Цикл «Слово психологу!» — Подростковый возраст характеризуется нарастанием самостоятельности, автономии, независимостью от взрослых. Часто проблемы во взаимодействии с подростками у взрослых возникают по любому, даже самому незначительному поводу. Не исключением является и учебная деятельность.
Распространённой ошибкой и педагогов, и родителей является объяснение трудностей с обучением и нежелания учиться подростковым кризисом. Предлагаем вам познакомиться с особенностями проявления учебной мотивации в подростковом возрасте. Мотивация — первый и основной компонент учебной деятельности. Мотивация по отношению к деятельности может быть внутренней или внешней, но при этом она всегда является внутренней характеристикой ученика.
Мотивация тесно связана с успешностью и результативностью учебной деятельности, связана со смыслами учения. Структура мотивации у подростков — динамичный и изменяющийся компонент. Мотивация — это сплав движущих сил поведения, открывающихся в виде потребностей, влечений, интересов, это иерархия стойких мотивов, состоящих из четырех компонентов:
удовольствие от самой деятельности; значимость для личности её результата; мотивирующая сила вознаграждения; принуждающее давление на личность.
В подростков возрасте наибольшее значение приобретают первые два компонента. В исследованиях Ю.В. Клепач, Т.В. Рубцовой («Особенности мотивации учебной деятельности подростков»// Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 2019) при изучении причин выбора подростками любимых/нелюбимых предметов, среди наиболее распространённых доводов были:
нужен или не нужен данный предмет для дальнейшей учебы; интересен или неинтересен данный предмет, нравится/не нравится, как преподает учитель.
Таким образом, на первый план выходит не мнений родителей, учителей и/или товарищей о важности, значимости предмета, а собственно прагматичные взгляды, познавательные интересы и устремления, эмоциональная привлекательность учебного материала. При этом нужно отметить, что учебная мотивация у младших подростков еще во многом зависит от позиции взрослого, внимания к успехам в школе, поддержки в ситуациях неуспешности, даже в страхе наказания за плохие отметки.
Младшим подросткам как никогда важна эмоциональная связь с учителем. Снижение учебной мотивации (так называемая «мотивационная яма») отмечается в возрасте 11-12 лет, когда младшие школьники переходят на другой уровень образования. Изменяется сама модель обучения — от одного, как правило внимательного и заботливого учителя, дети переходят к множеству разных, порой равнодушных или одержимых только своим предметом, учителей.
Создание проблемных ситуаций на уроках, связанных с переживанием познавательного удивления или интеллектуального затруднения, эмоциональная окраска материала, разнообразие приемов учебной работы, новизна материала с опорой на ранее изученный — все это будет способствовать поддержанию учебной мотивации.
воспитание широких социальных мотивов деятельности, включение учеников в разные виды деятельности (социальное проектирование, волонтерскую, исследовательскую деятельности и др.), понимание смыслов деятельности, осознание важности изучаемого для успешности любой собственной деятельности; воспитание классного коллектива.
Целью воспитательной работы становится формирование класса как слаженной команды, способной решать различные задачи. Эта линия приобретает особое значение, если класс сборный либо в класс пришли новые ученики после начальной школы. Учителю необходимо работать как с лидерами класса, формировать позитивный актив учеников, так и с учениками, отверженными, которые испытывают дискомфорт, например, вследствие трудного характера, неблагополучной семьи, неразделенной дружбы.
Положительная атмосфера класса, принадлежность к значимой (референтной) группе сверстников — залог успешности в учебной деятельности младших подростков, ведущей деятельностью который является общение со сверстниками. В более старшем возрасте для подростков значимыми условиями сохранения учебной мотивации становится возможность проявлять свободу и самостоятельность, причем у юношей данная потребность выражена гораздо ярче, чем у девушек.
Подростку важно осознавать, что к нему относятся как к взрослому и самостоятельному человеку. Гендерные различия проявляются и в предпочтении девушками, в отличии от юношей, порядка и дисциплины на уроках, эмоциональной привлекательности учителя. Индивидуальные причины снижения учебной мотивации связаны у подростков с непониманием учебного материала, провалами в знаниях с одной стороны и страхом признаться в своей несостоятельности (неумелости, некомпетентности) и попросить помощи у взрослых.
В какой помощи нуждаются подростки? В результате исследования Ю.В. Клепач и Т.В. Рубцовой было выявлено, что на первом месте стоят затруднения, связанные с организацией времени и рабочего дня. Снижение самодисциплины, появление новых увлечений и интересов, большие временные затраты на гаджеты, перегруженность программ обучения — все это приводит к отсутствию планирования дня, недели, месяца, четверти.
На втором месте стоят трудности, связанные с непониманием нового материала и нежеланием обратиться к учителю для его разъяснения.22% подростков (большинство из них – юноши) не обращаются за дополнительными разъяснениями к учителям вследствие страха критики, боязни быть отверженными, боязни насмешек и неодобрения со стороны одноклассников.
Проблемы в освоении отдельных предметов у некоторых учеников приводят к снижению учебной мотивации в целом. Исследования структуры учебной мотивации в подростковом возрасте свидетельствуют, что подростки не нацелены на приобретение знаний в целом, несмотря на довольно высокий познавательный мотив. Внутренние мотивы — интерес, способности к изучению отдельных дисциплин, осознание необходимости изучения данного предмета для дальнейшего обучения или профессионального выбора являются основополагающими для поддержания учебной мотивации.
В целом, для мотивированного на успех ученика характерно:
активность и инициативность на уроках; устойчивые стабильные результаты в учебной деятельности; выбор учениками средних по трудности или слегка завышенных, но достижимых целей (расчетливый риск); склонность к переоцениванию собственных неудач; возрастание привлекательности задания в случае неудачи при его выполнении.
Подростки, мотивированные на неудачи. становятся одной из самых сложновоспитуемых групп обучающихся, так как несмотря на все усилия педагогов эти дети продолжают не учиться. Для таких учеников характерно:
низкая активность и инициативность на уроках; выбор либо завышенных, либо заниженных по уровню задания; склонность переоценивать успехи (эффект контроля ожидания);в случае неудачи снижение привлекательности задания; отсутствие склонности к планированию будущего.
Рассмотрим стратегии и тактики педагогического взаимодействия с обучающимися с преобладанием этого мотива.1. Минимизация ошибок — рассматриваем ошибку как попытку, не наказываем за совершенные ошибки, рассматриваем ошибки других учеников, в том числе ошибки сильных учеников и собственные ошибки.2.
- Установление позитивных отношений с одноклассниками — включение ученика в совместную деятельность с одноклассниками, даем ученику поручения, включаем в школьные дела, дела класса, предлагаем коллективные формы организации урока.3.
- Изменение установки «я не могу» на «я могу» — изменение методов объяснения материала, дополнительная помощь учителя, концентрация на достигнутом, обучение позитивному рассказыванию о себе, формирование перспектив, в том числе профессионального выбора.
