Сколько Времени Ребенок Может Удерживать Внимание?

Сколько Времени Ребенок Может Удерживать Внимание
Развитие внимания у детей дошкольного возраста Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний, умений. Поэтому наряду с развитием эмоционального контакта ребенка со взрослыми необходимо с самого начала обучения проводить занятия (игры и упражнения), способствующие формированию внимания и запоминания.

Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели.

Следовательно, оно является непроизвольным. Ученые-психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание.

  1. Для того, чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.
  2. Если ребенка 4-5-летнего возраста просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет в состоянии произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.

Объем внимания детей дошкольного возраста невелик. Дошкольники сосредоточивают внимание на привлекательных картинках обычно на 12-20 секунд. Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

Причем, как отмечает Немов Р.С., разница в устойчивости внимания может достичь 1,5-2 раза. Изменяющийся в старшей и особенно в подготовительной группах режим жизни детей, увеличивающийся «вес» занятий, постепенно принимающих характер учебной деятельности, предъявляют новые и при этом повышенные требования к вниманию детей.

Воспитатели старшей и подготовительной групп, пытаясь поддержать неустойчивое детское внимание, проявляют большую изобретательность в том, чтобы сделать каждое занятие интересным. Широко используются разные виды наглядности, детям даются для работы индивидуальные наборы разных дидактических материалов.

Конечно, такое оснащение занятий повышает интерес к нему детей, и они охотно выполняют предъявляемые руководителем требования, сохраняя длительно устойчивость внимания. Но ведь в школе далеко не все элементы урока будут столь же интересными детям, им надо будет произвольно направлять свое внимание и заниматься порой совсем неинтересным делом, требующим, однако, длительного сосредоточения, например при писании букв и цифр, усвоении грамоты, слушании ответов товарища, многократно повторяющих одно и тоже правило, и т.д.

К этому детей надо готовить. Наблюдая занятия с детьми 6-7 лет и точно отмечая когда их внимание привлекается воспитателем, а когда эта сосредоточенность падает, выяснилось следующее: 1. Внимание 6-7-летнего ребенка может быть устойчивым в течение 25-30 минут и даже дольше, если он занят таким делом, которое требует его активного действия: рисование, конструирование, составление орнамента, подбор множеств, счет и др.

  • Труднее поддерживать устойчивость внимания при умственном действии без практической работы.
  • Однако, слушая читаемый им рассказ, смотря фильм, дети могут также долго сосредоточиваться на воспринимаемом содержании.2.
  • Особо важную роль играет такое занятие, где дети должны быть активными в решении каких-то задач.

Рассматривание картины может вызвать отвлечение внимания через 5-7 минут после начала занятия, если воспитатель удовлетворяется простым называнием детьми изображенных предметов. Но если он ставит более трудные задачи, которые требуют от ребят поисков, изучения, сопоставления разных частей картины, установления связи между элементами, обобщения, выводов, такая работа поддерживает внимание детей – оно приобретает устойчивость и силу сосредоточения.3.

Отрицательно действует на внимание детей чрезмерный объем даваемого материала. Если воспитатель на одном занятии использовал 3-4 картины, или разучил 2 новых стихотворения, или требовал вспомнить и зарисовать 2-3 сценки из просмотренного фильма, внимание детей рассеивается. Полученные впечатления сливаются в какой-то общий смутный образ.4.

Также легко нарушается хрупкое детское внимание из-за организационных и методических ошибок, нередко допускаемых воспитателями. Вот педагог объясняет детям, как надо расположить карточки с шарами, чтобы записать только что решенную всеми задачу. Дело трудное и новое.

  • Дети приступили к работе, и тут воспитатель дает громко дополнительные указания или, что особенно вредно, делает вслух замечания отдельным детям: «Коля, ну какую карточку надо положить сначала? Сколько у Саши было шаров?.
  • Ты не слушал?» Коля сбивается еще больше, теряют рабочую установку и другие дети.

Их внимание отвлечено громкими словами воспитательницы. Так же легко нарушается сосредоточенность внимания детей, если педагог не подготовился к занятию: ему нужно делать паузы, для того чтобы принести из шкафа дидактическое пособие или книгу, раздать листы детям и т.д.

  1. Пустые промежутки, длинные паузы, резкие громкие замечания и разные ненужные хождения по группе нарушают сосредоточенность детей на работе.5.
  2. Одно из наиболее частых причин отвлечения внимания детей, их рассеянности является их утомление.
  3. Длительное сохранение одной позы, однообразие выполняемых действий, скучные и ненужные повторения уже хорошо известного, вынужденное бездействие – все утомляет ребенка, и тем больше, чем он слабее, чем он менее привык к такой работе, утомляют ребенка и многие обстоятельства его жизни дома.

Если он долго вечерами сидит у телевизора или с гостями, укладывается спать поздно и недосыпает, а в выходные дни его нервная система перегружается сильными впечатлениями – от кино, музеев, того же телевизора,- ребенок очень устает. Его утомление сказывается, как и у взрослого, прежде всего на внимании.
Полный ответ

Сколько времени ребенок может концентрировать внимание?

Каждая мама с нетерпением ждет момента, когда малыш сможет тихо поиграть хотя бы 10 минут, спокойно съесть обед или просто дослушать сказку до конца. К сожалению, полезный навык концентрации появляется у детей гораздо позже, чем нам бы хотелось. Разумеется, есть малыши, которые с интересом могут строить пирамидку, рисовать или катать машинки по полчаса и в 1,5 года, но это скорее исключение из правил.

По данным разных исследований дети в возрасте 1,5-2 лет в среднем могут сосредотачиваться не дольше чем на 3-5 минут. Скачок развития внимания происходит около 4 лет, когда ребенок начинает концентрироваться на задаче по 15-20 минут. Значит ли это, что нужно расслабиться и спокойно ждать пока ребенку исполнится 4? Нет, имеет смысл создать правильные условия и попробовать некоторые приемы для развития концентрации уже в возрасте 1-1,5 лет.

Ведь во многом именно от усидчивости и способности сосредотачиваться будут зависеть успехи ребенка в обучении.
Полный ответ

Сколько минут младший школьник может удерживать внимание?

Развитие внимания детей младшего школьного возраста Для любой деятельности ребенка, будь то учебная, познавательная или игровая деятельность, необходимым условием является внимание. Без внимания ребенок не может самостоятельно выполнить задание или поручение взрослого.

