст подготовила Гоарик Карапетян Добавьте « Краснодарские Известия » в список ваших источников Читать подробнее: Школа в СССР и сейчас: сравниваем две модели школьного образование —
Полный ответ
Сколько лет дети учились в школе в ссср?
1920-е годы — 19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности, Шло активное создание государственной системы образования для взрослых, представленной «ликвидационными пунктами» и школами ликвидации неграмотности (для людей 16—50 лет),
- В области начального образования главной проблемой в 1920-е годы оставалась ликвидация неграмотности.
- В 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано Общество « Долой неграмотность »,
- Свыше 1,2 миллиона человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъёме культуры.
Для ускорения ликвидации безграмотности пришлось усилить нагрузку на пригодные школьные помещения: при том, что к 1924 году численность учащихся (при абсолютном сокращении населения) удалось довести почти до уровня 1914 года (98 %), количество школ составило лишь 83 % от предвоенного уровня,
- Основной приток учащейся массы в этот период составляли беспризорники, численность которых достигала в эти годы 7 млн человек,
- В 1925—1928 годах, по мере обеспечения доступности обучения для всех детей школьного возраста, всеобщее обязательное начальное обучение вводилось распоряжениями местных советских органов.
Так, законы о всеобщем обучении были приняты: в 1924 году — в Украинской ССР ; в 1926 году — в Белорусской ССР ; а также в ЗСФСР и в некоторых республиках Средней Азии — в конце 1920-х годов, Однако только после ликвидации беспризорности как массового явления (к 1928 году — уже только 300 тыс.
- Беспризорников), к сентябрю 1930 года появились основания утверждать, что всеобщее начальное обучение детей введено фактически,
- Советские школы перестраиваются в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу».
- В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений.
В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов, В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920‑х годах среднее образование в СССР было семилетним. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты,
Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году: начальная школа (четыре года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы (всего 9—10 лет учёбы), Большой ущерб системе народного образования и распространению грамотности был нанесён Первой мировой и Гражданской войнами.
Из-за постоянной нехватки средств к 1922/23 учебному году количество школ сократилось до 88 588, а численность учащихся сократилось до 7 322 062 человек (лишь к 1926 году количество школ возросло до 111 046, а численность учащихся — до 10 219 529) ).
Год | Расходы на просвещение (в руб.) | Процент от бюджета |
---|---|---|
1925—1926 | 520 000 | 12,36 |
1926—1927 | 691 000 | 11,96 |
1927—1928 | 895 000 | 12,42 |
1928—1929 | 1 123 000 | 12,78 |
1929—1930 | 1 781 000 | 13,37 |
15 декабря 1927 года была проведена Всесоюзная школьная перепись. Изменение численности начальных школ и учеников, обучающихся в них в 1920-х годах :
Годы | Число начальных школ | Численность учеников |
---|---|---|
1914—1915 1 | 104 610 | 7 235 988 |
1920—1921 | 114 235 | 9 211 351 |
1921—1922 | 99 396 | 7 918 751 |
1922—1923 | 87 559 | 6 808 157 |
1923—1924 | 87 258 | 7 075 810 |
1924—1925 | 91 086 | 8 429 490 |
1925—1926 | 101 193 | 9 487 110 |
1926—1927 | 108 424 | 9 903 439 |
table>
К 1927/28 учебному году увеличилась численность учащихся :
- В средних и начальных школах всех видов — 11 589 тысяч учеников.
- В средних специальных учебных заведениях в этом же году обучалось 189 тысяч студентов.
- В высших учебных заведениях обучалось 169 тысяч студентов.
В борьбе с неграмотностью были достигнуты значительные успехи: всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 миллионов взрослых (подробнее смотрите в статье « Ликбез »). Перепись населения СССР 1926 года выявила 56,6 % грамотного населения в возрасте от 9 до 49 лет (80,9 % — среди городского и 50,6 % — сельского),
- в начальных школах с 5 993 379 — до 9 845 266 человек;
- в неполных средних школах с 736 854 до 2 424 678 человек;
- в средних школах с 591 645 до 1 117 824.
Численность студентов высших учебных заведений по сравнению с предвоенным 1914 годом выросла с 127 000 до 169 000 в 1927/28 году. В 1930 году в СССР численность студентов составила 272 000 человек. Научный потенциал страны, серьёзно подорванный во время социальных потрясений, с 1920—1930-х годов стал восстанавливаться.
Заметно увеличилась численность научных работников. К 1927 году их насчитывалось 25 тысяч, то есть в два раза больше, чем до революции, Развивались также национальные школы, Правительство всячески стремилось оказать им помощь. На них распространялись все законы и распоряжения издаваемые центральными органами власти РСФСР и СССР по Единой трудовой школе.
Отдел национальных школ Наркомпроса РСФСР помогал создавать учебники и организовывал подготовку учителей, а секции и подотделы местных отделов народного образования оказывали необходимую помощь школами. В течение 10—15 лет после Октябрьской революции на родных языках была создана письменность для десятков ранее бесписьменных народов ( абазинцы, лакцы, ногайцы, балкарцы, тувинцы, адыгейцы и другие).
- Дети десятков национальностей впервые в истории получили учебники и учебные пособия на родном языке.
- В декабре 1922 года было создано специализированное восточное издательство, которое выпускало учебники на татарском, чувашском, киргизском, адыгейском и других языках.
- В 1924 году массовыми тиражами были изданы учебники для мордовских, марийских, татарских и чувашских школ.
Кроме того, действия правительства РСФСР были направлены на развитие сети школ в ранее отсталых национальных районах и привлечение в них детей коренных национальностей. При этом обеспечивался дифференцированный подход к определению сети и типов школ, в зависимости от экономических, этнографических и географических условий территорий.
Полный ответ
Сколько дней в неделю учатся в российских школах?
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год —
- в 1-9 классах – учебные четверти;
- в 10-11 классах – учебные полугодия.
Продолжительность отчетных периодов в 1-х классах:
- 1 четверть – с 1 сентября 2022 года по 26 октября 2022 года (40 дней); 8 недель;
- 2 четверть – с 5 ноября 2022 года по 28 декабря 2022 года (38 дней);8 недель;
- 3 четверть – с 9 января 2023 года по 23 марта 2023 года (47 дня); 9 недель;
- 4 четверть – с 3 апреля 2023 года по 31 мая 2023 года (40 дней); 8 недель.