Изменение у обучающихся мотива на достижение успеха в учебной деятельность — сложная и кропотливая работа, требующая от педагогов колоссальных усилий. Исследования показывают, мотивированные дети и подростки не только лучше учатся, но, что важнее, получают больше позитивных эмоций от учебы, а значит с готовностью берутся за решение новых трудных задач, учебная мотивация становится основой жизненного успеха и ощущения полноты и счастья жизни.
Полный ответ
В каком возрасте формируется мотивация?
Проблемная ситуация как условие развития познавательной, — Рубрика: Образование и обучение, В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному — познанию окружающего мира и себя в нем. Дошкольный возраст — это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы.
Полный ответ
В чем главные причины снижения мотивации у подростков?
Причины снижения внутренней мотивации у подростков : «гормональный взрыв», нечетко сформировано чувство будущего, отношение ученика к учителю, отношение учителя к ученику; у девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания;
Полный ответ
Какой уровень учебной мотивации является средней нормой?
Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при разных вариантах обучения Кольберг, Н.А. Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при разных вариантах обучения / Н.А. Кольберг, С.В. Царева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый.
- 2017. — № 2 (136).
- С.698-700.
- URL: https://moluch.ru/archive/136/38250/ (дата обращения: 21.10.2022).
- В статье рассматривается вопрос школьной мотивации у учеников 4 классов, выпускников начальной школы при разных вариантах обучения.
- Определяли уровень школьной мотивации по методике Н.
- Лускановой.
Все учащиеся показали в основном хорошую школьную мотивацию. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Ключевые слова : мотивация, уровень мотивации, адаптация, учебный процесс В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям.
Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников,
Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. У младших школьников появляются новые потребности: точно выполнять требования учителя; овладевать новыми знаниями, навыками, умениями; получать хорошие отметки, одобрение со стороны взрослых; быть лучшим учеником; выполнять общественную роль.
В младшем школьном возрасте энергично развивается мотивационная сфера, появляется потребность, связанная с учебной деятельностью, потребность в точном выполнении требований педагога, желание высокой оценки, потребность в одобрении успехов со стороны взрослых, потребность быть лучшим учеником, необходимости в общении со сверстниками.
Главенствующими на этом возрастном этапе являются познавательные потребности и желания.,А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ребенка на разные стороны учебной деятельности, выделяет познавательные и социальные мотивы.,Т.В. Луговая отмечает, что умение учиться предполагает наличие у детей учебно–познавательной мотивации, умение ставить цель предстоящей деятельности и планировать её, владеть самоконтролем и самооценкой.
- Результаты исследования развития мотивации младших школьников — на уровне деятельности (учебная мотивация) и на надситуативном уровне (мотивация, отражающая отношение к миру и себе, и определяющая основные тенденции поведения) представлены в работах И.Ю.
- Кулагиной и С.В. Гани.
- Анализ исследований зарубежных и отечественных психологов помогает сделать вывод о неоднозначности подходов к определению, пониманию сущности, природы, структуры, а также методов изучения мотивации учебной деятельности ребёнка младшего школьного возраста.
Существует большое разнообразие факторов, влияющих на мотивацию младших школьников, на эффективность процесса обучения. В нашем исследовании участвовали дети, школьники 4 классов г. Екатеринбурга, выпускных классов начальной школы при разных вариантах обучения (гимназия, лицей и обычная школа), всего 81 человек.
- В исследовании принимали участие 37 мальчиков и 44 девочки, в возрасте — 10–11 лет.
- Использовали методику оценки уровня школьной мотивации Н.
- Лускановой.
- Методика включает в себя анкету из 10 вопросов и с 3 вариантами ответов.
- Испытуемым предлагается выбрать один ответ.
- Каждому ответу соответствует определенное количество баллов.
По сумме баллов делается вывод об уровне мотивации школьников. После обработки результатов выявлены следующие показатели (табл.1, рис.1). Таблица 1 Распределение уровней мотивации по группам (по вариантам обучения)
Уровни мотивации | 1 гр. | 2 гр. | 3 гр. | ||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | ||
1 | Первый | 5 | 20 | 4 | 12,9 | — | 0 |
2 | Второй | 9 | 36 | 16 | 51,6 | 11 | 44 |
3 | Третий | 7 | 28 | 4 | 12,9 | 8 | 32 |
4 | Четвертый | 3 | 12 | 6 | 19,4 | 3 | 12 |
5 | Пятый | 1 | 4 | 1 | 3,2 | 3 | 12 |
Условные обозначения: 1 гр. — ученики гимназии, 2 гр. — ученики обычной школы, 3 гр. — ученики лицея. У детей, имеющих первый высокий уровень школьной мотивации, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.
Такие ученики следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны; переживают, если получают неудовлетворительные оценки. Второй уровень — хорошая школьная мотивация. Такие показатели, как правило, у большинства учащихся младшего школьного возраста. Ученики успешно справляются с учебной деятельностью, проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.
Подобный уровень мотивации является средней нормой. Третий уровень — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей, как правило, внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.
Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Четвертый уровень — низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия; на уроках часто занимаются посторонними делами.
Такие ученики, как правило, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Пятый уровень — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают трудности в обучении, не справляются с учебной деятельностью.
- Кроме того, они испытывают проблемы в общении со сверстниками (одноклассниками), во взаимоотношениях с учителем.
- Школа нередко воспринимается такими учениками как враждебная среда, поэтому они могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
- Часто у таких детей отмечаются нервно-психические нарушения.
В целом в гимназии 56 % учеников имеют 1 и 2 уровни мотивации, то есть хорошую школьную мотивацию; в обычной школе — 64,5 %, в лицее — 44 %. На рисунке 1 представлены результаты оценки школьной мотивации у младших школьников при разных вариантах обучения. Рис.1. Оценка школьной мотивации у младших школьников при разных вариантах обучения. Условные обозначения: 1 гр. — учащиеся гимназии, 2 гр. — учащиеся обычной школы, 3 гр. — учащиеся лицея Как видно из рисунка, наиболее высокий показатель оценки школьной мотивации отмечен у учащихся гимназии, в обычной школе этот показатель почти не отличается от гимназии, а в лицее он значительно ниже.
Таким образом, все учащиеся показали в основном хорошую школьную мотивацию (наиболее высокий показатель — в обычной школе). Ученики успешно справляются с учебной деятельностью, проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Такие дети находят интерес в уроках. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Вместе с тем, у учащихся лицея довольно высокий показатель третьего и четвертого уровней, по сравнению с детьми гимназии и школы, такие дети имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей, как правило, внеучебной деятельностью.
- Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.
- Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради.
- Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их привлекает в меньшей степени.
Возможно, это связано с трудностями программы, основной упор которой идет на дисциплины технического характера (математика). Литература:
- Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р.П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995
- Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 2. — С.102–109].
- Луговая Т.В. Как научить детей учиться // Сельская школа. — 2011. –№ 2. — С.108–115].
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Просвещение, 1990].
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник / В.С. Мухина. — Москва: ACADEMIA, 2006.С.414.]
Основные термины (генерируются автоматически) : школьная мотивация, обычная школа, учебная деятельность, вариант обучения, ребенок, хорошая школьная мотивация, школа, младший школьный возраст, подобный уровень мотивации, учебный процесс.