  1. Внимание – концентрация сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов.
  2. Выделяют три вида внимания: непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и послепроизвольное.
  3. Только умелое чередование активизации произвольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий уровень продуктивности занятий.

Часто родители жалуются именно на отсутствие внимания у своих детей. Принято различать следующие виды невнимания: Истинное невнимание — когда человек не может сконцентрироваться ни на чем конкретном. Такой вид рассеянности возникает при долгой монотонной работе, сильной усталости, недостатке сна.

  • Может быть симптомом клинической депрессии.
  • Мнимая рассеянность — наоборот, следствие чрезмерной концентрации на чем-то одном.
  • При этом человек плохо контролирует остальные свои действия и не замечает, что происходит вокруг.
  • Мнимую рассеянность делят на так называемую «профессорскую», когда мысли заняты сложными построениями, и «поэтическую», мечтательную.

К этому же виду относится полная фокусировка на внешнем объекте, из-за чего человек не замечает, что происходит вокруг. Ученическая рассеянность — неспособность удерживать внимание на одной задаче сколько-нибудь продолжительное время. Так называемый СРВ — синдром рассеянного внимания (или дефицита внимания) у детей относится именно к этому виду и часто связан с повышенной подвижностью и гиперактивностью.

Приблизительно 5% детей ставится диагноз СРВ. Синдром рассеянного внимания у детей может корректироваться специальными упражнениями на концентрацию, решением логических задач и головоломок. Очень важно установить четкий распорядок дня, выделить достаточно времени для отдыха и физической активности. Основной причиной отсутствия внимания, если нет психопатологий, для детей является пониженный интерес к занятиям.

Поэтому, прежде, чем начать лечение медпрепаратами, имеет смысл попытаться найти индивидуальный подход, при котором ребенок будет заинтересован в учебе и занятиях и сам захочет сконцентрироваться на них. Старческая рассеянность характеризуется пониженной способностью к переключению внимания, но концентрация на объекте при этом слабая.

  1. Мотивированно-обусловленная рассеянность — когда человек избегает концентрации внимания на неприятных или сложных задачах.
  2. Такое расстройство внимания, по мнению психологов, происходит от страха и стремления избежать его переживания.
  3. Почему дети отвлекаются? В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому младшие школьники часто отвлекаются.

Кроме того, устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Дети 7-8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10-15 минут. Многие проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы связаны с физиолого-психологическими особенностями развития детей данного возраста.

общее ослабление нервной системы (неврастения); ухудшение состояния здоровья; физическое и умственное переутомление; дисбаланс полезных веществ в организме; угнетенная иммунная система; наличие тяжелых переживаний, травм; эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных); нарушения режима занятий и отдыха; нарушения дыхания (хронические простуды, аденоиды вызывают нарушения дыхания; ребенок дышит ртом, поверхностно, неглубоко, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность и концентрацию внимания); чрезмерная подвижность.

Как развить внимание у школьника? Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у детей данного возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны.

  • Но строить обучение только на непроизвольном внимании невозможно.
  • Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления, более того – сами эти психические процессы «включаются» только, если возникло внимание.
  • Внимание не имеет собственного содержания, а является обязательной частью других психических процессов.

Таким образом, невозможно в чистом виде работать над развитием внимания. Однако можно развивать свойства внимания: объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость, концентрацию. Как помочь ребенку? Для тренировки этого психологического процесса у любимого чада родителям необходимо:

использовать при упражнениях хобби и увлечения ребенка; демонстрировать эмоции (удивление, радость, восторг); делать занятия для коррекции внимания у младших школьников интересными, неожиданными, оригинальными (в виде игр); выполнять упражнения регулярно и постоянно (дома, на прогулке); запастись терпением и ни в коем случае не ругать ребенка в случае неудачи, но хвалить. помогать ребенку, используя витаминно-минеральные комплексы. иммуностимуляторы растительного происхождения.

Читать подробнее: Развитие внимания детей младшего школьного возраста
Полный ответ

Сколько длится произвольное внимание?

Функции и виды внимания — Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми является природное и социально обусловленное внимание, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание. По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя. Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать.

  1. Примерно через 20 минут человек утомляется, используя этот вид внимания.
  2. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию.
  3. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание.

Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого. Но возможен и такой случай, когда произвольное внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется.

Это бывает, если человек увлечен работой. Такое внимание называется послепроизвольным. По своим психологическим характеристикам послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенное отличие. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности.

При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Послепроизвольное внимание может длиться часами. Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены взаимными переходами и опираются один на другой.

  • Природное внимание дано человеку с самого его рождения, в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
  • Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов — детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
Полный ответ

В каком возрасте ребенок способен удержать двухканальное Вниманиена короткое время?

Формирование внимания ребенка — По мнению психологов, существует 6 стадий формирования внимания у детей: Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.

  1. Вторая стадия – стадия фиксированного внимания.
  2. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием.
  3. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются.
  4. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит.

Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой. Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.

Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним. Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания.

Читайте также:  Как Сделать Так Чтобы У Ребенка Появился Интерес К Учебе?

От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал.

В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.
Полный ответ

Почему ребенок не может сосредоточится?

Что происходит с ребенком — Прежде всего стоит подчеркнуть, что СДВ – это не результат плохого воспитания или бесконтрольного просмотра мультиков. Причиной такого состояния являются отклонения в работе головного мозга, а точнее – дефицит гормонов норадреналина и дофамина в некоторых долях мозга.

  • Это нарушает передачу нервных импульсов, из-за чего ребенку становится сложно сосредоточиться, появляются трудности с запоминанием информации.
  • Изменения касаются и поведения – часто у таких детей повышается двигательная активность, им сложно усидеть на месте.
  • Дети с СДВ не могут «потерпеть», если нужно подождать каких-то удовольствий, они перебивают взрослых, выкрикивают ответы с места.

Иногда это состояние усугубляется заниженной самооценкой, хотя дети задирают сверстников, выглядят слишком уверенными в себе. Причины, которые провоцируют этот синдром, разнообразны: от курения мамы во время беременности до различных травм или врожденных особенностей. Сколько Времени Ребенок Может Удерживать Внимание Синдром дефицита внимания «мешает жить» и ребенку, и окружающим его людям. Помощь должна быть комплексной, и обычно она состоит из коррекции поведения ребенка, выполнения специальных упражнений на повышение концентрации внимания, приема лекарственных препаратов.