В 2022-2023 учебном году в 1 классе при пятидневной учебной неделе с двумя выходными днями будет 165 учебных дней. Общая учебная нагрузка по учебному плану в 2022-2023 учебном году составит 693 часа. Продолжительность отчетных периодов во 2-4 классах (пятидневная учебная неделя):
- 1 четверть – с 1 сентября 2022 года по 26 октября 2022 года (40 дней); 8 недель;
- 2 четверть – с 5 ноября 2022 года по 28 декабря 2022 года (38 дней); 8 недель;
- 3 четверть – с 9 января 2023 года по 23 марта 2023 года (47 дня); 9 недель;
- 4 четверть – с 3 апреля 2023 года по 31 мая 2023 года (40 дней); 8 недель.
В 2023-2023 учебном году при пятидневной учебной неделе с двумя выходными днями будет 170 учебных дней. Общая учебная нагрузка по учебному плану в 2020-2021 учебном году составит 782 часа. Продолжительность отчетных периодов в 5-х — 9-х классах (шестидневная учебная неделя):
- 1 четверть — с 1 сентября 2022 года по 26 октября 2022 года (9 недель: 48 дней);
- 2 четверть – с 5 ноября 2022 года по 28 декабря 2022 года (7 недель: 46 дней);
- 3 четверть – с 9 января 2023 года по 23 марта 2023 года (10 недель: 62 дня);
- 4 четверть – с 3 апреля 2023 года по 31 мая 2023 года (8 недель: 48 дней), (для 9-х классов — по 24 мая 2023 ; 7 недель: 42 дня).
В 2022-2023 учебном году при шестидневной учебной неделе с одним выходным днем будет 204 учебных дня (для 9-х классов — 198 дней). Общая учебная нагрузка по учебному плану в 2022-2023 учебном году составит в 5-х классах — 1088 часов; в 6-х классах — 1122 часа, в 7-х классах — 1190 часов, в 8-х классах — 1224 часа, в 9-х классах – 1188 часов.
- 1 полугодие — с 1 сентября 2022 года по 26 октября 2022 года и с 5 ноября 2022 года по 28 декабря 2022 года (16 недель: 94 дня);
- 2 полугодие – с 9 января 2023 года по 23 марта 2023 года и с 3 апреля 2023 года по 31 мая 2023 года (18 недель: 110 дней).
В 2022-2023 учебном году при шестидневной учебной неделе с одним выходным днем будет 204 учебных дня в 10 классах. Общая учебная нагрузка по учебному плану в 2022-2023 учебном году составит 1258 часов. Продолжительность отчетных периодов в 11 классе (шестидневная учебная неделя):
- полугодие — с 1 сентября 2022 года по 26 октября 2022 года и с 5 ноября 2022 года по 28 декабря 2022 года (16 недель: 94 дня);
- 2 полугодие – с 9 января 2023 года по 23 марта 2023 года и с 3 апреля 2023 года по 24 мая 2023 года (18 недель: 104 дня).
В 2022-2023 учебном году при шестидневной учебной неделе с одним выходным днем будет 198 учебных дней. Общая учебная нагрузка по учебному плану в 2022-2023 учебном году составит 1221 час.
- Продолжительность каникул:
- осенние – с 27 октября 2022 года по 04 ноября 2022 года (9 дней), зимние – с 29 декабря 2022 года по 8 января 2023 года (11 дней); весенние – с 24 марта 2023 года по 02 апреля 2023 года (10 дней); летние – с 01 июня 2023 года по 31 августа 2023 года.
- Дополнительные каникулы для обучающихся 1-х классов с 13 февраля 2023 года по 19 февраля 2023 года (7 дней).
- Неучебные праздничные дни в 2022-2023 учебном году: 4 ноября (пятница) – День независимости; 1,2,3,4,5,6,8 января 2023 года — Новогодние каникулы, 7 января 2023 года — Рождество Христово (суббота), 23 февраля 2023 года — День защитника Отечества (четверг), 8 марта 2023 года — Международный женский день (среда), 1, 2 мая 2023 года – Праздник Весны и Труда (понедельник, вторник), 9 мая (вторник) — День Победы в ВОВ 1941-1945гг, 12 июня 2023 года – День России (понедельник).
Перенос выходных дней в 2022-2023 учебном году: 29.05.23 года — расписание четверга– за 23 февраля 2023 года; 31.05.23 года – расписание пятницы за 04.11.2022 Читать подробнее: Календарный график
Полный ответ
В каком году перешли на 11 классов?
История — Согласно декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» церковно-приходская школа была преобразована в 1919 году в начальную школу с 5-летним сроком обучения (с 1923 года — с 4-летним). Постановлением Совета Народных Комиссаров от 18 декабря 1923 года была создана единая трудовая школа, в которой обучаются совместно дети обоих полов. Школа состояла из двух ступеней:
школа первой ступени для детей 8—11 лет (первые начальные 4 года обучения); школа второй ступени для детей 12—17 лет (обучение с 5-го по 9 классы).
С 1929 года в школе появляются 10-е классы. Реорганизована позднее в среднюю общеобразовательную школу. В 1930 году введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках — всеобщее обязательное 7-летнее обучение.
начальная школа (с 1 по 4 классы); неполная средняя школа (с 5 по 7 классы); средняя школа (с 8 по 10 классы).
В советский период в школах появляется большое количество учителей-женщин. Так в Башкирской АССР по переписи 1939 года 66,5 % городских (3254 человека) и 47,9 % (8573 человека) сельских учителей были женщинами, В 1936—1938 годах в РСФСР была проведена первая аттестация советских учителей,
Многие учителя ее не смогли пройти. Например, в Башкирской АССР аттестацию выдержали только 52,9 % педагогов, В 1940 году вводится плата за обучение для всех учащихся 8—10 классов средних школ, студентов вузов, техникумов и училищ (отменяется в 1956 году). А в 1943 году введено раздельное обучение мальчиков и девочек в общеобразовательной школе (отменяется в 1954 году).
В 1947 году постановлением ЦК ВКП(б) «О преподавании логики и психологии в средней школе» вводится преподавание логики и психологии в 9—10 классах средней школы (отменено в 1955 году). В 1958 году установлено всеобщее обязательное 8-летнее образование (вместо 7-летнего).
- Переход на него полностью был осуществлён лишь к 1963 году.
- Полное среднее образование было увеличено на один дополнительный класс с 10 до 11 лет обучения, но через пять лет 11 класс был ликвидирован, как неудавшийся эксперимент.
- В 1966 году вводятся новые учебные планы и программы, которые обеспечивали бы приведение содержания образования в соответствие с требованиями опережающего развития науки, техники и культуры.