- В младшем школьном возрасте мотивация развивается в нескольких направлениях.
- Выделяют пять уровней учебной мотивации : I — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
- Подобный уровень мотивации является средней нормой.
учебная деятельность, учебная мотивация, младший школьник, начальная школа, учитель, познавательный интерес, младший школьный возраст, становление личности, мотив, отметка. учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий уровень, высокая успеваемость, школьная успеваемость, проблема мотивации,
В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста, Актуальность̇ исследования̇ формирования̇ учебной̇ мотивации̇ в младшем школьном возрасте определяется тем, что̇ именно̇ в̇ период̇ обучения̇ учащегося̇ в̇ начальной̇ школе, когда учебная деятельность является ведущей̇.
Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности, Это комплексная система, которая состоит их мотивов, целей. учебная мотивация, младший школьный возраст, ребенок, сельская школа, школьник, начальная школа, мотивация учения, мотив, учебная мотивация детей, знание.
- В младшем школьном возрасте мотивация развивается в нескольких направлениях.
- Выделяют пять уровней учебной мотивации : I — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
- Подобный уровень мотивации является средней нормой.
учебная деятельность, учебная мотивация, младший школьник, начальная школа, учитель, познавательный интерес, младший школьный возраст, становление личности, мотив, отметка. учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий уровень, высокая успеваемость, школьная успеваемость, проблема мотивации,
- В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста,
- Актуальность̇ исследования̇ формирования̇ учебной̇ мотивации̇ в младшем школьном возрасте определяется тем, что̇ именно̇ в̇ период̇ обучения̇ учащегося̇ в̇ начальной̇ школе, когда учебная деятельность является ведущей̇.
Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности, Это комплексная система, которая состоит их мотивов, целей. учебная мотивация, младший школьный возраст, ребенок, сельская школа, школьник, начальная школа, мотивация учения, мотив, учебная мотивация детей, знание.
- Школьная мотивация, психологическая культура, ребенок, высокий уровень, учебная мотивация, школьная мотивация учащихся, учебная мотивация детей, начальная школа, младший школьный возраст,
- В статье исследуется проблема влияния отметки на учебную мотивацию младших школьников.
- Экспериментальным путем доказывается, что отметки, имеющие доминирующее значение в установлении социального статуса ребенка, тормозят процесс развития учащихся.
Читать подробнее: Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при разных вариантах обучения
Полный ответ
Сколько уровней учебной мотивации?
Учебная мотивация. Уровни учебной мотивации Понятие «учебная мотивация». Уровни учебной мотивации.Т.В. Гольцвардт
- ФГОС начального общего образования устанавливает требования к личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, и к метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регуляторные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
- — Какие универсальные учебные действия описаны в ФГОС? ( таблица )
- В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее, контролировать и оценивать, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
- ФГОС основного общего образования в метапредметных результатах выделяет «умение учащихся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности»,
- В профессиональных стандартах «Педагог» и «Специалист в области воспитания» выделено трудовое действие: «формирование мотивации к обучению». Для этого педагогу необходимо:
- · знать педагогические технологии мотивации обучающихся к самореализации;
- · уметь :
- — применять методы, приемы и способы мотивации обучающихся к саморазвитию, самореализации;
- — владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
- — развивать у детей познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.
- Как же научить детей учиться?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом же заинтересованы и родители учащихся (в данном случае мы — педагоги детского дома). Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет».
В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Каждый педагог знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед образовательными организациями стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности.
Для того чтобы ребенок по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но, что немаловажно еще и приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
- Что такое мотив?
- Мотив — это то, что побуждает человека к действию.
- Можно сказать, что мотивированным человеком как-будто что-то движет, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, и достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
- Учебная мотивация – это частный случай мотивации.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
- Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться: чтобы получить образование, окончить институт, стать уважаемым человеком и т.п.
- Но эти причины не очевидны для детей.
- Для того чтобы ребенок учился, у него тоже должна быть мотивация.
- Давайте посмотрим, как формируется мотивация в соответствии с возрастом.
Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение взрослых. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым они чаще относят учебные предметы, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, труд.
- В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его.
- Нужно помнить, что смысл слова «учиться» в понимании детей может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.
У учеников средней школы интерес к школьным предметам еще сильно зависит от личности учителя, но постепенно на первый план выходит стремление быть если не лучше, то хотя бы не хуже одноклассников. В этом нет ничего плохого, но есть опасность, что неудачи могут привести к формированию низкой самооценки ребенка, и, возможно, отказу от деятельности («Нечего и стараться, все равно я хуже всех», мне все равно не поставят хорошую оценку).
- Поэтому стоит объяснить, что соревноваться лучше не с другими, а с самим собой.
- В старших классах подростки начинают понимать полезность приобретенного знания как средства получить что-то более ценное.
- Таким образом, постепенно формируется мотивация.
- Какие уровни учебной мотивации выделяют? Выделяют пять уровней учебной мотивации.
Высокий уровень мотивации, У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.
При среднем уровне школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
Сниженный уровень мотивации – внешняя школьная мотивация. Дети, показавшие такой уровень мотивации, имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.
Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. При низкой школьной мотивации дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
Если выработано негативное отношение к школе, то такие дети испытывают серьезные трудности: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.
Полный ответ
Как формируется учебная мотивация?
Формирование учебной мотивации школьников Формирование учебной мотивации школьников Мотивацией обусловливается целенаправленность деятельности, ее организованность и устойчивость. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов.
- В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес,
- Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения.
- При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него когнитивных (познавательных) функций и жизненно важных умений.
Интерес ребенка к новому становится мотивом исследовательской деятельности, той, которую Жан Пиаже называет «активным экспериментированием и обнаружением новых возможностей». У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации.
- Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше.
- В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены развивающие программы по предметам.
- Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.
Интерес играет важную роль в мотивации успеха, Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха.
Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Ученики с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой.
После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, напротив, склонны переоценивать свои успехи. В этой связи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач.
Оценивая результат, учитель обычно сравнивает достижения одних учеников с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив. Психологически более оправданно сравнение сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими и только затем с общим нормативом. Познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.
Направленность учебной мотивации школьника и его статус как ученика в классном коллективе взаимосвязаны. В доброжелательной атмосфере у школьников развиваются позитивные навыки общения. Однако часто случается так, что школьников сковывают страх перед плохой оценкой, критикой, боязнь скомпроментировать себя, быть не принятым в качестве «своего».
- Неспособность (по различным причинам) принимать участие в жизни класса, а также определять свои цели приводит к возникновению трудностей в школе чаще, чем невысокие интеллектуальные возможности.
- Специального внимания заслуживает анализ отрицательных отношений (ссоры, конфликты и т.п.) в группе, так как они ведут к задержкам в развитии личности, а в некоторых особо неблагоприятных условиях – и к ее деградации.
В случае долгого пребывания в такой группе отрицательные отношения порождают тревожность и фрустрацию. Научное понятие «тревожность» в повседневном языке выражают такие слова, как беспокойство, страх, опасение, боязнь, повышенная напряженность. Личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве.