  • Современные исследования показывают, что седативные средства – это способ избавиться от проявлений СДВ, но не от его причины.
  • Чтобы окончательно победить синдром, нужно отрегулировать работу головного мозга, и первое, на что стоит обратить внимание – это коррекция рациона.
  • Детям, которые не могут сосредоточиться, советуют почаще есть морскую рыбу или принимать добавки, в которых содержится ДГК – жирная кислота, которую относят к омега-3.

Исследования детей с СДВ показали: прием ДГК положительно влияет на их состояние. И содержится она в мышцах морской рыбы или специальных диетических комплексах. Прием омега-3 помогает детям сосредоточиться, уменьшает проявления СДВ, улучшает координацию движений, повышает обучаемость (особенно это касается навыков письма и чтения).

Очень эффективным оказалось сочетание омега-3 и антиоксидантов – после полугодового приёма симптомы дефицита внимания у детей проявляются в гораздо меньшей степени. Причина, по которой омега-3 так положительно влияет на детский мозг, проста: эти ПНЖК входят в липидный слой клеточных мембран и «отвечают» за передачу нервных импульсов.

Таким образом, омега-3 помогает избавиться не только от проявлений синдрома дефицита внимания, но и от ряда причин, которые его вызывают. Сколько Времени Ребенок Может Удерживать Внимание
Полный ответ

Какое внимание в младшем школьном возрасте?

1. В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание, Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Реакция на все новое, яркое необычно сильна в этом возрасте.

Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Все внимание направляется на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность.

Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее.2. Объем внимания младшего школьника меньше (4-6 объектов), чем у взрослого человека (6-8), распределение внимания — слабее. Свойственно неумение распределить внимание между различными символами, объектами восприятия и видами работ.3.

Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.4.

Одной из особенностей внимания, которую также необходимо учитывать, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой.5. Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание.

  1. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и высокой мотивации,
  2. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьма непродолжительное время (15-20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения.

Взрослый должен организовывать внимание ребенка следующим образом: – при помощи словесных указаний — напоминать о необходимости выполнять заданное действие; – указывать способы действия (Возьми альбом, красным карандашом в левом верхнем углу рисуй кружок) – учить ребенка проговаривать, что и в какой последовательности он должен будет исполнять.

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Вступление. Мотивация к занятию Презентация, Слайд 1. Тренинг – настрой в начале занятия Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Слова произносятся негромко, но быстро.
Слайд 2. – Давайте вспомним отрывок из стихотворения С. Маршака: Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки – Оказалось это брюки Вместо шапки на ходу Он надел сковороду, Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки Ученики выразительно читают отрывки стиха
Слайд 3. – Какого человека мы называем рассеянным? – Подберите синонимы к данному слову. Ученики отвечают на вопрос, подбирают синонимы к слову: рассеянный: беспамятный забывчивый невидящий невнимательный несобранный отсутствующий разиня задумчивый
2. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности» Слайд 4. – Попробуем заглянуть в сундучок и определить способность человека

  • без него невозможно отличить правый ботинок от левого;
  • оно заставляет поворачивать голову на внезапный звук;
  • оно помогает не заблудиться в лесу;
  • к нему всегда призывают взрослые;
  • без него рискованно переходить дорогу;
  • без него не заметишь, что другому человеку нужна помощь;
  • без него не соберешь конструктор;
  • без него невозможно запомнить правило, стихотворение, решить задачу;
  • без него никуда.
Из сундучка ученики достают листочки, на которых записаны определения способности человека.
– Догадались, какая это способность человека? Ответ учеников: это – внимание.
Слайд 5. – Определим тему классного часа. Тема: «Мой помощник – внимание».
Слайд 6. – Поставим цели урока. Что хотим узнать, о чём услышать и научиться. Цели: развивать своё внимание, учиться быть внимательным, упражнения для развития внимания школьника.
Слайд 7. – Посмотрите на доску. Что на ней нарисовано? – Да, мишень. Ее изображают в виде концентрических окружностей. Они сосредоточены, сконцентрированы вокруг центра. Стрелок старается попасть в центр мишени, а мы стараемся сосредоточить свое внимание на чем-то. Ответ учеников: мишень.
Слайд 8. – Внимание – это умение собирать, концентрировать свои мысли. Но, как видим, не всегда это у нас получается. – Что же мешает нам сосредоточиться? Ответ учеников:

  • Думаю о посторонних предметах.
  • Иногда настроение плохое мешает.
  • Отвлекает шум на улице или в коридоре.
– Мы видим, что удерживать внимание иногда очень нелегко. – Как же можно бороться с этими врагами на уроках? Ответ учеников:

  • Выбросить весь мусор из головы и слушать только учителя.
  • Сжать руки в кулаки, чтобы ничего не трогать.
  • Не смотреть по сторонам.
  • Не прислушиваться к шуму за окном.
  • Не мечтать о том, что ты будешь делать после школы.
  • Нужно заставлять себя не отвлекаться, хотя это очень трудно.
– Ребята, внимание – это очень важное качество человека. От него зависит успех в любом деле. – Сегодня мы узнаем, как развивать внимание. Это можно делать буквально играючи.
3. Игровой блок Слайд 9. – Игровое упражнение «Мгновенная фотография» – За одно мгновение, за одну короткую вспышку света наш мозг способен воспринять (увидеть, понять, обработать) огромный объем информации. – Посмотрите на картинку в течение 3-5 секунд. (Показывает любую картинку или предмет с крупными яркими деталями.)
Слайд 10. – А теперь запишите на листах бумаги, какие детали вам врезались в память. Дети пишут в течение 1-2 минут.
Слайд 11. – Посчитайте количество деталей, которые вы заметили по критериям. Это объем вашего внимания. Самооценка выполненной работы по критериям: >7 деталей – отличный результат, 5-6 деталей – хороший результат, <5 деталей – нужно работать над своим вниманием
Слайд 12. – Игровое упражнение «Треугольники и круги» – А теперь я приглашаю к доске того, кто умеет делать несколько дел одновременно. – Попробуйте нарисовать на доске правой рукой пять треугольников, и одновременно левой рукой – 5 кругов. – А вы, ребята (обращается к классу), попробуйте сделать это на листах бумаги. Но старайтесь, чтобы у треугольников были острые уголки, а окружность была плавной. На это вам дается 1 минута. Выходят 2-3 ученика, они рисуют фигуры на доске. Остальные дети пытаются нарисовать фигуры на листах бумаги.
– Это упражнение учит нас распределять внимание и концентрировать его на 2 объектах. Самооценка выполненной работы по критериям: Если вы сумели нарисовать за 1 минуту 5-7 пар фигур, это хороший результат.
Слайд 13. Игровое упражнение «Спрятанные имена» – А теперь упражнение на концентрацию внимания. На доске написаны 4 предложения. Среди букв в каждом предложении спрятаны имена мальчиков и девочек. Попробуйте отыскать эти имена за 1 минуту. Пример: «.принес ко фе дя де». (Федя) В течение 1 минуты дети анализируют предложения.
– А теперь ответьте на мои вопросы к этим предложениям: 1. Кто же сказал про свист соловья в листве? (Вера.) 2. Кто пел песни на сцене? (Нина.) 3. Кто купил тетради малышам? (Дима.) 4. Кто сказал о лисе, которая ищет зайца? (Саша.)
  1. «В густой лист ве ра здается свист соловья», – сказала.
  2. .пела пес ни на сцене
  3. .купил тетра ди ма лышам.
  4. «Ли са ша рит по кустам в поисках зайца», – сказал.
Слайд 14. Игровое упражнение «Смотреть и видеть» – И ещё одно задание на внимательность. Ребята, вы уже лет учитесь в одном классе. Каждый день смотрите друг на друга. Но умеете ли вы видеть? Сейчас мы это проверим. – Я приглашаю к доске двух соседей по парте. Кто из вас более внимательный? Итак, вопросы: 1. Какого цвета глаза у твоего соседа? 2. Какого цвета волосы? 3. Есть ли на лице у него родинки? 4. Есть ли у него сегодня сережки (колечки, ремешок на брюках)? 5. Есть ли у него сегодня на руках часы? 6. В какой обуви он пришел сегодня в класс? 7. Есть ли карманы на одежде, сколько их? 8. Какого цвета блузка (рубашка, брюки, кофта)? 9. Какая у него прическа сегодня? На примере этого упражнения вы смогли сами убедиться, как нам не хватает внимательности и наблюдательности, чтобы не только смотреть, но и видеть друг друга. Выходят два ученика – соседи по парте. Один разворачивается спиной к соседу и отвечает на вопросы учителя и одноклассников. Это упражнение можно повторить с другой парой соседей по парте.
4. Игровая пауза. «Кросс» Слайд 15. – Ребята, нельзя перегружать внимание. Во время работы обязательно нужно делать небольшие перерывы и переключаться на что-то другое. – Мы переключимся на игру «Кросс». – Встаньте, выйдите из-за парт. – Я буду быстро называть препятствия, а вы должны показать, как вы будете их преодолевать. – Знакомит с препятствиями. Учитель вразброс называет препятствия. После игры учитель предлагает всем вновь занять свои места. Кросс – это бег по пересеченной местности. У нас препятствия будут такие: горы – поднимаем руки вверх; ямы – опускаем руки вниз; вода – плывем; лесная чаща – наклоняемся вперед, чтобы ветки не поцарапали лицо. Дети выполняют движения в течение 3 минут под музыку.
5. Конкурс «Профессия – детектив» Слайд 16. – Ребята, мы сегодня говорим о внимании. Но есть такие профессии, в которых внимательность и наблюдательность – это самые необходимые профессиональные качества. – Какие же это профессии? – Да, люди данных профессий должны обладать обостренным вниманием. Буквально по одному взгляду на человека детектив может рассказать о нем очень много. – Недаром Шерлок Холмс говорил, что наблюдательность – это его вторая натура. А теперь мы проверим, есть ли среди нас будущие детективы? Ответы учеников: врач, учитель, шофер, милиционер.
– Начинаем конкурс «Профессия – детектив». Сейчас к доске выйдет (имя девочки). Вы посмотрите на нее внимательно в течение 1 минуты. Потом девочка выйдет в коридор и внесет семь изменений в свою внешность. После этого она вернется в класс, и вы вновь на нее посмотрите в течение 3 минут. Вы должны будете найти эти изменения в ее внешности и записать все, что вы заметили, на листочке бумаги. На позу и выражение лица девочки внимания не обращаем. – Ну, что ж, даю слово тем, кто обнаружил все 7 изменившихся деталей внешности (имя девочки). Договориться с одной ученицей о том, что она в течение 3 минут изменит внешность. Сначала она предстанет перед ними в одном виде, затем, выйдя в коридор, внесет семь изменений в свою внешность: расстегивает пуговицы, меняет ленты, прячет воротничок блузки, надевает или убирает ремешок, берет в руку платок. Дети смотрят на девочку, вернувшуюся в класс, записывают изменившиеся детали.
– Ну вот, оказывается, детективов у нас в классе много. Это (фамилии учеников). Ученики читают свои записи, девочка оценивает их ответы. Молодцы!
6. Домашнее задание Слайд 17. – Наш классный час подходит к концу. Но развивать свое внимание вы можете каждый день: на уроках и переменах, на улице и дома. Вообще, развивать себя – это очень увлекательное занятие. Награда за него – это успех и уверенность в себе. Домашнее задание: Найдите дома интересные задания, игры, упражнения для развития внимания.
7. Подведение итогов (рефлексия) – Как вы считаете, ребята, будет ли для вас какая-нибудь польза от нашего классного часа? – Что вы почувствовали, выполняя упражнения на развитие внимания? – Оцените свою работу на занятии по критериям «Светофор». – Желаю вам, ребята, успехов! Слайд 18. – Спасибо за внимание! Ученикам предлагается оценить информацию, полученную на занятии одним из трех кружков красного, жёлтого, зеленого цвета по критериям «Светофор»:

  • красный цвет – «мне на занятии было не интересно»;
  • жёлтый цвет – «считаю информацию, полученную на занятии недостаточно полезной»;
  • зеленый цвет – «считаю информацию, полученную на занятии интересной и очень полезной».

Полный ответ

Как развивать внимание у младших школьников?

Как формируется внимание у детей — Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз; опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов); отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений); чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Читайте также:  Что Делать Если Всему Классу Не Нравится Учитель?

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.
Полный ответ

Как долго подросток может удерживать высокую интенсивность внимания?

В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому младшие школьники часто отвлекаются — В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Недостатки непреднамеренного внимания заключаются в том, что оно прекращается по окончании вызвавших его раздражителей.