Так в 5—7 и 10 классах была введена летняя трудовая практика, в 1970 году в 9 классе — новый предмет начальная военная подготовка, а в 7 классе — основы Советского государства и права. В 1969 году была проведена реформа школьного образования, в результате которой была изменена структура начальной и средней общеобразовательной школы СССР:
начальная школа сокращена с четырёх до трёх лет обучения ( обучение c 1-го по 3-й классы) ; неполная средняя школа увеличена за счёт начальной на один год (обучение с 4-го по 8-й классы); средняя школа (обучение с 9-го по 10-й классы).
Также на смену арифметике пришла математика, естествознание заменено курсом природоведения, которое стало изучаться сначала с 3-го класса, а с 1975 года — со 2 класса. Реформа 1969 года сопровождалась сменой всего комплекта учебников для начальной и частично для средней школы.
- В 1977 году новой Конституцией СССР законодательно закреплено осуществление всеобщего обязательного среднего 10-летнего образования и право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего.
- Вновь внедрение 11-летнего срока обучения началось в 1986 году, когда впервые были набраны классы, рассчитанные на этот срок.
Эти классы были экспериментальными, но уже в следующем, 1987 году 11-летнее обучение было закреплено в нормативных документах. В 1989 году, когда для первого одиннадцатилетнего потока понадобилось освободить номер 4, во всех классах номер был единовременно увеличен на единицу (из третьего класса перешли в пятый, из четвёртого — в шестой, и т.д.).
В дальнейшем параллельно действовали две программы: 10-летняя (продолжительность начальной школы — 3 года) и 11-летняя (продолжительность начальной школы — 4 года). Ученикам предоставлялась возможность выбора, по какой из этих программ им учиться. Все ученики проходили ряд классов, пронумерованных с 1 по 11, но в случае 10-летнего срока обучения при переходе с начальной на основную ступень пропускали номер 4, из третьего класса переходя в пятый.
Две программы сосуществовали в течение 24 лет. Начиная с 2001 года все вновь поступающие в школу обучаются только по 11-летней программе. Последние школьники, обучавшиеся 10 лет, были выпущены в 2010 году. Во второй половине 2000-х годов произошло значительное сокращение численности школьных учителей.
Полный ответ
Почему в Советском Союзе не было 4 класса?
Когда убрали и потом ввели 4 класс в школах — На закате Советского союза, когда страна в некоторых вещах хотела подражать Европе и не отставать от прогрессивных стран, было принято на правительственном уровне перейти на 11-летнее образование. При этом необходимо было чтобы дети учились все те же 10 лет.
- Для этой цели требовалось отказаться от какого-то класса, и после длительных раздумий, из системы образования вычеркнули 4 класс.
- Получается, что с 1987 г.
- В Союзе, а в последствии и в РФ школы перешли частично на новый формат обучения.
- Были школы, где 4 класс напрочь отсутствовал, а были такие в которых дети учились в 4 классе.
При этом учитывалось мнение родители, которые решали, стоит ли их ребенку учиться по-старому или по-новому. Педагоги рекомендовали детям, которые плохо усвоили материал младшего звена, пойти в 4 класс, чтобы закрепить полученные знания. Целый учебный год был своеобразной передышкой для школьников перед переходом на следующую более сложную ступень средней школы.
После нововведения, жители Союза стали массово отказываться от 4 класса. Таким образом, правительство было вынуждено рассмотреть данный вопрос и принять решение убрать полностью из советских школ 4 класс. Начиная с 1989 г. все школьники переходили сразу из 3 в 5 класс. Такая система образования продолжалась до 2001 г.
Новым правительством было принято решение перейти полностью на 11-летнее образование в средних школах, при этом не перескакивая в 5 класс через четвертый. На протяжении последних 19 лет, в начальной школе российские дети учатся обязательно 4 класса.
Полный ответ
Какого класса не было в СССР?
Школа в СССР и сейчас: сравниваем две модели школьного образование — Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия» Скорее всего, многие слышали от взрослых, что раньше было лучше, в том числе, это фраза касается и обучения в школе. Многим будет интересно узнать, как учились наши родители, бабушки и дедушки и сильно ли школьное образование в СССР отличается от сегодняшнего регламента русской общеобразовательной школы.
Урок в СССР длился 45 минут, сейчас — 40 минут. А ведь эти пять минут могли бы усовершенствовать наш школьный интеллект в тысячи раз. Только представьте, сколько часов потеряно.Раньше во всех школах была шестидневка, а сейчас школьник проводит всего пять дней в школе, и это важный фактор при обучении. В советский период государство боролось с безграмотностью людей, обучаться письму приходилось всем. Благодаря декрету 1919 года стали появляется школы по всей стране.Советская начальная школа длилась с 1 по 3 классы, сейчас — с 1 по 4 классы, к тому же в первом классе учатся без оценок. Но раньше всего было 10 классов, поэтому средняя школа начиналась с 4 класса, а уйти для поступления в колледж можно было после 8 классов обучения. Получается, раньше школьная программа была сокращен по сравнению с той, по которой учатся в XXI веке.В СССР существовал единый стандарт школьной программы, во всем учебных заведениях учились строго по одному курсу, в одной школьной форме. На сегодняшний день существует более 7 школьных программ, одобренных ФГОС. Из-за различия в программе сейчас школьникам тяжелее переводиться и осваиваться в новых учебных заведениях. И не во всех учебных заведениях есть стандарты школьной формы, поэтому школьники одеваются по-разному.Стоит сравнить и предметы, например, иностранные языки. В СССР английский начинали учить с 4 класса, сегодня — со 2-го. Причём раньше действовало разделение на немецкий и английский язык, сейчас во многих учебных заведениях английский входит в основную программу, а второй язык — французский или немецкий — выбирают школьники. Если вспоминать советский период, то у многих сразу же появляется ассоциация с одинаковой школьной формой, особенно ее оттенках — коричневых и синих, а еще белых воротничков, фартука и бантах. Также атрибутом школьной формы являлся значок пионеров и комсомольцев. У пионеров были красные галстуки, а у комсомольцев — значок октябренка на груди. За последние десятилетия школьную форму несколько раз меняли, разрешили школьникам использовать белый верх и черный низ. Сегодня традиционная форма с фартуками, платьями и воротничками вновь вернулась в школьную жизнь. Для мальчиков, впрочем, ничего не поменялось.Самое важное сравнение – это выпускные экзамены. Стоит отметить, что они заметно отличаются от сегодняшней системы ЕГЭ. В советский период сдавались обязательные предметы, то есть русский и математика в письменном виде и в своей же школе, под присмотром учителей, а другие предметы по выбору сдавали устно не компьютеру, а преподавателю.