- Она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких, например, как мотив избегания неудачи, стремление уходить от ответственности, боязнь вступать в соревнование с другими людьми.
- Учащийся, имеющий такой мотив, не прилагает максимума усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, на большее.
Учебная деятельность всегда полимотивирована. К внутренним мотивам учебной деятельности можно отнести такие, как собственное развитие в процессе учения; познание нового, неизвестного, понимание необходимости учения для дальнейшей жизни. Такие мотивы, как сам процесс учения, возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными, хотя они в большей степени определяются зависимостью от внешних факторов.
Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба ради лидерства, престижа, материального вознаграждения или избегания неудач. Поэтому одной из основных задач учителя должно быть повышение в структуре мотивации учащегося «удельного веса» внутренней мотивации учения. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг мотива на цель учения.
Каждый шаг этого процесса характеризуется наложением одного, более близкого к цели учения мотива на другой, более удаленный от нее. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они стали значимыми для учащегося. Теперь перечислим педагогические факторы, влияющие на формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности у учащихся начальной и средней школы,1.
Содержание учебного материала.2. Организация учебной деятельности.3. Стиль педагогической деятельности учителя.4. Коллективные, групповые формы учебной деятельности.5. Оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике. В контексте данной темы предлагаем мотивационный цикл, позволяющий учителю наполнить психологическим содержанием каждый этап урока в начальной и средней школе.1-й этап.
Возникновение мотивации, На данном этапе нужно зафиксировать у детей мотивы предыдущих достижений. (Мы хорошо поработали над предыдущей темой.) Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности. (Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы.) Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность. (А между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях.) 2-й этап.
Подкрепление и усиление возникшей мотивации, На этом этапе используются чередование разных видов деятельности, материала различной степени трудности и оценивание, вызывающее положительные или отрицательные эмоции, удовлетворенность и неудовлетворенность результатом деятельности.
- Целесообразно также активизировать познавательный интерес через поисковую деятельность самих учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.3-й этап.
- Мотивация завершения,
- Здесь важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла позитивная установка на дальнейший процесс учения, т.е.
положительная мотивация перспективы. Для этого необходимо усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с дифференцированной отметкой учителя. Позитивное восприятие учителем школьников и самого себя – одно из важнейших факторов эффективности его работы, так как способствует развитию у школьников позитивной самооценки и внутренней учебной мотивации.
- Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:
- ¨ словесные
- ¨ наглядные и практические методы
- ¨ репродуктивные и поисковые методы
- ¨ индуктивные и дедуктивные методы
- ¨ методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя.
1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения как в общественном, так и в личностном плане — для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.
Во время педагогической практики я посетила уроки не только по своим предметам, но и по различным другим дисциплинам и убедилась в той силе, которую слово может оказать на учащихся. Захватывающие рассказы учителей по истории, биологии, страноведению и другим дисциплинам вызывают у учащихся стремление к дальнейшему обучению.
Например, один учащийся, который вот уже несколько лет увлекается биологией (посещает кружки, факультатив, участвует во всех олимпиадах) что мощным толчком к изучению биологии послужили уроки первого учителя по биологии, его образные увлекательные рассказы.2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость.
Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к лабораторным, практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении. На своих уроках я старалась использовать этот метод осуществления учебной деятельности как можно чаще. Мне не раз доводилось видеть, как загорались глаза у детей, которые только что пришли на 5й по счету урок, при виде разложенных на партах наглядных пособий, распечаток упражнений с картинками.3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е.
доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.4) При известных условиях стимулирующим влиянием обладают дедуктивные и индуктивные методы. Когда, например, учащиеся с помощью дедуктивных рассуждений овладевают единым, общим способом рассмотрения многих задач по физике, математике, осознают, что они овладели некоторым универсальным средством, с помощью которого можно решить многие конкретные задачи, это вызывает у них мощный прилив энергии.
Точно также индуктивные рассуждения, которые широко опираются на данные из окружающей действительности, учитывают по принципу апперцепции жизненный и научный опыт, активизируют действия учеников.5) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения.
В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа. Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в то же самое время обладает не только информативно-обучающими, но и мотивационными воздействиями.
- В этом смысле можно говорить о мотивационной функции любого метода обучения.
- Педагогикой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией.
Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов обучения. Для проблемы методов стимулирования и мотивации учения очень важно то, что психологи единодушны в выделении двух основных групп мотивов учения: мотивов познавательного интереса и мотивов общественного плана, которые можно кратко и более конкретно обозначить как мотивы общественного долга и ответственности.
- Причем мотивы долга и ответственности касаются не только широкого общественного плана — долг перед Родиной, но и ответственности перед коллективом, учителями, родителями и перед самим собой, стремления получить их оценку, одобрение, желание занять должное место в учебном коллективе класса.
- В педагогике и методиках преподавания давно уже сформировалось мнение, что при подходе к изучению темы надо специально поработать над тем, чтобы вызвать у учеников интерес к ее изучению.
В свое время активно применялись для этого термины «интригующее начало урока», «эмоциональная завязка урока», «активизация внимания к новой теме» и т.п. Многие учителя и теперь не упускают возможности тщательно продумать начало урока, чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, удивительностью, которая позволяет затем удачно организовать изучение нового материала.
- Личностные качества, необходимые учителю для эффективной работы :
- стремление к максимальной гибкости;
- способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), сензитивность (восприимчивость) к потребностям учащихся;
- умение придать личностную окраску преподаванию;
- владение стилем легкого (неформального) общения с учащимися;
- эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Читать подробнее: Формирование учебной мотивации школьников
Полный ответ
Что снижает мотивацию?
Частые причины демотивации: найти и устранить — Причин снижения мотивации множество. Они не всегда лежат в зоне ответственности работодателя – расхождение внутренних убеждений сотрудника с ценностями организации, недостаток квалификации, низкая самооценка, особенности личности, негативные события в личной жизни и мн.
- Др. Но в большинстве своём причины всё же зависят от организационной политики.
- Рассмотрим наиболее частые из них.
- Одной из причин демотивации сотрудников может быть неправильная мотивационная система компании.
- Например, отсутствие инклюзивного подхода или использование неподходящих инструментов.
- «Я долго жил и работал в США.
На Западе люди хотят больше работать и получать большие деньги. За полгода моей работы в России я заметил, что люди действительно готовы получать меньше, чтобы меньше трудиться», – подмечает особенности менталитета Илья Лоевский, генеральный директор компании Alpha Integrator 4,
- Илья называет таких людей « пассивными »,
- Как правило, это возрастные сотрудники, которые находятся на уровне третьего управленческого звена и ниже или неквалифицированные работники.
- С ними он рекомендует использовать смешанную мотивацию – на 70 % финансовую и на 30 % идейную.
- Уравниловка в СССР сделала своё дело.
Поколение советских и постсоветских людей привыкли довольствоваться малым и жить верой в « лучшее будущее ». Для них более характерен патриотический тип мотивации по Герчикову. Важны вера в компанию, начальника, коллектив, причастность к общему делу и т.п. Причина #1 У сотрудника на протяжении нескольких лет не менялась зарплата В то же время на рынке труда появляются новые предложения с более высокой оплатой для его квалификации. Компания, у которой нет финансовой возможности повысить оплату, может столкнуться с тем, что ценные работники приступят к поискам более высокооплачиваемой работы.