  1. Кроме того, устойчивость произвольного внимания у школьников кратковременна.
  2. Дети 9-11 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10 — 15 минут.
  3. Экспериментально доказано, что школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7 — 8 упражнений, даже если на это планировать 8 — 10 минут.

Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. Следовательно, учитель физической культуры, работающий со школьниками младших классов, в первую очередь должен: не затягивать выполнение любого упражнения, давать ученикам минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки, больше показывать их.
Полный ответ

Какой вид внимания преобладает у детей 6 7 лет?

Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста

  • Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста
  • Автор статьи: Новотельнова Ольга Михайловна Место работы: Студентка группы 61/в
  • Аннотация: В статье рассматриваются условия и содержание развития внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста в трудах российских ученых.
  • Ключевые слова: Внимание, память, развитие, произвольное внимание, дошкольный возраст.

Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебной.

Рассмотрим условия и содержание развития внимания и памяти старших дошкольников. Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения, В старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания.

Рассмотрим динамику развития свойств внимания у детей дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем внимания: дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами. У старших дошкольников возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка.

Но у детей старшего дошкольного возраста еще слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение. Это связано с отсутствием опыта в каком – либо виде деятельности, Исследования С.Л. Рубинштейна на устойчивость внимания дошкольников показали, что её рост особенно интенсивен от трёх до семи лет.

Основной особенностью детей старшего дошкольного возраста является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Но по сравнению с младшим дошкольным возрастом, устойчивость внимания в период старшего дошкольного возраста увеличивается в два раза.

  • Так у годовалого ребёнка наибольшая длительность игр – 14 минут, в возрасте трёх лет – 27 минут, а у шести-, семилетнего ребёнка продолжительность игры может достигать часа и дольше, продолжительность образовательной деятельности – 30 минут.
  • Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов,

Наблюдение над отвлечениями ребёнка от игры так же показали быстрый рост концентрации внимания в старшем дошкольном возрасте. Так в то время, как у трёхлетнего ребёнка в течение 10 минут было зафиксировано три отвлечения, у пятилетнего – их было меньше двух, а в возрасте семи лет – только одно отвлечение.

Количество ошибок при выполнении задания снижается до 10 и менее. Развитие внимания старших дошкольников связано с тем, что изменяется организация их жизни, они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную), Внимание ребёнка в период дошкольного детства отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями.

В начале дошкольного возраста (2-3 года) у ребёнка преобладает непроизвольное внимание, к 5-7 годам проявление внимания носит произвольный характер. Следует отметить, что, начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способны удерживать внимание на действиях, начинающих приобретать для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа),

Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам. К концу дошкольного возраста у детей способность произвольного внимания начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием успешной организованной учебной деятельности. Нужно сказать, что сам процесс получения знаний у детей старшего дошкольного возраста способствует быстрому росту произвольного внимания, развивающемуся у них, главным образом, на основе возникновения интересов, в частности интереса к учебной деятельности.

Развитие познавательных способностей ребёнка, тренировка сосредоточенной деятельности ребёнка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности.

  • Общий психологический склад личности в значительной степени зависит от состояния процессов возбуждения и торможения.
  • Если в раннем детстве возбудительные процессы нередко преобладают над процессом торможения, то у детей старшего дошкольного возраста возбуждение и торможение в коре головного мозга сменяются довольно быстро.

В этом возрасте обуславливается наличие у ребёнка довольно сильного рефлекса на всё новое. Как отмечает В.С. Мухина, если в младшем дошкольном возрасте для привлечения внимания имеет значение качество раздражителя (сила, яркость и т.д., то у старших дошкольников всё больше значение имеет соответствие объекта внимания их внутреннему состоянию и прошлому опыту.

Следует согласиться с П.Я. Гальперины, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью, которая приобретает планирующую функцию. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребёнок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания.Л.С. Выготский отметил, что «с самых первых дней жизни ребёнка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание.

  1. Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своим яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребёнка.
  2. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов – указаний, направляющих непроизвольное внимание»,
  3. Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С.

Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребёнку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы – указания; затем ребёнок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е.

  • Обращая внимание взрослых на интересующий его предмет»,
  • Универсальное средство организации внимания – речь взрослого.
  • Первоначально взрослый организует внимание ребёнка при помощи словесных указаний, позднее, ребёнок сам начинает обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание.

Первоначально процесс произвольного внимания, направляемого речью взрослого, является для ребёнка скорее процессом внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребёнок переходит к саморегуляции поведения, т.е.

  1. Внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребёнка. В старшем дошкольном возрасте внимание имеет ряд особенностей, значение и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.
  2. Качественно высокий уровень развития внимания в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определённые предметы, явления, удерживаться на них, т.е. возникает произвольное внимание.
  3. Особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребёнка. Управляемое целенаправленное поведение, каким является волевое, характеризуется, прежде всего, неуклонным следованием к цели при наличие трудностей на пути её достижения.
  4. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют внимание. Руководя вниманием ребёнка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием,
  5. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте:
  • значительно возрастает его концентрация, объем;
  • внимание неустойчиво;
  • слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение;
  • складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

6. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста тесно связано:

  • с развитием речи;
  • с пониманием значения предстоящей деятельности;
  • осознанием её цели;
  • с освоением норм и правил поведения;
  • с становлением волевого действия;
  • со способностью сосредоточиться на действиях, которые имеют для них интеллектуальное значение.

Экспериментальные исследования особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, с использованием методик «Расставь точки» А.Л. Венгера, «Шифровка» Д. Векслера, «Корректурные пробы» Б. Бурдона выявили ряд особенностей, характеризующих внимание детей данного возраста. Анализ полученных результатов, позволил сделать выводы:

  • У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания, ребенок способен безошибочно воспроизвести 5-6 предметов или явлений.
  • У детей старшего дошкольного возраста наблюдается высокий уровень концентрации внимания, развивающийся на основе мотивации и возникновения интереса к учебной деятельности.
  • У детей старшего дошкольного возраста еще слабо развиты такие свойства внимания, как переключение и распределение, что связано с отсутствием опыта в данном виде деятельности и недостаточно сформированными волевыми качествами. Способность к переключению и распределению внимания формируется в процессе практической деятельности, путем упражнения и накопления соответствующего опыта.
  • Внимание у детей старшего дошкольного возраста еще неустойчиво и имеет тенденцию к понижению при продолжительной работе. Это объясняется особенностью нервной системы детей данного возраста и быстрой утомляемостью.
  • Когнитивные способности у девочек выше, чем у сверстников мальчиков.