Можно сделать вывод, что от старой советской системы образования нам досталась большая учебная база, которая не столь кардинально за этот промежуток времени успела измениться. Все новое — хорошо забытое старое. Текст подготовила Гоарик Карапетян Добавьте « Краснодарские Известия » в список ваших источников Читать подробнее: Школа в СССР и сейчас: сравниваем две модели школьного образование —
Полный ответ
Когда отменили Шестидневку в школе в СССР?
Заведующий кабинетом политического просвещения Броварского горкома КПУ Н.К. Козий (второй справа) консультирует пропагандистов, Бровары, 8 мая 1973 года. ЦГКФФА Украины им.Г.С. Пшеничного В Российской империи рабочее время никак не ограничивалось законом до конца XIX века. После отмены крепостного права крестьяне часто работали по найму и по большей части в полях. Они традиционно подстраивались под сезоны: летом работы больше, зимой — меньше. Выходным было воскресенье, когда все ходили в церковь. Рабочим на фабриках приходилось работать по 14—16 часов в сутки. Только летом 1897 года, после ряда крупных стачек на производствах, Николай II подписал закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности». Рабочие и руководство паровозостроительного завода Гартмана в Луганске, 1900-е годы. Это один из примеров советской фотоцензуры — директора, сидящие в центре, заретушированы как «классовые враги». Архив Луганского областного краеведческого музея Законом устанавливалась шестидневная рабочая неделя и выходной — воскресенье. Рабочие паровозосборочного цеха завода Гартмана в Луганске, 1905 год. Архив Луганского областного краеведческого музея Обещание восьмичасового рабочего дня стало одним из главных тезисов в программе социалистов, в том числе большевиков. Поэтому после октябрьского переворота в 1917 году одним из первых декретов Совета народных комиссаров был «О восьмичасовом рабочем дне».
В нем говорилось, что рабочее время не должно превышать 8 часов в сутки и 48 часов в неделю. Сама же рабочая неделя осталась шестидневной с выходным в воскресенье. В Кодексе законов о труде 1918 года появились новые бонусы: ввели месячный оплачиваемый отпуск; сократили рабочий день до 6 часов в предпраздничные дни; установили, что между окончанием рабочего дня в субботу и началом в понедельник должно быть 42 часа.
Получалось, что по субботам рабочий день с учетом обеденного перерыва сокращался до 5 часов. Митинг в Петрограде (сейчас Санкт-Петербург), октябрь 1917 года. Архив Луганского областного краеведческого музея Впрочем тогда можно было вводить какие угодно законы. На деле фабрики и заводы практически не работали, а рабочих скорее агитировали идти воевать за советскую власть. Группа руководителей Госавиазавода № 12 (сейчас завод «Антонов») в Киеве, 1920 год. ЦГКФФА Украины им.Г.С. Пшеничного В конце 1920-х Сталин свернул Новую экономическую политику и объявил курс на индустриализацию. Тут-то и начались эксперименты с рабочей неделей и календарем. В конце августа 1929-го выходит постановление Совнаркома «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР». Суть идеи непрерывного производства была в том, что рабочая неделя стала пятидневной — четыре рабочих дня и один выходной. Работников предприятия или учреждения разбивали на пять групп по цветам: желтый, розовый, красный, фиолетовый и зеленый. У каждой группы был свой собственный выходной, отмеченный определенным цветом. Для рабочих даже выпускали специальные разноцветные табель-календари, которые вешали на стены рядом с обычным григорианским календарем. Группа рабочих кирпичного завода на Демеевке в Киеве, 1925 год. Участники конференции по вопросу награждения лучших ударников завода «Арсенал» в Киеве, 1929 год. ЦГКФФА Украины им.Г.С. Пшеничного В рамках этой идеи создали новый советский революционный календарь. Год разделили на 72 недели по пять дней в каждой. Еще пять дней оставалось на государственные праздники, которые не входили ни в какие недели. Рабочий день сделали семичасовым, как и обещали, но никто не ожидал такой путаницы с выходными. Несмотря на то, что их стало больше, не было ни одного дня отдыха, общего для всех. Если у родственников или друзей выходной приходился на разные дни пятидневки, то они не могли встретиться друг с другом. Поэтому выходные превращались в «какие-то фиолетовые пятые числа», реформа быстро стала непопулярной и от пятидневки решили отказаться. С 1931 года страну начали переводить на шестидневную рабочую неделю с пятью фиксированными днями отдыха в месяц и семичасовым рабочим днем. В каждом месяце выходными назначили 6, 12, 18, 24 и 30 числа. В феврале выходной переносился на 1 марта, а «не влезающие» 31 числа стали рабочими. Дни недели предлагалось называть «первый день шестидневки», «второй день шестидневки» и так далее. Ударник Харьковского завода сельхозмашин «Серп и молот» Фуников, 1932 год. Монтаж парогидравлических прессов на Луганском паровозостроительном заводе, 1932 год. Табель-календарь с расписанием выходных непрерывной рабочей недели, разным цветами обозначены выходные, осень 1929 года. ЦГКФФА Украины им.Г.С. Пшеничного; Архив Луганского областного краеведческого музея Эксперименты с революционным календарем продолжались. Попытались внедрить новое летоисчисление с точкой отсчета от 7 ноября 1917 года. В отрывных и перекидных календарях рядом с привычным григорианским годом печатали год «от социалистической революции» вплоть до развала СССР. Были идеи унифицированного календаря, где в каждом месяце, в том числе и в феврале, было по 30 дней. Также было предложение переименовать месяцы. По этому проекту только май сохранял старое название, остальные должны были называться в честь Ленина, Сталина, Маркса, Энгельса и других деятелей и событий. Крестьян все эти реформы по-прежнему не особо затрагивали, к этому времени они снова стали по сути крепостными при колхозах. К концу 1930-х уже и властям стало не до экспериментов с календарем и рабочей неделей — нужно было готовиться к большой войне. Конструкторы Киевского завода сельхозмашин «Красный экскаватор» работают в противогазах, 1936 год. В парткабинете Молотовского райкома (с 1957 года район переименован в Шевченковский) КП(б)У в Киеве, 1939 год. ЦКФФА им. Пшеничного; «Бабель»; ЦГКФФА Украины им.Г.