- «Я мать-одиночка.
- Воспитываю сына сама.
- Никаких бабушек-дедушек, которые могли бы посидеть с ребёнком, когда он болеет или забрать из садика, у нас нет.
- На прошлом месте работы начальство шло навстречу, когда надо было уйти пораньше или к врачу отпроситься.
- Коллектив дружный.
- Работа в двух шагах от дома.
Меня всё устраивало, кроме моей зарплаты», – делится менеджер по закупкам Ольга. Зарплату Ольги за шесть лет так ни разу и не подняли. За это время она заметно выросла в профессиональном плане. На рынке труда на специалистов её уровня уже были совсем другие расценки.
Как сказал американский литератор, журналист и критик Эдмунд Уилсон: «Нет ничего более деморализующего, чем маленький, но стабильный доход», Ольга пробовала несколько раз разговаривать с начальством, но ей ясно дали понять, что повышать зарплату не собираются. Сослались на кризис. Да ещё и «припугнули», чтобы не ушла – не каждый работодатель готов взять в штат молодую маму.
Но Ольга оказалась не из трусливых. Разослала резюме в несколько перспективных компаний и успешно прошла собеседование. К счастью, не все работодатели подвержены предрассудкам. Вскоре Ольга уже работала на новой работе с окладом в 2,5 раза превышающим предыдущий.
«Новый начальник мной доволен. Я свою работу делаю качественно, всё успеваю. Отпрашиваться мне никуда не нужно – у нас теперь есть няня. Жалею, что не приняла такое решение раньше», – рассказывает Ольга. Что делать работодателю в подобной ситуации? Если сотрудник ценный и бюджет всё-таки позволяет пересмотреть заработную плату в сторону повышения.
А если компания по ряду причин не готова на такой шаг? Попробуйте остановить демотивацию в рабочем коллективе и удержать ключевых специалистов с помощью немонетарных методов, Это могут быть:
введение гибкого графика, предоставление дополнительного выходного дня или возможности иногда работать из дома;
обучение за счёт компании, направление на курсы повышения квалификации, семинары;
проведение корпоративных вечеринок и других развлекательных мероприятий;
предоставление скидок на продукцию или услуги компании / партнёров;
поощрение увлечений и интересов сотрудников вне работы, например, проведение мастер-классов по танцам или иностранному языку.
В качестве положительного примера мотивационной системы можно привести компанию Леруа Мерлен (Россия). Среднерыночная зарплата, широкий социальный пакет, который растёт в зависимости от срока работы в компании – это ещё не всё. В компании развито наставничество.
Они предлагают своим сотрудникам возможности для обучения и развития 5, Отличительной особенностью Леруа Мерлен является политика партнёрства и развитая культура общения. «Каждый сотрудник Леруа Мерлен имеет право высказать свои пожелания, идеи и предложения не только своему подчинённому, но и старшему коллеге и, если необходимо, директору.
Мы все взаимодействуем полностью вне иерархии», – рассказывает HR-директор компании Леруа Мерлен Восток Вера Бояркова 6, Корпоративную культуру Леруа Мерлен не «спустили сверху». Её формировали сами сотрудники. Ценности и традиции компании, модели поведения, этический кодекс, то, какой она должна быть – коллективное творчество персонала.
Такой подход закладывает высокую лояльность сотрудника к работодателю и корпоративную идентичность. В компании Facebook раз в неделю проходит корпоративная премия с единственной номинацией «Починка недели». Марк Цукерберг, руководитель компании, лично зачитывает имена отличившихся сотрудников. Торжественное мероприятие проходит на мосту, (мини-копия Golden Gate Bridge, Сан-Франциско) который соединяет левое и правое крыло офиса Facebook.
Победителей награждают билетами на бейсбол или на концерт музыкальной группы. Территория Facebook – целый городок для сотрудников, их друзей и родственников с бесплатными ресторанами и кафешками, зонами отдыха, велодорожками, уличными акробатами, приглашёнными артистами и дикими лисами 7, Причина #2 Талантливый, амбициозный специалист не видит перспектив Когда сотруднику некуда расти, он может потерять интерес к работе. Его ответственность по отношению к обязанностям – снизиться. Это не в лучшую сторону отразится на сроках и качестве выполняемой работы.
Если сотруднику важен карьерный или профессиональный рост, предложите ему заняться новыми задачами. Например, возглавить направление или внутреннюю лабораторию, для которой вы давно искали руководителя. Если причина снижения мотивации в этом, сотрудник согласится. «Я был серьёзно настроен на увольнение.
Рабочие задачи стали настолько простыми для меня, что вызывали тоску и апатию. Я давно перерос эту должность. На меня давила энергия накопленного опыта и не растраченного потенциала. Перспектив в этой организации для себя я уже не видел», – вспоминает Игорь Олегович, коммерческий директор автомобильного концерна.
Игорь уже активно мониторил вакансии и даже сходил на несколько собеседований. Но руководство неожиданно сделало ему интересное предложение, от которого он не смог отказаться. Игорю доверили возглавить новое перспективное направление. Так компания сохранила ценного специалиста и обрела в его лице лояльного сотрудника и талантливого руководителя.
На сегодняшний день Игорь является коммерческим директором известного автомобильного концерна. Чтобы этой проблемы не возникло, можно предложить сотрудникам самостоятельно разработать план своего развития, Такую практику активно используют в компаниях Google, Twitter, Zappos, Facebook и Starbucks 8,
Причина #3 Неоправдавшиеся карьерные ожидания Это нередкое явление. При приёме на работу высококвалифицированный сотрудник согласился на более низкую должность с перспективой роста. Однако, его ожидания не оправдались. Что делать, если вы пока не можете предложить ценному сотруднику желаемое повышение? Специалист должен понять, что руководство знает о его талантах и умениях.
Поднять мотивацию могут даже краткосрочные интересные проекты, Например, если работник хорошо знает английский язык, ему можно поручить перевод иностранных документов или презентаций, создание обзора зарубежной прессы на тему, связанную со сферой деятельности компании.
Сотрудник с развитыми процессными навыками может участвовать в разработке должностных инструкций, схем взаимодействия между подразделениями. Отличным решением станет горизонтальное перемещение, Такой рост может сопровождаться повышением заработной платы и дать сотруднику новый профессиональный опыт. «Вертикальный рост сегодня – лишь один из основных методов мотивации сотрудников, однако отнюдь не самый эффективный.
Его весьма уверенно потеснит возможность горизонтального развития – именно так можно и даже нужно удерживать сотрудника, если по тем или иным причинам нет возможности повысить его в должности» – комментирует Серафим Серегин, старший рекрутёр Лизинговой компании АНКОР 9,
Причина #4 Напряжённый рабочий график вызывает стресс Сотрудник недоволен тем, что часто получает важные задания по вечерам – со сроками исполнения к утру следующего дня? Ему приходится часто работать сверхурочно? Трудиться по выходным? Он вынужден находиться на связи 24/7? Подобные ситуации вызывают стресс.