В этом возрасте наблюдается качественно высокий уровень развития внимания, обусловленный тем, что дети начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, следовать поставленной цели задания, т.е.

возникает произвольное внимание, С раннего детства процесс памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно заменяется логической. Во- вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных механических приемов и средств.

В — третьих, непроизвольное запоминание, доминирующие в детстве, у взрослого человека превращается в непроизвольное. Память, как особый психический процесс, не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере созревания его мозга, в процессе его развития под влиянием условий жизни, воспитания и обучения.

  • Память теснейшим образом связана с личностью, её* внутренним миром, интересами, образом жизни, поэтому развитие памяти происходит вместе с развитием всего индивидуально-психического обмена человека.
  • У детей 5—7 лет преобладает непроизвольная память, при которой отсутствует сознательно поставленная цель.

Память ребенка этого возраста — это его интерес. Ребенок легко и надолго запоминает то, что вызвало у него непосредственный интерес, что привлекло его своей яркостью, необычностью, то, с чем ребенок непосредственно действовал (конструировал, перекладывал),

Если предметы при этом еще и называются, то эффективность запоминания значительно увеличивается, Психолог П.И. Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание у детей 5—7 лет, установил, что продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (например, придумывание слов, установление конкретных связей и т.д.),

Но механизмы памяти детей этой возрастной группы не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К 6—7 годам в жизни ребенка появляется важное психологическое новообразование, дети овладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память.

  • характерно отсутствие вычленения цели запоминать или припоминать;
  • наличие данной цели, но без применения каких-либо способов, направленных на ее осуществление;
  • наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого. Дети 6—7 лет достигают второго и третьего уровня развития памяти,

Следовательно, дети этой возрастной группы уже достаточно хорошо могут выделить цель запоминания. Это происходит только в том случае, когда ребенку создаются условия, требующие от него активного запоминания и припоминания. Но одного этого недостаточно.

Запоминание детей этой возрастной группы должно быть чем-то мотивировано. Экспериментальным путем была выявлена зависимость вычленения мнемической цели от вида деятельности, которую выполняет ребенок. Оказалось, что наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной памяти являются игровая деятельность и выполнение ребенком поручения взрослого.

Важным показателем развития произвольной памяти является не только умение поставить цель запоминания и припоминания, но и проконтролировать ее выполнение. Психологами было установлено, что к 6 годам возможности самоконтроля в процессе запоминания значительно увеличиваются.

  • Большая часть детей этого возраста успешно использует самоконтроль при запоминании наглядного и словесного материалов.
  • Это очень важно в дальнейшем для успешного овладения учебной деятельностью.
  • В основе перехода от непроизвольного к произвольному запоминанию лежит повышение регулирующей роли второй сигнальной системы (речи) в поведении ребенка.

Дошкольник постепенно научается подчинять свои действия указаниям взрослого, в частности, его требованиям запомнить тот или иной материал. Но необходимо, чтобы выполнение словесного требования запомнить или припомнить тот или иной материал получило подкрепление, приводило к достижению важного для ребенка результата.

  • Количественные характеристики мнемической деятельности детей 5—7 лет достаточно высоки,
  • Большую роль в развитии памяти у ребенка 5 — 7 лет играют слуховые и зрительные впечатления.
  • Но следует учитывать и то, что двигательные впечатления продолжают существенно влиять на формирование таких навыков, как бег, прыжки.

Ребенок учится умываться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. В дальнейшем работа двигательной памяти становится более сложной, Высокой степени развития достигает у детей эмоциональная память. Но ребенок запоминает не вообще чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, т.е.

  • Эмоциональная память неотделима от образной, наглядной.
  • У детей этого возраста сильно развито механическое запоминание.
  • Однако детям 6—7 лет доступно не только механическое запоминание, но и элементы логического.
  • Этот вид памяти проявляется в том случае, если содержание запоминаемого материала понятно детям.

Ребенок 6 — 7 лет воспроизводит в среднем из 10 хорошо знакомых слов — 4—8, а из 10 незнакомых всего 1 — 2 слова. Основную роль в развитии логической памяти играет процесс обучения. Дети этого возраста могут овладеть приемами логического запоминания: смысловым соотнесением и смысловой группировкой.

  • 1-й этап — практического действия (дети учатся раскладывать картинки по группам) ;
  • 2-й этап — речевого действия (после предварительного ознакомления с картинками ребенок должен рассказать, какие из них можно отнести к той или иной группе) ;
  • 3-й этап — умственного действия (на этом этапе распределение картинок по группам осуществляется ребенком в уме, затем он называет группу),

Подводя итог, отметим особенности развития памяти у детей дошкольного возраста:

  • преобладает непроизвольная образная память;
  • память все больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
  • словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет познавательную деятельность ребенка;
  • складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции процесса запоминания сначала со стороны взрослого, а затем и самого ребенка;
  • формируются предпосылки для овладения логическими приемами запоминания;
  • развитие памяти включается в развитие личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воротилина А.А. Образная регуляция тревожности студентов (анализ тренинга) // NB: Психология и психотехника. — 2013. -№ 6.-С.45-65.
  2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред.Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Рубинштейн С.Л. Краткий словарь психологических понятий.М.: Педагогика, 1996. -180с.
  4. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей// Дефектология.1971. №6.С.15–19
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. -Санкт-Петербург: Союз, 2006.С.112.
  6. Выгодский, Л.С. Вопросы детской психологии. – Спб.: Союз, 2011.
  7. Выгодский, Л.С. Собрание сочинений.т.5. – М.: Педагогика, 2012.
  8. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
  9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.С.460
  10. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей// Дефектология.1971. №6.С.15–19
  11. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М.: Изд. АПН РСФСР. — М.: 1961.
  12. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч.2, — М.: 1981
  13. Гальперин П.Я. К проблеме внимания// Хрестоматия по вниманию/ Под
Читайте также:  Как Улучшить Концентрацию Внимания У Детей?

ред.А.Н. Леонтьева и др.М., 1976.С.220–228. Читать подробнее: Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста
Полный ответ

Какое внимание у детей 4 5 лет?