С. Пшеничного В 1940 году вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о переходе на восьмичасовой рабочий день при семидневной рабочей неделе — шесть рабочих дней и один выходной. Отпуска отменялись, запрещалось увольняться по собственному желанию. Рабочие и служащие стали фактически крепостными на тех предприятиях, на которых их застал указ. Также появилась уголовная ответственность за «нарушение трудовой дисциплины», «выпуск недоброкачественной продукции», «мелкие кражи на производстве». Но особенно досталось прогульщикам. За опоздание на работу более чем на 20 минут можно было получить срок. А опоздать на работу было очень легко — общественного транспорта не хватало, поезда, трамваи и автобусы физически не могли вместить всех пассажиров, особенно в час пик. Людями приходилось гроздьями висеть на внешних поручнях. Даже поломка транспорта не считалась уважительной причиной. А все суды по этой статье проходили на местах в максимально короткие сроки — не более пяти дней. По оценкам исследователей, за время действия указа, с 1940 по 1956 год, по разным статьям осудили около 18 миллионов человек. Группа ударников судостроительного завода «Ленинская кузница» (сейчас завод «Кузница на Рыбальском») в Киеве, фото до 1941 года. Первый троллейбус, которые выехал на маршрут после освобождения Киева от немцеких оккупантов, ноябрь 1944 года. ЦКФФА им. Пшеничного; «Бабель»; ЦГКФФА Украины им.Г.С. Пшеничного К семичасовому рабочему дню постепенно добавлялся сначала один час, потом два, потом три. Со временем исчезает и единственный выходной. Вот как описывают этот период историки: «А рабочий день полнел и ширился: девятичасовой незаметно превратился в десятичасовой, потом — в одиннадцатичасовой. И разрешили сверхурочные работы: хочешь подработать — оставайся вечером. Правительство печатает деньги, раздает их любителям сверхурочных работ, а потом эти деньги оборонными займами обратно выкачивает из населения. И денег народу снова не хватает. Тогда правительство идет народу навстречу: можно работать без выходных. Для любителей. Потом, правда, это и для всех ввели — работать без выходных». С конца июня 1941 года согласно указу «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» уже все работали по семь дней в неделю. В марте 1944 года еженедельный день отдыха предоставили подросткам младше 16 лет. А в 1945 году отменили режим «военного времени» и вернулись к нормам 1940 года. Подросток на восстановительных работах в Ворошиловграде (сейчас Луганск), после 1943 года. Архив Луганского областного краеведческого музея В следующий раз трудовое право смягчили уже при Хрущеве, в 1956 году. Страна перешла на семидневную рабочую неделю с одним выходным днем и с семичасовым рабочим днем.
- Также ввели дополнительный бонус — все рабочие дни в преддверии выходных и праздников сократили на два часа.
- И наконец в 1967 году, уже при Брежневе, произошла самая принципиальная из реформ.
- Седьмого марта 1967 года ЦК КПСС, Совет министров СССР и Центральный совет профсоюзов приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями» и соответствующий проект указа для Президиума.
Через неделю, 14 марта, Президиум Верховного Совета СССР этот указ одобрил. Так появилась привычная форма рабочего расписания: семидневная неделя с восьмичасовым рабочим днем и двумя выходными днями — суббота и воскресенье. Правда в некоторых учреждениях, например в вузах и школах, шестидневка сохранялась.
Полный ответ
Сколько лет учились в школе в СССР в 1964 году?
Принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» 24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х гг.
- Главной целью реформы была объявлена подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства.
- Вместо 7-летнего вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование.
- Переход на него был осуществлён к 1963 г.
- Полное среднее образование, срок которого был увеличен с 10 до 11 лет, предусматривалось осуществлять на основе соединения обучения с трудом в дневной или вечерней школе, либо в техникуме.
Два дня в неделю школьники старших классов дневных школ должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Выпускники средней школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности. Расширялась сеть вечернего и заочного образования, предоставлялись преимущества для поступления в вуз уже проработавшим на производстве не менее трёх лет, обеспечивалась возможность внеконкурсного зачисления лиц, направленных в вузы предприятиями, колхозами и совхозами.
- На практике лозунг связи школы с жизнью реализовывался слабо.
- Массовый переход школ на производственное обучение не состоялся вследствие недостатка рабочих мест для школьников.
- Лишь небольшая часть выпускников шла работать по специальности, полученной в школе.
- В то же время значительно сниженным оказался уровень общеобразовательной подготовки учащихся.
Поэтому в 1964-1966 г. школа вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении 8-летнего образования как обязательного. Профессиональная подготовка осталась только в тех учебных заведениях, которые располагали необходимой материальной базой. Лит.: Народное образование в СССР.
См. также в Президентской библиотеке: ;.
Читать подробнее: Принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»
Полный ответ
Сколько лет учились в школе в СССР в 1950 1980?
Система образования в 1950 –70-х гг Вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Срок обучения в средней школе увеличивался с 10 до 11 лет в связи с введением в программу профессионального обучения.
Полный ответ
Почему в школах 6 дневка?
Так 5 или 6? — Пока при выборе школьного заведения с определенным режимом обучения родителям следует учитывать все нюансы:
состояние общего здоровья ребенка и его нервной системы; необходимость дополнительных предметов, которые предлагает школа; загруженность детей — музыкальная школа, репетитор, спортивные секции.
Многолетняя проблема до сих пор остается нерешенной. Обсуждения на всех уровнях продолжаются. Пятидневка, за которую ратуют многие родители, врачи, правозащитники и даже депутаты, имеет своих сторонников и противников. В министерстве образования считают, что школы с углубленным изучением предметов физически не способны «уложить» недельную программу в 5 дней.
- Многие дети отмечают, что на 6-дневке учиться лучше — нагрузка равномерно распределяется по дням недели, снижая число уроков, и по будням у них остается время для посещения секций, уроков с репетитором или прогулок.
- Вот только как быть с очевидными недостатками шестидневки — снижением иммунитета школьников, отсутствием у них времени на секции и хобби, постоянным «недосыпом» и снижением качества образования в связи с излишней загруженностью учителей? Вопрос риторический.
Лучшие цены на образовательные товары. На сайте дешевле, чем в магазинах. Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с Условиями использования, Горячая линия 8 (800) 100-52-31
Полный ответ
Сколько лет учится в Германии?
Система школьного образования в Германии — В Германии дети идут в школу в 6 лет. Чтобы поступить в университет, нужно учиться 13 лет вместо привычных нам 11. Начальная школа одинакова для всех, а выбор средней ступени зависит от академических успехов и целей ученика. У каждого типа средней школы своя цель, и не каждая из них дает право поступать в вуз.
Полный ответ
Сколько дней в неделе учатся в Америке?