Особенно, если для выполнения задачи сотрудник должен взаимодействовать с другими подразделениями (например, нужно запрашивать данные у филиалов). Если своевременно не принять меры, это приведёт к негативным последствиям. Как они могут проявляться?
- Высокий уровень стресса и тревожности
- Производственные травмы
- Увеличение количества ошибок (брака)
- Снижение продуктивности
- Утрата доверия к руководству и лояльности к компании
- Развитие психосоматических заболеваний
- Э моциональное выгорание
Эти последствия ведут к демотивации сотрудника, и он полностью утрачивает интерес и способность к работе. Для того, чтобы подобных ситуаций не происходило, HR-менеджеры могут запланировать тренинги по управленческой культуре и планированию для руководителей разного уровня.
- Ещё один совет – разработка памяток «Соблюдение режима работы и отдыха», «Как не привести компанию к трудовым спорам», «Управленческие ошибки, приводящие к нервным перегрузкам у персонала, и как их избежать».
- Сотрудникам нужно дать возможность восстановить силы после напряжённой деятельности.
- Можно провести антистрессовый тренинг, включить в соцпакет абонемент в фитнес-клуб, тренажёрный зал или бассейн.
Не всегда подобная проблема возникает по инициативе работодателя. Трудоголизм может происходить от чрезмерной амбициозности и перфекционизма самого сотрудника. Проблемы возникают у тех, кто не умеет адекватно распределять нагрузку и вовремя восстанавливать потраченные ресурсы.
- PricewaterhouseCoopers придумали интересный способ борьбы с таким трудоголизмом.
- Они обязались 4 раза в год доплачивать $250 сотрудникам, которые проведут в отпуске целую неделю без перерывов.
- А Boston Consulting Group разрешают своим сотрудникам брать до 2 месяцев отпуска или сокращать количество рабочих часов.
Условием является определённое количество времени, отработанное на одной должности 10, Причина #5 Руководство игнорирует рационализаторские предложения и инициативы Есть категория сотрудников, у которых всегда изобилие идей. Когда они сталкиваются с проблемой, то сразу же начинают искать решения и предлагать их коллегам и руководителям.
Но, если руководитель придерживается консервативных взглядов или не имеет достаточно времени проанализировать идею, инициативы остаются без внимания. В результате у работника снижается мотивация, и он переходит в режим работы «с девяти до шести». Примечательно, что данный фактор снижения мотивации типичен для сотрудников с выраженным стилем лидерства «Инноватор».
Подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Генераторы идей»: как эффективно управлять инноваторами компании?», Чтобы сотрудники, которым важно реализовывать идеи, не теряли мотивации, в компании нужна система фиксирования, тестирования и реализации инициатив.
- Например, чтобы стимулировать работников предлагать идеи, можно запустить конкурс инноваций с подведением итогов раз в месяц или квартал.
- Лучшие предложения должны быть реализованы, а их авторы – награждены.
- Это могут быть не только внутренние, но и внешние проекты – научные конференции, международные гранты, конкурсы, фестивали и т.п.
Так сотрудники Mary Kay принимают участие в различных мероприятиях. Среди наиболее известных – ежегодная конференция Общества исследовательской дерматологии. Конференция даёт участникам возможность обмениваться инновационными идеями и разработками 11,
- Jony Ive Is Leaving Apple, but His Departure Started Long Ago // WSJ. Трипп Микл.2019.
- Почему Джони Айв покинул Apple? // Wylsacom Media.2019.
- Как понять, что мотивация сотрудника снижается – 12 признаков // Про бизнес.2018.
- Мотивация бесполезна // Ведомости. Фёдор Сваровский.2002.
- Леруа Мерлен Россия // Официальная страница в Вконтакте.
- Как создать Dream Team: секреты от «Леруа Мерлен» // New Retail. Анна Петрошай.2014.
- Фейсбук // Teletype.in. Илья Варламов.
- Современная мотивация персонала: 12 идей, которые вы точно оцените // ТопФактор. Марина Швоева.2017.
- Как удержать сотрудника, которого пока не получается повысить // RUSBASE. Ксения Дементьева.2013.
- Почему отказаться от переработок так сложно // RUSBASE. Евгения Лиханова.2021.
- Mary Kay Unveils Skin Health Grants, Breakthrough Retinol Research at 2021 Society for Investigative Dermatology Conference // Businesswire.com.
Как повысить мотивацию у учащихся?
Встраивайте новый материал в уже имеющуюся систему знаний по вашему предмету и другим дисциплинам — так вы покажите их взаимосвязь и важность отдельного элемента в цельной парадигме. Акцентируйте внимание на актуальности и новизне учебного материала. Делайте акцент на раскрытии практической и научной значимости знания.
Полный ответ
Что является основой учебной мотивации обучающегося?
Мотивация учебной деятельности учащихся основной школы Л.В. Евстюнина Современный подход к процессу обучения ориентирует педагогов не только на усвоение знаний и умений по предметам (хотя это остается одним из важнейших показателей в школе), но также на развитие учащихся.
- Педагог при подготовке к урокам думает не только о собственной деятельности, но и о развитии учебной деятельности своих учеников.
- Это обусловлено пониманием того, что успешность выпускника после окончания школы во многом будет зависеть не только от знаний и умений в образовательных областях, но и умения понимать цели предстоящей деятельности, самому эти цели определять, соотносить их со своими возможностями, намечать и выбирать способы их достижения и т.д.
Именно этим умениям важно научить ребенка в школе, т.к. это поможет ему для дальнейшего продолжения образования, «позволит каждому школьнику самостоятельно осваивать новые темы и разделы, легче ориентироваться в требованиях к знаниям, свободнее делать выбор и принимать решения.
- Человек, умеющий строить свою деятельность, — человек независимый и самостоятельный».
- Полагаем, что именно такие качества нужны современному человеку для того, чтобы быть конкурентноспособным в современном обществе.
- На протяжении одиннадцати лет ведущей деятельностью для школьника является деятельность учебная,
В работах наших российских психологов (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) определяется структурный состав учебной деятельности (см. рис.1), Эта деятельность включает три компонента: мотивационный, содержательный и операционный. В свою очередь, самый первый компонент – мотивационный — рассматривается с двух позиций: «познавательные потребности» и «учебно-познавательные мотивы», т.е.
- Желание узнать что-то новое, овладеть новым способом решения, самостоятельно определить путь поиска нового знания и т.п.
- По Эльконину, учебно-познавательный мотив – это «побуждение, направленное на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий».
- Появление у учащихся учебно-познавательного мотива активизирует не только мотивационную сферу.
Стремление проявить настойчивость при поиске нового знания активизирует волевую сферу и сферу саморегуляции учебной деятельности. Какое же место в формировании учебной деятельности занимает мотивация? Педагогическая психология дает следующее описание структуры учебной деятельности и места мотивов в ней: Учебная деятельность = потребность + мотив + цель (учебная задача) + учебные действия + самоконтроль + самооценка + результат.