Развитие внимания у детей 4–5 лет в процессе дидактической игры

  • Анна Шестопалова Развитие внимания у детей 4–5 лет в процессе дидактической игры
  • Дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека,
  • Проблема развития внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов, что обуславливает ее актуальность.

В настоящее время хорошо известно, насколько сложна и объемна школьная программа, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен, Развитие познавательных способностей ребенка, тренировка сосредоточенной деятельности ребенка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства.

  • Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений.
  • Несформированность произвольного внимания, малый объём, слабая переключаемость с одного объекта на другой, говорят о том, что этот вопрос очень актуален и требует большой работы по его развитию,

Внимание — это способность человека сосредотачиваться на определённых объектах и явлениях. Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса, Произвольное внимание – процесс, направленный на контроль деятельности, поддержание устойчивой избирательной активности.

  • В дошкольном возрасте преобладающим является непроизвольное внимание, произвольное только начинает формироваться.
  • Характерной особенностью внимания ребенка среднего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам.

К 5 годам отмечается появление способности направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого. В этом возрасте начинают складываться элементарные формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства),

Произвольное внимание в этом возрасте начинает свое интенсивное развитие, В возрасте 5 лет развиваются все свойства внимания : концентрация, объём, продуктивность, устойчивость, распределение, переключаемость. Для эффективного развития произвольного внимания в данном возрасте большое значение имеет помощь взрослого, тренировка всех свойств внимания ребенка, поиск оптимальных средств его развития,

Мы выделили факторы, представленные В.С. Мухиной, влияющие на развитие внимания : интерес к деятельности; понимание конкретной цели деятельности; стремление к достижению результата; организованность процесса ; создание благоприятных условий. По мнению отечественных психологов Л.С.

  1. Выготского, А.Н.
  2. Леонтьева, С.Л.
  3. Рубинштейна и других движущими силами развития психических процессов ребёнка являются обучение и деятельность (3; 4; 5; 6),
  4. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, так как именно в связи с её развитием происходят качественные изменения в психике ребёнка.

Особое место в дошкольной педагогике и психологии отводится дидактической игре как наиболее доступному, интересному и в то же время эффективному средству обучения детей, В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и кончая самыми сложными.

Использование дидактических игр как средства обучения детей-дошкольников определяется рядом причин : игровая деятельность – ведущая в дошкольном возрасте, игровые формы и приёмы – это наиболее адекватный путь решения задач обучения и развития детей ; дидактическая игра – своеобразная подготовка к включению старших дошкольников в учебную деятельность; игра создаёт «зону ближайшего развития ребёнка » ; имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преобладанием наглядно-образного типа мышления, и дидактические игры, как нельзя лучше, способствуют развитию у детей всех психических процессов ; у дошкольников ещё недостаточно сформирована познавательная мотивация, а дидактическая игра способствует развитию интереса детей к обучению и освоению новых знаний.

Посредством дидактической игры можно развивать внимание дошкольников, В ходе системы дидактических игр на совершенствование внимания необходимо развивать все его свойства и характеристики. Большое количество дидактических игр представлено в работах А.К.

  • Бондаренко, Ф.Н.
  • Блехер, Е.И.
  • Тихеевой, Б.И.
  • Хачапуридзе и других.
  • Однако в литературе сравнительно мало дидактических игр, конкретно направленных на развитие произвольного внимания дошкольников,
  • Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
  • Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение : игра для них — учеба, труд, серьезная форма воспитания.

Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом,

  1. Внимание протекает слитно с восприятием, памятью и мышлением, обуславливая их и обуславливаясь ими.
  2. Отсюда вытекает личностный характер внимания : недаром усидчивость и усердие, как черты личности, как правило, взаимосвязаны с устойчивостью и интенсивностью внимания,
  3. Развивая процесс внимания, мы воздействуем и развиваем и остальные психические процессы, развиваем все познавательные способности ребёнка, формируем личность ребёнка.

Что имеет огромное значение для становления личности ребенка. Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.

  • Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е.
  • Основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и в игровую деятельность одновременно ( дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила).
  • В своей работе мы учитывали принципы педагогики : систематичность; последовательность (от простого к сложному) ; доступность; отбор содержания игр в соответствии с целями развития свойств произвольного внимания ; учёт возрастных особенностей детей ; закрепление полученных знаний и навыков в свободной деятельности с воспитателями группы.

Игры были направлены на развитие различных свойств внимания, Игра «Что изменилось?», Цель : развитие объёма внимания, Ход игры : взрослый выкладывает перед детьми произвольный набор игрушек или картинок. Задача детей – за 30 секунд всё внимательно рассмотреть и запомнить, после чего, когда дети отвернутся, взрослый что-либо переложит или уберёт.

  1. Игра «Подбери фигуры»
  2. ЦЕЛЬ : развитие образного, абстрактно-логического мышления, концентрировать внимание, способности устанавливать логические связи, сравнивать, находить сходства и различия предметов по ряду признаков.
  3. Оборудование : геометрические фигуры, трафареты или карточки.
  4. Задание : найти геометрические фигуры, из которых составлен рисунок
  5. Игра «Гимнастика внимания »
  6. Цель : развитие произвольного внимания

Действие : воспитатель или ребенок, называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку), Дети повторяют движения. Затем начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую, приговаривая слова :

  • Раз, два, три, четыре, пять,
  • начинаем мы играть,
  • вы ребята не зевайте,
  • слушайте, что вам скажу
  • и при этом покажу.
  • Игра «Зеркало»
  • Цель : развивать произвольное внимание и координацию движений.

Задание : ребенку надо встать перед зеркалом и повторять все то, сто делает ведущий. Ведущий шагает, «зеркало» повторяет, ведущий поднимает руки вперед, «зеркало» делает то же самое и т.д. На основании выше изложенного можно утверждать, что дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека, а игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно.

  • С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е.
  • Те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
  • Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
  • Дидактические игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности.

(Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу.) Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, – это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь.

  1. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному,
  2. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами, Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. И наконец, это игры, помогающие подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Полный ответ

Почему у ребенка нет концентрации внимания?

У ребенка проблемы с концентрацией внимания? Рассмотрим основные причины данного нарушения: — 1) Самая распространенная причина проблем с концентрацией внимания – нарушения в работе нервной системы ребенка. В этом случае помочь могут только квалифицированные специалисты – невролог и нейропсихолог.2) Неправильно спланированный распорядок дня или его отсутствие.