Средняя школа — На второй ступени (Middle school) дети продолжают учиться с учетом своих способностей и особенностей. Условные классы делятся на 3 вида:
- академические — для подготовки к поступлению в университет;
- профессиональные — с упором на практические занятия;
- многопрофильные — для учащихся со средней успеваемостью, по результатам итоговых тестов решается вопрос о возможности подготовки ребенка к поступлению в университет.
В Америке нет классов, привычных для русских. Каждый школьник на этапе Middle school выбирает предметы самостоятельно, состав групп на каждом занятии меняется. Дисциплины, популярные на второй ступени среднего образования:
- иностранные языки;
- искусство;
- технологии.
Обязательны для изучения:
- родной язык;
- социальные и естественные науки;
- математика;
- физкультура.
Средняя ступень длится с 8 по 10 класс. Обучение завершается экзаменами: примерно 30% учащихся переходят в 11 класс, остальные отправляются в колледжи или профессиональные институты. Учебный год продолжается в среднем 9,5 месяцев, школьники учатся 5 дней в неделю. Занятия в США начинаются, как правило, в 8.30, заканчиваются — в 16.00. Домашних заданий не бывает.
Полный ответ
Где учатся 13 лет?
1. Италия: 13 лет обучения и обязательная смена школ — В Италии учатся 13 лет, обязательно меняют школу два раза, не носят школьную форму и не устраивают выпускных вечеров. После пяти лет начальной школы, то есть когда итальянским детям исполняется 11 лет, они переходят в среднюю школу. Но это уже другая школа, с другими учителями и одноклассниками.
И начинается она опять-таки с первого класса. Даже если это небольшой городок, шансов, что попадёшь в тот же класс, что и бывшая соседка по парте, довольно мало. По мнению итальянских учителей и родителей, такая система с раннего возраста учит детей приспосабливаться к новым обстоятельствам жизни и не бояться перемен.
Дальше — лицей. Все лицеи в Италии профильные. Поэтому школьник в 14 лет должен очень хорошо подумать, куда идти учиться дальше. И школьники, и родители заверяют, что 14 лет — это слишком рано, чтобы принимать такие важные решения. Но государство считает иначе, и система не меняется десятилетиями.
Полный ответ
Кто создал в школу?
Ян Амос Коменский (1592 — 1670) — Именно этот чешский педагог изобрёл простую и эффективную классно-урочную систему, где группа учеников одного возраста изучает один предмет с общей для всех программой, тратя на изучение одной темы 45 минут. Сложно представить, но до него учителя работали с разновозрастными учениками и преподавали сразу несколько предметов: кому-то арифметику, кому-то чтение. До сих пор школы не приучают учеников, подобно молодым деревьям, распускаться из собственных корней; скорее они приучают их привешивать к себе сорванные на стороне ветки А между тем основательное учение человека есть дерево с собственными корнями, которое питается собственными соками, и поэтому всегда живёт, зеленеет, цветёт и приносит плоды.
Полный ответ
Где есть 12 классов?
Главная → Новости → 12-летнее школьное образование в России
Как известно, во многих странах, например, в Великобритании, Франции, Польше, Испании, Японии школьники обучаются в течение 12 лет. Такая система школьного образования считается весьма эффективной, и на нее перешли уже более 150 стран. Как правило, дополнительный год прибавляется к базовому образованию.
Таким образом, выпускными становятся не 9 и 11, а 10 и 12 классы. Редко встречаются программы с увеличением на один год начальной школы. Идея введения 12-летнего школьного образования в России имеет как своих сторонников, так и противников. Разумеется, важнейшим аргументом за введение дополнительного учебного года является сохранение здоровья школьников, ведь увеличение учебной нагрузки в школе приводит к переутомлению детей.
Те, кто являются приверженцами нововведения, уверены, что при существующей системе обучения дети не успевают справиться со школьной программой, а дополнительный год позволит разгрузить школьников. Еще одним аргументом в пользу введения 12-летней системы обучения является улучшение качества преподавания, возможность индивидуального подхода.
В последние годы в выпускных классах наблюдается тенденция к натаскиванию к ЕГЭ, Нововведение в школах позволит выпускникам более тщательно готовиться к экзаменам, поскольку для этого будет специально отводиться второе полугодие. Также сторонники перехода на новую систему обучения говорят о повышении конкурентоспособности российских выпускников на мировом рынке труда и смягчению отрицательных последствий демографического спада.
Немало и противников 12-летней системы обучения в школах. По их мнению, нагрузка на учащихся не является высокой и распределяется эффективно. Директор Новосибирского учебно-научного центра НГУ утверждает, что в западных странах дополнительный год вводится с той целью, чтобы дети могли дольше оставаться под присмотром родителей и учителей.
Огромным минусом введения 12-летнего образования, как утверждают его противники, является то, что государству придется выделить на это большую сумму из бюджета. К аргументам против введения 12-летнего школьного образования в России относится также нехватка зданий для обучения увеличившегося количества школьников, неготовность педагогического сообщества к решению этой проблемы, необходимость создания нормативно-правового и программно-методического обеспечения, а также необходимость перестройки всей системы повышения квалификации работников.
Лучшие цены на образовательные товары. На сайте дешевле, чем в магазинах. Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с Условиями использования, Горячая линия 8 (800) 100-52-31
Полный ответ
Сколько лет учились в школе в СССР в 1964 году?
Принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» 24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х гг.
Главной целью реформы была объявлена подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Вместо 7-летнего вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование. Переход на него был осуществлён к 1963 г. Полное среднее образование, срок которого был увеличен с 10 до 11 лет, предусматривалось осуществлять на основе соединения обучения с трудом в дневной или вечерней школе, либо в техникуме.
Два дня в неделю школьники старших классов дневных школ должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Выпускники средней школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности. Расширялась сеть вечернего и заочного образования, предоставлялись преимущества для поступления в вуз уже проработавшим на производстве не менее трёх лет, обеспечивалась возможность внеконкурсного зачисления лиц, направленных в вузы предприятиями, колхозами и совхозами.
- На практике лозунг связи школы с жизнью реализовывался слабо.
- Массовый переход школ на производственное обучение не состоялся вследствие недостатка рабочих мест для школьников.
- Лишь небольшая часть выпускников шла работать по специальности, полученной в школе.
- В то же время значительно сниженным оказался уровень общеобразовательной подготовки учащихся.
Поэтому в 1964-1966 г. школа вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении 8-летнего образования как обязательного. Профессиональная подготовка осталась только в тех учебных заведениях, которые располагали необходимой материальной базой. Лит.: Народное образование в СССР.
См. также в Президентской библиотеке: ;.