- Исходя из этого следует, что одной из особенностей формирования учебной деятельности является «сознательное и самостоятельное составление учащимися ориентировочной основы действий (ООД) – системы ориентиров и указаний, пользуясь которой, человек выполняет данное действие»,
- Но для того, чтобы ученик сознательно овладел новыми понятиями и способами действий, необходимо вместе с ним выяснить происхождение вновь вводимых понятий и действий, показать их необходимость и определить теоретические основы усваиваемых действий.
То есть знания не должны даваться в «готовом виде», а «изучение любого нового понятия, нового раздела должно начинаться с мотивационного введения, с разъяснения для чего, почему, зачем должно изучаться данное понятие или раздел», В то же время, наблюдения на уроках позволяют сделать вывод, что далеко не все учителя учитывают этот компонент при подготовке и ведении уроков.
Особенно часто этот недостаток отмечается в работе молодых специалистов и учителей, пришедших в школу из других отраслей народного хозяйства. И напротив, как показывает практика, наиболее эффективными являются уроки, на которых учитель активно, различными методами стимулирует интерес к учению, способствуя тем самым формированию у учащихся устойчивой учебной мотивации.
Прежде всего, мотивация мобилизует внимание учащихся, что создает благоприятные условия для глубокого усвоения учебного материала. Поэтому первым элементом мотивационной основы учебной деятельности учащегося в соответствии с теорией обучения является «сосредоточение внимания на учебной деятельности».
Мотивационная основа учебной деятельности включает следующий набор компонентов: 1.Сосредоточение внимания учащихся на учебной мотивации.2.Осознаие смысла предстоящей деятельности.3. Осознанный выбор мотива.4.Целеполагание – выработка учащимися целей учебной деятельности.5. Стремление к цели – осуществление целей учебной деятельности.6.
Стремление к достижению успеха – осознание уверенности в правильности действий.7. Самооценка процесса и результатов деятельности – эмоциональное к ней отношение. Первый элемент: что заставляет ученика активизировать внимание? В случае непроизвольного внимания предмет притягивает ученика своими свойствами: необычное, новое, яркое, занимательное, связанное с будущей профессией и т.д.
Произвольное внимание возникает в результате усилия воли ученика или установкой: «будь внимательным». Но волевое усилие, каким бы глубоким оно не было, не может поддерживать активность учебного процесса продолжительный период. Кроме того, как указывают психологи «При отсутствии более или менее эмоциональной привлекательности может существовать осознание значимости объекта, обязанности, долга, но не будет интереса» (С.Л.
Рубинштейн),7. Самооценка процесса и результатов деятельности – эмоциональное к ней отношение. Первый элемент: что заставляет ученика активизировать внимание? В случае непроизвольного внимания предмет притягивает ученика своими свойствами: необычное, новое, яркое, занимательное, связанное с будущей профессией и т.д.
- Произвольное внимание возникает в результате усилия воли ученика или установкой: «будь внимательным».
- Но волевое усилие, каким бы глубоким оно не было, не может поддерживать активность учебного процесса продолжительный период.
- Кроме того, как указывают психологи «При отсутствии более или менее эмоциональной привлекательности может существовать осознание значимости объекта, обязанности, долга, но не будет интереса» (С.Л.
Рубинштейн), Беседы с учащимися и результаты анкетирования указывают на то, что некоторые школьные предметы дети учат постольку, поскольку они включены в школьную программу. Иначе говоря, их мотивы имеют неопределенный характер и в дальнейшем могут привести к потере интереса к учебе в целом.
Если же учебный процесс строится таким образом, что ученик осознает мотив и цели изучения предмета, то учение становится интересным и привлекательным занятием. Это достигается тем, что на каждом уроке перед учеником раскрывается смысл предстоящей деятельности: что необходимо узнать, какими умениями и навыками овладеть и почему, что для этого необходимо сделать.
В идеале, под влиянием различных благоприятных условий учение постепенно может перерасти во внутреннюю потребность учащегося и стать самоцелью. Как определить состояние процесса формирования учебной деятельности? Это особенно важно знать при переходе учащихся из начальной школы в среднюю (для организации продуктивной работы по преемственности в обучении между начальной и основной школами), при наборе учащихся в 10 класс, при организации работы классов КРО и формировании гимназических классов, т.е.
- Диагностика учебной деятельности имеет несколько значений.
- Во-первых, она крайне необходима на начальном этапе обучения, чтобы преподаватели смогли определить свои цели и первоочередные задачи в организации занятий.
- Во-вторых, знание возможностей учащихся в учебной деятельности позволяет преподавателю организовать управление развитием учебной деятельности в целом, а также тех ее компонентов, которые прежде всего в этом нуждаются.
- В-третьих, диагностика важна не только для преподавателя, но и для самого обучаемого.
- Исследование по изучению сформированности учебной деятельности предполагает проведение следующих мероприятий:
- анкетирование с целью изучения отношения учащихся к учебе по отдельным предметам (в т.ч. мотивам учения);
- беседы с учащимися для выявления личностного отношения учащегося к проблеме учебной деятельности;
- анкетирование с целью получения самооценки умений, специфичных для учебной деятельности;
- анализ конспектов и других письменных работ;
- наблюдение за реакциями учащихся во время занятий;
- анкетирование учителей по созданию условий для мотивации учебной деятельности учащихся на уроках;
- анкетирование родителей или беседа с ними о формировании мотивации учебной деятельности.
Все это позволяет выявить и ценить как уровень развития мотивации учения в целом по классам, так и по конкретным предметам, умение учащихся разного возраста ставить перед собой учебные задачи, умение владеть учебными действиями. Кроме того, результаты исследования дают возможность конкретизировать работу с учащимися каждого класса.
Для изучения уровня сформированности мотивации учебной деятельности в нашей школе было организовано и проведено специальное исследование. Оно проводилось путем анкетирования учащихся. Рассмотрим результаты анкетирования учащихся 5-х классов. Анкетирование проводилось в параллели пятых классов школы в ноябре 2005 года.
Цель: изучение уровня сформированности основных мотивов учебной деятельности учащихся на различных уроках. Учащимся предлагалось оценить ряд утверждений (см. табл.1). Оценка проводилась в баллах по следующей шкале: 2 – всегда бывает; 1 – иногда; о – никогда не бывает.
- I – ситуативный (неопределенный) интерес;
- II – учение по необходимости (волевые усилия);
- III – интерес к предмету;
- IV – повышенный познавательный интерес.
- В анкетировании приняли участие 17 учеников 5 класса «А» и 18 учеников 5 класса «Б». Обработка результатов анкетирования проводилась классными руководителями по следующей схеме:
- Все утверждения разделены на блоки, позволяющие определить вид учебной мотивации:
1) для каждого ученика надо определить (вычислить) средний балл по блоку. Для этого надо найти сумму всех баллов в блоке и разделить ее на произведение вопросов и количество предметов (пример — сумма баллов в блоке I равна 42, 3 вопроса х на 10 предметов =30; средний балл равен 42: 30= 1.4)
- 2) вычислить средний балл по каждому блоку в классе и по классу в целом;
- 3) На основании полученных данных по средним баллам по блокам построить графики уровня сформированности мотивации учебной деятельности для каждого класса.