  • Нужно приучить малыша вставать и ложиться спать в одно и то же время, уделять время прогулкам на свежем воздухе и активным играм, а также сформировать биоритм.
  • Постепенно определенный режим превратится в хорошую привычку.3) Неправильно выстроенные взаимоотношения с ребенком.
  • Со стороны родителей не должно быть излишней опеки, необходимо развивать самостоятельность и чувство ответственности.

Но совсем обделять вниманием свое чадо не рекомендуется — важно, чтобы ваш ребенок точно знал, что вы всегда поддержите его. Всегда выслушивайте мнение малыша и на простых, понятных для него примерах объясняйте тот или иной вопрос. Дети, окруженные любовью и взаимопониманием родителей, всегда более активны и сосредоточены на своих целях.
Полный ответ

Что нужно ребенку для концентрации внимания?

Для развития концентрации внимания попробуйте заниматься с ребенком, какой-нибудь деятельностью, требующей сосредоточенности, в шумной обстановке, например, включив музыку. При этом можно постоянно усложнять задание, делая музыку все более громкой.
Полный ответ

Как развивать внимание ребенка в 2 года?

Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. У маленького ребенка внимание носит непроизвольный характер, малыш обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание. Ребенка первых месяцев жизни привлекают только сильные раздражители: яркие свет и цвет, громкий звук. Постепенно круг объектов внимания расширяется и увеличивается продолжительность его удерживания на каком-либо предмете. Малыш начинает проявлять всё больший интерес к окружающим предметам, внимательно рассматривает их, берет в рот, ощупывает руками.

Однако в годовалом возрасте ребенок ещё чрезвычайно быстро отвлекается. Стоит ему увидеть другой предмет или услышать посторонний звук – и его внимание тут же переключается на новый объект. В два года ребенок делает только то, что ему нравится, и внимание в таком случае называется непроизвольным (пассивным).

Зависит оно от того, чем заинтересовался малыш. Чем интереснее объект, тем дольше он задержит внимание крохи. Но как только интерес к объекту пропадает – ребенок оставляет это занятие. Постепенно ребенок учится сосредоточиваться на своём занятии, не обращая внимания на посторонние раздражители.

  1. Его внимание начинает подчиняться задаче, которая стоит перед той или иной деятельностью.
  2. В два с половиной года малыш может сам направлять и некоторое время (приблизительно 10 — 15 минут) удерживать внимание на каком-либо предмете или деятельности (собирать башню из кубиков, раскрашивать картинку), т.е.

появляются зачатки произвольного внимания. Условия развития внимания детей 2-3 лет • Обогащайте знания ребенка, знакомьте его с многообразием окружающего мира, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное. • Выявляйте интересы ребенка и старайтесь поддерживать внимание ребенка к тому, что ему интересно (спрашивайте, предлагайте сравнить, закончить, хвалите, придумывайте новые варианты игры и т.д.).

Занятия с ребенком должны проводиться только в игровой форме, быть посильными и не превышать 10 минут. • Не давайте малышу для постоянных игр игрушки, с которыми предполагаете проводить занятия – иначе интерес к ним может пропасть. • Перед занятиями уберите из поля зрения ребенка предметы, которые могут отвлечь его внимание.

• Рассказывая о чём-то ребенку, старайтесь сделать свой рассказ эмоциональным, живым, интересным, доступным и наглядным. • Привлекайте ребенка к играм, давайте ему свободу выбора и свободу действий, предоставляйте малышу возможность проявлять активность и самостоятельность.

• Проявляйте уважение к занятиям ребенка. Не отрывайте его от них по пустякам. Если есть необходимость прервать игру малыша, предупредите его об этом заранее («Через пять минут мы будем обедать»), или присоединитесь к этой игре и помогите ее логично завершить («Давай, эта коробка будет домиком! Пусть куклы зайдут в него и лягут поспать! А мы с тобой пока сходим в магазин») • Объясняйте ребенку, зачем нужно выполнять то или иное задание («сделаем из пластилина шарики, чтобы котёнок смог в них поиграть»).

• Разнообразьте виды занятий с ребенком, чередуйте активные и пассивные задания. • Не торопите малыша, так как торопливость приводит к невнимательности. Показатели развития внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет Сколько Времени Ребенок Может Удерживать Внимание 2 года – 2 года 6 месяцев — Если вы укажете ребенку на какой-нибудь предмет (рукой или словом), он его внимательно рассмотрит (опосредованное внимание). — Пытается заканчивать начатые игры. Происходит формирование привычного внимания (переходная стадия между пассивным и активным вниманием).2 года 6 месяцев – 3 года — Учится переключать внимание.

Если ребенок занят игрой, его можно спросить о чём-то постороннем, малыш ответит и продолжит заниматься своим делом. — Может рассказать о предметах, которых в данный момент нет рядом. — Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью. — Ребенок может проявлять волевое усилие, т.е.

появляются зачатки произвольного внимания.
Полный ответ

Почему у ребенка нет концентрации внимания?

У ребенка проблемы с концентрацией внимания? Рассмотрим основные причины данного нарушения: — 1) Самая распространенная причина проблем с концентрацией внимания – нарушения в работе нервной системы ребенка. В этом случае помочь могут только квалифицированные специалисты – невролог и нейропсихолог.2) Неправильно спланированный распорядок дня или его отсутствие.

  1. Нужно приучить малыша вставать и ложиться спать в одно и то же время, уделять время прогулкам на свежем воздухе и активным играм, а также сформировать биоритм.
  2. Постепенно определенный режим превратится в хорошую привычку.3) Неправильно выстроенные взаимоотношения с ребенком.
  3. Со стороны родителей не должно быть излишней опеки, необходимо развивать самостоятельность и чувство ответственности.

Но совсем обделять вниманием свое чадо не рекомендуется — важно, чтобы ваш ребенок точно знал, что вы всегда поддержите его. Всегда выслушивайте мнение малыша и на простых, понятных для него примерах объясняйте тот или иной вопрос. Дети, окруженные любовью и взаимопониманием родителей, всегда более активны и сосредоточены на своих целях.
Полный ответ

Как улучшить у ребенка концентрацию внимания?

Для развития концентрации внимания попробуйте заниматься с ребенком, какой-нибудь деятельностью, требующей сосредоточенности, в шумной обстановке, например, включив музыку. При этом можно постоянно усложнять задание, делая музыку все более громкой.
Полный ответ