Читать подробнее: Принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»
Полный ответ
Сколько лет учились в школе в СССР в 1950 1980?
Система образования в 1950 –70-х гг Вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Срок обучения в средней школе увеличивался с 10 до 11 лет в связи с введением в программу профессионального обучения.
Полный ответ
В каком возрасте дети шли в школу в СССР?
Принято постановление ЦК ВКП(б) о введении всеобщего обязательного начального обучения 25 июля 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О всеобщем обязательном начальном обучении». «Для успешного социалистического строительства необходимо в кратчайший срок изжить культурную и техническую отсталость широких масс трудящихся.
Эта задача не может быть разрешена без введения всеобщего начального обязательного обучения», — говорилось в постановлении. Всеобщее обучение является одной из фундаментальных педагогических идей, издавна привлекавших внимание мыслителей и теоретиков образования. Первый практический опыт воплощения этой идеи был предпринят в Германии в эпоху Реформации.
Процессы индустриализации, проходившие в развитых капиталистических странах в XIX — начале XX вв., способствовали широкомасштабной реализации всеобщего начального обучения, в том числе, на бесплатной основе, поскольку новая техника требовала наличия большого числа грамотных специалистов, а государство стало рассматривать систему образования как средство воспитания подданных.
- В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не нашёл поддержки на общегосударственном уровне.
- Установление советской власти вновь выдвинуло проблему на повестку дня, и в октябре 1918 г.
- ВЦИК утвердил, которое узаконило обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней.
В 1919 г. на VIII съезде РКП (б) была поставлена задача обеспечения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обеих полов до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц старше 17-летнего возраста.
- В 1923 г. началась разработка плана введения всеобщего обучения в союзном государстве. В 1930 г.
- ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», узаконившее обязательное обучение детей обоего пола в возрасте от 8 до 15 лет в объёме четырёхлетнего курса начальной школы.
Предполагалось, что на каждого учителя должно приходиться до сорока, а в школах для национальных меньшинств за пределами мест компактного проживания — до 30-ти учащихся. Параллельно с этим шла реализация плана по введению обязательного семилетнего обучения в городах и рабочих посёлках.
Для решения проблемы обеспечения педагогическими кадрами начальных классов было решено вести подготовку учителей через систему педагогических техникумов и краткосрочных курсов. При приёме на педагогические специальности вузов сохранялся классовый подход, поэтому наиболее благоприятные условия для поступления получали выходцы из рабочих и крестьян.
Принимались меры по коренному изменению программ обучения и удалению из вузов нелояльных к советской власти преподавателей. Таким образом, началось формирование первого поколения советской интеллигенции. К 1934 г. начальное обучение было внедрено в Советском Союзе повсеместно.
- В послевоенный период основное внимание уделялось развитию всеобщего среднего обязательного образования.
- Обязательное получение общего образования, включающего в себя три ступени (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование), было зафиксировано и в ныне действующем законе Российской Федерации «Об образовании», принятом в 1992 г.
Лит.: Всеобщее обучение // Российская педагогическая энциклопедия.Т.1.М., 1993; Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании: Сб. документов за 1917–1947 гг.М.; Л., 1947; Ковалевский М.А. Льготы сельских учителей в жилищно-коммунальной сфере: историко-правовой и конституционно-правовой аспекты.
// Федеральный центр образовательного законодательства.2003–2013; Константинов Н.А., Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет.М., 1948; Ликвидация неграмотности, осуществление начального всеобуча, 1920–1934 годы // Система образования Омской области.2013; Малышев М.П. О всеобщем обучении в СССР // Вопросы организации всеобщего обучения, М., 1953; Народное образование в СССР.
Общеобразовательная школа: Сб. документов 1917–1973, М., 1974; Новиков А.М. Всеобщее обучение // Большая советская энциклопедия.Т.5.М., 1971; Постановление ЦИК И СНК Союза ССР о всеобщем обязательном начальном обучении.14 августа 1930 г. // История Советской Конституции (в документах).
Полный ответ
Когда отменили Шестидневку в школе в СССР?
Заведующий кабинетом политического просвещения Броварского горкома КПУ Н.К. Козий (второй справа) консультирует пропагандистов, Бровары, 8 мая 1973 года. ЦГКФФА Украины им.Г.С. Пшеничного В Российской империи рабочее время никак не ограничивалось законом до конца XIX века. После отмены крепостного права крестьяне часто работали по найму и по большей части в полях. Они традиционно подстраивались под сезоны: летом работы больше, зимой — меньше. Выходным было воскресенье, когда все ходили в церковь. Рабочим на фабриках приходилось работать по 14—16 часов в сутки. Только летом 1897 года, после ряда крупных стачек на производствах, Николай II подписал закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности». Рабочие и руководство паровозостроительного завода Гартмана в Луганске, 1900-е годы. Это один из примеров советской фотоцензуры — директора, сидящие в центре, заретушированы как «классовые враги». Архив Луганского областного краеведческого музея Законом устанавливалась шестидневная рабочая неделя и выходной — воскресенье. Рабочие паровозосборочного цеха завода Гартмана в Луганске, 1905 год. Архив Луганского областного краеведческого музея Обещание восьмичасового рабочего дня стало одним из главных тезисов в программе социалистов, в том числе большевиков. Поэтому после октябрьского переворота в 1917 году одним из первых декретов Совета народных комиссаров был «О восьмичасовом рабочем дне».
В нем говорилось, что рабочее время не должно превышать 8 часов в сутки и 48 часов в неделю. Сама же рабочая неделя осталась шестидневной с выходным в воскресенье. В Кодексе законов о труде 1918 года появились новые бонусы: ввели месячный оплачиваемый отпуск; сократили рабочий день до 6 часов в предпраздничные дни; установили, что между окончанием рабочего дня в субботу и началом в понедельник должно быть 42 часа.