- В графической форме результаты анкетирования представлены на рис.1
В графической форме результаты анкетирования представлены на рис.1
Результаты анкетирования учащихся позволяют сделать следующие выводы:
уровень сформированности мотивации учебной деятельности по всем блокам вопросов в 5 классе «Б» выше, чем в 5 классе «А» (см. табл.2).
Таблица 1.
Классы | Ситуативный интерес | Ученье по необходимости | Интерес к предмету | Повышенный познавательный интерес |
5-а | 1,49 | 1,2 | 1,21 | 1,12 |
5-б | 1,78 | 1,56 | 1,58 | 1,58 |
ol>
- По данной методике уровень мотивации оценивался следующим образом:
- более 80 % — оптимальный уровень;
- 65 — 84% — достаточный уровень;
- 40 — 64% — низкий уровень.
- Более глубокий анализ позволяет выявить:
- какой именно мотив в каждом блоке наиболее сформирован ; например в блоке «ситуативный интерес» в 5-а на первом месте –«нравится получать хорошие оценки», а в 5-б – «нравится учитель»; в блоке «интерес к предмету» в 5-а – «узнаю много нового на уроке», а в 5-б – «получаю удовольствие от работы на уроке»;
- ранжирование ответов по некоторым вопросам косвенно позволяют оценить деятельность учителей; например на вопросы «на каких уроках бывает интересно», «каких уроков жду с нетерпением», «на каких уроках заставляют думать» или «хочется узнать больше» — в обоих классах почти по всем позициям наиболее высокий показатель по природоведению; кроме того в 5-а – по русскому языку, литературе и математике, а в 5-б – по информатике, математике, музыке и физкультуре.
Следует заметить, что не все из этих предметов ведут одни и те же учителя. Следовательно, уровень сформированности мотивации зависит не только от состава учащихся данного класса, но также от состава преподавателей, работающих в них. Для получения объективной информации по данной проблеме важно оценить, в какой степени учителя владеют и применяют на уроках методы, способствующие формированию мотивации учебной деятельности. Так выглядит одна из заполненных учителем анкет.Инструкция учителям : « К оллеги! Вам предстоит самим оценить уровень своей деятельности по созданию условий для мотивации учебной работы учащихся на уроке». Методика обработки анкет была аналогична той, которая использовалась в предшествующем исследовании: подсчитывался средний балл по каждой из 4-х групп для каждого учителя, а затем по группе учителей для каждого класса и строился график.
Эмоциональные методы мотивации | Познавательные методы мотивации | Волевые методы мотивации | Социальные методы мотивации | Средний балл | |
5-а | 1,27 | 1,27 | 1,55 | 1,53 | 1,41 |
5-б | 1,38 | 1,29 | 1,57 | 1,50 | 1,43 |
table>
img class=’aligncenter wp-image-189362 size-full’ src=’https://orsk-6.ru/wp-content/uploads/2022/10/raxyquzhezheqafaeqae.jpg’ alt=’В Каком Возрасте Происходит Снижение Учебной Мотивации’ />
Полный ответ
Что такое негативная мотивация?
Отрицательная мотивация: применять или отказаться? С самого детства мы сталкиваемся с отрицательной мотивацией: «пока не сделаешь уроки, гулять не пойдешь», «не получишь конфеты, пока не съешь суп», «надень шапку, иначе заболеешь». И как правило, такая мотивация действительно хорошо работала. По природе своей человек склонен к лени, комфорту, прокрастинации.
Чтобы не увязнуть в этом, человека необходимо мотивировать. Существуют разные виды мотивации — внутренняя, личностная, позитивная и др. Но в этой статье мы подробнее поговорим об отрицательной мотивации, к которой всегда есть вопросы. Отрицательная мотивация строится на противопоставлении положительного и отрицательного эффекта.
Таким образом данная система направлена на пробуждение страха, негативных эмоций человека, которые заставляют личность совершать то или иное действие. Отрицательная мотивация чаще всего воздействует на следующие чувства: Страх — сильнейшее чувство, которое моментально побуждает к действию.
- Каждый человек чего-то боится.
- Это может быть страх потери работы, близких, причинение боли, не оправдание ожиданий, потеря сбережений и многое другое.
- Человек нуждается в комфорте и спокойствие и очень боится лишиться этого.
- Поэтом готов на многое, чтобы преодолеть этот страх.
- Чувство вины — еще одно отрицательное чувство, которое способно мотивировать.
Но этот мотив работает в ситуации, когда человек совершил ошибку и жалеет об этом. Появляется чувство ответственности за содеянное и непреодолимое желание исправить это. Пройдите онлайн-курсы бесплатно и откройте для себя новые возможности Конкуренция — тоже относится к отрицательным мотивам.
- Это постоянная необходимость быть первым и лучшим несмотря ни на что.
- А если человек не подвержен соревновательному духу, то его может мотивировать отсутствие премии, дополнительных бонусов, внимание руководителя/учителя/родителя.
- Неудовлетворенность собой — это хороший стимул для развития.
- Если вы стремитесь стать хорошим специалистом, вам не нравится ваша фигура или одежда, вы хотите стать лучше, чем коллега, подруга, то это и будет являться сильнейшим стимулом в преобразовании вас, как личности.
Важно понимать, что отрицательная мотивация может оказывать как положительный эффект, так и негативный. Поэтому необходимо учитывать психологическое состояние человека и несколько других важных факторов:
Интеллектуальное развитие. Чем образованнее человек, тем меньше он будет поддаваться отрицательным воздействиям в силу широкого кругозора и малой подверженности страхам. В этой ситуации лучше всего будет работать как раз премия, бонусы, комфортные условия, то есть положительная мотивация. Возраст. Как правило, молодые люди полны энтузиазма и энергии, у них нет большой ответственности и плохого опыта за спиной, поэтому на них такая мотивация работать не будет. А вот люди старшего поколения более уязвимы, они боятся потерять работу, так как думают, что не смогут найти другую. Наличие семьи, финансовых обязательств. Когда на человеке лежит большая ответственность в виде обеспечения семьи или погашения ипотеки, то у него будет больше страхов потерять стабильный заработок. Такие люди более усердные и покладистые.
Принято считать, что отрицательная мотивация лучше и быстрее воздействует на человека, но как долго этот метод будет исправно работать? Ведь человек может дать и обратную реакцию. Поэтому в работе стоит применять материальную и нематериальную мотивацию.
Полный ответ
Какие виды учебной мотивации бывают у школьников?
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещен Стр.10 Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т.д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов.
Соответственно принято различать две большие группы мотивов:1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Эти группы мотивов описаны в психологической литературе (СНОСКА: См.: Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.М., 1969; Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред.Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной.М., 1972; Мотивация учения /Под ред.М.В.
Матюхиной. Волгоград.1976.). Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп: 1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням (СНОСКА: См.: Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.М., 1979, с.97.).
Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.; 2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;
Полный ответ
Что такое учебная мотивация?
Разные определения — Сегодня этот термин может пониматься по-разному. Так, например, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов считают, что мотивом учебной деятельности необходимо называть направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним к ней отношением.
Полный ответ