Получалось, что по субботам рабочий день с учетом обеденного перерыва сокращался до 5 часов. Митинг в Петрограде (сейчас Санкт-Петербург), октябрь 1917 года. Архив Луганского областного краеведческого музея Впрочем тогда можно было вводить какие угодно законы. На деле фабрики и заводы практически не работали, а рабочих скорее агитировали идти воевать за советскую власть. Группа руководителей Госавиазавода № 12 (сейчас завод «Антонов») в Киеве, 1920 год. ЦГКФФА Украины им.Г.С. Пшеничного В конце 1920-х Сталин свернул Новую экономическую политику и объявил курс на индустриализацию. Тут-то и начались эксперименты с рабочей неделей и календарем. В конце августа 1929-го выходит постановление Совнаркома «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР». Суть идеи непрерывного производства была в том, что рабочая неделя стала пятидневной — четыре рабочих дня и один выходной. Работников предприятия или учреждения разбивали на пять групп по цветам: желтый, розовый, красный, фиолетовый и зеленый. У каждой группы был свой собственный выходной, отмеченный определенным цветом. Для рабочих даже выпускали специальные разноцветные табель-календари, которые вешали на стены рядом с обычным григорианским календарем. Группа рабочих кирпичного завода на Демеевке в Киеве, 1925 год. Участники конференции по вопросу награждения лучших ударников завода «Арсенал» в Киеве, 1929 год. ЦГКФФА Украины им.Г.С. Пшеничного В рамках этой идеи создали новый советский революционный календарь. Год разделили на 72 недели по пять дней в каждой. Еще пять дней оставалось на государственные праздники, которые не входили ни в какие недели. Рабочий день сделали семичасовым, как и обещали, но никто не ожидал такой путаницы с выходными. Несмотря на то, что их стало больше, не было ни одного дня отдыха, общего для всех. Если у родственников или друзей выходной приходился на разные дни пятидневки, то они не могли встретиться друг с другом. Поэтому выходные превращались в «какие-то фиолетовые пятые числа», реформа быстро стала непопулярной и от пятидневки решили отказаться. С 1931 года страну начали переводить на шестидневную рабочую неделю с пятью фиксированными днями отдыха в месяц и семичасовым рабочим днем. В каждом месяце выходными назначили 6, 12, 18, 24 и 30 числа. В феврале выходной переносился на 1 марта, а «не влезающие» 31 числа стали рабочими. Дни недели предлагалось называть «первый день шестидневки», «второй день шестидневки» и так далее. Ударник Харьковского завода сельхозмашин «Серп и молот» Фуников, 1932 год. Монтаж парогидравлических прессов на Луганском паровозостроительном заводе, 1932 год. Табель-календарь с расписанием выходных непрерывной рабочей недели, разным цветами обозначены выходные, осень 1929 года. ЦГКФФА Украины им.Г.С. Пшеничного; Архив Луганского областного краеведческого музея Эксперименты с революционным календарем продолжались. Попытались внедрить новое летоисчисление с точкой отсчета от 7 ноября 1917 года. В отрывных и перекидных календарях рядом с привычным григорианским годом печатали год «от социалистической революции» вплоть до развала СССР. Были идеи унифицированного календаря, где в каждом месяце, в том числе и в феврале, было по 30 дней. Также было предложение переименовать месяцы. По этому проекту только май сохранял старое название, остальные должны были называться в честь Ленина, Сталина, Маркса, Энгельса и других деятелей и событий. Крестьян все эти реформы по-прежнему не особо затрагивали, к этому времени они снова стали по сути крепостными при колхозах. К концу 1930-х уже и властям стало не до экспериментов с календарем и рабочей неделей — нужно было готовиться к большой войне. Конструкторы Киевского завода сельхозмашин «Красный экскаватор» работают в противогазах, 1936 год. В парткабинете Молотовского райкома (с 1957 года район переименован в Шевченковский) КП(б)У в Киеве, 1939 год. ЦКФФА им. Пшеничного; «Бабель»; ЦГКФФА Украины им.Г.С. Пшеничного В 1940 году вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о переходе на восьмичасовой рабочий день при семидневной рабочей неделе — шесть рабочих дней и один выходной. Отпуска отменялись, запрещалось увольняться по собственному желанию. Рабочие и служащие стали фактически крепостными на тех предприятиях, на которых их застал указ. Также появилась уголовная ответственность за «нарушение трудовой дисциплины», «выпуск недоброкачественной продукции», «мелкие кражи на производстве». Но особенно досталось прогульщикам. За опоздание на работу более чем на 20 минут можно было получить срок. А опоздать на работу было очень легко — общественного транспорта не хватало, поезда, трамваи и автобусы физически не могли вместить всех пассажиров, особенно в час пик. Людями приходилось гроздьями висеть на внешних поручнях. Даже поломка транспорта не считалась уважительной причиной. А все суды по этой статье проходили на местах в максимально короткие сроки — не более пяти дней. По оценкам исследователей, за время действия указа, с 1940 по 1956 год, по разным статьям осудили около 18 миллионов человек. Группа ударников судостроительного завода «Ленинская кузница» (сейчас завод «Кузница на Рыбальском») в Киеве, фото до 1941 года. Первый троллейбус, которые выехал на маршрут после освобождения Киева от немцеких оккупантов, ноябрь 1944 года. ЦКФФА им. Пшеничного; «Бабель»; ЦГКФФА Украины им.Г.С. Пшеничного К семичасовому рабочему дню постепенно добавлялся сначала один час, потом два, потом три. Со временем исчезает и единственный выходной. Вот как описывают этот период историки: «А рабочий день полнел и ширился: девятичасовой незаметно превратился в десятичасовой, потом — в одиннадцатичасовой. И разрешили сверхурочные работы: хочешь подработать — оставайся вечером. Правительство печатает деньги, раздает их любителям сверхурочных работ, а потом эти деньги оборонными займами обратно выкачивает из населения. И денег народу снова не хватает. Тогда правительство идет народу навстречу: можно работать без выходных. Для любителей. Потом, правда, это и для всех ввели — работать без выходных». С конца июня 1941 года согласно указу «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» уже все работали по семь дней в неделю. В марте 1944 года еженедельный день отдыха предоставили подросткам младше 16 лет. А в 1945 году отменили режим «военного времени» и вернулись к нормам 1940 года. Подросток на восстановительных работах в Ворошиловграде (сейчас Луганск), после 1943 года. Архив Луганского областного краеведческого музея В следующий раз трудовое право смягчили уже при Хрущеве, в 1956 году. Страна перешла на семидневную рабочую неделю с одним выходным днем и с семичасовым рабочим днем.
Также ввели дополнительный бонус — все рабочие дни в преддверии выходных и праздников сократили на два часа. И наконец в 1967 году, уже при Брежневе, произошла самая принципиальная из реформ. Седьмого марта 1967 года ЦК КПСС, Совет министров СССР и Центральный совет профсоюзов приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями» и соответствующий проект указа для Президиума.
Через неделю, 14 марта, Президиум Верховного Совета СССР этот указ одобрил. Так появилась привычная форма рабочего расписания: семидневная неделя с восьмичасовым рабочим днем и двумя выходными днями — суббота и воскресенье. Правда в некоторых учреждениях, например в вузах и школах, шестидневка сохранялась.
Полный ответ